День памяти апостола филиппа

Филиппов день: традиции и приметы 27 ноября

Продолжение: Начало Рождественского поста: что нельзя делать 28 ноября

Этот церковный праздник в народе носит названия: Филипповки, Филиппово заговенье, Куделица и Заговенье. Чтобы узнать, какой сегодня праздник, надо обратиться к истории.

ПО ТЕМЕ

Праздник Иоанна Златоуста: традиции и приметы 26 ноября

Праздник Иоанна Милостивого: традиции и приметы 25 ноября

День памяти преподобного Феодора Студита: традиции и приметы 24 ноября

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Сюжеты Православные праздники

История

Этот церковный праздник посвящен святому Филиппу, которого при рождении назвали Феофилом. Он основал Ирапскую пустыню. В честь этого святого церковный праздник был учрежден в конце 16 столетия. Филипп был призван третьим вместе с апостолами Петром и Андреем.

После Вознесения Господа Филипп начал заниматься проповедью в Галилее и Греции. Свои слова он сопровождал чудесами. В его житие описаны несколько случаев того, как он воскрешал людей. Во времена правления императора Домициана его схватили и распяли за проповеди и чудеса. Мощи Филиппа хранятся в Риме, в храме двенадцати апостолов.

Что нельзя делать 27 ноября

В этот православный праздник запрещен тяжелый физический труд, шитье и вязание. А вот молодежи в этот день нельзя лениться. 27 ноября лучше держаться подальше от животных. Наши предки верили, что на Филиппов день время они становятся особенно агрессивными. Нельзя в этот церковный праздник ходить в лес.

Приметы и традиции

В этот православный праздник можно объедаться. Считалось, это пойдет на пользу здоровью. 27 ноября девушки гадали. Они брали со стола кусок говядины, клали ее под подушку и просили во сне показать им жениха. Наши предки в этот день прикармливали домового.

Источник

Апостол Филипп

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Источник

Святой апостол Филипп

Аудио

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

СкачатьДень памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Святой Филипп [1] родился в галилейском городе Вифсаиде – на родине святых апостолов Петра и Андрея. Он был настолько усерден в размышлениях о законе и пророках, что презрел все мирские заботы и потому провел всю жизнь, сохранив девство.

Господь наш Иисус Христос вскоре после крещения от Иоанна Предтечи призвал Петра и Андрея следовать за Ним. На следующий день, когда Иисус собирался отправиться в Галилею, Он встретил Филиппа и сказал ему: «Иди за Мною». Филипп тотчас послушался, а затем он пошел и сказал Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 43, 45). Впоследствии Филипп следовал за Иисусом и верно служил Ему во все время проповеди Учителя. Это он во время прощальной беседы попросил: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Христос ответил с грустью: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 8–9).

После Вознесения Господа и сошествия Святого Духа на апостолов Филиппу выпало по жребию проповедовать Благую Весть в провинции Асия, то есть в западной части Малой Азии. Вместе с сестрой по плоти Мариамной и апостолом Варфоломеем он прошел всю Лидию и Мисию, возвещая Евангелие, несмотря на многочисленные испытания. Не раз святые ученики терпели от язычников побои, бичевание, заточение, но их радость и упование на Христа не ослабевали, столь велика была сила Господа, пребывавшая в них. Призыванием имени Спасителя исцелялись больные, освобождались бесноватые, и много было тех, кто просил о возрождении в купели нового рождения. Филипп крестил мужчин, а его сестра женщин.

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Когда святой окончил молитву, земля внезапно разверзлась и поглотила множество язычников, их жрецов и самого проконсула. Нечестивые, устрашившись, бросились к Варфоломею и Мариамне, которые были еще живы. Они сняли их с креста и попросили принять в Святую Христову Церковь. После достойного погребения тела святого Филиппа Варфоломей и Мариамна поставили епископом Иераполя Стахия, которого апостол Филипп исцелил от слепоты. Затем они продолжили проповедь: один – в Индии, другая – в Ликаонии. После этого Мариамна отправилась на Иордан, где отошла ко Господу, согласно предсказанию апостола Филиппа.

[1] Вариант «Жития», который передает православная агиографическая традиция, извлечен, крайне выборочно, из апокрифических «Деяний апостола Филиппа», вышедших из кругов фригийских энкратитов. В этих «Деяниях» смешиваются апостол Филипп и диакон Филипп (память 11 октября). Ср.: Écrits apocryphes chrétiens I. Paris, 1997. P. 1181–1320.

[2] В «Деяниях» жена проконсула именуется Никанорой, а сам проконсул – Тиранногнофом (что значит «Правитель мрака»).

Источник

Апостол от 70-ти Фили ́ пп, диакон

Дни памяти

17 января – Собор 70-ти апостолов

Житие

По ука­за­нию Ан­ге­ла Гос­под­ня апо­стол от­пра­вил­ся на до­ро­гу, со­еди­няв­шую Иеру­са­лим с Га­зой, и там встре­тил са­нов­ни­ка ца­ри­цы Эфи­оп­ской, ко­то­ро­го то­же об­ра­тил в хри­сти­ан­ство (Деян.8:26-39). Свя­той апо­стол Филипп неуто­ми­мо про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие во мно­гих стра­нах Ближ­не­го Во­сто­ка, рас­по­ло­жен­ных ря­дом с Па­ле­сти­ной. В Иеру­са­ли­ме апо­сто­лы ру­ко­по­ло­жи­ли его в сан епи­ско­па и по­сла­ли в Ли­дию, где он кре­стил мно­гих. Скон­чал­ся свя­той Филипп в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Богослужения

Молитвы

Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Филипп, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Язы́ков лове́ц пречу́дный и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предизбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.

Перевод: Удивительный ловец народов и собеседник учеников Христовых, избранный из апостолов, Филипп, сегодня подает миру богатство исцелений, сохраняет прославляющих его от бедствий. Потому все вместе взываем к нему: «Спасай всех молитвами твоими, апостол».

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу Филиппу, одному из семи диаконов

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Пе́снь 1

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Припев: Святы́й апо́столе Фили́ппе, моли́ Бо́га о на́с.

Пресве́тлыми сия́нии Христо́выми озари́вся, по прича́стию Божества́, му́дре, све́т яви́лся еси́ вторы́й, ве́рныя свяще́нно световодя́, сла́вне Фили́ппе.

Пресу́щественное Сло́во, все́ на́ше осуществова́в, свяще́нна тя́ ученика́ свяще́нно предлага́ет, му́дре, несвяще́ннаго омраче́ния язы́ки избавля́юща.

Ру́к возложе́нием свяще́нных ученико́в, избра́н бы́л еси́ со Стефа́ном и про́чими, свяще́нный диа́кон, я́ко сы́й по́лн Ду́ха Бо́жия, всему́дре Фили́ппе.

Богоро́дичен: И́же из не су́щих вся́ соде́тельствуя, я́ко вину́ Тя име́яше воплоще́ния Своего́, Богома́ти Чи́стая, те́м по до́лгу ве́рнии Тя́ ублажа́ем.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Сы́ны соверши́л еси́ Све́та, во тме́ неве́дения су́щия, блаже́нне, в зна́мениих стра́шных, я́ко не́бо высо́кое, Сло́ва сла́ву пове́дая.

От пле́мене Иу́дова Христа́ возсия́вша, блаже́нне, свяще́нно возвеща́я, благода́ти све́том показа́л еси́, Его́же Моисе́й дре́вле и проро́цы провозвести́ша.

Я́да душетле́ннаго отбежа́ти и спаси́тельную благода́ть восприя́ти, покаря́еши медото́чными глаго́лы, отринове́нныя дале́че неразу́мием, Фили́ппе богодухнове́нне.

Богоро́дичен: Свети́льник яви́лася еси́ та́инственный, Свещу́, Отрокови́це, нося́щи и́стинно, просве́щшую в нощи́ неве́дения пре́жде одержи́мыя, кра́йнею бла́гостию.

Седа́лен, гла́с 8

Прогони́тель де́монов яви́вся и, я́ко свети́льник, су́щия во тме́ просвети́в, яви́л еси́ Со́лнца, от Де́вы возсия́вшаго, и, хра́мы и́дольския сокруши́в, возста́вил еси́ Це́ркви, блаже́нне, в сла́ву Бо́га на́шего. Те́м тя́ почита́ем и боже́ственную твою́ па́мять све́тло пра́зднуем, и согла́сно вопие́м ти́: апо́столе Фили́ппе, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Пречи́стыя ру́ки Твоя́, Де́во Ма́ти, просте́рши, покры́й упова́ющия на Тя́ и Сы́ну Твоему́ зову́щия: все́м пода́ждь, Христе́, ми́лости Твоя́.

Крестобогоро́дичен: На дре́ве ви́дящи воздви́жена Сы́на Твоего́, Пречи́стая, утро́бою ма́тернею растерза́ема, жа́лостно взыва́ше: увы́ Мне́, ка́ко за́йде, Све́те Мо́й Безле́тный?

Пе́снь 4

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Ви́дев тя́ Си́мон содева́юща чудеса́ и зна́мения ве́лия, лицеме́рствовав, Фили́ппе, креща́ется, не зло́бы бежа́в, но поги́бели предае́тся.

Мно́ги тя́ си́лы содева́юща ви́дяще живу́щии во гра́де Самари́йстем, пропове́дниче Христо́в Фили́ппе, позна́ния све́т, веселя́щеся, приима́ху.

Иди́, глаго́ла тебе́ Госпо́день а́нгел, пу́ть направля́я свяще́ннаго, Фили́ппе, му́рина, е́же позна́ти тому́ стезю́ Сло́ва воплоще́ния.

Свяще́ннейший Канда́кий ви́дев тя́, вразумля́юща того́, твое́ю руко́ю, Фили́ппе, креща́ется, и по́лн Ду́ха Свята́го я́влься, пропове́дник Боже́ственный бы́сть.

Богоро́дичен: Сы́ны соверши́ Бо́жия, Всенепоро́чная, сы́ны челове́ческия Тво́й Сы́н, от чи́стых крове́й Твои́х вопло́щся и ро́ждся, сего́ ра́ди сла́вим Тя́.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Я́рости беззако́нных не убоя́вся, среди́ волко́в, я́ко а́гнец и́стинно, Фили́ппе, ходи́л еси́, ты́я претворя́я к благоче́стию благода́ти сло́вом, блаже́ннейше.

На заколе́ния веде́ся, я́ко А́гнец, Емману́ил, я́коже глаго́лет Иса́ия сла́вный, Его́же разуме́ти не моги́й, Фили́ппе, свяще́нный Канда́кий от тебе́ науча́ется.

Священносло́вна тя́ ученика́, еди́наго диа́конов седми́ избра́нна, уве́дехом и Це́ркве Боже́ственное основа́ние и все́х су́щих во тме́ свети́льника, Фили́ппе.

Богоро́дичен: Богоро́дицу Тя́ и́стинно от души́ испове́дающе, искуше́ний и неудо́бств избавля́емся Твои́ми ко все́х Бо́гу и Го́споду, Де́во, хода́тайствы, Богоблагода́тная.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Во́д духо́вных испо́лнився, я́ко река́ Боже́ственнаго Еде́ма, изше́л еси́, наводня́я волно́ю ти́хою земны́я концы́ и напая́я сердца́ ве́рных, досточу́дне.

Отве́рз, испо́лнил еси́ твоя́ уста́, учениче́, духо́внаго ра́зума, и разве́рз горта́нь лука́ваго, поглоще́нных исто́ргл еси́ безчи́сленная мно́жества, и спа́сл еси́, апо́столе.

Кре́пость низве́ржеся неви́димаго врага́ и отню́д поги́бе, тебе́, кре́постию Ду́ха Христа́ пропове́дающу, Фили́ппе, распе́ншагося и язы́ки призыва́ющаго.

Богоро́дичен: Зако́нов Тя́ есте́ственных кроме́, роди́, Христе́, Соде́теля тва́ри, и па́че естества́ пребы́сть и́стинно Де́ва Нескве́рна свята́я Ма́ти Твоя́, Пресвяты́й.

Конда́к, гла́с 4

Язы́ков лове́ц пречу́дный и ученико́в Христо́вых собесе́дник, апо́столов предъизбра́нный, Фили́пп дне́сь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство, покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия. Те́м согла́сно зове́м ему́: спаса́й вся́ моли́твами твои́ми, апо́столе.

И́кос:

Я́ко не́бо сла́ву Бо́жию, самови́дче, испове́дав, язы́ки да́льния привлече́ к ве́ре бли́з бы́ти Бо́га. Те́м, я́коже Моисе́й законополо́жник, обогаща́еши, прехва́льне, ста́до твое́: о́н дре́вле мо́ре пресече́ и преве́д лю́ди, пото́м в пусты́ни препита́ хле́бом небе́сным; ты́ же сла́наго лю́таго неве́рствия изба́вив во Христе́ всю́ тва́рь, горе́ к пребыва́нием небе́сным возве́л еси́ вопию́щия: спаса́й вся́ моли́твами твои́ми, апо́столе.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла а́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Наведе́ тя́, я́ко коня́, Пребоже́ственный, возмуща́юща язы́ческое мо́ре, Фили́ппе, главы́ сокруша́юща вра́жия, и пою́ща Ему́ пе́сненно: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Сказу́я пре́жде все́х веко́в сокрове́нную Та́йну, тайноглаго́льник же бы́в, Фили́ппе му́дре, научи́л еси́ страны́ и лю́ди и от та́ин ме́рзских очи́стил еси́.

Яви́лся еси́ велича́йшая звезда́, Фили́ппе сла́вный, и Тралли́и удобре́ние, в не́йже те́ло твое́ честно́е лежи́т, содева́я чуде́с пресла́вная, му́дре, на просвеще́ние благочести́вно блажа́щих тя́.

Богоро́дичен: Богороди́тельницу Тя́, Де́во, имену́ем, Мари́е Пречи́стая, спаса́емии Тобо́ю де́нь и но́щь от вра́жиих приложе́ний вре́дных, и искуше́ний вся́ческих, и душе́вных скве́рн.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Сло́вом боже́ственным, всеблаже́нне, я́коже со́лию, раствори́в, пре́лести очи́стил еси́ смра́д лю́тый, и челове́ческая сердца́ исцели́л еси́, чести́ и сла́вити Тро́ицу во ве́ки.

Утверди́шася но́ги хромы́х сло́вом твои́м, му́дре, ду́си же ме́рзцыи и нечи́стии рыда́ху, терпе́ти не могу́ще да́нныя тебе́ благода́ти.

В Самари́и дре́вле живу́щии, Фили́ппе, благода́ти зарю́ от тебе́ прие́млют, ви́дяще мно́гая содева́юща тя́ чудеса́ си́лою Ду́ха, Исто́чника благода́тнаго.

Богоро́дичен: Коле́блющуюся зло́бою ратобо́рца ду́шу мою́, Де́во Чи́стая, укрепи́, боже́ственным призира́нием Дви́жущаго вся́ческая прие́мши и неподви́жущися.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Ви́дев дре́вле тебе́ ча́емая и боже́ственную прие́м вла́сть непоколеби́му, о не́йже челове́ки научи́л еси́, Фили́ппе богоглаго́ливе, красу́йся и лику́й, Боже́ственнаго наслажда́яся просвеще́ния и утеше́ния.

Я́ко све́т, я́ко звезда́, я́ко вели́кое со́лнце, свеща́тельными заря́ми обте́кл еси́ вселе́нную, возвеща́я Боже́ственное пропове́дание: во Тралли́ю же, Аси́йский гра́д, прише́д, ему́же во́ждь бы́в, блаже́нне, в не́м усну́л еси́.

Кре́ст, и сме́рть, и воскресе́ние Изба́вителя бли́жним и да́льним возвести́л еси́, не́бо озвезде́нное бы́в, Боже́ственными светлостьми́ блиста́ющося, Фили́ппе, апо́столе Христо́в досточу́дне.

Земля́ те́ло твое́ многострада́льное, сия́ние испуща́ющее исцеле́ний, покры́, не́бо же ду́х тво́й святы́й со апо́столы и́мать веселя́щейся, с ни́миже и на́с помяни́, му́дре, хва́лящих тя́.

Богоро́дичен: Гла́с прино́сит Ти́ благода́рственный вся́кое дыха́ние, вопию́щий ве́село и глаго́лющий: ра́дуйся, престо́ле Вы́шняго огнеобра́зный; ра́дуйся, Бо́жие село́ простра́ннейшее; ра́дуйся, апо́столов благоле́пное, Чи́стая, венча́ние.

Свети́лен

Апо́столе Христо́в, во всю́ вселе́нную протече́ твое́ веща́ние, Бо́га пропове́дал еси́ на́м, Его́же о на́с моли́ све́т у́мный на́м возсия́ти.

Богоро́дичен: Дре́вле дарова́нную мне́ ри́зу купе́лию креще́ния, оскверни́х стра́стными блуды́, и ужаса́юся, окая́нный, ча́с помышля́я Боже́ственнаго и́стинно стра́шнаго суда́, Де́во Всенепоро́чная, предста́ни тогда́ и изба́ви мя́ стра́шнаго преще́ния.

Источник

Заговенье: почему Рождественский пост называют иногда Филипповским

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Успеть перед Новым годом

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники…

В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную.

Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!

Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству.

Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус

За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.

В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.

Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.

Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством.

Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.

А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.

Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев.

Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!

Тщательно смотреть по сторонам

Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)

День памяти апостола филиппа. Смотреть фото День памяти апостола филиппа. Смотреть картинку День памяти апостола филиппа. Картинка про День памяти апостола филиппа. Фото День памяти апостола филиппа

Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).

Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.

Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.

То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.

Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *