Белая пожарная машина что это
Красно-белая история
Все из вас знают как выглядит пожарный автомобиль.
Воет сирена, и красно-белая машина мигая синими маячками проносится мимо.
Мало кто знает что до 1975 года пожарные автомобили не имели ни белых полос, ни синих проблесковых маяков.
Пожарные автомобили окрашивались целиком в красный свет, а для привлечения внимания использовалась сирена и сигнальная фара белого цвета закрепленная на крыше.
Автоцистерна АЦП-30 (157) модель 27. Годы выпуска: 1959-1964. В оригинальной окраске красного цвета и с сигнальной фарой на крыше.
В 1959 году ОКБ-8 разработало новую пожарную автоцистерну на базе шасси ЗиЛ-157Ю. Опытный образец ее был изготовлен Прилукским заводом противопожарного оборудования и в конце 1960 года успешно прошел заводские испытания.
На данной автоцистерне имелось несколько интересных решений, впервые примененных в отечественной практике на пожарных машинах.
И одним из них было: «. сигнальная мигающая фара заменена лампой, закрытой синим стеклянным колпаком, для получения мигающего света служит вращающийся экран, аналогичный применяемому на маяках».
Это был первый проблесковый маячок на пожарном автомобиле.
Автоцистерна АЦ-30(157)50. Экспереминтальный образец. На крыше кабины видно проблесковый маячок. Извините за качество картинки, лучше просто не нашел
Однако данный автомобиль в серию не пошёл, и о проблесковых маяках на пожарной технике забыли ещё на 15 лет…
В этих условиях транспортные средства оперативных служб, окрашенные однотонно в свои традиционные цвета, оказались трудно опознаваемыми. Организация для них беспрепятственного проезда становилась затруднительной.
В 1974 был предложен проект ГОСТа по окраски автомобилей экстренных служб.
В целях проверки эффективности предложенных в проекте ГОСТа схем окраски специалистами ГУПО МВД и ВНИИПО при участии представителей ВНИИТЭ были проведены сравнительные дорожные испытания пожарных автомобилей с различной окраской. Сравнивались три схемы окраски: обычная красная, без элементов белого цвета; красная с двойными белыми полосами спереди и сзади и одной продольной белой полосой на каждой боковине; с теми же полосами и окрашенными в белый цвет дверьми кабины водителя (последний вариант окраски соответствует цветографической схеме по проекту ВНИИТЭ).
Автомобили совершали контрольные заезды по замкнутому маршруту, проходившему большей частью по городским магистралям с интенсивным движением. Каждый должен был двигаться с максимальной скоростью, достижимой по условиям безопасности, что зависело от того, насколько быстро регулировщики и водители других автомобилей замечали пожарный автомобиль и успевали принять меры, чтобы освободить ему дорогу. В результате пятикратных заездов автомобили с белыми полосами показали экономию времени до 20% по сравнению с красными, без белых элементов. Была отмечена особая эффективность двойных вертикальных полос спереди, которые были заметны в массе автомобилей на большом расстоянии.
Основываясь на результатах этих испытаний, комиссия ГУПО — ВНИИПО рекомендовала для разрабатываемого ГОСТа вариант окраски с полосами и дверьми контрастного цвета.
И вот в сентябре 1975 был утвержден ГОСТ 21392—75 «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования»
Окраска пожарных автомобилей. Иллюстрация из ГОСТ 21392—75
Этим же ГОСТом предусматривалась обязательная установка проблескового маячка синего цвета над крышей автомобиля или над кабиной, обеспечивая видимость на 360° вокруг вертикальной его оси. Если один проблесковый маячок не обеспечивал такую видимость, то ГОСТ 21392-75 допускал установку двух проблесковых маячков.
ГОСТ был введен в действие с 1 января 1977. И с тех пор пожарный автомобиль получил свой красно-белый облик, каким мы знаем его сегодня.
Пожарные машины и их классификация
Пожарной называется машина, которая используется для тушения пожаров и доставки сотрудников противопожарных служб к месту возгорания. Еще одной важной функцией «пожарки» выступает оснащение специальными средствами как для пожаротушения, так и выполнения аварийно-спасательных работ.
Комплектование подразделений МЧС современной пожарной автотехникой обеспечивает эффективность их функционирования и позволяет решить ключевую задачу, которая состоит в защите жизни и здоровья россиян, а также сохранении материальных ценностей от пожара.
История пожарных машин в России
До начала 20 века тушение пожаров в стране осуществлялось с помощью специальных конных бригад. Первый пожарный автомобиль, имевший мощность 9 л. с. и способный перевозить до 10 человек, появился в Санкт-Петербурге в 1904 году. Он был оснащен двумя лестницами, стендером и рукавом длиной 170 метров.
Машина достигала впечатляющей для того времени скорости на уровне 15 км/ч., что заметно превышало аналогичный показатель конного экипажа. В Москве специальный пожарный автомобиль появился на три года позже – в 1907-м. Но и в этом случае речь шла об индивидуальной разработке.
Выпуск серийной спецтехники был налажен в 1913 году. Русско-Балтийский вагоностроительный завод успел произвести до революции 1917 года 10 пожарно-спасательных автомобилей. Гражданская война и ее последствия привели к остановке производства.
В 1922 году новым руководством страны было принято решение приобрести несколько пожарно-технических автомобилей за границей и одновременно наладить собственное производство – на нескольких автозаводах, которые начали активно строиться в рамках государственной программы развития.
Первыми разработку и изготовление пожарной спецтехники в 1926 году начали два предприятия – Ленинградский гидромеханический и Миусский механический заводы.
Стартовой моделью стал так называемый автонасос-линейка АМО-Ф-15. Его максимальная скорость доходила до 50 км/ч. при мощности двигателя 30 кВт. Машина перевозила 8 человек личного состава и специальный инвентарь для тушения пожара и эвакуации людей – рукава, лестницы, емкость для воды и банки для порошка.
Выпуск первых пожарных автоцистерн налажен в 1932 году. Машины специального назначения запущены в производство годом ранее сразу на двух автозаводах – Горьковском и Московском.
Первыми моделями на базе ЗИС-5 стали ПМГ-1, ПМЗ-1, а затем и ПМЗ-2. В 1933 году выпущена первая автолестница, несколько позже – машины для тушения пожаров разными способами– углекислотно-снежным и воздушно-пенным, а также водозащитные автомобили и спецтехника для освещения.
В 1937 году создан НИИ противопожарной обороны, а производство пожарных авто стало не только централизованным, но и постепенно приобрело серьезные масштабы.
Самой массовой спецтехникой стало несколько модификаций пожарных автомобилей на базе шасси ЗИЛ-130. Широкое распространение получили машины на базе ЗИЛ-131 и ГАЗ-33081. Парк пожарных автомобилей в СССР заслуженно считался одним из самых многофункциональных, разнообразных и многочисленных в мире.
Виды пожарных машин по назначению
Россия продолжила и развила традиции и наработки Советского Союза в области производства систем пожаротушения и изготовления пожарной спецтехники. Ее классификация осуществляется по нескольким критериям, детально изложенным в специальном Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 53247-2009, введенном в действие с мая 2009 года.
Основным параметром для разделения пожарных автомобилей на классы выступает функциональное предназначение. По этому критерию выделяют четыре категории спецтехники, каждая из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Основные
К первым относятся:
Целевая спецтехника предназначена для тушения пожаров на определенных объектах – на транспорт, промышленных предприятиях, инфраструктурных зданиях или сооружения, газовом хозяйстве и т.д.
Еще одним критерием для классификации подобных автомобилей выступает тип огнетушащего вещества (сокращенно – ОТВ). Машинами целевого назначения выступают:
Специальные
Специальные пожарные автомобили предназначены для практического применения только в случае Чрезвычайной ситуации. Их функционал позволяет эффективно выполнять следующие виды работ:
Перечень специальной пожарной спецтехники включает:
Приведенный список далеко не полон. Он постоянно расширяется за счет появления новых моделей специальной пожарной спецтехники, например, диагностической, штабной, пожарно-технической и т.д.
Вспомогательные
Функциональным назначением вспомогательной спецтехники становится обеспечение эффективной работы основной. К этой категории относятся:
бензовозы и топливовозы, обеспечивающие заправку пожарных машин;
Классификация пожарных авто по тактико-техническим характеристикам
Еще одним ключевым критерием для разделения пожарных машин на категории выступают их технико-тактические характеристики. В этом случае обычно применяются четыре параметра:
Популярные шасси для пожарных машин
Технические и эксплуатационные характеристики автомобиля в значительной степени определяются свойствами шасси. Пожарные машины не являются исключением из этого правила. Особенностью отечественной спецтехники данного вида выступает активное использование шасси практически всех массовых грузовых автомобилей. К их числу относятся:
Некоторые из наиболее популярных моделей шасси, например, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ГАЗ 33081, которые использовались для изготовления пожарных машин еще в СССР, упомянуты выше. Здесь же необходимо отметить несколько дополнительных вариантов комплектования спецтехники.
Цвета пожарных машин в разных странах
Пожарная спецтехника в подавляющем большинстве стран мира имеет традиционную красную окраску. Нередко красный цвет дополняется элементами белого. В ряде государств добавляются небольшое по площади участки желтого, что также считается сигналом, предупреждающим об опасности.
Сказанное полностью справедливо для российских пожарных автомобилей. Для их оформления используется сочетание красного и белого цветов с очевидным преобладанием первого.
В этом нет ничего удивительного, учитывая функциональное предназначение машин. Пожар устойчиво ассоциируется с красным, что объясняется цветом огня. И несмотря на незначительные отклонения, практически всегда пожарный автомобиль окрашивается именно в красный цвет.
Заключение
Пожарная техника, что четко следует из ее названия, используется для тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ. Россия выступает наследником СССР, а потому является одним из мировых лидеров по изготовлению пожарных автомобилей.
Подразделения МЧС комплектуются машинами на базе практически всех работающих сегодня в стране производителей грузовых авто, включая два самых популярных и востребованных – КАМАЗ и УРАЛ. Приведенная в статье классификация наглядно демонстрируется разнообразие и многофункциональность применяемой сегодня пожарной спецтехники.
Самые Лучшие Пожарные Машины в Мире
Классификация пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.
Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.
Основные
Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.
Основные пожарные автомобили | |
Общего применения | Целевого применения |
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.
Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:
Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.
Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.
Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ
Классификация | Вид | ||||||
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – пожарная автоцистерна АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей АЦПК – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный АПП – пожарный автомобиль первой помощи АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления АПС – автомобиль пожарно-спасательный АПСЛ – автомобиль пожарно-спасательный с лестницей | АА – пожарный аэродромный автомобиль АП – пожарный автомобиль порошкового тушения АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения АГТ – пожарный автомобиль газового тушения АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения ПНС – пожарная автонасосная станция ППП – пожарный пеноподъемник | АЛ – пожарная автолестница АПК – пожарный коленчатый автоподъемник ТПЛ – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной АР – пожарный рукавный автомобиль АД – пожарный автомобиль дымоудаления АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль АСО – пожарный автомобиль связи и освещения АШ – пожарный штабной автомобиль АЛП – пожарная автолаборатория АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники АБГ – пожарный автомобиль – база газодымозащитной службы АПТС – пожарный автомобиль технической службы АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники ПКС – пожарная компрессорная станция АТ – пожарно-технический автомобиль АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль |
Основные
Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
Основные пожарные машины могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других специальных объектах). Основные пожарные машины общего применения подразделяются на пожарные машины первой помощи водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и другие. Основные пожарные машины целевого применения подразделяются на пожарные машины пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные пожарные машины и др.
К пожарным автомобилям общего применения принято относить:
Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:
Специальные
Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Специальные пожарные машины включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, технические службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др.
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
По проходимости
В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:
От величины допустимой полной массы
В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:
По климатическому исполнению
Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:
По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).
Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.
Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.
По посадочной формуле
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:
В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
По области применения
Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:
Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).
Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:
Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
Еще примеры:
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2 ± 0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Источники:
ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения;
Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006;
Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3-е под редакцией Безбородько М.Д.
- Сберкассы в школе что это
- Беременность сразу после медикаментозного прерывания что делать