Что такое словообразовательное значение

Словообразовательное значение

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путём сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».

Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.

Связанные понятия

Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.

Коллокацией называется словосочетание, имеющее признаки синтаксически и семантически целостной единицы, в котором выбор одного из компонентов осуществляется по смыслу, а выбор второго зависит от выбора первого (например, ставить условия — выбор глагола ставить определяется традицией и зависит от существительного условия, при слове предложение будет другой глагол — вносить).

Лексические связи — связи, которые обнаруживаются на лексическом уровне языковой системы.

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

Источник

Словообразовательное значение

Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение

Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение

Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение

На основе семантического соотношения между мотивирующим словом и словом производным определяется словообразователь­ное значение деривата.

Словообразовательное значение по-разному, толкуется в совре­менной русистике. Некоторые ученые отождествляют его с семан­тикой словообразующего аффикса, см., например, следующее определение: «. Общее значение, придаваемое суффиксом целой группе слов, следует называть словообразовательным (или дери­вационным, классифицирующим)» (Кубрякова Е.С.). Другие лингвисты при опре­делении словообразовательного значения подчеркивают иные его признаки, ср.: «Обобщенные категориальные значения, имеющие специальное выражение, но не являющиеся обязательными, мы и называем словообразовательными значениями» (Максимов В.И.).

Однако при всем разнообразии подходов к описанию деривационного значения в основу его, как правило, кладется соотношение между семанти­кой производящего и производного слов; см., например: «Слово­образовательное значение — это общая для ряда производных слов семантическая реляция их структурных компонентов, основанная на корреляции этих производных и соответствующих производя­щих» (Манучарян Р.С.).

Словообразовательное значение производного устанавливает­ся по «принципу разности»: это тот компонент значения, кото­рым семантика деривата отличается от семантики мотивирующе­го его слова. Сравним, например, значения слов слон — слоненок. В производном слове имеется семантический компонент ‘детскость’ (слоненок — ‘детеныш слона’), который отсутствует в мотивирую­щем слове. Он и принимается за словообразовательное (дериваци­онное) значение производного слова.

Словообразовательное значение, с точки зрения Н.А. Никитиной, имеет два аспекта его рассмотрения. Во-первых, это конкретное де­ривационное значение, которое возникает в процессе словообра­зовательного акта и характеризует отдельное производное слово. Рассмотрим, например, существительное вахтер, которое моти­вируется словом вахта. Вахтер— ‘тот, кто несет вахту, дежурит, охраняет учреждение, предприятие’. Словообразовательное зна­чение данного производного слова — значение лица, имеющего отношение к особому виду дежурства (вахте). Это значение ос­ложняется дополнительными приращениями смысла. Конкретное (или частное) словообразовательное значение входит в структуру лексического значения.

Во-вторых, словообразовательное значение распространяется на ряд одноструктурных образований, является общим для всех них. В этом случае словообразовательное значение носит уже не индивидуальный, а типовой, обобщенный характер. Оно свой­ственно не одному производному слову, а ряду дериватов, для которых характерно одинаковое соотношение между семанти­кой мотивирующего и мотивированного слов. См., например, тол­стый ® толстяк, здоровый ® здоровяк, пошлый ® пошляк ‘лицо, характеризующееся признаком, названным мотивирующим име­нем прилагательным’. Такое словообразовательное значение мож­но назвать общим. Именно оно прежде всего рассматривается в дериватологии.

Как отмечает М. Докулил, именно типовой характер словооб­разовательного значения отличает его от значения лексического: если лексические значения присущи отдельным словам, а грам­матические — самым крупным в языке объединениям слов (грам­матическим классам — частям речи), то словообразовательные значения свойственны одинаково всем словам одного и того же деривационного ряда внутри грамматического класса слов. Так, например, значение ‘делаться, становиться каким-либо в соот­ветствии со значением мотивирующего слова’ объединяет ряд гла­голов синеть, краснеть, седеть, добреть, глупетьи др.

В отличие от лексического значения словообразовательное зна­чение всегда формально выражено, в отличие от грамматического оно является необязательным, т. е. не охватывает всех слов одной части речи.

Итак, в системе языковых значений общее словообразователь­ное значение занимает место, промежуточное между лексическим и грамматическим: оно более абстрактно, чем лексическое значе­ние, но носит менее обобщенный характер, чем лексическое. Об­щее словообразовательное значение носит интерпретационный характер: оно отражает типовые предметные и признаковые отно­шения и формируется под влиянием словообразовательной сис­темы языка, присущих ей закономерностей. Это словообразова­тельное значение формулируется при анализе производных слов обобщенно, например, ‘совершать действие, имеющее отноше­ние к тому, что названо мотивирующим словом’.

Что такое словообразовательное значение. Смотреть фото Что такое словообразовательное значение. Смотреть картинку Что такое словообразовательное значение. Картинка про Что такое словообразовательное значение. Фото Что такое словообразовательное значение

Словообразовательное значение, как уже отмечалось, имеет формальное выражение. Традиционно считается, что оно выража­ется словообразовательным формантом: например, значение, про­тивоположное тому, что названо мотивирующим словом, выра­жается префиксальными формантами де- / дез- (демаскировать, ‘дезорганизовать), не- (несчастье, неудача). Однако, как справедли­во замечает Н.А.Янко-Триницкая, «правильнее было бы говорить не о значении отдельного аффикса, а о значении, которое созда­ется совокупностью всех структурных компонентов производного слова».

Итак, словообразовательное значение как особый тип обоб­щенного языкового значения характеризуется следующими язы­ковыми признаками:

1) оно реализуется только в пределах производного слова;

2) имеет формальную выраженность;

3) носит типовой, серийный характер;

4) «связано с направлением производности и моделированием однотипных отношений с мотивирующими однокорневыми еди­ницами» (Алефиренко Н.Ф.);

5) является необязательным в системе языка (по сравнению с лексическим).

Источник

словообразовательное значение

Смотреть что такое «словообразовательное значение» в других словарях:

Словообразовательное значение — (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и… … Википедия

словообразовательное значение — 1. Значение словообразовательного типа. 2. Словообразовательное значение морфемы – общее типовое значение, извлеченное из ряда частных словообразовательных значений, близких по структуре слов. Тип языкового значения, представленный в… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

словообразовательное (деривационное) значение производного — по Н.А. Николиной Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры – тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

словообразовательное (деривационное) значение производного — по Н.А. Николиной. Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры – тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

Деривационное значение — Словообразовательное значение (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью… … Википедия

Грамматическое значение — Грамматическое значение обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей… … Лингвистический энциклопедический словарь

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

аффикс — а; м. [от лат. affixus прикреплённый]. Лингв. Часть слова, присоединяющаяся к корню и вносящая определённое грамматическое или словообразовательное значение (ср. префикс, инфикс, суффикс, постфикс, флексия). Словообразовательные и… … Энциклопедический словарь

суффиксы словообразовательные — Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара гитар ист. Существительное гитарист имеет словообразовательное значение лица по… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

суффиксы словообразовательные — Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара – гитар ист. Существительное гитарист имеет словообразовательное значение лица … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

Источник

Что такое словообразовательное значение, с/о тип, морфонологическая модель и словообразовательная категория.

Оно отличается от лексического: лексическое индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов

(не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения.

Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом)

Слова одного и того же типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями:

— с чередованием морфем на границе морфов и без такого чередования (пример с суффиксом –ск) : рижский 8 лет назад

4. Категория отадъективных прилагательных с модифика-ционным словообразовательным значением ‘очень высокая степень проявления признака’:препротивный, наиважней книжн. архиопасный; разг. развесёлый, хитрющий, толстенный; полнёхонький, новёшенький; умный-умный, красивый-прекрасивый, читаный-перечитаный

5. Категория отсубстантивных прилагательных с мутационным словообразовательным значением ‘обладающий свойством, характерным для предмета, названного производящим’: трубчатый, крючковатый, сиротливый, серебристый, золотой; шаровидный

6. Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением ‘довести действие до чрезмерного результата’: пережарить, перезаниматься.

Источник

Словообразовательное значение

Материал к теме 4: Словообразование как система

I. 4. Структура производного слова

Для описания структуры производного слова используются понятия словообразовательный формант, словообразовательное значение, словообразовательный тип

I. 4. 1. Словообразовательный формант

Русская грамматика (РГ-80). Наука, М., 1980. т.1.- С. 134

Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал – суффиксом –и- и префиксом на-; формантом слова накрахмалить является префикс на- /от составителя: потому что префикс на- «наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство»/.

В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс –аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим).

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М.: Астрель – АСТ. 2002

Фрагмент словаря: С. 693– 694

Формантная часть производного слова – это составная единица. Формант – совокупность всех средств, участвующих в образовании слова. В состав форманта входят аффиксы, все морфонологические средства (чередование гласных и согласных, перемещение ударения, усечение производящей основы, наращение основ, наложение морфем).

I. 4. 1.1. Особенности приставок и суффиксов

как словообразовательных формантов

Суффиксы

1. Присоединяются к основе производящего слова.

2. Находятся рядом с флексией, тесно с ней спаяны и по существу представляют вместе с ней единое словообразовательное средство. Поэтому образование слова с помощью суффикса означает и отнесенность его к определенной части речи: при описании суффиксов в скобках рядом обязятельно указывается окончание, например: -н(ый): закупочный, примерочный; -льн(я): читальня, спальня; -льн(ый): стиральный, родильный.

Таким образом, суфффикс относит слово к определенному грамматическому классу, тем самым выполняет классифицирующую функцию.

3. Закреплены за частями речи: есть суф. существительных, прилагательных и т.д. В русском языке один и тот же суффикс не образует слова разных частей речи.

1. присоединяются ко всему слову: нежный – пре-нежный, тип – под-тип, читать – пере-читать, вы-читать.

2. не изменяют частеречной принадлежности слова: производное слово является той же самой частью речи, что и производящее

3. не являются формообразующими, всегда словообразующие.

I. 4. 2. Словообразовательное значение

Современный русский язык // Белошапкова В.А., Земская Е.А. и др. М., 1981

Фрагмент учебника: С.189 – 190

Словообразовательное значение

Установив семантические отношения между производящим и производным, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. Таким образом, словообразовательное значение является общим для производных данного типа и устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных. Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установитьто общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их струтуре, т.е. связано с семантикой производящей базы и форманта (см. файл Словообразовательный формант). Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые серии (ряды) одинаковым образом построенных слов. В семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

Словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как ‘детеныш животного, названного производящей основой’, существуют такие отвлеченные значения, как ‘обозначение признака, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой’. Именно так формулируется словообразовательное значение прилагательных с суффиксами –Н- и –ОВ-, производимых от основ существительных (лесной, автомобильный, дорожный; асфальтовый, бензиновый, парковый и т.п.).

Словообразовательные значения неоднородны – то, что было сказано о словообразовательных значениях, относится к словообразовательным значениям простых слов. Сложные слова, сращения, аббревиатуры (т.е все производные, наделенные производящей базой, включающей несколько основ) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое словообразовательное значение предложено называть синтагматическим. Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых основ. В тех случаях, когда словоосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вносимым аффиксом, например, значением отвлеченного действия (в словах типа лесосплав-Ø, сенокос- Ø, ледоход- Ø), значением производителя действия (в словах типа скороход- Ø, стеклодув- Ø, мореход- Ø).

Пояснение составителя:

То новое, что вносит словообразовательный формант в производную основу (по сравнению с производящей), является словообразовательным значением форманта. Так, суффикс существительного -ин- (горошина, фасолина) имеет значение единичности, суффикс существительных -онок-(медвежонок, гусенок) – значение «невзрослости». Глагольная приставка раз- (рас-) – значение распространения в разные стороны, разъединения (разбросать, размазать, расстелить, разослать, расклеить).

Еще примеры. Среди производных прилагательных выделяется значительный пласт с общим словообразовательным значением «отнесенность к предмету». Внутри этого словообразовательного значения различаются частные словообразовательные значения: значение «индивидуальной принадлежности» (отцов, дядин, тетин); значение «неиндивидуальной принадлежности,свойственности» (рыбачий, медвежий, конский, человеческий); значение «сделанный или состоящий из того, что названо мотивирующим существительным со значением вещества, материала» (кожаный, глиняный, деревянный, кирпичный, капроновый).

Итак, значение производящей основы и значение словообразовательного форманта – две составляющих, на основе которых формируется словообразовательное значение.

Примечание составителя. Все формулировки словообразовательных значений взяты из Русской грамматики, 1980, т.1.

I. 4. 2.2. Основные словообразовательные значения существительных:

· «Процессуальный признак»

Существительные с данным значением мотивированы глаголами.

Примеры существительных: рисование, ослабление, движение; расклейка, порубка; производство; дремота; борьба; дрожь (← дрожать), бег (← бегать), беготня, вспышка и т.п.

· «Непроцессуальный признак»

Существительные с данным значением мотивированы прилагательными.

Примеры: смелость; изящество; радушие; глухота; синева; синь (← синий), горечь (← горький); теплынь (← теплый) и т.п.

· «Носитель непроцессуального признака».

Существительные с данным значением мотивированы прилагательными. Некоторые частные значения:

· «Носитель предметного признака».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *