Святая четыредесятница что это такое
Четыредесятница
Четыредеся́тница – 1) также Святая или Великая четыредесятница – первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост.
Первые 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.
В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.
Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.
Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.
Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого, а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста.
В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8‑м веке после победы над ересью иконоборчества.
Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.
В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту. В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.
Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.
Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.
Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря ( Ин.11:1–46 ).
В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.
Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Часто спрашивают: Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Потому что Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.
Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории
Страстная седмица 2018
Богослужения Страстной седмицы
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Святая Четыредесятница: что это в православии, и как ее проводить
В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.
Что такое Святая Четыредесятница
В третьем веке появились первые упоминания о Четыредесятнице.
Происхождение выражения
Само слово говорит за себя, оно состоит из слов: «четыре» и «десять». Это значит, что период состоит из сорока дней. Он восходит своими корнями к земной жизни Христа. Спаситель провел в строжайшем посте именно сорок дней в пустыне. В честь этого события и был создан самый главный пост у христиан. Он имеется у католиков и православных.
Значение понятия
История Появления Великого поста
В третьем веке был обычай принимать Таинство Крещение на Пасху. Перед ним оглашенные постились сорок дней по примеру поста Спасителя в пустыне. В знак солидарности с ними держали пост и остальные христиане. Также число «сорок» могло происходить и от количества часов, которые провел Спаситель во гробе.
На Востоке
На Западе
В Католической Церкви количество дней установилось не сразу. Сначала пост составлял 36 дней, позже ради числа «сорок» были добавлены еще четыре дня. Насчет воздержания в пище на Западе были не такие строгие правила, как в православии. Нельзя было вкушать только мясо, но позже ввелись запреты и на молочные продукты.
У католиков всегда существовал обычай вкушать пишу в пост только после вечерней службы. А поскольку это было не всем под силу, они стали служить ее раньше, после полудня. Позже было разрешено есть и по утрам. До наших дней на Западе сохранился такой режим питания в пост — одна обильная трапеза и две небольших.
Насчет строгости воздержания — у католиков пост более щадящий, чем у православных. В прошлом веке Папа официально издал указ — строго поститься только два дня (в Великую Пятницу и Пепельную Среду).
Как проводить Великую Четыредесятницу
Всем понятно, что это — время особого покаяния, осознания своих грехов, желания и попытки исправления своей жизни. Поэтому в такие дни надо отложить всякие развлечения, которые рассеивают ум.
Надо по возможности чаще ходить в храмы в этот период, читать духовные книги. Обязательно надо хотя бы раз поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Воздержание в пище способствует успокоению плоти, которая нередко мешает духовному восхождению. Ведь именно обилие жирной пищи и излишний покой расслабляют душу.
Однако, воздержание в пище не является самоцелью. Главное в посте — все же молитва и духовный рост.
Дата и сроки
Святая Четыредесятница состоит из пяти недель и пяти дней.
Великий пост каждый год имеет одинаковое количество дней и включает в себя:
Каждая неделя носит название по порядковому номеру (Первая седмица, Вторая седмица и т. д.). Каждый год пост начинается в разные дни, это зависит от того, в какой день празднуется Пасха. Как известно, празднование Пасхи связано с весенним полнолунием, а оно в каждый год приходится на новый день.
Этот пост может начаться в период с 15 февраля по 21 марта. В будущем году, например, он начнется 11 марта.
Подготовка к событию
К главному посту Церковь начинает подготавливать своих чад задолго, словно заботливая мать.
Подготовка состоит из трех недель:
Воскресенье последней недели (Масленицы) называется «прощеным», потому что в этот день все просят прощения друг от друга. На вечерней службе храмы облачаются в черный цвет, служится Чин прощения. Все — от настоятеля до прихожан — встают на колени и просят друг у друга прощения. Этот благочестивый обычай пришел из монашества — древние иноки уходили в затвор на весь период Великого поста и перед этим прощались со всеми.
Важно вступить в период поста, примирившись и попросив прощения у всех, особенно у тех, с кем мы были в ссоре.
Питание во время поста
Необходимо воздерживаться от скоромной пищи. Делается это для того, чтобы усмирить плоть, очистить душу и поднять дух. Все это имеет цель — с помощью молитвы приближение к Богу. Ведь непросто молиться и мыслить о духовном, если тело пресыщено пищей.
Что можно есть
Этот пост считается самым строгим, ведь он служит приготовлением к самому главному православному празднику — Пасхе. Возникает справедливый вопрос: что же можно есть в этот период?
