Театр что означает слово в переводе с греческого языка
театр
1 θέατρον
См. также в других словарях:
театр — театр … Нанайско-русский словарь
Театр — (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия
ТЕАТР — Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр. Густав Холоубек Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем … Сводная энциклопедия афоризмов
ТЕАТР — ТЕАТР, театра, муж. (греч. theatron). 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр самые сильные его увлечения. Советская эпоха время большого… … Толковый словарь Ушакова
Театр — Театр. Представление древнегреческой трагедии. ТЕАТР (от греческого theatron место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Театр 19 — Театр 19 … Википедия
театр — ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова
Театр… — Театр Студийный альбом Ирины Аллегровой Дата выпуска 25 ноября 1999 года … Википедия
театр — Подмостки, сцена, эстрада, балаган. См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. театр арена, храм мельпомены, (театральные) подмостки, искусство театра, драматургия,… … Словарь синонимов
ТЕАТР — (от греч. theatron место для зрелищ зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра в древних охотничьих и сельскохозяйственных… … Большой Энциклопедический словарь
ТЕАТР 3 — ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) Ч помещение для анатомирования трупов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Значение слова «театр»
1. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. История русского театра. Драматический театр. Оперный театр. □ Ни одно из искусств не отражает с такой полнотой существо эпохи, ее замыслы, ее исторические размеры, как театр. А. Н. Толстой, Драматургическая олимпиада.
2. Учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений. Работать в театре. □ — Мы с братом собираемся завести здесь театр. Впрочем, мы не одни комедии будем играть, мы все будем играть — драмы, балеты и даже трагедии. Тургенев, Затишье. [Кораблев] придумал новую штуку — школьный театр. Для театра нужны были режиссеры, актеры, художники, плотники, мебельщики, портнихи. Каверин, Два капитана.
3. Здание, в котором происходят представления, а также само представление, спектакль. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Пушкин, Евгений Онегин. После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт. Чехов, Попрыгунья.
4. перен.; чего. Место, где происходит, развертывается что-л. Театр военных действий. □ Мне было на него досадно, что он мою квартиру избрал театром такого рода объяснения. Белинский, Письмо В. П. Боткину, 12 авг. 1840. Театр ваших любовных похождений перед моими глазами — это озеро. И. Гончаров, Обыкновенная история.
5. Совокупность драматических произведений (писателя или литературной школы). Театр Островского. Театр Шекспира.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.
ТЕА’ТР, а, м. [греч. theatron]. 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего-н. в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка
и т. — самые сильные его увлечения. Советская эпоха — время большого подъема в истории русского театра.
2. (вин. п. на театр, предл. п. на театре, о театре) только ед. Сцена, подмостки (устар. и театр. арго). Пиесы, играемые на здешнем театре. Карамзин. Благородная бедность хороша только на театре. А. Островский. Показать Пушкина на театре. Эта пьеса на т. не годится. || перен. Место, на к-ром происходит что-н. Т. войны. Т. военных действий. Т. ваших любовных похождений перед моими глазами — это озеро. Гончаров. 3. (вин. п. в театр, предл. п. в театре, о театре). Помещение, здание, в к-ром устраиваются представления, спектакли. Был я в здешнем театре. Карамзин. Пойти в т. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — всё кипит. Пушкин. Оперный т. Драматический т. || Учреждение, предприятие, занимающееся устройством представлений. Поступить на работу в т. 4. только ед. Представление, спектакль (устар.). Сегодня театра не будет. 5. только ед. Совокупность драматических произведений (лит.). Театр Мольера. Испанскому театру принадлежит громадная роль в истории европейской драматургии. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
теа́тр
1. род искусства, передающего художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями ◆ Когда не было ни театра, ни живописи, ни музыки, было общение. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
2. учреждение, организация, устраивающее театральные представления ◆ Его приняли в академический театр. Сергей Довлатов, «Наши», 1983 г. (цитата из НКРЯ)
3. здание, в котором ставятся спектакли, устраиваются сценические представления ◆ Представить себе, что зрители покидают театр в полночь, невозможно, поэтому Юрий Александров, хорошо знакомый нам по авангардным постановкам в Мариинском театре, «реализовал внутреннюю динамику действия». Наталия Колесова, «По ком звонит колокол», 2002 г. // «Вечерняя Москва» (цитата из НКРЯ)
4. перен. + род. п. место, где происходит, разворачивается какое-либо действие ◆ Утратив к ноябрю 1942 г. стратегическую наступательную инициативу вследствие того, что лучшие японские дивизии, половина артиллерии и почти две трети танков были сосредоточены на севере, у советских границ, в ожидании падения Сталинграда, Япония вынуждена была на тихоокеанском театре войны перейти к обороне.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова фрейлина (существительное):
Что, в переводе с греческого языка, означает слово «театр»?
Театр в переводе с греческого языка означает «место для зрелищ», «зрелище». Также можно перевести как «вижу». Но первое значение, указанное мной, является основным.
Слово театр пришло в употребление и словарь уже давно с Греции, в переводе с грецкого оно обозначает: место для зрелищ, смотреть, зрелище. Театр это зрелищный вид искусства который производится одновременно в разных жанрах искусства: музыка, литература, хореография, вокал, мимика, проявление искренних и реальных чувств.
Слово театр означает «место для зрелища» или само «зрелище». В театре, давали представление для публики. В спектаклях использовались трудовые песни, гимны богам, мифы. Древние греки оставили нам огромное наследие в области искусства.
Вот как раз в греческом языке театр и является театром. Еще можно перевести как зрелище, если брать в расчет древнегреческий язык. Но если мы говорим о новогреческом, то театр так и переводится. В Греции театры очень даже популярны.
Шаурма, шаверма, чевирме блюдо арабской кухни из лаваша начиненное рубленым жаренным мясом. Означает дословно- переворачивать (первоначально обозначало переворачивать мясо или тушу на вертеле).Пришло это слово к нам из Турции.
От китайского «ча», что значит «молодой листочек».
Но, как и во всех словах в Китайском языке, иероглиф один, а произношение в разных провинциях различное.
В Россию чай пришел из Северного Китая(Ханькоу)- поэтому русское слово «чай» ближе всего к северокитайскому (мандаринскому) произношению.
Имя Роман не греческого, а древнеримского происхождения и в переводе с латыни означает «римлянин». В некоторых интернет-ресурсах указывают, что в древнегреческом языке это слово имеет значение «сильный» или «крепкий». Не знаю, откуда это взято, потому что сильный-крепкий по-древнегречески «кратейрос», на Романа никак не похоже.
Откуда произошло слово театр и что оно означает?
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.
Основные работники театра: режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены. Античный театр
Основная статья: Театральное здание в классической Греции
Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
Средневековый театр возник в X—XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию гистрионов, бродячих комедиантов, жонглеров.
Исходное пространство литургических драм — здание церкви, и только в XIII веке представления выходят на площадь.
Из праздника святого Николая, покровителя школяров, возникает разновидность игры, почти не связанная с литургией: в ней зрителю представлено то или иное чудесное событие, связанное с персонажем распространенной легенды. Так появляются миракли.
Театральное искусство
1. Театр как вид искусства.
Театр зародился ещё в древней Греции. Он включал в себя игру актёров, музыкальные и танцевальные номера, поэзию и прозу, дизайнерское оформление и живопись.
Впервые трагические и комические постановки как жанр театрального искусства появились в древней Греции. В театре действо, которое происходило на сцене, сопровождал хор, а актёры с помощью жестов, эмоций и мимики показывали своё мастерство. Чаще всего представления показывали прямо под открытым небом. Зрителя размещались на небольших горках, холмах и иных возвышенностях, а актёры играли на ровной площадке.
Занавес и применение декораций изначально стали использовать во время представлений в Риме. Как и в современных театрах, сцена располагалась выше оркестра.
С ХХ века начали приобретать популярность оперные и балетные пьесы. В это же время появляется освещение посредством электричества, большое разнообразие декораций, движущаяся сцена, зрелищные спецэффекты с водой, дымом, светом и прочим.
В современном театре задуманные представления воплощаются в реальность при помощи большого количества людей и требуют существенных затрат. Ведь помимо режиссера, продюсера и актёров также требуются технические специалисты, дизайнеры и декораторы, костюмеры и гримёры. Однако при всём своем техническом оснащении и возможностях, в театрах живы традиции периода Античности и ставятся классические произведения.
Каждый спектакль и представления индивидуальны и имеют свои элементы. Содержание спектакля говорит об уникальном сочетании различных форм и средств выразительности языка.
Как в прошлом, так и сейчас театр занимает важную позицию в развитии нравственных критериев и моральных устоев людей. Способствуют творческому и духовному развитию, помогает в формировании мировоззрения.
2. Театр древней Греции.
Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.
3. Творчество Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристотеля.
Драматургическое творчество Эврипида протекало почти одновременно с деятельностью Софокла, хотя в совершенно ином направлении. Эврипид родился около 480 г., умер в 406 г., за несколько месяцев до смерти Софокла. Первые пьесы Эврипида были поставлены в 455 г., и с этого времени он в течение почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской сцене. Успеха у современников Эврипид достиг не скоро; успех этот не был прочным. Свыше двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять первых призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии Эврипид стал любимым трагическим поэтом греков. Популярность Эврипида в поздней античности отразилась на судьбе его литературного наследия.
4. Театр в Древнем Риме.
Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.
В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.
Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума (специальной площадки, где выступали актеры). Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.
5. Организация театральных представлений в древней Греции и древнем Риме.
Театр Древней Греции.
У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима.
6. Театр эпохи средневековья. Религиозный и народный театр.
Поскольку на ранней стадии феодализма нации еще окончательно не сформированы, то и историю театра того времени нельзя рассматривать отдельно в каждой стране. Это стоит делать, имея в виду противоборство религиозной и светской жизни. Например, обрядовые игры, выступления гистрионов, первые опыты светской драматургии и площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а литургическая драма, миракль, мистерия и моралите – к другому. Жанры эти довольно часто пересекаются, но всегда в театре наблюдается столкновение двух основных идейных и стилевых направлений. В них ощущается борьба идеологии дворянства, сплотившегося с духовенством, против крестьянства, из среды которого вышли затем городские буржуа и плебеи.
В истории средневекового театра имеется два периода: ранний (с V по XI век) и зрелый (с XII до середины XVI века). Как ни старалось духовенство уничтожить следы античного театра, у него ничего не получилось. Античный театр выжил, приспособившись к новому укладу жизни варварских племен. Рождение средневекового театра нужно искать в сельских обрядах разных народов, в быту крестьян. Несмотря на то, что многие народы приняли христианство, их сознание еще не освободилось от влияния язычества.
Церковь преследовала народ за празднование окончания зимы, прихода весны, сбора урожая. В игрищах, песнях и танцах отражалась вера людей в богов, которые для них олицетворяли силы природы. Эти народные гулянья и положили начало театральным действиям. К примеру, в Швейцарии парни изображали зиму и лето, один был в рубахе, а другой – в шубе. В Германии приход весны отмечали карнавальным шествием. В Англии праздник весны представлял собой многолюдные игры, песни, пляски, спортивные состязания в честь мая, а также в честь народного героя Робина Гуда. Очень зрелищными были весенние гулянья в Италии и Болгарии.
Тем не менее эти игры, имевшие примитивное содержание и форму, не могли дать начало театру. В них не содержалось тех гражданских идей и поэтических форм, которые были в древнегреческих празднествах. Помимо прочего, эти игры содержали в себе элементы языческого культа, за что постоянно преследовались церковью. Но если священники смогли воспрепятствовать свободному развитию народного театра, который был связан с фольклором, то некоторые сельские гулянья стали истоком новых зрелищных представлений. Это были действа гистрионов.
Русский народный театр сформировался в глубокой древности, когда еще не было письменности. Просвещение в лице христианской религии постепенно вытесняло языческих богов и все, что с ними было связано, из области духовной культуры русского народа. Многочисленные обряды, народные праздники и языческие ритуалы легли в основу драматического искусства в России.
Из первобытного прошлого пришли ритуальные танцы, в которых человек изображал животных, а также сцены охоты человека на диких зверей, подражая при этом их повадкам и повторяя заученные тексты. В эпоху развитого земледелия проводились народные празднества и гулянья после сбора урожая, в которых специально наряженные для этой цели люди изображали все действия, сопутствующие процессу посадки и выращивания хлеба или льна. Особое место в жизни людей занимали праздники и ритуалы, связанные с победой над врагом, выборами предводителей, похоронами умерших и свадебными церемониями.
Первыми бродячими актерами на Руси были скоморохи. Существовали, правда, еще и оседлые скоморохи, но они мало чем отличались от обычных людей и наряжались только в дни народных праздников и гуляний. В повседневной жизни это были обычные земледельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Бродячие актеры-скоморохи пользовались большой популярностью у народа и имели свой особенный репертуар, в который входили народные сказания, былины, песни и разные игрища. В творчестве скоморохов, которое активизировалось в дни народных волнений и обострения национально-освободительной борьбы, выражались народные страдания и надежды на лучшее будущее, описание побед и гибели народных героев.
7. Итальянский театр эпохи Возрождения. Комедия Дель Арте.
В Италии капитализм начал развиваться очень рано. Буржуазия не только победила дворянство, но это также привело к обострению классовых противоречий между рабочими и буржуа. Рабочие начали бунтовать. Очень частым были бунты в 14 столетии. Отделение от народа сказалось и на театральном искусстве.
Пасторали, трагедии и комедии ставились только для аристократической и ученой публики. Постановки были любительскими, поэтому они не были регулярными. Народ не остался без зрелищ. В Италии был живой народный театр, который был связан с фарсом, карнавальными игрищами в городе. Театр не зависел от драмы, поэтому к 16 столетию это был театр с импровизационными комедиями.
Драматурги создали театральный жанр, который был изначальной точкой для последующего развития драмы в Европе. К таким драматургическим типам относят пастораль, трагедию и комедию. Трагедия и комедия имели античный прообраз, а истоки пасторали – из буколической поэзии, которая связана с песнями пастухов. В этой поэзии отображается идеальная любовь и пастушеская жизнь.
Итальянцы сначала были знакомы с античной драмой, но это было обосновано с точки зрения с научного интереса. Театральная сторона сочинений ученых не интересовала. На городских площадях представления давали редко. Те постановки, которые показывали, были религиозного характера. Ученый считали, что подобные игрища – порождение Средневековья.
Итальянцы ввели обычай проводить на свежем воздухе философские беседы. На таких встречах читали отрывки из произведений Вергилия и Горация, говорили о бессмертие душ. Один из профессоров предложил читать комедии в лицах. Это был первый любительский кружок. Об этом скором узнали во всей Италии. Такое провождение время стало модным. При дворах властителей начали показывать римские комедии. Например, комедии Плавта поставили на латинском языке в Ватикане. Не все понимали латинский язык и произведения начали переводить на итальянский язык. Этим было положено начало второго периода освоения римского театра.
Древние произведения были очень полезными, поскольку позволили театру избавиться от переизбытка религиозных сюжетов. Новые времена помогли римской комедии обрести жизненную основу. Но стало это возможным благодаря тому, что писатели захотели повторить путь Теренция и Плавта. Комедийных сочинений было самое большое количество. В итальянском театре их называли «учеными комедиями», поскольку авторами были ученые, а рассчитаны комедии были на образованную аудиторию.
Комедия Дель Арте (комедия масок) – вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли, которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы (капокомико).
К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре.