Сюзане народ кто такие

С чем ассоциируется Восток? – Конечно же, в первую очередь, на ум приходит богатейшее разнообразие тканей и яркая вышивка буквально повсюду. Вышитые вручную полотна сопровождают народы Центральной Азии на протяжении всей жизни: это праздничные и повседневные наряды, убранство для дома, ювелирные украшения, в общем, все самые значимые в жизни человека события всегда дополнялись элементами традиционного орнамента.

Сегодня в Таджикистане возрождению народных ремесел придается особое значение. Современные таджики стараются максимально подчеркнуть свою национальную принадлежность, добавляя в свой гардероб или интерьер изделия, по традиции, вышитые вручную. Наиболее популярной вышивкой является «сузани», однако мало кто задумывается над тем, какой смысл несут в себе эти незамысловатые узоры. Именно поэтому дизайнер Мунира Акилова, основательница таджикского бренда «Мунир» начала проводить в Таджикистане открытые лекции и мастер-классы для того, чтобы люди могли оценить не только красоту таджикского орнамента, но и правильно трактовать заложенный в него смысл.

В Душанбе в начале апреля состоялась одна из таких открытых лекций. В рамках мероприятия была организована двухдневная выставка ремесленной продукции, мастер-классы по вышивке и открытые дискуссии.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Детское хобби, выросшее в призвание

В Таджикистане, особенно в регионах республики, девочек с раннего детства обучают шитью и вышиванию. Так было испокон веков, поэтому и сейчас практически в каждой таджикской семье есть кто-то, кто хорошо шьет или вышивает. Так было и с Мунирой, которую с раннего детства научили тонкостям национальной вышивки.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

«Несущая свет»

Впервые о смысловом значении таджикского орнамента Мунира задумалась в 2006 году после поездки в США, где она посетила резервацию индейцев, занимавшихся ремесленничеством. Во время экскурсии ей рассказали о значении цвета и узоров в текстильных изделиях индейцев. В тот момент она осознала, что, вышивая практически всю свою жизнь, она никогда не задумывалась о значении любимых национальных узоров.

Некоторое время спустя экономист Мунира в 2013 году попадает в проект по развитию ремесленничества. В том же году она решает оставить работу в университете и в свои 35 поступает в детскую художественную школу. Еще через пару лет она оканчивает бакалавриат по направлению «дизайн и графика».

«С 2015 года я работаю менеджером по проектам в сфере ремесленничества в Ассоциации развития туризма Зеравшана. С тех пор все мои силы и энергия были направлены на развитие моего собственного проекта «Армугон». Мы производили вышитую продукцию ручной работы. В 2021 году мы решили произвести ребрендинг и переименовать проект в «Мунир», что созвучно с моим именем. «Мунир» означает «несущая свет», что наиболее точно отражает мою деятельность в рамках нашего проекта. Мы ездим по регионам, проводим образовательные мероприятия, учим сельских женщин вышивать в соответствии с современными требованиями и стандартами. Мы несем знания, просвещаем сельских женщин. Их горящие глаза не могут не радовать, особенно когда их труд приносит ощутимые результаты».

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Что такое «Сузани»

В переводе с фарси «сузан» означает «игла». В Таджикистане и Узбекистане оно представляет собой вышитый вручную шелком или нитками мулине особым видом глади ковер: гладью в прикрем или «басма» или тамбурным швом «юрма». Такая вышивка делается на хлопчатобумажной, шелковой или бархатной ткани, обшитой специальной тесьмой либо тканью черного цвета. В узорах чаще всего преобладают цветочные мотивы, плоды деревьев, птицы и древние магические символы.

В каждой долине своя, особая вышивка

У каждого региона Таджикистана своя школа вышивки и свои особенности. В целом, конечно, сузани нельзя делить по политическим границам, поскольку, например, тот же Зеравшан начинается в Таджикистане и заканчивается в Узбекистане, или Ферганская долина одновременно охватывает 3 республики. Такая связь культур очень заметно отражается и в традиционной вышивке. Поэтому лучше всего разновидности вышивки классифицировать по долинам.

В каждом регионе свои особенности. Например, худжандское сузани вышивается на черном фоне, а круги в розовом, красном и бордовом цветах. Худжандская школа относится к Ферганской долине, поэтому ей присущи тонкость и изящество в узорах. На таких сюзани часто в центре круга встречается узор «след верблюда», что тоже является еще одной особенностью.

Истаравшанское сузани сочетает в себе влияние Зеравшанской и Ферганской долин, поскольку Истаравшан территориально находится на их пересечении. На таком полотне сразу заметны тонкие линии, но при этом круги уже крупнее, чем на худжандском. Этот вид сузани сегодня можно приобрести по доступным ценам в магазинах и на ярмарках.

В Хатлоне сузани вышивается на красном фоне. Здесь преобладают массивные круги. Обычно в хатлонском сузани запрещено использование черного цвета, здесь его заменяют фиолетовым, особенно если сузани вышивается в приданное невесте, поскольку черный цвет считается символом траура.

Дарвазская вышивка считается одной из сложнейших, так как вышивается она с изнанки изделия. Сегодня она встречается очень редко, поэтому нуждается в возрождении.

Памирская вышивка выделяется своими геометрическими мотивами. Особенно на тюбетейках эти узоры наносятся очень мелко и деликатно.

В современной вышивке вышивальщицы начали использовать новые мотивы. Теперь каждый период в истории страны имеет свое влияние. Например, сегодня в вышивке можно встретить фрагменты «кандакори» (резьба по дереву). Также часто в орнаменте изображается древо жизни, символизирующее семью и продолжение рода.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

«Арт-терапия»

Сохранение древних традиций

В настоящее время Мунира Акилова работает над книгой, в которой она соберет всю информацию о таджикских национальных тюбетейках.

«Я выбрала эту тему потому, что сегодня мало кто работает в этом направлении. Для многих вышивка – это сузани, красивые узоры на платье или изделиях домашнего текстиля. Однако история нашей культуры гораздо богаче, чем мы думаем. В книге будет дано графическое изображение всех видов тюбетеек, их классификация по регионам, особенностям, значению вышивки. Знание истории важно не только с точки зрения возрождения и сохранения наших традиций, но и их гармоничного присутствия в современной жизни, в нашем быту, как это было у наших народов изначально».

Источник

Узбекское сюзане

Узбекское сюзане

Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно — сюзане, развешанные на стенах — важная часть устройства и украшения домашнего быта.Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Вышивки развешиваются таким образом, чтобы видны были достоинства каждой из них и вместе с тем, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Во время праздников декоративные вышивки занимают особенное место в оформлении жилища. Они служат покрывалами, занавесями, украшают стены. С особой тщательностью убирают комнату молодоженов.

Так, декоративной вышивкой-такьяпуш покрывают одеяла и подушки, сложенные днем в больших нишах. Такие глубокие ниши, начинающиеся от пола, делаются в торцевой стене напротив входа. Между двумя большими нишами располагается одна узкая с делениями для складывания белья. Она завешивается вышитым занавесом-чойшаб. По верху трех стен фризом проходит длинная узкая вышивка-зардевор. Для необходимых в хозяйстве мелких вещей по стенам развешаны вышитые футляры: для гребня — шона-халта, для мужского поясного платка — чорсу, для зеркала — ойна-халта.

Эти настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты.

Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи.

Вышивкам уделялось важное место и в свадебном обряде. Так, свадебная простыня руиджо, с узором по трем краям, стелилась на постель молодым, вышивка болинпуш накидывалась на подушки, а поверх одеяла расстилалось сюзане. Магическая сила придавалась в свадебных обрядах также орнаменту вышитых изделий, которые должны были охранять молодоженов от всяческих злых сил. По древней традиции вышивальщицы оставляли в готовом изделии небольшую часть узора незавершенной, для того, «чтобы в доме не кончались свадьбы, чтобы жива была дочь, чтобы радость в доме не прерывалась». А порой они прямо обращались с надписью к будущим владельцам сюзане, как это сделала безвестная мастерица из Ургута, пожелавшая, чтобы «болинпуш радовал глаз, чтобы он приносил радость тому, кому будет принадлежать». В течение веков в узбекском народе сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам. Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины. От матери к дочери передавались старинные узоры, приемы шитья. Девочек с детства обучали вышивальному искусству, стараясь сделать из них хороших мастериц. Каждая семья своими силами изготовляла для себя декоративные вышивки. Для сюзане, например, требовалось полтора — два года работы. Мать начинала вышивать приданое для своей дочери, когда та была еще маленькой. А если семья не успевала своими силами выполнить все вышивки, необходимые к свадьбе, то она прибегала к помощи родственниц и соседей.Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Над узорами вышивок работали художницы-рисовальщицы. Они знали много различных традиционных орнаментов, варьируя их и создавая все новые композиции. Искусство рисовальщиц всегда было окружено особым уважением. Оно нередко передавалось по наследству от матери к дочери, хотя в каждом квартале большого города имелась своя рисовальщица.

В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах. И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость. В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита.

В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев — оливковыми и светло-песочными. Такая расцветка в общем соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов — красного и зеленого. Красочные сочетания в вышивках могут строиться на контрасте желтого и фиолетового, оранжевого и синего, красного и синего, зеленого и оранжевого, черного и белого. В то же время в вышитых изделиях можно рядом встретить оттенки одного цвета, например, сочетания светло-голубого и василькового, светло-желтого и золотистого, темно- и светло-малинового.

Основным орнаментальным образом вышивки является пышный цветущий сад. Даже те детали орнамента, которые воспроизводят образы животного или предметного мира, принимают растительный облик. Из цветников и садов цветы перешли в декоративные изделия и, преображенные фантазией художниц, превратились в радостные народные узоры. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия.

На некоторых вышивках воспроизводилось стилизованное женское серебряное украшение с подвесками — тумор. Как сам тумор — футляр с молитвой носился в качестве оберега, так и его изображение на вышивке обладало магической силой. Между кустами, ветками, цветами нередко можно увидеть ярких, пестрых птиц. Эти изображения представляют особый интерес, поскольку птицы едва ли не единственные живые существа, которые народ, вопреки запретам ислама, сохранил в своем искусстве. Как редкое исключение на отдельных изделиях можно встретить силуэты животных и людей. Они помещаются вышивальщицей обычно не на видном, привлекающем внимание месте, а сбоку или с краю.

Крупные декоративные вышивки почти до конца XIX века исполнялись преимущественно по белой или слегка рыжеватой кустарной ткани. Но уже с начала прошлого века стали широко применяться местные шелковые ткани фиолетового, зеленого и оранжевого цветов, а также белые и цветные фабричные хлопчатобумажные ткани.

Исключительная красота вышивок девятнадцатого века во многом объясняется тем, что шелковые нити, окрашенные естественными красителями, давали глубокие, мягкие переливчатые тона.

На протяжении столетий в искусстве вышивки сложились свои, местные особенности. Различаются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.

Своеобразный тип вышивок сложился в Нурате. В девятнадцатом веке это было большое селение — центр Нуратинского бекства Бухарского эмирата, который вел торговлю между кочевыми и оседлыми народами. Нуратинские вышивки имеют четкие, ярко выраженные черты, позволяющие легко отличить их от изделий других районов. Местные вышивки украшены цветочными букетами, которые покрывают белый фон ткани. По богатству и разнообразию цветочных мотивов они занимают ведущее место среди изделий Узбекистана. Нередко растительный узор оживлен фигурками птиц, порой встречаются даже сильно стилизованные изображения животных и людей.Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Наиболее распространена в Нурате замкнутая композиция, с восьмиконечной звездой в центре и четырьмя крупными букетами в углах. Другим типом построения орнамента является ромбовидная сетка, образованная зубчатыми листьями. Ее ячейки заполнены ветками с цветами, розетками, фигурами птиц и животных. Известны вышивки, в которых отдельные цветочные мотивы расположены в шахматном порядке на фоне ткани. Сочетание тонов в отдельных мотивах отличается большой изысканностью: в одном цветке лепестки желтые и золотистые, в другом — голубые, розовые и кремовые; на ветке рядом со светло-бирюзовыми листьями растут голубые цветы с розовыми середками. Искусство нуратинской вышивки к середине ХХ века практически было утрачено, и лишь в наши дни мастерица Мукаррам Раджабова возродила традиции предков.

Вышивки Бухары — одни из самых красивых в Центральной Азии. На их облике сказались вековые художественные традиции этого города, насчитывающего свыше двух тысяч лет исторического развития. Отличительным признаком бухарской вышивки является мастерское использование тамбурного шва, которым исполнено большинство изделий, а также тонкие красочные сочетания голубого, серого, лилового, розового и светло-желтого тонов, участвующих наряду с красным, малиновым и зеленом в расцветке вышивок. Многообразны композиции и узоры бухарских изделий. Чаще всего встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Она поражает своим разнообразием в изображении деталей, которые дают все новые варианты основного мотива. Высокими художественными достоинствами отличаются не только сюзане и болинпуши Бухары, но также джойнамазы — молитвенные коврики и руиджо. Чарующее впечатление производит легкий и свободный цветочный узор джойнамаза. Десятилетие назад бухарская семья Мажидовых на основе старинных орнаментов стала производить такие же вышивки, как и сто лет назад, причем для сюзане они используют ткани ручной выделки, а для шелковых нитей — природные красители.

Самарканд в течение многих веков был крупнейшим центром художественных ремесел. В его вышивках можно найти архаические черты, роднящие их с искусством древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупный и лаконичный рисунок. Основной их мотив — круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Художественные достоинства самаркандской вышивки заключаются в декоративности и четкости простого крупного узора. В вышивках середины девятнадцатого века круглая розетка имеет разноцветные концентрические и лучевидные детали, а темно-зеленые лиственные кольца оживлены радужной полоской или светло-зеленой серединой с ярко-красной прожилкой. К началу двадцатого века стиль самаркандских вышивок меняется. Если произведения прошлых веков воздействовали на зрителей тонкостью и многообразием узора, сдержанностью и благородством гармонической расцветки, то новые произведения покоряют силой и лаконизмом простых выразительных форм и контрастных цветовых сочетаний.

Незабываемое впечатление производят вышивки из старинного города Ургут Самаркандской области. Сюзане, вышитые швом «босма» на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке, воспроизводят древнейшие магические узоры. Ученицы знаменитой ургутской вышивальщицы Сахобат Рахматуллаевой расшивают огромные панно вписанными в черную окантовку малиновыми кругами, символизирующими солнце, расшитыми синими и желтыми стилизованными звездами, тюльпанами-лола, листьями растений. Иногда природная наблюдательность и образное восприятие окружающего мира дают возможность ургутским мастерицам искусно стилизовать предметы в духе традиций вышивального дела. Так, например, в орнаментах сюзане встречаются мотивы таких бытовых предметов, как чайники. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия, небольшие просветы белой ткани создают лишь фон для яркого орнамента.

Шахрисабз — один из старейших городов Центральной Азии, родина Темура, в XIX веке был центром большого бухарского бекства с развитой торговлей и ремеслом. Искусство вышивки имеет здесь давние традиции. В начале двадцатого века женщины Шахрисабза изготовляли для эмирского двора огромные, сплошь вышитые скатерти-дастарханы для подарков русским чиновникам и местной знати. Композиция таких изделий больше напоминала ковры, чем вышивку. В центре их часто помещается большой медальон, а по углам — четверти таких же медальонов. Расцветка их контрастна, а орнамент геометризирован. Для своего дома мастерицы создавали различного типа декоративные вышивки, до сих пор поражающие богатством затейливого узора и многоцветностью тонов. Большой выразительностью отличаются вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом. Каждое такое сюзане — своеобразное произведение искусства, полное обаяния и творческой фантазии мастерицы. Небольшие изделия — чехлы для подушек-валиков — люля-болиш, кошельки, женские пояса шихрисабзские мастерицы вышивают швом «ироки» — миниатюрным полукрестом.

Вышивка ташкентских мастериц отличается своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок, аналогичных сюзане других районов. Это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка (от арабского фаляк — небо) являются большие темно-красные круги, которые плотно заполняют поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) служило покрывалом на одеяло новобрачных и украшалось растительным орнаментом. С течением времени облик ташкентских паляков меняется: количество кругов становится меньше, а величина их — больше. В более поздних паляках вышивка полностью заполняет поверхность ткани, почти не оставляя просветов фона. Такого типа панно отличаются строгим ритмом солярических мотивов и суровым цветовым решением, построенном на контрасте темно-красных кругов и темно-зеленых лиственных обрамлений. Характерные мотивы стилизованных звезд, солнца, ветки с цветами обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы. В начале двадцатого века в моду вошли так называемые чойшаб-паляки. Создавались целые гарнитуры с одним рисунком, соединяющие в себе функции свадебной простыни и покрывала на изголовье.

