Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении

Какая часть речи слово «что»?

Слово «что» — это само­сто­я­тель­ная часть речи место­име­ние. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста сло­во «что» — это слу­жеб­ная часть речи союз или частица.

Выясним, какая часть речи сло­во «что» в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее зна­че­ние, грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. Совокупность этих при­зна­ков явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щей для отне­се­ния рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы к опре­де­лен­но­му лексико-грамматическому клас­су слов, кото­рый в рус­ской мор­фо­ло­гии назы­ва­ет­ся частью речи.

«Что?» — это вопросительное местоимение

Интересующее нас сло­во гово­ря­щий упо­треб­ля­ет в речи при поста­нов­ке вопро­са о пред­ме­те, явле­нии или каком-то событии.

Слово «что» кон­крет­но не обо­зна­ча­ет пред­мет раз­го­во­ра, а толь­ко ука­зы­ва­ет на него. Этой спо­соб­но­стью ука­зы­вать на пред­мет, при­знак или коли­че­ство обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи рус­ско­го язы­ка — место­име­ние.

Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть картинку Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Картинка про Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении

В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет каж­дое из место­име­ний (пред­мет, при­знак, коли­че­ство) и сло­во какой части речи оно заме­ща­ет в пред­ло­же­нии, различают

Рассматриваемая лек­се­ма ука­зы­ва­ет на пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Чтобы избе­жать повто­ра одно­го и того же сло­ва в речи, это место­име­ние заме­ща­ет имя суще­стви­тель­ное, явля­ясь под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в пред­ло­же­нии. С этой точ­ки зре­ния оно явля­ет­ся местоимением-существительным.

У слов этой части речи грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия раз­ря­да явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским признаком.

В пред­ло­же­нии, кото­рое про­из­но­сит­ся с вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей, сло­во «что» явля­ет­ся вопро­си­тель­ным местоимением.

Это место­име­ние не име­ет грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла, а толь­ко изме­ня­ет­ся по падежам:

Это сло­во может при­над­ле­жать к дру­го­му семан­ти­че­ско­му раз­ря­ду — отно­си­тель­ным местоимениям.

Слово «что» — относительное местоимение

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сло­во «что» может высту­пать в роли союз­но­го сло­ва. Оно исполь­зу­ет­ся как свя­зу­ю­щий эле­мент меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, при­чем сохра­ня­ет все грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки сво­ей части речи. Тогда это отно­си­тель­ное место­име­ние, кото­рое в отли­чие от сою­за, сло­ва слу­жеб­ной части речи, явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и к нему мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос.

Весь вечер я думал, что ска­жу на собрании.

Относительное место­име­ние, выпол­ня­ю­щее роль союз­но­го сло­ва, явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния — дополнением.

Всё еще сто­ял тот пред­ве­чер­ний зной, что быва­ет в южных горо­дах в кон­це лета.

И в этом пред­ло­же­нии сло­во «что» — отно­си­тель­ное место­име­ние, союз­ное сло­во, его мож­но заме­нить на место­име­ние «кото­рый» или на суще­стви­тель­ное «зной». В пред­ло­же­нии оно явля­ет­ся подлежащим.

Примеры предложений

Кормили дети пест­рых жад­ных уток, что кувыр­ка­лись в про­ру­би чер­ниль­ной (А. Ахматова).

Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть картинку Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Картинка про Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении

Слово «что» — союз

Слово «что» — это под­чи­ни­тель­ный союз в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии. Его сле­ду­ет отли­чать от отно­си­тель­но­го место­име­ния, союз­но­го сло­ва. Для это­го при­ме­ним нехит­рый при­ем: про­сто опу­стим его, уда­лим из пред­ло­же­ния. Союзное пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в бес­со­юз­ное. При этом смысл пред­ло­же­ния не постра­да­ет. Союзное сло­во «что» (отно­си­тель­ное место­име­ние) опу­стить нель­зя без ущер­ба для смыс­ла пред­ло­же­ния, на него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, и оно явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в отли­чие от сою­за «что».

Окна вымы­ты чисто, что при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Окна вымы­ты чисто: при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Исследуемое сло­во явля­ет­ся срав­ни­тель­ным сою­зом, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся как в про­стых, так и слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях со срав­ни­тель­ной при­да­точ­ной частью. В такой роли слу­жеб­ное сло­во «что» явля­ет­ся сино­ни­мич­ным срав­ни­тель­ным сою­зам «как», «буд­то», слов­но».

Жизнь мое­го деда что ста­рая леген­да. — Жизнь мое­го деда как ста­рая легенда.

Под его чут­ки­ми паль­ца­ми скрип­ка напев­но зву­ча­ла, что (слов­но) звон­кий ручей на дне ущелья.

Примеры

Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру, что лесть гнус­на, вред­на (И.А. Крылов)

Нам тогда вери­лось, что жизнь бесконечна.

Недаром гово­рит­ся, что дело масте­ра боится.

Ветлы у реки, что юные кра­са­ви­цы, рас­пу­сти­ли свои ветки.

Деревья в инее что ска­зоч­ные феи в про­зрач­ных накидках.

Его рез­кие сло­ва были что искры, жгу­щие немилосердно.

«Что» — это частица

В кон­тек­сте рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во может быть части­цей. В таком слу­чае оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, к нему и от него невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос. Как и все части­цы, сло­во «что» при­вно­сит в смысл пред­ло­же­ния допол­ни­тель­ные оттен­ки раз­ных чувств, напри­мер, недоумения:

Неужели у вас каж­дый день такой?

Прием сино­ни­мич­ной заме­ны помог понять, что в этом кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся слу­жеб­ной частью речи — частицей.

Источник

что Какой частью речи может быть слово «что» в русском языке? Приведите примеры

Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть картинку Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Картинка про Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложенииСлово ЧТО может оказаться:
● вопросительным местоимением;
● относительным местоимением (оно же – союзное слово, союзные слова – это не часть речи, это относительные местоимения и относительные наречия, которые, являясь, как и любая самостоятельная часть речи, членом предложения, одновременно выполняют функции подчинительного союза, присоединяя придаточное предложение к главному);
● подчинительным союзом, присоединяющим к главному предложению придаточные изъяснительные и определительные.

Оно может употребляться в значении:
● неопределённого местоимения;
● наречия;
● частицы.

1. ЧТО – это ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ или ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ местоимение ЧТО служит для создания вопроса:
● Что с тобой произошло?
● Что именно ты делаешь?

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ местоимение ЧТО присоединяет придаточное предложение к главному, то есть является СОЮЗНЫМ СЛОВОМ – так его и другие относительные местоимения называют, как уже сказано, потому, что в предложениях они выполняют две функции:
● присоединяют придаточное предложение к главному (то есть выполняют ту же функцию, что и подчинительные союзы);
● являются членами предложения (главными и в косвенных падежах второстепенными), как и полагается самостоятельным частям речи

ПРИМЕРЫ
● Я знаю, что произошло. (Местоимение ЧТО употреблено в именительном падеже и является подлежащим при сказуемом ПРОИЗОШЛО. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное изъяснительное);
● Я вижу, что именно ты делаешь. (Местоимение ЧТО употреблено в винительном падеже и является дополнением, входящим в состав сказуемого, ДЕЛАЕШЬ: делаешь что? что. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное изъяснительное).
● Дом, что напротив моих окон, построен ещё в прошлом веке. (Местоимение ЧТО употреблено в именительном падеже и является подлежащим при пропущенном сказуемом – находится, расположен. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное определительное).

Вопросительное и относительное местоимения ЧТО могут употребляться и в других падежах:
● Чего тебе хочется? Я догадываюсь, чего тебе хочется. (Родительный падеж);
● Чему ты рад. Всем известно, чему ты рад. (Дательный падеж);
● Чем ты так доволен. Расскажи-ка нам, чем ты так доволен. (Творительный падеж);
● О чём ты думаешь. Я знаю, о чём ты думаешь. (Предложный падеж).

Памятка из Интернета Вам в помощь:

Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть картинку Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Картинка про Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении

2. В разговорной речи местоимение ЧТО может употребляться и как НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ, в значении «что-нибудь, что-то»: Он соскочил с постели, словно его что подбросило.

3. В разговорной речи в значении «по какой причине, почему, зачем?» слово ЧТО может употребляться как НАРЕЧИЕ: Что же он не звонит? Что так поздно пришёл?

4. ЧТО – ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ, присоединяющий:
● придаточные предложения к главному: Я вижу, что ты снова лодыря гоняешь.
● сказуемое к подлежащему: Снег что сахар.
● обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом: Снег белый, что сахар.

5. Слово ЧТО может употребляться в значении частицы – в народно-поэтической речи:
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
ЧТО из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха.
(А. С. Пушкин)

Это, конечно, не всё, но части речи названы, а дополнительных сведений о разрядах некоторых из них вполне достаточно для школы.

Источник

Ответ. Морфологический портрет слова ЧТО 1 страница

1. Если слово что имеет словоизменительную категорию падежа, если это слово служит для образования вопроса, то перед нами вопросительное местоимение что.

Если слово что имеет ту же грамматическую категорию, но употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами относительное местоимениечто (А).

2. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами союзчто (Б).

3. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий, имеет то же значение, что и слово почему, то перед нами наречие(В).

4. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и вносит значение вопроса, или значение осуждающего поиска причины, или значение несущественности и отстранимости, то перед нами частица что (Г).

6) Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?

1.Наконец-то наступило тепло.

2.Помещение теплои просторно.

3.Его встретили очень тепло.

4.Мне уже тепло.

5. Сегодня на улице теплее.

6.Его руки теплее, чем мои.

Ответ. 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.

7) Есть такая народная загадка: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (отгадка: пирог). К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?

Ответ. Формы пыльно и жидко можно считать в данном контексте существительными, т.к. они обозначают некие предметы, отвечают на вопрос что? и играют роль дополнения в предложении.

Форму жидко можно понять и как прилагательное, которое обозначает признак предмета, названного именем пыльно, отвечает на вопрос каким?, вместе с полузнаменательным глаголом сделаю, способным управлять формами прилагательных (например: сделать каким? чистым, неузнаваемым), образует составное именное сказуемое (сравним: Он всегда считался серьёзным; Испытания сделали его сильным).

8) Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается их отличие от современной нормы?

Какая общая словообразовательная особенность объединяет эти слова?

1.Твой милый взор, невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев) 2. Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов) 3. Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга. (А.С. Грибоедов. Горе от ума) 4. – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)

9) Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?

– Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)

Ответ. Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).

10) Сравните выделенные слова. Опишите грамматические свойства каждого из них.

1) Дело было вечером, делать было нечего.

2) Делать нечего, расскажу вам сказку.

3) Мне нечего рассказывать.

4) Нечего мне сказки рассказывать.

Ответ. 1), 3) Нечего – отрицательное местоимение, указывает на отсутствие объекта действия (рассказывать –что? – нечего; делать – что? – нечего). Выражает значение ‘нет того, что бы ( можно сделать)’. Зависит от инфинитива. Обычно употребляется в составном сказуемом со связкой «быть» в безличном предложении. Склоняется (не о чем говорить, нечем удивить). (по 2,5 балла = 5 баллов)

2) Нечего – в составе вводного (модального) словосочетания делать нечего. Фразеологизм. Лексическое значение компонентов стёрто. Выражает оценку говорящего – вынужденное согласие с тем, о чём говорится в высказывании. В структуру предложения не входит. Морфологических признаков не имеет. (по 2,5 балла)

10) «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас» (Лермонтов)

«Чего тебе надобно, старче?» (Пушкин) – Почему в художественной литературе существуют разные варианты обращений? С чем связано это явление?

Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением.

11) Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)

Ответ. Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевленных имен существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе, а у слов мужского рода – и в ед., и во мн. числе).

В приведенном письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных. Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица, а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных существительных.

12) Попытайтесь установить, функцию каких частей речи может выполнять в тексте слово один. Предложите как можно больше различных решений, демонстрируя каждое из них с помощью одного примера.

Ответ. Слово один может выполнять функцию следующих частей речи:

а) числительного: Один плюс два равняется трём; У меня всего один билет;

б) прилагательного: У вас семья? – Нет, я один [=одинокий];

Все голоса слились в один хор [=единый, целостный]

в) существительного: Один в поле не воин;

г) наречия: Он живёт один [=отдельно, без других];

д) неопределённого местоимения: Один из присутствующих сильно кашлял [= какой-то, некий];

е) определительного местоимения: Мы долго жили с другом в одном доме и даже в одном подъезде [=в том же самом];

ж) частицы (ограничительной): Приходилось есть один хлеб; Задачу смог решить один Коля [=только, исключительно].

13) Известный лингвист А. Б. Шапиро назвал слова категории состояния «беспризорными». Какое основание было у известного учёного для этого?

Ответ. Основанием для того, чтобы назвать слова категории состояния «беспризорными», послужили неоднородность слов, относящихся к данной части речи, и их морфологическая пестрота. Одни из этих слов похожи на наречия и краткие прилагательные, другие – на имена существительные: Мне, право, неловко (категория состояния), Он чувствует себя неловко (наречие), Его поведение неловко (краткое прилагательное); Пора отправляться в путь (категория состояния) – Школьные годы – прекрасная пора (имя существительное). Слова категории состояния неоднородны: они могут обозначать и состояние как таковое (Мне не здоровится. На улице тепло), и разного рода отношения: модальные, временные, пространственные (Так нельзя себя вести. Ещё рано. До школы далеко и т. п.)

14) Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.

Ответ.

15)На каком(-их) основании(-ях) одно из приведённых слов можно считать «третьим лишним»?

Облагать, обладать, облачать.

Ответ. Обладать, так это единственный непереходный глагол;

облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать);

облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания.

16)Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.

Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать;

набрать, набросить, насолить, насушить;

подлечить, подбежать, подплыть, подъехать.

Ответ. Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать (захвалить; так как все остальные слова имеют общее значение – «начало действия»);

набрать, набросить, насолить, насушить (набросить; так как все остальные глаголы обозначают действие, которое привело к значительным результатам);

подлечить, подбежать, подплыть, подъехать (подлечить; у остальных глаголов общее значение – «приближение к чему-либо»).

17) Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

18) Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.

Ответ.

ИменительныйСто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять
РодительныйСта двадцати восьми миллионов двухсот восьмидесяти семи тысяч шестисот восьмидесяти пяти
ДательныйСта двадцати восьми миллионам двумстам восьмидесяти семи тысячам шестистам восьмидесяти пяти
ВинительныйСто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять
ТворительныйСта двадцатью восемью миллионами двумястами восемьюдесятью семью тысячами шестьюстами восемьюдесятью пятью
ПредложныйО ста двадцати пяти миллионах двухсатах восьмидесяти семи тысячах шестистах восьмидесяти пяти

19) Какую грамматическую особенность имеют выделенные в данных предложениях слова? Приведите примеры вариантности грамматических форм множественного числа у существительных мужского рода в современном языке.

1) И велик, живописен показался Клаше этот сад, темный, сырой внутри, в глубине, где на столетних липах вили гнезда ястреба, а под мшистыми елями зеленели и гнили скамьи, на которых уже давно не сидел никто. (И.А. Бунин. Клаша)

2) – Места – первый сорт. Самая мучная торговля. Тут по Рыньве пойдет теперь вверх к Юрятину, село к селу, пристаня, ссыпные пунк ты. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)

В приведенных предложениях разговорная форма ястреба представлена в авторской речи, она часто употребляется И.А. Буниным и в других произведениях, ср.: Блаженно дремлют, сидят на снежных навозных кучах, раскиданных по полю, ястреба. («Последняя весна»). Форма пристаня – в прямой речи персонажа – употреблена Б.Л. Пастернаком с целью передать колорит народно-разговорной речи.

20) Объясните происхождение названий частей речи НАРЕЧИЕ, ПРИЧАСТИЕ, ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, МЕЖДОМЕТИЕ.

Ответ.

ГЛАГОЛ – восходит к старослав. ГЛАГОЛЬ. С 17 в. используется как часть речи.

21)Определите род и тип склонения.

Не сподручно теляти волка лягати. Городское теля умнее деревенского дитяти. Княгине ребя, а кошке котя то же дитя. Свинье порося такое же княжа. Краденое порося в ушах визжать. Шелудивое порося и в Петровки зябнет.

22) Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении, и определите его значение. Подчеркните это слово как член предложения в тех случаях, когда оно выполняет синтаксическую функцию в предложении.

– Что, вы вернулись? Я и не заметил! (1)

– Что вы вернулись, я и не заметил. (2)

– Что вы вернулись? Что-нибудь забыли? (3)

– Что принесли вы, я не понимаю. (4)

– Что ваши деньги! Счастья ведь не купишь! (5)

– Что ваша мама? Как её успехи? (6)

– Что новое узнаете – звоните! (7)

– Прощайте! – Что? – До скорых встреч! – А? Что? (8)

Ответ.

1. Вопросительная частица. Подчёркивает вопросительный характер

предложения, а также выражает удивление. Членом предложения не

2. Подчинительный союз. Выражает изъяснительные отношения между

главной (с глаголом мысли, восприятия) и придаточной частями

сложноподчинённого предложения. Членом предложения не является.

3. В значении местоимённого наречия почему. Формирует вопрос о

причине действия. Обстоятельство причины.

4. Относительное местоимение (союзное слово), присоединяет

изъяснительное придаточное, указывает на предмет – объект мысли (не

понимаю что?). Прямое дополнение: принесли (что?) что.

5. Местоимение. В значении ерунда, пустяк, ничто. В риторическом

восклицании указывает на несущественность, неважность чего-л. В роли

6. Вопросительное местоимение. Формирует вопрос о состоянии,

положении, действиях кого-чего-либо. В роли сказуемого.

7. Неопределённое местоимение. Указывает на неизвестный

говорящему или безразлично какой предмет (что-то, что-нибудь). Прямое

дополнение. Узнаете (что?) что новое.

8. Вопросительная частица. Вопросительный отклик при переспросе,

уточнении нерасслышанного. Членом предложения не является.

23) Определите падеж выделенного им.сущ. в каждой из данных поговорок. Какая из 2 форм является грамматически неправильной?

1. Из порося в карася ( превратить). 2 Не было хлопот – купила баба порося.

24)В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова перечислены «осмь частей знаменательных». Узнайте эти части речи по характеристике их функции, которую дал учёный: 1) «для названия вещей»; 2) «для сокращения именований»; 3) «названия деяний»; 4) «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение»; 5) «для краткого изображения обстоятельств»; б) «для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям»; 7) «для изображения взаимности наших понятий»; 8) «для краткого изъявления движений духа». Назовите не меньше двух частей речи, выделяемых в современной грамматике русского языка, но не названных М. В. Ломоносовым.

Ответ. Имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.

25)Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

Ответ. Существительными и глаголами.

26) Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

Ответ. Прилагательное существительное наречие глагол существительное.

27)Определите части речи выделенных слов, объясните своё решение.

Направо был утёс, а налево – огромная пропасть.

Грибов мы набрали пропасть.

Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!

Ответ. Чтобы определить часть речи слова пропасть, необходимо подобрать парадигму:

В 1 предложении огромная пропасть: огромной пропасти, огромную пропасть, огромной пропастью, об огромной пропасти – из этого можно делать вывод о том, что пропасть в данном предложении является существительным.

Во 2 предложении слово пропасть относится к глаголу: набрали (сколько?) пропасть, т.е. много. Можно использовать метод подстановки (Грибов мы набрали много или очень много). Смысл предложения не изменился, а для замены использовали наречия меры действия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во 2 предложении слово пропасть является наречием.

В 3 предложении слово пропасть помогает выразить чувство недовольства, досады или гнева, а эту функцию в нашей речи выполняют междометия, следовательно, в 3 предложении слово пропасть является междометием.

28) Выпишите из текста все частицы.

Но даже нежного и снисходительного отношения к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?

Ответ. Даже в предложении служит для усиления (даже Толстого, т.е. не только обычных людей); ли выражает сомнение (можно ли?), не служит для отрицания. Роль всех этих слов служебная, они вносят различные оттенки значений. Это частицы.

29) К данным существительным подберите существительные со значением «женский пол». Какие из производящих существительных обозначают лиц обоего пола? Существуют ли какие-либо закономерности выбора из множества суффиксов, имеющих значение «женский пол»?

Герой, гость, граф, лев, морж, повар, поэт, сторож, швед, щёголь, сослуживец, проводник, ворчун, певун, плясун, хвастун, библиотекарь, великан, директор, почтальон.

Ответ. 1.Героиня, гостья, графиня, львица, моржиха, повариха (разгов.), поэтесса, сторожиха (разгов.), шведка, щеголиха (разгов.), сослуживица, проводница, ворчунья, певунья, плясунья, хвастунья, библиотекарша (разгов.), великанша (разгов.), директриса (разгов.), почтальонша (разгов.).

2.Слова повар, поэт, сторож, проводник, библиотекарь, директор, почтальон обозначают лиц обоего пола.

30) Чудак сказал: «Непричастные – это все части речи, кроме причастий». В каждой четвёрке слов есть одно лишнее, «непричастное» слово. Найдите и исключите его, объясните почему.

Придумайте сами четвёрку слов, в которой одно было бы «непричастным».

А) бегущий, большущий, поющий, ищущий.

Б) шумящий, хрустящий, настоящий, дрожащий.

В) восторженный, отмененный, обиженный, приобретённый.

Г) проверенный, посеянный, государственный, приклеенный.

Ответ. А) большущий – образовано от прилагательного большой;

В) восторженный – прилагательное, образованное от существительного восторг;

Г) государственный – прилагательное, образованное от слова государство.

31) Сколько причастий можно образовать от глагола читать(ся) максимально и минимально? Образуйте возможные формы. От чего это зависит? Перечислите причины.

Ответ. От одного переходного несовершенного вида глагола «читать» максимально без учета глаголов страдательного залога можно образовать четыре причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный).

Если включить и глаголы страдательного залога, то количество причастий (возвратных) увеличится ещё на две формы (читающийся, читавшийся).

Минимальное количество причастий равняется одному (например, читающий или читающийся).

Количество причастий зависит от ряда причин:

— видовая характеристика глагола;

32) Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).

Ответ. Существительные – змея; прилагательные – белая; глаголы – мчался; причастия – сделанная; деепричастие – играя; наречия – нехотя; числительные – пятая, местоимения – себя; предлоги – благодаря; союзы – хотя.

33) Определите, в форме какого наклонения употреблены глаголы в данных высказываниях. У каких глаголов форма наклонения совпадает с грамматическим значением наклонения, а у каких – нет? Свой ответ поясните.

1.​ Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.

2.​ Не могли бы вы сказать, который час?

3.​ Попадись мне только! Покричи мне ещё!

4.​ Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!

Ответ.

1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.

Дал – форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения; возьми и потеряй – форма повелительного наклонения, значение изъявительного наклонения. возьми и потеряй обозначают здесь непроизвольное, неожиданное действие.

2. Не могли бы вы сказать, который час?

Форма условного наклонения, значение повелительного наклонения.

С помощью условного наклонения выражена вежливая просьба.

3. Попадись мне только! Форма повелительного наклонения выражает значение условного наклонения, это способ воплощения угрозы.

Покричи мне ещё! Форма повелительного наклонения совпадает со значением повелительного наклонения, но передает противоположную семантику: выражает запрет (Не кричи!).

4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!

Ушли – Форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения.

сиди и скучай Форма повелительного наклонения выражает значение изъявительного наклонения.Формойподчёркивается вынужденная необходимость совершения действия.

Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Смотреть картинку Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Картинка про Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении. Фото Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложенииИстория русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *