Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово

Союзы и союзные слова

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
СОЮЗЫ если, хотя, чтобы, потому что, так как, точно, словно, так что… (не члены предложения, нет логического ударения)
СОЮЗНЫЕ СЛОВА который, кто, какой, чей, откуда, куда, оттого, сколько, зачем, почему… (члены предложения, падает логическое ударение, можно заменить другим словом)
Относительные местоимения и наречия ЧТО, КОГДА, КАК = словно, будто в роли союзов в придаточном времени, условия: Он сказал, что вернется завтра. Когда потеплеет, пойдем гулять. Дуб стоит, как боец.
Относительные местоимения и наречия ЧТО, КОГДА, КАК = каким образом в роли союзных слов в придаточных определительных, изъяснительных: Вспомни, что́ он тебе сказал. Мы спросили, когда́ он вернется. Объясни, ка́к решать эту задачу.
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений. В придаточной части сложноподчиненного предложения союз – средство связи и только. Он не является членом предложения, его можно опустить, переделать в бессоюзное: Потеплеет — пойдем гулять.
Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:
местоимения-существительные (кто, что);
местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
местоименное числительное (сколько).
Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Мы спросили, (когда) он вернется. Смысл изменился, без союзного слова речь идет не о времени, когда вернется, а о том, вернется ли вообще. На союзное слово можно поставить логическое ударение, а на союз – нет. Союзное слово можно заменить наречием или указательным местоимением: Мы спросили, вернется ли он завтра.
ЧТО, КОГДА, КАК в придаточном предложении могут быть и союзами и союзными словами

Источник

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они при­со­еди­ня­ют.

Подчинительные союзы

Части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым.

ОпределениеСложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью выра­жа­ет­ся с помо­щью син­так­си­че­ско­го вопро­са, зада­ва­е­мо­го к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, и под­чи­ни­тель­но­го сою­за.

Узнаем из таб­ли­цы, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сою­зы в зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частью слож­но­го пред­ло­же­ния.

Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть картинку Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Картинка про Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово

Между частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния суще­ству­ют изъ­яс­ни­тель­ные, пространственно-временные, причинно-следственные, усту­пи­тель­ные, срав­ни­тель­ные и дру­гие отно­ше­ния.

Необходимыми эле­мен­та­ми в струк­ту­ре слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний явля­ют­ся союз­ные сло­ва и под­чи­ни­тель­ные сою­зы.

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния пояс­не­нияЧто, что­бы, как и др.
ВременныеВыражают вре­мен­ные отно­ше­нияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
ПричинныеВыражают при­чин­ные отно­ше­нияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с…
УсловныеВыражают услов­ные отно­ше­нияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
ЦелевыеВыражают целе­вые отно­ше­нияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отно­ше­нияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отно­ше­нияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
СледственныеВыражают след­ствен­ные отно­ше­нияТак что.

Подчинительные сою­зы делят­ся на сле­ду­ю­щие груп­пы:

1. изъ­яс­ни­тель­ные (при­ме­ры) — что, что­бы, как, как бы, буд­то, буд­то бы

Юра вздра­ги­вал, и ему то и дело мере­щи­лось, буд­то мать аука­ет­ся с ним и куда-то его под­зы­ва­ет (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она про­си­де­ла до само­го све­та, вовсе не была утом­ле­на и внут­ренне жале­ла, что­бы ночь про­тя­ну­лась как мож­но доль­ше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. вре­мен­ные (при­ме­ры) — когда, как, едва, лишь, лишь толь­ко, как толь­ко, пока, пока не, в то вре­мя как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока про­дол­жа­лись эти раз­го­во­ры, насту­пи­ла ночь (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

Варенуха чирк­нул какую-то зако­рюч­ку в тет­ра­ди у жен­щи­ны и, лишь толь­ко дверь за ней захлоп­ну­лась, вскрыл квад­ра­тик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. срав­ни­тель­ные (при­ме­ры) — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, как если бы, подоб­но тому как и др.

Слезы бес­по­мощ­но­сти и оби­ды кати­лись у него по щекам, слов­но все горе­сти дол­гих вось­ми­де­ся­ти семи лет отра­зи­лись на его опе­ча­лен­ном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сво­да­ми ста­ли летать какие-то зву­ки, точ­но просну­лись демо­ны (М. Н. Булгаков. Белая гвар­дия).

4. целе­вые — что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы, для того что­бы, лишь бы и пр.

