Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление
ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 44
197. Выделите основу и окончания (□) в приведенных словах.
198. Выпишите группы однокоренных слов, выделите корень.
Корень «свет»: свет, светлый, светать, освещение;
корень «гор»: гора, горный, горняцкий, предгорье, горнолыжный, горняк;
корень «чист»: чистый, чистота, очищение, чистюля;
корень «бледн»: бледнеть, бледный, бледность.
199. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые суффиксы.
1 )СовестЛИВый, кокетЛИВый, завистЛИВый.
3 )ВолейболИСТ, машинИСТ, пианИСТ, аквалангИСТ.
4 )КаменНый, оконНый, диванНый.
200. Установите, с помощью каких суффиксов образованы слова в словосочетаниях.
Новенький (еньк) пиджачок, заливистый (ист) голосок, металлическая (ич, еск) подставка, бревенчатое (ен, чат) сооружение, серебряный (ян) подстаканник, грушевый (ев) напиток, талантливый (ив) писатель, ласточкино (к, ин) гнездышко.
201. Определите, словообразовательными или словоизменительными являются аффиксы в выделенных словах.
Пусть я прожил немалые годы,
Я мальчишеский пыл берегу, словообразовательными
Я считаю, что цель пешехода — словообразовательными
Спотыкаться на каждом шагу.
Будем жить нашей жизнью давнишней,
Будем радоваться и горевать. словообразовательными
И по-прежнему звезды, как вишни, словообразовательными
За забором вселенной срывать.
202. Обозначьте морфемы в следующих словах.
203. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую — имеющие нулевые окончания.
Не уверена,но вроде будет так:
красивость(мне кажется что такого слова в русском языке вообще нет,но если есть то суффикс ость)-красота(тут извини,честно не знаю..Думаю суффикс )
Наблюдение(ени)-наблюдательность(тель,н,ость мне кажется так)
Что смогла подсказала,а остальное извини
Жила-двумя чертами, белка-одной чертой. Были-двумя чертами, дети-одной. Бельчата-одной чертой, сидели-двумя.
Где подчёркиваешь двумя чертами эта глагол, а где с одной эта существительное.
Приставка ПРИ- пишется:Если обозначает приближение,
например: приехал, примчался, пригнал.Если обозначает присоединение,
например: приклеил, прибил, привинтил.Если обозначает пространственную близость,
например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря,пришкольный ↔ около школы.Если обозначает неполноту совершения действия,
например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить.
Приставка ПРЕ- пишется:Если обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами «очень» и «весьма»),
например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый.Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна),
например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ,преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания.
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Тема: «Морфемика. Словообразование»
Тема: «Морфемика. Словообразование»
Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
I. Введение в тему. Работа с текстом.
а) Запись текста под диктовку.
Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…
Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.
— Объясните постановку знаков препинания в предложении.
— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?
— Объясните написание выделенного слова.
в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.
Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.
План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
II. Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических
Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.
либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).
в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:
1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?
Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;
Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.
г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по
звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.
Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.
IV. Словообразовательный анализ слова.
т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).
Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.
План словообразовательного анализа дан каждому ученику.
Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
V. Повторение понятий о производных и непроизводных основах.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
VI. Повторение понятия словообразовательная пара.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.
VII. Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).
1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
7. Производное слово образуется от исходного.
Проверяем правильность выполнения этого задания.
Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII).
2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.
Теоретический и практический материал
по теме «Морфемика. Словообразование».
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
бессуффиксный – заплывать – заплыв
переход слов рядовой (боец) – рядовой
из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
Порядок морфемного разбора слова.
1. Определить, какой частью речи является слово.
2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
3. Укажите основу слова.
4. Выделите приставки (если есть).
5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
1. Слово является прилагательным.
3. Основа холодноват.
5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»
Порядок словообразовательного разбора.
1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
3. Указать словообразующую морфему.
4. Построить словообразовательную цепочку.
5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных
тем же способом с помощью тех же морфем.
1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
3.Образовано с помощью приставки без— и суффикса –н-.
Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»
Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.
Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.
Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.
Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.
Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.
Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список
ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.
Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.
б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное
средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы
Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.
1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и
дополнительным компонентом значения.
2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
7. Производное слово образуется от исходного.
1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.
К каждому пункту подберите примеры.
2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.
Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,
по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.