Так и онегину молодому повесе свойственны хандра разочарование в жизни

“РУССКАЯ ХАНДРА” В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

“РУССКАЯ ХАНДРА” В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До “Евгения Онегина” противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии “Горе от ума”. Главное действующее лицо этого произведения,

Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке – в театре, в кабинете, на балу, описывает его как “забав и роскоши дитя”. Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки,

Автор задает вопрос: “Но был ли счастлив мой Евгений?” Нет, “рано чувства в нем остыли…”, “… разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец” и “…ничто не трогало его…”. Это симптомы душевного недуга. Какого?

Пушкин называет его “русской хандрой”, подобной “английскому сплину”. Это состояние – доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: “Эй, смотри, хандра хуже холеры”, – потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати.

В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина.

Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что “озлобленный ум – признак высшей натуры” и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих.

Евгений Онегин узнавал себя в душе “себялюбивой и сухой”, читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не “людская причуда”, а обыкновенный человек, “добрый малый”, каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа.

Евгений Онегин предается хандре и… зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один – хандра и тоска.

Д. И Писарев в статье “Базаров” писал, что Онегин “слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся”. Критик утверждает, что Евгений “носит красивое разочарование”. Однако с этим мнением можно не согласиться.

Более вероятно, что хандра Онегина – это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду – в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг.

Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина – с Алеко из поэмы “Цыганы”. Алеко уходит из “неволи душных городов” к цыганам, но все равно его преследует скука, и он “грусти тайную причину истолковать себе не смел”. Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер.

Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, – его права, его свободы. Он говорит: “…я, не споря, От прав своих не откажусь, Или хоть мщеньем наслажусь”. Так он й делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью.

Старик сказал об Алеко: “Ты для себя лишь хочешь воли…” – это главный признак “русской хандры”, черствости души, которая так губительна для окружающих.

Таким образом, в произведениях “Евгений Онегин” и “Цыганы” А. С. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что “русская хандра” – это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

Related posts:

Источник

Как онегин пытался выйти из хандры. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Образ Онегина сильно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Следом за Онегиным явились Печорин и Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». Пушкин подчеркивает типичность онегиных, их полную неспособность к настоящей жизни.
И в то же время Пушкин разглядел недюжинность героя:

Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум.

Это — лестная характеристика, она, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед обстоятельствами. Но всё по порядку…

Итак, Онегин – типичный молодой человек конца 20-х – начала 30-х годов Х1Х века. Его воспитание ничем не отличается от воспитания дворянских детей того времени: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…». У Евгения был модный в те времена французский гувернер, который «…Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил…». Поведение Онегина в обществе также продиктовано модой: «Хранить молчанье в важном споре // И возбуждать улыбку дам…». День героя был расписан по минутам, с совершенным отсутствием свободного времени. Но при этом наш герой скучает:

Короче, русская хандра Им овладела понемногу…

В чем же причина этой хандры, овладевшей практически всем обществом? Пушкин даёт ответ: виновником всех бед писатель видит нравы и обычаи света. А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени? Недаром он называет Онегина своим «старым приятелем». Он настолько хорошо знает его вкусы, привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к своему персонажу.

К тому же, поражение восстания декабристов и ужесточение цензуры на «интеллектуальную деятельность» также сыграли свою роль. Таковы причины хандры Онегина. Но было бы полбеды, если бы от этого страдал только сам герой. Нет, его «душевный недуг» заставил страдать и других.

Во-первых, он отказывается от любви Татьяны, не веря в искренность её чувства, не вдохновившись им. Лишь позже, постранствовав по свету, он поймет, что наделал, но будет поздно – Татьяна замужем за другим, она полностью слилась с другими представительницами света. В её сердце уже не осталось и тени былой страстной натуры.

Во-вторых, холодность сердца и души привели Евгения к глупой ссоре с другом – Ленским. Жизнь в Петербурге сделала героя циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, возлюбленной Владимира, довольно сурова. Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику. Этот шаг становится роковым. В ночь перед дуэлью Ленский пишет Ольге последние стихи, а Онегин… крепко спит.

Ссора эта закончится смертью «философа в осьмнадцать лет». В роковое утро перед поединком Онегин явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:

И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!

Хотя и невольный, но Онегин всё же — убийца. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…

Именно отсюда и начинается перелом в жизни главного героя: поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен? Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска.

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне — тому подтверждение. Но он опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, однако отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:

И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… Навсегда.

Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является не кто иной, как Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему Евгению, с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин произносит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…»

Сочинение Пушкин А.С. — Евгений Онегин

Тема: — Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке — в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: «А был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «. рано чувства в нем остыли», «. разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец. » и «. ничто не трогало его». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта характера Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Причины появления хандры у Онегина

Подробно рассказывается о том, что произошло с Онегиным в юности, «как рано мог он лицемерить», как он научился добиваться взаимности у женщин. Позже, спустя десятки и даже сотню лет, появятся театральные школы, которые будут изучать способы вживания актёра в роль. Пушкин выводит человека, который в жизни своей умел играть разные роли, умел играть в разных масках, изображать себя так, что сам верил в своё перевоплощение (рис. 2).

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего…»

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

Сочинение Прочее — Прочее

Тема: — «Русская хандра»

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке — в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: «А был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «. рано чувства в нем остыли», «. разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец. » и «. ничто не трогало его». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта характера Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры». Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Белинский считал, что «озлобленный ум» — «признак высшей натуры» и знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Он узнавал себя в «душе себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не пародия, не «модная причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете много.

Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.

Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж произведения «Герой нашего времени», который так же, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять у судьбы свою долю радости. У этих двух героев жизненные пути разные, но результат один — хандра, тоска и скука. Оба романа, «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», имеют открытый финал, как у самой жизни.

Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование» в торжестве разума и просветительских идей, с помощью которых невозможно что-либо изменить в обществе.

Хандра Онегина — это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Он возвращается из путешествия в Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется. Он кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («. как я ошибся, как наказан») и в том, что на дуэли убивает своего друга Ленского («. окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда любви, понимания. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума.

Наследство дяди

В то время, когда Евгений понял, что светские развлечения ему окончательно наскучили, узнал он о тяжелом недуге близкого родственника, того самого, о котором идет речь в первых строках романа. Приготовившись подавать лекарства, поправлять подушки и печально вздыхать (дабы получить заветное наследство) Онегин отправляется в вотчину своего дядюшки. Когда же прибывает на место, узнает о кончине родственника. С этого печального события и начинается жизнь Онегина в деревне. Евгений вступает в наследство. Герой великого романа в стихах становится

В чем причина и суть «хандры» Онегина? 10937

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».

Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения:

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий.

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен».

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».Оторванность Онегина от национальной «почвы» – это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

Приветствие, пояснения происхождения слова «хандра»

Давайте определимся, что значит слово «хандра» и почему этому слову в пушкинском романе мы посвящаем так много времени. Слово «хандра», по-видимому, связано с греческим словом «ипохондрия», которое было сначала заимствовано римлянами, а потом перекочевало во все европейские языки. Ипохондрия – разочарование в жизни, подавленное настроение, депрессия. Понятно, что депрессия – тяжёлое, психическое заболевание, и мы очень часто употребляем это слово не к месту, говоря о плохом настроении, подавленном состоянии (рис. 1).

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …

Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.»

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

«…Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил…».

Роль Байрона в романе «Евгений Онегин»

1824 год, год, когда Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина», оказался трагическим для жизни Байрона. Лорд Байрон (рис. 3) погиб задолго до того, как Пушкин начал писать в Кишинёве «Евгения Онегина». Поэту пришли сведения о том, что Байрон погиб, когда он поехал бороться за свободу в Греции. Благополучный лорд, он был обречён не только на богатство, но и на власть.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

То, что называем мы хандрой, встречается в литературе с самых древних времён. В сущности, это то, чему посвящена, может быть, одна из самых сильных литературных частей Библии, Ветхого завета. Это книга пророка, книга Экклезиаста «Суета сует». Повторяющийся мотив бренности всего сущего, разочарования во всех человеческих устремлениях – это переживание, которое появилось многие тысячелетия назад. Человек осознал, что он смертен, осознал, что все его жизненные устремления бессмысленны и бесцельны, потому что конечным итогом безысходно становится попрание. Поэтому это переживание становится одним из самых главных переживаний в литературе. Но в разные исторические моменты, разные этапы истории культуры, переживая разочарование в жизни, люди по-разному его осмысливали, по-разному его чувствовали. Человек ставит перед собой жизненные цели и по достижению их испытывает разочарование, всё, к чему он стремился, оказывается мелким и ничтожным, а счастье, радость, удовлетворение от жизни не наступает вместе с достижением определённого результата. Успех в жизни определяется другими, более существенными, более важными вещами. Эти философские рассуждения, очень глубокие, очень тонкие, очень сложные для пушкинского лёгкого, калейдоскопического романа, оказываются естественными и органичными. В этом смысле «Евгений Онегин» оказывается в ряду самых крупных, самых значительных явлений во всей мировой литературе.

Почему Онегин не сумел стать счастливым человеком

К концу романа Онегин окончательно разочаровался в жизни. Он не смог реализовать себя, найти применение своим талантам. За все время герой не ощутил искренних чувств. Автор помогает ему, устраивая знакомство с Лариной, но Евгений отвергает любовь женщины, предпочитая свободу.

Ленский становится приятелем героя, они находят общий язык, однако для него эта дружба заканчивается смертью. Онегин не научился ценить людей, посланных ему судьбой, поэтому так и не обрел счастья. Причины, почему герой не стал счастливым:

В итоге желание персонажа сбылось – он остался полностью свободным, однако это не принесло счастья Евгению.

Смотри также:

Русская хандра

Главное отличие русской хандры от английского «сплина», от немецкой грусти, той самой, с которой приезжает юный Ленский:

«..Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь..»

Невозможность приложения своих сил, своих талантов, своих способностей и порождает русскую хандру, делает её самой сильной и самой неизбежной эмоцией, которая подавляет все другие эмоции в душе пушкинского героя.

Русская хандра – это главное и господствующее настроение Онегина. В сущности, русская хандра – это то, что порождает Онегина как героя своего времени и как совершенно определённого свойства архетип русского человека.

Онегин – архетип русского человека

Если герой западноевропейских романов – это тип, образ, характер своего времени, своего места, своей страны, то Онегин, в значительной степени, – это образ, который несёт за собой архетип русского человека нового времени вообще. Онегин – архетип ещё и тех людей, которые оказались в России в состоянии внутренней эмиграции, тех людей, которые жили в России, но не чувствовали себя подданными и гражданами этого государства. Онегин с его хандрой – это ещё архетип «лишнего» человека, человека, который ищет себе применение и не может найти его в жизни, то ли в силу внешних обстоятельств, то ли в силу того, что у него внутри нет никакой опоры, которая позволила бы ему сделать что-нибудь реальное, достойное, полезное, необходимое людям. В этом смысле Онегин как литературный герой открывает собой целую череду других героев. Роман об Онегине начинает вереницу русских романов, которые вслед за ним раскрывают одну большую тему: куда стремится, чего ищет, чего не может найти русский человек. Этому посвящены комедия Грибоедова «Горе от ума», «Евгений Онегин», а далее романы Гончарова, Тургенева, Герцена, Толстого, Достоевского. Во всех них продолжается общая история исканий, метаний, стремлений и разочарований того самого литературного героя, которого уже очень скоро Лермонтов обозначит как героя времени. Но эта тема наших следующих уроков.

Список литературы

Домашнее задание

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *