Тавлеи что это такое
Тавлеи
Тавлеи (в народе велеи) — древнерусская настольная игра шашечного типа, позднее — название игры в шашки.
Характер игры остаётся неясным. Реконструкция проводится по фольклорным памятникам, прежде всего в былинах Русского Севера, по археологическим находкам [1] и лингвистическими методами.
Изменения значений есть результат эволюции игр, показывает переход от значения «нардовая игра», как в чешском cs:Vrhcáby, на «шашечная игра», как в польском слове pl:Warcaby.
Содержание
Тавлеи в словарях
Словарь Ушакова
ТАВЛЕЯ, тавлеи, мн. тавлеи, тавлей, ж. (из латин. tabule — Доска) (старин.). 1. Доска, разлинованная на квадраты для игры в шашки или кости, а также сама игра. 2. Игральная кость.
Словарь Даля
Тавлея ж. и мн. тавлеи, стар. шашечница; игра в шашки; игра в кости, на расчерченной для сего доске. Тавлейный, к сему вообще относящ. Тавлейщик, игрок в шашки, в кости.
Тавлеи в фольклоре
Былина «Илья, Ермак и Калин-царь»
1) Сидят молодцы, забавляются,
Играют в шашки-шахматы,
Во тыи велеи золоченые; [8]
2) Да играли
мы с тобою в шашки в шахматы
Да во славны во велеи во немецкие.
3) Говорит король да таковы слова:
«Аи же вы, удалы, добры молодцы!
У вас есть ли в стольном городе во Киеве
А играют ли у вас во шашки-шахматы,
во те ли велеи во немецкия?»
Песня «Ай сидит, сидит кручинен добрый молодец»
Говорилъ-то ей дородній добрый мо́лодецъ:
«Не вдова ты есть, да жена мужняя!» —
— «Почему ты меня знаешь, жену мужнюю?» —
— «Потому я знаю жену мужню,
Что съ тобою мы росли да близко-по́-близку,
Да играли мы съ тобою въ шашки въ шахматы
Да во славны во велеи во нѣмецкія;
Ай тогда съ тебя я часто ѣзды бралъ…» [9] [10]
Былина «Садков корабль встал на море»
Со хороши струны золоты,
И берет он ша́хмотницу дорогу
Со золоты тавлеями,
Со темя́ дороги вольящеты. [11]
Былина «Михайло Потык»
Еще-то я с царем там во другиих
Играл-то я во доски там во шахматны
А в дороги тавлеи золоченые;
Как я с него еще там повыиграл
Бессчетной-то золотой казны
А сорок-то телег я ордынскиих;
«На Бузане-острове»
А играли казаки
Золотыми тавлеями,
Дорогими вольящетыми… [12]
«Про князя Репнина»
Расставили майданы терския
И раздернули ковры сорочинския;
А играли казаки золотыми оне тавлеями,
Кто-де костью, кто-де картами — все удалы молодцы. [13]
Таврели
Тавлеи
Из Википедии — свободной энциклопедии
Игру др.-греч. «τάβλαις» упоминает Евсевий Кесарийский в своём сочинении «Церковная история», где цитирует книгу против монтанистов Аполлония (конец II — начало III веков): «пророк в тавлеи и кости играет?» (др.-греч. «προφήτης τάβλαις καὶ κύβοις παίζει?» ) [7] [8] [9] Другое название этой игры — «πεττείαις» («петтейя»). В словаре Фотия (IX век): ср.-греч. «πεττείαις — παιδιαῖς τάβλαις» [10] («петтейя — игра тавлея»). Под названием «тавлея» древнегреческая игра «петтейя» появляется на Руси. [ источник не указан 1078 дней ]
Характер игры остаётся неясным, возможно, аналог варяжского хнефатафла. Наиболее раннее упоминание о тавлее в древнерусской литературе — это сборник XI века «Пчела»: «тавлеи и шахы въ многихъ насъ ωбртаѣми сѹть, а книги ни въ кого же». В греческом оригинале словам данного текста «тавлеи и шахы» соответствует «πεττούς μέν καί κυβούς» — «петтейи и кости».
Бергман в сочинении «Кочевнические скитания среди калмыков в 1802—1803 годах» пишет о том, что среди калмыков распространена персидская игра, которые они называют «нарр», а русские эту игру называют «тавлея». Согласно описанию Бергмана, в эту игру играют на низеньком столе, у каждого игрока есть по шести мест (квадратов), по которым мечут чёрные и белые камешки.
Попытки реконструкции игры тавлеи проводились, кроме того, по фольклорным памятникам, прежде всего по былинам Русского Севера, по археологическим находкам и лингвистическими методами.
Тавлеи
Древняя Русь. Киевская Русь. Тавлеи.
Тавлеи. Хнефатафл. История игры.
Тавлеи — что это за игра?
Упоминания об игре под звучным названием «Тавлеи» встречается в ряде старинных русских былин, таких как, например, об Илье Муромце или Добрыне Никитиче.
Долгое время о том, что же представляю из себя былинные «тавлеи» не было ничего известно. Однако в 20-м ученым Гарольдом Мюрреем были реконструированы правила для старинной норманнской игры «хнефатафл». Эта игра была очень распространена по территории северной и западной европы, а также в других местах, где проходили путешествия викингов. Несколько экземпляров этой игры было найдено и на территории Древней Руси — например, в Старой Ладоге (версия 13х13).
Ладожская доска
Так появились основания считать, что древнерусские «тавлеи» и скандинавский «хнефатафл» это одна и та же игра.
Необходимо отметить, что иногда под «тавлеями» воспринимают версию игры с полем 9х9 и модифицированными вариантами правил — например, с ограничениями хода короля в длину на 3 клетки или с зажатием короля с двух сторон как обычной фигуры. Такой подход объясняется тем, что современную известность в Российской Федерации игра начала получать только после находки в Ольденбурге доски 9х9. Однако гораздо более распространенными являлись версии 11х11 и 13х13, включая и находку в Старой Ладоге.
Еще одно популярное заблуждение в том, что начинает игру белая сторона. Заблуждение пошло из текста некоторых саг, но в них же говорится, что под белыми понимались атакующие.
Я склонен придерживаться точки зрения, что тавлеи = хнефатафл в полном смысле, независимо от версии игры. А т.к. для хнефатафла наиболее популярной и исторически достоверной является версия с полем 11х11, то и выбор был сделан в сторону этого варианта.
Что касается правил, то предложенный на сайте вариант является одним из наиболее распространенных и сбалансированных на данный момент.
Сравнения баланса различных версий игры. Баланс измерялся как количество побед белых / количество побед черных во множестве партий
Хнефатафл. История игры.
Легендарная игра воинственных мореплавателей, известных ныне как викинги, долгое время оставалась за гранью современной археологии. Причиной тому было недоразумение — все находки фигур для игры автоматически записывались как шахматы.
Однако в XIX веке при раскопках в норвежском Сандефьорде была обнаружена игровая доска,приковавшая внимание исследователей. Был обнаружен погребальный драккар IX века, названный «Гокштадский корабль», в одной из кают которого и была найдена упомянутая игровая доска. С одной стороны она была размечена под «мельницу», с другой была неизвестная для исследователей игра с полем 13х13 игровых клеток.
Гокштадский корабль
Следующая находка была сделана в норвежском Тронхейме и датировалась примерно 1100 годом. Важным было то, что доска частично сохранила разметку, что впоследствии помогло исследователям ее идентифицировать.
Еще одна находка случилась при раскопках фермы Toftanes Eysturoy на Фарерских островах — там было найдено дубовое блюдо с разметкой под игру 13х13.
Хнефатафл с фермы Toftanes Eysturoy
Следующую находку сделали на острове Фюн, в поселении Вимос. Разметку традиционно относят к версии 19х19,а ныне эта разновидность игры называют «Alea Evangelii».
Alea Evangelii
Езе одна рассматриваемая нами доска была найдена в варяжском Старигарде (ныне Ольденбург) в 1983 году.
А самая последняя находка сделана в 2017 году в шведском городе Бирка — в захоронении женщины-война был найден комплект для игры в тафл. Стоит отметить, что согласно генетической экспретизе она, вероятно, была родом из земель западных славян — территорий, где сейчас располагается Польша.
Первая попытка идентификации игры, закончившаяся неудачей, была принята американским лингвистом Уиллардом Фиске в 1905 году.
Уиллард Фиске
Однако прорыв был совершен совершенно неожиданно и по гораздо более ранним данным.
Знаменитый шведский натуралист Карл фон Линней исследовал Лапландию в 1732 году. Но лишь гораздо позднее британец Гарольд Мюррей, известный исследователь настольных игр, сопоставил записи Линнея с накопившимися за это время находками понял, что именно Линней успел зафиксировать последнюю сохранившуюся на тот момент версию правил семейства игр Тафл.
Шведский ученый-натуралист Карл Линней
Итак, подводя итог вышесказанному можно сказать, что Хнефатафл был известен и популярен на территории Европы уже начиная с железного века и распространился вместе с мореплавания викингов по Европейскому континенту.
При подготовке второй части статьи использовались материалы исследований Дмитрия Скирюка.
Игра Тавлеи (Оберег)
В 1983 г, в северонемецком Ольденбурге (прежде — славянском Старигарде) было найдено захоронение из числа «элитарных», с набором для игры, предположительно как раз в «Тавлеи», захоронение относится к X веку (см. Меркулов В.И. «Во что играли немецкие короли с Ильей Муромцем» // Русская Германия № 35, 2011, публикация от 02.09.2011 г.)
Детали наборов для этой же игры находят в Киеве, Чернигове, Шестовицах — т.е в русских дружинных центрах, все относятся к X веку. Но всего любопытнее, находка двух фишек, в районе Старой Резани, сделанная в 1969 г., фишки относятся к IV веку н.э. (см. Цветков С.Э. «Забытые истории».) В IV веке, н.э. даже Клейн Л.С. не помещает скандинавов в Восточной Европе. Зато о миграции части русов из Подунавья, и славян в район Поволжья, и как раз в IV-V вв (а славян, так и в III в ) писали Кузьмин А.Г. «Начало Руси» М 2003 и Седов В.В. «К этногенезу волжских болгар»// «Российская археология» 2001, №2, стр 4-12
Правила игры в «Тавлеи»:
Игра состоит из: игрового поля 9×9 клеток, фишки золотого цвета, символизирующая князя, 8 светлых фишек, символизирующих защитников, 16 тёмных фишек, символизирующих нападающих.
Игра предназначена для двух игроков.
Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону князя и защитников, а другому – нападающих.
Для победы защитников князь должен достичь одного из четырёх выходов. Нападающие, чтобы победить, должны захватить князя. Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят нападающие.
В свой ход игрок должен передвинуть одну любую свою фишку на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали (так же ходит ладья в шахматах). «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя.
Князь, в отличие от всех остальных фишек может вставать на трон и на выходы – все остальные фишки на эти клетки ставить нельзя, переносить фишки через трон нельзя.
Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:
— зажата между двумя вражескими фишками
— зажата между вражеской фишкой и выходом (князя это правило тоже касается!)
— нападающий зажат между князем или защитником и троном
— защитник зажат между нападающим и пустым троном
Фишка должна быть зажата строго по горизонтали или вертикали – зажимать «углом» нельзя
Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:
— Князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению
— Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону.
В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.
Можно установить «Тавлеи» на смартфон или планшет, только играть интересней с другими людьми. Ссылка на Google Play: «Тавлеи» на Google Play
Тавлеи
Древняя Русь. Киевская Русь. Тавлеи.
Правила игры в Хнефатафл (Тавлеи)
Классический Хнефатафл (классические Тавлеи)
1. В игре участвуют два игрока. Защитники (сторона Короля) играют белыми фигурами. Нападающие (противники Короля) – чёрными.
2. Сражение в классическом варианте ведётся на игровом поле 11х11 клеток. Познакомьтесь с образцом стартовой расстановки фигур на поле.
Начальная расстановка фигур
3. Центральный квадрат поля – это «Трон». Угловые квадраты – «Убежища». Их может занимать исключительно одна фигура – Король. При этом Король имеет право возвращаться на Трон на протяжении всей игры. Все остальные фигуры (Воины) имеют право проходить через клетку-Трон только в том случае, если на ней в данный момент отсутствует Король. Трон всегда враждебен по отношению к чёрным фигурам (то есть, может использоваться для их захвата). К белым он враждебен только тогда, когда на нём отсутствует Король.
