Что такое словообразовательная модель
словообразовательная модель
Смотреть что такое «словообразовательная модель» в других словарях:
Словообразовательная модель — Более или менее регулярно воспроизводящаяся в определенном языке схема образования слова из определенных морфем (корня / основы и аффиксов) с определенными принципами их следования и соединения, с определенной акцентной характеристикой, служащая… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
словообразовательная модель — Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает: 1) производящую базу; 2) формант; 3) деривационное значение … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Модель — (франц. modèle, от лат. modulus мера) в языкознании 1) искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощённом виде) поведение какого либо другого («настоящего»)… … Лингвистический энциклопедический словарь
модель — (франц. modele от итал. icodello образец). Схема или образец какой либо языковой единицы, показывающие последовательное расположение составляющих ее частей. Модель словообразовательная. Модель предложения … Словарь лингвистических терминов
модель — 1. (< фр. modéle < modello < лат. modulus способ, образец). В языкознании – абстрактное понятие эталона или образца грамматической, фонологической или иной системы и представление самых общих характеристик к. л. языкового явления; общая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
информационная модель правильности речи — включает следующие компоненты: I. значение: главное коммуникативное качество; соблюдение норм литературного языка; соответствие языковой структуры речи действующим языковым нормам; II. формы правильности речи: 1) произносительная правильность; 2) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Астекские языки — Самоназвание: nāhuatl, nāhuatlàtōlli, mexìcatlàtōlli, mācēhuallàtōlli Страны: Мексика … Википедия
словообразовательная модель
Смотреть что такое «словообразовательная модель» в других словарях:
Словообразовательная модель — Более или менее регулярно воспроизводящаяся в определенном языке схема образования слова из определенных морфем (корня / основы и аффиксов) с определенными принципами их следования и соединения, с определенной акцентной характеристикой, служащая… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
словообразовательная модель — Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает: 1) производящую базу; 2) формант; 3) деривационное значение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Модель — (франц. modèle, от лат. modulus мера) в языкознании 1) искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощённом виде) поведение какого либо другого («настоящего»)… … Лингвистический энциклопедический словарь
модель — (франц. modele от итал. icodello образец). Схема или образец какой либо языковой единицы, показывающие последовательное расположение составляющих ее частей. Модель словообразовательная. Модель предложения … Словарь лингвистических терминов
модель — 1. (< фр. modéle < modello < лат. modulus способ, образец). В языкознании – абстрактное понятие эталона или образца грамматической, фонологической или иной системы и представление самых общих характеристик к. л. языкового явления; общая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
информационная модель правильности речи — включает следующие компоненты: I. значение: главное коммуникативное качество; соблюдение норм литературного языка; соответствие языковой структуры речи действующим языковым нормам; II. формы правильности речи: 1) произносительная правильность; 2) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Астекские языки — Самоназвание: nāhuatl, nāhuatlàtōlli, mexìcatlàtōlli, mācēhuallàtōlli Страны: Мексика … Википедия
Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе
Цели: способствовать внедрению в практику преподавания русского языка приемов, отрабатывающих умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач, а именно при определении правильного написания слова
От качества работы над составом слова напрямую зависит результативность обучения орфографии в школе. Именно поэтому я сочла необходимым рассказать о некоторых эффективных приемах обучения правописанию с опорой на структурный анализ слова. Все эти приемы направлены на то, чтобы уже в начальных классах дети осознали самое главное свойство русского письма: отражение единообразного графического облика морфем в процессе написания слова. Однако в процессе обучения в школе далеко не все учащиеся поднимаются на этот морфемный уровень осознания русской орфографии. Многие дети и в средней школе остаются на начальных этапах усвоения грамотного письма.
Установлено, что, оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Так появляются ошибки, которые искажают не только морфемный состав слова, но и семантическую его суть:
я-щик, под-ру-га, а-ист, п-ушк-а, о-гнев-ой, по-по-дал-ся (попадался), мя-чик, пла-щик, со-дим-ся (садимся), р-ечк-а, под-дорож-ник (подорожник), пере-пел-к-а, пере-дн-ий и т.п. (на доске)
Основная цель работы в области состава слова и словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.
Очень важно найти эффективные приемы, с помощью которых в школьные годы можно активизировать морфемный канал восприятия слова, то есть поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания. Это предполагает в первую очередь наличие развитой способности различать в словоформе разные типы языковых значений, выражаемых морфемами.
Исключительно эффективным приемом, с помощью которого открывается морфемный канал, формируется умение «выхватывать» в словоформе наиболее яркие структурные особенности, является работа со словообразовательными моделями слов.
Своеобразным эпиграфом к работе со словообразовательными моделями может стать стихотворение А.Шибаева «Спрятанные слова»:
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
— Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
Словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели
В отличие от привычных схем, которые принято использовать в процессе обучения русскому языку, словообразовательная модель является источником многогранной информации о слове.
Разумеется, ученикам начальных классов для анализа предлагаются доступные их восприятию словообразовательные модели. Приступая же к такому анализу, нужно помнить, что способность к многоаспектному анализу словоформы формируется в результате целенаправленной и кропотливой работы на уроках русского языка.
Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагаю последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.
Графический диктант помогает в практике преподавания преодолеть один недостаток, который, по мнению психологов, мешает формированию навыков осознанного членения слова по составу. Ученые отмечают, что разбирать по составу написанное слово дети привыкли. Но учащиеся не умеют анализировать слово звучащее. Графический же диктант способствует формированию именно этого сложного и важного умения.
Хочу подчеркнуть, что работа со словообразовательными моделями рассматривается не как отдельный тип упражнения, построенный на использовании необычной графической записи слова и время от времени предлагаемый ученикам, а как особое направление в обучении, способствующее формированию умения ориентироваться в структуре слова, вычленять в слове разные типы языковых значений, проводить структурный анализ на уровне словообразовательных обобщений.
В качестве примера приведу несколько типов заданий, ориентирующих на смысловой, грамматический, орфографический, морфемно-словообразовательный анализ слов через осмысление словообразовательной модели. Для работы на уроках русского языка в начальных классах выбираются словообразовательные модели, доступные восприятию школьника.
Приведу примеры заданий по каждому из названных направлений в работе со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе.
1. Зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку.
Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.
Такая работа в большей степени имеет пропедевтическое значение, поскольку на самых ранних этапах работы со структурой слова в начальных классах дети еще имеют довольно смутное представление об аффиксах, затрудняются в их выделении, опознавании, а основное внимание в такой работе уделяется корню.
Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка идет накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв (или звуков), это смыслы, значения, которые передают важную информацию о слове.
2. Накопление групп одноструктурных слов
Это очень важное направление в работе со словообразовательными моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
Начинается такая работа с анализа, например, записи, которую учитель делает на доске.
Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики могут под руководством учителя дополнять другими примерами.
3. Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели
На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.
Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать, например, так:
— напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти слова по составу.
Для примера приведу несколько моделей и слова, от которых можно образовать по данным моделям новые.
ник (орех, осина, береза);
няк (береза, ива, дуб, известь);
Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение (а значит, и написание, строение) слов известных.
4. Поиск загаданного слова но модели-отгадке
Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах
В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами. Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа:
рассмотрите словообразовательную модель. Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова?
используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово.
— назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).
5. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей
6. Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте
Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения, так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой обработки текста. Для подобного анализа можно предлагать детям такие, например, тексты.
Формирование умения проводить морфемно-орфографический анализ слова.
Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Поморфемное проговаривание и поморфемное письмо
В отличие от слогового проговаривания, поморфемное требует четкого произнесения каждой морфемы в слове. Этот способ орфографического чтения является значительно более сложным для ребенка 2-3 классов, так как предполагает наличие способности вычленять морфемы в процессе записи слова и до записи его.
Практика показывает, что прием поморфемного письма дает положительные результаты при условии его систематического использования на уроках. Это, конечно, не означает, что поморфемной записью нужно оформлять каждую письменную работу школьников. Однако за правило можно взять, например, требование обязательно обращаться к этому приему один раз в неделю, предлагая ученикам для записи отдельные словоформы, словосочетания. При этом не нужно увлекаться количеством слов, предназначенных для поморфемного письма. Пусть за неделю школьники напишут всего 3-4 слова таким образом, но подобная работа, повторяем, должна выполняться учеником систематически (то есть регулярно каждую неделю по 3-4 слова) и осмысленно.
Способом поморфемной записи (с соответствующим поморфемным комментированием, проговариванием) можно оформлять не только отдельные слова, словосочетания, но и тексты, которые предлагаются детям в процессе зрительного восприятия (списывание) или восприятия на слух (различные виды диктовок). Второй вариант значительно сложнее для выполнения, так как предполагает умение выделять морфемы в еще не написанном слове, то есть в слове, которое не воспринимается учеником зрительно. Однако именно этим сложным умением должен овладеть ученик, чтобы справиться с таким, например, распространенным видом учебной деятельности, как написание диктанта, когда от ученика требуется в процессе записи слова опираться на его морфемный состав.
Таким образом, в ходе поморфемного письма и по-морфемного проговаривания отрабатывается важное умение совмещать в процессе записи слова морфемный и орфографический анализ. При такой работе лучше запоминается графический образ многих морфем, они быстрее «узнаются» в слове. Именно на выработку этой способности и направлены данные приемы обучения.
2. Работа с корнями-омофонами
Данный аспект в преподавании, как мы знаем, является чрезвычайно важным, поскольку ученики, как правило, не осознают, что «роль значения можно свести к роли «стоп-сигнала», запрещающего относить некоторые слова к данному корню». Работа с такими словами направлена на то, чтобы привлечь внимание ребенка к семантике морфем, добиться того, чтобы они ощутили, «увидели» этот «стоп-сигнал» и научились им пользоваться в процессе письма.
Итак, я постаралась познакомить вас с приемами, которые я использую для формирования орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова, которые каждый учитель вправе использовать по своему усмотрению с учетом подготовленности учащихся конкретного класса и задач обучения.
Словообразовательная модель это в русском языке
Словообразовательная модель
Смотреть что такое «Словообразовательная модель» в других словарях:
словообразовательная модель — Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает: 1) производящую базу; 2) формант; 3) деривационное значение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
словообразовательная модель — Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает: 1) производящую базу; 2) формант; 3) деривационное значение … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Модель — (франц. modèle, от лат. modulus мера) в языкознании 1) искусственно созданное лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощённом виде) поведение какого либо другого («настоящего»)… … Лингвистический энциклопедический словарь
модель — (франц. modele от итал. icodello образец). Схема или образец какой либо языковой единицы, показывающие последовательное расположение составляющих ее частей. Модель словообразовательная. Модель предложения … Словарь лингвистических терминов
модель — 1. (< фр. modéle < modello < лат. modulus способ, образец). В языкознании – абстрактное понятие эталона или образца грамматической, фонологической или иной системы и представление самых общих характеристик к. л. языкового явления; общая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
информационная модель правильности речи — включает следующие компоненты: I. значение: главное коммуникативное качество; соблюдение норм литературного языка; соответствие языковой структуры речи действующим языковым нормам; II. формы правильности речи: 1) произносительная правильность; 2) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
комплексные единицы системы словообразования — 1) словообразовательная пара; 2) словообразовательный тип; 3) словообразовательная модель; 4) словообразовательная категория; 5) словообразовательная парадигма; 6) словообразовательная цепь; 7) словообразовательное гнездо … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Астекские языки — Самоназвание: nāhuatl, nāhuatlàtōlli, mexìcatlàtōlli, mācēhuallàtōlli Страны: Мексика … Википедия
III. Словообразовательные модели и типы. Способы словообразования
Способы выделения морфем
Морфемы выделяются методом сопоставления однотипных структур: перераспределение (сделать анализ данного слова).
Классификация морфем
б) основа – общая часть слов и словоформ;
в) аффиксы (словообразующие и формообразующие).
При помощи морфем образуются новые слова, причем образуются, как правило, по известным моделям.
Словообразовательная модель – единая схема построения производных слов:
Сущ. + ист = сальбист, связист;
Под + сущ. + ник = подрамник, подсвечник, подоконник, подлокотник;
На + инфинитив + ся = нагуляться, начинаться.
Словообразовательная модель предполагает образование слов от одной части речи при помощи одного форманта.
Словообразовательный тип – производные слова, образованные по одной модели и имеющие одинаковое значение словообразовательных аффиксов: бархатистый, глинистый, азотистый, золотистый.
Тема: Грамматическая форма слова. Способы выражения грамматических значений
Цель: Уяснить понятие грамматической формы. Познакомиться со средствами выражения грамматических значений.
1. Понятие о грамматической форме слова.
2. Синтетические грамматические способы: аффиксация, редупликация, супплетивизм, ударение, словосложение.
3. Аналитические грамматические способы: служебные слова, порядок слов, соположение слов и форм, интонация.
4. Синтетические и аналитические языки.
І. Понятие о грамматической форме слова
На предыдущей лекции мы беседовали с вами о различии между лексическим и грамматическим значением, рассмотрели понятие словоформы в его соотношении с лексемой. Для продолжении разговора о грамматике необходимо актуализировать сущность исходных понятий.
Итак: 1. Определите в слове молоком лексическое и грамматическое значение.
2. Чем отличается лексическое значение от грамматического? (конкр. – кла, глав. – вспом., ном. – оформ.)
3. Что такое словоформа? (это грамматическое видоизменение лексем)
Таким образом, словоформа представляет собой единство лексического и грамматического значения. Однако мы можем условно разделить лексический и грамматический компоненты. Рассмотрим на примерах.
Петров решил сложную задачу.
Уберем для начала грамматику:
Петров решать сложный задача.
Петров- реш- сложн- задач-.
Убрав грамматику, мы оставили номинацию фрагмента объективной ситуации, своеобразное ментальное представление, или номинативное ядро. В современной лингвистике такое образование называют пропозицией.
Пропозиция – это номинативное ядро высказывания.
Если мы оплодотворим пропозицию разными грамматическими значениями, мы можем получить несколько высказываний, достаточно различных по смыслу.
Петров решил сложную задачу.
Петров не решил сложной задачи.
Мог ли Петров решить сложную задачу?
Решил ли Петров сложную задачу?
К счастью, Петров решил сложную задачу.
К сожалению, Петров не решил сложной задачи.
Произведем обратное действие, уберем из высказываний лексические значения, посмотрим, что останется:
Можно еще редуцировать грамматику.
Эти грамматические схемы мы можем наполнить лексикой по собственному усмотрению. У нас получилось два абстрагированных комплекса: на лексической базе и на грамматической. Оба они есть в сознании, но в науке не существует единого мнения, какой из этих комплексов появится первым при порождении высказывания о Петрове.
Предметом нашего внимания является грамматическая основа (база) высказывания. Для того, чтобы объяснить студентам, что такое грамматическая форма, Л.В. Щерба придумал такую фразу:
Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка.
Проанализируем эту фразу и переведем на русский язык. По щербовскому принципу написана и шутливая сказка Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Прочитаем ее:
– Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Выпишите все использованные в тексте грамматические морфемы русского языка и определите их функцию, словообразовательную или словоизменительную. Определите, какие грамматические значения выражены в следующих противопоставлениях: Калуша – калушата, калушата – калушаточки, сяпать – присяпать,усяпать, трямкать – стрямкать, дудониться – подудониться, зюмо – зюмо-зюмо. Попытайтесь «перевести» эту сказку на русский язык.
Вернемся к «глокой куздре» Мы выделили в ней грамматические формы в чистом виде, ибо лексический слой заполнен пустышками. Как мы их определили? По специальным показателям, которые указывают на грамматическое значение.
Достаточно ли только одного грамматического показателя, чтобы определить грамматическую форму? Нет, ибо показатель – это только метка, необходимо еще и знать грамматическое значение, которое обнаруживает себя лишь в соединении с основой-корнем.
Основа – это часть слова, которая является базой, основой для формообразования. Она выполняет организующую функцию. Например:
Стена
Бегаја разные формы, показатели, значения
Таким образом, грамматическая форма определяется во взаимосвязи со значением основы.
Грамматическая форма – это единство грамматического значения и способов его выражения. Грамматическая форма представляется в распадении слова на основу и словообразующий аффикс, или формант.
Подведем краткий итог:
1) лексема в речи проявляется в словоформе;
2) словоформа включает лексическое и грамматическое значение;
3) словоформа в отвлечении от лексического значения → грамматическая форма;
4) грамматическое значение имеет материальное выражение – грамматический показатель, грамматический способ, грамматическое средство, формант.
Мы рассмотрели понятие грамматической формы на материале близкого и хорошо известного языка. Однако языки мира очень отличаются набором грамматических значений, комплексом грамматических показателей, а следовательно и грамматическими формами. Только на материале знакомых вам языков – русского, украинского, английского, французского, немецкого, латинского обнаруживаются:
– различия в родовых значениях (в русском, украинском, латинском немецком – 3, французском – 2, английском – 0);
– различия числа (в китайском – нет, в русском, украинском, английском – единственное и Pl, в древнерусском – единственное, двойственное и Pl, в ава (Новая Гвинея) – единственное, двойственное, тройственное и Pl);
– различия в притяжательности: в тюркском, абхазском – моя лошадь, твоя женщины лошадь, твоя мужчины лошадь, его лошадь, ее лошадь;
ингушский – возможное Fut
Несмотря на значительные различия в грамматических значениях, количество способов выражения грамматических значений исчислимо. Они могут быть типизированы. Именно на способах выражения грамматического значения базируется морфологическая или типологическая классификация языков, которая станет предметом анализа на последующих занятиях, а сейчас мы перейдем к характеристике грамматических показателей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе
Цели: способствовать внедрению в практику преподавания русского языка приемов, отрабатывающих умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач, а именно при определении правильного написания слова
От качества работы над составом слова напрямую зависит результативность обучения орфографии в школе. Именно поэтому я сочла необходимым рассказать о некоторых эффективных приемах обучения правописанию с опорой на структурный анализ слова. Все эти приемы направлены на то, чтобы уже в начальных классах дети осознали самое главное свойство русского письма: отражение единообразного графического облика морфем в процессе написания слова. Однако в процессе обучения в школе далеко не все учащиеся поднимаются на этот морфемный уровень осознания русской орфографии. Многие дети и в средней школе остаются на начальных этапах усвоения грамотного письма.
Установлено, что, оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Так появляются ошибки, которые искажают не только морфемный состав слова, но и семантическую его суть:
я-щик, под-ру-га, а-ист, п-ушк-а, о-гнев-ой, по-по-дал-ся (попадался), мя-чик, пла-щик, со-дим-ся (садимся), р-ечк-а, под-дорож-ник (подорожник), пере-пел-к-а, пере-дн-ий и т.п. (на доске)
Основная цель работы в области состава слова и словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.
Очень важно найти эффективные приемы, с помощью которых в школьные годы можно активизировать морфемный канал восприятия слова, то есть поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания. Это предполагает в первую очередь наличие развитой способности различать в словоформе разные типы языковых значений, выражаемых морфемами.
Исключительно эффективным приемом, с помощью которого открывается морфемный канал, формируется умение «выхватывать» в словоформе наиболее яркие структурные особенности, является работа со словообразовательными моделями слов.
Своеобразным эпиграфом к работе со словообразовательными моделями может стать стихотворение А.Шибаева «Спрятанные слова»:
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
— Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
Словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели
В отличие от привычных схем, которые принято использовать в процессе обучения русскому языку, словообразовательная модель является источником многогранной информации о слове.
Разумеется, ученикам начальных классов для анализа предлагаются доступные их восприятию словообразовательные модели. Приступая же к такому анализу, нужно помнить, что способность к многоаспектному анализу словоформы формируется в результате целенаправленной и кропотливой работы на уроках русского языка.
Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагаю последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.
Графический диктант помогает в практике преподавания преодолеть один недостаток, который, по мнению психологов, мешает формированию навыков осознанного членения слова по составу. Ученые отмечают, что разбирать по составу написанное слово дети привыкли. Но учащиеся не умеют анализировать слово звучащее. Графический же диктант способствует формированию именно этого сложного и важного умения.
Хочу подчеркнуть, что работа со словообразовательными моделями рассматривается не как отдельный тип упражнения, построенный на использовании необычной графической записи слова и время от времени предлагаемый ученикам, а как особое направление в обучении, способствующее формированию умения ориентироваться в структуре слова, вычленять в слове разные типы языковых значений, проводить структурный анализ на уровне словообразовательных обобщений.
В качестве примера приведу несколько типов заданий, ориентирующих на смысловой, грамматический, орфографический, морфемно-словообразовательный анализ слов через осмысление словообразовательной модели. Для работы на уроках русского языка в начальных классах выбираются словообразовательные модели, доступные восприятию школьника.
Приведу примеры заданий по каждому из названных направлений в работе со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе.
1. Зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку.
Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.
Такая работа в большей степени имеет пропедевтическое значение, поскольку на самых ранних этапах работы со структурой слова в начальных классах дети еще имеют довольно смутное представление об аффиксах, затрудняются в их выделении, опознавании, а основное внимание в такой работе уделяется корню.
Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка идет накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв (или звуков), это смыслы, значения, которые передают важную информацию о слове.
2. Накопление групп одноструктурных слов
Это очень важное направление в работе со словообразовательными моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
Начинается такая работа с анализа, например, записи, которую учитель делает на доске.
Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики могут под руководством учителя дополнять другими примерами.
3. Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели
На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.
Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать, например, так:
— напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти слова по составу.
Для примера приведу несколько моделей и слова, от которых можно образовать по данным моделям новые.
ник (орех, осина, береза);
няк (береза, ива, дуб, известь);
Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение (а значит, и написание, строение) слов известных.
4. Поиск загаданного слова но модели-отгадке
Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах
В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами. Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа:
рассмотрите словообразовательную модель. Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова?
используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово.
— назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).
5. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей
6. Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте
Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения, так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой обработки текста. Для подобного анализа можно предлагать детям такие, например, тексты.
Формирование умения проводить морфемно-орфографический анализ слова.
Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Поморфемное проговаривание и поморфемное письмо
В отличие от слогового проговаривания, поморфемное требует четкого произнесения каждой морфемы в слове. Этот способ орфографического чтения является значительно более сложным для ребенка 2-3 классов, так как предполагает наличие способности вычленять морфемы в процессе записи слова и до записи его.
Практика показывает, что прием поморфемного письма дает положительные результаты при условии его систематического использования на уроках. Это, конечно, не означает, что поморфемной записью нужно оформлять каждую письменную работу школьников. Однако за правило можно взять, например, требование обязательно обращаться к этому приему один раз в неделю, предлагая ученикам для записи отдельные словоформы, словосочетания. При этом не нужно увлекаться количеством слов, предназначенных для поморфемного письма. Пусть за неделю школьники напишут всего 3-4 слова таким образом, но подобная работа, повторяем, должна выполняться учеником систематически (то есть регулярно каждую неделю по 3-4 слова) и осмысленно.
Способом поморфемной записи (с соответствующим поморфемным комментированием, проговариванием) можно оформлять не только отдельные слова, словосочетания, но и тексты, которые предлагаются детям в процессе зрительного восприятия (списывание) или восприятия на слух (различные виды диктовок). Второй вариант значительно сложнее для выполнения, так как предполагает умение выделять морфемы в еще не написанном слове, то есть в слове, которое не воспринимается учеником зрительно. Однако именно этим сложным умением должен овладеть ученик, чтобы справиться с таким, например, распространенным видом учебной деятельности, как написание диктанта, когда от ученика требуется в процессе записи слова опираться на его морфемный состав.
Таким образом, в ходе поморфемного письма и по-морфемного проговаривания отрабатывается важное умение совмещать в процессе записи слова морфемный и орфографический анализ. При такой работе лучше запоминается графический образ многих морфем, они быстрее «узнаются» в слове. Именно на выработку этой способности и направлены данные приемы обучения.
2. Работа с корнями-омофонами
Данный аспект в преподавании, как мы знаем, является чрезвычайно важным, поскольку ученики, как правило, не осознают, что «роль значения можно свести к роли «стоп-сигнала», запрещающего относить некоторые слова к данному корню». Работа с такими словами направлена на то, чтобы привлечь внимание ребенка к семантике морфем, добиться того, чтобы они ощутили, «увидели» этот «стоп-сигнал» и научились им пользоваться в процессе письма.
Итак, я постаралась познакомить вас с приемами, которые я использую для формирования орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова, которые каждый учитель вправе использовать по своему усмотрению с учетом подготовленности учащихся конкретного класса и задач обучения.
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
§1. Словообразование: основные понятия
§2. Словообразовательные модели в русском языке
2.1 Имя существительное
2.2 Имя прилагательное
2.3 Глагол
2.4 Наречие
2.5 Предикатив
2.6 Служебные части речи
2.7 Числительное
2.8 Местоимение
2.9 Междометие
§3. Способы словообразования в английском языке
3.1 Классификация слов на основе продуктивности способов словообразования
3.2 Словообразовательный анализ лексических единиц сказки братьев Гримм «Ганс и Грета»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Развитие языка обусловлено в значительной степени развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами словообразовательного процесса.
Создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д.
Актуальность темы обусловлена её научным и практическим интересом. Характеризуя степень научной разработанности проблематики темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной темы.
Объект работы: лексическая подсистема русского и английского языков (языковая реальность).
Предмет исследования: система реализации словообразовательных моделей в русском и английском языке.
Цель работы: изучение словообразовательных моделей русского и английского языков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к словообразованию.
2. Выявить закономерности словообразования в русском языке.
3. Рассмотреть систему словообразования в английском языке.
4. Проанализировать лексические единицы в сказке с позиции словообразования.
При проведении исследования использованы следующие методы:
анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
метод структурного анализа (конституентный)
Работа состоит из введения, трёх параграфов, выводов (заключения), списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
В первом параграфе рассмотрены общетеоретические вопросы словообразования. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы.
Во втором параграфе, рассмотрены те же понятия, на практической основе словообразовательных моделей русского языка.
В третьем параграфе рассмотрены закономерности и способы словообразования в английском языке.
§1. Словообразование: основные понятия
§2. Словообразовательные модели в русском языке
2.1 Имя существительное
2.2 Имя прилагательное
2.6. Служебные части речи
Словообразование междометий— процесс образования междометий от производящей базы другого междометия либо других частей речи. Характеризуется тем, что аффиксация используется редко, исключительно в стилистических целях. Различают такие виды образования междометий:
аффиксный: шутл. аиньки?
безаффиксный:
сращение: скажите на милость!; вот тебе на!
сложение: кис-кис-кис; цып-цып-цып;
конверсия: Скажите! Брось!
§3. Способы словообразования в английском языке
3.1 Классификация слов на основе продуктивности способов словообразования
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.