Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово
Союзы и союзные слова
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
СОЮЗЫ если, хотя, чтобы, потому что, так как, точно, словно, так что… (не члены предложения, нет логического ударения)
СОЮЗНЫЕ СЛОВА который, кто, какой, чей, откуда, куда, оттого, сколько, зачем, почему… (члены предложения, падает логическое ударение, можно заменить другим словом)
Относительные местоимения и наречия ЧТО, КОГДА, КАК = словно, будто в роли союзов в придаточном времени, условия: Он сказал, что вернется завтра. Когда потеплеет, пойдем гулять. Дуб стоит, как боец.
Относительные местоимения и наречия ЧТО, КОГДА, КАК = каким образом в роли союзных слов в придаточных определительных, изъяснительных: Вспомни, что́ он тебе сказал. Мы спросили, когда́ он вернется. Объясни, ка́к решать эту задачу.
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений. В придаточной части сложноподчиненного предложения союз – средство связи и только. Он не является членом предложения, его можно опустить, переделать в бессоюзное: Потеплеет — пойдем гулять.
Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:
местоимения-существительные (кто, что);
местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
местоименное числительное (сколько).
Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Мы спросили, (когда) он вернется. Смысл изменился, без союзного слова речь идет не о времени, когда вернется, а о том, вернется ли вообще. На союзное слово можно поставить логическое ударение, а на союз – нет. Союзное слово можно заменить наречием или указательным местоимением: Мы спросили, вернется ли он завтра.
ЧТО, КОГДА, КАК в придаточном предложении могут быть и союзами и союзными словами
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП
Подчинительные союзы и союзные слова являются связующим звеном между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют.
Подчинительные союзы
Части сложноподчиненного предложения синтаксически неравноправны. Между ними существует подчинительная связь. Одно предложение является главным, а второе — зависимым.
ОпределениеСложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.
В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза.
Узнаем из таблицы, какие бывают подчинительные союзы в зависимости от смысловых отношений между главной и придаточной частью сложного предложения.
Между частями сложноподчиненного предложения существуют изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.
Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.
Типы подчинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
---|---|---|
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения | Что, чтобы, как и др. |
Временные | Выражают временные отношения | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
Причинные | Выражают причинные отношения | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с… |
Условные | Выражают условные отношения | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
Целевые | Выражают целевые отношения | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. |
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Уступительные | Выражают уступительные отношения | Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др. |
Следственные | Выражают следственные отношения | Так что. |
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
1. изъяснительные (примеры) — что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы
Юра вздрагивал, и ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне жалела, чтобы ночь протянулась как можно дольше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).
2. временные (примеры) — когда, как, едва, лишь, лишь только, как только, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.
Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).
Варенуха чиркнул какую-то закорючку в тетради у женщины и, лишь только дверь за ней захлопнулась, вскрыл квадратик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
3. сравнительные (примеры) — как, будто, словно, точно, как будто, как если бы, подобно тому как и др.
Слезы беспомощности и обиды катились у него по щекам, словно все горести долгих восьмидесяти семи лет отразились на его опечаленном лице (Джек Лондон. Алая чума).
Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).
4. целевые — чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, для того чтобы, лишь бы и пр.
На листах брошюры лежали куски гранита, чтобы они не разлетелись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в неё бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
5. причинные — потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, из-за того что и др.
Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).
Должно быть, молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом, потому что и в её глазах мелькнула вдруг прежняя недоверчивость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Но всё же я не вернулся домой, так как мне было стыдно показаться на глаза близким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
6. условные — если, ежели, если бы, кабы, раз и др.
Но уж раз вы приобрели эти акции, то держитесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).
Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни (Лев Толстой. Война и мир).
7. уступительные — хотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
Вообще его любили, хотя и почитали гордым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
8. следствия — так что
Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А. С. Пушкин. Дубровский).
Но расстояние между телеграфными столбами по этой дороге шестьдесят ярдов, так что высчитать скорость ничего не стоит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).
Рон крепче сжал руль, так что побелели костяшки пальцев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тайная комната).
Союзные слова
В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия называют союзными словами.
В отличие от союзов, слов служебной части речи, они выполняют роль союза и в то же время остаются полноправными членами предложения.
Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одного из этих языков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
Перечислим союзные слова — местоимения:
Примеры предложений с союзными словами — местоимениями
Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).
Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).
А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).
Союзными словами являются местоименные наречия:
Примеры предложений с союзными словами — наречиями
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).
Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).
Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Как отличить союзы от союзных слов
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.
Например:
Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)
Сравним:
Отец догадывался, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
ВажноСоюзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.
Например:
Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло.
Не знаю, зачем он это сделал.
В данных предложениях союзные слова «где» и «зачем» являются обстоятельствами.
СПП. Союз и союзное слово
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Двенадцатое ноября.
Союз и союзное слово
Описание слайда:
Синтаксическая разминка:
Расставьте знаки препинания.
1.Мороз и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг где протекал небольшой ручей который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала пора сеять лён.
Описание слайда:
Проверьте:
1.Мороз, и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала, пора сеять лён.
Описание слайда:
Определение СПП
Такое предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий) и интонации.
Описание слайда:
Строение СПП
[Я рожден], (чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей).
(Чтоб чем-нибудь играть от скуки), [копье стальное взял он в руки].
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
Описание слайда:
Отметьте знаками + или – верно или неверно утверждение:
Описание слайда:
Описание слайда:
Управление – вопросы косвенных падежей
Описание слайда:
Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
1. Аромат фиалки
2. Прочно укрепить
3. Выращивать гладиолусы
4. Махровые гвоздики
5. Запах акации
6. Разбирается в цветах
7. Сиреневый куст
8. Изящные лилии
9. Алые розы
10.Ароматно пахнуть
Описание слайда:
Ответы
Согласование управление примыкание
4,7,8,9 1,3,5,6 2,10
Описание слайда:
Запишите предложения,
сделайте синтаксический разбор.
О судьбе многих декоративных растений можно написать увлекательные повести.
На окне серебряном от инея за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)
Описание слайда:
Синтаксический разбор предложения.
На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространенное, осложнено обособленным определением)
Описание слайда:
Средства передачи смысловых
отношений в сложных предложениях
3. Интонация
1. Союзы
2. Союзные слова
Описание слайда:
«Союзный» дождь
Распределите союзы на две группы:
сочинительные и подчинительные
и
если
пока
так как
зато
что(бы)
едва
то(же)
так что
словно
буд(то)
точно
или
хотя
потому что
(не)смотря на то что
(в)следствие того что
однако
либо
ибо
так(же)
для того что(бы)
Описание слайда:
подчинительные
и
зато
тоже
или
либо
однако
также
ибо
если
пока
потому что
несмотря на то что
так как
для того чтобы
словно
будто
точно
хотя
вследствие того что
чтобы
едва
Описание слайда:
Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?
Описание слайда:
Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!
Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.
Описание слайда:
Совет второй. Уберите!
Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
Описание слайда:
Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
Используйте логическое ударение.
Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.
Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.
Описание слайда:
Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
Он увидел, что на столе стоят розы.
Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.
Он увидел розы, что стояли на столе.
Что можно заменить на которые. А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.
Описание слайда:
Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.
А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.
Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.
Описание слайда:
Описание слайда:
Алгоритм
Найти в предложении грамматические основы.
Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным.
Определить, является ли средство связи членом предложения.
Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.
Описание слайда:
Как различать союзы и союзные слова?
Она сказала, что сестра не вернется к ужину.
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу.
Описание слайда:
Сравни!
Я знаю, что он купил цветы.
Я знаю, что он купил.
Я поинтересовался, когда придет поезд.
Когда мы пришли, поезд ушел.
Описание слайда:
1.Выпишите предложения, где средством связи является союз
2.Выпишите предложения, где средством связи является союзное слово.
Не всё годится, что говорится.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Язык без костей, когда работает на хозяйку и на гостей.
Когда говоришь, хорошенько думай.
Речь без пословицы, как суп без соли.
Так говори, как делаешь.
Описание слайда:
Запомни
Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить.
Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение
Описание слайда:
Разграничение союзов и союзных слов
Описание слайда:
Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Определите главное и придаточное предложения.
Чем связаны главное и придаточное предложение?
Можно ли задать вопрос?
Можно ли исключить из предложения? (Можно ли заменить самостоятельной частью речи?)
Является ли членом предложения?
Описание слайда:
Союзы и союзные слова
Мы знаем, трудно выполнить эту работу.
Не знаю, привлекает меня в этом человеке.
что
что
Описание слайда:
Актуализация знаний.
Синтаксическая разминка.
1)Учёные установили, что индоевропей- ские языки обладают сходным грамма-тическим значением.
2) Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости.
Описание слайда:
1) 1 сущ глагол , (2 что сущ глагол).
Поясняется слово «установили»
2) 1 мест глагол , (2 которая глагол).
Поясняется слово «на дорогу».
Описание слайда:
Описание слайда:
Различие союзов и союзных слов
Описание слайда:
Падает логическое ударение
Описание слайда:
Описание слайда:
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)
Описание слайда:
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1) 2;2) 3;3) 7;4) 17.
2. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочным способом.
3. Из последнего абзаца выпишите союзы.
4. Из седьмого предложения выпишите словосочетание с видом связи «согласование».
5. Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение.
6. Среди предложений 4-10 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
7.Сколько сложных предложений встречается среди предложений 3-10.(Укажите в скобках их номера)
Описание слайда:
Описание слайда:
Самостоятельная работа.
Подготовка к ОГЭ.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
ОТВЕТ:
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
ОТВЕТ
Описание слайда:
Задание 3. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Не дома(1) где мне никто не мешал(2) не в школе(3) где всегда в изобилии(4) приходят посторонние мысли 5) не по дороге домой (6) или из дома (7) когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях (8) а вот именно здесь (9) в тишине закутка (10) ярко и зримо представали передо мной расцвеченные (11) ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и (10) словно бы(11) вина. 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «слова Пушкина», построенное н
Описание слайда:
1)234
2) 1234789
3) 1235789101112
4) 123456789
Описание слайда:
Тест
1.Найдите сложноподчиненные предложения.
A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный
кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
B.Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому
мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
A.Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
B.Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
Описание слайда:
Тест (продолжение)
Укажите среди данных слов союзы:
А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что.
4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного.
A.Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
B.Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.