Бихурмати сири суратил что означает
Об испытанном способе для успешного решения дел
إلهِي عِلْمُكَ كَافٍ عن السُّؤَالِ اِكْفِنِي بحَقِّ الْفَاتِحَةِ سُؤلاً وَكَرَمُكَ كَافٍ عَنِ الْمَقَاِل أَكْرِمْنِي بِحَقَ الْفَاتِحَةِ مَقَالاً وَحَصِّل مَا فِي ضمِيري
Пророк Мухаммад (мир ему и благословление!) говорил: «Сура «Аль-Фатиха» открыта для обращения уверовавших в Аллаха с пожеланиями. Кто в течении семи дней будет по семьдесят раз читать суру «Аль-Фатиха» на чистую воду, а затем, предварительно подув на неё, выпьет её, тому Всевышний по милости Своей дарует знания и мудрость, очистит сердце от порочных мыслей и сподобит такой исключительной памятью и способностью всё схватывать на лету, что, услышав о чём-нибудь только один раз, человек никогда уже о том не забудет» . Это приведено в книге «Сирр аль-Фатиха».
Также, если кто прочитает её в указанном порядке, провожая отправляющегося в поездку, то Аллах возьмёт его под Свою защиту и вернёт на родину целым и невредимым.
Один из праведных людей, говоря об особых свойствах, присущих этой суре, сказал: «Кто семь раз прочитает суру «Аль-Фатиха», предварительно положив ладонь на больное место, а затем семь раз произнесёт:
اللهمَّ أَذْهِبْ عنِّي سُوءَ ما أَجدُ وَفُحْشَهُ بدَعْوَةِ نَبيِّكَ مُحمدٍ صلى الله تعالى عليه وسلم اَلْمُبَاركِ المكين الأَمِينِ عِنْد َكً
то Аллах исцелит его». Этот способ избавления от боли проверен и подтверждён, как о том говорится в книге «Фатх аль-малик аль-маджид».
Две причины, мешающие исполнению пожеланий
Знай, что иногда люди пользуются указанными способами для лечения, но не добиваются своих целей. Это происходит по двум причинам:
1) Если читающий эту суру является одним из числа ослушников Аллаха и человеком, не заслуживающим благотворного воздействия и его проявления.
2) Когда кто-нибудь читает её, сомневаясь в её силе или желая проверить её на деле.
А если что-нибудь произойдёт от воздействия смертоносной ядовитой скверны грязных душ, способных навлечь гибель, и глаз, навлекающих погибель, и когда в противодействие им представят чистые и благородные души с истинами сокровенных смыслов этой суры, с тем, что содержится в ней о единственности Всевышнего, об уповании только на Него и хвале Его, Преславного и Всевышнего – то всё это избавит от воздействия тех дьявольских душ и, вне всякого сомнения, наступит исцеление. Так говорится в книге «Шамс аль-ма‘ариф» («Хазина аль-асрар» на стр. 118).
Поистине, достоинств и особых свойств суры «Аль-Фатиха» очень много, и описать их все весьма затруднительно. Надо полагать, что вышеприведённого достаточно. Желающий узнать об этом побольше, может обратиться к книгам «Фатх аль-малик аль-маджид», «Хазина аль-асрар», «Шамс аль-ма‘ариф» и другим. Да дарует Аллах совершенную веру и осчастливит Своих рабов великой пользой!
Статью по материалам книги «Талхис аль-маариф фи таргиб Муахаммад Ариф» подготовил Абдурахман Алиев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Достоинства суры Аль-Фатиха
Священный Коран начинается с самой ценной суры – суры Аль-Фатиха. Каждый мусульманин как минимум 17 раз день повторяет эту суру во время совершения обязательных намазов. Несмотря на то, что эта сура очень коротка, в ней содержится смысл всего Корана.
Сура Аль-Фатиха в общих чертах затрагивает основы Ислама и его второстепенные части. Эта сура затрагивает вопросы ʻакыды (вероубеждения), ʻибады (поклонения), законодательства, веры в Судный день и прекрасные сифаты (атрибуты) Всевышнего Аллаха, указывает на необходимость поклонения только единому Аллаху, поиска защиты и обращения с мольбами только к Нему.
Также сура Аль-Фатиха показывает, как нужно просить у Всевышнего хидая (направления по правильному пути), как нужно смиренно молить Аллаха, чтобы Он укрепил веру, даровал следование по пути праведников, отдалил от пути заблудших и тех, на кого гневается Аллах.
Помимо этого, сура Аль-Фатиха рассказывает об истории предыдущих общин, знакомит с положением несчастных и со степенями счастливых.
Сура аль-Фатиха по отношению к остальному Корану подобна матери. Потому её и называют «Умм Аль-Китаб» (мать Писания), что она заключает в себе все основы Корана.
О достоинствах суры «Аль-Фатиха» передаётся множество достоверных хадисов, здесь мы приведём некоторые из них.
От Абу Са’ида Рафи’а бин аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَلاَ أُعَلِّمُكَ أَعْظَمَ سُورَةٍ في القُرْآن قَبْلَ أنْ تَخْرُجَ مِنَ الْمَسْجِدِ ؟ فَأخَذَ بِيَدِي ، فَلَمَّا أرَدْنَا أنْ نَخْرُجَ ، قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللهِ ، إنَّكَ قُلْتَ لأُعَلِّمَنَّكَ أعْظَمَ سُورَةٍ في القُرْآنِ ؟ قَالَ : الحَمْدُ للهِ رَبِّ العَالَمِينَ ، هِيَ السَّبْعُ المَثَانِي وَالقُرْآنُ العَظِيمُ الَّذِي أُوتِيتُهُ
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: «О посланник Аллаха, ты ведь сказал: Не научить ли тебя величайшей суре Корана?» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Аль-Хамду ли-Лляхи Рабби ль-ʻаламин (Хвала Аллаху, Господу миров) (то есть вся сура Аль-Фатиха) – это Ас-Саб’у-ль-масани (семь повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура Аль-Фатиха) и великий Коран, который был дарован мне»». (Имам Ахмад, 3/450, 4/211; Бухари, 4647; Абу Дауд, 1458; Ибн Маджах, 3785; Ибн Хиббан, 777)
Слова Пророка ﷺ «и Великий Коран» подразумевают, что суру Аль-Фатиха называют не только «Ас-саб’у-ль-масани», но и Великим Кораном, поскольку эта сура в концентрированном виде заключает в себе всю суть Корана.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
والذي نفسي بيده ما أنزلت في التوراة ولا في الإنجيل ولا في الزبور ولا في الفرقان مثلها وإنها سبع من المثاني والقرآن العظيم الذي أعطيته
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, не было ниспослано в ни Таврате, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркане (Коране) ничего подобного этой суре (суре Аль-Фатиха). Поистине, это Ас-Саб’у-ль-масани и Великий Коран, который был ниспослан мне». (Тирмизи)
هَذَا بَابٌ مِنَ السَّمَاءِ فُتِحَ اليَوْمَ وَلَمْ يُفْتَحْ قَطٌّ إِلاَّ اليَوْمَ ، فنَزلَ منهُ مَلكٌ ، فقالَ : هذا مَلكٌ نَزلَ إلى الأرضِ لم ينْزلْ قطّ إلاّ اليومَ فَسَلَّمَ وقال : أبْشِرْ بِنُورَيْنِ أُوتِيتَهُمَا لَمْ يُؤتَهُمَا نَبيٌّ قَبْلَكَ : فَاتِحَةُ الكِتَابِ ، وَخَواتِيمُ سُورَةِ البَقَرَةِ لَنْ تَقْرَأَ بِحَرْفٍ مِنْهَا إِلاَّ أُعْطِيت
«Этот (звук издали) – врата нижнего неба, которые были открыты сегодня, а до сегодняшнего дня не открывались никогда, и через эти врата спустился ангел, который ещё никогда не спускался на землю. Он произнёс слова приветствия и сказал: «Дарованы тебе два нура (света), которые не были дарованы ни одному из Пророков до тебя, порадуйся же им! Это сура Аль-Фатиха (открывающая Книгу) и заключительная часть суры Аль-Бакара. Что бы из них ты ни прочёл, тебе обязательно будет даровано просимое». (Муслим, 806; Ибн Хиббан, 778)
Аяты из суры Аль-Фатихи и заключительной части суры Аль-Бакара одновременно являются и обращениями к Аллаху с мольбами (ду`а). Поэтому слова этого ангела означают: если ты (это касается также и любого другого мусульманина) будешь читать эти аяты, в которых содержатся эти мольбы, обращаясь за помощью, на них обязательно будет дан ответ.
Названия суры Аль-Фатиха
Учёные муфассиры перечисляют множество имён этой суры. Здесь приведем основные из них:
— Аль-Фатиха или Фатиха Аль-Китаб – Открывающая Книгу, ведь Коран начинается с этой суры;
— Умм Аль-Китаб или Умм аль-Куран – Мать Книги, ведь в этой суре, как мы сказали выше, заключается суть всего Священного Корана;
— Ас-Саб’у-ль-масани – Семь повторяемых аятов Корана, ведь сура Аль-Фатиха состоит из семи аятов;
— Аль-Хамд – Хвала; сура называется так по первому аяту.
Чтение суры Аль-Фатиха для лечения
Чтение суры Аль-Фатиха каждый день по семь раз утром и вечером может исцелить человека, а также спасти от болезни. Чтобы так читать эту суру, необязательно, чтобы человек заболел, можно её читать таким образом и для профилактики.
От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Как-то мы с группой сподвижников Пророка ﷺ вышли в путь и остановились в одной местности, туда пришла маленькая девочка и сказала: «Нашего старейшину укусила змея (скорпион). Наших людей нет на месте, а нет ли среди вас того, кто мог бы его вылечить (заклинателя)?«
Тут встал один человек, который не был нам известен как заклинатель, и пошёл вместе с ней. Он заговорил господина от укуса змеи, и он исцелился. И за это ему подарили тридцать овец, и нас всех угостили молоком.
Когда этот человек вернулся к нам, мы спросили у него: «А ты разве знал, как заговорить от укуса змеи?» Он ответил: «Нет, я не читал другого заклинания, кроме суры Аль-Фатиха«. Мы сказали: «Давайте не будем это обсуждать, пока мы не придём (и спросим) к Пророку ﷺ «.
Польза от чтения суры Аль-Фатиха в намазе
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) предаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Всевышний Аллах говорит: «Я разделил намаз (суру Аль-Фатиха) между Мной и Моим рабом на две части. И Моему рабу будет дано всё, что он попросит.
Когда скажет раб: «Хвала Аллаху, Господу миров«. Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня«.
Когда же раб говорит: «Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда». Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу«.
Когда же раб скажет: Властелину Судного дня«. Он говорит: «Мой раб прославил Меня«.
Когда скажет раб: «Тебе одному мы только поклоняемся и Тебя только просим о помощи«. Он говорит: «Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу будет дано то, что он попросит».
Когда скажет раб: «Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути«, Всевышний говорит: «Это – Моему рабу, и будет даровано Моему рабу то, чего он просит«». (Муслим, 395)
Толкование суры Аль-Фатиха
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
«С именем Аллаха Милостивого и Милующего ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда».
الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Вся хвала и благодарность Аллаху, Господу миров, а не тем, кому поклоняются помимо Него».
«Милостивому, Милующему ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День Суда».
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
«Властелину Судного дня – Дня расчёта и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День Судного Дня»
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного просим о помощи».
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
«Направь нас, о Господь, на истинный путь и правильную религию, на путь тех, которых Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути».
В конце чтения суры Аль-Фатиха следует произнести «амин», что означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу». Желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и «амин», чтобы отделить слова Аллаха от слов человека.
Сура Аль-Фатиха обладает глубоким Божественным смыслом, читая эту суру, раб Аллаха восхваляет Всевышнего Аллаха, указывая на его великие качества. Далее раб обращается к Всевышнему с мольбами, на которые Аллах непременно отвечает.
Как мы отметили выше, множество хадисов свидетельствуют о достоинствах и величии этой суры, и нет сомнения в том, что чтение этой суры не только при совершении намаза, но и в разных жизненных ситуациях принесёт человеку большое вознаграждение и огромную пользу.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Исламский форум
Знание прежде всего
«Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Аллаха»
«Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Аллаха»
Сообщение Абу София » 23 ноя 2009, 19:52
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 01:23
Re: Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алла
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 09:41
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 14:13
Re: Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алла
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 14:39
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 15:46
Re: Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алла
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 16:02
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 16:08
Re: Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алла
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 16:18
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 16:45
Re: «Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алл
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 17:14
Re: «Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алл
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 17:47
Сообщение A’mash » 24 ноя 2009, 22:01
Re: «Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алл
Сообщение Абу София » 24 ноя 2009, 22:15
Re: «Кто прочитал Коран, пусть просит посредством него у Алл
Сообщение Абу Мухаммад » 27 ноя 2009, 22:20
Тавассуль (первая часть)
Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию перевод первой части второй главы книги «Выявление истины (взгляды салафитов и суфиев)», турецкого автора Али Риза Хошафчи, которая вышла в Стамбуле в 2009 году. На русском языке публикуется впервые. Вторая часть посвящена вопросу тавассуля.
Словарное значение слова «тавассуль»: «тавассуль» означает «средство; степень; близость». Фраза «Такой-то сделал тавассуль Аллаху» означает, что человек совершил какое-то действие, приближающее его к Всевышнему.
Значение слова «тавассуль» в качестве термина: в качестве термина « тавассул ь» означает «приближение к Аллаху, обретение в Его глазах уважения и какой-то степени». Или же обращение к Всевышнему с дуа и просьбой об обретении какой-то пользы или избавление от какого-то вреда, предварительно обеспечив себе близость к Нему каким-то праведным деянием или обращением к праведному человеку.
Арабское слово «тавассуль» является производным корня «всл» «прибывать; достигать; соединять, связывать». Оно означает «прибегать к какому-то средству, чтобы приблизиться к Аллаху» или «приблизиться к Аллаху с помощью какого-либо средства».
Это находит свое выражение в фразе: «О мой Аллах! Прими мою дуа в честь такого-то человека!» В нашей стране распространены в таких случаях фразы «би хурмати саййид аль-мурсалин» и «би хурмати аль-мурсалин», которые произносят при тавассуле с помощью Посланника Аллаха (с.а.в.) и других пророков. Фраза «би хурмати аль-фатиха» подразумевает тавассуль сурой Корана. В дуа, которые содержат тавассуль каким-либо человеком, обычно присутствуют выражения «в честь места и степени такого-то человека перед Аллахом…».
Точка зрения тех, кто не признает тавассуль каким-либо человеком
Точка зрения ваххабитов и тех, кто называя себя саляфитами, придерживает подобного же мнения.
Названные группы делят тавассуль на два вида: 1) Согласующийся с шариатом (шар’и); 2) Являющийся нововведением (бид’и).
Обратившись к Корану и сунне, мы можем увидеть, что тавассуль, согласующийся с шариатом, бывает трех видов:
1. Тавассуль к Аллаху при помощи Его имен и атрибутов.
2. Тавассуль к Аллаху при помощи праведных деяний.
3. Тавассуль к Аллаху при помощи дуа праведного мусульманина.
Рассмотрим же каждый из этих видов вместе с доказательствами.
1. Тавассуль к Аллаху при помощи Его имен и атрибутов : Это случай, когда мусульманин, вознося дуа, говорит: «О, мой Аллах, я прошу Тебя простить меня, ведь Ты Милостивый и Милосердный» или упоминает при этом другие прекрасные имена и возвышенные атрибуты Всевышнего.
Доказательством дозволенности такого рода тавассуля является приказ Всевышнего:
«У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах. Будет им воздано за то, что они делают!» (7:180)
Доказательством для этого вида тавассуля является следующий аят Аллаха:
«Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас вместе с исповедующими!» (3:53)
Сейчас же поговорим о таких видах тавассуля, которые являются нововведением (бид’а). Это необходимо для того, чтобы дать наставление мусульманам, донести до них послания ислама и обучить их исламу.
Так как существует очень много разновидностей бид’и тавассуля, например посредством неправильных и недействительных деяний, и перечислить их всех по одному трудно, мы постарались объединить их в три группы. Таким образом, следующие виды тавассуля являются не соответствующими законам шариата и ложными (батыль):
1. Тавассуль к Аллаху посредством достоинств и высокой степени какого-то человека.
2. Возносить дуа и совершать жертвоприношение во имя святых и праведников.
3. Совершать жертвоприношение в честь душ (рух) почивших святых и становится отшельником, поселившись у могил святых.
Великим ширком является совершение какого-либо из поклонений (ибадат) ради кого-то иного, кроме Аллаха. Это бояться кого-то другого, кроме Аллаха, верить, что кто-то другой, кроме Него, может принести пользу или вред, возвышать кого-то в таком виде, в каком выражаешь любовь к Аллаху и т.п.
Виды великого ширка
а) Дуа ширки: Это означает в тех делах, на которые мощен только Аллах, обращаться с дуа к кому-то другому. Если целью дуа является получить какую-то пользу или предотвратить какой-то вред, то она называется «дуа пожелания». Если целью дуа является выразить свою немощность, смирение, слабость перед Всевышним Аллахом, содержится ли такая дуа скрыто в каком-то ибадате или же выражается в «дуа пожелания», обращаться таким образом в кому-то иному, кроме Аллаха, не разрешается. Ведь этими двумя видами дуа мы совершаем поклонение Аллаху. А поклоняться кому-то иному, кроме Аллаха, не дозволено. Всевышний говорит:
Любовь (мухабба) как ширк: Этот означает наряду с Аллахом любить кого-то другого так же, как Аллаха, или даже в еще большей степени и подчиняться тому, кого любишь. Между тем Всевышний Аллах сказал:
«А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных; они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха» (2:165).
Малый ширк
Значение: Это слова и действия, которые могут привести человека к великому ширку, но все же не выводят человека из ислама. Малый ширк ослабляет единобожие (таухид) человека. Такой шикр делится на два вида: явный и скрытый.
а) Явный малый ширк: этот вид в свою очередь делится на ширк на словах (лафзи) и ширк в деяниях.
— На словах (лафзи): клясться кем-то другим, кроме Аллаха. К такого же рода ширку относится говорить: «Если пожелаете вы и Аллах; если бы не было Аллаха и такого-то человека». Правильно же в таких случаях произносить: «Если пожелает Аллах, а после такой-то; если бы после Аллаха не было такого-то». Это слово «после» вводит различие между действующими лицами и указывает на отличие степени и ранга, и пожелание раба Аллаха оказывается следующим за пожеланием Аллаха.
б) Скрытый малый ширк: Это ширк, порождаемый лицемерием в воле и намерениях, а также лицемерными высказываниями:
«Только Тебе мы поклоняемся и просим помочь!» (1:4)
«Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или переменить!» Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто их них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!» (17:56-57).
Как мы видим, когда люди берут в посредники между собой и Аллахом праведников и верят, что эти праведники приблизят их к Аллаху, они совершают великий ширк. А ведь каждый мусульманин обязан не смешивать друг с другом таухид аль-улухиййа [7] и таухид ар-рубубиййа и четко разделять их.
Как мы видим, многобожники (мушрик) верят, что Аллаха является их Создателем и Творцом всех благ, но эта их вера не приносит им никакой пользы. Ведь они поклоняются идолам, надеясь, что эти истуканы приблизят их к Аллаху, и ожидают заступничества от них. Также и поклоняясь этим идолам, многобожники знают, что они не являются создателями, не даруют пропитание и не помогают им в делах. Это очевидно для людей, которые читают Коран и размышляют.
Примерами посредниками в призыве (таблиг) для нас являются посланники (расуль) (а.с.). А верить, что существуют посредники для обеспечения какой-то пользы или предотвращения какого-то вреда, это вероубеждение многобожников. Как может быть посредник между Аллахом и Его рабом?
Аллах не сказал нам, чтобы мы возносили дуа Его святым или пророкам, а также просили бы помощи у Его праведных рабов. Наоборот, Он сказал: «Зовите Меня, Я отвечу вам» (40:60).
Если человек попросит помощи у праведников, пророков или у кого-то другого уже умершего или находящего так далеко от него, что тот не может услышать его голос, если к какой-то форме обратиться с дуа к ним или ангелам, то он, фактически, качество и прерогативу Аллаха придает еще кому-то, просит у другого то, что должен просить только у Аллаха. Поэтому такой человек совершает ширк.
Следующий аят содержит ясный ответ тем, кто утверждает, что, вознося дуа кому-то другому, кроме Аллаха, и прося о чем-то, он не делает ширка Аллаху, потому ширк – это только поклонение идолам:
«Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы вспоминаете» (27:62).
Доказательства тех, кто принимает тавассуль каким-то человеком.
Существуют 4 вида дозволенного тавассуля:
1. Тавассуль к Аллаху при помощи Его имен и атрибутов.
2. Тавассуль к Аллаху при помощи праведных деяний.
3. Тавассуль к Аллаху при помощи дуа праведного мусульманина.
4. Тавассуль к Аллаху при помощи какой-то личности (зат).
Существует единодушие (иттифак) относительно того, что первые три вида тавассуля дозволены. Разногласия существуют относительно 4-ого вида тавассуля – при помощи человека. Остановимся же на доказательствах его дозволенности.
Источником взглядов тех, кто называет себя саляфитами и стоит сходных с ваххабитами позициях, является Ибн Таймиййа. Ученик этого ученого Ибн Касир (ум. 774/1372) передает:
Последователи Ибн Таймиййи (ум. 728/1328) могут мне возразить, что Ибн Таймиййа сказал это, опасаясь за свою жизнь. На это я отвечу: А разве это не вы придаете словам людей исключительно буквальный смысл? Если бы Ибн Таймиййа боялся, то и не стал бы утверждать, что просьба о прощение, обращенная к кому-то другому, кроме Аллаха, является запрещенной (харм) и не настаивал бы на своей точке зрения.
Ваххабиты получили свое название в связи с приверженностью взглядам Мухаммада ибн Абдульваххаба (ум. 1201/1787).
Мухаммад ибн Абдульваххаб не отрицал тавассуля
У Мухаммад ибн Абдульваххаба спросили, что подразумевается в словах ученых относительно дуа о дожде «Нет ничего предосудительного в том, чтобы прибегать к тавассулю праведников»? Почему Имам Ахмад сказал: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы прибегать к тавассулю нашего Пророка (с.а.в.)», хотя говорят: «нельзя обращаться с просьбой о помощи к созданным (махлюк)»?
Мухаммад ибн Абдульваххаб дал такой ответ:
Те, кто не принимает тавассуль, уважают мнение великого ученого Абу аль-Фараджа Ибн аль-Джаузи (ум. 597/1200), род которого восходит к Абу Бакру ас-Сыддику. Он прославился под именем Ибн Джаузи (Ибн Джаузи жил на век раньше Ибн Таймиййи и его ученика Ибн Каййима).
Абу Фарадж ибн аль-Джаузи принимал тавассуль
Взгляды Алуси в этом вопросе противоречивы. В том же источнике он пишет, что можно делать тавассуль человеком, в высоком положении которого перед Аллахом нет никакого сомнения (т.е. можно сказать «В честь Твоих друзей»). Но нельзя говорить «В честь Твоего друга Ахмада Эфенди», потому что неизвестно, есть ли у Ахмада Эфенди высокое положение в глазах Аллаха. Поэтому тавассуль им является дерзостью перед Всевышним.
Мы же скажем, что за основу в этом случае следует брать «благое предположение» (хусн аз-занн), подобно совершению погребального (джаназа) намаза над мусульманином и свидетельством об его вере. Ведь даже в самом крайнем случае человек окажется только ошибшимся, здесь неуместны опасения.
Согласно Алуси, тавассуль следует совершать «По причине любви Аллаха к Пророку нашему Пророку (с.а.в.). Вероятно, в этом кроется скрытая мудрость тавассуля [18] .
Утверждается, что некоторые из отрицающих тавассуль мусульман придерживаются мазхаба ханбали, некоторые же следует всем мазхабам. Между тем Ахмад ибн Ханбал (ум. 241/855) принимал тавассуль, такого же мнения придерживаются и мазхабы. Албани на 62-й странице своей книги «Тавассуль» пишет, что Ахмад ибн Ханбал принимал тавассуль.
Имам Шафии (ум. 204/819):
Ибн Хаджар в своей книге «Саваик аль-мухрика ли ахльи ад-далял ва аз-зандака» пишет, что Имам Шафии совершал тавассуль членами семьи Пророка (ахль байт).
Имам Малик (ум. 179/795): Как сообщает Ибн Хумайд, когда халиф из рода аббасидов Абу Джафар во время хаджа посетил могилу Посланника Аллаха (с.а.в.), то спросил у находящегося здесь же Имама Малика: «О, Абу Абдулла! Должен ли я совершать дуа, обратившись к сторону Каабы?» Имам Малик ответил: «А почему ты поворачиваешься в ее сторону? Кааба – это оставленное тебе твоим отцом Адамом (а.с.). тебе же следует обратиться в сторону Посланника Аллаха. Проси у него заступничества (шафаат), обретешь прощение». После он прочитал аят «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе [Мухаммад] и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив» (4:64). Т.е. слова Имама Малика свидетельствуют, что он принимал тавассуль Адамом (а.с.) и нашим Прроком (с.а.в.). Кроме того, он привел доказательства из Корана для этого относящегося к области фикха вопроса.
Когда Адам совершил свою ошибку, он обратился к Всевышнему: «О, мой Господь! Прошу у тебя прощения ради Мухаммада!»
Этот случай с Имамом Маликом приводится у Субки (ум. 771/1369) в «Шифа ас-сыкам», у Саййида Самхуди в «Вафа аль-вафа», у Касталлани (ум. 923/1330) в «Аль-Мауахибу аль-лядунниййа».
Достоверность этого случая, а также тахридж и оценка его передатчиков будет дана в развернутом виде далее при рассмотернии случая с Адамом (а.с.).
Имам Субки: В своей книге «Шифа ас-сыкам фи зийара хайр аль-анам» подробно рассматривает всю литературу четырех мазхабов о тавассуле как одобряемом (мустахаб) действии. Сам считает тавассуль дозволенным.
Ваххабиты и саляфиты, не признающие тавассуль человеком, обвиняют тех, кто признает такой тавассуль, в придании сотоварищей Аллаху.
Мы же скажем: Почитаемый вами ученый Шаукани признает тавассуль и нашим Пророком (с.а.в.), и праведниками. Другой ученый, которого вы уважаете, Ибн Джаузи пишет, что он приходил на могилы и совершал тавассуль почившими праведниками Аллаху. Ибн Таймиййа же, изменив свое мнение о тавасуле нашим Пророком (с.а.в.), считал его мубахом. Имам Ахмад ибн Ханбаль и Иззуддин ибн Абдуссалям принимали тавассуль нашим Пророком (с.а.в.)
Также и слова Мухаммада ибн Абдульваххаба: «Если человек возносит дуа: «О, мой Аллах! Я прошу у Тебя это и то, при посредничестве Твоих пророков или праведных рабов», даже если он возносит дуа у какой-то могилы только после вознесения дуа Аллаху, мы не отрицаем этого» является доказательством против вас.
Если дело обстоит так, то ученые, которых вы указываете как источник многих защищаемых вами принципов, совершают действия, которые вы считаете ширком, а тех, кто их совершает – неверными (кяфир). Что вы скажете на это?
Если вы скажете, что они тоже люди и могут ошибаться, то мы ответим: Исходя из внешнего смысла аятов «Ведь ты не заставишь слышать мертвых» (30:52) и (35:22) вы утверждаете, что мертвые не слышат. Значит, по-вашему, каждый, кто умеет читать и писать, должен понимать этот очевидный внешний смысл. Но Ибн Таймиййа и его ученик Ибн Каййим, на взглядах которых вы основываетесь, утверждали, что мертвые слышат.
Получается, что и другие ученые, которых вы чтите, не поняв вроде бы понятное каждому умеющему читать и писать человеку значение аята «Только Тебе мы поклоняемся и просим помочь!» (1:5), принимали тавассуль? Если вы станете утверждать, что эти ваши ученые ошиблись в понимании таких ясных и простых вопросов, то, значит, намекаете, что в более сложных темах они тем более могли впасть в ошибку. Вы же, как сторонники их взглядов, сами не желая, признаете, что и вы могли впасть вслед за ними в ошибки в некоторых темах.
Те, кто не признает тавассуля личностью (зат), говорят, что если человек в деле, на которое мощен только Аллах, в сердце или вслух обратится с дуа к кому-то иному, кроме Аллаха, или попросит помощи у кого-то иного, то он является неверным (мушрик), даже если этот человек говорит «Ля иляха илляллах», совершает намаз, хадж или поститься.
Переместить в мгновение ока трон из дворца, находившегося в трех месяцах пути, безусловно, может только Аллах. Никому из людей это не по силам.
Сулейман же просит это не у Аллаха, а у джиннов и людей. Аллах не гневается за это на него, а даже приводит в качестве притчи в Своем Коране. Но по вашей логике получается, что Сулейман совершилширк. Как же вы ошибаетесь!
Один из приближенных Сулеймана джинн говорит: «…я ведь для этого силен и верен». Если Всевышний Аллах даровал такие силы джинну, а также и Хидру (а.с.), то почему Он не может даровать их и одному из Своих друзей (авлия)? Есть ли у вас доказательства, что Аллах не может сделать этого, не знаю, но у нас есть много доказательств того, что Он может даровать людям такие силы.
Ибн Таймиййа, которого так почитают противники тавассуля личностью (зат), пишет:
Абу Хурайра передает: Когда Посланник Аллаха направил Аля ибн Хадрами в Бахрейн, я был вместе с ним. И я видел три его чуда (карамат):
1. Когда мы пришли к берегу моря, он велел нам сказать «Бисмилля» и ступать [по воде]. Мы так и сделали, вода не замочила даже копыт верблюдов.
2. Когда мы шли по пустыне, у нас кончилась вода. Мы сообщили ему об этом. Он совершил намаз в два ракаата и вознес дуа. Неожиданно пошел дождь.
Е сли человек обра щается к кому-то из живых или мертвых с просьбой о помощи, если верит, что тот, к кому он обращается с просьбой, может сам, без Аллаха, принести ему пользу или вред, значит, он придает Аллаху сотоварища. Но Аллах разрешил людям просить помощи друг у друга. Он приказал тому, к кому обращаются с просьбой о помощи, оказывать ее.
Существует множество хадисов, в которых говорится о необходимости облегчать положение тому, кто испытывает затруднения, помогать нуждающимся и оказавшимся в трудном положении.
Сахабы просили у нашего Пророка (с.а.в.) заступничества (шафаат), когда болели, имели долги, в любой трудности приходили к Посланнику Аллаха, рассказывали ему о своих трудностях, просили помощи у него. Делая так, они очень хорошо знали: Посланник Аллаха (с.а.в.) является только посредником, чтобы через него обрести какое-то благо или избавиться от трудностей, а в действительности все делает Аллах.
Однажды Абу Хурайра (р.а.) пожаловался Посланнику Аллаха (с.а.в.) на забывчивость.
Катада (р.а.) обращался за помощью к Посланнику Аллаха, чтобы поправиться.
[2] От Ибн Умара (р.а.) Бухари (№2215); Муслим (№2743).
[3] Маш’ари харам – холм на горе Кузах в Муздалифе.
[7] Согласно Ибн Таймиййе, таухид аль-улухиййа – признание Аллаха Создателем, таухид ар-рубубиййа – вознесение поклонения только Аллаху.
[8] Аль-Бидаййа ва ан-нихаййа, Т. 14/47, Дару аль-кутуб аль-илмиййа, Бейрут, 1987.
[9] Мухаммад ибн Абдульваххаб, Собрание сочинений, 3-я часть, с. 68.
[12] Шайкани, ад-Дурру ан-надидаб с. 5-6, Дуджви Макалат фит-тавассуль китабу бугйа.
[13] Али аль-Кари, Фатх аль-баб аль-инайа, 3/30.
[14] Ибн Абидин, Радд аль-мухтар, 5/540.
[15] Имам Субки, Шифа ас-сыкам, 138.
[19] Аль-Хайтами, аль-Хайра аль-хисан, с. 94.
[20] Хатиб аль-Багдади, Тарих аль-Багдад.
[21] Ибн Джаузи, Манакиб аль-имам Ахмад ибн Ханбал, с. 609-610.
[24] Абу Нуйам Хайсами 9/376, Далалиль, с. 208, Бухари, Тарихи бидайа, 6/155.
[25] Бухари, Китаб аль-ильм. Раздел «Сохранение знаний».
[26] Передали Бегави Абу Йа’ла, Даракутни, Ибн Шахин. Байхаки в «Даляиле», Хафиз ибн Хаджар в «Исабе» 3/225, Хафиз Хайтам в «Маджмуа аз-заваид» 4/297, Суюти в «Хасаис аль-кубра».