Беженцы и переселенцы в чем разница
Извлечения из нормативного правовых актов
Закон о вынужденных переселенцах
Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Члены семьи вынужденного переселенца – это граждане, проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Обязанности вынужденного переселенца:
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Утрата статуса вынужденного переселенца.
Лицо, утрачивает статус вынужденного переселенца:
— при прекращении гражданства Российской Федерации.
— при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
— в связи с истечением срока предоставления статуса.
Лишение статуса вынужденного переселенца.
Лицо, лишается статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и подлежит сдаче в месячный срок вынужденным переселенцем в соответствующий территориальный орган.
Извлечения из нормативного правового акта
Жилые помещения фонда предоставляются вынужденным переселенцам и их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Вынужденный переселенец для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда лично подает в территориальный орган заявление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием в нем своих несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца.
При подаче заявления представляются следующие сведения и документы с приложением их копий:
! Принятие вынужденных переселенцев на учет не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Территориальный орган выдает вынужденному переселенцу, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения фонда, направление на проживание в жилом помещении фонда по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, в котором указываются лица, заселяемые в жилое помещение фонда совместно с вынужденным переселенцем.
При наличии у вынужденного переселенца направления на проживание в жилом помещении фонда и его согласии на вселение в предложенное жилое помещение фонда территориальный орган, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, заключает с вынужденным переселенцем договор найма жилого помещения фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на срок, не превышающий срок действия статуса вынужденного переселенца.
Принятый на учет вынужденный переселенец, проживающий в субъекте Российской Федерации, на территории которого не создан фонд, и получивший направление на проживание в жилом помещении фонда по решению территориального органа, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, обязан в месячный срок прибыть в указанный территориальный орган для заключения договора найма жилого помещения фонда.
Договор найма жилого помещения фонда расторгается или прекращается по основаниям и в случаях, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения фонда проживающие в жилом помещении фонда лица обязаны в месячный срок освободить его. В случае отказа от освобождения жилого помещения фонда они подлежат выселению в судебном порядке с соблюдением требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Основаниями для принятия территориальным органом решения о снятии вынужденного переселенца с учета являются:
Извлечения из Административного кодекса
Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Извлечения из Жилищного кодекса
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами.
Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.
Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами.
Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.
Отличие беженца от вынужденного переселенца в 2021 году
На данный момент, согласно сведениям официальных статистиков, в России проживает 20,000 беженцев и примерно 600,000 вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что, казалось бы, положение представителей обеих категорий людей одинаково с точки зрения закона, существует отличие беженца от вынужденного переселенца, и не одно. Из данной статьи вы узнаете, кого называют беженцем, кто такой вынужденный переселенец, в чем заключаются отличия между обоими статусами в плане гражданства, процедуры получения статуса, сроков его действия, предоставляемой помощи. Также выясним, в чем заключается сходство между беженцами и переселенцами.
Кто такой беженец с точки зрения российских законов
Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.
Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД – бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу – но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.
Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов – с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.
Кто признается вынужденным переселенцем на территории России
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.
Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.
Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство
Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:
Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.
Отличие беженца от вынужденного переселенца – процедура получения статуса
Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:
Получение статуса беженца | Получение статуса вынужденного переселенца |
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье. Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться. Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов. | Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг. Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса. Формальное изучение обстоятельств переселения. |
Отличие беженца от вынужденного переселенца – срок действия статуса
Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:
Срок действия статуса беженца | Срок действия статуса переселенца |
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. | Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз. |
Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов
Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:
Отличие беженца от вынужденного переселенца – материальная помощь
Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.
Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).
Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:
Законодательные акты по теме
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 | О предоставлении материальной помощи вынужденным переселенцам |
Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484 | О предоставлении материальной помощи беженцам |
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ | О правовом положении иностранных граждан в РФ |
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 | О беженцах |
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 | О вынужденных переселенцах |
Типичные ошибки
Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.
Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.
Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.
Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.
Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца
Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?
Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.
Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?
Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.
Экспертный ответ: чем отличается беженец от переселенца
На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.
Кто такие беженцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.
Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.
Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.
Кто такие вынужденные переселенцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.
Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.
Отличия
Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.
Гражданство
Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.
В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.
Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.
Процедура получения
Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.
Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.
Срок действия статуса
Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.
Необходимые документы
Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.
Выплаты
Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.
Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.
При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).
Общее у обеих категорий
Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.