Кто такой нагибин ростов на дону
Он любил смотреть в небо, когда тяжелые вертолетные лопасти начинали по-потихоньку свой разгон. Он старался быть поближе к ним, но тяжелая директорская ноша не позволяла ему быть на поле и тогда он открывал окно своего кабинета, чтобы услышать шум приближающегося вертолета.
Территория завода была настолько облагорожена и ухожена, что попадая туда, возникало ощущение, что ты находишься в городском парке, а не на крупнейшем вертолетном заводе, к работе которого Нагибин относился заботливо, строго и справедливо. Такой тип руководителей встречается сегодня крайне редко.
К счастью, в 1943 году город был освобожден. Михаил Нагибин пошел в семилетнюю школу №24, которую немцы превратили в конюшню. Поэтому дети занимались в рядом расположенном здании металлургического завода. В небе также летали самолеты, но это были наши, советские и выпускались они в Таганроге. Звук их моторов Михаилу очень нравился. Самолеты вереницами летели над городом, когда вместе со своими одноклассниками Михаил помогал восстанавливать разрушенные немцами школьные классы.
В должности главного технолога Нагибин принимал самое активное участие в запуске в серию дальних противолодочных самолетов и тяжелых самолетов-разведчиков. За эту работу над Ту-142М и Ту-126 он получил высокие правительственные награды.
Тем временем в мае 1976 Михаил Нагибин был переведен на Ростовский завод главным инженером. Как вспоминают его таганрогжские сослуживцы, Михаил Васильевич, который с детства и юности буквально «прикипел» к своему родному городу все же хотел остаться работать здесь и дальше. Причем руководитель Таганронгского завода видел его своим приемником. Но, по рассказам очевидцев, в дело вмешалось областное и местное партийное руководство, которое решило отправить Михаила Васильевича работать в Ростов.
Михаил Нагибин был очень неординарной личностью. Его профессионализм уважали и высокие партийные чиновники, которые любили наведываться в образцово налаженное производство. Он мог сделать замечание, но так, что люди не ожесточались, а работали лучше и слаженнее. Это касалось взаимоотношений как с подчиненными, так и с партийным аппаратом.
Однажды несколько руководителей отделов дожидались прибытия первого секретаря райкома партии, но он по каким-то причинам задержался. В ожидании прошло около двух часов. Это было недопустимо в условиях, когда работа оборонного предприятия, зачастую, требовала вмешательства. Нагибин нервничал. Но свое раздражение он изо всех сил скрывал. А когда высокий гость наконец приехал, то в ходе заседания Нагибин не стал говорить об очередных задачах и перспективах развития производства, а заговорил о пунктуальности и уважении. Это выступление было таким необычным, что многие из очевидцев его помнят до сих пор и гордятся свои директором. До сих пор гордятся. Никто не может припомнить какой-либо несправедливости, допущенной Нагибиным. Не кричал он на людей, не хамил, как это сегодня, зачастую, бывает. Каждую ошибку в работе он разбирал детально, жестко указывая на промахи. И люди старались работать так, чтобы не подводить своего директора.
Он редко надевал ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Знак Почета», медаль «За доблестный труд».
Такая смелость и решительность была оценена и зарубежными деятелями: присуждение «Факела Бирмингема» за работу в тяжелых экономических условиях стало мировым признанием заслуг руководителя и коллектива завода.
Михаил Нагибин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
На ней изображен Михаил Васильевич Нагибин, деятельный, прекрасный руководитель и необычайно добрый человек. В активной стремительной жизни он успел сделать немало, сохранив высокий уровень экономики на уровне большого города.
Пора детства и юность
Появился на свет Михаил Васильевич в предвоенную пору в Таганроге в 1935 году, осенью. Отец трудился на заводе сборщиком самолетов. От него и унаследовал сын любовь к небу. Родной город располагал немалым количеством производственных зданий.
Совсем малышом Мишу в Великую Отечественную войну вывезли в эвакуацию. Это помогло ему избежать тяжелых воспоминаний. В 1943 Таганрог был освобожден. Семья Нагибиных вернулась домой.
Мальчик пошел в школу. Учиться поначалу пришлось в здании завода. Ребята помогали восстанавливать разрушенные оккупантами кабинеты школы. Над городом постоянно пролетали авиакорабли, тщательно охраняя территории. Ему нравился протяжный рев моторов самолетов.
После семи классов выпускник поступил в авиационный техникум. Учеба давалась без усилий. Мальчишка оказался усидчивым и заинтересованным учеником. Теория его не слишком привлекала. Гораздо больший интерес вызывала практика.
После пребывания на заводе и рассматривания разнообразных инструментов юноша полностью отдавался выбранной деятельности. Получив образование, Нагибин оправился работать на одно из старейших в стране предприятий, завод в Таганроге, где работал отец. Начинающему сборщику-клепальщику быстро удалось завоевать уважение.
Трудовая карьера
Через пару месяцев умелый образованный парень стал помощником мастера. В армии Михаил служил авиационным механиком в военном округе столицы. После прохождения службы Нагибин-младший вернулся на родное предприятие, где быстро стал мастером.
На этом этапе молодой человек осознал, скольких знаний ему не хватает. Он стал студентом политехнического института Новочеркасска. Молодой специалист, работавший контрольным мастером, уже успел устроить личную жизнь, жениться.
Требовательному профессионалу перед принятием окончательного решения всегда необходимо было изучение соответствующей литературы, документации. Нагибина назначили заместителем начальника, а спустя год он сам руководил механическим цехом. Коллеги и подчиненные высоко ценили специалиста, требования всегда выполняли.
Новой должностью молодой инженер был весьма доволен. Талантливый руководитель всегда находился в центре событий на производстве. Руководство возлагало на Нагибина немало ожиданий. После курсов он стал главным технологом на авиапредприятии.
На заводе работали над реализацией нового направления. Начиналось серийное производство противолодочных самолетов ТУ-142М. Машины предназначались для обнаружения и ликвидации подводных судов.
Перед началом работ необходимо было тщательно изучить всю информацию по сооружению, кардинально изменить существующие системы предприятия и внедрить новейшие достижения технологии. Задачу молодой руководитель решил блестяще и в кратчайшие сроки. Изготовление новых машин было поставлено без срывов назначенных сроков на конвейер.
Награды и повышение
Проведенную колоссальнейшую работу оценили. Нагибина удостоили многих наград, а также дали новое перспективное назначение. Директор предприятия решил предать пост именно Нагибину. Но руководство решило перевести многообещающего работника в Ростов-на-Дону для совершенствования работы вертолетного завода. Расставание с родным предприятием далось непросто.
Однако в 1976 Михаил Васильевич начал выполнение обязанностей главного инженера. Жизнь в крупном индустриальном городе захватила специалиста. Уже спустя год он хорошо знал всех окружающих и перевез семью. Все основное время было занято работой.
Спустя четыре года руководство назначило Нагибина руководителем предприятия. На новой ответственной должности Михаил Васильевич немало сделал для развития и предприятия, и в целом для города.
Под умелым руководством завод превратился в крупнейшее в стране машиностроительное объединение. После полнейшей переоснастки были созданы специализированные цеха, улучшены условия. В серийное производство были запущены транспортные вертолеты Ми-24 и Ми-26. За них Нагибину вручили орден Ленина.
Благотворительность
В наступившее непростое время руководитель сумел сохранить предприятие. На его территории был возведен торгово-выставочный центр. Прибыль от него направлялась на поддержание оснащения и кадров завода. Сотрудники получали достойные зарплаты.
Огромен вклад и в город. Он оборудовал поселковую электростанцию, провел реконструкцию лечебно-оздоровительных комплексов, отремонтировал школу, оснастил ее компьютерами.
Михаила Васильевича по сей день н забывают в Ростове. На проходной завода «Росвертол» установлена памятная доска. Одна из школ города носит имя Нагибина.
Городский проспект Октября переименован в честь Михаила Васильевича. В течение длительного времени обладающий феноменальной работоспособностью руководитель трудился без выходных и даже минимальных перерывов.
Он полностью отдавал силы любимому делу. Биография Нагибина, выдерживавшего тяжелейший рабочий график, оборвалась в самый последний день марта 2000 года.
Михаил Нагибин — человек, который спас вертолеты
Вертолетный завод — дело всей его жизни — выжил и продолжает жить
В начале девяностых годов, во время перестройки, судьба вертолетного завода висела на волоске — находилось немало бизнесменов, предлагавших разобрать производственные мощности по кусочкам. Но генеральный директор Михаил Нагибин опередил предпринимателей — он сам воплотил в жизнь проект, который позволил пережить нелегкие времена. Благодаря работе этого уникального руководителя сегодня предприятие оборонного комплекса «Роствертол», интегрированное в холдинг «Вертолеты России», продолжает выпускать свои теперь уже легендарные вертолеты Ми-26, Ми-26Т, Ми-28Н, Ми-35М и модификации.
Ми-28Н «Ночной охотник». Фото: http://aviarf.ru/letayushhij-tank-vertolyot-mi-28/
Он любил смотреть в небо, когда тяжелые вертолетные лопасти начинали потихоньку свой разгон. Он старался быть поближе к ним, но тяжелая директорская ноша не позволяла ему быть на поле, и тогда он открывал окно своего кабинета, чтобы услышать шум приближающегося вертолета.
Территория завода была настолько облагорожена и ухожена, что при попадании туда у людей возникало ощущение, будто они находятся в городском парке, а не на крупнейшем вертолетном заводе, к работе которого Нагибин относился заботливо, строго и справедливо. Такой тип руководителей встречается сегодня крайне редко.
Жизнь в оккупации
Продолжатель династии
К счастью, в 1943 году город был освобожден. Михаил Нагибин пошел в семилетнюю школу № 24, которую немцы превратили в конюшню. Поэтому дети занимались в расположенном рядом здании металлургического завода. В небе также летали самолеты, но это были наши, советские, и выпускались они в Таганроге. Звук их моторов Михаилу очень нравился. Самолеты вереницами летели над городом, когда вместе со своими одноклассниками Михаил помогал восстанавливать разрушенные немцами школьные классы.
«У меня отец был авиастроителем, простым сборщиком работал на заводе в Таганроге. Раньше это предприятие называлось завод Димитрова, сейчас — «Таганрогская авиация». Я окончил Таганрогский авиационный техникум, даже в армии служил в авиации. Потом работал на том же заводе вместе с отцом», — вспоминал Михаил Нагибин.
Он прошел весь рабочий путь, знал буквально каждую заклепку — первоначально он работал сборщиком-клепальщиком. Молодого инициативного сотрудника заметили — ему доверили должность помощника мастера, потом он стал мастером. А когда он с успехом поработал в этой должности, ему доверили руководить цехом № 1. «Хорошо помню Нагибина еще совсем молодым. Он тогда контролером работал. Очень дотошный был. Прежде чем решение принять, бывало, гору литературы перевернет. До главного технолога завода Михаил Васильевич дорос достаточно быстро. Но рост этот был всего лишь платой завода за его таланты специалиста и организатора, а потому этот быстрый рост и повышение по службе ни у кого не вызывали зависти», — вспоминал директор завода Николай Васильевич Ожерельев.
Партия приказала ехать в Ростов
В должности главного технолога Нагибин принимал самое активное участие в запуске в серию дальних противолодочных самолетов и тяжелых самолетов-разведчиков. За эту работу над Ту-142М и Ту-126 он получил высокие правительственные награды — его слаженную, четкую работу высоко ценил тогдашний директор Таганрогского завода. И он хотел, чтобы Михаил Нагибин возглавил завод после его ухода на пенсию. Но высокое партийное руководство посчитало, что Нагибина нужно перевести в соседний Ростов-на-Дону, где с 1937 года зарождался вертолетный завод. Прилегающие улицы разросшегося поселка и сегодня носят названия, которые дали им жители еще в прошлом веке, когда здесь работала частная компания, занимающаяся сборкой и ремонтом автомобилей, а после ее ликвидации было образовано государственное предприятие. Например, центральная проходная вертолетного завода выходит к улице Автосборочной, переулки Шинный и Карбюраторный тоже носят на себе исторический отпечаток первого Ростовского автосборочного завода, который просуществовал настолько короткий срок, что память о нем практически не сохранилась, — известно, что было выпущено несколько сотен «полуторок», а в 1940 году в преддверии войны все производство уже занималось выпуском военных самолетов ПО-2 и УТ-2М и созданием ремонтной базы для них. До войны специалисты завода в основном занимались И-16 и планерами КЦ-20. После начала Великой Отечественной войны здесь занимались переоснащением самого скоростного высотного истребителя МиГ-3, на который устанавливались две двадцатимиллиметровые пушки ШВАК вместо штатного вооружения (обычно Миг-3 комплектовался двумя пулеметами БС и пулеметом ШКАС).
Вертолетное «семейство»
С учетом сложного военно-политического положения, создавшегося в 1941—1942 годах — Ростов дважды занимали немецкие войска, — все производственное оборудование было эвакуировано в город Волжск. Там ни на минуту не прекращался выпуск самолетов для фронта. И лишь после окончательно освобождения Ростова в 1943 году завод вернулся на родину. В конце войны в 1944 году прибыло подкрепление в виде еще одного авиационного завода № 168. Эти два завода, слившись воедино, образовали предприятие, с конвейера которого сходили два вида самолетов — УТ-2М и ПО-2. После войны стали выпускать десантные планеры К-14; в 1952 году — цельнометаллические самолеты-штурмовики Ил-10; через два года перешли на выпуск Ил-40.
1956 год стал еще одной переломной вехой — впервые завод приступил к выпуску вертолетов Ми-1. Затем в небе появились Ми-1НХ (народное хозяйство); Ми-1П (оснащенный поплавками), модифицированный Ми-1Т, Ми-1У (учебный). В сентябре 1957 года завод выпустил ставшие легендарные вертолеты Ми-6. В 1964 году выпущен тяжелый вертолет Ми-10, установивший несколько мировых рекордов, на базе которого в 1974 году был создан Ми-10К (вертолет-кран).
Новый директор
Михаил Нагибин был очень неординарной личностью. Его профессионализм уважали и высокие партийные чиновники, которые любили наведываться в образцово налаженное производство. Он мог сделать замечание, но так, что люди не ожесточались, а работали лучше и слаженнее. Это касалось взаимоотношений как с подчиненными, так и с партийным аппаратом. Однажды несколько руководителей отделов дожидались прибытия первого секретаря райкома партии, но он по каким-то причинам задержался. В ожидании прошло около двух часов. Это было недопустимо в условиях, когда работа оборонного предприятия зачастую требовала вмешательства. Нагибин нервничал. Но свое раздражение он изо всех сил скрывал. А когда высокий гость наконец приехал, то в ходе заседания Нагибин не стал говорить об очередных задачах и перспективах развития производства, а заговорил о пунктуальности и уважении. Это выступление было таким необычным, что многие из очевидцев его помнят до сих пор и гордятся свои директором. По сей день гордятся. Никто не может припомнить какой-либо несправедливости, допущенной Нагибиным. Не кричал он на людей, не хамил, как это сегодня зачастую бывает. Каждую ошибку в работе он разбирал детально, жестко указывая на промахи. И люди старались работать так, чтобы не подводить своего директора.
Михаил Нагибин. Фото: http://pomnipro.ru/
Работать, а не любоваться
Он редко надевал ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Знак Почета», медали «За доблестный труд».
Это было свойство его характера — работать, а не любоваться. «Надо ежедневно работать, четко представлять перспективу своего предприятия, готовиться к тому, что ожидает тебя в будущем. Надо принимать сложившиеся обстоятельства и не надеяться на чудо. Нельзя без конца обещать, что хорошо будет через столько-то лет. Человеку нужно жить сегодня — значит, надо даже в самых тяжелых ситуациях платить людям зарплату, индексировать ее, заботиться о трудовом коллективе. У нас сегодня работает около шести тысяч человек, у всех есть семьи, то есть «Роствертол» влияет на благополучие нескольких десятков тысяч ростовчан. Мы постоянно должны об этом помнить», — говорил Михаил Нагибин.
Перестройка — новые формы работы
В перестройку, когда все растаскивалось буквально по кусочкам, Михаил Нагибин буквально встал грудью на защиту своего предприятия — столько было споров, разного рода собраний — не перечесть. Но вертолетный завод удалось сохранить, 1 июля 1992 года он стал открытым акционерным обществом. В те годы наступило тяжелое время для оборонно-промышленного комплекса. Вместе со своими сотрудниками Нагибин искал дополнительные источники финансирования. И выход был найден: вернувшись из заграничной командировки во Францию, где строились огромные торговые центры, Михаил Нагибин решил построить такой же в Ростове. Было решено отдать сравнительно небольшую часть территории завода под строительство торгово-выставочного комплекса, который стал даже положительным символом новой экономической политики. Но именно Нагибин первым в Ростове построил такую торговую площадку, прибыль от которой позволила сохранить кадровый и научно-технический потенциал завода. Большинство людей осталось работать на заводе, где зарплату платили вовремя и даже индексировали ее. Сколько жизней и благодарных отзывов смог спасти Нагибин, становится известным лишь спустя время. Вокруг завода сформировался свой особый благодатный мир, где люди могли жить, несмотря на экономические потрясения.
В одном из своих интервью Михаил Нагибин сказал: «Мы знаем нынешнее положение авиационной промышленности, состояние внутреннего и внешнего рынка, знаем наши возможности. Исходя из этого, мы ежедневно решаем те или иные задачи, упреждаем негативные тенденции. Наверное, я говорю банальные вещи, но только так можно выстраивать стратегию выживания и развития предприятия. Нет сегодня в России платежеспособного спроса на вертолеты — надо сосредоточить все усилия на том, чтобы получать основные доходы от экспорта нашей техники, а не рассчитывать на то, что у государства вдруг появятся деньги или вам их удастся каким-то образом выбить в Москве».
Новые вертолеты уходят в небо
Такая смелость и решительность была оценена и зарубежными деятелями: присуждение «Факела Бирмингема» за работу в тяжелых экономических условиях стало мировым признанием заслуг руководителя и коллектива завода.
Жизнь у Нагибина шла без выходных. «Это потребность, по-другому я не могу. Давит груз несделанных работ. Суббота-воскресенье — это как раз то время, когда можно рассмотреть и решить многие вопросы, которыми в обычные дни из-за текучки заниматься некогда», — рассказывал он.
Прямо в рабочем кабинете его жизненный путь прекратился. Он умер от тяжелого инфаркта миокарда в своем кабинете — врачи говорили, что его сердце было буквально разорвано на мелкие части. Михаил Нагибин руководил заводом без малого 20 лет.
В Ростове появилась традиция: во время праздников на широком городском проспекте появляются невысокие пирамидки с изображением синего вертолета и надписью, что этот проспект носит имя генерального директора Ростовского вертолетного завода Михаила Васильевича Нагибина. В ноябре 2016 года ему исполнился бы 81 год. Вертолетный завод — дело всей его жизни — выжил и продолжает жить, используя поистине бесценный опыт поколений, позволивший выпускать несколько моделей вертолетов: это Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35М, Ми-26 и Ми-26T, работа которых в боевых и мирных условиях стала уже легендой.
Кто такой нагибин ростов на дону
Родился в городе Таганроге 11 ноября 1935 года. Детство было, как и у всех его ровесников, трудным. Ведь он относится к тому поколению, которое потом назвали «дети войны». Когда Таганрог освободили от фашистов, Мише было только 8 лет. После окончания школы-семилетки решил пойти в Таганрогский авиационный техникум. Это было тогда весьма престижное учебное заведение города. Хотя база его была сильно подорвана недавней войной. Учились в старых плохо приспособленных корпусах. Но учился с интересом, особенно после первой практики на заводе. Тогда понял, что вся его жизнь будет связана с авиацией. И не ошибся. По завершении учебы в 1954 году Михаил получил распределение на один из старейших в России Таганрогский авиационный завод имени Георгия Димитрова. Трудовую карьеру он начинал помощником мастера, но, поздней осенью того же 1954 года был призван в армию. Служил авиационным механиком в одной из частей Московского военного округа.
Молодого инженера назначили заместителем начальника, а в 1964г. — начальником механического цеха № 1. Здесь он поработал до 1970 года. Работа его увлекала, ему нравилось быть в гуще событий. Михаил Васильевич «проявил в работе творческую инициативу, настойчивость, умелое руководство, руководимый им коллектив постоянно добивался выполнения поставленных перед ним задач». Руководство завода направило Михаила Васильевича на Высшие экономические курсы при Ростовском обкоме партии.
За успехи, достигнутые в развитии отечественного самолетостроения М. В. Нагибин был отмечен высокими государственными наградами. В 1971 и 1976 годах был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалями.
Будучи генеральным директором, Нагибин приложил огромные усилия, чтобы Ростовское вертолётостроительное производственное объединение превратилось в крупнейшее машиностроительное объединение с передовой организацией труда и техническим оснащением, развитой сферой социального обслуживания. За годы его правления произошло техническое переоснащение производства, созданы комплексно-механизированные механические цеха и специализированные производства товаров народного потребления и изделий для лёгкой и перерабатывающей промышленности. Освоены в серийном производстве новые модификации транспортно-боевого вертолёта Ми-24 и тяжелый транспортный вертолёт Ми-26, не имеющий аналогов в мире.
В 1996 году, по инициативе М. В. Нагибина, один из пустующих корпусов Ростовского вертолётного завода был преобразован в первый в Ростове-на-Дону выставочный павильон, тем самым, дав толчок для создания нового рынка в регионе — выставочного бизнеса. Уже 10 лет выставочный центр « ВертолЭкспо » является одним из крупнейших операторов на российском рынке выставочных услуг.
Умер М. В. Нагибин 31 марта 2000 года. Похоронен в Ростове-на-Дону.
Именем М. В. Нагибина в 2000 году в Ростове-на-Дону был назван проспект (бывший проспект Октября) и средняя образовательная школа Ворошиловского района N 96.
Нагибин М. В.
Нагибин М. В.
Нагибин Михаил Васильевич | |
Нагибин Михаил Васильевич | |
Дата рождения: |
---|