Что обозначает слово черкес
Происхождение этнонима черкес
Будаев Н.М. «Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.» (Происхождение этнонима черкес)25.06.2008 15:50VIIIПроисхождение этнонима черкес. М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия.
Впоследствии имя черкес появляется во всех исторических источниках: в середине XIII в. – в арабских, персидских и западноевропейских сочинениях- с конца XIII в. в русских летописях, «История армении» уже в XIIIв., в перечне кавказских народов фиксируется имя черкесы» (М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,)
Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки».По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А. Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев.
У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают, что беглые кабардинцы, часть беленеевцев и абазин нашедшие приют на Кубани, названны этим этническим термином после установления Советской власти в 20-30 гг. Об этом пишет проф. В.Б.Виноградов «Каких-то 150-200 лет назад, говоря словами историка XIX в.: «Под именем «черкесы» скрывается немало племен, которые носят самые различные названия, в большинстве своем выселились в Турцию после покорения Кавказа», далее: «. в период Всесоюзной перепеси 1926 года и в ближайшие последующие годы народ под именем «черкес» не зафиксирован, хотя существовали и «Адыгская» и Черкеская» автономные области. И только в начале 1930х-гг. некоторые представители адыгской интелигеции стали определять свою национальность историческим термином «черкес», а спустя каких-то 10 лет, на кануне ВОВ, 80% адыгских обитателей ЧАО в составе Ставропольского края называли себя черкесами» (В.Б.Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи» Армавир, 1995, С.118).Г.Д.Чеснокова: «В начале 20 века «черкесами» стало называться все адыгское население. из переселившихся за Кубань на Карачаевскую территорию в 1820-1840-х годах беглых кабардинцев» (Г.Д.Чеснокова «Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современнось, Карачаевск, 1998г, с.173)И.Х.Калмыков: «За годы Советской власти различные адыгские этнические группы в Карачаево-Черкесии сложились в самостоятельную «черкескую» народность, имеющую свой язык. Современная «черкеская» народность сформировалась в XX» (И.Х.Калмыков «Черкесы», Черкеск, 1974, с.27-31).
Греко-латинская версия происхождения этнонима «черкес»
Вокруг происхождения экзонима «черкес» существует очень много гипотез. Для подведения общего знаменателя и разрешения данного вопроса, хотелось бы внести свою лепту по этимологии данного термина.
С античных времён, черкесы были известны под различными именами, такими как: керкеты, зихи, меоты, синды, агры, псессы, досхи и др.
Многие авторы и научные деятели пытались объяснить значение этнонима черкес по-разному. Если согласиться с официальной точкой зрения, которая существует на сегодняшний день, то экзоэтноним черкес, как обозначение адыгского народа, впервые встречается в европейских, армянских, грузинских, арабских, персидских, монгольских и других источниках с 40-х гг. ХIII в. Вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру он стал общеупотребительным во всех европейских и русских источниках ХV-ХIХ вв..
На рубеже XIII-XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый термин «черкасы». Исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкасы» горцам Черкасии, которые являются представителями адыгских субэтносов.
Хотелось бы отметить, что в русском языке форма «черкес» вытеснила более раннюю форму «черкас» лишь в XIX веке.
Невольно возникает вопрос: «Неужели трудно было именовать их адыгами?»
Единственное объяснение этому явлению состоит в том, что многие авторы следовали закоренелым традициям в почерке историографии, следы которых теряются в далёком прошлом.
Из более ранних источников нам известно, что места проживания черкесов (адыгов) носили такие топонимические названия как: тореты (Τορεᾶται), зихи (Ζυγοί), синды (Σινδοὶ), аррихи (Ἀρρηχοί), агры (Αγροί), тарпеты (Τάρπητες), керкеты (Κερκέτης), ситакены (Σιττακηνοί), обидиакены (Ὀβιδιακηνοὶ), меоты (Μαιῶται), досхи (Δόσκοι), гениохи (Ἡνίοχοι), дандарии (Δανδάριοι) и др., которые были обозначены и на европейских картах средневековья.
Эти термины античного времени, позже были вытеснены одним общим топонимом Circassia, который прочно закрепился за областью проживания адыгов (черкесов).
Проанализировав имеющиеся исторические, географические и лингвистические материалы, с полной уверенностью можно сделать вывод о том, что топоним CIRCASSIA является греко-латинским симбиозом, этимологизируется из романских языков индоевропейской семьи.
Экзоэтноним черкес (черкас, чиркас), в свою очередь, вытекает из этого топонимического названия.
Боссерт Хельмут предполагал, что от названия Ассувы (хетто-лувийское название небольшой области на северо-западе Анатолии) в дальнейшем произошло название Азия (Асиа), которое изначально распространялось на Анатолию и лишь в эпоху завоеваний Александра Македонского (IV до н.э.) стало обозначать совокупность земель к востоку от Греции (Лит.: Bossert H. Th., Asia, Istanbul, 1946).
До XVIII века граница между Европой и Азией по Азовскому морю и Дону не подвергалась сомнениям и находила подтверждение в ряде работ: Козьмы Индикоплова (VI в.), Мартина Бельского (1550 г.), Герарда Меркатора (XVII в.), Михаила Ломоносова (XVIII в.).
В письменных источниках средневековья, название адыгского народа чаще всего указывается на латыни (circassi). На западноевропейских средневековых картах XVI-XVIII века, экзоним Чиркаси (Circasi) появляется сперва в латинском, позже в немецком, английском, французском написании.
Со значением Assia (Азия) мы уже разобрались, осталось теперь объяснить значение Circ.
Из оного топонима и вытекает общеадыгский экзоэтноним ЧИРКАС>ЧЕРКАС>ЧЕРКЕС.
Можно задаться вопросом: почему же именно адыгов стали называть черкасами, черкесами? Ответ очевиден: являясь автохтонным, коренным населением Кавказа, именно адыгский народ с глубокой древности занимал и контролировал данную область, непосредственно меоты (предки адыгов) являлись оседлыми жителями
Безусловно, топоним Circassia (Чиркасия) и этноним чиркас, черкас, черкес ─ греко-латинского происхождения. Это название, обозначающее территориально-географическую область проживания адыгов (черкесов), закрепилось в терминологии латинского, позже и других европейских языков, и явилось ядром образования нового этнонима, а точнее экзоэтнонима: ЧИРКАС ˃˃ ЧЕРКАС ˃˃ ЧЕРКЕС.
На изображениях:
Кто такие Черкесы?
Сборник цитат из русских и зарубежных документальных источников, объясняющих этническую принадлежность черкесов
«Обратимся теперь к народу, который русские называют теперь черкесами, т.е. к адехе. Конечно, никто не скажет, чтобы этот народ был одного племени с карачаевцами. Они говорят особенным языком, нисколько не похожим на татарский; его наружность представляет строгий тип кавказской породы. Можно сказать, половина этого народа имеет русые волосы; часто встречаются голубые глаза.» [Русский вестник. Том 48. Москва, 1863.]
«Черкесы называют себя Адиге, что значит благородные. Слово же Черкес есть турецкое и значит перерезывающий дорогу, а также разбойник. Прежде черкесы были сильное племя, владевшее всем кавказским перешейком и даже Крымом.»[«Руководство к изучению русской земли и ее народонаселения. Европейская Россия», М. Владимирский-Буданов.]
«Черкесы сами себя называют «Адиге» и распадаются на несколько племен… Свободолюбивые, не знавшие никаких властей, никакого государственнаго строя, черкесы жили каждый своею личною жизнью. » [Альманах «Север». Санктпетербург. 1890г.]
«Кабардинцы составляютъ отдѣльную отрасль народа, называющаго себя общимъ именемъ адыге и извѣстнаго въ русской исторіи подъ названіемъ косоговь. Въ настоящее время за древними косогами установилось названіе черкесовъ.» [«Туземцы Северного Кавказа», Историко-статистическіе очерки., 1892г.]
«Черкесы народ, называемый в древности Цихи. Они сами называют себя Адиги.»[Гакстгаузен Август фон. «Закавказский край.»]
«Черкесы или адиге, жившие исключительно на северном склоне Кавказа, в долинах верхних притоков Кубани. Предания джигитов, патриархальная простота нравов, физическая красота, изящность безспорно делали черкесов первыми между остальными кавказцами, и их именем часто называли всех других горцев. К несчастию, они жили только войною, и многие этимологи объясняют самое слово «черкес» в смысле «грабитель», «бандит», «разбойник большой дороги». Тем не менее, название нации может быть произведено от Kerketes, упоминаемых у Страбона. Язык адиге грубый, гортанный, с произношением затруднительным для всякаго иностранца. » [Элизе Реклю. Земля и люди. Всеобщая география. Книга четвертая. Тома 6 и 7. С. Петербург. 1898г.]
«Сами Черкесы называют себя «Адыгами», а слово»Чёркес», родившись на берегах р.Чир, в виде «черкаса», позже было переделано турками в слово»черкес». О6 этих же «серсетах», либо»серсатах», писал и Византийский император Константин Багрянородный в 948 году, при чем надо помнить о том, что итальянский язык не имел буквы»Ч», изображая таковую буквой»С». Отсюда слово»Серсет»превращается в «Черкета» или «Черката», мало разнящееся от»черкаса». [Ленивов А. К., «Материалы по казачьей истории».]
«Сами черкесы не называют себя черкесами. Это турецкое слово означает грабителей или головорезов. Известно также слово «керкеты», означающее одну из самых обширных кавказских народностей, известную с древности. Русские называют черкесами всех горцев, которые разделены на множество племен, среди которых первое место занимают адыге. Адыге являются чисто черкесским народом.» [Ф. Вагнер «Шамиль и Черкесия»]
«Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими черкесскими племенами, или адыгами.»[«Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара», А.Ф.Швейгер-Лерхенфельд]
«Воинственные поколения, известные в Европе под не¬определительным названием черкесов, а между ними самими под общим наименованием адиге.» [Рапорт ген.-м. кн. Бековича-Черкасского и полк. Гасфорта гр. Паскевичу]
«За Кубанью живут воинственные народы, принадлежащие к племени Адиге, называемые у нас Черкесами, гордящиеся благородством характера и дворянским происхождением.» [Драгун. Воспоминания о закавказском походе 1853 и 1854 года // Военный сборник, № 1. 1860г]
«Черкесы, или адыгейцы, от всех кавказских народов разнятся своим языком, который ни с каким другим из теперь известных никакого сходства не имеет.» [СБОРНИК СВЕДЕНИЙ О КАВКАЗСКИХ ГОРЦАХ, ВЫПУСК 3, Тифлис 1870г.]
«Из всех народов Кавказских знаменитейшие Черкесы, которые на собственном языке своем называются Адиге. Соседственные Оссеты и Мингрельцы именуют их Казахами, а писатели Средних Веков разумеют их под именем Зихов.» [«Живописное путешествие по Азии, составленное на Французском языке под руководством Эйрие (Eyries)», перевод Е.Корша, издание А.С.Ширяева.]
«Западный Кавказъ занимаютъ разныя племена и колѣна адьііге или черкесовъ. Они сидѣли здѣсь съ древности, когда греческіе торговцы, называвшіе ихъ керкетами, зигами, геніохами, жаловались на твори¬мые ими разбои не только на суше, но и на морѣ.Подобно запорожцамъ, выходили они въ море на дол¬бленыхъ челнахъ, которые прятали въ прибрежной чащѣ, и горе было купцу, который, вмѣсто Херсонеса или Фанагоріи, попадалъ въ ихъ руки. Самымъ крупнымъ и культурнымъ изъ этихъ пле¬менъ являются кабардинцы.Возлѣ нихъ, въ среднемъ Кавказѣ, обитаютъ нѣкоторыя татарскія народности. Это обрывки, остатки кочевыхъ племенъ, который, попавъ въ горы, тутъ и остались.» [Березин Н.И., «Кавказ. Природа и люди»]
«Собственно черкесов составляют одни только адыгейцы, самое красивое племя из кавказских горцев. Они подразделяются на многия племена, из которых натухайцы и шапсуги занимали ближайшия к нашим бывшим границам земли – от Анапы до речки Вардин.» [Кавказ и его герои / сост. И.Н. Захарьин (Якунин). В 2 кн. Кн. 1-2. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902г.]
«Южная полоса западного Предкавказья была почти вся занята племенем адиге, или черкесами, как мы их привыкли называть по летописям — косоги.» [Кавказский вестник №1, Ежемесячный научно-литературный журнал /Выходил с 1900 по 1904 гг. в Тифлисе. Изд. В. Д. Корганов, потом Г. П. Мелик-Каракозов; ред. К. Н. Бегичев, потом В. Д. Корганов.]
«»Западные черкесы, адыге, жили независимой жизнью больше веков, чем сколько существует сама Россия. Еще древние греки знают «керкезов», т.е. черкесов-адыге. » [Мемуары Л.Тихомирова, «Тени Прошлого»]
«Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика, народ Zich или у Юлиана Sich — это черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии. » [«О СУЩЕСТВОВАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕНГРИИ, ОБНАРУЖЕННОМ БРАТОМ РИХАРДОМ», Ю.Венгерский]
«Черноморский край до присоединения к России был много гуще населен, чем теперь. Северную часть его с давних пор населяли адыгейские или черкесские племена.» [Сергей Анисимов. «Черноморского побережья Кавказа».]
«Черкесы, по распространенным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западногорские народности Кавказа. Греки узнали Церкетов и Зихов задолго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Ч. проживают и а настоящее время. Имя Зихи, очевидно, явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи. » [Казачий словарь-справочник Издатели: А.И. Скрылов, Г.В. Губарев; Кливленд, Ойдахо, США, 1966г.]
«Вся западная группа Кавказа занята многочисленным народом адыгов, обыкновенно называемых черкесами.» [Фадеев Р. А., «Кавказская война»]
«Племя Адиге, более известно целой Европе под именем Черкасского, занимает пространсто по обеим скатам главного хребта гор между Кубанью, Черным морем и границами Абхазии.» [«Военная исторiя Грузинскаго гренадерскаго Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Константина Николаевича полка, въ связи съ исторiей Кавказской войны», Тип. Моликова и Ко, Тифлис 1865г.]
«Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими, черкесскими племенами или иначе, адыгами.» [А. Ф. ШВЕЙГЕР-ЛЕРХЕНФЕЛЬД, «Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара». Пер. с нем — Спб., 1885 г, 668 с.]
“Название черкесов, которые сами себя именуют “адигами”, происходит от персидского слова “серкеш”. значит – “неподвластный, бунтующий, вольный”.[Савельев Е.П. «Древняя история казачества»]
«По имени, которым черкесы сами себя называют — адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами — нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары».
В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи — осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины — черкесианами, татары и европейцы — черкесами и чиркасами.» [Джордж Эллис. «Описание местностей между Черным и Каспийским морями.»]
«В этом месте, вплоть до реки Мерулы, впадающей в Понт, находятся горы, на которых живут черкесы или цики(зихи). В надежде на неприступность гор они не повинуются ни туркам, ни татарам.» [«Tractatus de duabus Sarmatiis», историко-географический трактат Матвея Меховского, опубликованный в 1517 году.]
«Нынешные черкесы – один из самых воинственных народов Кавказа – именует себя адигами. Адыгское или черкесское племя населяет пространство от горы Кубани до устьев реки Кубани, потом тянется до Каспийского моря и занимает Большую и Малую Кабарду. » [Александр Дюма, «Путешествие на Кавказ»]
«Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов. » [Бларамберг И. Ф., «Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа».]
«Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Зихи».[«Краткий обзор горских племен на Кавказе» (Нальчик, 1992г. — по изданию 1858 г. Тифлис, типография Канцелярии-наместника кавказского) акад. Ад. Берже]
«Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы» [«Древняя история казачества», Савельев Евграф Петрович]
«Под словом керкеты нетрудно узнать название черкесы, даваемое адыге русскими и другими народами.» [Л. Г. Лопатинский.10-го марта 1891г. Тифлис. «ЗАМЕТКИ О НАРОДЕ АДЫГЕ ВООБЩЕ И КАБАРДИНЦАХ В ЧАСТНОСТИ.»]
«Черкесы называют себя адиге, в наших летописях они упоминаются под именем касогов, заимствованным нами вероятно у осетин, которые и ныне еще называют их касагами. Вероятнее всего, что слово черкес имеет связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, основавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет в форме circassi, откуда и возниклотурецкое черкес, распространившееся по всей Европе и М. Азии» [Е. Г. Вейденбаум. Кавказские этюды. Тифлис, 1901]
«По единодушному признанию всех лингвистов, «керкеты» античных авторовь (Плиний, Страбон и др.), или «черкеней» в более позднее время, ‒ не кто иные, как современные черкесы» [Крупнов Е.Н. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.]
«В основе слова «керкет» лежит кабардино-шапсугская фонетика. Мегрельская речь, через которую этот термин проник в грузинский язык, является шипящей, и поэтому вполне закономерна переделка «керкета» в «черкези».[И. Лавров, «Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев»]
«Жители «провинции Черкесия или Черкессен» «называют себя и свою страну Адиги, турки и татары – Черкес – грузины Черкесиани – русские Черкесси, немцы – Черкесиен, а осетины Казах, которое, может быть, во времена императора Константина было общим названием» [Иоганн Антон Гильденштедт, «Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.»]
«В северо-восточной части Малой Азии в хеттско-неситскую эпоху активную роль играли племена кашков (kaška), наименование которых давно уже сближают с засвидетельствованным в древнерусских, древнегрузинских, арабских источниках племенным названием черкесов т.е. адыгейцев – косог, kašag, kešag». [Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту. Тб., 1954г.]
«Народ, известный у нас под этим общим именем черкесов, сам себя называет адыге…» [Фелицын Е. Д. «Западно-Кавказские горцы и ногайцы в XVII».]
«Сами черкесы указывают на происхождение этнонима черкес от имен двух правителей-братьев – Чера (Тшер) и Кеса.» [А. Намиток «Происхождение черкесов». Париж, 1939г.]
«Название Черкесы дано им окружающими их народами; сами же себя они всегда называли адиге».[«Энциклопедический словарь», Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]
«Дело в том, что черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору. Он, по выражению Попко, создан только для таинственных разговоров прикубанского трепещущего листьями осокоря с полуночным ветром, да закубанских джигитов между собою, когда они таинственно, под покровом ночи, пробираются, как тени, укромными местами в казачьи владения.» [Щербина. История Кубанского Казачьего Войска. том II]
«Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно различными племенами: от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени, известному у нас под именем черкесского, или адыге, как они сами себя называют; от Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасуа». » [Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера]
«Черкесы, как их называли некогда турки или персияне, значит разбойники; сами же себя черкесы именуют словом адиге, что означает благородные.» [Александров Н.А., «Народы России»]
«Черкесский язык, употребительный у Черкасов или Черкесов, коих истинное имя есть Адиге (Адиж). Они, кажется, суть Zyges Страбоновы, Zuchoi Перипла Аррионова, Sychen, Zyches, или Zeches Византийских писателей. Сии Зихи или Черкесы занимали в средние веки весь берег Азовского моря от устья Дона до Воспора Киммерийского; они теперь самый многочисленный народ в Черкессии.» [Адриан (Андриано) Бальби (1782–1848гг.), «О языках страны Кавказской»]
«Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. Пятигорские черкесы, или черкесы с пяти гор, граничащие с крымскими татарами, живут в горах. У меня нет никакого доказательства того, что они татары. Они белы лицом и телом, это свидетельствует о том, что это люди другой расы. » [«Путешествие в Московию, 1664—1665», Николаас Витсен]
«Мы в Европе знали эти народы под общим именем Цирцассиенс. Русские называют их черкесы.. Осетины и менгрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги» (Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты» [Скасси Р. «Извлечение из Записки о делах Черкесии, представленной господином Скасси в 1816 году»]
«Зихия — это страна черкесов или сиркасов вдоль Черного моря. «Зихи называются на народном языке, греческом или латинском, а тартарами и турками называются сиркасы», — сиречь слова итальянского путешественника Джорджио Интериано, побывавшего в этих краях в 1502 году. Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины еще и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей. Карачаи, что означает «черная речушка», прозваны черкесами «каршага кушха», а мингрелами и имеретинцами «карачиоли». Татарами они именуются кара-черкес, или «черными черкесами», так как подвластны черкесскому народу…».[Юлиус фон Клапрот., «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах»]
«Жители называют себя и свою страну Адиги, турки и татары Черкас, грузины Черкесиани, русские Черкесси, немцы Черкасиен, а осетины Казах, которое, может быть, во времена императора Константина было общим названием.»
«Черкесы суть народ особливый, который, сколько явствует из языка и прочих обстоятельств, кроме абхазов, своих соседов, ни с каким другим сродства не имеют. Оба народа говорят одним коренным языком, столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют» [И. А. Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.]
«Происхождение названия черкес толкуют различно. Одни стараются объяснить начало этого названия от Чера и Кеса, по преданиям бывших, будто бы, первыми родоначальниками адигскаго народа. Дагестанцы и все остальные жители Закавказья называют черкесов саркяс (перс. серкеш), что означает сорви-голова, головорез. Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древния времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны грекам под названием Зихи» [Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С. – Петербургскаго университета И.Н. Березиным. Отдел IV. Том IV. С. – Петербург. 1879г.]
«От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы «черкесами» или «керкесами». Древние называли их общим именем заги (зихи), а также жителями гор. Они не являются ни подданными, ни данниками Порты. » [Жан Шарден. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.]
«Абазы живут на побережье Черного моря, по языку и обычаям не отличаются от черкесов. Солдаты в египетскую армию набирались со всего света; особенно много в ней было черкесов, нации очень воинственной..»
«Даже те из черкесов, которые родились среди татар, не имеют ни облика, ни характера этого народа, и, если бы кто-либо назвал их прекраснейшим из всех восточных народов, он не слишком отклонился бы от истины. Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар.
Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько 10 крымцев сильнее 15 буджакан, настолько 5 черкесов сильнее 10 крымцев.» [Кантемир Дмитрий (1673-1723гг.), «История роста и упадка Османской империи»]
«Кабардинцы более известны европейцам под названием «черкесы». Они занимают северные склоны Кавказа и распространяются до реки Кубань.» [Аноним. «Нравы и обычаи кабардинцев, или черкесов.»]
«Черкесы горские. Язык (имеют) свой особливой черкесской. Арапы называли черкесов горских мамляхи (мамлюки), которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским (Египетским) королевством владели, у которых турки отняли. » [Иоганн Гербер. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г.]
«Сами себя и землю свою они называют адиги, россияне же и грузины, так же как и татары, называют их черкесами, или черкессианами, а землю их Черкесией. Германцы именуют их черкасами. Сами по себе составляют они многочисленный народ, могущий поставить на войну около 20 тыс. конников.»
«Мужское их одеяние весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают.» [Иоганн Готлиб Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Спб., при Имп. Акад. наук, 1799г.]
«Жители называют сами себя и землю свою Адиги, турки и татары черкас, грузинцы черкессиани, россияне черкесами, немцы черкассиен, а осетинцы казах, что во времена императора Константина было, может быть, обыкновенным названием.»
«Черкесы суть народ особливой, который, сколько явствует из языка и прочих обстоятельств, кроме абхазов, своих соседов, ни с каким другим сродства не имеют. Оба народа говорят одним коренным языком, но столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют.» [Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг: Гильденштедт Иоганн]
«Достойный примечания народ, известный Россиянам под именем Черкесов, называет себя Адиже; он обитает ныне в Большой и Малой Кабарде и по берегу многих в Кубань впадающих рек, до Анапы и Черного моря. Название Черкес происходит от татарского слова, которое должно быть составлено из Чер (дорога) и Кесмен (отрезать). И так Черкес означает человека, отрезывающего дорогу, т. е. разбойника. Черкесской язык совершенно отличен от всех прочих..» [Юлиусом фон Клапротом, «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах»]
«Язык черкесский с татарским ни в одном слове не сходствует.» [Дельпоццо И.П. Записка о Большой и Малой Кабарде // Русские авторы XIX века о народах центрального и северо-западного Кавказа. Том 1.]
«Осетины и мингрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». Интересно, что черкесы сами себя называют словом «адиге», которое совсем не встречается у известных нам античных авторов. Название народца «абазех» является искажением названия «абаза» и происходит, несомненно, от слова «абасса», так же как «чиркасы» или «черкесы» – от «керкетов», и, может быть, «нутахаи» происходят от «ахеев»» [Тэбу де Мариньи, «Путешествие в Черкессию».Написано шевалье Тетбу де Мариньи, консулом Его Величества Короля Нидерландов в Одессе.]
«Абазехи происхождения Черкесского, населяют лесистый разряд гор в вершинах рек Фаза, Шагуши и Спага, разбросаны хуторами по непроходимым лесам и топям, живут в рубленых деревянных, довольно обширных домах..» [Отрывки о Кавказе (Из походных записок) (Письмо к издателям Сев.Пч.). Якубович Александр Иванович]
«Не только грузины, народ такой же древний, как сама история, не знали других названий, кроме «джихи» и «Джихетия», которыми они называли морской берег Черкесии и его обитателей, но, повидимому, и сами черкесы не знали никакого другого своего национального наименования, кроме «Adighes», как они ceбя и называют. Измененное под влиянием греческого языка «Zyghes» представляет, вероятно, истинное местное название, затемненное впоследствии греческими названиями «ахеяне» и «гениохи», а также «керкеты», — племени, которое стало известно благодаря своему соседству с Босфором.»[«Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму», Фредерик Дюбуа де Монпере]
«Народ черкесов жил на обоих склонах Главного хребта подразделялся на разные племена : натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, гатюкайцы, бесленеевцы, махошцы, темиргои, жаневцы, егерукои, кяхи и хегак. » [Dirr A. Die Sprache der Ubychen: Grammatische Skizzen. Leipzig, 1928г. — 134 S.]
«Народ Адиге, который населяет большую часть этого пространства более известен под названием Черкесов и разделяется на большое число племен, имеющих разные наименования. Вот сильнейшие из этих племен : Натухайцы, Шапсуги, Бжедухи, Абадзехи, Кабардинцы. » [Карлсгоф Н., «О политическом устройстве черкеских племен, населяющих Северо-Восточный берег Черного моря».]
«При помощи черкеской азбуки, составленной одним Абадзехом, некоторые молодые люди и решились записывать свои песни и предания. Лишь только составлена песня, певцы отправляются в аул, где к тому времени приготовляется торжественный пир, в начале которого поется вновь составленная песня. Здесь, по всеобщем одобрении, певцы получали награды и песня разносилась ими по всему пространству, обитаемому многочисленным племенем Адиге. «[Юхотников Ф. [В.] Письма с Кавказа // Русское слово. 1861г. № 4.]
«Карачаевцы составляют особое племя, резко отличающееся от других соседних с ними племен. Между ними и черкесами, обитающими к западу от них, или кабардинцами — их северными соседями, ничего нет общего.» [Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК: сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1892. Вып. 14.]
«Черкесы, так называемые «адыге», жили по берегам р. Кубани, Черного моря и Тереку, занимая всю почти Кубанскую и часть Терской области. Установить точно южные границы этого народа очень трудно, потому что они постоянно то отодвигались, то придвигались, в зависимости от удачных или неудачных войн, которые вел этот воинственный народ с другими народностями. Черкесы делились на десять политически независимых племен, а именно: 1) Большая и Малая Кабарда, 2) шапсуги, 3) натухай, 4) абадзехи, 5) хатукаи, 6) бжедухи, 7) жане, 8) темиргои, 9) бесленеи и 10) махош.» [Народы Западного Кавказа. (По неизданным запискам природного бжедуха князя Хаджимукова). Хаджимуков Т.]
«В то время, когда Баркук был мальчиком в его родной стране, что близ Русии, в области Зиха (Zicha) или Чиркассия (Circassia), она имеет оба названия, он. был обманом похищен пиратами и продан торговцу невольниками». [Жизнь Баркука. Латинская биография мамлюкского султана Египта Баркука (ум. 1399 г.), написанная Бертрандо де Мижнанелли в 1416г.]
«Черкесский язык весьма распространен на Кавказе; кроме того, на этом же языке говорят и абазы.. Эта многочисленная и храбрая нация образует десять республик, или народностей: 1. Натухайцы; 2. Шапсуги; 3. Абадзехи; 4. Бжедухи; 5. Убыхи; 6. Хаттукайцы; 7. Абазы; 8. Бесленеевцы..» [Бесс де Ж.Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.]
«Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы» [Евграф Савельев, «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА.» Историческое исследование в трех частях.]
«Чиркасы пятигорские считают себя христианами и имеют особенный язык. Опытны в военном деле, а для великолепных похорон родственников собираются многочисленные погребальные процессии и в память умерших обрезают часть уха». [Дженкинсон, Энтони. Оригинал лондонского издания 1562г. Библиотека университета Вроцлава. Nova Absolutaque Russiae Moscoviae et Tartariae descriptio. Digitale Bibliothek der Universitat Wroclaw.]
«Kuban’ın ardında, Çerkesler olarak adlandırılan Adığe kabilelerine ait, karakterleri asil ve kökenlerinden gurur duyan savaşçı insanlar vardır.» [Dragoon. 1853 ve 1854 Transkafkasya Kampanyası Hatıralarından // Askeri koleksiyon, No. 1. 1860]
«Черкесы называют себя именем Адыге. Есть мнение, что слово это представляет собою только множественное число древнего слова «антъ», значащего, вероятно, человек, и в некоторых местностях оно поныне выговаривается «антихе».
.
Задолго до нашей эры, заселяя берега Черного моря, греки уже нашли адыгский народ на тех же самых местах, и между другими названиями дали ему имя «Керкетов», принадлежащее, вероятно, одному из тогдашних черкесским племен. Это-то имя и считается многими прародителем слова «черкесы»».[В. Потто «Кавказская война в отдельных отчерках, эпизодах, легендах и биографиях». Том 2й. 1888г.]