Бахчиванджи кто это такой и что

Бахчиванджи кто это такой и что

Бахчиванджи Григорий Яковлевич ‒ лётчик-испытатель, капитан.

Родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Грек по происхождению. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил семь классов школы в родной станице Бриньковская.

В рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с 1931 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году ‒ Оренбургскую школу пилотов. С 1934 года ‒ лётчик-испытатель Военно-воздушных сил РККА. С начала Великой Отечественной войны на фронте ‒ лётчик-истребитель, совершил 65 боевых вылетов. Участвовал в обороне Москвы, лично и в группе сбил 5 вражеских самолётов.

С августа 1941 года ‒ на лётно-испытательной работе. 15 мая 1942 года совершил первый в СССР полёт на самолёте «БИ-1» с жидкостным ракетным двигателем. Полёт был произведён с аэродрома «Кольцово» по Свердловском (ныне ‒ Екатеринбург).

Погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 м. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 км южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б.Н.Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Г.Я.Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово» (под Екатеринбургом). В феврале 1963 года на его могиле был установлен обелиск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с ракетными двигателями, капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён 2 орденами Ленина (17.10.1942; 28.04.1973, посмертно), медалями.

Ему установлены памятники в станице Бриньковской, в аэропорту «Кольцово» под Екатеринбургом, в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края, в посёлке Кольцово (черта города Екатеринбурга). Его имя присвоено посёлку лётчиков при аэродроме «Чкаловский» (город Москва) и близлежащей железнодорожной платформе пригородного сообщения, кратеру на обратной стороне Луны, улицам в Екатеринбурге, Донецке, Мариуполе, Ахтубинске и других городах России и СНГ, общеобразовательной школе при НИИ ВВС (город Екатеринбург). О нём написано много очерков, книг, снят документальный фильм, его подвиг лёг в основу многих художественных кинолент, выпущена памятная медаль с отчеканенным изображением героя. Известна также фраза Ю.А.Гагарина: «Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года».

Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и что

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Источник

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году на Кубани, в станице Брыньковской Краснодарского края. Позже семья переехала в город Жданов (сегодняшний Мариуполь).

За серию испытаний и их высокое качество Григорий Яковлевич был награждён орденом Ленина.

В первый же день Великой Отечественной войны Г.Я. Бахчиванджи добровольно ушел на фронт, самоотверженно сражаясь в составе истребительного авиационного корпуса особого назначения, который, в основном, был сформирован по приказу командования из лётчиков-испытателей. С 1 июля по 10 августа 1941 года он совершил около 70 боевых вылетов (при обороне Москвы сбил 6 фашистских «стервятников»), дослужившись до командира эскадрильи.

К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолётов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу на Урал, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолёта. Именно полёты на первом реактивном самолёте ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, которую впервые смогли сфотографировать с помощью советских космических станций.

Известный советский журналист, публицист и писатель Анатолий Аграновский, основываясь на воспоминаниях очевидцев этого исторического полёта, напишет: «Он летел, и для очевидцев это было немножечко чудом. Впоследствии поймут они, что и факел огня, и чёрный шлейф дыма, столь поразившие их воображение, свидетельствовали лишь о младенческом возрасте новой техники: надо было просто добиться полного сгорания. Впоследствии поймут они, что ракетный самолёт очень ещё был несовершенен. Что робкими и неверными были первые шаги героя. Но они были первыми. ».

После этого на аэродроме появился БИ-2, а лётчики-испытатели К. А. Груздев и Б. Н. Кудрин некоторое время ещё продолжали испытания ракетного перехватчика, но раскрыть тайну гибели Бахчиванджи тогда так не удалось. Лишь через несколько лет при испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, с которым тогда не умели бороться. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Источник

Бахчиванджи, Григорий Яковлевич

Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и что

402-й истребительный авиаполк

Григо́рий Я́ковлевич Бахчиванджи́ (7 (20) февраля 1908 [1] [2] или 1909 [3] [4] [5] — 27 марта 1943) — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Содержание

Биография

Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 [1] [2] или 1909 [3] [4] [5] года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

ДатаТип сбитого самолётаКомментарий
04.07.1941Дорнье-217Лично
05.07.1941Юнкерс-88Лично
07.07.1941Юнкерс-88В группе с А. Г. Прошаковым
10.07.1941Хейнкель-126В группе с Кожевниковым
02.08.1941Юнкерс-88В группе с П. Х. Ананековым и Жаровым

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина.

