Свпд по ирану что это
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) стал результатом дипломатических переговоров в рамках «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и был окончательно согласован и принят на уровне министров иностранных дел 14 июля 2015 г. в Вене при участии Высокого представителя ЕС Ф.Могерини.
20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял одобряющую СВПД резолюцию 2231. 15 декабря 2015 г. внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, которая закрывала досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, отменила действие всех предыдущих резолюций СУ по иранскому вопросу, определяет четкую перспективу полного закрытия данной темы в Агентстве, а также заложила юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.
План действий продемонстрировал, что политико-дипломатическое урегулирование проблем в области ядерного нераспространения действительно возможно. Договоренности были тщательно выверены и опирались на баланс интересов. Российская сторона изначально, еще на этапе разработки Плана действий настаивала на том, что его устойчивость и долгосрочная эффективная реализация может быть обеспечена исключительно на основе поэтапности и взаимности. Данная формула была выдвинута Президентом России В.В.Путиным.
СВПД оказался весьма действенным и позволил купировать запредельное напряжение вокруг ИЯП. Все имевшиеся у МАГАТЭ вопросы к Тегерану были сняты. Иранская сторона добровольно взяла на себя серьезные обязательства по приостановке и ограничению целого ряда аспектов своей ядерной программы, прежде всего, в области обогащения урана. При этом договоренности подтвердили право Ирана развивать мирную ядерную деятельность под контролем со стороны МАГАТЭ. Со всех точек зрения «ядерная сделка» была оптимальным сочетанием обязательств и преимуществ, которые получали участники, а главным бенефициаром оказалось международное сообщество.
Помимо основной части СВПД содержит пять развернутых технических приложений:
Начало практической реализации СВПД состоялось 16 января 2016 г. после того, как МАГАТЭ выпустило доклад, подтверждающий, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.
Иран также демонтировал активную зону недостроенного тяжеловодного реактора в Араке. Международный консорциум в составе «шестерки», Ирана и, возможно, третьих стран займется реконфигурацией реактора таким образом, чтобы исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Все излишки производимой в Иране тяжелой воды, которые будут превышать потребности перепроектированного Арака в объеме 130 тонн, должны продаваться Ираном на международном рынке. Тегеран отказался на 15 лет от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива и проведения НИОКР в данной области.
Иран начал применять Дополнительный протокол к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях и модифицированный Код 3.1 (заблаговременное информирование МАГАТЭ о сооружении новых ядерных объектов), которые являются ключом к подтверждению исключительно мирной направленности ИЯП. Кроме того, увеличился штат инспекторов Агентства, которые на постоянной основе находятся на иранских ядерных объектах. У них в распоряжении имеются передовые технологии мониторинга и верификации, такие, например, как электронные печати и электронные системы непрерывного контроля уровня обогащения. В рамках СВПД также сформирован эффективный механизм урегулирования спорных вопросов относительно доступа Агентства на те или иные объекты Ирана, где гипотетически может осуществляться деятельность, не соответствующая СВПД.
В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также экстерриториального характера и затрагивающих интересы третьих стран) и всех рестриктивных мер со стороны ЕС.
Имелось в виду, что ограничения по линии СБ ООН на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений сохранятся до 2020 года. Вводился разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок – после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, должен действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.
До 2025 года будет функционировать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков. Осуществление данных поставок потребует получения разрешения со стороны СБ ООН, который будет ориентироваться на рекомендации профильной Рабочей группы Совместной комиссии СВПД. Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.
Договоренности предполагали, что все вышеперечисленные ограничительные меры могут быть отменены досрочно в случае появления «расширенного заключения» МАГАТЭ об отсутствии в Иране незаявленных ядерных материалов и деятельности, в направлении разработки которого Агентство планомерно продвигается.
В рамках резолюции СБ ООН 2231 был предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства по Плану действий. Восстановление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии СВПД, что стало бы своего рода «фильтром» перед вынесением этой темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и других вопросах реализации договоренности. При этом в рамках СБ ООН исключалась возможность автоматизма в восстановлении санкций: участнику, добивающемуся их возобновления, пришлось бы поставить на голосование позитивную резолюцию СБ ООН о сохранении режима отмены санкций и самому же проголосовать против нее.