В городах и селениях Ферганской долины издавна жили и работали замечательные мастерицы ручной вышивки. Их изделия обычно исполнены на темно-зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким изящным узором, свободно размещенным по незашитой поверхности фона. Это в основном руиджо, реже — большие вышивки типа гулькурпа или сюзане. На руиджо использовался повторяющийся мотив кустика с цветами и фестончатыми, как бы струящимися листьями. Красиво выглядят также светлые силуэты орнаментальных мотивов на темном фоне. А основным мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.

Все художественные средства мастериц — построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения.

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.

Источник

Философия сюзане: Скрытые послания столетий

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Некоторые из драгоценных экспонатов уже прошли ювелирной тонкости реставрационную обработку благодаря Владе Евневич и Матлюбе Алимовой. Да, да, той самой киноактрисе, снимавшейся в роли красавицы-цыганки в фильме «Возвращение Будулая». Подруг роднит неизлечимая любовь к прекрасному.

По мнению Владислава Евневича, узбекское сюзане – это своеобразная визитная карточка страны. Дело в том, что с древнейших времен вышивка была в обиходе у населения, служа преимущественно украшением интерьера, верхней одежды и головных уборов. Даже мешочки, в которых раздавались подарки к праздникам, люди умудрялись украшать оригинальными красочными орнаментами.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

С позиции научно-исследовательского подхода, вышивка является живым монументальным искусством, созданным самим народом, его культурой, в которой художники и поныне черпают свои бессмертные мотивы. Большинство из представленного на выставке – экспонаты из частных коллекций.

Глядя на шедевры ручного труда народных умельцев, развешанные не только на стенах, но и на люстрах Выставочного зала, где нашлось место вышитым тюбетейкам и чапанам, есть даже две пары обуви, невозможно не изумляться изяществу и красоте представленного материала, несмотря на то, что не все полотна еще прошли через руки реставраторов. Но не в этом ли и кроется очарование, выражающееся в моменте соприкосновения к Истории! Перед глазами оживают полузабытые страницы прошлого, когда долгими вечерами и ночами местные мастерицы-рукодельницы вышивали набор приданого невесты. Эти колоритные ткани служили не только украшением традиционного жилища, а зачастую «рассказывали» посвященным историю рода, раскрывали мечты и чаяния людей о желанном будущем.

И если для неискушенного зрителя выставка послужит открытием неповторимо-замечательного вида самобытного народного творчества, то знатоки искусства и художники-профессионалы могут получить здесь урок высокого колористического мастерства.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Через выступления собравшихся – художников и теоретиков искусства, ученых, представителей государственной власти и дипломатических кругов, – красной нитью проходила мысль о нетленности истинных ценностей, объединяющих народы планеты. В контексте темы интересно прозвучали слова, высказанные прекрасным знатоком искусства и соорганизатором выставки, Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Латвия Игорсом Апокинсом.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Замечательно, что всегда были и есть люди, которые заботились и заботятся о будущих поколениях, отбирая и сохраняя для них подобные коллекции, вобравшие в себя дыхание эпох, историю развития национальной культуры и бесценные сокровища народных ремесел. Такие люди, как Владислав Евневич, которого друзья и знакомые называют «живой энциклопедией».

Мне же остается лишь согласиться с утверждениями руководителя Русского культурного центра Светланы Герасимовой, которая проникновенно говорила о своей любви к увиденному на выставке шедевров старины:

— Это не обычное «собрание вещей» из Самарканда, Бухары или Ферганы, а целенаправленно собранная коллекция. Она ценна сама по себе. Даже в этом необработанном виде, без соответствующей реставрации, в некоем доэкспозиционном состоянии она вдохновляет. А работы в плане «обновления» полотен еще предостаточно. В целом, несмотря на имеющуюся в отечественных музеях истории богатейшую коллекцию вышивок, собранный здесь материал потрясает новой, впечатляющей силой. И у нас снова появился повод листать книги по искусствоведению, пытаясь понять, откуда же «родом» та или иная редкость. Это здорово, что снова над нами, взрослыми, властвует детский неуемный восторг от той фантазии, которой владели мастерицы-вышивальщицы в прошлом.

Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Также хочу поделиться фотографиями некоторых интересных и красочных вышивок сюзане из моей коллекции Сюзане народ кто такие. Смотреть фото Сюзане народ кто такие. Смотреть картинку Сюзане народ кто такие. Картинка про Сюзане народ кто такие. Фото Сюзане народ кто такие

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *