Жихарка что означает это слово

Этимология слова «жихарка». Что значит «жихарка»?

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Слово «жихарь» есть в белорусском языке и означает оно «житель», «обыватель». Жихарка – соответственно маленький житель.

Ещё одно значение – «смельчак, удалец, плясун». Есть такая поговорка: «Жихарь такой, что всех перепляшет».

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня это маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру»

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Говаря «ступай» не прогоняют, в отличие от «уходи».

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

С этим вопросом у меня возникла ассоциация со словом: «открыжить», которое я слышал от бухгалтеров.

Смотрим словарь В.Даля: ОТЧЕКРЫЖИТЬ, отчакрыжить.

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

То есть, что-то грубо отрезать, отрубить, кромсать.

Этимология этого слова неясна. Если посмотреть официальную этимологию, которая во многом базируется на суждениях немца Фасмера, то можно уйти очень далеко от истины.

Также словом «чекрыж» называют короткий обоюдоострым меч типа кортика. Возможно, потому что им удобно резать, наносить удары крест-накрест.

Источник

Жихарка что означает это слово

Баенный жихарь — кар. злой дух, по суеверным представлениям, обитающий в бане.
Домовой жихарь — кар. дух, мифическое существо, обитающее в жилище человека.
Овинный жихарь — Злой дух, по суеверным представлениям, обитающий в овине.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.

Жихарь — русский злой домашний дух. Где он живет в доме — точно неизвестно, но он опасный сосед: при отсутствии матери крадет детей из зыбки, но в ее присутствии сделать это не решается. Обезопасить дитя от жихаря можно лишь положить в зыбку ножницы и веретяной камень, а под зыбку, на пол — старый веник. Если принять такие меры — жихарь бессилен.
Словарь Грушко.

Жихарь, жихарка, жихарко, жихарько, жихоня, жихорко, жихорь, жихорько, жихорюшко — дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

«Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру» (Арх.); «Жил был кот да воробей, да жихарко третей» (Вятск.).

Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «владельцы хозяйства», «зажиточные хозяева») именовали духов-обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы: домового, дворового, овинного, банника. В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко — дворовой; он живет на конюшне и заплетает хвосты лошадям; жихорько — домовой, он «наваливается к худу или к добру» (Арх.).

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).

Жихарь, жихар, жихарка, жихарко, жихарько, жихоня, жихорко, жихорь, жихорько, жихорюшко — дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

«Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру» (Арх.); «Жил-был кот да воробей, да жихарко третей» (Вятск.).

В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко — дворовой; он живет на конюшне и заплетает хвосты лошадям; жихорько — домовой, он «наваливается к худу или к добру» (Арх.).

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).

Баба-яга и жихарь

Русская народная сказка (вариант 1)

Жил кот, воробей да жихарько третей. Кот да воробей пошли дрова рубить и говорят жихарьку: «Домовничай да смотри: ежели придет яга-баба да станет считать ложки, ты ничего не говори, молчи!» — «Ладно», — ответил жихарь. Кот да воробей ушли, а жихарь сел на печь за трубу. Вдруг является яга-баба, берет ложки и считат: «Это — котова ложка, это — воробьева ложка, третья — жихарькова». Жихарь не мог стерпеть, закричал: «Не тронь, яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат2, а помелом следы заметат. Жихарь заревел: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали. Кот начал царапать ягу-бабу, а воробей клевать; отняли жихаря.

На другой день стали опять собираться в лес дрова рубить, заказывают жихарю: «Смотри, ежели будет яга-баба, ничего не говори; мы теперь далеко уйдем». Жихарь только сел за трубу на печь, яга-баба опять явилась, начала считать ложки: «Это — котова ложка, это — воробьева ложка, это — жихарькова». Жихарько не мог утерпеть, заревел: «Не тронь, яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила жихаря, потащила, а жихарь ревет: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали; кот царапать, воробей клевать ягу-бабу! Отняли жихаря, ушли домой.

На третий день собрались в лес дрова рубить, говорят жихарю: «Смотри, ежели придет яга-баба — молчи; мы теперь далеко уйдем». Кот да воробей ушли, а жихарь третей уселся за трубу на печь; вдруг опять яга-баба берет ложки и считат: «Это — котова ложка, это — воробьева ложка, третья — жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба вдругорядь считат: «Это — котова ложка, это — воробьева, это — жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба в третий раз считат: «Это — котова ложка, это — воробьева ложка, третья — жихарькова». Жихарько не мог стерпеть, забазлал3: «Не тронь, курва, мою ложку». Яга-баба схватила жихаря, потащила. Жихарь кричит: «Кот, беги! Воробей, лети!» Братья его не слышат.

Притащила яга-баба жихаря домой, посадила в голбец4, сама затопила печку, говорит большой дочери: «Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне жихарька». — «Ладно!» — та говорит. Печка истопилась, девка велит выходить жихарю. Жихарь вышел. «Ложись на ладку5!» — говорит опять девка. Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок6. Девка говорит: «Не так, не так!» Жихарь бает: «А как? Ну-ка поучи». Девка легла в ладку. Жихарь не оробел, схватил ухват, да и пихнул в печь ладку с ягишниной дочерью, сам ушел опять в голбец, сидит — дожидатся ягой-бабы. Вдруг яга-баба прибежала и говорит: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» А жихарь ей в ответ: «Покатайся, поваляйся на дочерниных косточках!»

Яга-баба спохватилась, посмотрела: дочь ее изжарена, и заревела: «А, ты, мошенник, постой! Не увернешься!» Приказыват середней дочери изжарить жихарька, сама уехала. Середня дочь истопила печку, велит выходить жихарьку. Жихарь вышел, лег в ладку, одну ногу уставил в потолок, другу в наволок. Девка говорит: «Не так, не так!» — «А поучи: как?» Девка легла в ладку. Жихарь взял да и пихнул ее в печь, сам ушел в голбец, сидит там. Вдруг яга-баба: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» Он в ответ: «Поваляйся, покатайся на дочерниных косточках!» Ягишна взбесилась: «Э, постой, — говорит, — не увернешься!» Приказывает молодой дочери изжарить его. Не тут-то было, жихарь и эту изжарил!.

Яга-баба пуще рассердилась: «Погоди, — говорит, — у меня не увернешься!» Истопила печь, кричит: «Выходи, жихарько! Ложись вот на ладку». Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок, не уходит в чело7. Яга-баба говорит: «Не так, не так!» А жихарь будто не знат. «Я, — говорит, — не знаю, поучи сама!» Яга-баба тотчас поджалась и легла в ладку. Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь; сам ступай домой, прибежал, сказыват братьям: «Вот чего я сделал с ягой-бабой!»

Баба-яга и жихарь

(вариант 2)

В одной семье было три брата: большего прозывали Бараном, середнего Козлом, а меньшего звали Чуфиль-Филюшка1. Вот однажды все они трое пошли в лес, а в лесу жил караульщиком родной их дедушка. У этого дедушки Баран да Козел оставили своего родного брата Чуфиль-Филюшку, а сами пошли в лес на охоту. Филюшке была и воля и доля: дедушка был стар и большой недогад, а Филюшка тороват. Захотелось ему съесть яблочко; он отвернулся2 от дедушки да в сад, и залез на яблонь. Вдруг откуда ни взялась яга-бура в железной ступе с пехтилем3 в руке; прискакала к яблоне и сказала: «Здорово, Филюшка! Зачем туда залез?» — «Да вот яблочко сорвать», — сказал Филюшка. «На-ка, родимый, тебе моего яблочка». — «Это гнилое», — сказал Филюшка. «На вот другое!» — «А это червивое». — «Ну, будет тебе дурачиться, Филюшка! А ты вот возьми-ка у меня яблочко-то из ручки в ручку». Он протянул руку. Яга-бура как схватит его, посадила в ступу и поскакала по кустам, по лесам, по оврагам, борзо погоняет ступу пехтилем.

Тут Филюшка, опомнившись, начал кричать: «Козел, Баран! Бежите скорей! Меня яга утащила за те горы за крутые, за те леса за темные, за те степи за гусиновые». Козел и Баран отдыхали тогда; один лежал на земле, вот ему и слышится — кричит кто-то. «Прислонись-ка ты к земле!» — говорит лежачий сидячему. «Ой, это кричит наш Филюшка!» Пустились они бежать, бежали-бежали и догнали ягу-буру, отбили Филюшку и привезли к дедушке, а дедушка с ума по нем сошел! Вот приказали они дедушке смотреть за Филюшкой, а сами ушли. Филюшка по прежней уловке опять залез на яблонь; только залез, а яга-бура опять перед ним и дает ему яблочко. «Нет, не обманешь меня, злодейка!» — сказал Филюшка. «Да ты, Филюшка, хоть поймай у меня яблочко; я тебе брошу». — «Хорошо, кидай!» Яга нарочно кинула ему яблочко пониже; он потянулся за яблочком, хотел было схватить — вдруг хвать его за руку яга-бура и помчала без памяти опять по горам, по долам и по темным лесам; притащила его в свой дом, вымыла, выхолила и посадила в коник.

Вот поутру собирается яга идти в лес и приказывает своей дочери: «Ну, дочка моя, истопи печь жарко-нажарко и зажарь мне Чуфиль-Филюшку к ужоткому4!» — а сама ушла на добычу. Дочь истопила жарко печку, взяла связала Филюшку и положила на лопату, и только хочет пихнуть его в печку — он упрет да и упрет в чело ногами. «Ты не так, Филюшка!» — сказала дочь яги-бурой. «Да как же? — говорит Филюшка. — Я не умею». — «Вот как, пусти-ка, я тебя научу!» — и легла на лопату, как надо, а Чуфиль-Филюшка был малый не промах: как вдруг сунет ее в печь и закрыл заслоном крепко-накрепко.

Прошло не больше как часа два-три, Филюшка учуял, что запахло жареным, отслонил заслонку и вынул дочь яги-бурой изжаренную, помазал ее маслом, прикрыл на сковороде полотенцем и положил в коник; а сам ушел на потолок да взял с собою будничный пехтиль и ступу яги-бурой. Вот перед вечером приходит яга-бура, прямо сунулась в коник и вытащила жаркое; поела все, собрала все кости, разложила их на земле рядом и начала по ним кататься, а про дочь и не встрянётся5 — думает, что она в другой избе шерсть прядет. Вот яга, катаючись, приговаривает: «Любезная моя дочь! Выйди ко мне и покатайся со мною на Филюшкиных косточках!» А Филюшка с потолка кричит: «Покатайся, мать, поваляйся, мать, на дочерниных косточках!» — «А, ты там, разбойник? Постой же, я тебе задам!» — заскрипела зубами, застучала ногами и лезет на потолок. Чуфилюшка не испугался, схватил пехтиль и со всего маху ударил ее по лбу: яга лишь брыкнула наземь.

Тут Филюшка залез на крышу; увидал, что летят гуси, он и кричит им: «Дайте мне по перышку, я сделаю себе крылышки». Они дали ему по перышку; он и полетел домой. А дома его уж давным-давно за упокой поминают; потом, как увидали его, все несказанно обрадовались и вместо упокойной затеяли превеселую гульбу и стали себе жить-поживать да больше добра наживать.

Источник

Жихарь

Когда-то в детстве читала сказку про Жихарку, который обдкрил бабу Ягу или ведьму. Заинтересовало меня это имя.

Жихарько — дух домашнего очага русских, преимущественно в северных губерниях (Олонецкой). Ж. — маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Если принять эти меры предосторожности, жихарь оказывается бессилен.

Жихарь
мифол. в славянской мифологии злой дух, крадущий младенцев, если мать отлучилась от колыбели

Фамилия Жихаревич образована от прозвища Жихарь. Оно ведет свое начало от аналогичного нарицательного, жихарем в старину называли удалого, смелого молодца, а также лихого плясуна. Соответственно, прозвище Жихарь содержало указание либо на черты характера основателя фамилии (храбрость, бесстрашность), либо на его способности, таланты (умение танцевать).

Кроме того, слово «жихарь» имело также значение «крестьянин, живущий обособленно, на пустоши». В таком случае прозвище Жихарь отражало как род деятельности, так и особенности места жительства предка.

Также Жихарем в старину именовали домоседа, то есть человека, который предпочитает проводить свободное время дома.

В «Ономастиконе» академика С.Б. Веселовского записаны родственные именования: Жихарь Василий Долматович, великокняжеский дьяк (1475 г.), Жихарь Семенович Кисловский (конец XV в.), а также Иван Андреевич Жихарь Белеутов (первая половина XVI в). Жихарь, со временем получил фамилию Жихаревич.

Источник

Жихарка

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это словоСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Смотреть что такое «Жихарка» в других словарях:

Жихарка (мультфильм — Жихарка (мультфильм, 2006) У этого термина существуют и другие значения, см. Жихарка. Жихарка Тип мультфильма рисованный, перекладки Режиссёр Олег Ужинов … Википедия

Жихарка (мультфильм, 2006) — У этого термина существуют и другие значения, см. Жихарка. Жихарка Тип мультфильма рисованный, перекладки Режиссёр Олег Ужинов … Википедия

Гора самоцветов — Логотип сериала‎ «Гора самоцветов» мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов. Он состоит из 54 серий продолжительностью по 13 минут каждая (таким образом общая продолжительность сериала составляет более 11 часов). Серии… … Википедия

«Гора Самоцветов» — Логотип сериала‎ Гора самоцветов мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов, живущих на территории России. Он состоит из 52 серий продолжительностью по 13 минут каждая (таким образом общая продолжительность сериала составляет… … Википедия

Пилот (мультипликационная студия) — Логотип студии Пилот У этого термина существуют и другие значения, см. Пилот (значения). «Пилот» московская мультипликационная студия. Первая негосударственная студия в бывшем СССР. Основана в … Википедия

Ливанов, Василий Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ливанов. Василий Ливанов Василий Ливанов в 2006 году … Википедия

Бардин, Гарри Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бардин. Гарри Бардин Гарри Яковлевич Бардин Имя при рождении: Гарри Яковлевич Барденштейн Дата рождения: 11 сентября 1941( … Википедия

Ахеджакова, Лия Меджидовна — Лия Ахеджакова На премьере фильма Generation П Имя при рождении: Лия Меджидовна Ахеджакова … Википедия

Бабай — У этого термина существуют и другие значения, см. Бабай (значения). Бабай бабайка Бабай … Википедия

Фильчиков, Борис Павлович — Фильчиков Борис Павлович Дата рождения: 3 августа 1918 … Википедия

Источник

Фонетический разбор слова «жихарка»

Жихарка (мультфильм, 2006)

У этого термина существуют и другие значения, см. Жихарка. Тип мультфильма Жанр Режиссёр Автор сценария Художник-постановщик Роли озвучивали Студия Страна Язык Длительность Премьера IMDb Аниматор.ру

Жихарка
изображение Лисы
рисованный, перекладки
сказка
Олег Ужинов
Олег Ужинов, Елена Ужинова
Елена Ужинова
Екатерина Кудрявцева, Михаил Березовой, Анатолий Лобоцкий, Ольга Гусилетова, Олег Ужинов
«Пилот»
Россия
русский9 мин. 42 сек.2006ID 1063671ID 6896

Мультфильм входит в цикл «Гора самоцветов». В начале мультфильма — пластилиновая заставка «Мы живём в России — Урал».

Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля «Суздаль-2007».

Сюжет

Жили-были кузнецы Кот и Воробей. И жила у них маленькая девочка Жихарка. Всем она была хороша, но уж шибко любила баловаться и не слушаться. Отправились как-то раз Кот и Воробей на ярмарку, и в это время Жихарку похитила хитрая Лиса, чтобы съесть. Однако, не тут-то было. Хитра лисица, но Жихарка настолько непоседлива, непосредственна и наивна, что съесть её ну никак не получается.

Создатели

Музыка

В фильме использованы записи верховажских гармонистов Виталия Пашова, Василия Федяевского, Леонида Шемелина, сделанные в фольклорных экспедициях Государственного республиканского центра русского фольклора и Центра русской традиционной культуры «Высокуша».

Мифология

В сказке упоминается мифологический персонаж — Бабайка (Бабай), который пугает маленькую девочку.

Награды и фестивали

Из заключения детского жюри: «Жихарка» — замечательный и весёлый фильм, он наполнен удивительными и интересными событиями. Мы считаем, что графика фильма чрезвычайно интересна, мы никогда не видели подобного. Идея превратить сказку в мультфильм — замечательна[4].

Жихарка (мультфильм это:

Жихарка (мультфильм, 2006)

У этого термина существуют и другие значения, см. Жихарка. Тип мультфильма Режиссёр Автор сценария Роли озвучивали Студия Страна Время Премьера Аниматор.ру

Жихарка
рисованный, перекладки
Олег Ужинов
Олег Ужинов, Елена Ужинова
Олег Ужинов, Ольга Гусилетова, Анатолий Лобоцкий, Михаил Березовой, Екатерина Кудрявцева
«Пилот»
Россия
9 мин. 42 сек.
2006
ID 6896

— мультфильм, созданный на студии «Пилот» в 2006. По мотивам уральских сказок. Из серии: «Гора самоцветов».

Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля «Суздаль-2007». Мультфильм создан в технике «перекладок».

Сюжет

Жили-были кузнецы Кот и Воробей. И жила у них маленькая хорошенькая девочка Жихарка. Всем она была хороша, но уж шибко любила баловаться и не слушаться. Отправились как-то раз Кот и Воробей на ярмарку, и в это время Жихарку похитила хитрая Лиса, чтобы съесть. Однако, не тут-то было. Хитра лисица, но Жихарка настолько непоседлива, непосредственна и наивна, что съесть её ну никак не получается…

Мифология

В сказке упоминается мифологический персонаж — Бабайка (Бабай).

Ссылки

Посмотреть мультфильм на YouTube.com

Мультфильмы «Гора Самоцветов»

,
Валентин Телегин
| Как пан конём был | Толкование сновидений |

| Жадная мельничиха (мультфильм, 2004) |

| Как обманули змея | Ворон-обманщик | Похождения Лиса |

| Лиса-сирота | Шейдулла-лентяй
(вместе с Р. Шарафутдиновым)
| Большой петух | Рогатый хан |

| Про барана и козла | Непослушный медвежонок | Гордый мыш | Про Василия Блаженного |

| Про Ивана-дурака | Мальчик с пальчик
(вместе с И. Волчеком)
|

| Умная дочка | Не скажу | Заяц-слуга | Солдатская песня |

|
Жихарка |
Наталия Чернышева

| Лис и дрозд | Про Степана-кузнеца |

| Сердце зверя | Про собаку Розку |

| Шиш | Медвежьи истории | Козья хатка |

| Куйгорож | Егорий Храбрый |

| Ну вот ещё | Лягушка и муравьи |

| Как помирились Солнце и Луна |

,
Зоя Трофимова
| Никита Кожемяка |

Wikimedia Foundation. 2010.

Мультфильм Жихарка

По сказочному лесу летит в ступе Баба-Яга, она спешит поделиться новостью с модницей Лисой, которая примеряет в своем доме шляпки. Заинтригованная невнятным рассказом плутовка спешит к указанному Бабой-Ягой домику, где Кот и Петух укладывают спать маленького мальчика.

Наутро Лиса снова подкрадывается к дому. Ласковым голоском она спрашивает, где хозяева. Малыш, оставшийся дома один, доверчиво распахивает окно и сообщает, что теперь они все вместе тут живут. Он даже нарисовал Кота и Петуха на ставнях и придумал им фамилии – Петров и Егоров. Самого мальчика зовут Жихарка. Он без дела тоже не сидит – подметает пол. Лиса уговаривает мальчика пойти с ней. Но тут возвращаются Кот и Петух и прогоняют вертихвостку. Они строго-настрого наказывают Жихарке не открывать Лисе дверь и снова уходят в лес за дровами.

Лиса намерена выманить мальчика из дома и похитить его. Жихарка в это время напек целую гору блинов. Один блин уносят птички, другим Жихарка угощает прибежавшего Зайца. Но того подкарауливает снаружи Лиса, она заставляет перепуганного Зайца сказать мальчику, что распускаются ландыши, а сама начинает звонить в колокольчик. Любопытный Жихарка видит цветы, а звон колокольчика увлекает его все дальше в лес. Обманщица Лиса хватает мальчика и тащит его к себе. Ее догоняет Баба-Яга, она мечтает зажарить и съесть Жихарку. А Лиса собирается заставить мальчика рассказывать сказки, рисовать ее портрет, придумать фамилию, печь для нее блины.

Коту и Петуху сообщают о пропаже Жихарки. Они спешат на помощь. В домике у Лисы плачет опечаленный маленький пленник, а Баба-Яга никак не может решить: чистить или не чистить сковородку? Жихарка опрокидывает баночки с краской, из появившихся на столе луж он малюет портрет своей злобной похитительницы. В это время Лиса, выкрикивая фамилии Петров и Егоров, заманивает Кота и Петуха в густой туман.

Баба-Яга усаживает Жихарку на сковородку и пытается впихнуть его в печь. Мальчик упирается, растопырив руки и ноги в разные стороны. Баба-Яга сама устраивается на сковородке, чтобы показать, как надо сидеть. Жихарка тут же сует сковороду в печь и зарывает ее заслонкой. Возвращается Лиса, видит свой портрет, спрашивает, придумал ли Жихарка ей фамилию. Смышленый мальчик говорит, что Баба-Яга залезла в печь, чтобы высушить там новую фамилию. Обеспокоенная Лиса заглядывает в печь и тоже оказывается запертой внутри. Тут прибегают Кот и Петух и спасают своего маленького дружочка. Лиса и Баба-Яга вылезают из печки через трубу, грустные они сидят на крыше, в руках у них пустая сковородка.

Жихарка в сказках- это он или она?

Смотрю мультфильм и понимаю, что в нем Жихарка- это девочка. Я всю жизнь считала, что это мальчик)

Lemmi

Всегда считала Жихарку мальчиком, потому что с детства помню книжку с его изображением.

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Да и кучу остальных обложек этой сказки пересмотрела — никакого упоминания о девочке. Задумалась над этим лишь тогда, когда в сети скачала дочке мультфильм, который вы выложили в своем вопросе. И была очень удивлена. Но посмотрев его я поняла, что мультик снят немного на современный лад, он отличается от оригинала. Поэтому вполне вероятно, что авторы захотели сменить пол персонажа.

Клодия

В сказках по разному, «Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка — Жихарка.», «… да маленький человечек — Жихарка»

Я так думаю это от слова жихарь, или в значении домового, или в значении домоседа.

Елена д

Судя по всему, тут возможны варианты, поскольку в разных источниках половая принадлежность персонажа по имени «Жихарка» определяется по-разному — вот этимология данного слова:

Тем не менее, авторы мультипликационного фильма решили назвать «Жихаркой» смышлёную и находчивую девочку.

Похоже на то, что вариант с девочкой — это просто воля авторов мультфильма.

Kos-av

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (С сайта https://rasskajem.ru)

Жихарь кто это из сказки

Баенный жихарь — кар. злой дух, по суеверным представлениям, обитающий в бане. Домовой жихарь — кар. дух, мифическое существо, обитающее в жилище человека. Овинный жихарь — Злой дух, по суеверным представлениям, обитающий в овине. Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.

Жихарь — русский злой домашний дух. Где он живет в доме — точно неизвестно, но он опасный сосед: при отсутствии матери крадет детей из зыбки, но в ее присутствии сделать это не решается. Обезопасить дитя от жихаря можно лишь положить в зыбку ножницы и веретяной камень, а под зыбку, на пол — старый веник. Если принять такие меры — жихарь бессилен. Словарь Грушко.

Жихарь, жихарка, жихарко, жихарько, жихоня, жихорко, жихорь, жихорько, жихорюшко — дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

«Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру» (Арх.); «Жил был кот да воробей, да жихарко третей» (Вятск.).

Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «владельцы хозяйства», «зажиточные хозяева») именовали духов-обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы: домового, дворового, овинного, банника. В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко — дворовой; он живет на конюшне и заплетает хвосты лошадям; жихорько — домовой, он «наваливается к худу или к добру» (Арх.).

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).

Жихарь, жихар, жихарка, жихарко, жихарько, жихоня, жихорко, жихорь, жихорько, жихорюшко

— дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек.

«Жихорько, говорят, давил меня сегодня ночью, а спрашивали, к худу али к добру» (Арх.); «Жил-был кот да воробей, да жихарко третей» (Вятск.).

В Архангельской губернии жихорюшко-баталушко — дворовой; он живет на конюшне и заплетает хвосты лошадям; жихорько — домовой, он «наваливается к худу или к добру» (Арх.).

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко — маленький человечек. Образ его, видимо, соотнесен с образом домового духа и служит «выражением домашности, любви, привязанности к дому» (Вятск., Свердл.).

Что значит имя Жихарь? Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Сергей смолицкий

В словаре Даля: Жихарь м. пск. смол. житель, обыватель. Новг. домохозяин, зажиточный хозяин. Твер. старожил, коренной житель. Пск. твер. постоялец; пск. твер. крестьянин, живущий один, на пустоши. Ряз. лихой малый, удалой, плясун, разбитной парень; насмешник и обидчик. олон. постен, суседко, дедушка или домовой. Жихарить ряз. быть лихим, удалым, молодцевать.

Так что раньше значение этого слова было намного шире, чем только прозвище домового. Но если говорить в общем, то корень его восходит к слову «жить».

***Сана***

Жихарь Жихарь (жихоня) — в славянской мифологии дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср. : жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов — обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. (домового, дворового, овинного, банника) Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня — маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру» ( в Арх. обл. )

Молодец

Жuхарь — удалой, смелый молодец, лихой плясун. ‘Жихарь такой, что всех перепляшет’, говорили о нем

Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср. : жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов

Этимология слова «жихарка». Что значит «жихарка»?

Слово «жихарь» есть в белорусском языке и означает оно «житель», «обыватель». Жихарка – соответственно маленький житель.
Ещё одно значение – «смельчак, удалец, плясун». Есть такая поговорка: «Жихарь такой, что всех перепляшет».

В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня это маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру»

Слова «кара» и «наказание» вроде бы сходны между собой, но имеют разное значение.

Рассмотрим слово «кара», происходит от слова «карать», а «наказание», происходит от слова «наказ».

Если же дело происходит в суде, то изначально провинившегося человека наказывает суд, вынося ему приговор, т.е. карает его лишением свободы или условным сроком.

скверный, недостойный, гадкий человек Происходит от прил. поганый, из общеслав., ср.: др.-русск. поганъ «языческий», ст.-слав. поганъ (др.-греч. βάρβαρος, δήμιος, ἔθνος), поганыни «язычница», русск. поганый, укр. пога́ний «плохой», болг. пога́нец «язычник, нечестивец», сербск. по̀ган «нечистый», словенск. роgа̑n — то же, чешск., словацк. pohan «язычник», др.-польск. роgаn, польск. poganin, в.-луж. роhаn — то же. Из слав. происходят лит. pagõnas, латышск. pagãns «язычник», др.-прусск. вин. мн. роgаnаns. Стар. заимств. из лат. pāgānus «сельский, языческий»: pāgus «округ». Ввиду отличия в знач. и географического распространения посредство нов.-греч. παγανός «мужицкий» невероятно. Отсюда произведено пога́нить, которое вряд ли имеет что-либо общее с польск. ganić «хулить, осуждать», чешск. hanit.

С этим вопросом у меня возникла ассоциация со словом: «открыжить», которое я слышал от бухгалтеров.

Смотрим словарь В.Даля: ОТЧЕКРЫЖИТЬ, отчакрыжить.

То есть, что-то грубо отрезать, отрубить, кромсать.

Этимология этого слова неясна. Если посмотреть официальную этимологию, которая во многом базируется на суждениях немца Фасмера, то можно уйти очень далеко от истины.

Также словом «чекрыж» называют короткий обоюдоострым меч типа кортика. Возможно, потому что им удобно резать, наносить удары крест-накрест.

Где ставить ударение в слове Жихарка?

А что это значит на беларуском? — 5 лет назад
Граф

Жихаркой славяне называли домового, маленького сказочного человечка, живущего на одном месте, в одном и том же доме. В словаре Даля встречается слово «жихарь«, которым крестьяне Московской, Псковской и Смоленской губерний называли жителя, обывателя. Ударение в данном случае ставилось на букву «и». Слово «жИхарить» у жителей Рязанщины означало быть удалым, молодцеватым.

К тому же все три понятия имеют общее происхождение, и берут своё начало от слова «жизнь». Таким образом, скорее всего будет правильным, в слове «Жихарка» ставить ударение на первом слоге.

Жихарка что означает это слово. Смотреть фото Жихарка что означает это слово. Смотреть картинку Жихарка что означает это слово. Картинка про Жихарка что означает это слово. Фото Жихарка что означает это слово

Rogneda

Многими детьми любима и по сей день русская народная сказка Жихарка, в которой хитроумная лиса проведала про то, что волшебный человечек с этим именем живет за хозяина в избушке с котом и петушком. Она приходила под окошко и вызывала Жихарку различными песенками выглянуть, а сама цап-царап… уносила его из дома. А верный друг кот спасал Жихарку из лап коварной лисицы.

Имя собственное Жихарка правильно произнесем с ударным первым слогом.

Владсандрович

Слово я это знал, но редко слышал, поэтому сразу не определил, где ставится ударение. Однако по нормам, должно оно ставится на первый слог. Об это сигнаолизирует и википедия и всевозможные словари русского языка.

Людвиго

Слово жихарка происходит от слова жить, раньше так назывался домовой, дух, обитающий в жилище людей. Ударение падает на первый слог, однако я слышала и постановку ударения на второй слог. Скорее всего, сейчас эти варианты равноправны, но все-таки предпочтительнее ставить ударение на первый слог.

Maria muzja

Правильным удареним, будет ударение на первый слог, на гласную «и», «жИхарка».

Слово «жихарка», произошло от слова «жихарь», тоже с удареним на первый слог, «жИхарь».

Слово «жихарка» — это существительное женского рода, в этом слове семь букв и три слога.

Напримерь корнем в слове «жихарь», будет «жихарь», и это имя собственное, одушевленное.

Вообще это имя, насколько я знаю. Ударение — на первый слог.

В 2006г. вышел одноимённый мультфильм. Жена «разведала» его совсем недавно, я скачал, и теперь смотрим и веселимся всей семьёй.

P.S. Могу поделиться торрент-файлом.

Жихарь

(славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме в каждом семействе.

От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корма, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *