Что такое словообразовательное значение
Словообразовательное значение
Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путём сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».
Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.
Связанные понятия
Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.
Коллокацией называется словосочетание, имеющее признаки синтаксически и семантически целостной единицы, в котором выбор одного из компонентов осуществляется по смыслу, а выбор второго зависит от выбора первого (например, ставить условия — выбор глагола ставить определяется традицией и зависит от существительного условия, при слове предложение будет другой глагол — вносить).
Лексические связи — связи, которые обнаруживаются на лексическом уровне языковой системы.
О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.
Словообразовательное значение
На основе семантического соотношения между мотивирующим словом и словом производным определяется словообразовательное значение деривата.
Словообразовательное значение по-разному, толкуется в современной русистике. Некоторые ученые отождествляют его с семантикой словообразующего аффикса, см., например, следующее определение: «. Общее значение, придаваемое суффиксом целой группе слов, следует называть словообразовательным (или деривационным, классифицирующим)» (Кубрякова Е.С.). Другие лингвисты при определении словообразовательного значения подчеркивают иные его признаки, ср.: «Обобщенные категориальные значения, имеющие специальное выражение, но не являющиеся обязательными, мы и называем словообразовательными значениями» (Максимов В.И.).
Однако при всем разнообразии подходов к описанию деривационного значения в основу его, как правило, кладется соотношение между семантикой производящего и производного слов; см., например: «Словообразовательное значение — это общая для ряда производных слов семантическая реляция их структурных компонентов, основанная на корреляции этих производных и соответствующих производящих» (Манучарян Р.С.).
Словообразовательное значение производного устанавливается по «принципу разности»: это тот компонент значения, которым семантика деривата отличается от семантики мотивирующего его слова. Сравним, например, значения слов слон — слоненок. В производном слове имеется семантический компонент ‘детскость’ (слоненок — ‘детеныш слона’), который отсутствует в мотивирующем слове. Он и принимается за словообразовательное (деривационное) значение производного слова.
Словообразовательное значение, с точки зрения Н.А. Никитиной, имеет два аспекта его рассмотрения. Во-первых, это конкретное деривационное значение, которое возникает в процессе словообразовательного акта и характеризует отдельное производное слово. Рассмотрим, например, существительное вахтер, которое мотивируется словом вахта. Вахтер— ‘тот, кто несет вахту, дежурит, охраняет учреждение, предприятие’. Словообразовательное значение данного производного слова — значение лица, имеющего отношение к особому виду дежурства (вахте). Это значение осложняется дополнительными приращениями смысла. Конкретное (или частное) словообразовательное значение входит в структуру лексического значения.
Во-вторых, словообразовательное значение распространяется на ряд одноструктурных образований, является общим для всех них. В этом случае словообразовательное значение носит уже не индивидуальный, а типовой, обобщенный характер. Оно свойственно не одному производному слову, а ряду дериватов, для которых характерно одинаковое соотношение между семантикой мотивирующего и мотивированного слов. См., например, толстый ® толстяк, здоровый ® здоровяк, пошлый ® пошляк ‘лицо, характеризующееся признаком, названным мотивирующим именем прилагательным’. Такое словообразовательное значение можно назвать общим. Именно оно прежде всего рассматривается в дериватологии.
Как отмечает М. Докулил, именно типовой характер словообразовательного значения отличает его от значения лексического: если лексические значения присущи отдельным словам, а грамматические — самым крупным в языке объединениям слов (грамматическим классам — частям речи), то словообразовательные значения свойственны одинаково всем словам одного и того же деривационного ряда внутри грамматического класса слов. Так, например, значение ‘делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением мотивирующего слова’ объединяет ряд глаголов синеть, краснеть, седеть, добреть, глупетьи др.
В отличие от лексического значения словообразовательное значение всегда формально выражено, в отличие от грамматического оно является необязательным, т. е. не охватывает всех слов одной части речи.
Итак, в системе языковых значений общее словообразовательное значение занимает место, промежуточное между лексическим и грамматическим: оно более абстрактно, чем лексическое значение, но носит менее обобщенный характер, чем лексическое. Общее словообразовательное значение носит интерпретационный характер: оно отражает типовые предметные и признаковые отношения и формируется под влиянием словообразовательной системы языка, присущих ей закономерностей. Это словообразовательное значение формулируется при анализе производных слов обобщенно, например, ‘совершать действие, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим словом’.
Словообразовательное значение, как уже отмечалось, имеет формальное выражение. Традиционно считается, что оно выражается словообразовательным формантом: например, значение, противоположное тому, что названо мотивирующим словом, выражается префиксальными формантами де- / дез- (демаскировать, ‘дезорганизовать), не- (несчастье, неудача). Однако, как справедливо замечает Н.А.Янко-Триницкая, «правильнее было бы говорить не о значении отдельного аффикса, а о значении, которое создается совокупностью всех структурных компонентов производного слова».
Итак, словообразовательное значение как особый тип обобщенного языкового значения характеризуется следующими языковыми признаками:
1) оно реализуется только в пределах производного слова;
2) имеет формальную выраженность;
3) носит типовой, серийный характер;
4) «связано с направлением производности и моделированием однотипных отношений с мотивирующими однокорневыми единицами» (Алефиренко Н.Ф.);
5) является необязательным в системе языка (по сравнению с лексическим).
словообразовательное значение
Смотреть что такое «словообразовательное значение» в других словарях:
Словообразовательное значение — (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и… … Википедия
словообразовательное значение — 1. Значение словообразовательного типа. 2. Словообразовательное значение морфемы – общее типовое значение, извлеченное из ряда частных словообразовательных значений, близких по структуре слов. Тип языкового значения, представленный в… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
словообразовательное (деривационное) значение производного — по Н.А. Николиной Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры – тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
словообразовательное (деривационное) значение производного — по Н.А. Николиной. Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры – тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Деривационное значение — Словообразовательное значение (деривационное значение) одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово. Словообразовательное значение выражается с помощью… … Википедия
Грамматическое значение — Грамматическое значение обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение. В области морфологии это общие значения слов как частей… … Лингвистический энциклопедический словарь
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
аффикс — а; м. [от лат. affixus прикреплённый]. Лингв. Часть слова, присоединяющаяся к корню и вносящая определённое грамматическое или словообразовательное значение (ср. префикс, инфикс, суффикс, постфикс, флексия). Словообразовательные и… … Энциклопедический словарь
суффиксы словообразовательные — Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара гитар ист. Существительное гитарист имеет словообразовательное значение лица по… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
суффиксы словообразовательные — Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара – гитар ист. Существительное гитарист имеет словообразовательное значение лица … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Что такое словообразовательное значение, с/о тип, морфонологическая модель и словообразовательная категория.
Оно отличается от лексического: лексическое индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов
(не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения.
Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом)
Слова одного и того же типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями:
— с чередованием морфем на границе морфов и без такого чередования (пример с суффиксом –ск) : рижский 8 лет назад
4. Категория отадъективных прилагательных с модифика-ционным словообразовательным значением ‘очень высокая степень проявления признака’:препротивный, наиважней книжн. архиопасный; разг. развесёлый, хитрющий, толстенный; полнёхонький, новёшенький; умный-умный, красивый-прекрасивый, читаный-перечитаный
5. Категория отсубстантивных прилагательных с мутационным словообразовательным значением ‘обладающий свойством, характерным для предмета, названного производящим’: трубчатый, крючковатый, сиротливый, серебристый, золотой; шаровидный
6. Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением ‘довести действие до чрезмерного результата’: пережарить, перезаниматься.
Словообразовательное значение
Материал к теме 4: Словообразование как система
I. 4. Структура производного слова
Для описания структуры производного слова используются понятия словообразовательный формант, словообразовательное значение, словообразовательный тип
I. 4. 1. Словообразовательный формант
Русская грамматика (РГ-80). Наука, М., 1980. т.1.- С. 134
Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал – суффиксом –и- и префиксом на-; формантом слова накрахмалить является префикс на- /от составителя: потому что префикс на- «наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство»/.
В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс –аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим).
Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М.: Астрель – АСТ. 2002
Фрагмент словаря: С. 693– 694
Формантная часть производного слова – это составная единица. Формант – совокупность всех средств, участвующих в образовании слова. В состав форманта входят аффиксы, все морфонологические средства (чередование гласных и согласных, перемещение ударения, усечение производящей основы, наращение основ, наложение морфем).
I. 4. 1.1. Особенности приставок и суффиксов
как словообразовательных формантов
Суффиксы
1. Присоединяются к основе производящего слова.
2. Находятся рядом с флексией, тесно с ней спаяны и по существу представляют вместе с ней единое словообразовательное средство. Поэтому образование слова с помощью суффикса означает и отнесенность его к определенной части речи: при описании суффиксов в скобках рядом обязятельно указывается окончание, например: -н(ый): закупочный, примерочный; -льн(я): читальня, спальня; -льн(ый): стиральный, родильный.
Таким образом, суфффикс относит слово к определенному грамматическому классу, тем самым выполняет классифицирующую функцию.
3. Закреплены за частями речи: есть суф. существительных, прилагательных и т.д. В русском языке один и тот же суффикс не образует слова разных частей речи.
1. присоединяются ко всему слову: нежный – пре-нежный, тип – под-тип, читать – пере-читать, вы-читать.
2. не изменяют частеречной принадлежности слова: производное слово является той же самой частью речи, что и производящее
3. не являются формообразующими, всегда словообразующие.
I. 4. 2. Словообразовательное значение
Современный русский язык // Белошапкова В.А., Земская Е.А. и др. М., 1981
Фрагмент учебника: С.189 – 190
Словообразовательное значение
Установив семантические отношения между производящим и производным, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. Таким образом, словообразовательное значение является общим для производных данного типа и устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных. Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установитьто общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их струтуре, т.е. связано с семантикой производящей базы и форманта (см. файл Словообразовательный формант). Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые серии (ряды) одинаковым образом построенных слов. В семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.
Словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как ‘детеныш животного, названного производящей основой’, существуют такие отвлеченные значения, как ‘обозначение признака, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой’. Именно так формулируется словообразовательное значение прилагательных с суффиксами –Н- и –ОВ-, производимых от основ существительных (лесной, автомобильный, дорожный; асфальтовый, бензиновый, парковый и т.п.).
Словообразовательные значения неоднородны – то, что было сказано о словообразовательных значениях, относится к словообразовательным значениям простых слов. Сложные слова, сращения, аббревиатуры (т.е все производные, наделенные производящей базой, включающей несколько основ) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое словообразовательное значение предложено называть синтагматическим. Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых основ. В тех случаях, когда словоосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вносимым аффиксом, например, значением отвлеченного действия (в словах типа лесосплав-Ø, сенокос- Ø, ледоход- Ø), значением производителя действия (в словах типа скороход- Ø, стеклодув- Ø, мореход- Ø).
Пояснение составителя:
То новое, что вносит словообразовательный формант в производную основу (по сравнению с производящей), является словообразовательным значением форманта. Так, суффикс существительного -ин- (горошина, фасолина) имеет значение единичности, суффикс существительных -онок-(медвежонок, гусенок) – значение «невзрослости». Глагольная приставка раз- (рас-) – значение распространения в разные стороны, разъединения (разбросать, размазать, расстелить, разослать, расклеить).
Еще примеры. Среди производных прилагательных выделяется значительный пласт с общим словообразовательным значением «отнесенность к предмету». Внутри этого словообразовательного значения различаются частные словообразовательные значения: значение «индивидуальной принадлежности» (отцов, дядин, тетин); значение «неиндивидуальной принадлежности,свойственности» (рыбачий, медвежий, конский, человеческий); значение «сделанный или состоящий из того, что названо мотивирующим существительным со значением вещества, материала» (кожаный, глиняный, деревянный, кирпичный, капроновый).
Итак, значение производящей основы и значение словообразовательного форманта – две составляющих, на основе которых формируется словообразовательное значение.
Примечание составителя. Все формулировки словообразовательных значений взяты из Русской грамматики, 1980, т.1.
I. 4. 2.2. Основные словообразовательные значения существительных:
· «Процессуальный признак»
Существительные с данным значением мотивированы глаголами.
Примеры существительных: рисование, ослабление, движение; расклейка, порубка; производство; дремота; борьба; дрожь (← дрожать), бег (← бегать), беготня, вспышка и т.п.
· «Непроцессуальный признак»
Существительные с данным значением мотивированы прилагательными.
Примеры: смелость; изящество; радушие; глухота; синева; синь (← синий), горечь (← горький); теплынь (← теплый) и т.п.
· «Носитель непроцессуального признака».
Существительные с данным значением мотивированы прилагательными. Некоторые частные значения:
· «Носитель предметного признака».