На листах бро­шю­ры лежа­ли кус­ки гра­ни­та, что­бы они не раз­ле­те­лись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в мину­ту гне­ва, не тре­бо­вал от них роко­вой кни­ги, дабы впи­сать в неё бес­по­лез­ную жало­бу на при­тес­не­ние, гру­бость и неис­прав­ность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. при­чин­ные — пото­му что, отто­го что, так как, посколь­ку, ибо, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в свя­зи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они гово­ри­ли тихо, я не стал при­слу­ши­вать­ся (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, моло­дой чело­век взгля­нул на неё каким-то осо­бен­ным взгля­дом, пото­му что и в её гла­зах мельк­ну­ла вдруг преж­няя недо­вер­чи­вость (Ф. М. Достоевский. Преступление и нака­за­ние).

Но всё же я не вер­нул­ся домой, так как мне было стыд­но пока­зать­ся на гла­за близ­ким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. услов­ные — если, еже­ли, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы при­об­ре­ли эти акции, то дер­жи­тесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, веро­ят­но, дру­гой, еже­ли бы они гово­ри­ли не при зву­ках пес­ни (Лев Толстой. Война и мир).

7. усту­пи­тель­ные — хотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что, невзи­рая на то что

Вообще его люби­ли, хотя и почи­та­ли гор­дым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я про­спал креп­ким сном, несмот­ря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. след­ствия — так что

Веревка была дли­ною почти во всю ком­на­ту, так что один толь­ко про­ти­ву­по­лож­ный угол мог быть без­опас­ным от напа­де­ния страш­но­го зве­ря (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но рас­сто­я­ние меж­ду теле­граф­ны­ми стол­ба­ми по этой доро­ге шесть­де­сят ярдов, так что высчи­тать ско­рость ниче­го не сто­ит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон креп­че сжал руль, так что побе­ле­ли костяш­ки паль­цев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тай­ная ком­на­та).

Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть картинку Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Картинка про Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово

Союзные слова

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии в роли под­чи­ни­тель­ных сою­зов высту­па­ют сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи — место­име­ния и наре­чия. Относительные место­име­ния и отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия назы­ва­ют союз­ны­ми сло­ва­ми.

В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, они выпол­ня­ют роль сою­за и в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

Относительные место­име­нияЧто, кто, какой, кото­рый, каков, чей, сколь­коМестоимённые наре­чияГде, как, когда, куда, отку­да, поче­му

Меня спро­си­ли, кто я такой, спер­ва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одно­го из этих язы­ков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

Перечислим союз­ные сло­ва — место­име­ния:

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

Союзными сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия:

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть картинку Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Картинка про Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово

Подчинительные сою­зы не явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, а слу­жат толь­ко для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных к глав­но­му или дру­го­му при­да­точ­но­му.

Например:

Горько думать, что прой­дет жизнь без горя и без сча­стья, в суе­те днев­ных забот. (И. Бунин.)

Сравним:

Отец дога­ды­вал­ся, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

ВажноСоюзные сло­ва не толь­ко при­креп­ля­ют при­да­точ­ные пред­ло­же­ния к глав­но­му (или дру­го­му при­да­точ­но­му), но и явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­ных пред­ло­же­ний.

Например:

Осенью пти­цы уле­та­ют в такие края, где все­гда теп­ло.

Не знаю, зачем он это сде­лал.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях союз­ные сло­ва «где» и «зачем» явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми.

Источник

СПП. Союз и союзное слово

Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Смотреть картинку Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Картинка про Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово. Фото Я так рад что готов свернуть горы союз или союзное слово

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Двенадцатое ноября.
Союз и союзное слово

Описание слайда:

Синтаксическая разминка:
Расставьте знаки препинания.

1.Мороз и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг где протекал небольшой ручей который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала пора сеять лён.

Описание слайда:

Проверьте:
1.Мороз, и под ногами скрипит снег.
2.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3.Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала, пора сеять лён.

Описание слайда:

Определение СПП
Такое предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий) и интонации.

Описание слайда:

Строение СПП
[Я рожден], (чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей).

(Чтоб чем-нибудь играть от скуки), [копье стальное взял он в руки].

[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].

Описание слайда:

Отметьте знаками + или – верно или неверно утверждение:

Описание слайда:
Описание слайда:

Управление – вопросы косвенных падежей

Описание слайда:

Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
1. Аромат фиалки
2. Прочно укрепить
3. Выращивать гладиолусы
4. Махровые гвоздики
5. Запах акации
6. Разбирается в цветах
7. Сиреневый куст
8. Изящные лилии
9. Алые розы
10.Ароматно пахнуть

Описание слайда:

Ответы
Согласование управление примыкание
4,7,8,9 1,3,5,6 2,10

Описание слайда:

Запишите предложения,
сделайте синтаксический разбор.
О судьбе многих декоративных растений можно написать увлекательные повести.

На окне серебряном от инея за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)

Описание слайда:

Синтаксический разбор предложения.

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.(И. Бунин)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространенное, осложнено обособленным определением)

Описание слайда:

Средства передачи смысловых
отношений в сложных предложениях
3. Интонация
1. Союзы
2. Союзные слова

Описание слайда:

«Союзный» дождь
Распределите союзы на две группы:
сочинительные и подчинительные
и
если
пока
так как
зато
что(бы)
едва
то(же)
так что
словно
буд(то)
точно
или
хотя
потому что
(не)смотря на то что
(в)следствие того что
однако
либо
ибо
так(же)
для того что(бы)

Описание слайда:

подчинительные
и
зато
тоже
или
либо
однако
также
ибо
если
пока
потому что
несмотря на то что
так как
для того чтобы
словно
будто
точно
хотя
вследствие того что
чтобы
едва

Описание слайда:

Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

Описание слайда:

Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!
Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

Описание слайда:

Совет второй. Уберите!
Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Описание слайда:

Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
Используйте логическое ударение.
Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.
Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.

Описание слайда:

Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

Он увидел, что на столе стоят розы.

Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.

Он увидел розы, что стояли на столе.

Что можно заменить на которые. А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

Описание слайда:

Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.
А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.
Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.

Описание слайда:
Описание слайда:

Алгоритм
Найти в предложении грамматические основы.
Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным.
Определить, является ли средство связи членом предложения.
Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.

Описание слайда:

Как различать союзы и союзные слова?
Она сказала, что сестра не вернется к ужину.
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу.

Описание слайда:

Сравни!
Я знаю, что он купил цветы.

Я знаю, что он купил.

Я поинтересовался, когда придет поезд.

Когда мы пришли, поезд ушел.

Описание слайда:

1.Выпишите предложения, где средством связи является союз
2.Выпишите предложения, где средством связи является союзное слово.

Не всё годится, что говорится.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Язык без костей, когда работает на хозяйку и на гостей.
Когда говоришь, хорошенько думай.
Речь без пословицы, как суп без соли.
Так говори, как делаешь.

Описание слайда:

Запомни
Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить.

Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение

Описание слайда:

Разграничение союзов и союзных слов

Описание слайда:

Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Определите главное и придаточное предложения.
Чем связаны главное и придаточное предложение?
Можно ли задать вопрос?
Можно ли исключить из предложения? (Можно ли заменить самостоятельной частью речи?)
Является ли членом предложения?

Описание слайда:

Союзы и союзные слова
Мы знаем, трудно выполнить эту работу.

Не знаю, привлекает меня в этом человеке.
что
что

Описание слайда:

Актуализация знаний.
Синтаксическая разминка.

1)Учёные установили, что индоевропей- ские языки обладают сходным грамма-тическим значением.
2) Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости.

Описание слайда:

1) 1 сущ глагол , (2 что сущ глагол).
Поясняется слово «установили»
2) 1 мест глагол , (2 которая глагол).
Поясняется слово «на дорогу».

Описание слайда:
Описание слайда:

Различие союзов и союзных слов

Описание слайда:

Падает логическое ударение

Описание слайда:
Описание слайда:

Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)

Описание слайда:

1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1) 2;2) 3;3) 7;4) 17.
2. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочным способом.
3. Из последнего абзаца выпишите союзы.
4. Из седьмого предложения выпишите словосочетание с видом связи «согласование».
5. Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение.
6. Среди предложений 4-10 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
7.Сколько сложных предложений встречается среди предложений 3-10.(Укажите в скобках их номера)

Описание слайда:
Описание слайда:

Самостоятельная работа.
Подготовка к ОГЭ.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
ОТВЕТ:

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
ОТВЕТ

Описание слайда:

Задание 3. Пунктуационный анализ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Не дома(1) где мне никто не мешал(2) не в школе(3) где всегда в изобилии(4) приходят посторонние мысли 5) не по дороге домой (6) или из дома (7) когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях (8) а вот именно здесь (9) в тишине закутка (10) ярко и зримо представали передо мной расцвеченные (11) ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13) неожиданных героев.

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ 3.
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и (10) словно бы(11) вина. 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «слова Пушкина», построенное н

Описание слайда:

1)234
2) 1234789
3) 1235789101112
4) 123456789

Описание слайда:

Тест
1.Найдите сложноподчиненные предложения.
A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный
кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.
B.Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому
мальчики долго не могли успокоиться.
Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
A.Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
B.Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.
Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

Описание слайда:

Тест (продолжение)
Укажите среди данных слов союзы:
А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что.

4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного.
A.Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
B.Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.
Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.
Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *