Библия для чего написана библия
Библия, история создания и значение для человечества
Библия берет свое название от латинского Biblia («книга»), которое происходит от греческого Та Biblia («книги») восходящего к городу-порту Библос. Письменность и книги стали ассоциироваться с Библосом, потому что он был экспортером папируса. Греческое название папируса было bublos, связывая город с написанным словом. Хотя Библия часто считается единым, связным произведением, на самом деле это антология древних писаний многих разных авторов. Которые на протяжении многих веков были собраны в одной книге. Библия содержит произведения поэзии, повествования на религиозную тематику. Философские размышления, такие как Книга Экклезиаста, послания и апокалиптический шедевр, известный как Книга Откровения.
Общей нитью всех этих собраний сочинений является существование всемогущего божества. Которое является создателем вселенной и проявляет интерес к жизни и судьбе людей. Книги христианской Библии были расположены в той последовательности, в которой они встречаются сегодня. Чтобы рассказывать историю сотворения мира верховным божеством, падения человека из рая и искупления грехов человечества Сыном Божьим. Но эти книги были не были написаны в такой последовательности. Первоначальные авторы ветхозаветных произведений не имели в виду именно эту историю.
Библия иудаизма (собранная и утвержденная примерно в 3 веке до нашей эры) содержит Тору (первые пять книг Библии) и Танах (рассказы о судьях и пророках) и не упоминает об Иисусе Христе. Бог Библии в этих произведениях – Бог иудаизма – единое всемогущее божество. До того, как ранним христианством были присвоены еврейские священные писания, истории, из которых состояла Библия, рассказывали историю Божьей заботы и вмешательства в делах израильтян на Ближнем Востоке.
Структура Библии
В иудаизме Священные Писания называются Танах и считаются состоящими из 24 книг. Они разделены на три категории: Пятикнижие (или Учения пяти книг Моисея ), Пророки и Писания. Христианство, присвоившее Танах и объявившее его своей ранней теологической историей, назвало его Ветхим Заветом. Ранние христианские писания, созданные спустя несколько лет после даты смерти Иисуса, Евангелия и книга Деяний. Апостол Павел написал большинство посланий. Они составляют 27 книг христианского Нового Завета, богословие которых служит основой для Евангелий. Книга Откровения, приписываемая Иоанну Богослову, является последней книгой христианской Библии.
Трудно точно датировать состав книг, составляющих Библию. Но ученые в целом согласны с тем, что Пятикнижие датируется 10 и 6 веками до нашей эры, а Танах был создан как священное писание задолго до 1 века нашей эры. Книги христианского Нового Завета были составлены между 60-110 гг. (Евангелия), 45-130 гг. (Послания) и 68-100 гг. (Книга Откровения Св. Иоанна). Многие люди в древнем мире и даже сегодня верят, что Библия была написана Богом. Она считается самой продаваемой книгой в истории и веками влияла на религиозную мысль во всем мире.
Краткий обзор и комментарии
Книга Бытия, первая книга Ветхого Завета, рассказывает историю сотворения вселенной, мира и человечества, грехопадения человека в Эдемском саду и великого потопа, который Бог послал на мир, за грехи человечества. После потопа дети Ноя вновь заселяют землю. Далее повествование следует за рассказами его потомков, которые являются еврейскими предками людей, написавших эти истории. История об Иосифе и его разноцветной одежде переносит евреев из их земли Ханаана в Египет, где, как объясняет Книга Исход, они стали рабами.
Их вывел из Египта на свободу пророк Моисей, чтобы евреи могли прийти в землю, обещанную им Богом. После создания на этой земле людей, которые называли себя израильтянами, правили знаменитые цари, такие как Давид и его сын Соломон. Их великие пророки, такие как Иеремия и Исайя, Иезекиаль и Иона, проповедовали волю своего Бога.
Новый Завет сосредоточен на жизни и учении Иисуса Христа, сына Божьего, посланного искупить человечество от греха. Иисус родился от Девы Марии и начал свое служение, проповедуя прямые и личные отношения с Богом, когда ему было около 30 лет. Он был предан одним из его последователей и распят римлянами за подстрекательство к мятежу. Через три дня после смерти он восстает из могилы и возносится на небеса, чтобы править вместе с Богом-отцом. Вместо него он посылает Святого Духа, который отныне будет служить верующим на земле. Новый Завет заканчивается видением конца света.
Иисус Христос
Первые четыре книги Евангелие (написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном) часто считаются свидетельствами очевидцев служения Иисуса на земле, но это не так. Практика написания от имени известного человека или, по крайней мере, приписывание написанного кем-то более известным, была хорошо известна во время написания Евангелий. Вполне вероятно, что авторы выбрали имена людей, которые уже были пользуется большим уважением в христианском сообществе, чтобы получить более широкое признание материала.
Также есть веские основания полагать, что евангельские повествования (как включенные в Библию, так и отвергнутые) являются примерами литературного жанра, известного как месопотамская литература Нару. В нем изображена некоторая великая историческая фигура. Было высказано предположение, что в случае с Евангелиями мог существовать исторический персонаж. Такой как Иисус из Назарета, который вдохновлял рассказы и легенды. Однако факты из жизни этого человека неясны из-за жанра, в котором они были написаны. Повествование сосредоточено на передаче важной культурной или духовной истины, не имеющая отношения к истории.
Поскольку Евангелия предшествуют Книге Деяний и Посланиям Павла в Новом Завете, многие люди, кажется, верят, что эти произведения были написаны первыми. А события, о которых они рассказывают, произошли раньше, чем более поздние книги. На самом деле верно обратное. Первыми были послания Павла, а позже были написаны Евангелия. Видение Павла, по сути, является основой всех четырех Евангелий, а также Книги Деяний.
Истории в Библии считались исторически достоверными пока археологи не обнаружили цивилизации Месопотамии и Египта.
Между 42-62 годами нашей эры апостол Павел путешествовал по Средиземноморью в своих евангелических миссиях, проповедуя новую религию воскресшего Христа. Сама Библия в Книге Деяний и Петр ссылаются на возможность, подробно исследованную в конце 19-го и начале 20-го веков нашей эры, что версия христианства Павла отличалась от послания, проповедуемого Иисусом из Назарета. Павел был иудейским фарисеем из Тарса (в современной Сирии). Он утверждал, что получил видение от Бога, которое убедило его в реальности Иисуса Христа как воскресшего сына создателя вселенной, посланного на землю умереть за грехи человеческие.
Библейское понимание и наука XIX века
Истории, о которых рассказывает Библия, считались исторически точными и полностью уникальными до середины XIX века н.э. Тогда археологи открыли цивилизации Месопотамии и Египта. Фактически, Библия считалась самой старой книгой в мире, пока не была обнаружена гораздо более старая литература. В ней рассказывались те же истории в более ранней форме, чем те, что встречаются в Библии. Ученые давно знали, что Библия – это сборник, собранный из более ранних работ и утвержденный епископами Рима. Однако, похоже, никто не знал, что эти произведения были взяты из еще более ранних работ. Никто не мог читать египетские иероглифы, пока Жан Жак Шампольон (1790-1832 гг.) не расшифровал их и шумерскую литературу.
В середине XIX века музеи и ученые отправили археологов в регион Месопотамии, чтобы найти вещественные доказательства, подтверждающие библейские повествования. XIX век был интересным периодом для религии на Западе, особенно для христианства. Люди стали более громко критиковать веру, а новые идеи и философии предлагали приемлемые альтернативы религиозным убеждениям. Книга Чарльза Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора» была опубликована в 1859 году. Она поставила под сомнение традиционную веру в создание человечества всемогущим Богом.
Библия утверждала, что Бог сделал человека «немного ниже ангелов»
В то время как Дарвин утверждал, что люди произошли от низших видов. В 1882 году немецкий философ Ницше опубликовал свою работу «Веселая наука». В ней утверждался известный аргумент: «Бог мертв – и мы его убили». Линия Ницше почти всегда вырывается из контекста как вызывающее отрицание религии. Но на самом деле он только говорил, что достижения в области технологий и знаний на протяжении 19 века сделали концепцию Бога устаревшей. Отчасти в ответ на такие заявления музеи и преимущественно христианские общества на западе отправили эти группы археологов в Месопотамию, чтобы найти неопровержимые доказательства истинности Библии.
Вместо этого они обнаружили древнюю цивилизацию Месопотамии и богатое литературное наследие, которое веками было похоронено под песками. Они обнаружили, что такие культовые истории, как грехопадение человека и Великий потоп, вовсе не являются уникальными для Библии. Они уже были записаны за столетия до того, как еврейские книжники использовали их в своей собственной работе. Было обнаружено, что великий свод законов Моисея, который считается первым в истории, имел предшественника в виде Кодекса законов Ур-Намму и более известного Кодекса Хаммурапи.
Между тем при раскопках в Египте не было обнаружено никаких доказательств истории порабощения евреев фараоном Египта. Ни каких-либо других деталей, указанных в Книге Исход. После того, как древние египетские иероглифы стали читать, было обнаружено, что мифы Египта имеют сходство с христианской фигурой умирающего и возрождающегося бога и Марии, матери Иисуса. Ее образ вобрал в себя многие атрибуты и черты египетской богини Исида. По мере того, как истории об этих открытиях становились все более широко известными, вера в Библию как слово Божье начала меняться. До работы вдохновленной Богом или как священного писания, написанного вдохновленными людьми.
Заключение
Хотя сегодня многие люди во всем мире продолжают верить в Библию как в авторитетное слово Бога. Эта вера не так широко распространена, как до XIX века нашей эры. Интерпретация Библии в наши дни – это в значительной степени вопрос индивидуального понимания, которое сформировалось в учетом работ ученых, археологов и историков.
Эти люди изменили мир, радикально изменив представление людей об истории и Библии. Открыв новые возможности для исследований, которые значительно расширили человеческие знания. Пересмотренное понимание Библии и ее места в истории расстраивало многих людей в то время и продолжает расстраивать в наши дни. Но для многих других красота языка Библии и великое видение искупления, которое она представляет, не умаляются ревизионистскими откровениями XIX – XX веков. Библия продолжает вдохновлять и воодушевлять людей во всем мире, переведена на все языки и остается самой продаваемой книгой всех времен.
Библия
Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви.
Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.
Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).
Состав Библии
Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. Состав книг Нового Завета.
Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: Ветхозаветные канонические книги и Новозаветные канонические книги.
Главная тема Библии
Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.
Кто автор Библии?
Главный автор Библии — Бог, люди — избранные Им соавторы. Священное Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Св. Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.
Богодухновенность Библии
Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. ( 2Тим.3:16 )
Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).
Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.
Правильное понимание и толкование Библии
Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ( 2Пет.1:20,21 )
Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.
Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание ( Лук.24:44-45 ).
Святитель Иоанн Златоуст: “По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом”. (Беседы на Евангелие от Матфея).
Как относится к тому, про что не сказано в Библии
Священное Писание — часть Священного Предания Церкви. Важнейшая, но всё же часть. В Предании Церкви есть и то, что не упоминается в Священном Писании. Об этом пишет святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию:
«Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).
Итак, для истинных христиан аргумент «только то, что в Писании» (Sola Scriptura), очевидно, несостоятелен. Тем более и сами протестанты, выдвинувшие его, не смогли оправдать своих слов, подменив настоящее Церковное Предание множеством собственных «преданий».
Время написания
Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.
Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 неканонических книг (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.
Язык написания Библии
Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.
Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.
Библейский канон
Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические (богодухновенные) книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.
Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364г. и Карфагенском Соборе 397г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.
В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.
История деления Библии на главы и стихи
Деление слов в Библии ввел в 5‑м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.
Классификация книг Библии
Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.
Переводы Библии
Греческий перевод семидесяти толковников – Септуагинта – был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.
Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.
Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9‑го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.
Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).
Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).
Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.
Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви. В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.
Синодальный перевод – первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. Филарета (Дроздова). Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).
Этапы формального изучения Св. Писания
Текстология – занимается исследованием лингвистических и стилистических особенностей библейского текста, стремится уточнить редакцию оригинального текста.
Исагогика (от греч. εἰσαγωγή «введение») — занимается историко-филологическим исследованием Библии, изучает состояние, степень сохранности текста, его язык, определяет авторство и время составления книг, их литературный жанр, обстоятельства их написания и общий исторический фон.
Экзегетика (от греч. ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — занимается толкованием отдельных элементов библейского текста, обусловленных особенностями авторского языка, авторской терминологией, описываемыми в тексте историческими, политическими, культурными и бытовыми реалиями, наконец, психологической мотивацией и богословскими воззрениями авторов.
Герменевтика (от греч. ἡρμηνεύω — «толкую, перевожу») — выявляет богословское сущностное толкование текста, обобщает данные экзегетики, занимается выработкой методологии библейского толкования.
Некоторые факты
Самой длинной главой в Библии является Псалом 118 ( Пс.118 ), состоящий из 176 стихов. А самая короткая глава находится также в книге Псалтирь. Это Псалом 116 ( Пс.116 ) (всего 2 стиха). Самый короткий стих вы можете найти в книгах Исход ( Исх.20:15 ) и Второзаконие ( Втор.5:19 ): “Не кради”. Самый длинный стих находится в книге Эсфирь ( Эсф.8:9 ).