Сюжет что это такое простыми словами

Значение слова «сюжет»

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения.

СЮЖЕ’Т, а, м. [фр. sujet]. 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). С. «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чем-н. и т. п.; разг.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сюже́т

1. совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание литературного произведения, кинофильма ◆ Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. ◆ Избрать что-н. сюжетом романа.

2. перен. содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чём-н., картины, музыкального произведения)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: облапошивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое сюжет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сюжет – понятие, знакомое любому школьнику.

А вот как грамотно его выстраивать, можно ли подсчитать все имеющиеся сюжеты, чем сюжет отличается от фабулы – знают не все.

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

Сюжет — это.

В общем виде термин «сюжет» можно понимать, как набор действий и ситуаций, изображающих конкретное событие. Данное понятие используется в кинематографе, музыке, живописи, литературе, театре.

В литературе сюжет – это совокупность этапов развития действия и собственно развитие действия, изложение хода событий. Наиболее ярко сюжет проявляет себя в эпосе и драме, но не менее важен в лирике (это что?).

Впервые термин был употреблён французскими классицистами Н.Буало и П.Корнелем. Его прототипом (это что?) было понятие «миф», использованное Аристотелем в его «Поэтике». Древнегреческий теоретик искусства имел в виду ряд событий из жизни богов и героев, а также предание, повествующее об этом.

Сюжет и фабула

Чтобы чётче понять, в чём суть термина, необходимо разграничить его с понятием «фабула».

Фабула – это костяк сюжета, его общий контур.

На конкретном примере это выглядит так:

Сцены деревенской и городской жизни рисуют образы столицы и провинции, Петербурга и Москвы, Запада и Востока, духовного и телесного миров. Портреты пушкинских современников, разбросанные по всему полотну романа, передают атмосферу 19 столетия, автор изображает человека во времени.

Фабулу можно сравнить со скелетом, позвоночником, а сюжет – с мышечной массой, за счёт которой происходит движение, действие.

Сколько существует сюжетов

Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.

Распавшись на отдельные осколки, миф превратился в сказку (это что?). Собиратели «сказочных осколков» попытались собрать воедино сюжеты сказок по всему миру, что привело их к удивительному открытию: в культуре всех народов есть общие метасюжеты.

Самой известной стала классификация С.Томпсона «Указатель сказочных сюжетов». Томпсон взял за основу более подробную классификацию А.Аарне.

В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.

Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.

Например, сюжет о плуте, путешествующем по свету, представлен в классическом произведении древности – поэме Гомера «Одиссей».

В европейском средневековом искусстве он продолжился «Романом о Лисе». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Уллис» Дж.Джойса, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова – вариации того же древнего мифа.

Где их искать

Так что искать сюжеты можно в народных сказках. Кстати, «Евгений Онегин» написан по фабуле «Цапли и журавля». Но лучше всего, конечно, не ходить слишком далеко и брать сюжеты из жизни.

Времена Сервантеса, Пушкина и Джойса прошли, и сказать новое своё слово о сегодняшнем дне просто необходимо.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сложно согласиться, что существует всего четыре варианта развития сюжета, это кажется очень ограниченным суждением.

Кажется, что сюжетов существует великое множество, но на самом деле это далеко не так. Если хотите конкретные примеры, посмотрите российские фильмы-сериалы, где по 4 серии. Герои разные, актеры разные, локации разные и вроде бы истории разные, а сюжет у них у всех одинаковый 🙂 Каждый может стать автором увлекательной истории и для этого ненужно иметь специального образования, воспользуйтесь готовыми шаблонами, их оказывается не так много 🙂

Источник

Что такое сюжет?

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Кинематографическое произведение в нынешних реалиях без хорошо прописанного сюжета создать невозможно. Прошли времена новизны потока сознания от модернистов и постмодернистов. Сегодня заинтересовать зрителя можно только хорошо прописанной и проработанной историей, которая выстраивается и живет по своим внутренним правилам и классическим лекалам.

Сюжет – что это?

Что такое сюжет произведения? Колоритные герои – полдела, вторая часть успешной работы – любопытная история. И если фабула отвечает за хронологическую последовательность всех событий в произведении, то сюжет – за их подачу, обрамление и восприятие. Так, пересказывая фабулу первого сезона сериала «Остаться в живых», сначала нужно рассказать все события, происходящие с героями в обычной жизни. И только потом перейти к событиям на острове. Но все, кто видел этот сериал, знают, что сюжет этого шоу построен иначе.

Берем придуманную историю, решаем, как ее оформить – разрезать на куски, перемешать, вставить флэшбеки и флэшфорварды, максимально раскрыть внутренний мир персонажей через события отпервого лица, – и получаем на выходе скомпонованную историю.

Внутренний сюжет фильма – это изменения в жизни, характере и взглядах персонажа, его отраженный мир и чувства. Внешний – событийность в его окружении, все, что влияет на мир фильма. Чаще всего в истории один из этих видов подавляет другой. Хотя сценаристам иногда удается создать проект, в котором успешно соединены в равных пропорциях сразу два типа повествования. Мейнстрим заточен на баланс, жанровые истории – на динамику. И основной сюжет это должен впитать еще на стадии замысла.

Задача сценариста не столько в том, чтобы придумать историю, сколько в том, чтобы правильно изложить ее.

В современном кинематографе существует немало систем к подходу построения сюжета и сюжетных линий. Где-то делается упор на проработку героев и окружения, где-то плотно работают со временем и хронотопом, где-то на первое место выходит общая история. Рассмотрим главные виды сюжетов, которыми вот уже многие годы успешно пользуются сценаристы во всем мире.

Существует много схем и классификаций, помогающих автору в построения интересного сюжета. Опытные сценаристы умело компилируют разные подходы работы с сюжетами, используя как классические методы, так и современные.

Как пишется сюжет

В школе все мы слышали об элементах сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Еще добавляли пролог и эпилог. По этим лекалам строятся фабула и собственно сюжет. Автор подхода Найджелл Воттс их только немного расширил и преобразовал – получилась восьмипунктовая дуга:

Предложенный подход не является каноническим, существуют и другие.

Виды сюжетов по работе со временем

Другой подход: классифицировать сюжет через характер связи между событиями в истории. Эта схема перешла в кино из литературоведения. В этом случае можно выделить три вида сюжета:

В хроникальном сюжете соблюдаются все академические требования к повествовательному времени, его естественный ход (сага, киноэпопея, киноальманахи, классические авантюры и приключения – «Троя», «Вокруг света за 80 дней», «Пираты Карибского моря»).

В концентрическом больший упор сделан не на физическое, а на психологическое исчисление. Здесь конфликт и интрига выходят на первый план (драма, детектив, психологический триллер – «Шестое чувство», «Солнцестояние», «Сплит»).

«Король умер, а потом умерла королева» – хроникальное повествование, «Король умер, а

потом умерла королева – с горя» – концентрическое.

В многолинейном произведении первые два вида сюжетов могут взаимодействовать между собой. Здесь задействованы сразу несколько крупных линий и важных событийных узлов («Тихий Дон», «Война и мир», «Убийство на пляже»). Мини-истории тянутся независимо одна от другой и периодически пересекаются.

Также выделяют динамические сюжеты, насыщенные событиями («Образование», «Дом летающих кинжалов») и адинамические – умеренный рассказ без тяготения к морали и развязке («Наполеон Динамит», «Полеты во сне и наяву»).

Пять типов сюжета

Совсем другой подход предложил Кристофер Букер. Он разделил все сюжеты на пять разделов:

Как это видно, Букер своей системой умудрился свести все возможные истории к пяти очень простым для понимания архетипам.

Примеры сюжетов

Борхес в новелле «Четыре цикла» писал, что существует всего 4 сюжета и 4 героя:

В литературе и киноиндустрии эти четыре модели персонажей и их исканий используются и по сей день. Они обросли творческими мышцами, расширились и в эпоху постмодернизма приобрели множество ответвлений и симбиозов. Придумать сюжет сегодня без поглощения ярких примеров из прошлого сложно. Поговорим о некоторых из них по заветам Жоржа Польти.

Эта лишь малая часть имеющихся подходов. И выбор здесь – исключительно дело вкуса. Главное, чтобы схема была вам удобна и в итоге помогла написать сюжет.

Источник

Сюжет — это что такое? Примеры увлекательных сюжетов в литературе

Сюжет: определение и особенности

Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.

Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.

Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.

Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения

В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.

Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.

Например, в трагедии Шекспира «Гамлет» завязкой является встреча героя с призраком.

Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.

Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.

Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

Что же такое сюжет

Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.

В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.

В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.

Если говорить кратко и просто, то:

К примеру, в романе Достоевского «Преступление и наказание» фабула такова:

Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.

Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.

Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.

Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.

Виды сюжета

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.

Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Стивен Кинг написал много книг. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Но некоторые стали культовыми у читателя. Например, «Мертвая зона», «Кладбище домашних животных», «Зеленая миля» и др. В них умело сочетается, с одной стороны, сюжетность, а с другой стороны, некоторая психологическая глубина, которая совершенно необходима любой хорошей художественной прозе.

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Литература

Определение понятия в различных источниках

Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, «Словарь эстетики» 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в «Словаре литературных терминов», системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В «Большом энциклопедическом словаре» и «Современной энциклопедии» (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»[3].

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

Сколько существует сюжетов

Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.

Распавшись на отдельные осколки, миф превратился в сказку (это что?). Собиратели «сказочных осколков» попытались собрать воедино сюжеты сказок по всему миру, что привело их к удивительному открытию: в культуре всех народов есть общие метасюжеты.

Самой известной стала классификация С.Томпсона «Указатель сказочных сюжетов». Томпсон взял за основу более подробную классификацию А.Аарне.

В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.

Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.

Например, сюжет о плуте, путешествующем по свету, представлен в классическом произведении древности – поэме Гомера «Одиссей».

В европейском средневековом искусстве он продолжился «Романом о Лисе». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Уллис» Дж.Джойса, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова – вариации того же древнего мифа.

Определение слова «Сюжет» по БСЭ:

Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть фото Сюжет что это такое простыми словами. Смотреть картинку Сюжет что это такое простыми словами. Картинка про Сюжет что это такое простыми словами. Фото Сюжет что это такое простыми словами

Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

«Преступление и наказание» без ницшеанства и духовных мытарств главного героя

Не многие школьники осиливают это замечательное произведение. А ведь если бы его написал не Достоевский, то оно бы читалось, возможно, на одном дыхании. А потом сделали бы по ней экранизацию, и получилось что-то вроде «Лейтенанта Коломбо» в 19 веке.

Ведь если посмотреть непредвзято, без снобизма, то сюжет – это то в «Преступлении и наказании», что делает Порфирий Петрович. Посмотрим только на цепь событий. Читателю сразу известен преступник, злодеяние, короче говоря, казалось бы, нет интриги, но нет, Федор Михайлович не зря мастер детективной прозы. Основная интрига сюжета в том, признается Раскольников или нет. А Порфирий Петрович искусно подводит преступника, отягощенного совестью, к чистосердечному признанию, совсем как лейтенант Коломбо.

Сюжет

Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — «происшествия в жизни легендарных героев древности».
Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!

М.А. Булгаков как сатирик. «Мастер и Маргарита» без Воланда

Стивен Кинг утверждал в автобиографическом сочинении: «История начинается с вопроса, а что было бы если…». Кстати, по мнению короля ужасов, это некоторый творческий метод создания сюжета для приключенческой литературы в принципе. Здесь мы толкуем прилагательное «приключенческая» в широком ключе как «событийная».

«Мастер и Маргарита» – роман многослойный и пронизанный различными переплетениями между двумя почти полноправными его частями, «советскими» и «ершалаимскими» главами. Обычному же читателю он интересен прежде всего неповторимым стилем М.А. Булгакова и авторской фантазией о том, что сатана посетил Советский Союз в такое страшное время (30-е годы).

Конечно, возможно, «евангелие» от М.А. Булгакова важно, но если бы не Воланд и его похождения, роман не имел бы такого оглушительного успеха у современного читателя. Потому что все проблемы России, которые были явлены в эпохальном романе, остались на месте. Однако мы заговорись, а меж тем пора переходить к другой сюжетной прозе.

Источник

Значение слова сюжет

Сюжет в словаре кроссвордиста

сюжет

Сюжет Сюже́т (от «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

1.Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.

3.Тема музыкального произведения.

Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

м.
1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
3) Тема музыкального произведения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1. последовательность и связь описания событий в произведении литературы;

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Ожегова

Современный толковый словарь, БСЭ

сюжет м.
1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.
2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве).
3) Тема музыкального произведения.

Толковый словарь Ефремовой

1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное Содержание художественного произведения (лит.). Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа.

2. перен. Содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чем-н. и т.п.; разг.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Словарь литературоведческих терминов

1963. Г. Н. Поспелов (С. в литературе).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание литературного произведения, кинофильма содержание, тема чего-н. (случая, происшествия, рассказа о чём-н., картины, музыкального произведения) жертва преступника, обычно вора или мошенника

При таком подходе к сюжету взаимосвязь литературоведения с психологией приобретает иной характер: сюжетолог опирается на данные не психологии творчества, а психологии восприятия, рассматривает сюжет не с точки зрения процесса его создания, а с точки зрения процесса его восприятия.

Кроме упоминавшихся выше «атлантических» романов, к такого рода произведениям относятся «Экипаж „Меконга“» и «Очень далекий Тартесс» Е. Войскунского и И. Лукодьянова ( сюжет 5); «Волшебный бумеранг» Б. Руденко, «Чаша бурь» В. Щербакова, «Фаэты» А. Казанцева (комбинация сюжетов 1 и 5); «Затерянный мир» А. Конан Дойля, «Остров Эпиорниса» Г. Уэллса, «Ревун» Р. Бредбери, «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Плутония» В. Обручева, «На запад от Эдема» Г. Гаррисона, «Охотники за динозаврами» А. Шалимова ( сюжеты 3 и 4).

Определить, где кончается один сюжет с его вариантами и где начинается другой, можно лишь после межсюжетного изучения сказок и точной фиксации принципа отбора сюжетов и вариантов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *