Святая земля с дивеево что с ней делать
Святая Канавка — ограда до небес
Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря
В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.
Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Свеча старца
Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.
Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.
После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.
«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».
Чудеса на канавке
Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).
Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».
Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.
«Мы ничего не просили»
Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.
Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту. А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».
Святые источники
Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сергиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.
«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».
Чудеса после молитвы на Канавке Богородицы в Дивеево
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
История монастыря
Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности.
В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведённый за счёт средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселилась Александра и четыре послушницы.
В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.
По благословению попечителя Серафима в 1827 году, недалеко от Казанской основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых — монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова.
В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь.
Чудо зачатия
У автора статьи есть несколько подруг, вымоливших себе ребеночка на святой Канавке. Но не только ими исчисляется статистика. О чуде зачатия люди говорят с особенной теплотой, передавая по «беспроволочному телефону» надежду отчаявшимся женщинам.
Сюда приезжают не только молодые женщины, недавно вступившие в брак. Приходят на Канавку и те, кто прожили в бездетном браке 7, 15 и даже 20 лет! У них за плечами дорогостоящие и многолетние обследования и лечения, безрезультатные походы к врачам. И каждый год, проведенный в бездетном браке, уменьшает надежду….
И эти почти отчаявшиеся женщины идут на Канавку и от всей своей души молятся Богородице о ниспослании чуда.
Две моих подруги, прожившие в браке 5 и 7 лет, смогли забеременеть после посещения Дивеева и молитвы на Канавке. А у одной моей подруги тетя прожила в бездетном браке 20 лет! Она уже не верила в возможность самой беременности, и даже не относила себя к верующим людям. В Дивеево попала на экскурсию, а когда оказалась на Канавке… расплакалась… как будто душа у нее открылась. Уехала женщина с успокоенным сердцем, а через некоторое время забеременела. В 40 лет они с мужем стали счастливыми родителями, о чем и вернулись сообщить в Дивеево спустя год.
К сожалению, в короткой статье не перечислить всех чудес, которые происходят в Дивеево, в том числе и на Канавке. Свою статистику ведет монастырь, записывая свидетельства чудес. Но и каждый дивеевец может поделиться хоть одним рассказом о чуде, свидетелем которого был он сам, или его родные и друзья.
В святом месте мы живем, в чудесном. Но надо помнить, что чудеса даются нам в помощь и утешение, а не просто так. Благодарность, благоговение и уважение – вот те чувства, которыми стоит наполнять свое сердце, когда вы собираетесь на святую Канавку.
Упадок и восстановление обители в XX веке
После большевистской революции обитель продолжала функционировать до 1927 года. Часть монахинь расселились в соседних сёлах. Многие были репрессированы. Культовые здания отдали в распоряжение административных и учебных учреждений. Но даже в советское время к закрытым храмам приходили люди, проводили крестные ходы и службы.
Нижний храм Благовещенского собора в Дивеевском монастыре
В конце 80-х годов монашеская община начала вновь функционировать. В год празднования тысячелетия крещения Руси зарегистрировали дивеевскую православную общину. Через год в её распоряжение передали Троицкий храм. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1995 году обитель приобрела статус памятника архитектуры федерального значения.
Современная обитель — это место, куда каждый год приезжают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира. На её территории находятся несколько святых источников, множество мощей православных святых. Но главной святыней Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской лавры является Святая Канавка Пресвятой Богородицы.
В глушь. В Дивеево. За чудесами
ПОБЫВАТЬ в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, что в Нижегородской области, я мечтала давно. Ведь именно здесь находятся одни из главных святынь России — мощи Преподобного Серафима Саровского и Канавка, по которой ступала Богородица (она так и называется — Канавка Царицы Небесной). НАЧИТАВШИСЬ книг о многочисленных чудесах, происходящих в этих местах, я твердо решила: еду. И вот я здесь. С трепетом иду к благочинной монастыря устраиваться на послушание. С этой целью сюда приезжают те, кто хочет потрудиться на благо обители, или, как еще здесь говорят, во славу Божию.
Три голубки на кресте СРАЗУ же мне дают послушание — красить забор. Речи о том, чтобы передохнуть с дороги, устроиться в гостинице или найти другое подходящее жилье, не идет. Сказали красить — значит, надо красить. Вместе с женщинами, только что приехавшими из Новокузнецка, спешно оставляем вещи в хозяйственном помещении монастыря и, накинув рабочие халаты и повязав косынки, отправляемся на объект. Пустословить во время работы строго запрещено. Но обязательно надо молиться, читать про себя Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся…».
Через пару часов перед нами неожиданно появляется известный по последним сериалам актер с бревном на плече. Надвинув фуражку по самые брови, чтобы не узнали, он старается пройти мимо. Я не выдерживаю и прошу автограф. «В святой обители автографов не раздаю!» — получаю в ответ.
Вечером мы все идем окунаться в святой источник матушки Александры. По преданию, в нем исцеляются от многих болезней. Температура воды в купели — всего четыре градуса. С непривычки заходить холодно и страшно, но надо обязательно три раза окунуться с головой, чтобы все нечистые духи вышли. Женщины во время купания должны быть одеты в простую ночную сорочку и косынку в знак чистоты и покорности. Никаких рюшечек, тесемочек, декольте. На них, как утверждают богомолки, бесы цепляются.
После купели я увидела первое маленькое чудо — зашла в источник монахиня, и сразу же на крышу рядом стоящей часовенки прилетели три голубки и, дружно воркуя, сели на крест. «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь», — проговорили хором собравшиеся.
НОЧЛЕЖКУ нам определили у одной из инокинь. Именно ночлежку, потому что назвать двухъярусные нары со старыми-старыми матрацами, по-другому язык не поворачивается. Все удобства во дворе, кипятить воду даже своим кипятильником не благословляется, никакой посудины вроде таза, чтобы элементарно помыться, нет. Вот так меня встретил монастырь.
Стоило прилечь, как услышала рядом с собой тяжелый грудной кашель, затем соседку стало громко тошнить. «Господи, помоги!» — пронеслось в голове. Оказывается, рядом с нами поселили больную бомжиху, которая каждые полчаса либо сотрясается от кашля и кровавой рвоты, либо ходит под себя. Естественно, за ней нужен уход. После короткого совещания решаем: выносить горшок бомжихи будем по очереди. Я впадаю в панику. И тут же слышу голос одной из своих спутниц: «Смиряйся, сестра».
Немного придя в себя, начинаем знакомиться.
«Неделю назад на руках у меня умирал юноша, — говорит Мария полушепотом, — умница, два диплома и еще учился в аспирантуре. Один экзамен сдать осталось. Лежит на койке весь синий и, превозмогая боль, зубрит высшую математику. Я тогда подумала: зачем родители, зная диагноз, принесли учебник? Лучше бы батюшку позвали, чтобы побеседовал, причастил, успокоил. Говорю, что ему нужно отдыхать, а он отвечает, что некогда, еще успеет. Через два дня санитарочка прибегает, говорит: «Все, уходит». Я бегом к нему. Держу его за руку, а он смотрит на меня (двадцать четыре годка ему на днях исполнилось) и спрашивает: «Это все?». Я молчу, сижу, глажу его руку, а сама думаю, что у меня в соседней палате начинается приступ у дедушки. Но, как приклеенная, сижу с умирающим, не могу выпустить его руки и все говорю, чтобы не боялся. А он вздыхает: «Эх, математику не сдал!» Это были его последние слова»…
В монастырь Мария приехала не в первый раз, за помощью Серафима Саровского. Работать ей с каждым годом все труднее, а в Дивееве у нее как будто второе дыхание открывается.
Ольга работает художником-дизайнером в известной столичной фирме. У нее ухоженное лицо и модная прическа. Впрочем, уверяет она, так было не всегда: «Я несколько лет после развода просидела без работы и без денег. Однажды в троллейбусе ко мне подошла бабулечка и говорит: «Что, миленькая, работу найти не можешь?» Меня словно обожгло: откуда она это знает? «Не могу», — честно призналась я бабке. «А ты, ласточка, пойди в храм, — продолжает она, — купи свечечку потолще да и поставь Иверской Божией Матери и помолись ей. Попроси, чтобы она послала тебе работу. Можешь поминать меня, грешную, какими хочешь словами, если Божия Матерь тебе не поможет».