СВПД и резолюция СБ ООН 2231 также содержат специальные положения о том, что все меры Соглашения не создают каких бы то ни было прецедентов для других стран ни с точки зрения развития ЯТЦ, ни в плане привязки МАГАТЭ.
С приходом новой Администрации США в 2017 г. реализация СВПД столкнулась с серьезным вызовом. Д.Трамп сразу же после избрания президентом США взял курс на подрыв СВПД в рамках выполнения своих предвыборных обещаний. 13 октября 2017 г. в ходе программного выступления по стратегии в отношении Ирана он объявил, что не подтверждает Конгрессу добросовестное соблюдение Ираном СВПД. Тегерану вменялись в вину его политика на Ближнем Востоке, включая поддержку террористических, в понимании Вашингтона, групп, развитие баллистической ракетной программы и несоблюдение прав человека.
Используя приведенные обвинения в адрес Ирана в качестве аргументации, 8 мая 2018 г. Д.Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении всего «пакета» односторонних экстерриториальных антииранских санкций, которые отменялись Вашингтоном в рамках реализации всеобъемлющих договорённостей.
В своем докладе СБ ООН в декабре 2018 г. Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш выразил сожаление в связи с действиями США по подрыву СВПД, квалифицируя их как «идущие вразрез с резолюцией СБ ООН 2231». и назвав «серьезным вызовом». Позиция Вашингтона вызывает широкое международное неприятие.
8 мая 2019 г. в ответ на деструктивные действия со стороны США и введённые ими санкции президент ИРИ Х.Рухани объявил о приостановке Ираном выполнения части добровольных обязательств по СВПД.
5 января 2020 г. на волне резкого обострения противоречий с США Тегеран объявил о финальном этапе приостановки своих добровольных обязательств по Плану действий. Иранская сторона также подтвердила полную техническую обратимость предпринятых шагов и готовность вернуться к полному соблюдению всех условий СВПД в том случае, если европейские страны устранят пробелы в выполнении своей части «ядерной сделки».
Вместе с тем Иран и по сей день остается самым проверяемым со стороны МАГАТЭ государством в мире и продолжает тесно взаимодействовать с Агентством, в том числе добровольно применяет Дополнительный протокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях.
Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе
14 июля 2015 года Иран и «шестерка» международных посредников (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция, Германия) достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома: был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совета Безопасности (СБ) ООН, США и Евросоюза.
Согласно документу, долгосрочный план Ирана включает ограничения на все работы по обогащению урана и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в этой области в течение восьми лет.
СВПД предусматривает, что через 10 лет Иран приступит к поэтапному выводу из эксплуатации своих центрифуг типа ИР-1. В течение этого периода Иран будет поддерживать уранообогатительную мощность в Натанзе на уровне, не превышающем 5060 центрифуг ИР-1. Излишние центрифуги и инфраструктура, связанная с обогащением урана, в Натанзе должны храниться под непрерывным наблюдением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Иран продолжит производить НИОКР таким образом, чтобы не осуществлялось накопление обогащенного урана. В течение десяти лет иранские НИОКР в области обогащения урана будут включать только центрифуги типов ИР-4, ИР-5, ИР-6 и ИР-8. Иран должен приступить к дальнейшим испытаниям 30 машин ИР-6 и ИР-8 через восемь с половиной лет.
В течение 15 лет Иран будет поддерживать свои запасы урана с обогащением до 3,67% на уровне, не превышающем 300 килограммов.
Избыточное количество урана должно продаваться по рыночной цене и доставляться иностранному покупателю в обмен на природный уран.
Весь остающийся оксид урана с обогащением от 5% до 20% будет использован для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР).
В течение 15 лет Иран не будет сооружать дополнительных тяжеловодных ректоров или накапливать тяжелую воду. Все избыточные объемы тяжелой воды будут экспортироваться на международный рынок.
В течение 15 лет Иран должен заниматься переработкой отработавшего ядерного топлива или проводить НИОКР в этой области.
Согласно тексту СВПД, Иран дает разрешение МАГАТЭ осуществлять меры транспарентности, которые включают долгосрочное присутствие МАГАТЭ в Иране, мониторинг МАГАТЭ в течение 25 лет на всех иранских предприятиях по переработки урановой руды и производству уранового концентрата, наблюдения в течение 20 лет в отношении роторов и сильфонов центрифуг, использование одобренных и сертифицированных современных технологий МАГАТЭ и др.
20 июля 2015 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2231, одобряющую принят Совместный всеобъемлющий план действий.
15 декабря 2015 года внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, подготовленную «шестеркой» на основе российского проекта. Резолюция закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, закладывает юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.
18 октября 2015 года Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу.
16 января 2016 года началась практическая реализация СВПД по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП).
Это стало возможным благодаря докладу МАГАТЭ, подтверждающему, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.
В частности, Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67%, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5% урана сведены до уровня в 300 килограммов, а излишки вывезены в Россию. Иран также демонтировал активную зону недостроенного в Араке тяжеловодного реактора.
В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также затрагивающих интересы третьих стран) и всех ограничительных мер со стороны ЕС.
До 2020 года по линии СБ ООН сохранятся ограничения на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений. Вводится разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, будет действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.
До 2025 года будет функционировать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков.
Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.
В рамках резолюции СБ ООН предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства по Плану действий. Однако восстановление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии СВПД.
13 ноября 2017 года вышел очередной доклад МАГАТЭ, в котором было подтверждено, что Иран придерживается своих обязательств по СВПД.
США и их союзники не раз обвиняли Тегеран в нарушении договоренностей.
Президент США Дональд Трамп еще до своего избрания жестко критиковал соглашение, называя его «худшей сделкой», и не исключал, что выйдет из нее, если соглашение не удастся «исправить».
В январе 2018 года США и «европейская тройка» (Великобритания, Франция, Германия) создали группу для выработки дополнительного соглашения к сделке с Ираном. При этом к переговорам не пригласили Россию и Китай, которые были участниками прошлых договоренностей, ни Иран, в отношении которого администрация Трампа проводит более жесткий курс, чем администрация Барака Обамы.
Трамп продлил режим снятия с санкций с Ирана до 12 мая 2018 года и объявил, что это продление будет последним. Речь идет лишь о части санкций, которые были увязаны с СВПД, в то время как в США приняты и могут быть приняты другие ограничения в связи с «ракетной программой» Ирана и «поддержкой терроризма».
В Кремле заявляли о незыблемости Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской атомной программе (СВПД).
В конце апреля 2018 года премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил об обнаружении около 100 тысяч бумажных и цифровых документов о «секретной военной составляющей» ядерной программы Ирана.
В ответ на это заявление Москва призвала Израиль незамедлительно передать МАГАТЭ данные о продолжении Ираном ядерной программы, если таковые имеются.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
16 января 2016 г. началась практическая реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг ИЯП, согласованного 14 июля 2015 г. в Вене мининдел «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и Ирана при участии Высокого представителя ЕС Ф.Могерини. СВПД призван обеспечить комплексное и окончательное решение этой проблемы.
Помимо основной части Соглашения СВПД содержит пять развернутых технических приложений: обязательства Тегерана в рамках его ядерной программы, порядок отмены антииранских санкций СБ ООН и односторонних рестрикций США и ЕС, перечень сфер возможного сотрудничества с ИРИ в области мирного использования атомной энергии, модальности функционирования Совместной комиссии «шестерки» и Ирана, последовательность взаимных шагов «шестерки» и Ирана.
20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял одобряющую СВПД резолюцию 2231. 15 декабря 2015 г. внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, подготовленную «шестеркой» на основе российского проекта. Резолюция закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, отменяет действие всех предыдущих резолюций СУ по иранскому вопросу, определяет четкую перспективу полного закрытия данной темы в Агентстве, а также закладывает юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.
Начало практической реализации СВПД стало возможным после того, как МАГАТЭ выпустило доклад, подтверждающий, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.
Для этого Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67 процентов, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5 процентов урана сведены до уровня в 300 кг, а излишки вывезены в Россию. Иранские НИОКР в области обогащения урана будут развиваться в соответствии с согласованной в рамках СВПД ограниченной программой. Бывшее уранообогатительное предприятие в Фордо при содействии России будет перепрофилировано под производство стабильных изотопов.
Иран также демонтировал активную зону недостроенного в Араке тяжеловодного реактора. Международный консорциум в составе «шестерки», Ирана и, возможно, третьих стран займется реконфигурацией реактора таким образом, чтобы исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Все излишки производимой в Иране тяжелой воды, которые будут превышать потребности перепроектированного Арака, должны продаваться Ираном на международном рынке. Тегеран отказался на 15 лет от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива и проведению НИОКР в данной области.
Иран начал применять Дополнительный протокол к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях и модифицированный Код 3.1 (заблаговременное информирование МАГАТЭ о сооружении новых ядерных объектов), которые являются ключом к подтверждению исключительно мирной направленности ИЯП. Кроме того, увеличился штат инспекторов Агентства, которые на постоянной основе будут находиться на иранских ядерных объектах. У них в распоряжении имеются самые передовые технологии мониторинга и верификации, такие, например, как электронные печати и электронные системы непрерывного контроля уровня обогащения. В рамках СВПД также сформирован эффективный механизм урегулирования спорных вопросов относительно доступа Агентства на те или иные объекты Ирана, где гипотетически может осуществляться деятельность, не соответствующая СВПД.
В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также экстерриториального характера и затрагивающих интересы третьих стран) и всех рестриктивных мер со стороны ЕС.
В течение пяти лет по линии СБ ООН сохранятся ограничения на экспорт из Ирана всех вооружений и на импорт в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений. Вводится разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок – после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но на восемь лет будет действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.
В течение десяти лет будет действовать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков. Осуществление данных поставок потребует получения разрешения со стороны СБ ООН, который будет ориентироваться на рекомендацию Совместной комиссии СВПД. На десять лет рассчитано действие всей резолюции СБ ООН 2231, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.
Отчет сроков действия всех вышеперечисленных мер, включая резолюцию СБ ООН 2231, ведется от 18 октября 2015 г., когда СВПД вступил в силу. Однако они могут быть отменены досрочно в случае появления «расширенного заключения» МАГАТЭ об отсутствии в Иране незаявленных ядерного материала и деятельности.
В рамках резолюции СБ ООН предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства или серьезно их нарушает. Однако возобновление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии, что станет своего рода «фильтром» перед вынесением этой темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и других вопросах реализации договоренности. При этом в рамках СБ ООН исключается возможность автоматизма в восстановлении санкций: участнику, добивающемуся их возобновления, придется поставить на голосование позитивную резолюцию СБ ООН о сохранении режима отмены санкций и проголосовать против нее.
В рамках СВПД Россия отстояла недопустимость подрыва международного права, нейтрализовала попытки создать прецеденты размывания компетенции СБ ООН, практики соблюдения режима ядерного нераспространения, экспортного контроля и проверочной деятельности МАГАТЭ. СВПД, а также резолюция СБ ООН содержат специальные положения о том, что все меры Соглашения не создают каких бы то ни было прецедентов.
После начала 16 января практической реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в вопросе ИЯП начался качественно новый этап. Необходимо использовать новые возможности в интересах региональной и международной безопасности, а также укрепления режима ядерного нераспространения.
Иран продемонстрировал серьезность намерений в полном объеме выполнять свои обязательства по СВПД. Совокупность всех мер, предусмотренных Планом и резолюцией СБ ООН 2231, даст надежную гарантию исключительно мирной направленности ядерной программы Тегерана. Таким образом, логика развития ИЯП становится полностью понятной и контролируемой.
Россия будет содействовать обеспечению устойчивости СВПД.
Ядерная сделка Ирана: почти по Ильфу и Петрову
Отказ США от требований восстановить международные санкции в отношении ИРИ — первый шаг к реанимации СВДП. Но какой будет цена его полного «оживления»?
Накануне истек срок выхода Ирана из дополнительного протокола к договору в рамках МАГАТЭ — это означает, что он волен блокировать доступ инспекторов Международного агентства по атомной энергии на ядерные объекты ИРИ, если не будут выполнены обязательства других участников СВПД. Предварительно парламент Ирана принял закон, в соответствии с которым правительство в течение двух месяцев должно нарастить уровень обогащения урана до 20%, если страна не получит возможность свободно торговать нефтью и осуществлять финансовые операции.
Напомним, СВПД — это Совместный всеобъемлющий план действий, так называемая «ядерная сделка», предписывающая Ирану, в частности, сокращение обогащения урана до 3,67%; отказ от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония; сокращение количества центрифуг с 20 тыс. до 5 тыс. единиц. Кроме того, договор обязал Иран разрешить инспекцию и мониторинг деятельности его ядерных объектов. Все условия сделки, подписанной Ираном, США, Россией, Китаем, Францией, Великобританией и Германий в 2015 году, ИРИ выполнила. Взамен она должна была подучить отмену против нее международных санкций, и часть из них действительно была снята.
Но СВПД был подписан в бытность президентом США Барака Обамы. После прихода к власти Дональда Трампа Америка объявила о выходе из сделки и потребовала дополнительного введения санкций против Ирана, хотя участники Совместного плана этот шаг однозначно не одобрили. В ответ Тегеран объявил о приостановлении выполнения части пунктов соглашения. И вот что-то стало меняться с приходом к власти Джозефа Байдена, который в бытность соглашения по иранской ядерной программе был вице-президентом США, то есть он ее поддерживал.
Такое поведение Вашингтона можно рассматривать как важный сигнал к его возвращению в ядерную сделку и готовность к достижению компромисса с Ираном, в чем заинтересованы многие мировые игроки. Однако всех своих карт американцы не открывают, в то время как Тегеран хоть и приветствует шаг новой администрации, но считает, что она должна была, в первую очередь, в обязательном порядке и на деле отменить все санкции, в том числе, повторные и оглашенные Трампом. «Тогда мы незамедлительно дадим обратный ход всем корректирующим мерам», — заявил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. А верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи подчеркнул, что Тегеран возобновит действие протокола только после снятия санкций США.
Тем временем Евросоюз проинформировал, что проводит интенсивные консультации по возможности созыва неформальной встречи по ядерной сделке с участием США, но, передает РИА Новости со ссылкой на официального представителя МИД Ирана Саита Хатибзаде, Вашингтон не сможет участвовать в мероприятии, поскольку участником соглашения он не является. Впрочем, сказал он, «Иран изучает возможность присутствия США в качестве гостя».
Словом, пока место имеет всего лишь вербальщина с благими намерениями, не подкрепленная никакими практическими действиями. В канун «злосчастного» 23 февраля гендиректору МАГАТЭ Рафаэлю Гросси, по его словам, удалось достичь с Ираном «временного технического понимания», то есть МАГАТЭ продолжит необходимую верификационную деятельность и мониторинг в ИРИ в течение трех месяцев. Более подробно высказалась Организация атомной энергии Ирана: Тегеран дал три месяца на снятие санкций, чтобы был восстановлен онлайн доступ МАГАТЭ к информации на определенных ядерных объектах, а также к записям с камер на объектах. Иран будет хранить эту информацию три месяца, и если санкции сняты не будут, записи сотрут.
В общем, Иран в новой ситуации занял довольно жесткую позицию при всей своей заинтересованности в восстановлении СВПД в полном объеме в обмен на избавление от санкций. Вашингтон тоже заинтересован в «оживлении» сделки, но создается впечатление, что стороны чего-то выжидают. Совершенно не исключено, что смены власти в ИРИ — президентские выборы здесь должны состояться летом, и только к осени внутриполитический расклад сил в стране будет окончательно известен и утвержден.
В-третьих, у Тегерана, вероятно, есть опасения, что США снова потребуют прекращения развития ракетной программы «главного спонсора терроризма», как они окрестили ИРИ, и поставят условие, в соответствии с которым сохранение сделки было бы бессрочным. Кроме того, Вашингтон непременно постарается нивелировать роль Ирана на Ближнем Востоке. То есть торг со стороны США пойдет по-крупному, но Тегеран вряд ли расположен к уступкам. И за всеми долгими переговорами, если они начнутся без предварительного снятия санкций, ИРИ успеет, так или иначе, компенсировать свои потери в развитии атомной программы.
Похоже, что позиции Вашингтона в отношении восстановления действия СВПД довольно слабы. Он явно не хочет острой конфронтации с Ираном, но и «терять лицо» — тоже. Лучшим выходом из положения было бы снятие санкций без всяких условий и возвращение к сделке в том виде, в каком она была до выхода из нее США. В то же время у американцев есть искушение предложить альтернативу СВПД, то есть «пронести свое», что крайне сложно, имея в виду непоколебимость Ирана, сильно пострадавшего от санкций, но сохранившего суверенную политику. Другое дело, как долго продержится страна под затяжными санкциями, и как это отразится на ее внутриполитической обстановке.
И пока ситуация такова: отмена требований Трампа ни к чему не обязывают ни США, ни Иран, действующий по принципу «Утром деньги — вечером стулья, вечером деньги — утром стулья». А время не терпит — по большому счету это приложимо не только к США и Ирану, но и общему контексту международной безопасности.