Уже 15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя летчик-испытатель Б. Н. Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен был лётчик под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Источник

Кто открыл Гагарину дорогу в космос

Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и что Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и что Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и что

Покорением неба всегда занимались только самые смелые. Те, кто был готов рисковать своей жизнью ради великой цели. Одним из таких героев был и Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Благодаря его эпическому полету, который длился всего 66 секунд, мир получил такие возможности, о которых до некоторых пор и мечтать было нельзя.

То, чего не было в природе

Появление авиации изменило в том числе и ход военных действий. Постепенно перед авиастроителями встала новая задача. Нужно было создать нечто такое, что могло бы крушить вражеские самолеты, заставать противника врасплох и мгновенно исчезать, оставаясь невредимым. Для этих целей летательный аппарат должен был обладать большой скоростью и отличной маневренностью.

Все эти факторы подтолкнули советских инженеров Алексея Исаева и Александра Березняка, сотрудников ОКБ-293, к разработке истребителя совершенно нового типа. В нем должен был использоваться жидко-реактивный двигатель, который позволял бы самолету развивать скорость до немыслимых тогда 900 километров в час. К тому времени в природе еще не существовало ни одного рабочего и испытанного двигателя такого типа.

Весной 1941 года конструкторы получили такой двигатель: Д-1-А конструкции Леонида Душкина. Топливом стал керосин, а в качестве окислителя использовалась агрессивная азотная кислота. Обычная топливная система, в которую горючее закачивалось с помощью насосов, не подходила, и в качестве решения использовали систему, которая работала за счет вытеснения топлива из резервуара сжатым воздухом.

Это повлияло на рабочие характеристики истребителя, который мог находиться в полете не более двух минут. Причиной стала необходимость установки на борту баллонов со сжатым воздухом и уменьшение количества горючего.

Новый самолет получил название БИ, что расшифровывалось как «ближний истребитель». Азотная кислота создавала конструкторам массу проблем. При попадании на материалы, из которых состоял двигатель и сам самолет, она мгновенно все разъедала. Меры безопасности требовались серьезные, так как авиация ошибок не прощает.

Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и чтоПервый советский реактивный самолет БИ-1. Источник: mil.ru

Советский Икар

Бахчиванджи был греком по крови. Как тут не вспомнить миф о юноше Икаре, который стремился в небо. Но поначалу ничего романтического в биографии Григория не было. Он трудился на разных рабочих специальностях, пока в 1931 году по путевке комсомола не пошел в авиацию.

Уже через четыре года выпускник Оренбургской школы летчиков становится примером для своих товарищей, и Бахчиванджи доверяют испытание самолетов. Но начинается война, и летчик уходит добровольцем на фронт. Григорий Яковлевич – один из тех, кто защищал небо Москвы. На его личном счету и на счету его группы – пять самолетов врага.

В конце лета 1941-го Бахчиванджи был направлен на испытания истребителя БИ-1.

В семь часов вечера в время войны

В атмосфере строгой секретности аппарат доставили на аэродром Кольцово. Там, 2 мая 1942 года, впервые БИ-1 самостоятельно выполнил пробежки по взлетной полосе с включенным двигателем. Все было готово к полету. Но на этот раз вмешалась погода, и летные испытания решили перенести.

Первый полет состоялся 15 мая 1942 года. На протяжении дня осуществлялись проверки и перепроверки стабильности работы различных систем новейшего истребителя.

Эра советской и мировой реактивной авиации стартовала ровно в 19.00 часов по московскому времени. Запуск двигателя прошел без проблем, раздался чудовищный рев, и БИ-1 оторвался от земли. Набрав высоту 1500 метров, летчик развернул самолет, заглушил двигатель и пошел на посадку.

Во время приземления Бахчиванджи не рассчитал вертикальную скорость, и шасси самолета подломились. Аппарат сел на брюхо, но испытания были признаны успешными. Работы над ракетным двигателем продолжались. После двенадцати месяцев работы мир увидели истребители БИ-2 и БИ-3. Первый опытный образец не стали восстанавливать, так как повреждения от азотной кислоты оказались критическими.

10 января 1943 года состоялся второй испытательный полет на БИ-2. Его характеристики были значительно повышены конструкторами. В отличие от первого образца, второй находился в воздухе 6 минут 22 секунды, и развивал скорость в 675 км/ч. Третий полет на БИ-3 также завершился успехом. Всего Бахчиванджи совершил шесть успешных вылетов на реактивных самолетах, став первым человеком в мире, которому покорились реактивные двигатели.

Рекорд, завершившийся трагедией

27 марта 1943 года летчик вновь занял свое место в кабине. Перед ним стояла задача развить скорость самолета до 800 км/ч. До 78-й секунды полет проходил без осложнений.

Все ожидали очередного хорошего результата. Но в момент, когда скорость достигла нужно отметки, нос самолета опустился, пилот потерял контроль и рухнул на землю в шести километрах от взлетной полосы. Спастись у испытателя не было никакой возможности. Кресел для катапультирования тогда еще не было, а покинуть самолет на такой скорости было невозможно, капитан Бахчиванджи погиб. На тот момент ему было всего 34 года.

Это человек, который открыл новую эру в авиастроении. Тайна его гибели была раскрыта только через несколько лет. И лишь 28 апреля 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято решение наградить Георгия Бахчиванджи посмертно званием «Герой Советского Союза».

Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть фото Бахчиванджи кто это такой и что. Смотреть картинку Бахчиванджи кто это такой и что. Картинка про Бахчиванджи кто это такой и что. Фото Бахчиванджи кто это такой и чтоМарка Почты России, выпущенная в честь Г.Я Бахчиванджи. Источник: wikimedia.org

Мистическая связь между Бахчиванджи и Гагариным

Об этих двух первопроходцах воздуха написано много статей и книг. Когда-то Юрий Гагарин заявил: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года». Но на этом сходство их биографий не кончается. Оба родились в один день, 9 марта, окончили одно и то же авиаучилище.

Григорий Бахчиванджи и Юрий Гагарин погибли в одну и ту же дату, 27 марта, в возрасте 34 лет. Обстоятельства смертей каждого длительное время хранились в тайне, да и сегодня окутаны мистикой и загадками.

Источник

Бахчиванджи Григорий Яковлевич

Советский летчик-испытатель. Капитан Вооруженных сил. Герой Советского Союза.
Участник Великой Отечественной войны. Погиб во время очередного испытательного полета.

Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская, Краснодарский край. Окончил семь классов школы. В возрасте семнадцати лет начал работать в литейной мастерской. Затем являлся помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году Бахчиванджи переехал в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию. В 1933 году окончил авиатехническое училище, в 1934 году Оренбургскую школу пилотов.

После окончания Оренбургской школы летчиков в 1935 году Григорий Яковлевич прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направили в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил Рабоче-крестьянской Красной армии на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, Бахчиванджи добровольно ушел на фронт в составе 402 истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. В августе присвоено воинское звание «капитан». Затем летчик откомандировывается на базу научно-исследовательского института Военно-воздушных Сил в город Екатеринбург, для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

С военного аэродрома «Кольцово» в Екатеринбурге 15 мая 1942 года взлетел первый в мире истребитель БИ-1 первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом был капитан Григорий Бахчиванджи. Полёт продолжался 3 мин 9 сек, за 60 сек работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с. Непривычно быстро набирая скорость, самолёт через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Посадка была жёсткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило.

Во время очередного испытательного полета 27 марта 1943 года летчик Бахчиванджи погиб. Задание на последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награды Григория Бахчиванджи

Звание Герой Советского Союза, 28.04.1973

Медаль «Золотая Звезда» героя, 28.04.1973

Орден Ленина, 28.04.1973

Орден Ленина, 17.10.1942

Память о Григории Бахчиванджи

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский», там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги.

Памятник на могиле героя в посёлке Малый Исток.

Памятник возле международного аэропорта «Кольцово», Екатеринбург

Бюст на улице Бахчиванджи, Екатеринбург.

Памятник в станице Бриньковская.

Памятник в посёлке Патруши.

Имя Бахчиванджи присвоено улицам

в городе Екатеринбург.

в городе Мариуполь

в городе Приморско-Ахтарск.

в городе Арамил, Свердловская область.

в городе Ахтубинск, Астраханской область.

в городе Щёлково, Московская область.

в городе Первоуральск, Свердловская область.

в городе Краснодар.

в станице Бриньковская, Краснодарский край.

Именем Бахчиванджи также названы

школа № 5 станицы Бриньковской.

школа № 60 города Екатеринбурга.

общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *