Сюрреализм что это такое в живописи
=Искусство и Эстетика=
«Творчество требует смелости» Анри Матисс
Сюрреализм: что такое, история, представители
Весной 1917 года французский поэт, литературный и художественный критик Гийом Аполлинер (1880-1918) ( настоящее имя — польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowicki — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина:
«В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит». И далее продолжал: «В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».
Андре Бретон и Филипп Супо в 1919 году написали текст, созданный методом автоматического письма — «Магнитные поля» (Les Champs Magnétiques).
Автоматические рисунки делал Андре Массон. Он «калякал» ручкой или карандашом по листу, пока из линий и пятен не вырисовывались образы.
Официальное начало направления было в 1924 году, когда в парижском журнале «Literature» поэт и критик Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма»(Surrealist Manifesto), излагавший принципы нового художественного течения.
Автор писал: «Я верю в будущее слияние сновидения и реальности (этих двух состояний, по внешней видимости столь несовместимых) в некой абсолютной реальности, в сюрреальности, если можно так выразиться ». Также Андре отмечает: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Конечно, сюрреалистические мотивы использовали в своих работах даже некоторые мастера Эпохи Возрождения. Вспомним триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) «Сад земных наслаждений», который переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера.
Иероним Босх триптих «Сад земных наслаждений»
Или работы Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) — фантасмагорические (Фантасмагория — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск) циклы «Времена года» и «Четыре элемента». На которых художник изобразил портреты человека, составленные из живых и неживых предметов. Сальвадор Дали называл этого итальянского живописца отцом сюрреализма.
Джузеппе Арчимбольдо «Времена года»,1573.
Огромное влияние на формирование нового направления также оказало творчество выдающихся представителей символизма Гюстава Моро (Gustave Moreau) и Одилона Редона (Odilon Redon).
Гюстав Моро «Эдип и сфинкс», 1864
Научное обоснование своим идеям сюрреалисты находили в работах по психоанализу Зигмунда Фрейда, особенно его анализ сновидений. (Правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему очень скептично). По Фрейду, сновидение — это работа подсознания, которое вырывается на волю, когда сознание отдыхает. Сюрреалисты разделяли соображения психоаналитика о важности подсознания и его неисчерпаемости. Потому что настоящее искусство сюрреалисты видят в отторжении собственной сознательной мысли, ведь мысль субъективна, а искусство должно быть как раз наоборот — объективным.
Сюрреализм в литературе
«Игра заключается в том, чтобы загибать лист бумаги. Каждый участник должен составить фразу или что-нибудь нарисовать, но так, чтобы все остальные не знали, что делает предшественник».
Сюрреализм в живописи
Художники применили тот же прием в живописи и активно искали новые технические методы уходить от реализма. Так,
Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen) был изобретен фьюмаж ( фр. Fumage — копчение, окуривание ) Эта техника рисования заключается в создании изображения на холсте или бумаге при помощи следов копоти от горящей свечи.
Вольфганг Паален «Запретная страна» 1936-1937
Макс Эрнст использовал полумеханические способы творчества: фроттаж ( натирание), дриппинг ( разбрызгивание краски) и граттаж ( процарапывание ).
Фроттаж ( фр. F rottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша, придающий работам ирреальность. А ещё создал дриппинг. Дриппинг (от англ. drip painting – капельная живопись) – приём абстрактной живописи, заключающийся в том, что художник капает или брызгает на полотно краской. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать), также изобретенный Эрнстом — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Или же другое название техники — воскография. Произведения, в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. В последствии эту технику развил Эстебан Франсес. А в России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал Мстислав Валерианович Добужинский в своих работах 1920-х годов, создавая свои фантастические, экспрессивные произведения. В своей книге под красноречивым названием «По ту сторону живописи» он писал, что изобретение этих процессов, которые «околдовывают разум, волю, вкус художника» и способны создать «ошеломляющие воспроизведения мыслей и желаний» человека, устранило «власть так называемых сознательных трудностей» в творчестве.
Макс Эрнст «Целебесс или слоны Целебесса», 1921
Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию (фр. décalcomanie — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. Используется для создания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике, для детских переводных картинок и др. — ещё один метод, позволяющий освободить сознание, кстати, потом Макс Эрнст применил данный метод к масляной живописи.
Сюрреализм в кинематографе
Сюрреализм проник и в кинематограф. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто(1889-1963), Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Знаменитые работы Луиса Бунюэля «Андалузский пес» и «Золотой век», созданными им в сотрудничестве с Сальвадором Дали. Жан Кокто был режиссёром известной сюрреалистической фантазии «Орфей» (1950), образ Орфея у Кокто был лейтмотивом и стержнем всего его творчества. Стоит отметить и фильмы Дэвида Линча и Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.
Кадр из фильма «Андалузский пес»
Что происходило дальше?
13 ноября 1925 года в парижской галерее «Пьер» состоялась первая художественная выставка сюрреализма, к участию в которой Бретон привлек лидеров европейского авангарда Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста. На ней были представлены работы Жана Арпа, Поля Клее, Ман Рэя, Андре Массона, Жоана Миро и Пьера Руа.
Вскоре признаных мэтров потеснили молодые художники: французы Андре Массон и Ив Танги, испанец Сальвадор Дали, каталонец Жоан Миро, бельгиец Рене Магритт.
В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris).
« Сюрреализм » — это реальность, освобожденная от банального смысла. Рене Магритт
В 1932 году Альберто Джакометти создает свои первые мобили (фр. mobile, от лат. mobilis — подвижный, изменчивый — разновидность кинетического искусства: произведение пластики, отдельные части которого, подвешенные и находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия.)
В сюрреалистической живописи выделяют 2 направления.
Первое — веристское — представлено работами Дали, Эрнста, Магритта, П. Дельво и М. Циммермана. На полотнах этих художников знакомые, узнаваемые предметы оказываются деформированными, словно увиденными с необычной точки зрения. Мягкие, «текущие» часы Дали становятся метафорой времени, оживляют неживое, заманивая зрителя в ловушку «отсутствия логики и смысла».
Макс Эрнст
«Искусство не имеет ничего общего со вкусом». Макс Эрнст
Макс Эрнст «Женщина, старик и цветок», 1923-1924
В 1941 году Эрнст переехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 году он создал серию Миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их «картинами-микробами».
Сальвадор Дали
«Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм» Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали «Кровь слаще меда»,1928
Трейси Моффат. Фотография № 5 из цикла «Заклинания», 2000
Сюрреализм стал последним мощным международным течением первой половины 20 века. Вскоре после второй мировой войны сюрреалистическое движение пошло на убыль. Влияние сюрреализма, его приемов и методов на искусство 20-21 веков остается чрезвычайно значительным.
Сюрреализм – что это в искусстве и жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Творческий поиск – как явление тотальное – не прекращается ни на мгновение, порождая все новые инструменты и формы самовыражения. Некоторые из них быстро отживают свой век, другие со временем перерождаются во что-то большее и остаются с человечеством даже на обывательском уровне.
Одним из самых неоднозначных направлений в художественной среде можно назвать сюрреализм, зародившийся около сотни лет назад и остающийся актуальным в работах современников. Но что это за «особый взгляд» и в чем суть столь необычной трактовки реальности?
Сюрреализм или что такое «реальность сквозь сон»
Работа с парадоксальным, максимальное дистанцирование от привычных образов и заигрывание с психологическими аспектами серьезно захватили творческую элиту еще в самом начале XX века.
Тем не менее оригинальное французское слово «surréalisme» впервые прозвучало лишь в июне 1917-го, когда один из театров на Монмартре представлял премьеру «Груди Терезия» – «комической фарс-драмы» известного авангардиста Гийома Аполлинера.
Буквальное значение нового термина непосредственно связано с обобщенным смыслом двух понятийных маркеров – sur- («над, сверх») и réalisme («реальность, реализм»), что и дало в итоге такие понятия, как:
Однако сам автор предпочитал использовать этот термин в еще более узком значении – «по ту сторону реальности». Именно этот тезис и поставил во главу угла другой француз – талантливый поэт-эпатажист Андре Бретон, ставший автором первого «Манифеста сюрреализма», опубликованного в 1924 году.
Благодаря Бретону началось «официальное» формирование сюрреалистической идеологии в среде художников и литераторов, стремившихся к познанию глубин человеческого подсознания, чтобы использовать его для отражения другой реальности, абсолютно не похожей на привычную.
Так, используя эти характеристики, можно заключить, что сюрреализм – это, простыми словами, особое направление в искусстве, одно из актуальных течений европейского авангардизма, последователи которого пытаются превзойти обыденность существующей реальности и общаться с окружающим миром на уровне чистых эмоций.
Корни идеологии
Что касается самого процесса формирования этого нетрадиционного движения, то здесь следует отметить важность исторических предпосылок. Прежде всего уточним, что сюрреализм – это своеобразная «издержка» логического развития дадаизма, его идейная эволюция.
Краткий период превалирования дадаизма (примерно 1915 – 1923 гг.) ознаменовался стремительным разрушением канонов традиционной эстетики. А поскольку тогда они строились сугубо на красоте естественной, постепенно художники сместили сферу фокусирования с физического мира на измерения психологические.
Немало тому поспособствовала и атмосфера активной событийности в социальной, политической и культурной жизни, подкрепленная весьма популярными в творческой среде теориями психоанализа З. Фрейда, особенно его аналитические выкладки по исследованию сновидений.
Сюрреализм — это совмещение сна и реальности. Абсурдное и противоречивое сочетание натуралистических образов. Корни этого слова обнаруживаются во французском языке (сверхреализм). Это художественное направление сформировалось в мире искусства в начале 1920-х годов. Для него характерно пристрастие к причудливому иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам.
По определению Андре Бретона, сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли, диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений.
Стремление поставить духовность в пику материальности толкала сторонников нового течения на неожиданные и, как правило, вызывающие эксперименты. Например, к началу тридцатых годов особенно широкое распространение получило так называемое «автоматическое письмо», когда карандашом или кистью руководил не разум, а рандомный набор подсознательных реакций.
Зачастую, чтобы подстегнуть творческий процесс, многие не гнушались применять весьма сомнительные практики типа:
Некоторые использовали даже последствия голодания в надежде на то, что ослабленный организм быстрее спровоцирует состояние, напоминающее и/или приближенное к сомнамбулическому.
Хотя со временем сюрреалистические образы утратили новизну – сначала в изобразительном искусстве, а затем и в литературе, – режиссеры продолжали использовать наработки автоматизма и «визуального обмана» при создании кино вплоть до конца 1960-х.
Сюрреализм в искусстве: особенности и отличительные черты
Идеи сюрреализма призывают смело обращаться за вдохновением ко сну и подсознанию – вещам, которые сложно назвать реальностью, но и отделить от окружающей действительности невозможно.
Пока на улицах леворадикальные группировки призывали свергать правительство, в богемных салонах пытались перевернуть собственное сознание для освобождения от устаревших представлений о прекрасном.
Это освобождение – причем от любых оков сознания, равно как и произведенной им цивилизации, – стало конечной целью сюрреалистов, а сам сюрреализм – направлением, пытавшимся перенести на полотно мыслительный поток художника без навязанных классической школой условностей.
Вместо выверенной логики и строгих связей, авторы предлагали зрителю и/или читателю откровенный разговор через ассоциации, активно используя как аллюзии, так и парадоксальные комбинации форм.
Многие работы именитых сюрреалистов и вовсе не предлагают никакого заочного диалога, а просто отображают гротескные или вообще противоестественные, внутренне противоречивые миры. Такие картины легко узнаваемы и по другим характерным чертам:
Особенно четко выражается сюрреализм в живописи: например, в работах самого «классического» представителя жанра – эксцентричного испанца, примкнувшего к группе Андре Бретона в 1929-м, – Сальвадора Дали.
Но еще более необычными можно назвать полотна бельгийского художника, именовавшего себя «отцом-основателем магического реализма», – Рене Магритта. Невероятная поэтичность, животный магнетизм и флер загадочности в каждом сюжете – вот что такое знаменитый «фирменный стиль» Магритта.
Вместо заключения
Истинные сюрреалисты продолжают бросать вызов канонам и удивлять зрителя и сейчас, поэтому нет ничего удивительного, что в XXI веке появилось сленговое обозначение «сюр», которое так органично перекочевало из лексикона творческой среды в повседневную речь обывателей.
Вот только теперь сюром стали назвать не только представителей художественного направления, но и любую противоестественную или абсурдную вещь, вызывающую шок и недоумение одним лишь появлением на публике.
Даже сейчас некоторые из нас, чтобы выразить удивление или продемонстрировать откровенное неодобрение, пользуются краткой и всем понятной фразой в стиле «Это какой-то нонсенс, чистейший сюр!»
И хотя сюрреализм считается самым одиозным и неоднозначным экспериментом над современным искусством, лучше оставаться верным старой мудрости о том, что все хорошо, если имеет меру.
Сюрреалистические работы действительно эпатажные, поэтому часто не находят понимания у окружающих. Особенно это актуально в случаях, когда чья-то деятельность никак не связана с творчеством, а человек просто заскучал на офисной должности и решил развлечься, бросая вызов предписаниям и нормам.
Сюрреализм
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
Содержание
Общая характеристика
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau ) и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
История сюрреализма
Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».
Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.
Наследники сюрреализма
Как-то Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт.
Современный сюрреализм
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.
См. также
Литература
Ссылки
Работы Андре Бретона
Обзорные сайты
Сюрреализм и политика
Поэты-сюрреалисты
Полезное
Смотреть что такое «Сюрреализм» в других словарях:
сюрреализм — сюрреализм … Орфографический словарь-справочник
СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. “сверх реализм”, “над реализм”) направление в лит ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896 1966). Первым сюрреалистическим… … Энциклопедия культурологии
Сюрреализм — (франц. surrealisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20 х гг.: Манифест сюрреализма А. Бретона (1924), журнал… … Художественная энциклопедия
Сюрреализм — течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит ой школы. С. выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и… … Литературная энциклопедия
СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. surrealisme букв. сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями.… … Большой Энциклопедический словарь
СЮРРЕАЛИЗМ — (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни, испытавшее влияние нем. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Сюрреализм требует от интеллекта… … Философская энциклопедия
СЮРРЕАЛИЗМ — (французское surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а творческим методом разрыв логических связей,… … Современная энциклопедия
СЮРРЕАЛИЗМ — (фр. surrealite сверхреальность) художественное течение в рамках модернизма, продолжающее вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно чувственной сфере… … Новейший философский словарь
сюрреализм — сущ., кол во синонимов: 2 • направление (80) • сюр (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
сюрреализм — а, м. surréalisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. БАС 1. Сменившее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка