Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 44

197. Выделите основу и окончания (□) в приведенных словах.

198. Выпишите группы однокоренных слов, выделите корень.

Корень «свет»: свет, светлый, светать, освещение;

корень «гор»: гора, горный, горняцкий, предгорье, горнолыжный, горняк;

корень «чист»: чистый, чистота, очищение, чистюля;

корень «бледн»: бледнеть, бледный, бледность.

199. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые суффиксы.

1 )СовестЛИВый, кокетЛИВый, завистЛИВый.

3 )ВолейболИСТ, машинИСТ, пианИСТ, аквалангИСТ.

4 )КаменНый, оконНый, диванНый.

200. Установите, с помощью каких суффиксов образованы слова в словосочетаниях.

Новенький (еньк) пиджачок, заливистый (ист) голосок, металлическая (ич, еск) подставка, бревенчатое (ен, чат) сооружение, серебряный (ян) подстаканник, грушевый (ев) напиток, талантливый (ив) писатель, ласточкино (к, ин) гнездышко.

201. Определите, словообразовательными или словоизменительными являются аффиксы в выделенных словах.

Пусть я прожил немалые годы,

Я мальчишеский пыл берегу, словообразовательными

Я считаю, что цель пешехода — словообразовательными

Спотыкаться на каждом шагу.

Будем жить нашей жизнью давнишней,

Будем радоваться и горевать. словообразовательными

И по-прежнему звезды, как вишни, словообразовательными

За забором вселенной срывать.

202. Обозначьте морфемы в следующих словах.

203. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую — имеющие нулевые окончания.

Источник

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Не уверена,но вроде будет так:

красивость(мне кажется что такого слова в русском языке вообще нет,но если есть то суффикс ость)-красота(тут извини,честно не знаю..Думаю суффикс )

Наблюдение(ени)-наблюдательность(тель,н,ость мне кажется так)

Что смогла подсказала,а остальное извини

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Жила-двумя чертами, белка-одной чертой. Были-двумя чертами, дети-одной. Бельчата-одной чертой, сидели-двумя.

Где подчёркиваешь двумя чертами эта глагол, а где с одной эта существительное.

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Приставка ПРИ- пишется:Если обозначает приближение,
например: приехал, примчался, пригнал.Если обозначает присоединение,
например: приклеил, прибил, привинтил.Если обозначает пространственную близость,
например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря,пришкольный ↔ около школы.Если обозначает неполноту совершения действия,
например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить.

Приставка ПРЕ- пишется:Если обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами «очень» и «весьма»),
например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый.Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна),
например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ,преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания.

Источник

Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наре­чий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суф­фикс.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей язы­ка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лек­се­мы.

Сравним:

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов.

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепоч­ка:

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к пред­ме­ту:

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов:

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих про­цесс:

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны гла­го­лы:

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от суще­стви­тель­ных:

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и место­име­ний.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных:

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»


Источник

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Тема: «Морфемика. Словообразование»

Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Смотреть картинку Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Картинка про Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление. Фото Выделите словообразовательные суффиксы в однокоренных словах к чему приводит употребление

Тема: «Морфемика. Словообразование»

Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение урока.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

I. Введение в тему. Работа с текстом.

а) Запись текста под диктовку.

Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка…

Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.

— Объясните постановку знаков препинания в предложении.

— Какое значение привносят суффиксы в слово парень?

— Объясните написание выделенного слова.

в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова.

Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его грамматическое значение.

План морфемного анализа дан каждому ученику в классе.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

II. Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка практических

Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо).

в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя:

1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва?

Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный;

Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.

г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по

звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении).

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.

Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику.

IV. Словообразовательный анализ слова.

т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране интерактивной доски).

Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый.

План словообразовательного анализа дан каждому ученику.

Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

V. Повторение понятий о производных и непроизводных основах.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

VI. Повторение понятия словообразовательная пара.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение.

VII. Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику).

1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

7. Производное слово образуется от исходного.

Проверяем правильность выполнения этого задания.

Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII).

2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Теоретический и практический материал

по теме «Морфемика. Словообразование».

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Способы образования слов

бессуффиксный – заплывать – заплыв

переход слов рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

Порядок морфемного разбора слова.

1. Определить, какой частью речи является слово.

2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.

3. Укажите основу слова.

4. Выделите приставки (если есть).

5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).

1. Слово является прилагательным.

3. Основа холодноват.

5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»

Порядок словообразовательного разбора.

1. Дать толкование лексического значения слова.

2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.

3. Указать словообразующую морфему.

4. Построить словообразовательную цепочку.

5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных

тем же способом с помощью тех же морфем.

1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

3.Образовано с помощью приставки без— и суффикса –н-.

Карточка по теме «Морфемика. Словообразование»

Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня.

Ра(с, сс)овый, ра(с, сс)тилаться, р…стение, ра(с, сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра…плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный.

Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный, примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих словах.

Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно-суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность присоединения приставки и суффикса.

Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их в тетрадь в два столбика.

Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список

ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки.

Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный – заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.

б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и словообразовательное

средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы

Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и

дополнительным компонентом значения.

2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.

4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.

5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.

6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.

7. Производное слово образуется от исходного.

1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

К каждому пункту подберите примеры.

2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить,

по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *