День всех святых икона
Даже представить трудно, какой силой обладает икона «Собор всех святых»: история происхождения и в чем она помогает
Икона «Собор всех святых» является изображением всего Господня воинства, поэтому она обладает особой силой. Ведь человеку придет на помощь не один Иисус. Речь идет также о Божией Матери, архангелах, церковных патриархах и учителях, страстотерпцах. Какова история происхождения этой иконы и в чем она помогает?
История происхождения
В церкви Божией почитаются все, кто причастился Духа Святого, прославляя Господа своей жизнью либо смертью. Отсюда следует, что памяти достойны не только святые, которые известны всем, но и прочие страстотерпцы с подвижниками, что и перед лицом смерти сохранили верность Иисусу.
Тех людей, что претерпели мучения за веру, начали почитать еще в период становления христианства. А также почитались апостолы, святители, подвижники, правители, внесшие вклад в ее утверждение. Вероятно, это имеет связь с произнесенной Иоанном Златоустом проповедью, посвященную памяти «всех святых, по всему миру пострадавших».
За века христианства число подвижников веры росло, а с ним увеличивалось и число собственных православных святых на Руси. У нас праздник всех святых, как и рассматриваемой иконы, был установлен в XVI веке и приурочен ко второму воскресенью после Пятидесятницы. Затем его забыли в синодальный период и восстановили в 1918 году. Но торжественно праздновать начали лишь с 1946-го.
«Собор всех святых», то есть собрание, относится к наиболее древним иконам. Его начали писать на горе Афон с V-VII веков. Затем в разные годы писались другие иконы. Основным моментом на картине является Страшный суд. Его проходят и атеисты, и верующие. Святая Троица, вершащая суд, расположена на самом верху. Далее идет фигура Богоматери с младенцем на руках. В представлении изображений святых присутствует иерархия.
Кого мы видим на иконе?
Как уже было сказано, вверху и в центре размещены главы Небесного воинства, а ниже можно увидеть:
История происхождения иконы Всех святых, кто изображен и в чем помогает
Для того чтобы вознести хвалу и просить помощи, нужно обращаться к иконе всех святых. Это самое сильное изображение всего воинства Господня, поэтому и придет на помощь человеку не только Иисус Христос, но и архангелы вместе с Божьей Матерью, патриархи церкви, страстотерпцы, церковные учителя. Пусть нельзя найти лики всех святых Небесного Воинства, но они присутствуют символически на картине.
История происхождения
Собрание, или Собор, всех святых изображать начали на иконах с 10-го века. Людей, претерпевших за религию муки, несущих учение Христово в народ, почитали всегда, еще на заре православия. Празднование иконы приходится на следующее за Троицей воскресение. Ведь именно святые люди: мученики, праведники, вселенские учителя, бессребреники, юродивые — способствуют расцвету и росту православия в мире.
Написаны образы святых на иконе в разные года, имея незначительные отличия друг от друга. Основной момент, изображенный на картине, — это Страшный суд, через который проходят как верующие люди, так и атеисты. На самом верху иконы те, кто вершит суд: Святая Троица.
Описание и значение в православии
Иконописный образ всех святых относят к самым древним. Писался он на Афоне, Святой горе еще в V-VII веке. Особенностью изображения Собора всех святых является то, что в центре или посередине находится Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, написанный в виде голубя. Дальше расположена фигура Божьей Матери, держащей младенца. Соблюдается иерархия изображения святых, архангелов, страстотерпцев.
Большое значение имеет икона для верующих. К ликам всех святых обращаются верующие, моля об исцелении от недугов, разрешении семейных конфликтов, помощи в принятии важных решений. Собор всех святых помогает следовать правилам богоугодного житья людям, находящимся в любом звании и на любом месте. Недаром Христос учит: «Ищите царствия Божия, а все остальное приложится вам».
Большой силой наделена икона, поэтому к ней чаще всего обращаются со словами молитвы в праздничные дни. Но и в ежедневном утреннем и вечернем обращении к лику своего покровителя, ангела-хранителя стоит просить о помощи, поддержке в трудную минуту. Празднуется день всех святых в первое воскресенье после Великой Троицы, Пятидесятницы. В этот день молятся на икону, где изображено все воинство Христово.
Лики Христова Воинства, собранные на одной иконе, надо иметь в каждом доме.
Можно обращаться к своему покровителю в день его тезоименитства, но именно в праздник Собора всех святых благодать изливается на молящихся. Находится день на границе перехода богослужений. Песнопения Цветной Триоди заканчиваются в этот период. За ним идет период Октоиха. Переходное время как раз считается благословенным для обращения к Богу и Небесным покровителям.
Кто изображен на иконе
Православные смогут узнать своего святого покровителя на иконе. Если вверху или в центре изображены главы Небесного воинства, то ниже:
Все эти категории отнесены к образам, почитаемым православной верой. Их лики можно отыскать на иконе Собора всех святых. В нижней половине таких икон писались разделенные на группы отдельные образы. Рядом можно увидеть Ветхозаветных Апостолов Павла и Петра. Они находятся на образе рядом. Среди мучениц выбирают для иконы Великомученицу Екатерину и Варвару. Все изображения чаще подписываются художником. Не обязательно лик покровителя небесного должен соответствовать привычному образу. Но по важным деталям отыскивают своего ангела-хранителя: или Василия Великого, или Иоанна Крестителя.
О чем просят перед образом
Объединившись Собором на иконе, святые могут помочь верующим, исполнить обращенные к образам просьбы:
Но перед тем как молиться иконе всех святых, надо знать правильные слова. Нельзя в свое обращение вставлять желания, противоречащие принципам христианской церкви. Иногда человеку надо пройти ряд испытаний, чтобы найти верный путь в жизни.
Текст молитвы
Обращаться следует к иконе самолично, находясь перед образами Небесного воинства:
«Боже святый и почитаемые во святых! Апостолы Церкви Христианской, вы пророки, вы же провозвестники, вы учителя и пастыри, Святым словом проповедающие. Угодившие различными благодетелями, оставившие образ добрых подвигов, напутствиями нам помогающие!
Вспоминая всех святых и (имя своего покровителя), похваляя их богоугодное житие, тебя, Боже, восхваляю, верую в Твои дарования. Молю Тебя и всех Святых дать мне возможность, грешному, следовать их учению, любви, вере, долготерпению! Уповаю на помощь Твою, Боже, и всех святых, Твою вседействующую благодать! Из глубины души взываю: умолите обо мне Человеколюбца Бога. Да не попустит он блуждать меня по распутиям греха, да просветит мой ум и сердце светом благости Своей!
Небесная со святыми сподобится Слава! Похваляю Пресвятое имя Твое, Отца и Сына, Святого Духа! Аминь!»
А вот Тропарь к иконе всех святых:
«Мученик Твой, обагривший и украсивший кровью Церковь Твою! Обращается к тебе последователь Христа: людям Твоим щедроты Твои ниспошли! Мир жительству Твоему подари! Душам нашим великую милость!»
Неделя Всех святых
В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается празднество всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным.
Содержание:
Неделя Всех святых. История
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.
Библиотека Русской веры
Канон в неделю Всех святых →
Неделя Всех святых. Иконы
Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета — сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.
Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век
В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы — двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере — святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».
Неделя Всех святых. Вторая половина XVI в. Происходит из церкви Всех святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век
Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями — Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:
Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова. Москва, ГТГ
Шестоднев (Седмица). Конец XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль
На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.
Неделя Всех святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерть. Пермская государственная художественная галерея
Храмы в честь Всех святых на Руси
В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», — указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.
Успенский Зилантов женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.
Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых
В честь Всех святых в 1890 году был освящен храм в г. Боровске Калужской области. Храм был построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне здесь располагается отдел районного Дома культуры — Центр искусств.
Здание бывшего старообрядческого Всехсвятского храма в Боровске
В Москве существовал единоверческий Всехсвятский монастырь. Основан в 1862 году при Новоблагословеном кладбище. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского поселка. Архитектор монастырского собора Всех Святых и колокольни (1840-1843 гг.) — П.П. Буренин (1810 г.-?). В 1922 году монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся здание — заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.
Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 года
Единоверческий женский монастырь в г. Шуя
Народные традиции в Неделю Всех святых
В народе Неделя Всех святых называлась «русальной». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала Петрова поста, вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», — и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»
В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью — для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года — это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.
День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
День Всех Святых
Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
История Дня Всех Святых
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Богослужение на День Всех Святых
В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).
Тропарь Всем Святым
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Кондак Всех Святых
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Иконы
Вы прочитали статью День Всех Святых: история, богослужение, иконы. Читайте также: