День обрезания у евреев как называется
Что такое Брит мила — Еврейское обрезание?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Брит мила — заповедь обрезания [↑]
Обрезание, или, на иврите, «брит мила» — обрезание крайней плоти, которое в Иудаизме проводят младенцу мужского пола на восьмой день жизни. Обрезание также известно под названием «союз Авраама», так как заповедь обрезания крайней плоти является знаком союза между Б-гом и евреями, заключенного впервые с праотцом еврейского народа Авраамом. По Торе, Авраам был первым, кто совершил заповедь обрезания по воле Творца. Во время обрезания ему было 99 лет. Также были обрезаны все его домочадцы мужского пола старше восьми дней.
Смысл заповеди обрезания [↑]
Если кто-то спросит, почему еврейский народ исполняет заповеди Торы, то ответ на это будет очень простым — потому что их дал Творец! В принципе, для еврея этого вполне достаточно, чтобы жить по Торе. Однако, каждый человек в меру своих возможностей обязан осмыслить повеления Творца, и это то, чем мы сейчас и займёмся.
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Да и само название заповеди — «брит», что в переводе на русский означает «союз», говорит о том, что здесь заложено нечто более глубокое…
Наши древние источники частично приоткрывают завесу. Чтобы глубже понять эту заповедь, обратимся к части из них. Так, например, книга «Хинух» упоминает несколько важных аспектов, связанных с обрезанием. Известно, что та часть человеческого тела, которую Тора нас обязывает устранить (на иврите она называется «орла»), в общем-то, является излишней. Никакой полезной функции крайняя плоть не несёт. Так зачем же тогда Всевышний создал нас «недоделанными», да ещё и повелел завершить недоделанную работу? Отвечая на этот вопрос, книга «Хинух» разъясняет смысл обрезания. Как в физическом плане человек создан несовершенным, и в его руках исправить недостатки (а излишество это тоже недостаток), так же и в духовном плане мы сотворены с большим количеством недостатков, которые нужно исправить и тем самым привести себя к совершенству. Так Тора учит нас основной цели нашей жизни — достижению духовной целостности. Необходимо разглядеть свои недостатки и в течение жизни постараться их устранить — такова воля Творца! Это, несомненно, одно из основных положений еврейского мировоззрения, но на этом понимание заповеди обрезания не ограничивается.
Что меняет брит мила? [↑]
Прежде чем подняться ещё на одну ступеньку постижения, приведём ещё несколько примеров из нашей древней истории и увидим, как это действие, освящая человеческое тело, качественно его меняет. Авраам-авину в преклонном возрасте выполняет повеление Творца обрезать крайнюю плоть, и это сильно повышает его пророческий уровень. Если до обрезания Авраам не мог воспринять пророческое видение стоя, то теперь материальность его тела уже не является барьером при соприкосновении с высокими духовными инстанциями. Нечто подобное Тора пишет про необрезанного пророка Билама (Бемидбар 24): «Речь слышащего речи Всесильного, того, кто видит явление Всемогущего, падает с открытыми глазами». Во время принятия пророчества он падал на землю, так как его связь с материальностью мешала нормальному восприятию видения.
Ещё одной иллюстрацией послужит нам история с известным прозелитом по имени Акилас, которую рассказывает мидраш Танхума. Это происходило в эпоху расцвета Римской империи. Акилас был родом из знатной римской семьи и приходился ни больше ни меньше, как племянником императору Андриану. После того, как Акилас принимает иудаизм, он встречает своего дядю, и тот обращает внимание на изменения во внешности племянника:
— Что произошло с тобой?
— Я стал изучать Тору, а также сделал обрезание.
— Что тебя подтолкнуло это сделать?
— Твой совет. В своё время я поделился с тобой своей идеей заняться торговлей, и ты порекомендовал мне скупать дешёвый товар, на который никто не обращает внимание, т.к. по истечении определённого времени его стоимость возрастёт. С тех пор я обошёл все государства и не нашёл более униженного народа, чем евреи. Но в будущем этот народ возвысится, как говорит об этом пророк (Ишаягу 49): «Так сказал Го-сподь, избавитель Израиля, Святой его — презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов цари увидят и встанут, князья поклонятся…».
— Но зачем же делать обрезание?
— Разве невозможно учить Тору, не делая обрезания?
— Отвечу тебе примером — один из твоих полководцев вряд ли получит императорскую награду, если прежде не пожертвует собой ради императора. Тору также нет никакой возможности постигнуть, не исполнив прежде эту заповедь!
В другом диалоге с Андрианом, который также приводит мидраш Танхума, Акилас отвечает на тот же вопрос несколько иначе: «Даже мудрейший из людей в твоём государстве, будь он столетним стариком, не может учить Тору, если не будет обрезан, как сказано в книге Тэилим (147): “Изрекает Он слово Своё Яакову, уставы Свои и законы Свои Израилю. Не сделал Он такого никакому народу, и законов Его не знают они…”». Акилас пытается объяснить римскому императору, что без обрезания понимание еврейского Учения невозможно. Ведь Тора, в отличие от наук, не зависит только от способностей и трудолюбия ученика. Есть Творец Мира, который даёт понимание Торы, и этот подарок далеко не каждый достоин получить.
Другими словами, вполне возможна такая ситуация, что человек будет учить Тору, а истинный смысл от него будет скрыт т.к. необходимые условия для её восприятия не выполнены.
Известный раввин раби Акива Эйгер объясняет это явление следующим образом. Подобно тому, как крайняя плоть, называемая не иврите «орла», покрывает и облекает собой физический орган, есть такого же рода оболочка — «орлат hа-лев», облекающая человеческое сердце. Она делает сердце невосприимчивым к духовности. Между двумя этими оболочками есть связь, и когда моhель (человек, исполняющий эту операцию) устраняет «орла», так и сердце становится открытым для духовности Торы. Недаром в тексте послетрапезной молитвы «биркат hа-Мазон», где мы благодарим Всевышнего за разные блага, которые Он нам даёт, сначала упоминается заповедь обрезания, и лишь затем говорится о Торе. «Благодарим Тебя … за завет Твой, что запечатлел Ты на плоти нашей, и за Тору, которой Ты научил нас…» — порядок именно таков, т.к. без этого завета постижение Торы невозможно.
Обрезание на святом языке — это «брит», что означает «союз». Союз, когда-то заключённый между Творцом и еврейским народом. «И скреплю Я союз между Мной и тобой со всеми твоими потомками после тебя во всех поколениях их — вечный союз: быть Б-гом тебе и всем потомкам твоим после тебя! … Вот Мой союз, который надлежит вам хранить меж Мною и вами и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина…» (Брейшит 17:7—11). Что же такое союз? Виленский Гаон в своём комментарии на «Сефер Йецира» говорит, что это не просто договор между двумя сторонами, а нечто большее. Когда одна из сторон передаёт другой что-либо очень важное и дорогое, и тем самым налаживается особая связь между ними — это и называется союзом. То же самое касается завета обрезания — тело при этом приобретает определённую святость — Творец как будто даёт часть Своей сущности и запечатлевает это на плоти нашей, возвышая материальность до уровня духовного. Та самая святость и является знаком завета, связывающим между нами и Творцом.
Обрезание у евреев: Обряд, Возраст, Церемония
Обрезание крайней плоти у мужчин практикуется с незапамятных времён. Достоверно известно, что обрезание проводилось у египтян, народов Ханаана и финикийцев. В древнем Египте, удаление крайней плоти свидетельствовало о принадлежности мужчины к «правящей элите» или высшему сословию. Сцены проведения обрезания находят на древних фресках великих пирамид.
Когда именно обрезание стало традицией у народа Израилева, точно не известно. Самым первым засвидетельствованным актом удаления крайней плоти, описанным в Библии, стало обрезание праотца Авраама. По одним данным, он самостоятельно провёл операцию, по другим – обрезание совершил сын Ноя, Сим (Шем).
