Выпишите слово в котором нет звука ы акция старшина тяжелее живой учиться
9 класс. КИМ Контрольная работа. Входной контроль.
администрации Сургутского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
Контрольная работа состоит из 15 заданий (4 варианта).
На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 60 минут.
Контрольная работа выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 15 заданий. За одно верно выполненное задание учащийся получает 1 балл (всего 15).
Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.
Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты
Морфемика и словообразование. Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
За выполнение контрольной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 6 баллов (от 0 до 6) за выполнение контрольной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 7 и не более 10 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 11 и не более 13 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 14 баллов за выполнение контрольной работы.
администрации Сургутского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
Спецификация заданий для входного контроля по русскому языку.
оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 9 класса с целью установления уровня освоения учащимися 9 классов учебного материала за 5-8 классы. Тесты заданий предлагаемой контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.
Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, ООП ООО МАОУ «Лянторская СОШ№7».
3. Структура КИМ контрольной работы.
Контрольная работа состоит из 15 заданий (4 варианта).
Контрольная работа выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 15 заданий. За одно верно выполненное задание учащийся получает 1 балл (всего 15).
Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.
Содержание и структура контрольной работы (входной контроль) по теме «Изученное в 5-8 классах» дают возможность проверить комплекс умений по темам:
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты
Морфемика и словообразование. Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
В таблице представлено распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Проверяемые умения и виды деятельности
Уметь расставлять знаки препинания в различных случаях пунктуации в простом и сложном предложении
Умение применять знания по орфографии
Умение находить грамматическую основу предложения
Умение производить фонетический анализ слова
Умение производить лексический анализ слова
Умение производить морфемный анализ слова
Умение производить морфологический анализ слова
Умение различать односоставные и двусоставные предложения
Умение определять вид односоставных предложений
Умение находить в предложении обособленные члены
Умение определять вид связи в словосочетании.
Умение находить в тесте изобразительно-выразительные средства.
(1)В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (2)Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.
(4)Журавли летели стройными косяками.(5) Они возвращались из далёких тёплых стран. (6)Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.
В предложении №5 найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
К слову праздни к (предложение №12) подберите антоним. Запишите его.
Среди предложений № 7-12 выписать слова, в которых написание приставки зависит от первого звука корня.
Из предложения№8 выписать слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Из предложений №3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
Из предложений № 9 выписать слова, образованные суффиксальным способом.
Из предложений № 6-8 выписать все предлоги.
Найдите предложение, которое осложнено вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Найдите сложноподчиненные предложения. Напишите их номера.
Выпишите грамматическую основу предложения № 2
Найти односоставное предложение среди предложений №7-12, выпишите его номер.
Найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом среди предложений №1-5. Напишите номера этих предложений.
Укажите количество грамматических основ в предложении №6
Из предложения №5 выпишите словосочетание с подчинительной связью управление.
Укажите средство речевой выразительности в предложении № 10 («глухих кустах», «чудными птицами»)
Прочтите текст и выполните задания.
(1)В субботу утром, еле-еле ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошел в лес за грибами.(2) Нашелся и товарищ, молодой офицер.(3) Он снабдил меня длинной офицерской плащ-палаткой, сам тоже укрылся накидкой с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги.
(4)Небольшая речонка Каширка, огибавшая деревню, разлилась.(5)Пройдя с трудом речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в березовом мелколесье.
Из предложения №4 выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.
Из предложений№4-5 выписать слова, в которых написание приставки зависит от первого звука корня.
Из предложения № 6выпишите слово с проверяемой согласной в корне слова.
Из предложений № 3 выписать слово, образованное путем сложения.
Из предложений № 4-6 выписать страдательное причастие.
Выписать номер предложения с вводным словом.
Выпишите номер сложноподчиненного предложения.
Выпишите грамматическую основу предложения № 6
Найдите односоставное предложение, выпишите его номер.
Среди предложений №4-5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Укажите количество грамматических основ в предложении № 7
Из предложения №8 выписать словосочетание с подчинительной связью примыкание
Укажите средство речевой выразительности в предложении № 6
Прочтите текст и выполните задания.
(1)Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. (2)Утро еще только начиналось, лес спал, птицы молчали.
(3) Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзаясероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца . (4)Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его теплой улыбки оживилась вся природа. (5)Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины.
(6) Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку.(7) Вспомнив, я бросился бегом через поле к речке.
(8)У изогнутого временем старого ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал терпеливо ждать. (9)Конечно, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает.
Из предложения №2 выпишите слово, в котором количество звуков больше, чем букв.
Подберите синоним к слову заалелось (предложение №3)
Из предложения №7 выписать словосочетание с подчинительной связью примыкание
Из предложения№ 5 выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложения №3 выписать слово с непроизносимой согласной в корне.
Из предложения №3 выписать все наречия
Выписать номер предложения с вводным словом.
Указать способ образования слова сжигаемые (предложение №5)
Найдите сложносочиненные предложения. Выпишите номера этих предложений.
Выпишите грамматическую основу предложения № 8
Назовите вид сказуемого в предложении №5 («стали отступать»).
Указать вид местоимения того (предложение №9)
Укажите количество грамматических основ в предложении № 9
Среди предложений №1-2 найдите частицы и выпишите их.
Укажите средство речевой выразительности в предложении № 2
Прочтите текст и выполните задания.
(1) За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. (2)С левой стороны таинственно поблескивала черная вода.(3) Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. (4)И вот тропинка попалась.
(5) Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас.(6) Невдалеке стояла изба лесника.
(7)Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. (8)Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
(9)Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. (10) Необыкновенной красоты озеро окружило нас. (11) Озерные берега, заросшие темно-зелеными дубами и липами, четко отражались в неподвижной воде. (12)Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий.
1. В предложении№6 найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
2. Исходя из контекста, замените слово поблескивала синонимом.
3. Выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.
4. Из предложения №8 выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Выписать 2 слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
6. Укажите способ образования слова необыкновенной (предложение 10)
7. Из предложения№2 выписать словосочетание с подчинительной связью примыкание.
8. Напишите номер сложного предложения, в состав которого входит безличное предложение
9. Найти сложноподчиненные предложения. Выписать их номера
10. Выпишите грамматические основы предложения № 7
11.Из предложения 7 выписать все предлоги.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении № 3
13. Из предложения №11 выписать относительное прилагательное.
14. Укажите номер предложения, которое осложнено причастным оборотом.
15. Укажите номер предложения со сравнением.
Электронный образовательный ресурс «Входной контроль по русскому языку » (Русский язык.9 класс.Тест)
Входной контроль по русскому языку
(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон.
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит.
– (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя.
– (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
(21)Кит, съевший варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни.
– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет.
(27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. «(28)Ну. (29)Джаз? (30)Да. » – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.
(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке. (44)И песня пошла.
Задания 1–6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 1 – 6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику представляется, что джазовая музыка – музыка про него и его собаку?»
1) Герой-рассказчик живо воспринимает джазовые импровизации, переживая их как часть своей жизни.
2) Герой-рассказчик любит джаз и обучает свою собаку джазовым ритмам.
3) Герой-рассказчик сам играет на гитаре, исполняя известные джазовые композиции вместе со своей собакой.
4) Герой-рассказчик не умеет по-настоящему понимать музыку и слышит в ней не то, что есть на самом деле.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улетучиться»
1) усилиться 2) стать лёгким 3) измениться 4) исчезнуть
3. В каком из предложений употреблен фразеологизм?
1) (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
2) ( 12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше.
3) (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает.
4) (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТИКАНЬЕ количество букв и звуков совпадает.
2) В слове ЖЕНЯ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ЭТО два слога.
4) В слове ВСЁ первый звук – [ф].
5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) умер 2) повторить 3) положив 4) творил
6. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) вспомнил 2) извлёк 3) отбывал 4) рассказывал
7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком
страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?
1) варёную 2) интересное 3) конечно 4) решено
Задания 7–14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр
9. Выпишите грамматическую основу предложения 17.
Джаз,(1) конечно,(2) это здорово,(3) но вот загвоздка: я не могу петь один. Только с Китом. Для Кита пение – всё, (4) поэтому я взял его с собой на прослушивание.
Кит, (1) съевший варёную колбасу из холодильника, (2) шагал в чудесном настроении. Сколько песен в нас с ним бушевало, (3) сколько надежд! Но моя радость улетучилась, (4) когда оказалось, (5) что с собаками в Дом культуры нельзя.
Положив трубку, (1) я извлёк из гитары квакающий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, (2) а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. Он знал, (3) как поднять мой ослабевший дух.
Конечно, (1) без слов – зачем нам с Китом слова?
– Андрюха, (2) решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! 3десь, (3) в Доме культуры, (4) есть такая студия.
Выпишите слово в котором нет звука ы акция старшина тяжелее живой учиться
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.
2) Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.
3) В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.
4) В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.
5) Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов..
Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов..
В предложениях 3−9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов..
(3)Забыться было невозможно.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Двоеточие — сигнал разъяснения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов..