Так в древней греции назывался храм всех богов
Что такое пантеон? Храм всех богов. Римский и греческий пантеоны
Сколько существует человечество, столько существует и религия. Это подтверждают история и археология. На нашей планете нет и не было народа, который был бы полностью лишен религиозности. Однако вера человечества в сверхъестественное отличается не только древностью, но и многоликостью. Действительно, каждая цивилизация в прошлом имела свой пантеон богов и свое представление о том, как им нужно поклоняться.
Экскурс в историю
Если обратиться к толковым словарям за ответом на вопрос о том, что такое пантеон, то мы узнаем о существовании не менее четырех значений этого слова. Сам же термин происходит от двух греческих слов, которые переводятся на русский язык как «все» и «бог».
Итак, рассмотрим подробнее, что такое пантеон. Известно, что религия может быть либо монотеистичной, то есть допускающей существование только одного божества, либо политеистичной. В последнем случае верующие поклоняются нескольким богам, совокупность которых и называется пантеоном.
Римляне, как почти все древние народы, были политеистами. Во II веке н. э. в городе возвели храм для поклонения всем богам римского пантеона. Этот Храм всех богов – еще одно часто употребляемое значение рассматриваемого нами термина.
Два других значения используются реже, но о них также следует знать. Во-первых, пантеоном называют усыпальницу, где покоятся останки выдающихся людей какой-либо страны. Примером тому может служить Парижский пантеон.
Во-вторых, лучшие образцы разных родов поэзии ранее составляли литературные сборники, называемые Пантеоном мировой литературы.
Боги древних цивилизаций
А богов у каждого народа действительно было много. Одни из них считались главными, другие занимали более скромное положение в запутанной «божественной» иерархии. Тем не менее все они составляли один пантеон богов.
Интересно, что древние народы наделяли своих божеств не только сверхъестественными качествами, но и всеми недостатками, а нередко и пороками, присущими людям.
Еще одно любопытное наблюдение отмечено исследователями религий: верования друидов, римлян, халдеев, египтян, финикийцев, греков и прочих древних цивилизаций имеют немало общего, что касается обрядов, церемоний, а также отношений между богами.
История римского храма
В ответе на вопрос, что такое пантеон, выше отмечалось одно из значений этого термина – храм, построенный в Риме во времена императора Адриана. Он сохранился до наших дней и считается одним из шедевров архитектуры времен Римской империи.
Правда, это был не первый Пантеон. Приблизительно за двести лет до этого, в 27 году до н. э. консул Марк Агриппа возвел Храм всех богов, посвятив его главным божествам Рима: Юритеру, Сатурну, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию и Плутону. Однако храм вскоре сгорел.
Отстроенный Пантеон постигла та же участь во время большого пожара 110 года н. э. Монументальное здание, которое сегодня является туристической достопримечательностью итальянской столицы, в 125 году н. э. было возведено на прежнем фундаменте по проекту архитектора Аполлодоро Дамасского.
В VII в. Папа Бонифаций IV превратил языческий храм в христианскую церковь, тем самым сохранив памятник античного зодчества от уничтожения. В эпоху Возрождения он стал усыпальницей многих знаменитых художников, музыкантов и скульпторов.
Римский пантеон
Значения слова «пантеон» для древних римлян сводились к одному понятию – группе почитаемых ими богов. Особенность римской религии заключалась в том, что она довольно терпимо относилась к культам других народов.
Более того, по мере того, как Рим расширял свои границы, он перенимал поклонение другим божествам. Так, например, произошло со многими греческими богами, перешедшими в римский пантеон под другими именами.
Главным, и при этом исконно римским богом оставался Юпитер – повелитель дождя, ветра, грома и молнии. Позже его стали отождествлять с греческим Зевсом. Жена Юпитера Юнона покровительствовала женщинам во всех областях их жизни. Их дочь Минерва совмещала в себе богиню войны, искусства и профессий.
Перечень богов римского пантеона бесконечен: Пенаты, Марс, Веста, Янус, Нептун, Сатурн и пр. Обожествлялись даже абстрактные понятия: мужество (бог Виртус), целомудрие (богиня Пудикития), верность (бог Фидес), здоровье (бог Салюс) и т. д.
Обитатели Олимпа
Согласно мифологии древних жителей Эллады, их боги населяли священную гору Олимп. Внешне они практически ничем не отличались от своих поклонников, разве что силой, красотой, вечной молодостью и способностью исцеляться от любых ран.
Что такое пантеон в представлении древних греков? Это совокупность Олимпийских богов, главным из которых был громовержец Зевс. Традиционный список «олимпийцев» насчитывал 12 божеств.
Помимо Зевса, в него входили Гера, Посейдон, Гермес, Афина, Персефона, Артемида, Деметра, Аполлон и др. Разумеется, существовали еще десятки других менее значимых, но также почитаемых греками богов.
В нравственном отношении греческие божества были далеки от идеала. Они не могли научить ничему хорошему, поскольку сами были олицетворением всех смертных грехов. Например, красавец Аполлон из мести повесил сатира Марсия на дереве и снял с него живого кожу.
Кому поклонялись викинги
До принятия христианства жители Северной Европы поклонялись языческим богам, составлявшим Скандинавский пантеон. В мифологии викингов верховный бог – одноглазый Один – был отцом всех остальных божеств.
Несмотря на свою мудрость, полученную в обмен на потерю глаза, Один все-таки делил популярность с Тором – богом бури, защищавшем слабых людей от чудовищ и великанов.
Тир отстаивал справедливость и вел войны. Валькирии относили тела викингов в Вальхаллу – небесный чертог, предназначенный для павших воинов. Видар был не только богом мщения, но и олицетворением могущественной силы природы, символом ее ежегодного обновления.
Боги страны пирамид
Древние египтяне тоже были политеистами. Кроме большого числа общеегипетских богов, существовало немало локальных, которым поклонялись жители той или иной местности. Особенностью религии Древнего Египта было поклонение зооморфным божествам, таким как бык Апис, корова Хатор, лягушка Хекет, баран Хнум и т. д.
В разное время наиболее почитаемые боги Ра, Гор, Исида, Амон, Осирис, Сет, Анубис, Нут, Птах – составляли египетский пантеон. В нем особенно выделялась божественная триада: Осирис, его жена Исида и их сын Гор.
Подводя итог, заметим, что несмотря на различия, древние религии все-таки имеют нечто общее – они свидетельствуют о том, что человечество всегда находилось в поисках сверхъестественного, в поисках Бога.
В гостях у олимпийцев: 7 самых известных храмов Греции, построенных в честь богов
Прикоснуться к легендам древнего мира и почувствовать себе Индианой Джонсом, охотящимся за тайнами былых времен, можно в Греции — стране, которая подарила человечеству одну из величайших культур
Олимпейон Громовержца
Локация: 2–6 Andrea Siggrou Avenue, Athens 11742
Ближайшая станция метро: Akropolis, линия 2
Триаду самых главных богов Древней Греции составляют Зевс, Аид и Посейдон. По преданию, власть между братьями разделил жребий. Так Посейдону досталось подводное царство, а Аиду — подземный мир мертвых. Зевс же стал владыкой небес, и именно ему посвящен храм, который можно отыскать в Афинах по адресу: 2–6 Andrea Siggrou Avenue.
От некогда величественного здания осталась лишь небольшая часть, состоящая из 14 колонн, увенчанных полуразрушенными коринфскими капителями. Еще несколько отдельно стоящих элементов можно разглядеть сквозь заполонившие территорию растения. К слову, во времена строительства (VI век до н. э. — II век н.э.) храм считался самым большим в Греции.
Фото: planetofhotels.com
Фото: planetofhotels.com
Фото: img.pac.ru 2
Герайон мстительной богини
Локация: Ethniki Odos 74, Archea Olimpia 27065
Как доехать: до полуострова можно добраться на рейсовом автобусе, который отправляется из Афин (терминал А) каждые 30 минут
Это был один из самых величественных храмов Древней Греции, и неудивительно, ведь его построили в честь самой Геры — жены Зевса. Но годы берут свое, и от былой роскоши остались только часть фундамента и несколько массивных колон, некоторые из которых разрушены почти до основания.
К слову о возрасте: храм был возведен еще в 600 году до н.э. Сейчас тут зажигают олимпийский огонь, который затем начинает свое триумфальное шествие по миру. Вплоть до IV века, когда святилище Геры было разрушено землетрясением, храм служил местом паломничества всех неравнодушных к культу верховной богини.
Хотя Гера считалась покровительницей брака и материнства, она была известна тяжелым и даже жестоким нравом. Ревнивая богиня была особо изобретательной в своих проклятиях. Так, Гера наслала заклятие на нимфу Эхо, которая с тех пор стала бесконечно повторять слова, а Каллисто превратила в медведицу. А еще наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина (одна из любовниц Зевса) со своим сыном. Однажды Зевс устроил свадьбу с дубом, одетым в женское платье, лишь чтобы досадить супруге. Шутка удалась и Гера попала впросак, но мстить так и не перестала.
Помимо Герайона (так называют все храмы, построенные в честь Геры) в этих местах вы можете посетить Олимпийский стадион и винный завод Олимпии.
Фото: c1.staticflickr.com
Фото: thetourexpert.com
Фото: secureshop.gr 3
Самое странное сооружение афинского Акрополя
Локация: 21 – 29 Dionysiou Areopagitou Street, Athens 10558
Ближайшая станция метро: Akropolis, линия 2
Стоимость: бесплатно, если приобрести единый билет в Акрополь. Его стоимость составляет 30 евро, купить можно здесь.
Как и храм Зевса, святилище Ники Аптерос — часть афинского Акрополя. О нем говорят как о самом странном строении комплекса, ведь ворота, которые по канону должны располагаться перед зданием, у этого храма находятся позади. А еще архитекторы слегка отошли от принципов пропорции. Таким образом, на те времена храм считался новаторским.
Его строительство велось на протяжении шести лет в V веке до н.э. под надзором архитектора Калликрата. Ныне храм в честь богини победы можно увидеть почти из любой точки Афин. А посмотреть есть на что, ведь годы были благосклонны к древнему сооружению и довольно легко представить, как храм выглядел столетия назад.
Фото: tournavigator.pro
Фото: happybirthdayworld.net
Фото: s4.fotokto.ru
Храм морского владыки
Локация: Cape Sounio 19500
Как доехать: нужно добраться до станции метро Viktoria (линия 1) и пройти до пересечения улиц Oktovriou и Leof. Alexandras. Оттуда следуют автобусы по прибрежному маршруту: Афины → Глифада → Айя Марина → Саронида → Анависсос → Сунион
Стоимость: от 4 евро
Трудно вообразить более подходящее место для постройки храма в честь бога морей, чем мыс Сунион.
По легенде, царь Эгей бросился отсюда в море, когда увидел, что корабль его сына Тесея плывет под черными парусами. Несчастный отец не мог смириться с мыслью, что его сын погиб, сражаясь с чудовищем. Но всем известно, что Тесей перехитрил Минотавра — и просто забыл сменить паруса.
Итак, у самого края мыса Сунион, омываемом водами Эгейского моря, стоят руины когда-то прекрасного храма, построенного в середине V века до н.э. в честь Посейдона.
Существует поверье, что если на закате, в миг, когда солнце появится между уцелевших колонн, загадать желание, оно обязательно сбудется. Правда это или нет, лучше проверить самим. Дождаться заката однозначно стоит, ведь именно тогда полуразрушенный храм выглядит особенно величественно и загадочно.
Фото: images6.alphacoders.com
Фото: athenswalkingtours.gr
Фото: agreekadventure.com 5
Пристанище самого искусного кузнеца
Локация: 24 Adrianou Street, Athens 10555
Ближайшая станция метро: Thissio, линия 1
Храм, построенный в честь древнегреческого бога Гефеста, лучше всего сохранился до наших дней. Массивные колонны, поддерживающие не менее тяжеловесный свод, олицетворяют сущность бога кузнечного дела и огня, так как Гефест — единственный из олимпийцев, кто занимался физическим трудом и ремеслами.
Строение датируется примерно V веком до н.э. Гефест не пользовался особой любовью у своих братьев и сестер и большую часть времени проводил в кузнице, воплощая в жизнь уникальные изобретения. Например, именно он изготовил молнии для Громовержца.
Фото: discovergreekculture.com
Фото: discovergreekculture.com
Фото: poznamka.ru 6
Какие тайны сокрыты в храме Аполлона
Локация: Delphi 33054
Как доехать: можно сесть на рейсовый автобус по маршруту Афины — Дельфы, который отправляется с автовокзала на 260 Liossion Street
С именем бога Аполлона связана одна из самых любопытных и занимательных легенд Древней Греции. Его храм прославился не столько благодаря великолепной архитектуре, сколько потому, что именно здесь пророчествовал знаменитый Дельфийский оракул.
Святилище Аполлона датировано примерно VI – IV вв. до н.э. Это было огромное здание, достигавшее 60 метров в длину и 20 в ширину. Сейчас о былом величии свидетельствуют лишь развалины фундамента и несколько уцелевших колонн.
В мифологии Аполлон был богом света и олицетворял собой солнце. Он считался покровителем искусств, был врачевателем и мог предсказывать будущее. Поэтому неудивительно, что оракул находился именно в его храме и под его покровительством.
Фото: en.protothema.gr
Фото: greecetravel.com
Фото: incomartour.com.ua
Храм покровительницы Афин
Локация: вершина горы Dionyssiou Areopagitou, Athens 10558
Ближайшая станция метро: Acropolis, линия 2
Стоимость: бесплатно, если приобрести единый билет в Акрополь. Его стоимость составляет 30 евро, купить можно здесь.
Существует легенда, что за право быть заступником этих территорий состязались богиня мудрости и военной стратегии Афина и бог морей Посейдон. Так, Посейдон преподнес в подарок жителям лошадей, которых создал из пены морской, а Афина — оливковое дерево. Дар богини больше понравился людям, и она стала покровительницей города, вызвав неудовольствие Посейдона. Главный храм Афин — Парфенон — построен в ее честь.
Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. и длилось свыше десяти лет. В разное время религиозная принадлежность и внешний вид храма менялись. Так, в V веке это была церковь Богоматери, а в XV столетии — мечеть. Ныне Парфенон вновь принадлежит богине, и его активно реставрируют.
Афина, как и Гера, была известна крутым нравом. Например, она прокляла Медузу Горгону за то, что последняя осквернила ее храм.
Фото: lifepart2.com
Фото: nationalgeographic.com
Фото: tokkoro.com
Находясь в Греции, невозможно обойти вниманием легендарный остров Крит. О его главных достопримечательностях мы писали здесь.
Пантеон или Храм Всех Богов, Рим (Pantheon, Rome)
Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.
Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.
Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.
Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.
С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.
В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.
Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.
С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.
Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.
В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.
Древний Рим
244 поста 2.8K подписчиков
Правила сообщества
Просьба уважать правила сайта и постить сообщения только по тематике сообщества. В случае если ваше сообщение не соответствует теме, оно будет перенесено в общую ленту. Сообщество не является академическим обществом профессионалов, но все же, старайтесь подкреплять свои заявления фактами и не распространять мифы, слухи и прочее иначе будет вынесено предупреждение с дальнейшим баном. Неоднократное игнорирование тематики сообщества ведет к бану.
Да, он впечатляющий, хоть мои фотки и рукожопные, но воспоминания чудесные.
Римляне против китайцев
Нет, я конечно понимаю, что только одно название является дичайшим кликбейтом и правоверные тру_историки уже готовы предать меня всяческой анафеме. Ибо восточный край римской империи и западную границу империи Хань, что существовали примерно в одно время, разделяет такое количество километров, что говорить о встрече двух великих держав в лице их армий, можно лишь находясь под действием чего-то посерьёзней, чем просто жареные грибочки. Но, не спешите кидаться в меня пилумами, или чем похуже. Потому как существует всё же одно свидетельство в китайском историческом произведении, название которого я всё равно не смогу произнести. О нём упоминает британский исследователь древнего Китая Гомер Симпс Дабс, в своём труде, название которого вы видете на экране. Кому интересно, можете ознакомиться с оригиналом. (Homer H. Dubs. ‘An Ancient Military Contact Between Romans and Chinese.’ American Journal of Philology 42 (1941), pp. 322-30).
Но вот незадача, зоны влияния некоторых из этих племён примыкали к древнему Китаю, и уже находились под покровительством бригады явно посерьёзнее. Короче, эти племена были под крышей империи Хань. Возник так сказать – конфликт финансовых интересов. Тогда помощник смотрящего за западной китайской провинцией Чэнь Тан, немного возмутился, ибо не по понятиям всё это. Он сформировал войско из китайских пацанов, находившихся в этих приграничных районах, и так же вспомогательных отрядов приграничных государств, и во главе с самим наместником выдвинулся в поход на стрелку в Согдиану.
Войска успешно совершили длительный поход к столице Шиши, которую они, довольно бодренько, взяли штурмом. Отчёт с картинками об этой успешной военной операции и был немедленно отправлен Чэнь Таном к императорскому двору. В этом-то отчёте и содержится та необычная запись, о которой мы говорили вначале, и на которую и обратил внимание Гомер Дабс. Вот что там говорится. «При начале штурма около города Шипга было более ста пехотинцев, выстроенных в линию с каждой стороны ворот и построенных в виде рыбьей чешуи». Более того, Чэнь Тан придал этому такое значение, что даже приложил рисунок к своему отчёту. Оригинал которого, конечно же, не сохранился до наших дней. Всё указывает на то, что это не было чем-то обычным для китайской армии, раз этому придавалось такое значение. Напротив, с таким необычным построением они столкнулись впервые. О чём и поспешил сообщить помощник наместника.
Итак, что же это за построение такое «в виде рыбьей чешуи»? Очевидно, что такой манёвр был довольно трудновыполнимый. Эти солдаты должны были построиться определённым порядком и накрыться своими щитами. Это требовало слаженности и одновременного действия всей группы, особенно если он выполнялся непосредственно перед самым нападением врага. Такая слаженность и дисциплина была возможна исключительно в профессиональной армии. Автор утверждает что единственными профессиональными, организованными в регулярные части солдатами того времени, о которых имеются данные, были греки и римляне. Это довольно спорное утверждение. Ведь на востоке тоже были довольно толковые воины. Но опирались они всё же больше именно на конные части. Пехота обычно была у них ну такая себе. Племена кочевников, с которыми постоянно сталкивались китайцы и подавно были бойцами совсем иного рода.
Щиты воинов фаланги, греческой или македонской, были круглые и довольно небольшие, так что накрывание ими не могло дать значительных результатов. Другое дело римский скутум. Уж очень хорошо эта «рыбья чешуя» подходит под описание римской «черепахи», согласитесь. Следовательно, мы можем предположить, что эти воины и являлись римскими солдатами, оказавшимися так далеко от родного дома, и сражавшимися в привычной для них манере боя. Но откуда они могли здесь появиться, да ещё в таком количестве?
В 54 г. до н.э. как раз незадолго до описываемых событий, Марк Лициний Красс с семью легионами отправился в военную кампанию против парфян. Где и был наголову разбит превосходными конными парфянскими лучниками в битве при Каррах. Сейчас мы не будем затрагивать само это сражение, отмечу только, что это была одна из самых больших катастроф в римской истории. Из 42 000 воинов, выступивших в поход под началом Красса, уцелело менее четверти. Двадцать тысяч было убито и около десяти тысячи взято в плен. Большую часть этих пленников, парфяне отправили в Маргиану, район в Центральной Азии, для защиты своих восточных границ. В римских и греческих источниках о судьбе этих легионеров больше нет никаких упоминаний. Но по предположению Горация эти римляне женились на женщинах из варварских племён и служили в парфянском войске.
Так что возможное появление римских воинов спустя 18 лет после разгрома армии Красса всего в 500 милях к востоку от парфянской границы не выглядит уж такой безумной. Эти римские легионеры, привыкшие к жизни профессиональных солдат, вполне могли охотно воспользоваться случаем и поступить на службу к Шиши, который как раз к тому времени стал набирать себе войска. Римляне славились как одни из самых лучших воинов в рукопашном бою, так что найти для себя работу военного наёмника, скорее всего не составило для них никаких проблем.