Трон и четыре убежища
4. Стороне Короля необходимо переместить его в один из четырёх угловых квадратов-убежищ. При удачном перемещении Короля в Убежище белым засчитывается победа.
Сторона короля победила
5. Цель чёрных фигур – захватить Короля до того, как он будет перемещён в одно из Убежищ (см. п. 8)
6. Все фигуры (Король, Защитники, Атакующие) могут ходить в процессе игры как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, на которые можно совершать ходы, не ограничено. Ни одна из фигур не может перемещаться по полю по диагонали – это запрещено правилами. Фишкам запрещено проходить через клетки, занятые другими фигурами, а также перепрыгивать их.
Возможные ходы фигуры
7. Для того чтобы срубить любую фигуру соперника (за исключением Короля), его достаточно зажать в процессе хода между двумя собственными фигурами, которые находятся на одной линии (сверху-снизу или справа-слева) от объекта атаки. Срубить фигуру противника можно также, прижав её с одной стороны к Трону или любому из Убежищ. Если игрок в своём ходе самостоятельно помещает собственную фигуру между двумя вражескими, то в этом случае она не срубается.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
В таких случаях фигура не снимается
В таких случаях фигура не снимается
8. Для захвата Короля нужно занять все четыре клетки вокруг него. Также захватом считается такая ситуация, при которой Король прижат с одной стороны к Трону. В том случае, если Король был прижат к краю поля или Убежищу, он не считается захваченным.
Возможные способы захвата короля.
Возможные способы захвата короля.
Возможные способы захвата короля.
9. Если в ходе партии движения Защитников были полностью заблокированы, Атакующим присваивается победа, и игра считается завершённой.
Копенгагский Хнефатафл (Тавлеи)
1. В игре участвуют два игрока. Один играет белыми фигурами (Защитники Короля), второй чёрными (Атакующие).
2. Игра обычно проводится на поле для Хнефатафла размером 11х11 клеток. Начальная расстановка фигур на игровом поле приведена на схеме ниже.
Начальная расстановка фигур
3. В самом центре игрового поля располагается клетка под названием Трон. Её может занимать только Король. Покинув Трон, Король может вернуться на него в любой момент в течение всей игры. Другие фигуры могут проходить через Трон только при отсутствии на нём Короля. К чёрным фигурам Трон враждебен всегда. К белым – только в тех случаях, когда на клетке отсутствует Король.
Трон и четыре убежища
4. В угловых клетках игрового поля располагаются так называемые «Убежища». Занимать эти квадраты может только Король.
5. Цель участника, играющего белыми фигурами – переместить Короля в любое из квадратов-убежищ. Как только Король окажется в одной из угловых клеток, игра прекращается, и стороне Защитников засчитывается победа.
Сторона короля победила
6. Участники могут ходить любыми фигурами (включая Короля) на любое количество клеток по вертикали и горизонтали. Нельзя проходить через квадрат, который в данный момент занят любой другой фигурой. Также не разрешается перепрыгивать через квадраты. Ходы по диагонали правилами игры запрещены.
Возможные ходы фигуры
7. В ходе партии участники могут срубать фигуры соперника (необязательное условие). Для этого достаточно зажать вражескую фигуру между двух собственных фигур, расположенных на одной линии (то есть, сверху-снизу или справа-слева). Если игрок самостоятельно поместил свою фигуру между двумя вражескими, стоящими на одной линии, она не считается зажатой и не снимается с доски.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
Возможные способы «срубания» фигуры противника.
В таких случаях фигура не снимается
В таких случаях фигура не снимается
8. Можно прижимать группы вражеских фигур к краю поля (одну из фигур может заменять угловая клетка-убежище). В этом случае вся группа фигур соперника считается срубленной и снимается с поля.
Черные фигуры захвачены и снимаются с поля
9. Цель участника, играющего чёрными – захватить Короля, заняв все четыре клетки вокруг него. Также Короля можно захватить, прижав с одной стороны к Трону. При этом Атакующим присваивается победа, и игра прекращается. Также сторона Атакующих может победить в том случае, если все фигуры соперника были окружены и заблокированы в ходе игры.
Возможные варианты захвата короля.
Возможные варианты захвата короля.
Возможные варианты захвата короля.
В данных ситуациях король не считается захваченным.
В данных ситуациях король не считается захваченным.
Белые попали в полное окружение и проиграли
Белые не могут сделать свой ход и признаются проигравшими.
10. Защитники могут выиграть также в следующем случае: Король располагается на краю поля, при этом может свободно перемещаться, и у стороны Атакующих нет возможности захватить его.
Белые победили
11. Правилами игры запрещено постоянно повторять одни и те же ходы. После трёх полностью аналогичных ходов обеих сторон участник, начавший повторение первым, обязан придумать новый ход. В противном случае (при постоянном повторе комбинаций ходов) сторона, первой начавшая повторение, считается проигравшей.
Бесконечное повторение – король должен придумать новый ход.
12. Партия не может закончиться вничью. При троекратном повторе расстановки без захвата фигур соперника, проигрывает игрок, с которого повторы начались.
Победителями в этом случае признаются Атакующие.
Fetlar Хнефатафл (Тавлеи)
Общие сведения об игре
1. В партии принимают участие два игрока. Один играет белыми фигурами за Защитников (сторона Короля). Второй играет чёрными фигурами за Атакующих (противники Короля).
Все фигуры кроме одной обозначают воинов, одна фигура (центральная) обозначает хнефи (короля).
2. Игра проводится на поле с нечётным числом квадратов. Стандартным для этой версии считается поле размером 11х11 квадратов.
3. Одна из фигур обозначает Короля или Хнефи. Все остальные фигуры – воины (Защитники и Атакующие).
4. Каждая из сторон делает один ход по очереди. Пропускать свой ход нельзя.
5. Участники не обязаны захватывать фигуры противника: по правилам игры это не считается обязательным условием.
Цели игры (согласно правилам Международного чемпионата в Шотландии)
1. Для участника, играющего белыми фигурами (сторона Защитников) – увести Короля в одно из Убежищ на угловую клетку.
2. Для участника, играющего чёрными фигурами (сторона Атакующих) – атаковать и захватить фигуру Короля, заблокировав её собственными фигурами по горизонтали и вертикали.
Правила партии
1. Все фишки (в том числе Хнефи) могут двигаться на любое количество клеток по вертикали или горизонтали. Не допускается перемещение любой из фишек по диагонали.
2. Фишки-воины могут перемещаться на любое количество клеток, пока не достигнут края игрового поля или клетки, которая уже занята другой фигурой.
3. Воины могут проходить через центр поля (Трон), однако не могут на нём останавливаться.
4. Воинам запрещено занимать Убежища, в которых может находиться исключительно Хнефи.
5. Хнефи имеет право занимать все игровые клетки, включая Трон и Убежища.
6. При достижении Королём любого из убежищ его стороне присуждается победа.
7. Первый ход – всегда за чёрными (Атакующими).
8. Для того чтобы взять фишку, её нужно заблокировать с двух противоположных сторон собственными фишками по вертикали или горизонтали. Фишку противника также можно захватить, прижав её к клеткам Трона (если на нём нет Короля) или Убежищ.
9. Участники могут захватывать одновременно несколько фигур соперника.
10. Для захвата Короля его обязательно нужно заблокировать со всех четырёх сторон одновременно (включая такую ситуацию, когда он находится на Троне).
11. При нахождении Хнефи на краю игрового поля, Атакующие должны «выманить» его и полностью окружить с четырёх сторон. Если Хнефи при этом был окружён вместе с одним из подданных (белой фишкой), их необходимо разделить, а затем окружить Короля со всех четырёх сторон обычным способом.
Ничья
В данной версии игры допускается завершение партии вничью. Это возможно в следующих случаях.
1. Одна из сторон не имеет возможности сделать очередной ход.
2. Король находится у края игрового поля, и Атакующие не имеют возможности его «выманить» и окружить.
3. Король не может достичь ни одного из Убежищ, и сторона Атакующих не имеет возможности его захватить.
4. Обе стороны трижды совершили аналогичную комбинацию ходов.
Skalk Хнефатафл (Тавлеи)
1. В партии принимают участие два игрока. Один играет белыми фишками на стороне Короля (Защитники), второй – чёрными на стороне противников Короля (Атакующие).
2. Партия проводится на поле с нечётным количеством квадратов. Ниже приведены варианты расстановки фишек для полей размеров 11х11 и 9х9 квадратов.
Вариант начальной расстановки
Вариант начальной расстановки
3. В самом центре поля находится особая клетка – Трон. В угловых квадратах находятся так называемые Убежища. Трон и Убежища может занимать исключительно Король. Он имеет право возвращаться на Трон в ходе игры. Остальные фишки – воины – могут проходить через Трон (если на нём в данный момент отсутствует Король), но не могут останавливаться на нём.
4. Угловые клетки могут использоваться вместо одной из фигур, которые принимают участие в захвате (то есть, они враждебны ко всем фишкам). В свою очередь, Трон всегда враждебен к фишкам Атакующим и враждебен к фишкам Защитников, если на нём в данный момент нет Короля.
5. Цель стороны Защитников – увести Короля в любое из Убежищ. Когда Король достигает Убежища, белым засчитывается победа.
6. Цель Атакующих – окружить (заблокировать) фигуру Короля, прежде чем он достигнет одного из Убежищ.
7. Партию всегда начинает сторона Атакующих. Ходы совершаются поочерёдно. Фигуры могут передвигаться по вертикали или горизонтали на любое количество клеток (аналогично ладье в шахматах). Движение по диагонали запрещено всем фишкам, включая Короля. Все фишки могут передвигаться на любое количество свободных квадратов.
8. Для захвата фишки соперника, её нужно заблокировать между двумя собственными фигурами, расположенными на одной линии (по вертикали или горизонтали). Помимо этого, фишку противника можно прижать с одной стороны к Трону или Убежищу. Если игрок самостоятельно ставит свою фигуру в положение между двумя вражескими фишками на одной линии, захвата не происходит.
9. Заблокированная фигура удаляется с игрового поля и выбывает из игры.
10. Король участвует в захвате наравне со своими подданными.
11. Захват Короля проводится на общих условиях. Исключение составляют две ситуации. Первая: при нахождении фигуры Короля на Троне, сторона Атакующих должна заблокировать его со всех сторон. Вторая: если Король находится на одной из клеток, соседней с Троном, Атакующие должны занять все остальные клетки по горизонтали и вертикали, кроме самого Трона.
Морской Тафл (Тавлеи)
1. В партии участвуют два игрока. Один играет белыми фигурами на стороне Защитников Короля, второй чёрными на стороне Атакующих.
2. Стандартным для этого варианта игры считается поле размером 9х9 квадратов. Ниже приведена схема стартовой расстановки фишек.
Начальная расстановка фигур
3. Цель стороны Защитников – увести Короля до любого края игрового поля. Когда Король достиг края поля, Атакующие побеждают, и игра считается оконченной.
Защитники победили
4. Цель стороны Атакующих – захватить фигуру Короля, прежде чем он достигнет одного из краев игрового поля. В этом случае они побеждают, и игра считается оконченной.
5. Игру начинают чёрные (сторона Атакующих).
6. Фишки могут передвигаться по вертикали или горизонтали на любое число свободных клеток (подобно ладье в шахматах).
Возможные движения фигур
7. Для захвата любой фишки её необходимо окружить (заблокировать) между двух собственных фигур, расположенных на одной линии, по горизонтали или вертикали. Окруженная фишка считается срубленной и убирается с поля до конца игры. Если игрок самостоятельно поставил свою фишку между двумя вражескими, она не считается срубленной и продолжает партию.
Захват вражеских фигур
Захват вражеских фигур
В данных ситуациях захват не производится.
В данных ситуациях захват не производится.
8. Король не может участвовать в захватах других фигур.
9. Для захвата Короля его обязательно нужно окружить со всех четырёх сторон.
Король захвачен
10. В некоторых вариациях правил этой игры Король может передвигаться по вертикали и горизонтали не дальше чем на четыре клетки. Также правилами допускается игра на поле 11х11 квадратов. При этом в некоторых случаях ходы фишек могут быть ограничены пятью квадратами (но не всегда).
Берсерк Хнефатафл (Тавлеи)
1. В сражении принимают участие две стороны (два игрока) – сторона Короля или Защитники, а также Атакующие. Защитники представлены белыми фишками, Атакующие – чёрными.
2. Изначальное соотношение сил на игровом поле: Король + 12 Защитников (включая Рыцаря, который стоит перед Королём) у белых, а также 24 Атакующих, из них 4 командира у чёрных.
Начальная расстановка
3. Партия проводится на стандартном поле 11х11 клеток. Ниже приведена схема начальной расстановки сил на игровом поле.
Четыре угловые клетки и трон
4. Трон (центральный квадрат) и Убежища (угловые квадраты) по правилам игры может занимать только Король. Угловые клетки могут использоваться при захвате любых фишек в качестве второй фигуры (то есть, они враждебны ко всем воинам). Трон враждебен ко всем Атакующим. Также Трон враждебен к Защитникам, если на нём в данный момент не находится Король.
Король убежал, белые победили
5. Цель Защитников в игре – переместить Короля в любое из Убежищ (при этом партия заканчивается победой белых). Цель Атакующих – заблокировать и захватить его, пока он не достиг любой из угловых клеток (игра заканчивается победой чёрных).
6. Партию начинают чёрные, игроки делают по одному ходу в порядке очереди.
7. Все фишки, включая Короля, могут ходить на любое количество квадратов по горизонтали или вертикали.
Возможные ходы
8. Король, Рыцарь и Командиры могут перепрыгивать через вражеские фишки, прижатые к ним на следующий квадрат без захвата (только по прямой линии). Исключение составляет рыцарь (читайте правило ниже). Если в ходе перепрыгивания Король, Рыцарь или Командир прижимает фишку соперника, которая уже была прижата дружеской фишкой с другой стороны, фигура соперника считается захваченной.
Командир и король перепрыгивают через вражескую фигуру
Командир и король перепрыгивают через вражескую фигуру
9. Для захвата любой фишки соперника, кроме Короля, необходимо зажать её между двумя собственными фишками или между собственной фишкой и Троном или Убежищем (по вертикали или горизонтали). При этом фишка считается захваченной и выбывает из игры только в том случае, если такая ловушка была закрыта движением противника. Если игрок самостоятельно ставит свою фишку между двух фишек противника, она не считается захваченной и остаётся в игре. Король участвует в захватах наравне со всеми остальными фишками.
Возможные варианты захвата
Возможные варианты захвата
Возможные варианты захвата
Возможные варианты захвата
Захват не происходит
Захват не происходит
10. Рыцарь имеет право захватить фишку соперника, перепрыгнув через неё (срубив её прыжком).
Рыцарь срубает фигуру противника прыжком
11. В этом варианте игры действует Правило Берсерка. Если фигура совершила захват фигуры противника и при этом может сделать ещё один захват, она может продолжать движение по игровому полю, пока не захватит все фишки, доступные на пути её следования.
Ход Берсерка
12. Для захвата Короля необходимо окружить его со всех четырёх сторон. Также Короля можно захватить, прижав его с трёх сторон к Трону.
Возможные варианты захвата короля
Возможные варианты захвата короля
Возможные варианты захвата короля
В данной ситуации король не считается захваченным
13. Если Король находится не на Троне или не на одном из квадратов, прилегающих к Трону, два командира могут захватить его или прижать к одному из Убежищ.
Командиры захватывают короля
Командир захватывают короля
Таблут
Общие положения
В игре принимают участие два игрока. Белые фишки (Защитники Короля) играют за шведов. Чёрные (Атакующие) – за московитов. Армия шведов насчитывает 8 солдат и Короля. В армию московитов входят 18 фигур-воинов. Партия разыгрывается на игровом поле размером 9х9 квадратов. В центре находится специально отмеченный квадрат, называемый Замком. Помимо этого, на каждой стороне поля отмечены по четыре клетки, которые называются Лагерем и используются для начальной расстановки Атакующих (армии московитов). Ниже приведена схема начальной расстановки фигур на поле.
Ход игры
1. Партию начинают шведы.
2. Все фишки могут ходить по горизонтали или вертикали на любое число незанятых клеток (подобно ладье в шахматах). Правилами запрещено ходить по диагонали и перепрыгивать клетки (для всех фигур, включая Короля).
3. Для того чтобы захватить фишку соперника, её необходимо заблокировать между двумя собственными фишками, которые находятся на одной линии по вертикали или горизонтали.
4. Если фигура была заблокирована двумя фишками соперника, они считается захваченной и снимается с игрового поля. Если участник самостоятельно поместил свою фигуру между двумя вражескими, она не считается захваченной и продолжает игру.
5. Цель московитов – окружить и заблокировать Короля шведов со всех 4-х сторон. Если Король был заблокирован с двух сторон, он не считается захваченным (в отличие от остальных фигур, оказавшихся в такой ситуации).
6. Если Король достигнет любого края игрового поля, шведы выигрывают.
7. Если Король выходит на открытый путь к выходу (то есть, один из четырёх угловых квадратов), шведы выигрывают. Если участник, играющий белыми, встаёт на квадрат, с которого ему открывается путь к выходу, он должен сказать «райхи» (аналогично «шаху» в шахматах). Если он этого не сделает, у него нет права завершить партию в следующем ходу.
8. Если перед Королём открывается свободный путь сразу на два выхода (угловые клетки), и московиты не могут его заблокировать, он должен сказать сопернику «туйху» (мат).
Специальные правила
1. Замок может занимать только Король. Если он покидает клетку Замка в ходе игры, у него больше нет права вернуться на неё. После этого ни одна из фигур (включая Короля) не может проходить через квадрат Замка. Это же правило распространяется на квадраты, которыми отмечен Лагерь московитов.
2. Если московит находится в начале своего лагеря, он может быть заблокирован шведами обычным способом (то есть, его можно прижать с двух сторон по вертикали или горизонтали). Незанятые квадраты Замка и Лагеря московитов враждебны Королю (могут использоваться для его захвата в качестве одной из фигур). Ко всем остальным фигурам пустые клетки Замка и Лагеря не враждебны и не могут использоваться для захвата фишек.
3. Фишка московита может свободно перемещаться по своему Лагерю, пока не покинет его. Покинув Лагерь, воин-московит может ходить на любое расстояние, как при любом другом ходе.
4. Если в ходе партии возникла ситуация с постоянно повторяющимися (аналогичными) ходами, сторона-агрессор обязана придумать и сделать новый ход после двух повторений.
Пример: фишка Короля имеет возможность выйти, но на его пути встаёт фишка-московит. Король переходит на другую клетку и вновь имеет возможность выйти. Фишка-московит вновь блокирует его ход. Король возвращается на предыдущую клетку, московит возвращается вслед за ним (ситуация начинает повторяться). В этом случае Король считается агрессором, и играющий за него игрок должен придумать новый ход после двух таких повторов.
Saami Tablut
Правила аналогично правилам Skalk Hnefatafl за исключением того, что белые побеждают при достижении королем любой из четырех сторон (а не угловых клеток).
Иногда по таким же правилам играют и на поле 11х11.
В Таблут играли в Лапландии в 1700-1800 гг., эта игра является одним из потомков легендарного Хнефатафла. Шведский ученый Карл Линней в 1732 во время своей экспедиции записал правила игры в Таблут в своем дневнике, благодаря чему они сохранились до наших дней. Эти записи также стали опорой для воссоздания правил классического Хнефатафла.
Tawlbwrdd (Тавлбойнд)
Правила аналогично правилам Skalk Hnefatafl за исключением того, что белые побеждают при достижении королем любой из четырех сторон (а не угловых клеток); также отсутствует клетка трона.
Хнефатафл Дэвида Брауна
Правила аналогичны правила Морского тафла за исключением того, что присутствует клетка трона. Однако трон не может быть использован для захвата обычных фигур, но может быть использован при захвате короля.
Помимо этого, если нападавшие окружают короля и ВСЕХ оставшихся защитников, то они побеждают, поскольку они не оставляют возможности для побега короля.
Правила были впервые опубликованы Дэвидом Брауном в 1980-м году.