Что обозначает слово апостол
Апостол
ПОНЯТИЕ
Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает ⇒ посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» ( 3Цар. 14:6 ), «посол» ( Ис. 18:2 ). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. – это ⇒ ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель (⇒ Свидетель, II) Воскресшего ( Деян 1 и след.; ср. 1Кор 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:
1) А. (в Синод. пер. – «посланник») – лицо, подвластное пославшему его господину ( Ин. 13:16 );
2) А. как посланцы церквей ( 2Кор. 8:23 – в Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: Флп. 2:25 – в Синод. пер. – «посланник»; ⇒ Андроник и Юния: Рим. 16:7 );
3) А. как миссионеры ( посланники) древнего христианства ( Деян. 14:14 : «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем. »);
4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. ( Мк 3 и след. – см. греч. текст; Лк. 6:13 );
5) Сам Иисус в Евр. 3назван А. (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса ⇒ Иисус Христос);
6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. – лжецы: Откр. 2:2 ), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») ( 2Кор. 11:5 ; 2Кор. 12:11 ), которые в действительности являются обманщиками ( 2Кор. 11:13 ).
ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса ( Лк. 6:13 ).
1) Симон, сын Ионин, прозвище ⇒ Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» ( Ин. 1:42 )];
10) ⇒ Фаддей ⇒ Иуда, сын Иакова ( Мф. 10:3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк. 6:16 ; Ин. 14:22 ; Деян. 1:13 );
12) ⇒ Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель ( Мф. 26:14–16 ; Мк 14 и след.; Лк. 22:3–6 ; Ин. 13:21–30 ); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. ⇒ Матфий ( Деян. 1:15–26 ).
В НЗ приведены четыре списка А. ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ; Деян. 1:13 ). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:
Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ
В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ
Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников ( Мф 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды ( Мф. 13:23 ; Ин. 15:2.5.8 ).
Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА
Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения ( Мк. 10:35–40 ; Лк. 9:54 ). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра ( Мк. 8:27–30 ) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились ( Мк. 7:36 ). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий ( Мк 8 и след.; Мк 9 и след.; Мк 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса ( Мф. 16:22 ; Лк 24 и след.; Ин. 2:22 ; Ин. 16:12 ; Ин. 20:9 ). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений ( Мф 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность ( Лк. 17:5 ; ср. Мф. 17:20 ).
Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ
А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» ( Лк. 10:1 ; ср. также Деян. 1:13 ), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2 и след.).
E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ
1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого ( Мф. 26:69–75 ), Иуда предал Его ( Мф. 26:14–16 ; Мф. 27:3–10 ), а другие А. бежали ( Мф. 26:56 ). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14по Мк. 16:7 ). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности ( Ин. 20:19 ) и подводит к радостной вере ( Ин. 20:20 ), перерастающей в полную убежденность ( 1Ин. 5:4 ). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело ( Ин 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего ( Мф. 24:14 ; Деян. 1:3.8 ). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом ( Мф. 28:20 ; Ин. 14:16 ). Торжественно повторяется и особое поручение ⇒ Петру ( Мф. 16:16–19 и Ин. 21:15–19 ). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5 ). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» ( Деян 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли ( Деян. 1:8 ) и во все дни до скончания века ( Мф. 28:18–20 );
2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса – Иакова, который тоже назван А. ( Гал. 1:19 );
3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место ( 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле ( Деян. 1:3 ), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение – Павел ( 1Кор. 15:8 ). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса ( Деян. 9:15 ). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии ( 1Кор. 15:10 ; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела ( 1Кор. 3:5 ). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений ( Деян 15 и след.; Деян. 16:3 ; Деян 21 и след.; Гал 2 и след.). ⇒ Апостольский собор.
АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ
Что такое апостол? Значение слова «апостол»
Несмотря на то что христианство остаётся лидирующей религией на территориях стран бывшего Советского Союза, многие люди до сих пор слабо осведомлены в терминологии данного верования. К примеру, некоторые верующие не знают происхождения и значения слова «апостол» и очень хотели бы исправить это досадное недоразумение. Если вы относитесь к такому типу людей, то вы попали прямо по адресу. В этой статье вы найдёте всю необходимую информацию, которая вас интересует.
Апостол. Что означает это слово?
Данный термин имеет греческие корни. Дабы дать ответ на вопрос «что такое апостол?», необходимо узнать его оригинальный перевод. В переводе с греческого слово «апостол» означает «посланник», «ученик», «приверженец» или «последователь». В контексте евангельской истории словом «апостол» называли учеников Иисуса Христа, распространявших его мудрость. Изначально их было 12: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Матфей, Симон Зилот, Фома, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. После предательства и кончины последнего новым апостолом был избран Матфей, дабы общее количество учеников вновь составляло 12.
После этих событий Иисусом Христом было избрано 70 последователей, имена которых в Евангелии не упоминаются. К их числу приписывают Марка, Луку, а также Павла, который познакомился с учением Господа после его гибели и воскрешения. Несмотря на то что Павел изначально не был связан с Христом и его окружением, своими деяниями он в полной мере показал истинное значение слова «апостол». Благодаря ему христианское учение широко распространилось на территории Римской империи.
В православии апостолами также называют других святых, занимавшихся распространением Евангелия в языческих государствах и племенах (например, святой Григорий Просветитель, апостол Армении). В церковной литературе такие люди носят титул «равноапостольных».
Но вышеперечисленные факты являются не единственными объяснениями того, что такое апостол. В церковной терминологии данное слово также означает книгу, в которой содержится часть Евангелия и Послания святых апостолов.
Оригинальное значение понятия «Евангелие»
Помимо вопроса «что такое апостол?», не менее распространён вопрос о значении термина «Евангелие». Как и предыдущее слово, оно имеет греческое происхождение и буквально означает положительную и благую весть. В Древней Греции времён античности слово «Евангелие» использовали в следующих случах:
Христианское значение понятия «Евангелие»
В церковном понимании оно означает следующее:
Становление христианства
О том, что означает «апостол», вы уже знаете. Теперь пришло время рассказать о том, где именно ученики Иисуса Христа распространяли его учение и с каким трудностями они сталкивались.
Несмотря на все гонения и преследования, молодая религия продолжала распространяться на территории могучего Римского государства, привлекая к себе новых последователей. Всё больше и больше людей стали узнавать о Христе, загробной жизни, святом письме и о том, что такое апостол.
Перемены
Время шло, гонения на христиан продолжались, но в определённый момент правительственная верхушка Рима приняла решение прекратить борьбу с адептами нового религиозного течения. Через некоторое время христианство получило официальное одобрение со стороны властей, а вскоре и вовсе стало официальной религией Рима. После этих событий все знали значение слова «апостол», а также о философии, которую эти люди распространяли.
Влияние на язык и культуру
Как вы уже могли догадаться, столь популярное слово не могло не оставить свой след в языке и культуре славянских народов. Оригинальное значение и происхождение слова «апостол» вы уже знаете, теперь пришло время рассказать о других случаях употребления данного термина.
К примеру, фамилия Апостол очень распространена среди представителей восточно-европейских народов. Этой фамилией обладала династия украинских казаков, из которой вышли известные гетманы, а также российский род Муравьёвых-Апостоловых, принимавших участие в движении декабристов. Кроме того, словом «апостол» обозначают некоторые термины, употребляемые в той или иной сфере деятельности. В среде юристов, например, оно являлось синонимом слова «апелляция». В наши же времена «апостолами» называют приверженцев определённой идеи, которые на 100 % убеждены в правоте своего мировоззрения.
Значение слова «апостол»
1. По евангельскому преданию — каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения.
3. Церковная книга, содержащая так наз. «Деяния» и «Послания апостолов».
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АПО’СТОЛ, а, м. [греч. apostolos — посланец]. 1. В евангелии — ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения (церк.). 2. перен. Лицо, посвятившее себя проповеди какой-н. идеи (книжн.). А. мира. Аксаков — а. славянофильства. 3. Название церковной книги, заключающей в себе так наз. «Деяния апостолов», «Послания» их и «Апокалипсис» (церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апо́стол
1. каждый из двенадцати учеников Христа, в более широком смысле — любой христианин, проповедующий Евангелие ◆ Двенадцать апостолов ◆ Семьдесят апостолов
2. перен. последователь, проповедник какого-либо учения, идеи и т. п. ◆ И вот революция посадила его в камеру внутренней тюрьмы, выбила ему восемь зубов, стуча на него офицерскими сапогами, матерясь, обзывая его пархатым, требовала, чтобы он, сын, возлюбленный и апостол её, признал себя её тайным отравителем, её смертным ненавистником [Василий Гроссман. Все течет (1955–1963) // «Октябрь», 1989
Апо́стол
1. религ. в православии — богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова штриховой (прилагательное):
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Что ж, давайте по порядку.
Ученики и ближайшие спутники Христа
Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.
Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.
Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:
Не только двенадцать
Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.
Другие апостолы
Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.
Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:
Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.
Апостол
Апостол – ἀπόστολος – с греч. «посланник», которому поручено исполнить известное поручение (Геродот, 1, 21; 5, 38). Это слово однажды читается у LХХ ( 3Цар. 14, 6 ), где пророк Ахаия прилагает его к себе в разговоре с женой Иеровоама: «Я грозный посланник, – апостол к тебе». Ев. Лука (6, 13) говорит, что Иисус Христос, избрав двепадцать из Своих учеников, назвал их апостолами. Затем это название прилагалось и к другим лицам, разделявшим труды с двенадцатью. Так, апостолом называется Варнава, как и Павел ( Деян. 14, 4, 14 ); Андроник и Юний также относятся к числу апостолов ( Рим 16, 7 ); равным образом Тимофей и Силуан ( 1Фес. 1,1; 2, 7, 18 ). Наконец, и другие называются апостолами в том смысле, что они уполномочены церквами ( 2Кор. 8, 18 – 23 и Фил. 2, 25 ). Все они причислены церковию к лику 70 апостолов. Тем не менее, вообще нужно признать, что на библейском языке это название принадлежит собственно двенадцати избранникам, которых Иисус Христос сделал основными камнями Своей церкви. Эти избранники удостоились находиться с Иисусом Христом в более близких отношениях, чем остальные ученики, и им поручено было проповедовать благовестие, а вместе с тем дана сила исцелять больных и изгонять бесов. Когда впоследствии зашел вопрос об избрании преемника Иуде предателю, то ап. Петр, определяя служение апостола, заявил, что прежде всего лицо, которое могло подлежать избранию, должно было находиться вблизи Иисуса Христа в течение Его общественной жизни, т. е., от Его крещения до вознесения, чтобы иметь возможность подтверждать события, которые оно видело, и особенно чудо воскресения (Дея. 1, 21 – 22). Ев. Иоанн, который и в своих Посланиях, и в своем Евангелии (хотя этого нельзя сказать об Апокалипсисе, 2, 2; 18, 20; 21, 14), ни разу не употребляет слова апостол, признавая, однако, существование особого, установленного Иисусом Христом сонма, который он называет Двенадцатью, особенно дает нам высокое понятие о духовных преимуществах этих избранников ( Иоан. 14, 26; 15, 26 – 27; 16, 13, 27 ). Их было двенадцать, потому что это число соответствовало числу колен израильских, к которым пришел Иисус Христос, как к овцам без пастыря. Они будут, подобно патриархам, судить колена в будущей жизни ( Матф. 19, 28 ). Двенадцать апостолов, будучи как бы представителями двенадцати колен, являлись представителями, следовательно, всего избранного народа. Они взяты были из простого парода и даже из его противоположных слоев, так как между ними мы находим мытаря Матфея и зилота Симона, из которых один был представителем чужеземного правительства, а другой – пламенным противником иноземного ига. Все, за исключением, быть может, мытаря Матфея, были люди неученые. Всю свою жизнь они провели в тяжелых трудах. По крайней мере четверо были рыбаками на озере Генисаретском. Но все они, за исключением Иуды, имели доброе сердце, и в их именно сердцах Христос и напечатлел новое благовестие.
Список апостолов передается тремя синоптиками и в книге Деяний Апостольских. Сравнивая эти четыре списка, можно видеть, что они безусловно заключают в себе одни и те же имена, за исключением Иуды, брата Иакова, который у Матфея называется Леввеем, а у Марка Фаддеем. Но Фаддей или Леввей, из которых одно происходит от сад или фад, – «грудь», а другое от леб, – «сердце», означают, в аналогичных терминах, вообще, человека благородного и энергичного. Можно думать, что это почетное прозвание рано вытеснило собою его собственное имя Иуды, как напоминавшее имя предателя. Двенадцать апостолов образуют три правильных группы, из которых каждая имеет главу и членов, состав которых не изменяется. Порядок в группе иногда изменяется, но никакой член группы не переходит из одной группы в другую. Эта классификация близко соответствовала степени близости, в которой, в повседневных отношениях жизни, каждый апостол находился с Иисусом Христом. Вот все четыре списка апостолов:
Матфей 10, 2–4 | Марк 3,16–19 | Лука 6, 14–16 | Деяния 1, 13 | |
1. | Симон Петр | |||
2. | Андрей | Иаков | Андрей | Иаков |
3. | Иаков | Иоанн | Иаков | Иоанн |
4. | Иоанн | Андрей | Иоанн | Андрей |
5. | Филипп | |||
6. | Варфоломей | Варфоломей | Варфоломей | Фома |
7. | Фома | Матфей | Матфей | Варфоломей |
8. | Матфей мытарь | Фома | Фома | Матфей |
9. | Иаков Алфеев | |||
10. | Леввей | Фаддей | Симон Зилот | Симон Зилот |
11. | Симон Кананит | Симон Кананит | Иуда Иаковлев | Иуда Иаковлев |
12. | Иуда Искарион | Иуда Искарион | Иуда Искарион | . |
После смерти Иисуса Христа, история апостолов становится историей самой церкви. Явления Воскресшего вновь пробудили в них мужество, оживляя в них надежды. Они собственными глазами увидели, что все, что предсказывали пророки и их Учитель, исполнилось. Отсюда, полные веры, они ожидали исполнения обетований Спасителя. На место предателя, они избрали Матфия. В день Пятидесятницы, на двенадцать апостолов вместе с учениками, находившимися в горнице, сошел Дух Святой, в виде огненных языков, и преобразовал их духовно.
С этого времени они сделались совершенно иными людьми. Эти нерешительные, невежественные, боязливые люди сделались полными энтузиазма, красноречивыми, людьми неукротимой ревности и силы. Во время достоянной борьбы и опасностей, они основали церковь в Иерусалиме; но по повелению Спасителя они должны были потом идти проповедовать в Самарии и по всему миру. Эллинизм подготовил для них пути, ап. Петр формально открыл доступ язычникам, крестив сотника Корнилия и всех членов его семейства, а Павел с необычайной ревностью выступил на поприще всемирной проповеди. Все двенадцать апостолов совершали то же самое дело проповеди; но мы не знаем, какую собственно кто из них избрал часть тогдашнего мира для просвещения его евангелием. Священная история об этом умалчивает. Но несомненно то, что успех их деятельности был так велик, проповедь их так быстро распространялась, что свет Евангелия скоро озарил мир, и это не могло быть делом одного только ап. Павла и его ближайших сотрудников, как бы ни велика была их ревность. В этом деле принимали участие и другие апостолы, как об этом и свидетельствует древнее предание Апостолы уже рано были изображаемы художниками первоначальной церкви, в катакомбах и особенно на христианских саркофагах. Они обыкновенно одеты в длинную тунику, доходящую до ног, и в плаще, как верхней одежде. На памятниках восьми первых веков, на западе, они изображаются стоя или сидя, по правую и по левую сторону Спасителя изображенного в Своем человеческом виде или под символической формой; одни из них бородатые, другие безбородые. В. левой руке они обыкновенно держат книгу или свиток, напоминающий о проповеданном ими божественном слове; иногда в руках у них венец, – символ их торжества и небесной награды.
См. Lаngе, Dаs Ароstolishe Zeitalter, Вrunswick, 1854. Lechler, Das Ароst. Zeitalter, Stuttgart, 1857; Фаррар, Первые дни христианства, в перев. А. Лопухина. Сиб. 1892; Ф. Яковлев, Очерки жизни и учения св. апостолов Павла, Андрея и Иакова. Москва, 1849; Апостолы: сборник церковных сказаний о них (Прав. Обозр. 1862; № 1); Троицкий Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу, Казань, 1894; Крылов, Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. Москва, 1869; Городцев, Апостолы проповедники христианства. Спб. 1884; в «Сборнике» М. Варсова, т. II, Симб. 1894.