Таблица пифагора что это такое простыми словами
Таблица умножения Пифагора
Таблица умножения Пифагора известна с древности. Ее создание, как следует из названия, приписывают древнегреческому философу и математику Пифагору и его ученикам.
Таблица Пифагора
Таблица умножения Пифагора представляет собой квадрат, на левой и верхней гранях которого расположены числа от 1 до 10, а ячейки содержат результат их перемножения. Размеры таблицы 1-10 не являются конечными, расширить таблицу можно до бесконечности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
На главной диагонали, выделенной серым цветом, расположены квадраты чисел, а произведение двух разных чисел находится на их пересечении.
В таблице Пифагора достаточно много закономерностей, на эту тему достаточно много информации в сети. Однако, большая часть данных закономерностей слишком сложна даже для взрослого человека, если рассматривать их практическое применение. Поэтому выделим всего 3 из них:
С помощью этих свойств легче объяснить главный принцип умножения, что, по сути, это многократное сложение. В целом таблица Пифагора хороша в теоретическом плане на начальном этапе, но для практики ее лучше дополнить другими методами, например, логическим.
Таблица умножения: поможем выучить легко и быстро
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Берем табличку Пифагора
Умножение — это легкий и быстрый способ провести вычисления. Чтобы запомнить таблицу умножения за один день, нам поможет другая таблица, которую придумал великий Пифагор.
Обычная таблица умножения выглядит так: десять столбиков, в которых поочередно перемножаются все числа от 1 до 10 и зафиксирован результат действия. Независимо от того, в какой класс перешел ребенок — таблица пригодится всегда.
Зазубрить правильные ответы к сотне примеров, конечно, можно, но сложно. В таком виде не получится отследить логические связи и закономерности. Есть более удобный для изучения способ — таблица Пифагора:
Здесь мы видим, как 100 сочетаний из предыдущей таблицы сокращены до 55. Отличный тренажер!
Таблица Пифагора устроена легче, чем может показаться. Берем числа из левого столбика и умножаем на числа из верхней строки. Правильный ответ — на месте их пересечения.
Не стоит торопиться и ожидать от ребенка молниеносных результатов. Начните изучение с колонок 1, 2, 3. Так постепенно ребенок будет готовиться к усвоению более сложной информации.
Вот как можно потренироваться прямо сейчас: дайте ребенку задание нарисовать таблицу и предложите вместе ее заполнить. Проговаривайте счет вслух — это поможет запоминанию.
Запоминаем главное правило таблицы умножения
Важно знать — от перемены мест множителей произведение не меняется. Знание этого правила значительно облегчит восприятие ребенка. Ведь это означает, что нужно выучить не всю таблицу, а только половину.
Обращаем внимание на закономерности
Важно направить внимание на закономерности в таблице. Есть симметрия? Есть повторения? Отлично — замечая детали, фиксируя свои наблюдения, можно легко запомнить таблицу умножения.
До изучения этой темы ребенок наверняка уже знает, как складывать числа. Значит, можно привести простой пример:
2 × 5 — это то же самое, что 2 + 2 + 2 + 2 + 2, то есть пять раз по 2.
Любое число при умножении на 1 остается тем же.
При умножении на 5 полученное число оканчивается либо на 5, либо на 0. Если число четное, результат будет с 0, если нечетное — с 5.
При умножении на 10 результат будет всегда оканчиваться на 0, а начинаться со второго числа в примере.
Результаты умножения на 5 в два раза меньше результатов на 10.
Играем в таблицу умножения
Как выучить таблицу умножения?
Важно повторять пройденный материал — это поможет закрепить знания. Еще один эффективный способ — учить таблицу умножения в игровой форме.
Самая простая игра — карточки. Есть два варианта:
Подготовить карточки с примерами без ответов.
Сделать карточки с ответами, чтобы ребенок мог озвучить, умножение каких чисел даст такой результат.
Можно играть на время, а можно на количество решенных карточек. Если ребенок сможет вслух объяснить свой ход мысли, это поможет вам понять его логику и дать подсказку.
И, конечно, самая классная игра может быть в реальной жизни. Когда пойдете в продуктовый магазин или будете раскладывать клубнику по тарелкам — попросите ребенка помочь вам в нестандартных подсчетах.
Онлайн-школа Skysmart приглашает детей и подростков на курсы по математике — за интересными задачами, новыми прикладными знаниями и хорошими оценками!
А еще можно использовать смешные стишки:
Запомнить надо постараться,
Что дважды девять — восемнадцать.
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один — один.
Прогрызли мыши дыры в сыре.
Трижды восемь — двадцать четыре.
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять — шестьдесят.
Играем в настолку по таблице умножения
Еще один способ быстрее выучить таблицу умножения в игровой форме — это перенести ее в настолку. К примеру, распечатать таблицу и вместе с ребенком сделать фишки.
Правила просты: ребенок кидает кубик и делает столько ходов фишкой по таблице, сколько ему выпадет. Число, на котором он остановится, нужно умножить на 2. Когда ребенок освоит этот уровень, можно усложнить задачу. Умножайте число на 3, 4 и так далее.
Учим таблицу умножения на пальцах
Умножаем на числа после 5
Этот метод, как быстро выучить таблицу умножения, подходит ребенку, который уже освоил простое умножение на числа до 5 и готов к более сложным примерам.
Делимся методом, как выучить с ребенком таблицу умножения за час. Сначала попросите его взглянуть на ладони обеих рук. Пусть он пронумерует пальцы на обеих руках по порядку: 1 — большой палец на левой руке и так далее, пока не закончит на 10.
После этого спросите, какое число он хочет умножить на 9. Когда ребенок выберет его, попросите загнуть палец, которому вы присвоили это число. Все пальцы слева от загнутого будут десятками, а справа — единицами. Останется только сложить их.
Например, возьмем палец №7 — безымянный на правой руке. Слева от него останется 6 пальцев, а справа — 3. Складываем десятки и единицы, получаем 63. Это и есть ответ.
Изучаем таблицу умножения на фокусах
Фокус для детей «Умножаем на 7»
Этот способ покажет, как помочь ребенку самому выучить умножение на 7. Спойлер — просто добавьте в обучение капельку магии. 🔮
Сначала приготовьте несколько игральных кубиков. После этого заинтригуйте ребенка — скажите, что можете предсказать сумму точек на верхних и нижних гранях, сколько бы кубиков он ни выкинул. Даже несмотря на то, что их низ не виден.
Секрет в том, что сумма точек у кубиков сверху и снизу всегда равна 7. Чтобы «предсказать» результат, нужно просто умножить на 7 число кубиков.
Покажите сыну или дочери этот фокус для детей, а после расскажите секрет. Пусть ребенок сам впечатляет друзей и родных, а между тем тренируется умножать на 7.
История создания таблицы умножения
Привычная для нас таблица умножения — это 8 столбцов с последовательными примерами на задней обложке тетради.
Таблицу умножения также называют «Таблицей Пифагора», особенно когда она представлена в виде квадрата, стороны которого — множители, а в ячейках стоит их произведение. Именно так принято считать в европейской культуре. При этом существует очень интересный факт: не обнаружено ни одного письменного свидетельства тому, что именно Пифагору принадлежит авторство таблицы. Существуют только косвенные доказательства. Последователь его учения — Никомах Герасский, который жил на рубеже I и II веков нашей эры, записал таблицу в привычном нам виде в своем сочинении «Введение в арифметику». Именно он утверждал, что авторство принадлежит древнегреческому ученому Пифагору.
Лишь в 493 году появился новый вариант, предложенный ученым Викторием Аквитанским: он записал таблицу из 98 столбцов, которая представляла в римских числах результат перемножения чисел от 2 до 50. А в 1820-м году шотландский физик и профессор математики Джон Лесли в своей книге «Философия арифметики» опубликовал таблицу умножения до 99. Он же стал тем, кто начал давать своим ученикам рекомендации заучить ее.
Известно, что впервые таблица умножения была введена в школах в средневековой Англии. Выглядела она как система перемножения чисел до 12. В Англии до сих пор сохранился именно такой средневековый вариант по той причине, что в жизни англичан часто приходится умножать именно на 12: в измерительной системе 1 фунт равен 12 дюймам, а ранее в денежном обращении 1 шиллинг был равен 12 пенсам.
Таким образом, мы видим, что таблица не во всех странах одинакова. Например, в Индии, она включает в себя числа до 20-ти.
Мнения ученых по поводу авторства таблицы умножения разделились. И многие считают, что Пифагор не может быть ее создателем, ведь существуют факты, подтверждающие другое ее происхождение.
Самая старая десятиричная таблица умножения найдена на раскопках древних китайских городов. Ученые датируют ее 305 г. до н.э., т.е. она существенно старше, чем сам Пифагор и его труды.
При раскопках японского города Нара нашли дощечку с фрагментами записей, которые подтверждают, что в древней Японии вели подсчеты с помощью таблицы. Интересно то, что иероглифы похожи на древнекитайское письмо. Это не единичный случай обнаружения подобных табличек археологами. Подобную дощечку нашли на раскопках еще одной японской столицы Хэйнан. Таким образом, ученые предполагают, что таблица умножения могла попасть из Китая в Японию, так как между двумя империями были очень прочные торговые отношения. По мнению ученых, таблица умножения, которую придумали в Китае, могла попасть в Индию вместе с торговыми караванами, а затем уже распространиться по Азии и Европе.
Но есть и еще одна версия, исходя из которой таблица была изобретена в Месопотамии. Эта теория тоже подтверждается находками археологов. Самая старейшая табличка была найдена на раскопках древнего Вавилона и имеет возраст около 4000 лет. Внешне это — глиняная дощечка с клинописью. В ее основе шестидесятеричная система исчисления. Можно предполагать, что таблица была изобретена параллельно в нескольких империях, так как люди постоянно сталкивались с необходимостью делать подсчеты.
Интересно, что на Руси существовал крестьянский способ умножения, который заключался в том, что первый множитель увеличивается в два раза, а второй уменьшается тоже в два раза. И эта операция продолжалась до тех пор, пока второй множитель не становился равен одному. Строки, в которых правое число четно, удалялись, а сумма левых чисел и оставшихся строк давали нужный результат.
В Россию современная таблица умножения попала благодаря математику Леонтию Филипповичу Магницкому, который в 1707 году издал первый учебник по математике под названием «Арифметика». В этом учебнике были таблицы сложения и умножения.
Такое нововведение, как заучивание таблицы умножения было поистине революционным. Оно значительно облегчало повседневные расчеты, так как другие хитрые способы вычисления (запятая не нужна) приводили к тому, что увеличивалось количество ошибок и замедлялся процесс подсчета.