Что такое слово объяснить детям
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Цель:
2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.
3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Оборудование:
1. Сюжетные картинки «Сад. Лес. «.
2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).
4. Мешочек с предметами (игрушками).
Ход НОД
1. Организационный момент: Упражнение «Лягушки»
Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет»ква-ква-ква!».
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
2. Чтение стихотворения.
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
— Сегодня мы познакомимся с понятием «слово», будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.
3. Беседа по сюжетным картинкам «Сад. Лес».
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
— Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)
— А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)
— Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.
4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.
1) Игра «Собери слово»
2) Игра «Живые и неживые слова»
Летит, летит по небу шар,
Но знаем мы: до неба шар
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
— Слово «волк» обозначает живой предмет, животное.
5. Игра «Что в мешочке?»
Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос «Что делает?»
6. Физкультминутка «Осенний сад»
7. Игра «Цепочка»
Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос » Какой? Какая? Какие? «.
Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.
8. Пальчиковая гимнастика.
У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)
Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)
У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)
У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)
Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)
А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)
Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)
9. Работа в тетради:
Упражнение «Укрась предмет»
Задание: Нарисовать предметы по памяти.
10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)
Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем»; Нищева Н. В. «Мой букварь»; Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и букв»; Чистякова М. А. «Психогимнастика».
План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).
Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной речевой группы. Тема: «Что такое слово»
Коррекционно-развивающие задачи :
Наглядный материал : картинка с изображением Незнайки, собачки, мяч, фишки, картинки.
Предварительная работа : Знакомство детей с х/л Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
Ход НОД:
I часть.
— В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цветочным и был очень красивым. На улице Колокольчиков жило 16 малышей — коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Незнайка.
— Дети, как вы думаете, почему Знайка был самым главным малышом? (потому что он много знал.)
— Да верно. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали так за то, что… (Незнайка ничего не знал.)
— Ребята, а как вы думаете, за что его прозвали Незнайкой?
— Да, верно, за то, что он ничего не знал. Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку. Он целый день слоняется по городу и распевает: плим, плим, плим, плим, плим, плим. Однажды Незнайка так увлекся, что не заметил, как наткнулся на Знайку. «Что ты говоришь?» — спрашивает Знайка. «Слова» — отвечает Незнайка. «Слова» — удивился Знайка, — но ведь они ничего не значат, не имеют смысла. Разве тебе понятно, о чем ты говоришь? (Ничего не понятно.)
— Нет, — говорит Незнайка, — мне не понятно. Может ребята мне подскажут, о чем я говорю.
— Дети, скажите Незнайке, о чем он говорит. Ребята, не знаете, о чем
говорит Незнайка, вам не понятно? Мне не понятно. Потому что то, о чем ты горишь, не имеет смысла, значения.
— Знайка, а разве есть другие слова? (Конечно, есть.)
— Ну конечно, есть, — отвечает Знайка. — Вот послушай, когда я говорю «ложка», — это ложка. Ложкой суп едят. «Кошка»
— это кошка. У кошки 7 котят. «Тряпка» — это тряпка. Тряпкой вытру стол. «Шапка» — это шапка. Оделся и пошел.
— А я придумал слово, смешное слово — плим.
— И повторяешь снова — плим, плим, плим.. Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим… И ничего не значит — плим, плим, плим..
— А, понял, — говорит Незнайка. — Мы говорим словами, но слова бывают разные. Слова должны иметь смысл, значение.
II часть.
Фонетическая ритмика: отработать с детьми звуки – А, О, И, У, Э, П, Т, Х, Д.
— Дети, давайте играть в мяч, я буду кидать вам мяч, а вы называть разные слова. (Сначала Незнайка бросает мяч детям, потом наоборот). (Слова: яблоко, молоко, мама, дерево, кино, лист, лампа и т.д.)
— Спасибо ребята. Теперь я знаю много разных слов, я могу даже сочинять стихи. Про что захочу, про то и сочиню.
— Незнайка, но ведь стихи сочинять очень сложно.
— А мне ребята помогут. Они будут мне подсказывать нужные слова:
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой.. (ножке)
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка… (тоже)
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет)
Иней лег на ветки ели,
За ночь иглы… (побелели)
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз)
Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он… (осел)
Таракан живет за печкой,
То-то теплое… (местечко)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах… (щёки)
— Спасибо, дети, вы очень хорошо помогли Незнайке.
III часть.
— Ребята, Незнайка что-то загрустил, у него пропала любимая собачка Булька. Вы можете помочь найти Бульку, если выполните следующие задания:
1. Надо сказать о собаке ласковые слова. (Милая, добрая, красивая, и т.д.)
2. Какой может быть собака. (Добрая, злая, смелая, пушистая и т.д.)
3. Что может делать собака. (Лаять, лакать, грызть, охранять и т.д.)
— Дети, посмотрите, а вот и Булька, нашлась. Вы правильно выполнили все задания и помогли Незнайке.
— Итак, сегодня мы узнали, что наша речь состоит из слов, что и мы говорим словами. Слова нужны, чтобы люди могли общаться о чем—то, разговаривать. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел
«Термин «слово». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
ирина польшина
«Термин «слово». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Познакомить детей со звучащим словом. Познакомить с термином «слово».
Цель: Закрепление звука «к»; дать представление о многообразии слов; ознакомить с термином «слово».
Ход занятия.
1. Ритуал начала занятия. Этюд «Доброе животное».
2. Оргмомент (второе слово из пары слов).
3. Закрепление пройденного материала.
б) с каким звуком мы познакомились на последнем занятии (К);
4.Игра: «Доскажи словечко».
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Кто альбом раскрасит наш?
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
Не хотел котенок мыться,
Убежал он из….(корытца)
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б на встречу не поплыл,
5. Что такое «Слово»?
6.Игра: «Назови любое слово со звуком «К».
Назови мне любое слово. Вокруг нас предметы, они нас окружают каждый день, каждый предмет обозначается каким-нибудь словом.
7. Слова можно измерять.
(Хлопать, стучать, топать, приседать, шагать)
8.Итог: ритуал окончания занятия.
«Характеристика звука» (метод наглядного моделирования) Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мишка в гости к нам пришел» Цели: 1. Дать детям представление о словарном составе речи 2. Познакомить детей с термином «слово» 3. Дать детям представление о протяженности.
Детский час
для детей и родителей
Что такое слово? Рассказ детям
С раннего детства и до преклонных лет человек слышит слова. У каждого слова своя история.
Жизнь требует, чтобы мы употребляли слова правильно.
Слова в своём развитии могут подвергаться определённым изменениям. Происхождение различных слов изучается, а раздел науки о языке, занимающийся происхождением слов, называется «этимологией».
Роль слов переоценить трудно. Если мы хотим до кого-то донести свою мысль, выразить чувства, написать книгу – без слов это сделать невозможно. Слово ранит и ободряет, даёт надежду, поддерживает, утешает. «Доброе слово и кошке приятно», — учит нас русская пословица.
Слово обозначает определённый предмет, событие, явление жизни. Однако не все слова соотносятся с какими-либо понятиями, действиями. К таковым в русском языке относятся междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
Слово – это друг и помощник человека. К нему нужно относиться бережно. Не употребляйте в речи мусорные слова. Они не добавят нам позитива.
Что такое слово?
По-научному слово – это наименьшая единица речи, самостоятельная структурно-смысловая единица языка.
В самом общем смысле слово – это обозначение того, о чём мы можем подумать.
Слово – это совокупность звуков или отдельный звук. Слово состоит из слогов. Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов. Из слов составляются предложения.
В русском языке около полумиллиона слов. Появляются новые слова, а некоторые используются всё реже и реже.
Как возникает слово? Что такое словообразование?
Ни для кого не секрет, что слова составляются из определённых «кирпичиков». Есть такой раздел науки, который ставит своей целью изучить состав и способы образования слов. Он называется «словообразование».
Приведём пример: «лесной, пролесок, лесовик». Каждая из выделенных частей этих слов остается неизменной, какое бы новое слово мы не образовали. Одна часть слова является как бы его основанием, на котором утверждается и все слово. Главная, основная часть слова называется «корнем». Перед корнем часто ставится «приставка». Часть слова после корня называется «суффикс». В конце слова имеет место быть «окончание». Часть слова без окончания называется «основой».
Но не только с использованием этих «кирпичиков» образуются новые слова. Существуют и иные способы образования слов.
Великие мастера слова
Кого мы можем назвать «великими мастерами слова»? Наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова и других. Они умели обращаться с русским словом. Они писали о том, о чём переживали, думали, размышляли, что чувствовали… И слово было их союзником.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Что такое слово?»
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.
• Формировать понятие, что такое значение и смысл.
• Формировать понятие, что такое слово.
• Совершенствовать навык чтения.
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Формирование навыка чтения.
Интеграция образовательных областей:
Ход работы:
В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?
В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.
ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.
Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?
Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.
ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.
Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?
Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?
Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?
ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.
Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?
ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).
Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?
ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.
Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.
Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?
Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова: «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.
Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова: собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.
Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.
Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.
В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?
В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?
(Дети отдают конверт воспитателю)
В. : (читает письмо): «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?
(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).
В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?
ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.
(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт,на котором написано: «От Бабы-Яги»Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)
В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.
В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?
ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)
В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?
В. : Я что она больше всего хочет?
В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?
ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.
В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?
В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?
В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?
ПОД: Это слово непонятное.
В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.
Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.
Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?
ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.
(Звучит сигнал сообщения на телефон)
В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)
«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.
Посылаю вам в подарок стихотворение о слове:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.
Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,
Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.
И подпись: Царь – Государь Алфавит».
В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?
В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?
ПОД: Слова должны иметь значения.
В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?
ПОД: Ты катись весёлый мячик.
Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.