Послабление поста допускается только по воскресеньям, субботам и праздникам. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сыроядение. В остальные дни можно есть вареную пищу без масла. На Первой и Страстной неделе устав предписывает вкушать только хлеб с водой. На праздник Благовещения и Вербное воскресенье разрешается рыба. В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. В первый день поста и Страстную пятницу обычно вообще ничего не едят.
Такой строгий устав рекомендуется только здоровым взрослым христианам. Больным же людям, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым разрешается послабление. Строгость воздержания все индивидуальна, поэтому надо обязательно советоваться с духовником.
В пост разрешается пища растительного происхождения, а именно:
Что нельзя есть
Людям с некоторыми хроническими заболеваниями разрешаются молочные продукты, но мясо обычно не благословляется даже тяжело больным, за исключением редких случаев.
В этот период нельзя есть пищу животного происхождения, а именно:
Особенности Богослужения
Каждая неделя этого периода индивидуальна, носит свое название и имеет свои особенности в богослужениях. Великопостные службы отличаются красотой и неповторимостью. Весь период читается особая молитва с тремя великими (земными поклонами), которая называется «молитва Ефрема Сирина».
В этот период бывает особая служба — Литургия Преждеосвященных Даров. На ней причащают уже заготовленными заранее Святыми Таинами. Поэтому на этой службе нет евхаристического канона, а вместо Херувимской песни поют песнопение «Ныне Силы Небесные с нами».
Особенности каждой недели:
Значение Святой Четыредесятницы
Надо понимать, что воздержание в пище — не самоцель, главное: очистить душу с помощью покаяния, избавиться от страстей, приблизиться к Богу и подготовиться к Празднику Праздников — Пасхе.
Важно не переборщить с ограничением в пище, чтобы не ослабить свое здоровье. Мы должны убивать не свою плоть, а страсти.
Поэтому не надо доводить себя до истощения, поститься следует разумно, в соответствии со своими физическими силами и состоянием здоровья. Как сказал один подвижник: «Тело наше как осел, не докормишь, не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится».
А для определения своей личной меры воздержания надо посоветоваться со священником.
Видео
Этот видеоролик поможет лучше понять суть поста.
Великий пост в 2022 году. 7 марта – 23 апреля
Подготовительный период к Великому посту
(с 13 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 6 марта ).
• Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
Календарь Великого Поста
1. Святая Четыредесятница
• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 7 марта – 10 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
• В пятницу седмицы вáий, 15 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).
2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
• Великий Понедельник ( 18 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников ( Быт.37 ); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима ( Мф.21:18-43; 24:3-35 ).
• Великий Вторник ( 19 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36–26:2).
• Великая Среда ( 20 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6–16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
• Великий Четверг ( 21 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Патриарх совершает освящение мира.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
• Великая Суббота ( 23 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).
Светлое Христово Воскресение. Пасха – 24 апреля
Недели после Пасхи
Седмица 1‑я по Пятидесятнице, сплошная ( 13 июня – 18 июня ).
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Установление Великого поста в ранней Церкви
Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи [1]. 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. [2] появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).
Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана («О крещении», 19). К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.
Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого [3]. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный [4], в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг [5].
В «Пасхальных посланиях» свт. Афанасия заметен процесс установления 40-дневного поста: в 329 г. пост охватывает лишь одну Страстную (Великую) седмицу, а в 340 г. Четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи. Пост первоначально был строго 6-недельным, а Первая Седмица была еще непостной, чем, по мнению великого русского литургиста Скабаллановича, объясняется отсутствие поста на первой седмице в католической практике [6]. Именно в IV в. перестали служить Божественную Литургию в постное время на буднях.
О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. [7], хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде [8].
К кон. IV – нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно. в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц. и постятся только 3 пятидневия. те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным. одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц. одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» [9]. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).
Духовное содержание Великого поста
Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе: «Кто пренебрегает Четыредесятницей. тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).
Поскольку Христос, как гласит Евангелие, постился в пустыне именно сорок дней (Мф 4:1), то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян (Ио 3:4), вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней.
В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.
С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).
В связи с тем, что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).
Время подготовки к Пасхе структурно делится на саму Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).
Современный устав поста исходит из правил для монахов, а древнерусский (константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в XVII в., так что постятся христиане «по силам» и с разными исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей и т.п.
Календарь Великого Поста
Богослужение
Использованные материалы
[1] см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12–13
[2] напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Александрийский († 311)
[5] Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29
[6] до II Ватиканского Собора и литургических реформ
[9] Socr. Schol. Hist. eccl. V. 22
[10] Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день
[11] Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня