Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима
Сохрани мою речь навсегда
Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама.
(Отрывок из эссе «Технология творчества», часть вторая)
А. А. А[хматовой]
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
Это похоже на стихотворение-молитву.
«Сохрани мою речь навсегда
И за это
Я обещаю построить
Я за это всю жизнь прохожу
И найду».
А еще это похоже на договор или на деловое предложение. Автор просит бессмертия, перечисляет аргументы в пользу бессмертия его речи: «за привкус несчастья и дыма», «за смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда», и взамен обещает:
• построить дремучие срубы
• всю жизнь проходить в железной рубахе
• найти топорище для петровской казни.
Время показало, что молитва Мандельштама была услышана и взаимные обязательства были выполнены сторонами договора.
Что делает речь бессмертной?
Определенные свойства речи и определенные действия поэта.
Итак, уникальный стиль, направленность речи, поэтический дар и нравственная ответственность за речь – эти качества обеспечивают стихам бессмертие.
Теперь переходим к обещаниям стихотворения-договора:
• построить дремучие срубы
• всю жизнь проходить в железной рубахе
• найти топорище для петровской казни.
«Обещаю построить такие дремучие срубы»
О чем здесь говорится?
Зачем нужны дремучие срубы?
Но почему колодец должен быть дремучим?
«Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье».
Дремучие срубы – это труднопроходимые колодцы.
Для чего опускаться в колодец на бадье?
Чтобы набрать чистой воды.
Поскольку колодец не обычный, а дремучий (труднопроходимый), бадья сама не может достичь воды, как в обычном колодце. Бадьей надо управлять, надо помогать бадье обходить препятствия или повороты, надо искать дорогу к воде.
Татарва и князья – кто эти персонажи?
Отличие князей и татарвы состоит в том, что татарва не может самостоятельно набрать воды из колодца и использует для этой цели князей. Но то, что могут сделать одни люди, смогут сделать и другие. Получается, что словом «татарва» Мандельштам обозначает не кочевые племена татар, а нечто такое:
• что не имеет собственного физического тела
• что нуждается в чистой воде и добывает ее с помощью князей.
Второе обещание стихотворения – договора:
«Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе»
…Так сочиняются стихи.
Так происходит процесс творчества, описываемый гениальными поэтами Мариной Цветаевой и Осипом Мандельштамом.
Цветаева разделила творческий процесс на три этапа, три уровня психического состояния поэта: «Бессонница — восторг — и безнадежность», и обозначила условия прохождения каждого уровня:
1. для уровня «бессонница» необходимо очищение от эмоций: «Чтоб не глядел ты девушкам в лицо,/Чтоб позабыл ты даже слово — нежность»,
2. для уровня «восторг» необходимо растворение в стихиях: «Чтоб обратило в угль — и в пепл — и в прах/Тебя — сие железное убранство»,
3. для уровня «безнадежность» необходима сила воли: «Чтоб в буре дней стоял один — как дуб,/Один — как Бог в своем железном круге!»
Поэта ведет стихия языка – путеводная звезда, предвестник и спутник рождения стихов, как Рождественская звезда привела когда-то волхвов к родившемуся в пещере Младенцу.
«Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда»
Почему вода «должна быть черна и сладима»?
Вода черна, потому что «дремучий» колодец строится в мире подземном, а точнее, в мире метафизическом, где солнца нет.
Только путеводная звезда стихии Языка отражается в черной воде этого колодце.
Согласно библейской легенде в ночь перед Рождеством воды в источниках и реках приходят в движение и при этом претворяются в вино.
По аналогии вода в колодце в момент рождения стихотворения «должна быть … сладима», то есть претворяема в вино. Если пойти дальше, то вино – это прообраз темных букв, слов стихотворения, проявляющихся на листе белой бумаги. Если бадья – это лист белой бумаги, а колодезная вода – ткань гениальных стихотворений, то после поднятия бадьи на поверхность и высыхания воды, лист снова станет белым. Для того, чтобы на белом листе проявились темные буквы, вода «должна быть черна и сладима».
Почему вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима? («Сохрани мою речь навсегда», Осип Мандельштам)
Для начала — сам текст, о котором идет речь.
***
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда,
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье —
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Обратимся к нескольким разборам этого стихотворения, одного из самых известных — и самых страшных — у Мандельштама. Стихотворение обращается к некоему отцу, другу и помощнику, способному как-то сохранить речь поэта навсегда за те достоинства, что в них есть. Соблазнительно предположить, что это одно из нескольких обращений Мандельштама к Сталину: вроде бы «отец» вполне подходит для культа «отца народов», до полномасштабного развертывания которого, впрочем, остается еще несколько лет; «друг» — Мандельштам, как и многие его современники, претендовал — в своем внутреннем понимании — на особые отношения с властью и со Сталиным в частности; о завороженности Сталиным даже самых умных, лучших писателей того времени — Пастернака, Чуковского, — хорошо известно, хотя многие из них прекрасно понимали, что происходит вокруг. Впрочем, гипотеза о том, что это — прямое обращение к Сталину, неоднозначна: см., например, статью Григория Кружкова, который не готов поверить в это и спорит с Александром Жолковским, утверждая, что Мандельштам обращается к своей жене Надежде — которая действительно сохранила его речь навсегда. Мне, впрочем, кажется, что все же возможна и гипотеза об обращении к какой-то власти — необязательно Сталину, а попросту ее олицетворению, одному из тех, кому эта власть (в идеалистическом сознании) делегирована — например, рабочему, тому самому «невысокому старому человеку», который отлил пулю, поразившую Гумилева.
Так вот, если принимать такую гипотезу, то в своем самоотречении говорящий в стихотворении «Сохрани мою речь навсегда» готов на вещи неслыханные — в частности, на участие в казнях, тех самых, о которых, дословно цитируя строки Пушкина, говорит в том же самом 1931 году Пастернак («Начало славных дней Петра / Мрачили мятежи и казни»; о перекличке мандельштамовских стихов с Пастернаком пишет Жолковский). К примеру, «Обещаю построить такие дремучие срубы, / Чтобы в них татарва опускала князей на бадье» — прямой намек на «алапаевских мучеников», убитых в 1918 году членов дома Романовых, чьи тела действительно были опущены убийцами в шахту (некоторые после падения еще оставались живы и умерли от голода и ранений). Новгородские колодцы, честно говоря, тоже не предвещают ничего хорошего.
Образ сладимой, то есть подслащенной воды я бы сопоставил с посвящением Мандельштаму, написанным в 1925 году поэтом Борисом Нелепо; этот прекрасный поэт написал мало и рано умер, и восходящее к пушкинским стилизациям античного стиха посвящение Мандельштаму осталось самым известным его текстом:
В бочку с водой упал квадрат соляного кристалла;
Грани исчезли его, стала вода солоней.
Так и поэт, обронил ты в русскую душу случайно
Грусти Израиля соль, узкую горечь земли.
Мандельштам это посвящение, конечно, знал и, вероятно, хотел оттолкнуться от него, не только из присущего ему духа противоречия, но и из желания преодолеть акмеистический период своего творчества (именно акмеистом был и остался Борис Нелепо). Рождественская семиконечная звезда, конечно, тоже противопоставлена шестиконечной звезде еврейства («грусти Израиля соль»). Собственно, Рождественская звезда и способна дальше полностью перевернуть восприятие стихотворения (см. ниже).
Сладкое в стихах Мандельштама страшнее соленого: ср.: «Мы с тобой на кухне посидим. / Сладко пахнет белый керосин…» Не исключено, что тут работает ассоциация совсем физиологическая: сладковатый запах разложения плоти. Не означает ли сладкая вода в колодце того, что там находятся мертвые тела?
Теперь, оставив эту гипотезу, посмотрим, как строку о новгородских колодцах толкуют другие исследователи. Григорий Кружков считает, что упоминание Новгорода — проявление все того же духа противоречия, дань уважения той вольности, через которую якобы готов переступить поэт: «Почему в новгородских? Не потому ли, что Новгород — символ русской вольности, разгромленной и уничтоженной Иваном Грозным?» Далее Кружков делает парадоксальный, но вписывающийся в логику «христианского» мотива стихотворения вывод: «Однако у Мандельштама речь идет не о том. Ни ада, ни дьявольского смеха, ни грешного поэта, который с ужасом глядит вглубь своей души, у него нет. Колодец, который строит Мандельштам,— совершенно иной, в нем должна отразиться звезда Рождества, и вода в колодце — „сладимая“; поэт должен принести людям благую весть о мире, который уже почти искуплен, а Христу родившемуся— драгоценные дары от полноты души и благодарности». Таким образом, Мандельштам, по Кружкову, не заключает сделку с дьяволом, а строит эти пыточные срубы и колодец (инверсию башни) как памятник страданиям мучеников, через каковые страдания в глубине колодца явлена правда о воскресении. Рождественская звезда обращает казнь в победу.
Олег Заславский в своей статье также указывает на несостоятельность «палаческого» прочтения текста Мандельштама и сопоставляет «сладимость» воды с «совестным дегтем труда»: в колодце (возможно, просмоленном дегтем), происходит чудо претворения дегтя в мед (ср. «ложка дегтя в бочке меда»; можно вспомнить опять-таки бочку у Бориса Нелепо и мед из еще одного его стихотворения).
Итак, в таком «адвокатском» прочтении Мандельштам вовсе не предлагает за признание и сохранение своей речи потворствовать злодействам. И тогда стихотворение можно прочитать как вещь с двойным дном: обращаясь вроде бы к тирану, поэт на самом деле обращается к Богу; предлагая помощь палачу — на самом деле обещает воспеть, насколько возможно, хотя бы и полунамеком, подвиг и страдание Божьих мучеников.
Такое двойное назначение поначалу заставляет, не без цинизма, вспомнить пари Паскаля — утверждение, что верить в Бога выгоднее, чем не верить: если Бога нет, то верующий после смерти ничего не теряет, а если Бог есть, то неверующему уготованы адские муки. Но Мандельштам живет через три сотни лет после Паскаля, и его расчет амбивалентен: он создает текст-обманку, который можно понять на разных уровнях и получить разное представление о написавшем его. Эту амбивалентность он понесет и дальше — сравним стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Мы живем, под собою не чуя страны. », «Ода», «Если б меня наши враги взяли. », — но сейчас нет сомнения, какая сторона в этой круговерти ракурсов и перемен взглядов взяла верх — взяла верх через мученичество, будто напророченное самому себе в стихотворении «Сохрани мою речь навсегда».
Осип Мандельштам — Сохрани мою речь навсегда: Стих
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье,—
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Анализ стихотворения «Сохрани мою речь навсегда» Мандельштама
Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт XX века. Свое знаменитое стихотворение «Сохрани мою речь навсегда» он написал в 1931 году. Но ему так и не удалось застать его публикации, которая впервые произошла спустя 30 лет в Нью-Йорке. В СССР стих был опубликован только в 1966 году.
По поводу того, кому же посвящалось это произведение, ходили споры. Анна Ахматова заявляла, что это она является адресатом. Но жена Мандельштама — Надежда Яковлевна, было полностью уверена, что стих посвящен ей. Ведь именно она на свой страх и риск сохранила все литературные творения мужа, заучив их и пронеся сквозь тяжелые десятилетия сталинщины.
Согласно мнению некоторых литературоведов, поэт в своем произведении обращается к власти. Он пытается с ней договориться. Другие же считают, что в тексте есть обращение к абстрактной судьбе и Всевышнему.
Автор по-прежнему верен своему акмеизму. В материальных образах стихотворения описывается собственное отношение к настоящему, а также собственное наследие. Метафора колодца — это акмеистическое описание поэзии.
По своему жанру стих относится к философской элегии. Заметно, что Осип продолжает тему мировых «Памятников» Горация, Пушкина и других.
В первой строфе произведения главный лирический герой перечисляет качества, за которые он достоин того, чтобы его творчество (речь) сохранилось.
В следующей строфе наблюдается обращение героя к отцу, товарищу, а также помощнику. Таким образом автор пытается идентифицировать себя в своей же «народной семье». Но есть и другая версия, согласно которой это метафора языка или же поэзии.
В третьей строфе Мандельштам рассказывает читателю о жертве, на которую он согласен пойти ради того, чтобы заслужить любовь и признание.
Главной темой стихотворения является наследие, которое останется после автора. Осип старается примириться с реальностью, пытается найти некий компромисс со временем, чтобы его «речь» сохранилась.
Если мнение, что колодец поэзии для главного героя — это не компромисс, а его готовность к бою со смертью. Он согласен пережить любое горе и справиться с различными трудностями только ради того, чтобы соединится с народом и тем самым обрести поэтическое бессмертие.
Синтаксически композиция произведения построена на дополнениях, которые начинаются предлогом «за». Таким методом поэт пытается указать на причину ценности поэзии, а также на жертву, которую готов принести главный герой этого прекрасного стихотворения.
Мандельштам: символические смыслы, сквозные образы и «Сохрани мою речь навсегда»
Меню статьи:
Текст стиха – сохрани мою речь навсегда
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье,—
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Из истории написания стиха
Мандельштам – поэт с грустной душой. Писатель выделяется на фоне других поэтов ХХ века. Жизнь Мандельштама разделилась между тремя городами: Санкт-Петербургом, Киевом, Воронежем. В этой статье мы проанализируем символы, сквозные образы творчества литератора. Также мы обратимся к произведению «Сохрани мою речь навсегда».
1931 год, за семь лет до смерти автора, – такова дата рождения мандельштамовского стиха. Произведению было суждено остаться в ящике стола и в памяти супруги поэта. Спустя 30 лет текст, наконец, нашел своего читателя. Издание произошло в США (Нью-Йорк). В 1966-м стихотворение опубликовали и в СССР.
Дискуссия о посвящении
Литературоведы, исследователи мандельштамовского творчества по сей день спорят о посвящении текста. Поэт дружил с Анной Ахматовой. Писательница даже навещала Осипа Эмильевича в Воронеже, в ссылке. Поэтесса была уверена, что поэзия посвящена ей.
В жизни поэта была и другая женщина, поддерживающая Мандельштама в горе и в радости. Речь идет о супруге писателя – Надежде Яковлевне. Она тоже считала, что муж написал стих для нее. Надежда – героическая женщина.
Тексты Мандельштама нещадно уничтожались. Поэтому верная супруга заучивала произведения мужа наизусть. Надежда, можно сказать, сохранила мандельштамовские творения от сталинской репрессивной машины.
Тематика стиха
Литературные критики приходят к единому мнению: в этом тексте писатель взывает к властям. Мандельштам не желал бороться против системы, разрушать ее. Поэт старался сосуществовать с государственной машиной, договариваться с властью.
В литературоведческом анализе присутствует и другая версия. Мандельштамовское творение – это форма обращения к Богу и судьбе. Фатум предстает в строках поэта как абстракция.
В центре лирического повествования – тема поэтического наследия. Поэт делает попытку примирения с реальным миром. Мандельштам ищет компромисс со своей эпохой. Эти старания предпринимаются с единственной целью – сохранить «речь». Идеи русского поэта воплотились в фильме Годара под красноречивым названием «Прощай, речь!».
Образ колодца
Отдельно стоит сделать акцент на образе (метафоре) колодца. Колодец для поэта означает желание писателя сражаться с забытьем, со смертью. Мандельштам отрицает компромисс. Автор готов идти на жертвы. Писатель говорит: он переживет любые беды, решит любые проблемы – ради одной великой цели. Эта цель заключается в соединении с людьми: только так поэт обретет бессмертие – в человеческой памяти. Колодец строится из бревен (плах), а поэзия – из строчек. В этом проявляется изоморфизм этих образов-вещей.
Этот образ воплощается третьей частью произведения. Колодец – сквозной мотив мандельштамовского шедевра. С помощью колодца автор представляет свое видение поэзии. Советская власть уничтожает подозрительные вещи, даже детские игры. Идеологическая машина раздавила и поэзию автора.
Гаспаров уверен: образ сруба – это аллюзия на творчество Бодлера. У французского писателя есть текст под названием «Неотвратимое», который напомнил критику текст русского автора.
Стиль поэта
В 1910-е писатель попадает в петербургскую среду акмеистов. Участие в «Цехе поэтов», знакомство с Гумилевым и Ивановым – все это объясняет мандельштамовское увлечение акмеизмом.
В 1930-х Мандельштам все так же работает в рамках акмеизма. Поэтический мир, согласно акмеистам, – вещный. Символы воплощаются в материальных вещах и образах. В анализируемом произведении писатель выражает собственную позицию в отношении к современности. Поэт рассуждает о своем наследии. Метафора, связанная с колодцем, тоже относится к акмеизму. В этом образе автор воплотил образ поэзии.
Жанровые особенности текста
По жанру мандельштамовское произведение относится к разряду философских элегий. От элегии текст взял грустное, меланхоличное настроение. В строках этой поэзии просматривается интерес автора к античности (Гораций), к мировым литературным памятникам (Пушкин, Державин).
Композиция поэзии
Первая часть повествует о качествах героя-автора. В этом произведении (как и во многих других) персона автора сливается с образом героя. Писатель рассуждает, за какие достоинства его творчество переживет его самого.
Во второй части писатель обращается к близким людям. Здесь на первый план выходят образы отца, товарища, помощника. Мандельштам ищет свою семью, идентифицирует себя через других людей. С другой стороны, образы отца, друга и помощника – это метафоры литературного творчества, языка.
Третья часть рассказывает про жертву писателя. Творческий человек, как выражался украинский писатель Иван Багряный, идет на Голгофу. Так и Мандельштам жертвует собой – ради любви и народного признания.
Синтаксис композиции основывается на использовании дополнений. Такие дополнения идут рука об руку с предлогами (например, «за»). Писатель, с помощью такого метода, указывает на ценности литературы, на причины такой ценности. Автор также говорит о жертве, приносимой героем ради поэзии.
Художественные особенности стиха
Мандельштам использует неологизмы. Этот прием появляется в виде эпитета «сладимая вода». Причастный характер такого слова отсылает к динамическому характеру фразы, к действию. Сладость обусловливается временем, которое способно ограничить ее, придать воде горечи.
Для передачи задуманной идеи автор использует разностопный анапест, перекрестную рифмовку и чередование рифм. Первая часть произведения отличает ритмическим сбоем. По этой причине первая строчка напоминает гекзаметр.
Таким размером характеризовались античные, эпические тексты. Писатель, используя подобный прием, намекает на значительность своего творения.
Идея произведения
Мандельштам доносит до читателей ключевую идею: осуществленная мечта требует платы. Но кому же надо платить? По мнению автора, платы требует власть, публика (народ), рок, литература, речь.
Писатель выступает реалистом.
Основная тема произведения Анны Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю” – тема эмиграции. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Власть вряд ли пойдет на компромисс, вряд ли будет соблюдать договор. Мандельштам полемизирует с Пушкиным, который уверен в обратном. Автор анализируемой поэзии готов пойти на крайние меры, чтобы сохранить свои произведения. Если потребуется, поэт даже отдаст жизнь ради этой цели.
Образы поэзии
Образ сделки
Метафора компромисса, договора отдает безумием. Писатель рассказывает о все больших уступках, об ухудшающихся условиях жизни. Автор ведет открытый диалог с оппонентом, высказывает свое отношение и свою позицию прямо в глаза. Оппоненты изображаются форменными злодеями. Однако герой прощает им эти злодеяния, соглашается на участие в зле. Оппоненты – это некий средневековый образ, жестокий на восточный манер.
Образ поэзии
Вернемся к рассуждению поэта о достоинстве своих творений. Избранность собственной поэзии автор охарактеризовал тремя образами:
Порука обрекает поэта на молчание и терпение. Символ дегтя отсылает к образу черного, тяжелого труда. Результаты и качество такого труда проверяются совестью. Эти образы дополняются фразеологизмами о дегте и круговой поруке.
Образ сущности литературы
Сущность, природа поэтического искусства раскрывается писателем в третьем и четвертом рядках. Непокорность, свободолюбие – как качества – воплощаются в образе Новгорода. Это был вольный город, уничтоженный рукой Ивана Грозного. В произведении присутствует и христианская символика. Автор вспоминает символы рождения Христа – звезду над Вифлеемом и рыбу.
Это одновременно и символы света. Свет сражается с темнотой.
Образ речи
Вторая часть мандельштамовского текста посвящается образу речи, языка. Поэт считает: он – непризнанный брат речи. Писатель обращается к образу сруба, который воплощает поэзию. Литература представляется автору, таким образом, одной из форм речи.
Образ вериг
Вериги – это железные приспособления для самодисциплины. Такой образ воплощает жертвенную натуру поэта. Писатель переживает лишения, наказания, каторгу – ради великой идеи.
С железными веригами связан и образ топора – орудия казни. Автор намекает, что добровольно приближает собственную суровую долю. Образ топора проявится в эпиграмме о Сталине, которую литератор напишет спустя два года.
Критики о творчестве Мандельштама
Гаспаров – известный российский культуролог, антиковед – анализирует мандельштамовское произведение. В образе оппонентов критик усматривает власть. Образы жертв – это «классовые враги», которых герой с оппонентами собирается уничтожать.
Поэт обращается к образу князей – воплощению народной элиты. Писатель относит к этой элите себя в том числе.
Мандельштамовское творчество анализировал и Жолковский. Именно он высказал мнение, что поэт адресует произведение абстрактной власти, а не конкретному человеку. Стратановский соглашается с мнением коллеги. Критик также считает: писатель оправдывает только те действия власти (оппонентов), которые способствовали революции.
Мандельштамовские аллюзии
Автор обращается к Пушкину. Литературоведы порой проводят параллели между мандельштамовским произведением и пушкинским «Памятником». Автор желает сохранить свою речь, то есть обеспечить себе бессмертие. Александр Сергеевич тоже использует поэзию как гарантию своей вечности. Но есть здесь и отличия.
Пушкинский слог переполняется гордостью, аполлоническим бесстрастием. Мандельштам ничего не утверждает. Поэт лишь надеется, просит, молит о сохранности своих текстов. Мандельштамовская поэзия насыщается эмоциями: страхом, мольбой, надеждой, отчаяньем.