Обрезанию подверглись и сыновья Авраама. Старшему, Измаилу, на тот момент было 13 лет. Позднее родился Исаак, прошедший через обрезание на восьмые сутки после рождения.
Обряд
Как называется обрезание у евреев? «Брит мила» таково точное название обряда удаления крайней плоти у евреев. В некоторых переводах, брит мила означает «слово Завета». Однако раввины настаивают на ином переводе. Слово «брит» с иврита на русский переводится, как «союз». То есть союз, заключённый между Всевышним (Творцом) и еврейским народом.
Суть «договора» по некоторым трактованиям: Творец пообещал Аврааму, что сыны Израиля не исчезнут (не истребятся) покуда существует человеческий род. Именно этот договор и был скреплён обрезанием.
Согласно священной для евреев книге «Хинух», Творец создал человека несовершенным не только в духовном плане, но и в физическом. Человек может исправить свои недостатки, а «лишняя плоть», не выполняющая практически никаких функций, является «излишеством», то есть недостатком. В духовном плане человек обладает склонностью к излишествам, то есть «грехам». Устраняя «недостаток», крайнюю плоть, и совершая брит мила, человек становится на ступень выше в духовном и физическом развитии.
«Союз» заключается обеими сторонами договора. Человек «жертвует» частью тела, а Бог наделяет его некоей святостью. Таким образом, материальное, в данном случае, крайняя плоть, преобразуется в духовное. А собственно обрезание, становится личным посвящением Творцу.
Зачем евреям делают обрезание? Раввин Шимон Бен-Элазар, говорит об обрезании, как о неком акте самопожертвования. Если обратиться к историческим источникам, то можно обнаружить такие периоды в жизни еврейского народа.
Так, во времена Антиоха IV, обряд обрезания был под запретом. Ослушание каралось смертной казнью. Однако еврейский народ, не смотря на преследования, не отказывался от проведения брит мила. Тем самым, совершая акт самопожертвования во имя Творца и заповедей Его.
В современном мире, наиболее опасным периодом для соблюдения обряда обрезания, стало правление Адольфа Гитлера. В нацистской Германии, периода 33-45 годов ХХ века, отсутствие крайней плоти становилось приговором. Даже несмотря на то, что обрезание могло быть проведено по медицинским показаниям (фимоз), а обрезанный мужчина не принадлежал к иудеям.
Возраст
Когда делают обрезание мальчикам у евреев? Брит мила обычно проводят на 8 день после рождения мальчика, так записано в Торе. Объяснение лежит в трактовании раввинами значения некоторых чисел, символизм которых скрыт от взора простого обывателя.
В иудаизме есть три числа, связанных с материальным и духовным. Это 6, 7, 8.
Присутствует и некое мистическое значение даты обрезания. Множество древних народов придерживалось этого обряда, однако, они исчезли и от них остались только воспоминания. В то время, как еврейский народ поражает своей «живучестью». Это своеобразное доказательство крепости договора между Богом и людьми.
Дата, когда делают обрезание евреям, назначена согласно религии. В современном мире, обрезание может быть проведено и гораздо позже, нередко уже во взрослом возрасте. Саму процедуру, в этом случае, проводят квалифицированные хирурги в присутствии раввина.
Церемония
Кто делает обрезание у евреев? В древности обряд брит мила совершал отец ребёнка или любой еврей, или еврейка (если не удаётся найти мужчину), но строго по законам иудаизма. В более поздние времена и до наших дней, обрезание проводит специально обученный человек, моэль (мохел). Нередко мохел посещает медицинские курсы, чтобы процедура обрезания была безопасной.
Брит мила необходимо совершить «до захода солнца», то есть в светлое время суток. Чаще всего – утром. В древности, обрезание проводили в синагоге, чего придерживаются и некоторые общины до сих пор. Большинство же обрезаний проводят на дому или в больнице. В Израиле при родильных домах существуют специально отведённые комнаты для обряда.
В проведении обряда участвуют два наиболее важных, в этот момент, человека, мохел, проводящий обрезание, и сандак, держащий в это время ребёнка на руках.
В самом начале церемонии мальчика приветствуют, произнося при этом «барух ха-ба». Мохел берёт ребёнка и укладывает его в «кресло Илии», а затем на подушку, лежащую на коленях сандака. Сандак удерживает ножки малыша, в то время, как мохел проводит удаление крайней плоти. Эта часть ритуала носит название «при а».
Следующим этапом становится «медица» отсасывание выступившей крови. Ранее, примерно до середины ХIХ века, кровь удалялась ртом. С развитием медицины и с возникновением понятий об асептике и антисептике, отсасывание крови после обрезания стали проводить специальной трубочкой либо тампонированием раны.
Затем проводят перевязку, после чего отец произносит благословение (бенедикцию). После этого ребёнка отдают отцу или приглашённому почётному гостю. Мохел благословляет вино и приносит молитву Богу. Гости произносят «мазл тов», а затем поздравляют родителей. После, произносится молитва в честь мальчика, и впервые называется его имя. То есть обряд обрезания соединяется с имянаречением. Затем ребёнку в рот вливается несколько капель сладкого вина.
После проведения всех ритуалов, начинается празднование.
В иудаизме считается, что человек не прошедший обряд брит мила не сможет приступить к изучению Торы. Он просто не постигнет основ древнего учения. Примером могут послужить слова Акиласа, племянника императора Андриана.
По легенде, Акилас принял иудаизм, прошёл брит милу и был допущен к изучению Торы. Необходимость обрезания, он объяснял так «ни один полководец не получит награды от императора, не доказав прежде преданность ему, и жертвенность во имя его. Без соблюдения завета, нет возможности постигнуть Тору».
Объяснить — это можно так, не смотря на уровень образования или развития, постичь учение возможно только со своеобразного «благословения» Бога, отдав частицу себя и получив частицу Творца.
Один из раввинов считает, как крайняя плоть покрывает головку полового члена, так и сердце закрыто оболочкой. Между ними существует связь. После обрезания и удаления плоти, открывается и сердце, а значит дух. Всё это и позволяет понять смысл древнего учения.
Обрезание в еврейской традиции
от Источник
БРИТ МИЛА: теория и практика
12.02.2002
Редактировать статью
О том, что у евреев ОБРЕЗАНИЕ один из важных и наиболее древних обычаев, слышал каждый мало-мальски образованный человек. И о том, что это не просто некая абстрактная медицинская процедура, а обычай, определяющий многое в жизни целых поколений. Но не все представляют себе, что это значит на практике, в реальной действительности. Чтобы снять все вопросы и дать нашим читателям четкое, реалистичное представление, мы отправились к специалисту, более того, к специалисту, каких мало.
«ОДИН ДЕНЬ С МОЭЛЕМ ЭКСТРАКЛАССА» – так можно было бы назвать этот СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ, над которым трудился не только ваш корреспондент Артем Варгафтик, но и сам его герой, еврейский доктор ШАЯ ШАФИТ. МОЭЛЬ – это тот человек, который ВВОДИТ КАЖДОГО ЕВРЕЯ В ЗАВЕТ ПРАОТЦА АВРААМА, то есть своими руками, профессионально и с соблюдением всех требований еврейского закона делает то самое обрезание: с точки зрения сугубо практической — хирургическую мини-операцию по удалению крайней плоти.
Иное дело, что значит и как влияет эта операция на события человеческой жизни.… И на жизнь, сознание, практические шаги целых поколений.
Но даже с точки зрения психолога обрезание – это уникальный духовный опыт, суть которого сводится к очень простой вещи: маленькому человеку делают своего рода ПРИВИВКУ от боли и страха. То есть это первый в жизни ребенка случай, когда он сталкивается с подобными ощущениями («Боль мгновенна – исцеление вечно», — так говорят врачи), и, пройдя через это, человек попадает в абсолютно новую ситуацию. Та боль, которую он испытал, тот страх, который он пережил, больше не вернутся никогда. Таким образом, вместе с ВХОЖДЕНИЕМ В ЗАВЕТ АВРААМА (БРИТ – значит ЗАВЕТ на языке Торы) человек получает именно «психологическую прививку» на будущее: и боль, и страх (а они в его жизни еще будут, так устроен мир) он уже пережил, он уже «предупрежден», а значит — вооружен. Кроме того, обрезание — это первый опыт телесного, материального служения Вс-вышнему и опыт повиновения Его воле, но об этом мы сможем подробнее поговорить по ходу нашего репортажа.
Однако вернемся к теме, которой посвящен наш репортаж: теория и практика БРИТ МИЛЫ.
Дело происходило в Москве, и мы начали с того, что договорились с реб ШАЕЙ ШАФИТОМ о встрече около синагоги на Большой Бронной, 6, – там помещается его офис, а равно и представительство знаменитой на весь еврейский мир организации БРИТ ЙОСЕФ ИЦХАК. Реб Шая и его ассистент Феликс взяли обычный чемодан на колесиках, в котором имеются все необходимые вещи для обрезания, сели в машину, в которой нашлось место и для меня, и поехали к назначенному часу «НА ДЕЛО». Делом же – оговорим сразу – был обряд обрезания, назначенный в московской общине ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ. Пока мы преодолеваем привычные московские пробки и добираемся до ресторана «Подсолнух», где назначено обрезание, я с нескрываемым любопытством расспрашиваю реб Шаю.
— С самого начала, я бы хотел уточнить некоторые вещи, чтобы потом не задавать вопросы. Какова технология этого процесса? Понятно, что операции этой подвергаются все еврейские мальчики еще с древних времен. И она заключается в удалении маленького, удобно расположенного кусочка кожи.
Но изменилась ли технология со времен Авраама Авину? И так как люди пугаются этой операции и воспринимают ее как нечто странное, то КАК ОБЪЯСНИТЬ с точки зрения практики, в чем состоит сам процесс?
— Обрезание – это то, с чего начинается еврейство в его телесном смысле. Это наше ноу-хау. Хотя обычай довольно широко распространен на планете и известен у многих народов, но не без НАШЕЙ «ПОДАЧИ», поскольку первое упоминание об обрезании имеется именно в ТОРЕ. Там сказано, что НАШ ПРАОТЕЦ АВРААМ заключил союз с Вс-вышним путем обрезания. Методика – в практическом смысле, тем более современная, конечно, изменилась. Каждый человек, который занимается обрезанием, делает это по-своему. Цель же этой операции состоит в том, чтобы головка была открыта полностью. По законам Торы, если она не полностью открыта, это неправильно выполненная процедура. Так часто бывает при обрезании у мусульман.
Такая же проблема возникает и в ходе обычных медицинских операций, совершаемых врачами-хирургами, потому как они ставят перед собой иные цели, чисто медицинские. Цель врачей сделать так, чтобы головка просто открывалась – например, это нужно и показано при лечении ряда урологических заболеваний, но, как правило, для настоящего еврейского обрезания этого явно недостаточно. Главная проблема заключается в том, что еврейский закон требует, чтобы обрезание выполнялось евреем, искренне соблюдающим традицию.
Но вернемся к методике. Она, конечно, изменилась по отношению к младенцам. Все-таки мы стараемся выполнять все максимально стерильно, используя все новейшие технологии. Но, к сожалению, у младенцев полной стерильности добиться невозможно. Потому что все свои оправления малыши делают в подгузник, памперс, и инфицирование раны все равно происходит. Другое дело, что мы можем ничего не опасаться… — все продумано и отработано веками. Рана, как правило, заживает за неделю, и малыш перестает плакать уже через несколько минут после обрезания.
— Из ваших слов следует, что согласно еврейскому закону для обрезания требуется удалить все, что покрывает определенную часть тела. Как в точности формулируется этот закон? И если традиция воспроизводится три тысячи лет, то как возможны какие-либо модификации? Вот вы говорили о других инструментах. Отражена ли в законе именно медицинская процедура, и как в точности это описано? Что требуется? Чем кошерное обрезание отличается от некошерного?
— Надо сказать, что в законе не отражена процедура, в законе отражена цель. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов, — сказано, что сама процедура обрезания состоит из трех этапов. И только при соблюдении всех этих правил обрезание считается кошерным. Сама Мила, то есть обрезание, первая треть дела. Затем второй этап Прия, когда разрывается внутренний сток крайней плоти, и на то есть свои веские причины. И третья часть — это Мецица. Когда в целях быстрого заживления раны отсасывают (и тут же сплевывают) капельку крови.
— И теперь она отражена в законе как необходимая часть процедуры?
А вот про Прию и Мецицу в Письменной Торе нет ни слова, но это уже законы и традиции устной Торы. В эпоху античности обычай делать Прию получил еще один немаловажный смысл. Дело в том, что под влиянием греческой культуры некоторые евреи стали участвовать в Олимпиадах – публичных спортивных состязаниях. Как вы, наверное, знаете, все атлеты, принимавшие в них участие, должны были выступать голыми. Быть обрезанным с точки зрения греков и их представлений о «красоте» — было чуть ли не позором. И соответственно некоторые евреи стали делать восстановительные операции, так, чтобы человек выглядел необрезанным. Но процедура Прии значительно усложняла совершение такой операции. Это, собственно, была к тому же своего рода страховочная мера. После того как делали Прию, уже было крайне трудно восстановить прежний вид, то есть это была дополнительная гарантия необратимости обрезания. Может быть, сейчас это и можно. Ведь современная пластическая хирургия шагнула далеко вперед. Но в то время это было гораздо сложнее сделать, так как при данной операции разрывается внутренний лепесток крайней плоти до самой головки. И между разорванными краями получается как бы клин, который прирастает и способствует тому, что головка всегда будет открыта.
— То есть, попросту говоря, ПРИЯ — это некая жесткая рамка, которая фиксирует сделанную операцию?
— Да, после ПРИИ совершить восстановительную операцию гораздо сложнее. Но давайте перейдем к последнему, третьему, этапу обрезания — Мецице, который, кстати, имеет медицинскую подоплеку.
— Так в чем же состоит сама процедура?
— Делается это так: моэль собственным ртом отсасывает из ранки капельку крови. Это традиция. Так написано в Шулхан Арухе. В наше время эта процедура, естественно, несколько изменилась. Боюсь, не много моэлей в нашем мире делают это ртом.
Взрослым людям это вообще невозможно. Кстати, «взрослых моэлей» — профессионалов, умеющих делать обрезание взрослым людям по всей строгости еврейского закона, вообще единицы в мире, я думаю, что ни один из них не проводит эту процедуру ртом. Ну, это просто невозможно, иначе происходит инфицирование раны. Ведь рот считается самым грязным местом у человека, даже грязнее того, что обрезают. Так, по крайней мере, говорят врачи. С младенцами иная ситуация. Я, например, это делаю ртом только младенцам из соблюдающих еврейскую традицию семей, кто изъявляет желание. Вот такая история с Мецицей. В результате большинству детей я отсасываю эту капельку крови через специальную трубочку. Не делать этого вообще нельзя, потому что, как написано в молитве, составленной еврейскими мудрецами для произнесения ее во время трапезы после обрезания: «Он, Милосердный, благословит совершившего обрезание, того, кто совершил Прию и Мецицу! Если человек робок и малодушен и не исполнит одной из трех частей заповеди, его работа негодна». Однако самыми главными этапами остаются первые два, а третий — в практическом смысле — существует больше для лечения.
— Как передаются традиции и секреты Вашего ремесла, реб Шая? Ведь ремесло более чем редкое, учитывая, что и по первой профессии Вы хирург…
— То, что записано в Шулхан Арухе, для нас закон, который теперь выполняется всеми, но сами по себе традиции передаются от человека к человеку. У каждого моэля, человека, который профессионально занимается обрезанием, есть свой учитель. Ведь недостаточно простого прочтения свода законов. Тем более что в Шулхан Арухе и половины нет того, как надо делать обрезание. Например, там по понятным причинам нет картинок, объясняющих все тонкости процедуры, и нигде их нет. На самом деле моэлей-врачей не так много.
В этот момент выяснилось, что для того чтобы попасть в условленное место, необходимо было сделать большой крюк, вернуться и только так выехать на нужную улицу. А как мы помним, дорога ведет нас с вами на очередное обрезание. Я смотрю на часы.
— Ну ничего, без нас не начнут…
— А вы знаете, моэлю принято опаздывать.
— Ну, я не знаю. Во-первых, без моэля действительно не начнут. Во-вторых, моэль профессионально этим занимается. Он приходит на обрезание сделать свое дело.
Другие люди приходят для других целей, пообщаться, встретиться, отпраздновать и так далее. Приходят в основном родственники и друзья. Для них сидеть там пятнадцать минут, полчаса, ждать нет никаких проблем. А моэль приходит к совершенно незнакомым людям. И когда возникает ситуация, что моэль вынужден ждать еще каких-то родственников, то, естественно, это доставляет неудобство.
— Тем более что моэль вдобавок достаточно занятой человек…Но мы вроде бы отвлеклись от прежней темы. Ведь мы выясняли двойственную природу профессии моэля: врач или исполнитель обряда? Кто Вы прежде всего и кто Ваши коллеги?
— Из истории следует, что необязательно иметь образование. Хирургия — это больше ремесло. И я знаю моэля, который очень хорошо делает обрезание. Но он никакой не хирург и не врач. Он научился чему-то от нашего общего учителя, чему-то от меня. Вот, например, он накладывает швы так же, как я это делал когда-то. Решающим элементом является передача устной традиции от человека к человеку.
И невозможно научиться, если некому научить. Более того, в Шулхан Арухе написано, что обрезать может любой, кто умеет. Это такая заповедь, которую в принципе может выполнять любой. Сейчас, конечно, в Израиле идет очень серьезная компания, когда «рекламируют» и стараются приглашать моэлей, имеющих диплом раввината. Дело в том, что моэль должен быть известен, как человек Б-гобоязненный и соблюдающий субботу. Если он не соблюдает, то это не моэль, а просто добрый доктор Айболит, врач — и точка.
— Значит, по закону обрезать может только Б-гобоязненный и соблюдающий субботу человек?
— Да, но при этом он может быть кем угодно. В Израиле про моэля говорят, что он хороший, если он отрезал быстро, без кровотечения и при этом ребенок не заплакал.
— Таковы критерии профессионализма?
— Нет. Так принято в Израиле. Таково обыденное представление о критериях профессионализма как житейского правила.
Я как моэль так не считаю, потому, что это ничего не гарантирует.
Хорошим качественным обрезанием я считаю нечто другое. Плач ребенка не показатель. Ведь ребенок плачет, даже если его просто моют, потому что ему холодно. Ребенка раздели, он опять плачет. Не плакал бы он, наверно, только в том случае, если бы он был под наркозом. Кстати, чтобы ребенок меньше плакал, после обрезания ему дают немного вина. Но по традиции анестезию маленьким не делают.
— Это обоснованный запрет, потому что нельзя подписывать ДОГОВОР, не приходя в сознание, как когда-то говорили про престарелых советских генсеков. Суть обрезания — это ведь заключение союза с Вс-вышним.
Так же как наш праотец Авраам, когда заключил союз с Вс-вышним, испытывал при этом некоторое страдание, так и новорожденный ребенок в момент обрезания должен быть в полном сознании. Но, во всяком случае, союз должен быть как можно ближе к природе.