Аутоагрессия что это у детей
Аутоагрессия у ребенка
Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.
Общие сведения
Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.
Причины аутоагрессии у ребенка
Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:
Патогенез
Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.
Классификация
Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:
Симптомы агрессии у ребенка
Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.
Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.
Осложнения
Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.
Диагностика
Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:
Лечение аутоагрессии у ребенка
Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:
Прогноз и профилактика
Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода
Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода
Детская аутоагрессия – причины и пути выхода
Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией, то есть агрессией, которая направлена на себя самого.
Детская аутоагрессия – не редкость
Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль. Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве. Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.
Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами, лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.
Еще одна причина – тяжелое детство. Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.
Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) — явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства, где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного —ребенок начинает думать: «Я — никто, и желания мои — пустяк». Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и «давят» учителя.
Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве, уже будучи взрослыми.
Аутогрессия — злость не по адресу
Итак,основная причина аутоагрессии — неумение выражать свою злость по адресу.Способов это сформировать может быть множество: ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке. Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли.Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений: их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.
В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. «Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает», — часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги,и вот здесь наступает критический момент: либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы «Я умру, а вы все пожалеете», попытки самоубийства — все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.
Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.
Отличия от манипуляции
Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса — прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль «умру, и всем будет только лучше» — признак аутоагрессивного поведения. Склонность к аутоагресии развивается с детства, но механизм ее не так прост, как кажется.Часто его объясняют так: «Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя».Но возникает вопрос: «Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого,начинают самобичевание: бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты. Такой концерт — чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет.
Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией?
Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.
В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред.
В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.
Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии, то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/
Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции.Не стоит задавать вопросы: «Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?». Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы,не боясь не угадать: «Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься». В какой-то момент ребенок скажет «да» и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды,нельзя говорить: «Ничего страшного, тебе не больно». Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат,и думает: «если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой». Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.
ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде, можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное — научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.
Гуашь, газета, гвозди и драка
ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено — попадает в цель всегда самый злой. Главное — обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать).
Слушай и ищи глагол
«Я ВСЕХ ПОРВУ». Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций. Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.
Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.
Консультация для родителей «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку» Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние.
Консультация для родителей «Причины дорожно-транспортных происшествий» Причины дорожно-транспортных происшествий 1 Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. 2 Выход на.
Консультация для родителей «Причины и меры предупреждения плохого поведения ребёнка» Причины и меры предупреждения плохого поведения. Иногда, дети ведут себя совсем не так, как хотелось бы нам – взрослым. Но всем капризам.
Материалы к утреннику 8 Марта. Песня-переделка «Добрый жук» для выхода и сценка МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УТРЕННИКА 8 МАРТА ВАРИАНТ ВЫХОДА ДЕТЕЙ Под – минусовку «ДОБРЫЙ ЖУК» (из к/ф «Золушка») 1 куплет: ВЫХОД: в зал боковым.
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.
Причины логопедических нарушений у современных дошкольников Воспитатели дошкольных учреждений бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Каковы же причины такой.
Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением.
Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать.
Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать? Вы стали замечать, что у вашего ребенка появились трудности в произношении звуков и слогов, с которыми раньше не было никаких проблем? Малыш.
Аутоагрессия у ребенка
Аутоагрессивное поведение у детей встречается все чаще. Психологи связывают это явление с отсутствием гармоничного общения в семье. Повышенный тон, скандалы, наказания могут привести к возникновению аутоагрессии у ребенка, который видит в этом способ справиться с пугающей неспокойной обстановкой. Оставлять такую проблему без внимания нельзя.
В этой статье мы подробно поговорим о признаках детской аутоагрессии, ее причинах и методах коррекции.
Что такое детская аутоагрессия?
Детская аутоагрессия – это форма поведения, которая направлена на причинение вреда самому себе. Самообвинение, самоунижение, жестокое обращение с собой, нанесение физической боли и увечий, ограничение потребления пищи и воды, попытки самоубийства, увлечение экстремальными видами спорта – все это проявления аутоагрессии. Маленькие дети могут биться головой об стены, кусать и чесать себя, а подростки отказываются есть, общаться, рискуют жизнью. В большинстве случаев такие симптомы требуют вмешательства специалиста.
Причины аутоагрессивных действий
Чаще всего аутодеструктивное поведение формируется у ребенка, который растет в неблагополучной семье. В подростковом возрасте ключевыми факторами становятся конфликты со сверстниками, педагогами, родителями.
Причинами расстройства могут стать:
Как классифицируют аутоагрессию психологи
В психотерапии встречаются два вида аутоагрессивного поведения:
физическая агрессия (присуща больше мальчикам, сопровождается нанесением себе телесных повреждений и физического вреда);
вербальная агрессия (психологическое наказание, которое проявляется словесно – ребенок придумывает себе обидные прозвища, ругает и обвиняет себя).
По содержанию аутоагрессия может выражаться:
Признаки аутоагрессии, которые встречаются чаще всего на конкретных возрастных этапах
Этот вопрос, безусловно, достоин отдельного обсуждения. Зачастую эгоист именно с близкими людьми наиболее требователен, невнимателен, небрежен, позволяет себе повышать голос, считает, что чем ближе человек, тем больше он ему должен.
Необходимо осознать, что родственные/близкие отношения, прежде всего, предполагают вашу ответственность, они должны приносить радость всем участникам, а не использоваться с целью удовлетворения потребностей и желаний лишь одной личности. Если ничего не предпринимать, можно испортить отношения (или и вовсе лишиться их) с самыми дорогими людьми.
Если вы ощущаете, что вам сложно справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь за консультацией к психологу.
Литература, которая поможет
Ранний и дошкольный возраст. Малыш царапает и щипает себя за руки и за ноги, бьет по голове и плечам, вырывает себе волосы.
Старший дошкольный возраст. Ребенок считает себя причиной конфликтов и ссор в семье, наказывает себя за это мысленно, а физически – только когда его никто не видит.
Младший школьный возраст. При помощи нанесения себе физических повреждений ребенок манипулирует взрослыми с целью вызвать у них жалость и сочувствие.
Осложнения аутоагрессивного поведения
Аутоагрессией ребенок привыкает реагировать на трудные жизненные ситуации, при этом другие способы решения конфликтов не формируются.
С возрастом такой человек:
Иногда из-за неспособности социализироваться, такие люди уходят с работы, не могут создать семью, завести друзей.
Как проводится лечение
Аутоагрессивное поведение может проявиться у ребенка, начиная с двухлетнего возраста. Диагностируют расстройство психолог, психотерапевт, психиатр при помощи беседы, тестов-опросников или проективных методик (например, рисунка).
При использовании комплексного подхода, терапия имеет ярко выраженный эффект. Лечение будет осуществляться при помощи:
семейной психотерапии (для коррекции отношений внутри семьи);
когнитивно-поведенческой терапии (индивидуальные сеансы для выявления негативных установок и их коррекции);
групповых тренингов (подходят детям школьного возраста, способствуют проработке коммуникативных навыков, имеют большое преимущество в том плане, что ребенок общается с детьми, имеющими схожую проблему);
медикаментозного подхода (необходим в сложных случаях, когда действия агрессора приносят ощутимый вред здоровью, лекарства назначает только врач).
Научиться составлять грамотные программы по коррекции детской психики можно на наших курсах, освоив профессию детского психолога.
Аутоагрессия что это у детей
Аутоагрессия – это когда ребенок начинает бить себя, кусать, рвать волосы на голове.
Бесплатные занятия с логопедом
Аутоагрессия. Звучит довольно страшно, но это довольно часто встречается у детей, по утверждениям статистики – один ребенок из ста время от времени, а то и регулярно, наносит себе вред.
Что это такое
Аутоагрессия – это когда ребенок начинает бить себя, кусать, рвать волосы на голове. Он может биться и прыгать на стену, рвать себе рот, умышленно падать на пол и другими, иногда невероятными способами приносить себе боль. Есть и другие проявления.
В такие моменты родители просто теряются и не знают, что делать с этими эмоциями ребенка и как помочь ему.
Аутоагрессия проявляется в двух типах: либо физическая (удары головой о стену и прочее), либо на словах (когда ребенок ругает сам себя, и это переходит некоторые границы).
Многие психологи, в том числе Фрейд, уверенны, что аутоагрессия это форма психологической защиты. Иногда ребенок чувствует себя униженным, но по каким-то причинам не может нанести вред обидчику, что избавило бы его от злобы, поэтому он обращает злость на то, на что может – на себя. Возникает логичный вопрос: почему?
Все просто: ребенок, и вообще любой человек, не может не реагировать никак. Реакция бывает самая разная.
Когда такие случаи происходят, родители беспокоятся и не знают, что делать. Некоторые думают, что это просто капризы – мол, не нравится ему что-то и пытается получить свое любой ценой. Однако, дело тут вовсе не в желаниях или шалостях – чаще всего виной всему неправильное воспитание.
Что является причиной подобного поведения?
Агрессия разделяется на два типа: пассивную и активную. Из-за неправильного воспитания агрессия перетекает в пассивное состояние, то есть ребенок не ломает ничего в доме, не бьет родителей – он злиться на себя, бьет, винит и кусает. А не многие родители готовы признать некоторые проблемы в своей модели воспитания. Они пытаются сделать вид, что все в порядке, ничего при этом не меняя. А эта агрессия у ребенка никуда не девается – она будет накапливаться и перерастать в невысказанную боль, желание сделать что-то очень-очень плохое – себе или кому-то. Дело может дойти до увечий и даже суицида.
Есть несколько причин, из-за которых ребенок может так себя вести. Нужно рассмотреть их все.
Протест – ребенок пытается что-то доказать
Если у совсем маленьких детей нет права выбора и голоса, что логично, то от 2-х лет они начинают доказывать, что все могут сами. Да-да, эти знаменитые «я сам!» тоже являются формой протеста. Вообще, это неплохая черта характера – признак лидерства и нежелания исполнять чужие приказы.
Но иногда это может переходить границы разумного: ребенок может воспринять любой запрет, как бык – красную тряпку. Таким детям сложно отказаться от желаемого, потому что им кажется, что они обязаны иметь это – эта вещь их с рождения!
Такая реакция на происходящее может быть вызвана слишком строгими родителями, кучей запретов и ограничений. Представьте, если бы все ваши желания игнорировались, воля – подавлялась, а просьбы – не исполнялись. Вам может показаться, что вы бы боролись за свои права до последнего, но на деле, если вас подавляют с рождения, вы боитесь «агрессора». А страх – чувство, идущее очень близко с ненавистью, поэтому дети выплескивают эмоции как могут. Именно поэтому ребенок старается бороться с несправедливостью и ограниченной свободой путем направления злобы и обиды на самого себя.
Что будет неверным шагом при подобном поведении: крикнуть на ребенка, ударить его. В результате наказания – ребенок начнет плакать еще громче, и бить себя еще сильнее из-за унижения и несправедливости.
Эффективная реакция родителя: мягко не дать ребенку причинять себе вред, обнять и успокоить. Побыть рядом, не кричать и не обвинять ребенка в непослушании. Можно попробовать интерпретировать чувства ребенка: «Я не разрешил_а тебе съесть шоколадку сейчас и ты обиделся. Можем вместе съесть ее после обеда».
Чтобы ситуации, в которых ваш ребенок стремится навредить себе происходили все реже и реже, попробуйте пересмотреть свои правила и ограничения, которые вы выставили для ребенка. Возможно, вы сами увидите, что нет смысла в определенных решениях, что где-то вы перебрали.
