Укажите какой частью речи является слово что в каждом предложении
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.
что Какой частью речи может быть слово «что» в русском языке? Приведите примеры
Слово ЧТО может оказаться:
● вопросительным местоимением;
● относительным местоимением (оно же – союзное слово, союзные слова – это не часть речи, это относительные местоимения и относительные наречия, которые, являясь, как и любая самостоятельная часть речи, членом предложения, одновременно выполняют функции подчинительного союза, присоединяя придаточное предложение к главному);
● подчинительным союзом, присоединяющим к главному предложению придаточные изъяснительные и определительные.
Оно может употребляться в значении:
● неопределённого местоимения;
● наречия;
● частицы.
1. ЧТО – это ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ или ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.
ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ местоимение ЧТО служит для создания вопроса:
● Что с тобой произошло?
● Что именно ты делаешь?
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ местоимение ЧТО присоединяет придаточное предложение к главному, то есть является СОЮЗНЫМ СЛОВОМ – так его и другие относительные местоимения называют, как уже сказано, потому, что в предложениях они выполняют две функции:
● присоединяют придаточное предложение к главному (то есть выполняют ту же функцию, что и подчинительные союзы);
● являются членами предложения (главными и в косвенных падежах второстепенными), как и полагается самостоятельным частям речи
ПРИМЕРЫ
● Я знаю, что произошло. (Местоимение ЧТО употреблено в именительном падеже и является подлежащим при сказуемом ПРОИЗОШЛО. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное изъяснительное);
● Я вижу, что именно ты делаешь. (Местоимение ЧТО употреблено в винительном падеже и является дополнением, входящим в состав сказуемого, ДЕЛАЕШЬ: делаешь что? что. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное изъяснительное).
● Дом, что напротив моих окон, построен ещё в прошлом веке. (Местоимение ЧТО употреблено в именительном падеже и является подлежащим при пропущенном сказуемом – находится, расположен. Союзное слово ЧТО присоединяет к главному предложению придаточное определительное).
Вопросительное и относительное местоимения ЧТО могут употребляться и в других падежах:
● Чего тебе хочется? Я догадываюсь, чего тебе хочется. (Родительный падеж);
● Чему ты рад. Всем известно, чему ты рад. (Дательный падеж);
● Чем ты так доволен. Расскажи-ка нам, чем ты так доволен. (Творительный падеж);
● О чём ты думаешь. Я знаю, о чём ты думаешь. (Предложный падеж).
Памятка из Интернета Вам в помощь:
2. В разговорной речи местоимение ЧТО может употребляться и как НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ, в значении «что-нибудь, что-то»: Он соскочил с постели, словно его что подбросило.
3. В разговорной речи в значении «по какой причине, почему, зачем?» слово ЧТО может употребляться как НАРЕЧИЕ: Что же он не звонит? Что так поздно пришёл?
4. ЧТО – ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ, присоединяющий:
● придаточные предложения к главному: Я вижу, что ты снова лодыря гоняешь.
● сказуемое к подлежащему: Снег что сахар.
● обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом: Снег белый, что сахар.
5. Слово ЧТО может употребляться в значении частицы – в народно-поэтической речи:
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
ЧТО из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха.
(А. С. Пушкин)
Это, конечно, не всё, но части речи названы, а дополнительных сведений о разрядах некоторых из них вполне достаточно для школы.
Ответ. Морфологический портрет слова ЧТО 1 страница
1. Если слово что имеет словоизменительную категорию падежа, если это слово служит для образования вопроса, то перед нами вопросительное местоимение что.
Если слово что имеет ту же грамматическую категорию, но употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами относительное местоимениечто (А).
2. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами союзчто (Б).
3. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий, имеет то же значение, что и слово почему, то перед нами наречие(В).
4. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и вносит значение вопроса, или значение осуждающего поиска причины, или значение несущественности и отстранимости, то перед нами частица что (Г).
6) Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?
1.Наконец-то наступило тепло.
2.Помещение теплои просторно.
3.Его встретили очень тепло.
4.Мне уже тепло.
5. Сегодня на улице теплее.
6.Его руки теплее, чем мои.
Ответ. 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.
7) Есть такая народная загадка: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (отгадка: пирог). К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?
Ответ. Формы пыльно и жидко можно считать в данном контексте существительными, т.к. они обозначают некие предметы, отвечают на вопрос что? и играют роль дополнения в предложении.
Форму жидко можно понять и как прилагательное, которое обозначает признак предмета, названного именем пыльно, отвечает на вопрос каким?, вместе с полузнаменательным глаголом сделаю, способным управлять формами прилагательных (например: сделать каким? чистым, неузнаваемым), образует составное именное сказуемое (сравним: Он всегда считался серьёзным; Испытания сделали его сильным).
8) Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается их отличие от современной нормы?
Какая общая словообразовательная особенность объединяет эти слова?
1.Твой милый взор, невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев) 2. Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов) 3. Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга. (А.С. Грибоедов. Горе от ума) 4. – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
9) Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?
– Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
Ответ. Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).
10) Сравните выделенные слова. Опишите грамматические свойства каждого из них.
1) Дело было вечером, делать было нечего.
2) Делать нечего, расскажу вам сказку.
3) Мне нечего рассказывать.
4) Нечего мне сказки рассказывать.
Ответ. 1), 3) Нечего – отрицательное местоимение, указывает на отсутствие объекта действия (рассказывать –что? – нечего; делать – что? – нечего). Выражает значение ‘нет того, что бы ( можно сделать)’. Зависит от инфинитива. Обычно употребляется в составном сказуемом со связкой «быть» в безличном предложении. Склоняется (не о чем говорить, нечем удивить). (по 2,5 балла = 5 баллов)
2) Нечего – в составе вводного (модального) словосочетания делать нечего. Фразеологизм. Лексическое значение компонентов стёрто. Выражает оценку говорящего – вынужденное согласие с тем, о чём говорится в высказывании. В структуру предложения не входит. Морфологических признаков не имеет. (по 2,5 балла)
10) «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас» (Лермонтов)
«Чего тебе надобно, старче?» (Пушкин) – Почему в художественной литературе существуют разные варианты обращений? С чем связано это явление?
Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением.
11) Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?
Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)
Ответ. Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевленных имен существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе, а у слов мужского рода – и в ед., и во мн. числе).
В приведенном письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных. Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица, а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных существительных.
12) Попытайтесь установить, функцию каких частей речи может выполнять в тексте слово один. Предложите как можно больше различных решений, демонстрируя каждое из них с помощью одного примера.
Ответ. Слово один может выполнять функцию следующих частей речи:
а) числительного: Один плюс два равняется трём; У меня всего один билет;
б) прилагательного: У вас семья? – Нет, я один [=одинокий];
Все голоса слились в один хор [=единый, целостный]
в) существительного: Один в поле не воин;
г) наречия: Он живёт один [=отдельно, без других];
д) неопределённого местоимения: Один из присутствующих сильно кашлял [= какой-то, некий];
е) определительного местоимения: Мы долго жили с другом в одном доме и даже в одном подъезде [=в том же самом];
ж) частицы (ограничительной): Приходилось есть один хлеб; Задачу смог решить один Коля [=только, исключительно].
13) Известный лингвист А. Б. Шапиро назвал слова категории состояния «беспризорными». Какое основание было у известного учёного для этого?
Ответ. Основанием для того, чтобы назвать слова категории состояния «беспризорными», послужили неоднородность слов, относящихся к данной части речи, и их морфологическая пестрота. Одни из этих слов похожи на наречия и краткие прилагательные, другие – на имена существительные: Мне, право, неловко (категория состояния), Он чувствует себя неловко (наречие), Его поведение неловко (краткое прилагательное); Пора отправляться в путь (категория состояния) – Школьные годы – прекрасная пора (имя существительное). Слова категории состояния неоднородны: они могут обозначать и состояние как таковое (Мне не здоровится. На улице тепло), и разного рода отношения: модальные, временные, пространственные (Так нельзя себя вести. Ещё рано. До школы далеко и т. п.)
14) Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.
Ответ.
15)На каком(-их) основании(-ях) одно из приведённых слов можно считать «третьим лишним»?
Облагать, обладать, облачать.
Ответ. Обладать, так это единственный непереходный глагол;
облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать);
облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания.
16)Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.
Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать;
набрать, набросить, насолить, насушить;
подлечить, подбежать, подплыть, подъехать.
Ответ. Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать (захвалить; так как все остальные слова имеют общее значение – «начало действия»);
набрать, набросить, насолить, насушить (набросить; так как все остальные глаголы обозначают действие, которое привело к значительным результатам);
подлечить, подбежать, подплыть, подъехать (подлечить; у остальных глаголов общее значение – «приближение к чему-либо»).
17) Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
18) Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.
Ответ.
Именительный | Сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять |
Родительный | Ста двадцати восьми миллионов двухсот восьмидесяти семи тысяч шестисот восьмидесяти пяти |
Дательный | Ста двадцати восьми миллионам двумстам восьмидесяти семи тысячам шестистам восьмидесяти пяти |
Винительный | Сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять |
Творительный | Ста двадцатью восемью миллионами двумястами восемьюдесятью семью тысячами шестьюстами восемьюдесятью пятью |
Предложный | О ста двадцати пяти миллионах двухсатах восьмидесяти семи тысячах шестистах восьмидесяти пяти |
19) Какую грамматическую особенность имеют выделенные в данных предложениях слова? Приведите примеры вариантности грамматических форм множественного числа у существительных мужского рода в современном языке.
1) И велик, живописен показался Клаше этот сад, темный, сырой внутри, в глубине, где на столетних липах вили гнезда ястреба, а под мшистыми елями зеленели и гнили скамьи, на которых уже давно не сидел никто. (И.А. Бунин. Клаша)
2) – Места – первый сорт. Самая мучная торговля. Тут по Рыньве пойдет теперь вверх к Юрятину, село к селу, пристаня, ссыпные пунк ты. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)
В приведенных предложениях разговорная форма ястреба представлена в авторской речи, она часто употребляется И.А. Буниным и в других произведениях, ср.: Блаженно дремлют, сидят на снежных навозных кучах, раскиданных по полю, ястреба. («Последняя весна»). Форма пристаня – в прямой речи персонажа – употреблена Б.Л. Пастернаком с целью передать колорит народно-разговорной речи.
20) Объясните происхождение названий частей речи НАРЕЧИЕ, ПРИЧАСТИЕ, ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, МЕЖДОМЕТИЕ.
Ответ.
ГЛАГОЛ – восходит к старослав. ГЛАГОЛЬ. С 17 в. используется как часть речи.
21)Определите род и тип склонения.
Не сподручно теляти волка лягати. Городское теля умнее деревенского дитяти. Княгине ребя, а кошке котя то же дитя. Свинье порося такое же княжа. Краденое порося в ушах визжать. Шелудивое порося и в Петровки зябнет.
22) Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении, и определите его значение. Подчеркните это слово как член предложения в тех случаях, когда оно выполняет синтаксическую функцию в предложении.
– Что, вы вернулись? Я и не заметил! (1)
– Что вы вернулись, я и не заметил. (2)
– Что вы вернулись? Что-нибудь забыли? (3)
– Что принесли вы, я не понимаю. (4)
– Что ваши деньги! Счастья ведь не купишь! (5)
– Что ваша мама? Как её успехи? (6)
– Что новое узнаете – звоните! (7)
– Прощайте! – Что? – До скорых встреч! – А? Что? (8)
Ответ.
1. Вопросительная частица. Подчёркивает вопросительный характер
предложения, а также выражает удивление. Членом предложения не
2. Подчинительный союз. Выражает изъяснительные отношения между
главной (с глаголом мысли, восприятия) и придаточной частями
сложноподчинённого предложения. Членом предложения не является.
3. В значении местоимённого наречия почему. Формирует вопрос о
причине действия. Обстоятельство причины.
4. Относительное местоимение (союзное слово), присоединяет
изъяснительное придаточное, указывает на предмет – объект мысли (не
понимаю что?). Прямое дополнение: принесли (что?) что.
5. Местоимение. В значении ерунда, пустяк, ничто. В риторическом
восклицании указывает на несущественность, неважность чего-л. В роли
6. Вопросительное местоимение. Формирует вопрос о состоянии,
положении, действиях кого-чего-либо. В роли сказуемого.
7. Неопределённое местоимение. Указывает на неизвестный
говорящему или безразлично какой предмет (что-то, что-нибудь). Прямое
дополнение. Узнаете (что?) что новое.
8. Вопросительная частица. Вопросительный отклик при переспросе,
уточнении нерасслышанного. Членом предложения не является.
23) Определите падеж выделенного им.сущ. в каждой из данных поговорок. Какая из 2 форм является грамматически неправильной?
1. Из порося в карася ( превратить). 2 Не было хлопот – купила баба порося.
24)В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова перечислены «осмь частей знаменательных». Узнайте эти части речи по характеристике их функции, которую дал учёный: 1) «для названия вещей»; 2) «для сокращения именований»; 3) «названия деяний»; 4) «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение»; 5) «для краткого изображения обстоятельств»; б) «для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям»; 7) «для изображения взаимности наших понятий»; 8) «для краткого изъявления движений духа». Назовите не меньше двух частей речи, выделяемых в современной грамматике русского языка, но не названных М. В. Ломоносовым.
Ответ. Имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.
25)Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.
Ответ. Существительными и глаголами.
26) Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Ответ. Прилагательное существительное наречие глагол существительное.
27)Определите части речи выделенных слов, объясните своё решение.
Направо был утёс, а налево – огромная пропасть.
Грибов мы набрали пропасть.
Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!
Ответ. Чтобы определить часть речи слова пропасть, необходимо подобрать парадигму:
В 1 предложении огромная пропасть: огромной пропасти, огромную пропасть, огромной пропастью, об огромной пропасти – из этого можно делать вывод о том, что пропасть в данном предложении является существительным.
Во 2 предложении слово пропасть относится к глаголу: набрали (сколько?) пропасть, т.е. много. Можно использовать метод подстановки (Грибов мы набрали много или очень много). Смысл предложения не изменился, а для замены использовали наречия меры действия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во 2 предложении слово пропасть является наречием.
В 3 предложении слово пропасть помогает выразить чувство недовольства, досады или гнева, а эту функцию в нашей речи выполняют междометия, следовательно, в 3 предложении слово пропасть является междометием.
28) Выпишите из текста все частицы.
Но даже нежного и снисходительного отношения к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?
Ответ. Даже в предложении служит для усиления (даже Толстого, т.е. не только обычных людей); ли выражает сомнение (можно ли?), не служит для отрицания. Роль всех этих слов служебная, они вносят различные оттенки значений. Это частицы.
29) К данным существительным подберите существительные со значением «женский пол». Какие из производящих существительных обозначают лиц обоего пола? Существуют ли какие-либо закономерности выбора из множества суффиксов, имеющих значение «женский пол»?
Герой, гость, граф, лев, морж, повар, поэт, сторож, швед, щёголь, сослуживец, проводник, ворчун, певун, плясун, хвастун, библиотекарь, великан, директор, почтальон.
Ответ. 1.Героиня, гостья, графиня, львица, моржиха, повариха (разгов.), поэтесса, сторожиха (разгов.), шведка, щеголиха (разгов.), сослуживица, проводница, ворчунья, певунья, плясунья, хвастунья, библиотекарша (разгов.), великанша (разгов.), директриса (разгов.), почтальонша (разгов.).
2.Слова повар, поэт, сторож, проводник, библиотекарь, директор, почтальон обозначают лиц обоего пола.
30) Чудак сказал: «Непричастные – это все части речи, кроме причастий». В каждой четвёрке слов есть одно лишнее, «непричастное» слово. Найдите и исключите его, объясните почему.
Придумайте сами четвёрку слов, в которой одно было бы «непричастным».
А) бегущий, большущий, поющий, ищущий.
Б) шумящий, хрустящий, настоящий, дрожащий.
В) восторженный, отмененный, обиженный, приобретённый.
Г) проверенный, посеянный, государственный, приклеенный.
Ответ. А) большущий – образовано от прилагательного большой;
В) восторженный – прилагательное, образованное от существительного восторг;
Г) государственный – прилагательное, образованное от слова государство.
31) Сколько причастий можно образовать от глагола читать(ся) максимально и минимально? Образуйте возможные формы. От чего это зависит? Перечислите причины.
Ответ. От одного переходного несовершенного вида глагола «читать» максимально без учета глаголов страдательного залога можно образовать четыре причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный).
Если включить и глаголы страдательного залога, то количество причастий (возвратных) увеличится ещё на две формы (читающийся, читавшийся).
Минимальное количество причастий равняется одному (например, читающий или читающийся).
Количество причастий зависит от ряда причин:
— видовая характеристика глагола;
32) Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).
Ответ. Существительные – змея; прилагательные – белая; глаголы – мчался; причастия – сделанная; деепричастие – играя; наречия – нехотя; числительные – пятая, местоимения – себя; предлоги – благодаря; союзы – хотя.
33) Определите, в форме какого наклонения употреблены глаголы в данных высказываниях. У каких глаголов форма наклонения совпадает с грамматическим значением наклонения, а у каких – нет? Свой ответ поясните.
1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.
2. Не могли бы вы сказать, который час?
3. Попадись мне только! Покричи мне ещё!
4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!
Ответ.
1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.
Дал – форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения; возьми и потеряй – форма повелительного наклонения, значение изъявительного наклонения. возьми и потеряй обозначают здесь непроизвольное, неожиданное действие.
2. Не могли бы вы сказать, который час?
Форма условного наклонения, значение повелительного наклонения.
С помощью условного наклонения выражена вежливая просьба.
3. Попадись мне только! Форма повелительного наклонения выражает значение условного наклонения, это способ воплощения угрозы.
Покричи мне ещё! Форма повелительного наклонения совпадает со значением повелительного наклонения, но передает противоположную семантику: выражает запрет (Не кричи!).
4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!
Ушли – Форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения.
сиди и скучай – Форма повелительного наклонения выражает значение изъявительного наклонения.Формойподчёркивается вынужденная необходимость совершения действия.
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.