Как-то, проходя мимо церкви, думаю: дай зайду. Купила свечку, попросила старушку показать мне икону Иверской Божией Матери, подошла к ней, а молиться-то толком не умею. Стою, что-то лопочу про себя — и вдруг как зареву! Проревела минут двадцать, а потом быстро поставила свечку и ушла. Дома закрутилась и забыла про это. А примерно через неделю звонит телефон — в солидной фирме неожиданно освободилась вакансия, и мне предлагают временно поработать. Что интересно: сразу после этого звонка телефон отключили за неуплату… Я с того светлого дня захожу в церковь чаще. Временная работа стала постоянной, потом и замуж вышла, ребенка родила. Вот что мне вера дала…»
С тех пор Ольга считает своим долгом ежегодно ездить по святым местам и хотя бы неделю поработать там бесплатно, во славу Божию.
Екатерина, домохозяйка, мать двоих детей-подростков, рассказывает про себя: «С тех пор как в нашем доме появился компьютер, затем второй, мне жизни не стало. Какие-то дебильные игры, циничные разговоры и тупые-тупые детские глаза. Оба сына одновременно забросили учебу. Муж с утра до ночи на работе, а что я могу одна? Запретила мальчишкам дома играть, так они в компьютерные салоны стали ходить или к друзьям. Как-то младший заявляет: зачем, мол, нас рожала, раз воспитать не можешь? Меня после этих слов чуть инфаркт не хватил.
Я понимаю, что не дети мои это говорят, а бесы, в них сидящие. Сыновья у меня — от природы умные, добрые мальчики. По всем храмам за них сорокоусты заказала, после, можно сказать, насильно привела их на исповедь и ко причастию. Потом также под давлением заставила их пособороваться и молилась, молилась непрестанно и вот гляжу — стали у моих сынулек появляться «тройки». Ага, думаю, значит, ходят на учебу. Господи, помоги, вразуми, настави! И вот буквально перед каникулами слышу, как старший говорит младшему: «Что-то меня вообще к компьютеру не тянет, раньше по десять игр за вечер играл, а сейчас и одной не могу»… Я после этих слов сразу же заказала благодарственный молебен Господу, а сейчас вот в Дивеево приехала помолиться. Знаете, это самое страшное, когда ребенок тебя не понимает».
У Нины есть все, кроме мужа, а ведь ей уже 28. Она говорит, что пару лет назад сюда приехала ее знакомая, тоже старая дева. Поплакала у мощей Серафима Саровского, искупалась в святом источнике Преподобного, усердно помолилась и почти сразу по возвращении домой удачно вышла замуж. Сейчас уже второго ребенка ждут.
Светлана. Она — особый человек среди нас. У нее рак кожи в последней стадии. Мы не расспрашивали ее ни о чем, но, когда она сняла одежду, онемели: все тело женщины сплошь было покрыто застарелыми гнойными язвами. Даже носить одежду для нее — неимоверная мука. Естественно, Светлана, как и все мы, надеется на помощь Святого. Здесь вообще все пронизано его участием. Люди говорят о нем как о живом: вот, мол, к Серафимушке приехали.
Молимся усердно и ложимся спать.
В глушь. В Дивеево. За верой и чудесами
КТО и зачем едет в знаменитый Серафимо-Дивеевский монастырь? Об этом мы рассказали в прошлом номере «АиФ». Наш тюменский корреспондент Ольга Иженякова тоже давно мечтала побывать в этих местах. Чтобы потрудиться во славу Божию, смыть свои грехи в святых источниках, а заодно поближе познакомиться с монастырским бытом.
УТРОМ я разглядела первое преимущество нашего жилища — прямо из окна открывается вид на небесного цвета Свято-Троицкий собор во всем его великолепии. Сегодня у меня уже другое послушание — надо собирать клубнику. Вместе с молоденькими девушками-студентками, которые здесь регулярно проводят каникулы, мы аккуратно рвем зрелые ягоды, девушки при этом поют псалмы. После клубники нас спешно отвозят разгружать кирпичи, причем без перчаток. Гляжу к вечеру на окровавленные руки и чуть не плачу.
Вечером иду по Канавке Царицы Небесной. После тяжелого дня состояние особенное — хочется усердно молиться. Считается, кто прочитает пятьсот раз «Богородице Дево, радуйся…», тот будет находиться под особым покровом Божией Матери, а еще здесь говорят, что если что-нибудь попросишь во время молитвы на Канавке, то просимое обязательно тебе дано будет. Я прошу всем многочисленным родственникам здоровья «на многая и благая лета» и смотрю, как женщины, идущие впереди меня, аккуратно кладут записочки в ров возле Канавки. Принято считать, что духовное надо просить в начале Канавки, материальное — в конце. Я тут же решаю, что буду просить в конце Канавки, когда прочитаю сто пятьдесят молитв. Но, как только подхожу к концу, меня охватывает такое чувство благодати, отрешенности от земного, что мне уже ничего не нужно, и я шепчу: «Господи, пусть будет так, как сейчас, всегда…»
В трапезной, как обычно, многолюдно. После молитвы садимся ужинать, но не успели мы присесть, как к нашему столу подходит послушница с кухни и произносит: «Ангел за трапезой» (здесь так говорят вместо пожелания приятного аппетита), а потом обращается к моей соседке и просит, чтобы она поставила ноги правильно. Оказывается, нельзя класть ногу на ногу.
Утром моя очередь убирать за бомжихой. Когда я увидела паразитов в горшке, меня начало безудержно рвать. «Ну что ты, миленькая, успокойся!» — слышу ласковый голос инокини. Она отводит меня в свою келью и начинает усердно молиться. Я гляжу на большую, почти в четверть стены, икону Богородицы (как я узнала впоследствии, она чудотворная) и медленно прихожу в себя.
Видя мое состояние, меня на весь день от послушания освобождают, и я отправляюсь за несколько десятков километров к источнику Преподобного. Сюда едут все без исключения: больные и здоровые, бедные и олигархи, президенты и домохозяйки, поп-звезды и ученые. Утверждают, что после купания все в жизни начинает резко меняться.
Но, к сожалению, тысячи людей, приезжающих к источнику, наряду с неописуемыми красотами поневоле видят и вынуждены посещать кошмарные туалеты, больше похожие на собачьи будки с распахнутыми настежь дверьми. Позор, да и только.
Как бесы выходят из человека
НА СЛЕДУЮЩИЙ день я несла послушание на монастырской кухне. Здесь все по-особому. Грязную посуду сначала протирают тряпкой, а потом уже моют горчичным порошком. Считается, что он не только хорошо удаляет жир, но и убивает вредные микробы. В меню для паломников обязательно прозрачно-жиденькая каша, зелень, лук, чеснок. У монахинь рацион несколько разнообразнее, но некоторые из них ради смирения едят вместе с работниками, а другие и вовсе пост держат — живут на хлебе и воде, а порой подолгу голодают.
Для вновь прибывших многое в монастыре кажется необычным. Так, например, развешивать постиранное нижнее белье на веревку нужно так: сначала непосредственно его, а сверху косыночки, полотенца, другие тряпочки. Никто не должен видеть женского белья.
Поскольку на втором месте после послушания молитва, то молиться принято в среднем 8-10 часов в сутки, по праздникам — и того больше. Главный храм богато украшен, в нем все буквально утопает в цветах, возникает чувство, что Господь тебя точно слышит. К мощам Преподобного — неиссякаемый людской поток. Люди плачут, молятся, кого-то начинает лихорадочно трясти. Это, говорят, бесы выходят из человека. Я, например, сама была свидетельницей, как 5-6-летние беспокойные дети после двух-трех служб становились кроткими и послушными.
В главном храме очередь не только к мощам, но и к иконе Богородицы «Умиление». Именно перед ней, по преданию, всю жизнь молился и умер Преподобный Серафим, и к ней прикладывался царь. На иконе висит много золотых крестиков — дары исцеленных прихожан. Чудеса исцеления столь многочисленны, что их не всегда записывают.
Здесь, как, впрочем, и во многих других наших храмах, множество бабулек, готовых по любому поводу поучать ближнего, а особенно молодежь. Сначала я раздражалась, когда мне шипели в ухо, что, мол, не так к иконе приложилась или прошла по храму. Но потом я научилась на все подобные замечания отвечать: «Сестра, если я что-то делаю не так — это мой грех, а не ваш. Вы лучше по-доброму подскажите, вам это потом зачтется».
До сих пор в моих ушах звучит пение дивеевских монахинь. Оно так трогало душу, что слезы, без преувеличения, текли ручьем. Стоящие рядом насельницы не пытаются утешить вас, поскольку считается, что слезы эти очищают душу, которая в такие минуты стремится к небесам.
Святая Канавка
Главная святыня обители появилась после явления Серафиму Саровскому Богородицы. Дева Мария приказала основать новую обитель (Мельничную) и обнести её рвом и валом. Копать ров в указанном месте надлежало монахиням и послушницам монастыря. Труд жителей села использовался на вспомогательных работах. Строительство канавы было закончено в 1832 году.
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка
Канавка состоит из шести отрезков общей протяжённостью 777 метров. Её глубина и ширина, а также высота прилегающего вала равны 2,13 метра (3 локтя).
Верующие люди утверждают, что святая канавка является забором четвёртой духовной обители Богородицы на земле, через который не сможет переступить даже антихрист. Богоматерь каждый день незримо присутствует в своём уделе.
Интересно! Паломники и монахини советуют приходить к святыне с 3 до 4 часов ночи. Они верят, что в это время там прогуливается Дева Мария и является избранным.
Как появилась Канавка и что это такое
Считается, что Канавка – это была последняя воля Царицы Небесной. Предание гласит, что в 1823 году батюшке Серафиму было явление Богородицы. она показала ему место в Дивеево, где нужно было сделать обитель.
Где находится Канавка Богородицы? Также ею было велено обнести данную обитель канавой и валом. Так и появился монастырь. За несколько дней до смерти Серафима была построена Канавка.
Так же читайте: Акафист Луке Войно-Ясенецкому
Как она выглядит? Это семиугольник, длина которого по периметру составляет 777 м. При жизни было выкопано 6 сторон, а на седьмой должен был быть большой собор на честь иконы Богоматери «Умиление».
После смерти отца Серафима пришли скрутные времена для обители. Стройка практически прекратилась и уход за канавкой не проводили должным образом, кроме того по ней даже начали ходить и ездить. Со временем началось возрождение обители и канавку расчистили.
Так как к данной святыне приходили множество верующих, то слава о ней распространялась далеко за пределы поселка. Цветы, трава и земля с данного монастыря считается чудодейственными и целебными.
Зачем ехать в Дивеево
Многие утверждают, что туристическая поездка в Дивеевский монастырь не имеет смысла. Но архитектура монастыря не может оставить равнодушным ни одного человека. Именно торжественный и монументальный вид храмов, чистота и ухоженность территории настраивают на нужные для смиренной молитвы мысли.
Дивеево — уникальное место, в которое стоит приехать для духовного очищения и укрепления Веры. Приезжая сюда, люди просят об исполнении своих самых сокровенных желаний и благодарят Богородицу за их исполнение. По традиции, верующие за время пути по Канавке должны 150 раз вознести молитву Богоматери.
Земля Канавки, растущие в ней цветы и травы обладают целительными свойствами. Землю с Канавки Царицы Небесной можно набрать с собой в специально обустроенном месте.
Она обладает многими чудесными свойствами:
Совет! Чтобы увидеть все святыни и реликвии монастыря, понадобится не один день. Поэтому следует выделить для поездки в Дивеево 2-3 дня. Жить в это время можно в гостинице для паломников, или снять жильё у жителей села. Много объявлений такого характера располагают на тематических страницах в социальных сетях.
Главная святыня Дивеевской обители – рака со святыми мощами преподобного Серафима
Молитва на канавке Богородицы
Но чудеса в нашей жизни случаются, и Дивеево можно назвать одним большим Дивом. Так близко здесь Бог, и так быстро слышится искренняя и пламенная молитва.
На Богородичной Канавке многие люди испытывают чувство благодати и особую миротворенную атмосферу. Хотя прочитать 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся» – это труд. Мысли так и норовят унести сознание в привычный суетный поток, и стоит прилагать усилия, чтобы разум не растекался. А еще надо постараться, чтобы и сердце принимало участие в молитве.
Непривычный труд для простых мирских людей, даже не каждый верующий сразу навыкает этому занятию. Но люди приезжают в Дивеево с надеждой получить Божию помощь и приходят на Канавку, и начинают молиться.
Девушки вымаливают себе суженых женихов, женщины страдающие бесплодием – ребенка. Кто–то молиться об успешной сдаче экзаменов и о разрешении жилищных вопросов.
Но самым, пожалуй, явным свидетельством помощи Божией и Богородицы, является чудо исцеления.
Как доехать до Дивеево
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области. Ближайшим к нему городом, из которого можно доехать до Святой обители является Арзамас. В 180 километрах располагается Нижний Новгород.
Проезд на общественном транспорте
Людям, передвигающимся на общественном транспорте способ прибытия в Арзамас или Нижний Новгород следует выбирать в зависимости от региона проживания. Жителям Москвы следует сесть на поезд, отправляющийся с Курского или Ярославского вокзала.
Добравшись до станции Арзамас-2, следует пересесть на автобус до Дивеево. Автобусы отправляются с интервалом в один час.
Туристам и паломникам, приезжающим в Нижний Новгород, следует добраться до автовокзала на ул. Гагарина и сесть в автобус No 1645 до Дивеево. В качестве альтернативного маршрута можно рассматривать поездку в маршрутном такси «Нижний Новгород — Саров», которое делает остановку в Дивеево. Этот автобус отходит от автостанции на ул. Лядова.
Передвижение на автомобиле
На основе отзывов людей, неоднократно посещавших монастырь, поездка в Дивеевский монастырь на личном автотранспорте является наиболее экономичным и удобным способом путешествия к святому месту. Чтобы добраться до места из регионов Центральной России понадобится в среднем 7-8 часов.
Преображенский собор в Дивеевском монастыре
Автолюбителям из Москвы необходимо двигаться по Горьковскому шоссе в направлении Владимира. На развязке перед городом необходимо свернуть в сторону Мурома. Далее путь продолжают через Муром, Ардатов и Маевку. Примерно через 270 км путешественники прибудут в Дивеево.
Совет! Чтобы добраться до Серафимо-Дивеевского монастыря, не задумываясь о схеме проезда и проблемах проживания, можно обратиться в туристическое агентство. Многие из них организуют туристические и паломнические поездки в монастырь.
Жилищный вопрос
«Тот, кто был в Дивеево и задумывался о покупке жилья, в курсе, какие здесь цены на недвижимость – неадекватно завышенные. Но ситуация на рынке такова, что с этим ничего сделать нельзя. Один знакомый, переехавший в Дивеево несколько лет назад, рассказал о маленьком чуде. Продав квартиру на своей родине, он приехал покупать дом в Дивеево и оказался в сложном положении. Вырученных денег не хватало даже на хибару, а своего жилья у него уже не было. А за спиной семья, дети…
Приуныл христианин, но все-таки пошел молиться на Канавку и, видимо, всю свою боль высказал в горячей молитве. И буквально с последним шагам на святой канавке у него зазвонил мобильный телефон. Звонил продавец недвижимости, без посредников, откуда-то узнавший номер телефона потенциального покупателя.
И предлагал на продажу хороший дом с отоплением, но с недостроенным вторым этажом. Документы были подготовлены. А когда продавец озвучил цену, то у героя повествования не осталось и тени сомнений в чуде – сумма названа была такая, которая и была у него. Сейчас этот человек живет в Дивеево, и милостью Божией достроил второй этаж».