Пробуйте идти на компромисс с ребенком, он увидит, что вам не все равно – а это самое приятное.
Вина – ребенок пытается наказать себя за что-то
Помимо детей с явными лидерскими качествами, есть дети, у которых слабая нервная система. Такое происходит, когда родители осознанно ограничивают ребенка, обзывают его, винят и травят за внешность или что-то подобное.
Давайте рассмотрим ситуацию: ребенок что-то сломал (к примеру, игрушку), и пытается починить ее самостоятельно. Делает он это со слезами на глазах, потому что он не мастер. Ребенок бьет и ругает себя за то, что у него не получается.
Потому что он знает, что будет после, когда родители увидят поломку. На него накричат, обозвут, а возможно и изобьют. Битье себя не помогает делу, но ребенок не знает, что делать, он чувствует себя загнанным и уже чувствует все тумаки и ненавидящие слова, которые он получит, когда расскажет о поломке. Часто это может привести к вранью, мол, игрушку я забыл у друга/бабушки, все в порядке. Ребенок так может оттягивать неизбежное, ведь чем дольше родители не знают о его оплошности, тем больше у него есть спокойного времени.
В отличии от первого типа, дети с чувством вины не бунтуют, когда на них кричат или бьют, они просто плачут.
Сделать ситуацию хуже можно неправильным наказанием: закрыть его в комнате, дальше игнорировать, еще больше бить или унижать. Результат все еще остается одинаковым: ребенок продолжает бить себя. В таких ситуациях лучше отнестись к ребенку с пониманием, ведь игрушка – или поломка любой другой вещи – не конец жизни. Можно попробовать сказать что-то вроде:
«Сломалась? Ну ничего, мое солнышко, я все равно очень сильно тебя люблю. А игрушку мы починим, а если у нас не получится – папу припашем! Не расстраивайся, даже если я сержусь иногда, я все равно очень-очень тебя люблю».
Лучше не критиковать ребенка чрезмерно, а попробовать чаще говорить ему, что вы его любите.
«Хочу!» – ребенок хочет получить что-то или манипулировать
Третий тип детей – искусные манипуляторы. Они могут управлять своими родителями по ряду причин: чтобы получить больше любви, внимания, скрыть свои «преступления», получить желаемое. Иногда даже, чтобы заставить родителей чувствовать себя виноватыми.
На самом деле, почти все дети безумно хорошо достигают своих целей путем манипуляции. Чаще всего такое поведение связано с погрешностями в воспитании. Родители таких детей постоянно угождают своим чадам, задаривают подарками и исполняют любую прихоть. Детские слезы для таких родителей – ужас и страх, которые вызывают также чувство вины, и результат крайне благоприятен для ребенка: вот тебе подарочек, обнимашки, делай, что хочешь, все разрешено! Понять, что именно ваш ребенок – манипулятор, можно легко – он может начать бить себя, исподтишка подсматривая за реакцией мамы – достаточно ли расстроилась, нужно ли добавить слез и криков?
Конкретно в этом случае, будет плохим решением сразу мило общаться с ребенком и одаривать его своей любовью и вниманием. То, что его поощрили, закрепляет у чада такой цикл «поплачу – получу свое».
В подобной ситуации лучше реагировать неожиданно: выйдите из комнаты, задайте вопрос, отвлечь ребенка на что-то. Можно спросить: «Что ты пытаешься мне сказать?». Продолжайте делать свои дела, но скажите: «Я хочу знать, когда ты сердишься». И если ребенок ответит вам, признавшись, что сейчас он зол, похвалите его за честность: «Я рада, что ты доверяешь мне и говоришь со мной. Теперь я понимаю, что ты чувствуешь. Когда ты себя бил – я не знала, что ты хочешь этим сказать».
Приучитесь переключать внимание ребенка на что-то другое – таких детей-манипуляторов это сбивает с толку и он не использует то нежелательное поведение.