Что обозначает слово хэтчбек
Хэтчбек или седан? Как выбрать?
История создания
Хэтчбек – это довольно популярный в наше время тип кузова, который уже давно является серьезным конкурентом седана. Слово «хэтчбек» образовано от двух английских слов «hatch» – люк и «back» – сзади. Свою историю кузов начал еще в довоенные годы. В далекие 40-е годы ХХ века первые автомобили с широким люком сзади начала выпускать фирма Citroёn, позже эстафету подхватила американская фирма «Кайзер Моторс», выпустив в мир два образца: Frazer Vagabond и Kaiser Traveler. Широкую популярность хэтчбеки приобрели благодаря усилиям японцев. В Европе мода на эти кузова началась после выхода французского Renault 16.
Как выглядит хэтчбек
Хэтчбек представляет собой 3- или 5-дверный кузов, имеет один или два ряда сидений, а также короткий задний свес, к тому же у него есть дверца в задней стенке. Длина хэтчбека часто меньше, чем у седана, что дает ему ряд преимуществ в городских условиях. Как правило, хэтчбек имеет покатую крышу, которая плавно, без ступенек переходит в крышку багажника. Также данный кузов может быть и трехобъемным, но даже в этом случае нижний свес остается укороченным.
Что лучше выбрать хэтчбек или седан?
Для того чтобы Вам легче было определиться с выбором кузова будущего автомобиля, мы приводим список преимуществ и недостатков седана и хэтчбека. Ознакомившись с ним, Вы получите полезную информацию, которая поможет Вам с выбором.
Хэтчбек. Преимущества
Хэтчбеки – отличные машины для небольшой семьи. В них сочетаются комфорт, практичность и привлекательный дизайн. Хэтчбек идеально подходит для выездов на природу, в его багажник поместятся все необходимые на отдыхе вещи. А в пределах города маневренность и малогабаритность данного автомобиля помогут быстрее преодолеть пробку. Мечтаете о хэтчбеке? Перейдите в каталог легковых автомобилей, который поможет сориентироваться в ценах.
Популярные хэтчбеки, которые заслуживают Вашего внимания
• KIA Сee’d, бестселлер родом из Кореи. Надежный и практичный, с длинным списком опций в котором есть все, чего обычно ждут от современных автомобилей C-класса.
• Renault Sandero, доступный хэтчбек французской марки. Симпатичный городской компакт, с просторным салоном и вместительным багажником. Стойко переносит тяготы российских дорог и погоды.
• Ford Focus хэтчбек, образец соотношения цены к уровню оснащения. Постоянно высокое качество сборки, настроенные под наши дороги рули и подвеска, надежные моторы — все в пользу этой модели.
• Peugeot 308, само воплощение стиля. Последняя генерация модели и внутри, и снаружи стала самой эффектной в классе. Приятные на ощупь материалы и смелые линии кузова влюбляют в себя.
Хэтчбек: что это такое в машине, как выглядит, фото, модели авто
Хэтчбек – это автомобиль, у которого есть пятая дверь сзади и более короткий задний свес. Самое главное отличие хэтчбека от седанов, универсалов и других моделей в том, что в нём есть очень большой багажник, который одновременно является частью салона. По-другому хэтчбек называют как авто с двухобъёмным багажником.
Создали такой кузов более полувека назад, ориентируясь на потребности автолюбителей. Что же захотели потребители, которым уже изрядно надоели стандартные типы кузова?
И в результате появился хэтчбек – повседневного городское авто с большим багажным отсеком, который мог становиться ещё больше за счёт пространства салона. Плюс к этому люк багажника был довольно большой.
Многие автолюбители не могут точно выявить, какая машина относится к универсалу, а какая к хэтчбеку. Все начинает спрашивать друзей, что же такое хэтчбек. Кто-то утверждает, что это деталь в машине, а другие вообще говорят, что это марка автомобиля. Но это всего-навсего тип кузова и не более.
Расскажу историю возникновения хэтчбека, подробно опишу, что он представляет собой, перечислю плюсы и минусы, какие модели самые популярные, фото + видео. Обещаю, будет интересно!
Для начала расскажу об истории создания этого типа кузова.
История появления
Как правило, впервые автомобили с большим люком багажника появились в 1940-х годах, их выпустила фирма Citroen. Автовладельцы не особо оценили такой тип машин. Но примерно в это же время такой тип кузова приглянулся фирме Kaiser. Они поняли, что это довольно выгодно и можно на этом немало заработать. Фирма Kaiser купила права на выпуск авто такой конструкции и это привлекло взгляд многих автомобилистов. Они выпустили сразу 2 модели хэтчбеков: Frazer Vagabond и Kaiser Traveler.
После этого даже в Японии автоконцерны также стали выпускать хэтчбеки. А в Европе огромная популярность у хэтчбеков появилась после выпуска автомобиля Renault 16, который спустили с конвейера в 1965 году. Рено выпускалась вплоть до 1980 года. В автомобиле были 2 ряда сидений, которые можно было сложить, чтобы увеличить полезную площадь. А низкий пол и большая дверь в багажнике позволяла загружать в Renault 16 очень объёмные вещи. Мотор в машине был 0,7 л, передний привод, а вес был всего 665 кг. К тому же цена за автомобиль совсем была невысокая. После этого признаком хэтчбека стала скошенная задняя стенка кузова, которая была впервые применена именно в этой модели.
Таким образом, первый массовый хэтчбек за всю историю автопроизводителей считается Renault 16. Эта модель даже заработала награду в 1966 году – «Автомобиль года». Всего было продано 2 миллиона стильных и практичных автомобилей. Даже в СССР попытались создать похожую на него модель, но ничего не получилось. Но в дальнейшем всё-таки появился первый отечественный хэтчбек под названием ВАЗ 2108.
Конкурентом Renault 16 стал Volkswagen Golf, который был выпущен в 1974 г. Именно этот автомобиль подарил небольшим городских моделям название «гольф-класса». Плюсы Volkswagen Golf – это разнообразие дизайнов, повышенная мощность двигателя, комфорт и компактность.
Далее был выпущен в 1998 году автомобиль Peugeot 206, который и стал на много лет образцом хэтчбеков. Внешний вид кузова Peugeot 206 копировался на другие модели этой марки (207, 307, 308, 407), а также другими автоконцернами. Отмечу, что седан Пежо 206 не достиг даже сотой доли популярности, какая была у хэтчбека.
А самым продвинутым и комфортным хэтчбеком по праву считается Mercedes-Benz A-Class 3-го поколения, который создали в 2013 г. Модель с маркировкой AMG Sport сразу назвали словом «хот-хэтч», что переводится, как «горячий хэтчбек». Это спортивная агрессивная машина с большим радиусом колёс, брутальными бамперами, аэродинамическим обвесом и турбированным двигателем мощностью 360 л.
Теперь перейдём к подробному описанию характеристик такого типа кузова легкового автомобиля, как хэтчбек.
Что это такое
Многие задаются вопросом, что это такое в машине (особенно новички). Хэтчбек также может иметь такое написание, как хэтч, хетчбэк или хэтчбэк. Как переводится слово «Hatchback» с английского языка? «Hatch» — люк и «back» — сзади (задняя часть).
А дословно это слово означает как автомобиль с багажником, открывающимся вверх. В таких автомобилях 1 или 2 ряда сидений для пассажиров, короткая длина заднего свеса и большая дверь багажника.
Определить хэтчбек от других типов можно, просто посмотрев на конструкцию багажника: он отделяется от салона спинкой заднего сидения, которую можно при желании сложить.
Этот тип кузова даже немного популярнее, чем классика – седаны по причине улучшенной манёвренности в городе из-за укороченной длины кузова. Также в хэтчбек может вместиться больше объёмного груза, да и загружать/выгружать вещи гораздо проще и быстрее благодаря огромной двери в багажнике. Но постоянное использование такого автомобиля в качестве грузового не очень удобно – при неразложенных задних сидениях объём багажника у хэтчбека примерно такой же, как у седанов. Поэтому часто хэтчбек рекламируется как семейный либо спортивный автомобиль.
А сколько всего дверей в хэтчбеке? Бывают модели с 3 или 5 дверями. Трёхдверные хэтчбеки – это спортивные модели, а пятидверные – это семейные автомобили. Но наличие 5 двери, которая объединяет салон и багажник, ещё не говорит о том, что этот автомобиль относится к хэтчбеку. Такая же пятая дверь присутствует в купе, универсалах и в минивэнах. Также наличие трёх или пяти дверей и покатый свес сзади также может не быть отличительной особенностью хэтчбеков, поскольку с похожей конструкцией кузова могут быть лифтбеки (о них напишу ниже в статье).
Но некоторые автопроизводители называют свои модели, как захотят. Отличительный пример: Skoda продаёт свои модели Superb и Rapid как хэтчбеки, хотя судя по длине заднего свеса это лифтбеки.
Также некоторые модели выпускаются только в кузове хэтчбек. Это такие популярные автомобили, как Daewoo Matiz, Chevrolet Spark, Hyundai Getz, Toyota Yaris, Kia Picanto, Peugeot 107, Mazda 2 и Honda Jazz.
У нас в России многие считают хэтчбеки женским автомобилем. Возможно, поэтому классические седаны имеют большую популярность. А вот в европейских городах наоборот.
Варианты кузова
Присвоение определённой разновидности хэтчбека (универсал, лифтбек и др.) часто зависит от автопроизводителей, у которых свои взгляды на свой товар. К примеру, в Америке более распространён термин лифтбек, у нас же такие же авто продают как хэтчбеки.
Если сравнивать хэтчбек с универсалом, то замечу, что у последних салон и багажник также объединён. Это главное сходство этих кузовов. У универсала багажник больше, но по дизайну он уступает хэтчу. Иногда у универсалов задняя дверь меньше по размеру. Длина универсала часто длиннее, чем у хэтча, поэтому у него может располагаться целых 7 пассажиров. По цене универсалы дороже, чем хэтчбеки.
Если же длина свеса у универсала одинакова с хэтчбеком, то это не даёт ему права называться хэтчем. Наглядный пример: Audi 100 Avant — модель относится скорее к универсалу или лифтбеку, потому что длина свеса сзади равна длине у седана аналогичной модели, несмотря на то, что зад авто покатый. А допустим, Лада Калина в кузове хэтчбек и универсал отличаются друг от друга только длиной заднего свеса. Отсюда делаем вывод, что от универсалов хэтчбек отличается меньшим объёмом багажного отделения и коротким задним свесом.
Существует ещё такой тип кузова, как лифтбек. Это название давным-давно известно в США, а у нас в России оно появилось сравнительно недавно. Несмотря на то, что в 1973 выпустили автомобиль ИЖ-2125. Его назвали «Комби», хотя он по конструкции был лифтбеком.
У лифтбека длина свеса больше чем у хэтчбека, но меньше, чем у универсала. А также в лифтбеках более выраженный багажный отдел, благодаря которому он похож на седан, но с более коротким багажником. Яркий пример – это Škoda Rapid, Toyota Corolla Liftback, ЗАЗ-1103 «Славута», Škoda Octavia, и Lada Granta Liftback. Тем не менее у нас маркетологи продвигают подобные автомобили как хэтчбеки, поскольку это слово просто привычнее для покупателей.
Какие ещё разновидности хэтчбеков представлены на автомобильном рынке?
Каммбэк (хвост Камма). Также именуется как хвост Камма. Здесь крыша плавно переходит в заднюю дверь, а ниже идёт вертикальный срез. Например, это гибридный автомобиль Toyota Prius.
Фастбэк. Форма кузова похожа на каплю. Крыша перетекает в заднюю дверь прямо до бампера. Имеет отличные динамические характеристики. Представители: Fiat 600, Audi A7 Sportback, Bentley Continental GT, Mercedes-Benz CLS.
Нотчбэк. Он чем-то похож на классический седан, но дверь багажника открывается как и у хэтчбека вместе с задним стеклом. Например, Skoda Superb и ЗАЗ «Славута.
Это классификация условна, каждый автоконцерн сам решает, как именно называть ту или иную модель.
Теперь перейдём к преимуществам и недостаткам хэтча.
Плюсы и минусы хэтчбеков
Эти полезные советы помогут вам определиться с выбором модели автомобиля. Сначала расскажу о положительных качествах автомобилей в кузове хэтчбек.
Несмотря на многочисленные плюсы, у хэтчбека существуют и минусы:
Перейдём к фотографиям ярких представителей хэтчей.
Фото: как выглядит машина хэтчбек
А сейчас можете ознакомиться с модельным рядом популярных хэтчбеков:
Вот рейтинг авто моделей, где хэтчбек – это единственный тип конструкции кузова. Изучите картинки:
Отечественные авто с кузовом хетчбек:
Рейтинг более новых зарубежных автомобилей с кузовом хэтчбек:
Видео: самые быстрые хэтчбеки в мире
Подведём итог. Что такое хэтчбек? Это очень популярный автомобиль с такой конструкцией кузова, благодаря которой можно перевозить объёмные грузы. Основное отличие от седанов и универсалов – в длине заднего свеса. Отмечу, что многие модели автомобилей выпускаются как в кузове седаны, так и хэтчбек. Какой бы вы выбор не сделали, у каждой конструкции есть свои плюсы и минусы, поэтому решать только вам.
Хэтчбек: что это такое
Без автомобилей с двухобъемным кузовом, получившим название хэтчбек, трудно представить себе современный транспортный трафик. Между тем, история этого типа кузова насчитывает чуть больше шестидесяти лет, многие автолюбители, визуально представляя, что такое хэтчбек, не понимают его технических отличий от универсалов, купе, микровэнов.
Что значит кузов хэтчбек
Формально главным признаком кузова стал укороченный задний свес (сравнительно с однотипными седанами, универсалами). Примером, хорошо демонстрирующим различия, выступает отечественная «Лада Калина», у которой кузов универсал значительно длиннее.
Лада Калина Универсал (сверху) и Лада Калина Хэтчбек (снизу). Обратите внимание на размер окна в багажное отделение, из-за укороченного свеса на хэтчебеке оно намного меньше.
Пятую дверь, объединяющую объемы салона и багажника, нельзя считать основным отличием кузовной конструкции, ею оборудуются кузова лифтбек, универсал, купе, микровэн. Не имеют значения и конфигурация кормы, количество дверей – существуют модели хэтчбеков с вертикальным, покатым задним свесом, тремя, пятью дверями. Чаще всего кузов путают с лифтбеком, который многие эксперты считают разновидностью хэтчбека, а не отдельной конструкцией.
Сравнение конструкции кузова с седанами дает многим автопроизводителям возможность называть модель произвольно. Так, чешские «Шкоды» (модели «Октавия», «Суперб», «Рапид») в России продаются как хэтчбеки, хотя длина свеса позволяет называть их лифтбеками. Другими разновидностями хэтчбека, меняющими название по конфигурации кормы, стали фастбэки (с покатой линией крыши), каммбэки (с вертикальным свесом пятой двери), нотчбэки (европейское название американских моделей со слабо выраженным третьим объемом).
Популярность универсального городского кузова выразились в появлении моделей, не имеющих аналогов в кузовах седан или универсал. Только в кузове хэтчбек выпускались такие популярные модели как Hyundai Getz, «Дэу Матиз», «Хонда Джаз», Chevrolet Spark, «Тойота Ярис», «Киа Пиканто», «Мазда 2», «Ниссан Микро», «Пежо 107». Из отечественных моделей, не выпускавшихся с кузовами «седан», можно отметить трехдверный хэтчбек «Ока» (ВАЗ 1111).
Пяти дверная версия хэтчбека Peugeot 107.
Многие модели с кузовами купе, небольшие переднеприводные кроссоверы, микровэны можно причислять к категории хэтчбеков. Конструкции отличаются только размерами, высотой кузова, конфигурацией задней двери. Это можно сказать о микровэне Nissan Note, увеличенном в высоту, «паркетниках» Mitsubishi ASX, Nissan Juke. Торговое определение конструкции кузова, позиционирование модели зависит от политики автопроизводителя.
Плюсы и минусы хэтчбека
Исторически новая модель кузова была вызвана необходимостью применения более компактных, универсальных машин, чем длинные, громоздкие седаны. Увеличение количества городского транспорта, усложнение парковки, диктовали такие параметры нового кузова как:
Первая модель с кузовом «хэтчбек» была выпущена фирмой «Рено» под названием Renault 4L (1961 г.). Дешевый автомобиль простой конструкции уже обладал важнейшими отличиями хэтчбека – пятой дверью, сдвижными сиденьями с возможностью демонтажа. Машина с маломощным (0, 7L) двигателем получила оглушительный коммерческий успех, к 1994 году было продано восемь миллионов автомобилей.
Renault 4L — считается первым хэтчбеком, выпущен компанией Рено в 1961 году.
Впоследствии требование минимальной комплектации отпало, как и сниженная стоимость моделей с этим типом кузова, но основные преимущества хэтчбеков остались прежними. Объединение в одном объеме багажного отделения с салоном определило и основные недостатки конструкции кузова. К минусам хетчбеков относят:
Видео о хэтчбеке
Знаковые модели хэтчбеков
Выпустив первый хэтчбек, конструкторы «Рено» не остановились в развитии новой кузовной концепции. Летописцы истории концерна считают первым массовым хэтчбеком не простенький Renault 4L, а более позднюю модель Renault 16 (1965 г.). Машина на десять лет стала образцом хэтчбека по пропорциям, углу наклона задней двери. Став в 1966 году «Автомобилем года», Renault 16 продержался на конвейере еще четырнадцать лет. Популярность модели выразилась в двух миллионах продаж.
Первым реальным конкурентом «Рено 16» стал Volkswagen Golf (1974 г.), давший название «гольф-классу» городских компактных моделей. Его преимуществами стали постоянные обновления дизайна, широкая гамма кузовов, увеличение мощности двигателей, количества «опций комфорта». О популярности модели говорит появление седьмого поколения автомобиля, в котором кузов стал легче (за счет использования пористых материалов, пластиков), мощность двухлитрового турбодизеля увеличилась до 150 л.с.
Renault 16 — считается первым массовым хетчбеком
Образцом эталонного дизайна хэтчбеков на долгие годы стал французский Peugeot 206 (1998 г.). Пропорции модели в увеличенном виде переходили не только к другим моделям концерна «Пежо» (Peugeot 307, 407, 207, 308), но и копировались другими автопроизводителями. Своеобразие, агрессивность раскосых фар, далеко заходящих на крылья, рельефные бамперы, выштамповки кузова повторялись у многих моделей, став признаком соответствия автомобильной моде. Достичь пропорциональности, завершенности силуэта французской модели удалось не всем подражательным вариантам хэтчбеков.
Такой же трудной задачей стал поиск компромисса между авангардными идеями дизайнеров и традиционными вкусами европейских, американских покупателей. Характерно, что седан «Пежо 206», выпущенный для развития коммерческого успеха марки (2006 г.), не достиг и малой доли популярности знакового хэтчбека. Напротив, в Америке об успехе огромных седанов, мощных внедорожников производители хэтчбеков могут только мечтать.
По количеству технических новшеств, «опций комфорта», воплощенных в модели компактного хэтчбека, несомненно, лидирует A-Class (третье поколение) немецкого концерна Mercedes-Benz. Продолжая развитие преимуществ второй генерации (2009 г.) новая модель, выпущенная в 2013, стала образцом сочетания спортивного дизайна с высокими стандартами комфорта.
Mercedes-AMG A 45 4MATIC — отличный пример современного кузова хэтчбек.
Хэтчбек выпускается в трех исполнениях, названия которых (AMG Sport, Urban, Style) достаточно красноречивы. Модель с индексом AMG Sport журналисты сразу назвали «хотхатчем» (горячим хэтчбеком). Спортивный вариант выделяется агрессивными чертами дизайна (аэродинамическим обвесом, мощными бамперами, большими колесами), мощностью турбированного двигателя (2, 0L, 360 л.с.).
Скромнее технические характеристики двигателей для версий Urban, Style (1.6 – 2.0L, 122 – 184 л.с.). Для всех комплектаций характерны возможности установки спортивных опций (анатомических кресел гоночного типа, алюминиевых педалей). Оригинальный дизайн интерьера усиливается комбинированными, кожаными обивками салона, своеобразными «соплами» дефлекторов вентиляции, усеченным снизу рулем. Уже в базе хэтчбеки «А-класса» комплектуются электромеханическим усилителем руля, системами «Старт-Стоп», PreSafe (обеспечение превентивной безопасности), помощью при парковке.
«Универсальный горячий парень»: как хэтчбек стал одним из самых популярных типов кузова
Трудно представить, что многие из нас еще помнят времена, когда автомир не знал машин с кузовом хэтчбек. Как получилось, что сегодня эти два слова – практически синонимы?
Примелькавшийся, совершенно будничный для нас хэтч на самом деле оказался эпохальным кузовом. К моменту, когда автомобиль стал достаточно беспроблемным с технической точки зрения и широкодоступным как товар, ему потребовался максимально универсальный кузов. К середине ХХ века время кароссери индивидуального покроя уже прошло, а владения двумя-тремя разнофункциональными авто – еще не пришло (и не факт, что в некоторые страны вообще придет когда-либо). Потребовался кузов, подходящий сразу максимально возможному числу потребителей.
Требования к такой машине были несложными:
И эволюция привела цивилизацию к рождению хэтчбека – пассажирского автомобиля ежедневного пользования с возможностью трансформации внутреннего пространства кузова и большим люком для багажа.
Экономия «квадратов»
На фото: Renault 4L
Получить такие данные можно было с кузовом, обитаемое пространство которого стало бы единым для пассажиров и груза. В принципе, такая двухобъемная концепция к 1950-м годам уже была обкатана на универсалах – машинах, полученных из седанов путем увеличения багажника до высоты крыши и его объединения с салоном за счет удаления жесткой перегородки. Но из-за длинной кормы и большого багажного отсека они были громоздкими и дорогими, в то время как массовому автомобилю требовалась компактность и дешевизна. И конструкторы решили сэкономить на «жилплощади», отведя одну и ту же территорию и пассажирам, и грузам – но для использования ее поочередно.
Согласно концепции, основное время автомобиль должен оставаться пассажирским – и большую часть пространства под крышей машины занимают сиденья, а багажнику отведено совсем немного. Но если вдруг понадобится перевезти что-то крупное, «лишние» сиденья можно сложить или убрать вовсе. Авторы идеи имели в виду, что подобная необходимость будет возникать нечасто.
Такой автомобиль поставили на конвейер в 1961 году, и назывался он Renault 4L (или просто Renault 4 – не путать с Renault 4 CV!). В коробчатой формы кузове стояли два ряда сидений на легком трубчатом каркасе, которые можно было сложить или убрать, чтобы освободить место для большого багажа. Низкий пол и пятая дверь, занимавшая весь задний торец кузова сверху донизу, позволяли грузить внутрь самые громоздкие вещи.
На фото: Renault 4L
Под стать было и простое шасси: несущее днище, маленький 0,7-литровый моторчик, передовой на ту пору передний привод, рулевая рейка и простенькая торсионная подвеска. Машина получилась в самом деле универсальной: дешевой, легкой (665 кг), удобной для четырех человек, но с возможностью перевозки крупногабаритного груза.
Позднее оказалось, что так был создан один из самых массовых «французов» – с 1961 по 1994 год выпустили более 8,1 миллиона единиц Renault 4L.
Но сами реношники почему-то считают первым в мире хэтчбеком свой Renault 16 (1965–1980 годы) – возможно, потому, что над ним уже потрудились дизайнеры, и он вышел не утилитарной крытой тележкой, а по-настоящему стильной легковушкой. С неменьшей долей практичности, следует заметить. Именно сильно наклоненная задняя стенка кузова Renault 16 на долгие годы стала признаком типичного хэтчбека.