Более того, что эти солдаты, встреченные китайцами скорее всего были именно римлянами, подтверждается наличием двойного деревянного частокола, который и обнаружили вокруг осаждаемого города. Британский историк, специалист по эллинистическому периоду сэр Уильям Вудторп Тарн говорит: «Я не могу вспомнить, чтобы где-нибудь можно было встретить, в литературе или археологии, греческий город с частоколом вокруг стен. Существует, по-видимому, как несомненное правило, одна стена со рвом вокруг (или при значительных укреплениях даже с тремя рвами)». Короче не любили греки в частокол. А вот римляне вполне себе. И постоянно применяли его для укрепления рвов. Упоминаний же о том чтобы кто-то из соседних племён или даже Гунны применяли частокол для защиты рва, тоже не сохранилось.
Пожалуй наиболее удачная реконструкция воинов династии Хань
Что же, римляне не раз доказывали, что способны за себя постоять в бою. Все эти воины были направлены на восток, во владения династии Хань. Из этого можно сделать предположение, что легионеры Красса дошли и до самого Китая, но однозначно утверждать это уже невозможно, хоть и вполне вероятно. Вот так, не только слава римских воинов, но и сами они могли попасть за 3000 миль от своих границ, в далёкий и таинственный Китай. Как сложилась их дальнейшая судьба нам остаётся только гадать.
Кстати, а если бы римские легионы реально сошлись в бою с китайской армией, кто бы всё же победил? Как считаете? Напишите в комментариях.
Ученые раскрывают тайны древнейшего в мире «компьютера
Ученые раскрывают тайны древнейшего в мире «компьютера»
Ученые использовали компьютерное моделирование для воссоздания сложной системы шестеренок устройства 2000-летнее устройство, которое часто называют древнейшим в мире «компьютером», было воссоздано учеными, пытающимися понять, как оно работало.
Антикитерский механизм озадачивает экспертов с тех пор, как он был найден на затонувшем римском корабле в Греции в 1901 году.
Считается, что древнегреческое устройство с ручным приводом использовалось для предсказания затмений и других астрономических событий.
Но до наших дней сохранилась только третья часть устройства, что заставило исследователей задуматься о том, как оно работало и как выглядело.
Задняя часть механизма была разгадана в ходе предыдущих исследований, но природа сложной системы зубчатых колес в передней части оставалась загадкой.
Ученые из Университетского колледжа Лондона (UCL) считают, что им наконец удалось разгадать эту загадку с помощью компьютерного 3D-моделирования. Они воссоздали всю переднюю панель и теперь надеются построить полномасштабную копию Антикитеры, используя современные материалы.
Сохранилось только около трети устройства, и оно состоит из более чем 80 фрагментов
В пятницу в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, было представлено новое изображение зубчатой системы, которое показало ее мелкие детали и сложные части.
Антикитерский механизм считается самым древним в мире компьютером.
Механизм был описан как астрономический калькулятор, а также как первый в мире аналоговый компьютер. Он изготовлен из бронзы и включает в себя десятки шестеренок.
На задней крышке имеется описание дисплея космоса, который показывает движение пяти планет, известных на момент создания устройства.
Но до наших дней дошли только 82 фрагмента, составляющие примерно треть устройства, поэтому ученым пришлось собрать полную картину, используя данные рентгеновских лучей и древнегреческий математический метод.
Видеомонтаж как хобби, Византия за 11 минут
Правда ли, что слово «иммунитет» происходит от римского слова для обозначения рабов?
Распространено мнение, что в Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии — якобы так возник распространённый сейчас термин. Мы проверили, насколько это мнение обоснованно.
(Для ЛЛ: нет, неправда. Происхождение слова другое)
Контекст. В течение 2021 года сразу несколько пабликов во «ВКонтакте» опубликовали посты с практически одинаковым текстом: «В Древнем Риме иммунами называли рабов, выживших во время эпидемии. Их отправляли на уборку трупов, и, если после этого он выживал, его освобождали, он получал immunitas. Так возникло слово «иммунитет»». Подобные сообщения можно найти, например, в группе «5 интересных фактов» (4,4 млн подписчиков), причём идентичные публикации появлялись там минимум дважды: в феврале и в декабре. Аналогичные посты набирали сотни и тысячи лайков и в менее популярных пабликах. Не меньшее внимание привлекли публикации схожего содержания и в других соцсетях, например в Facebook и Twitter.
Начнём с того, откуда вообще произошло слово «иммунитет». В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией Кузнецова говорится, что этот термин восходит к латинскому immunitas или immunitatis — «освобождение от чего-либо». Схожие версии изложены в этимологических словарях под редакцией Семёнова и Шанского, а также в «Большой российской энциклопедии» и «Биологическом энциклопедическом словаре». В русский язык слово «иммунитет» попало из европейских (вероятнее всего, через немецкий), где восходит к тому же латинскому immunitas.
Аналогичная точка зрения представлена и в Oxford Classical Dictionary. Грэм Бёртон в статье о слове immunitas пишет:
«Immunitas — это освобождение сообщества или отдельного лица от обязательств перед римским государством или отдельного лица от обязательств перед местным сообществом».
В Риме «иммунитет» (то есть освобождение от податей) могли получать даже целые города, такое право давали как на постоянной основе, так и на временной (например, после стихийного бедствия).
Иммуны в Древнем Риме действительно были, но к рабам и эпидемиям, вопреки авторам публикаций в соцсетях, они не имели никакого отношения. Таким словом называли солдат, которых освобождали от многих рутинных обязанностей, поскольку те обладали высокой квалификацией в другом ремесле. Среди них могли быть кузнецы, каменщики, плотники, стекольщики, оружейники, мясники, конюхи и представители других профессий.
Нам не удалось найти ни одного сколько-нибудь серьёзного источника, который подтверждал бы версию о происхождении слова «иммунитет», изложенную в соцсетях. Словари и специализированные ресурсы не связывают его этимологию с древнеримскими рабами и тем более эпидемиями. Термин «иммун» в то время действительно существовал, однако имел совсем иное значение. Судя по всему, изложенная в проверяемых сообщениях версия полностью выдумана и не имеет никакого отношения к действительности. К аналогичным выводам пришли наши коллеги-фактчекеры из Украины и Казахстана.
Фото на обложке: гравюра Ж. Левассёра «Ангел смерти у двери во время чумы в Риме»
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Римское проклятие забвения – Мария Назарова
Что такое проклятие забвения? Когда и по отношению к кому применялась эта практика? Как в Древнем Риме избавлялись от памяти о людях, попавших в немилость? Как древнеримские обычаи пересекались с политикой?
О римском проклятии забвения на примере императора Нерона и других древнеримских правителей рассказывает Мария Назарова, доцент кафедры истории и теории искусств Института дизайна и искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологии и дизайна, член российской ассоциации антиковедов, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член союза художников России, член ассоциации искусствоведов.
Стрим!
5 декабря, 18:00 по МСК.
Стрим с Владимиром Герасименко!
— причины кризиса Республики
— попытки решения и план Октавиана
— развитие принципата до домината
Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на стриме.
Пишите свои вопросики в комменты, разберём понравившиеся!
P.S. Также вы можете ещё раз ознакомиться с его лучшими материалами на Пикабу по Риму:
Будни гладиатора. Чем занимались гладиаторы кроме битв на аренах
Гладиаторские бои – это жесткая мясорубка или популярный «шоу-бизнес» древнего мира?
Кто сражался на потеху публики, как жили и чем занимались бесстрашные бойцы той эпохи? Чтобы ответить на этот вопрос, придется развеять некоторые мифы и заблуждения, касающиеся римских атлетов.
Жизнь гладиатора была очень рискованной. В каждом бою у гладиатора был 10-процентный шанс, что этот выход на арену станет последним.
Гладиаторы: кто они
Изначально гладиаторов набирали из крепких, мускулистых рабов, военнопленных и преступников. Они не имели никаких прав, у них была лишь одна обязанность – сражаться и умереть с честью.
Но к закату Римской империи немалую часть бойцов составляли добровольцы, сознательно принявшие статус гладиатора на определенный период времени. Гладиаторство по контракту давало определенные преимущества, которые в их глазах могли перевесить опасность этого ремесла. В новобранцы шли, рассчитывая на славу и богатство, любовь римских аристократок и статус члена особого мужского братства.
Часто присягу принимали богатые и знатные патриции, жаждавшие славы. Даже римские императоры участвовали в гладиаторских боях. Император Коммод убивал на арене медведей и пантер, Калигула и Тит сражались с людьми, но безопасность знати обеспечивали тупые клинки соперников.
Быт и питание гладиаторов
Гладиаторы жили и обучались в специальных школах, практиковавших аскетизм и строжайшую дисциплину. Самая крупная из них – Лудус Магнус в Риме соединялась с Колизеем подземным туннелем. А самой известной считается школа в Капуе, где за 73 г. до нашей эры поднял восстание Спартак.
Гладиаторы жили гораздо лучше рабов, ведь вложение в них было инвестициями, обеспечивающими владельцу огромную прибыль. Жизнь бойца ценилась высоко, поскольку на его подготовку уходило много времени и средств. Те, кто подписал контракт, участвовали сначала в тренировочных боях. Если они оказывались успешными, атлет должен был провести оговоренное число схваток на арене и принести доход своему хозяину (ланисте). После этого победитель получал деревянный меч-рудий, символизирующий свободу.
К каждой казарме был прикреплен лекарь, который следил за физическим и моральным состоянием бойцов, рационом питания, составлял план тренировок. Вопреки расхожему мнению, стол атлетов не ломился от обилия жирных, мясных блюд. Гладиаторы были вегетарианцами. Еда новобранца состояла из каш и похлебок, ячменных лепешек, овощей и фасоли.
На растительной пище бойцы быстро набирали нужный вес, поэтому выглядели не мускулистыми и поджарыми, а напоминали заплывших жирком борцов сумо. Жировая прослойка хорошо защищала от травм и ударов, а стронций, содержащийся в вегетарианских блюдах, укреплял кости и ускорял заживление ран.
Лишь накануне решающего боя гладиатор мог рассчитывать на послабления. Перед сражением ему предоставлялось право «свободной трапезы», когда разрешалось съесть любимое блюдо на выбор.
Хорошо обученный, опытный гладиатор стоил дорого и приносил своему владельцу существенную прибыль. Поэтому жестокие правила схваток постепенно смягчались, ведь убивать бойца было невыгодно. Император мог помиловать профессионального атлета даже в том случае, когда толпа требовала его смерти. Известно, что Октавиан Август повелел запретить бои со смертельным исходом, а в том случае, когда побежденный все же погибал, устроитель игр обязан был возместить ланисте стоимость раба.
Победители гладиаторских боев получали лавровые венки, ценные призы, золотые и серебряные монеты, которыми их осыпали зрители. Особо отличившихся любимцев публики императоры одаривали домами и землями. Удачливые атлеты поднимались на вершину социальной лестницы. Купаясь в славе и богатстве, они выходили на арену всего 2-3 раза в год и при желании легко могли купить себе свободу.
Успешные гладиаторы становились состоятельными людьми, обзаводились поместьями, покупали дорогую амуницию, гетер, врачей, поваров или создавали семью – женились, заводили детей. Удачливые победители превращались в кумиров толпы, их боготворили, изображения победителей помещали на вазы, фрески, барельефы.
Гладиаторы на пенсии
На арене гладиаторы были соперниками, но в обычной жизни объединялись в сообщества. Члены такого братства поддерживали своих товарищей. Если боец погибал на арене, члены гладиаторского «профсоюза» заботились о достойном погребении и контролировали выплату денежного пособия жене и детям, потерявшим главу семьи.
Несмотря на регулярные кровавые сражения, гладиаторы имели все шансы дожить до преклонных лет. После 20-30 боев, оговоренных контрактом, атлет имел право получить свободу и уйти на покой. В отставке многие становились наставниками, обучая новичков в гладиаторских школах, открывали небольшой бизнес, либо жили на те средства, которые скопили за годы выступлений на арене. Некоторые переквалифицировались в телохранителей и даже наемных убийц, а наиболее успешные сами превращались в рабовладельцев и выбивались в ланисты.
Совсем слабым и немощным помощь оказывало гладиаторское сообщество, от которого израненный и больной боец получал определенную сумму на жизнь. Так что в Древнем Риме право на пенсионное обеспечение имели не только солдаты-легионеры, но и престарелые гладиаторы, ведь понятие честь и совесть для бесстрашных бойцов арены было не пустым звуком.