Деревянные храмы ленинградской области

Пять уникальных маршрутов по заброшенным деревянным церквям и часовням Ленинградской области и Карелии

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Турция, Египет, ОАЭ. Тело и желудок там, конечно, отдыхают. А душа? Нет, это не те места, где тишина и умиротворение восстановят внутреннюю гармонию, а сказочный и безлюдный пейзаж придаст путешествию налет загадочности и авантюры.

Русский Север. Места настолько исхоженные туристами, насколько и неизведанные. Не верите? Kolesa. Ru берутся это доказать, предложив маршрут, где очарованному страннику откроются заброшенные и до сих пор (!) мало кому ведомые шедевры деревянного зодчества Ленинградской области и Карелии, где до сих пор в дебрях проходимых болот и лесов ещё не дожили свой век на островках и пригорках рубленные одним топором, без пил и гвоздей, бревенчатые часовни и церкви, вставшие на хорошо просматриваемых «красных» местах, то есть на самых красивых и подходящих, с не слишком топкой, но и не очень сухой землей.

Нюансы автопутешествия к святыням

Особенностью автомобильной прогулки к этим часовням и церквям станет неожиданно удобное географическое расположение каждой из них. Три объекта из пяти находятся на оживленном участке трассы, чуть не доезжая Петрозаводска. Один «спрятался» непосредственно в Кондопоге. И только для того, чтобы добраться до последней часовни в Пегреме, вам понадобится. лодка. А машину придется оставить на базе отдыха, откуда вас заберет переправщик.

И если петербуржцам для такого вояжа пусть и с трудом, но хватит суток, то не потерявшим сердца и не превратившимся в Иванов, не помнящих родства, путешественникам из других регионов России стоит позаботиться о ночлеге.

Увы, но местные турбазы оставляют тревожное ощущение наскоро наведенного порядка после вчерашнего хмельного погрома, поэтому осмелимся порекомендовать хостел «Кижи». Это приятная и не пугающая ценами гостиница в Петрозаводске, где можно заплатить совсем немного и провести ночь в чистой постели, принять душ, позавтракать и использовать бесплатный Интернет. Паломники на автомобиле смогут оставить свою машину на охраняемой парковке бесплатно. Для того чтобы переночевать в Петрозаводске, можно снять комнату целиком, это очень удобно для тех, кто путешествует компанией или семьей. Если же вы рассматриваете себя как индивидуального туриста, заплатите за отдельное место в комнате, что значительно дешевле, чем в других гостиницах.

Навигатор от Kolesa.ru

Из Петербурга в сторону Петрозаводска ведет комфортное Мурманское шоссе, выезд на которое очень легко увидеть на схеме КАД — она ответвляется от кольца там, где находится самый высокий мост — Вантовый. Ну а если вы двигаетесь из Москвы и не собираетесь гулять по Невскому, а готовы вытерпеть двенадцать часов за рулем, чтобы оказаться внутри декораций эпоса Калевала, то на трассе Москва — Санкт-Петербург (E105) имеет смысл повернуть направо после поселка Чудово, чтобы, оказавшись на трассе A115, долететь до Мурманского шоссе в месте их слияния на живописном берегу Ладожского озера. А дальше.

Храм Елисея пророка на берегу Сидозера

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

От КАД по мурманской трассе добираемся до Подпорожья по автодороге «Кола». От Подпорожья до поселка Яковлевская дорога асфальтированная, через шлюз реки Свирь, а перед поселком вы увидите указатель налево с названием Мятусово. Сюда вам и надо.

Заброшенная святыня находится на расстоянии пешей получасовой прогулки от деревни Яковлевской. Там придется «железного коня» бросить и перейти ручей по мостку и идти лесом минут пятнадцать до просеки. Тут берем левее, по проторенной тропинке, пока не откроется панорама всего озера с церковью на берегу.

Церковь пророка Елисея – один из важных составляющих элементов «Подпорожского деревянного кольца». Датой постройки принято считать 1899 год. Архитектура здания абсолютно не характерна для деревянных построек того времени. Элементы оформления храма можно отнести скорее к каменному зодчеству в псевдорусском стиле.

С приходом советской власти церковь постигла та же участь, что и миллионы остальных – она была закрыта в 1930 году. Сейчас храм заброшен, находится в аварийном состоянии и постепенно разрушается. Привлекателен некогда богатый декор фасадов пятиглавого сооружения, образованный многочисленными рядами резной доски, набитой по карнизам и вокруг оконных проемов, имеющих различную форму и размер. Бревна стен сложены в «лас», а рубка углов выполнена «с остатком». Печь, отапливающая алтарь, разрушена. Листы металлической кровли, по виду 1899 года, еще «живы».

С собой брать фотоаппарат, репеленты от насекомых, резиновые сапоги, всё необходимое для пикника.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Успенская церковь в Кондопоге

От КАД по трассе «Кола» доезжаем до Петрозаводска и через сорок километров поворачиваем направо (на указателе «Кондопога») и съезжаем по развязке на плохую асфальтированную дорогу с выбоинами, ведущую нас до Кондопоги. Надо доехать до ж/д вокзала, потом повернуть направо, но перед рядами гаражей на Т-образном перекрестке снова повернуть направо, а потом налево и еще раз налево. Церковь стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера, на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Считается, что на архитектурный облик храма повлияли события 1769 (крестьянское восстание в Кижах) как отражение свободолюбия северян. Построена в 1774 году, а позднее рядом примостили деревянную колокольню и зимний храм. Который, впрочем, так же благополучно потом и разобрали — деревянную колокольню в 30-х годах, а зимний храм позднее, в 60-х. Зато церковь три раза реставрировалась и сейчас выглядит просто великолепно на живописном берегу Онежского озера, охраняемая небольшим постом-сторожкой и действует больше как музей, хотя по заверению сторожа многие приезжают венчаться и крестить детей. Внутри каким-то чудом сохранились иконописные потолок-небо и иконостас, а спускаясь по наклонному подъему-лестнице, можно разглядеть проползающих и ныряющих из зарослей в воду змей — гадючек и ужей.

С собой брать сапоги от змей, средства от клещей и куртки на случай ветра с озера.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Часовня рождества Богородицы в деревне Маньга

Не доезжая до Петрозаводска по автодороге «Кола», в поселке Пряжа сворачиваете налево, eщё 12 км по региональной трассе Р21, и вот она — Маньга.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Маньга возникла в середине шестнадцатого века и первоначально состояла из 4, а затем 12 дворов. В конце шестнадцатого века деревня была разорена шведами. Во второй половине восемнадцатого века здесь была построена часовня рождества Богородицы, здание которой и сохранилось до сих пор.

Современная деревня протянулась полосой с юго-востока на северо-запад, а часовня, про которую говаривают, что раньше она была церковью, уютно стоит на холме. Иконы из нее вывезли в Русский музей и сейчас вся эта красота отдана в руки безызвестных реставраторов, о чем непостоянном присутствии свидетельствуют опрошенные немногочисленные туристы и оставленные леса. Внутрь большой для часовни деревянной постройки не попасть, но с холма можно понаблюдать за бесконечным уходящим за горизонт пейзажем, разливая горячий чай из термоса, и прикрикнуть на подкативших на разбитых Жигулях малолетних гопников, чтобы не тушили окурки об иссушенные деревянные перила.

С собой брать монтировку, плед, термос с чаем, бинокль.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Деревянная церковь Георгия Победоносца

От Подпорожья на восток уходит трасса P37. По ней едете чуть меньше часа до поворота с указателем «Родионово». И вот вы в деревне, в которой сохранились два храма, пережившие на своем (не одном!) веку многие события нашей многострадальной отчизны и все так же стойко смотрящие своими отреставрированными окошками на нынешнее поколение людей земли русской. Один из храмов — восстановленная Сретенская церковь 1864 года, но нам более интересна вторая.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Это самая старая и самая сохранившаяся деревянная церковь русского Севера, стоящая на своем историческом месте. Годом постройки принято считать 1493 год.

Во второй половине двадцатого века специальная комиссия провела исследование церкви и пришла к выводу, что само здание перестраивалось. Позднее были подняты архивные документы и определена дата — 1632 год. Реставраторами были внесены аккуратные изменения, причем, если заглянуть под лавки внутри помещения, видно, что половые доски рублены топором и пальцем можно провести по вековыми засечкам, тогда как весь остальной настил отполирован до блеска многими ногами, босыми и обутыми, в лаптях и сапогах. В 2011 церковь снимали телевизионщики. И государственные дотации в итоге составили приличную сумму. Так что можно смело приезжать с детьми и смотреть, как надо сохранять и заставлять «работать» даже такие древние сооружения, не давая им становиться «абандонами» (одно из определений этого слова в современном мире — «заброшенный объект»).

С собой брать фотоаппарат, крем от насекомых, бутерброды, чай.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Часовня Варлаама Хутынского в деревне Пегрема

Из Петрозаводска едем через Кондопогу до поселка Вотнаволок. Дорога грунтовая, вся в ямах и крутых подъемах и спусках. В одном месте нашим экипажем ночью был найден трамплин. И на восьмидесяти километрах в час пассажирка, спавшая на заднем сидении экспедиционного джипа, подлетела в воздух и, коснувшись другой стороной тела потолка автомобиля, через секунду рухнула на пол. Штурман чуть не повредил шею от удара головой о крышу. А внедорожник после недолгого свободного парения «смачно» приземлился на передние амортизаторы и, еле выровнившись, всё-таки поехал дальше. Так что будьте внимательны!

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

По приезде в Вотнаволок ищем турбазу, а на ней переправщика, который согласится вас отвезти на моторке через Уницкую губу до западного берега полуострова Лиж. За транспортировку он интеллигентно просил 200 рублей в одну сторону, но эта информация сентября 2013года (хотя вряд ли расценки сильно изменились). Дальше можно ломиться через бурелом по компасу или найти еле «читающуюся» просеку, прокладываемую на подручных транспортных средствах местными мужиками. Если уговорить переправщика, то он вас на нее и выведет. От поселка Ламбасручей до Пегремы хоть и ближе добираться, но вам придется сделать петлю в 214 километров через Медвежьегорск, поэтому осмелимся предложить наш оригинальный маршрут.

Деревня была покинута людьми в 70-х годах двадцатого века. Из деревянных сооружений отсюда был перевезен в музей-заповедник «Кижи» один из амбаров. Часовня построена на берегу в паре метров от воды на пригорке ориентировочно в 1770-е года. Её историческая ценность, видимо, не являлась особо веским доводом для консервации и охраны государством, что в нашем случае дает нам в полной мере насладиться атмосферой места, где природа еще оставила воспоминание о человеке в виде нетронутых сталкерами объектов. При пешем (в нашем случае 4-часовом) походе через лес, болота и каменные гряды, выход на поляну и замеченный сказочно-истлевший забор вокруг растительной пустоты, дают здоровенный мистический пинок особо впечатлительным лицам и дальше уже хочется идти в тишине. Да и сил, чтобы говорить, уже нет.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

Из живых людей в этих местах регулярны только полевые практики одного экстравагантного научного сотрудника: чуть севернее по берегу ученый-энтузиаст А.П. Журавлев проводит мегалитические раскопки и водит экскурсии в летнее время. Бывавшие на его лекциях отзываются о его изысканиях как о «сумасшедшем диснейленде из камней разной формы в кустах черники».

Идеальная локация для любителей хорошей пешей прогулки через труднодоступные дебри карельских болот и нагромождения каменных кряжей. Вляпаться в лосиный помет, обрамленный непереваренными ягодками брусники, тут запросто. А ещё гарантировано нервное вытаскивание из волос местной разновидности гнуса — оленьей кровососки или лосиной мухи. Девушек в такое место — брать. И если не пикнут — можно смело жениться.

Сама деревня встречает пустотой оставленных домов и абсолютной тишиной места, где нет людей. Часовня, будто единственное «живое» существо в этой некогда известной в округе рыбацкой деревне, открыта и позволяет оценить заглядывающему внутрь старания наших современников, пытающихся не дать ей накрениться больше, чем сейчас. Алтаря нет, но много маленьких иконок и сувениров оставлены в том месте, где он когда-то стоял. Если подняться на колокольню, то в глаза бросится не только шикарный вид на простор Уницкой губы, но и автографы, оставленные на резных досках перил, датируемые 1974 годом.

С собой брать непромокаемую обувь, штаны, куртку с капюшоном, сменный комплект одежды, фонарик, компас или gps-передатчик (обязательно), еду, воду.

Источник

Туристам посетить: 20 шедевров деревянного зодчества в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Санкт-Петербург по меркам городов ещё молод, однако на его территории есть различные исторические места, которые до наших дней сохранили шедевры деревянного зодчества. Среди таких достопримечательностей можно встретить очень необычные строения и старинные храмы деревянного зодчества, о которых иногда даже сами петербуржцы не знают.

Немало в Санкт-Петербурге и его окрестностях находится старинных деревянных церквей и храмов, имений и усадеб, прочих сооружений и домов, которые прошли сквозь столетия и сохранили своё и былое величие, и очарование.

Если вам по душе деревянное зодчество и исконно русская архитектура, тогда для вас мы сделали эту подборку красивейших церквушек, пышных имений, колоритных дачных домов и иных интересных деревянных и самобытных построек, которыми можно полюбоваться, а съездить под Петербург и для того ещё, чтобы прекрасно прогуляться.

Шедевры деревянного зодчества в Петербурге и Ленобласти

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

1. Дача Е. Ф. Важевской

Дача Важеевской, пожалуй, можно считать одним самобытных примеров деревянного зодчества. Ранее дача имела архитектурную славу под названием «Дом-сказка». Этот памятник архитектуры находится в Сестрорецке. Внешне строение напоминает традиционную русскую избу, но интерьер декорирован элементами в стиле модерн.

Дачу возвели предположительно по проекту архитектора С. Г. Гингера в 1907 году. Конечно, она деревянная и выполнена в традициях русского народного зодчества с элементами модерна, о чём мы уже сказали.

При всём при этом она сохранила слитность конструктивного и декоративного начала. На фасадах можно увидеть сохранившиеся росписи, которые по мнению краеведов могли быть созданы по рисункам В. М. Васнецова.

Многие годы эту дачу занимал выездной летний детский сад. К сожалению, многие сказочные декоры были утрачены в ходе ремонтов. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве памятника архитектуры регионального значения.

В 2008 году случился пожар и дом был руинирован. Затем его выставили на продажу. В 2014 году дача Важевской была в собственности Государственного бюджетного образовательного учреждения «Олимпийский резерв», при этом собственник не следил за сохранностью памятника архитектуры.

Зимой 2018 года на крыше дачи Важеевской после личного вмешательства в ситуацию губернатора Санкт-Петербурга начались ремонтные работы.

Месторасположение: дача находится возле автобусной остановки у платформы Курорт

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

2. Елисееевская церковь

На берегу Сидозеро можно увидеть эту удивительную Церковь Святого пророка Елисея Угодника. Она находится в Подпорожском районе Ленинградской области, недалеко от дачного посёлка Яковлевская. Церковь православная и старинная, её возвели в 1899 году. Здание является образцом деревянного зодчества.

Ну, и это ещё не всё. Храм был построен в дереве и на каменном фундаменте. В целом, церковь вобрала в себя формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. На себе она несёт двойную нагрузку, что однозначно заслуживает внимания.

Хотя на сегодняшний день храм не работает. Церковь закрыли ещё в 1930-х. И находилась она до последнего на своём месте в не самом лучшем состоянии. Ездили её осматривать любители всякого такого уникального, и ещё ради того, чтобы запечатлеть уходящие шедевры деревянного зодчества.

Судьба церкви была печальной. Её ценность померкла, когда роскошные и древние соседи — храмы в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке были удостоены статуса объектов культурного наследия, памятников архитектуры федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах.

Елисеевская церковь на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки и путеводители в середине ХХ века. По какой причине, не совсем ясно. Вероятно, из-за своего возраста и стиля, и буквально года 3 назад была полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние.

Ей прогнозировали с десяток лет максимум, чтобы превратиться в историческую руину. Но у этого храма есть своя ненавязчивая и в то же время очаровывающая красота, без китча и вычурности, что притягивает. Красивейший Храм Божий не остался без внимания. Ведь не гоже бросать его на произвол судьбы, писали в официальной группе храма, стараясь сделать всё возможное для его сохранения.

В феврале 2017 года постройку перевезли в Мандроги, в Сидозере остался лишь фундамент. Благодаря красоте архитектуры и исторической ценности эта церковь входит в список объектов «Подпорожского кольца».

И сегодня её можно увидеть в Мандрогах. Сейчас про неё пишут в группе «ВКонтакте», что церковь в Мандрогах «потрясающе! Она жива, даже «наскальная живопись» и надписи внутри, потёртые, но те же. Но больше всего поразило выбранное для неё место — очень-очень похоже на исконное, на Сидозере».

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

3. Церковь Димитрия Солунского Мироточивого

На берегу Свири рядом с Онежским озером притаился малоизвестный шедевр русского деревянного зодчества. В Щелейках можно увидеть этот уникальный храм, возведённый в 1783 году по приказу Екатерины II в честь Дмитрия Мироточивого.

Церковь пятиглавая с колокольней, из которой открывается вид на прекрасные окрестности, на Онежские просторы. В километре от села Онежское озеро. Когда вы посмотрите на храм, то у вас возникнут ассоциации с самыми древними церквями допетровских времён и старинными кремлями Руси.

Церковь и шатровая колокольня связаны между собой деревянным мостиком-переходом. Народные легенды гласят, что под церковью Дмитрия Солунского есть подземные ходы. Названа Дмитриевская церковь в Щелейках в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, который почитается на Руси примерно с X века.

Дмитрий Мироточивый был сыном римского проконсула в Фессалониках (на древнерусском языке — Солуни). Его отец, тайный христианин, воспитал сына в традициях своей веры. Спустя много лет, когда Дмитрий занял высокий пост отца и открыл своё вероисповедание, начав проповедовать. Считается, что именно там Дмитрий Солунский и исповедовал Иисуса Христа.

Он был истинным верующим, активно проповедовал, за что подвергся преследованиям по приказу императора Максимилиана, был схвачен и брошен в темницу. Также был заточён и обращенный им в христианство юноша Нестор. Его выставили на гладиаторский бой против слуги опытного воина Лия. Перед поединком Дмитрий благословил своего ученика, и тот сумел одолеть любимца Цезаря, сбросив его с помоста на копья. В гневе Максимиан приказал казнить и Нестора, и его покровителя.

Святой Дмитрий почитается в Древней Руси как защитник отечества и упоминается в исторической летописи Нестора, в рассказе о взятии Константинополя великим князем Олегом. И именно в честь него было названо немало древнерусских князей. После смерти святого великомученика его мощи явили чудо мироточения. Отсюда ещё одно название великого святого — Дмитрий Мироточивый. Все русские князья стремились привезти на родину частичку святых мощей Дмитрия Солунского.

Дмитрий Солунский считался небесным покровителем Дмитрия Донского и почитался на Руси как святой, который помог одолеть татар в Куликовской битве. Святой Дмитрий на иконах изображается с мечом и копьём и считается покровителем всех сражающихся за праведную веру.

По этой причине его иногда изображали на иконах рядом с Георгием Победоносцем. Неудивительно, что даже в небольшой деревеньке на Русском Севере в его честь отстроили красавицу-церковь.

Увы, этот памятник архитектуры со временем рушится и сейчас требует ухода. В «Известиях Археологической комиссии» за 1915 год сообщалось, что Дмитриевская церковь Щелейского погоста в 1834 году обшита тёсом, а в 1866 году покрыта железом. При этих ремонтах памятник получил оформление фасадов под каменную архитектуру.

Последняя серьёзная реставрация проводилась в ней в 1972 — 1978 годах. Возглавлял проект реставрации Марк Коляда, старейший архитектор в России. Некоторые думают, что можно перенести Дмитриевскую церковь в музей под открытым небом по типу как делали в Швеции. Первый музей под открытым небом был реализован в Стокгольме на горе Скансен. В течение 1889 — 1891 годах туда были перевезли уникальные архитектурные памятники Швеции из дерева.

В дальнейшем наука о создании музеев деревянного зодчества, а также о реставрации и консервации объектов историко-культурного наследия стала называться скансеологией, по названию той самой горы. Однако Марк Коляда уверен, что и Георгиевскую церковь, и церковь в Щелейках нельзя переносить в другое место, транспортировать. Их географическое положение — часть их культурной ценности.

Дмитриевская церковь стоит в центре кладбища, вокруг него растут деревья. С севера и запада памятник окружают жилые постройки, а на юго-восток от него открываются широкие просторы Онежского озера — до него метров 500. Берег полого спускается к озеру, где у самой воды множество валунов, омываемых онежской водой. В заморозки камни покрываются прозрачной ледяной коркой. Когда светит солнце, камни в прозрачной оболочке переливаются всеми цветами радуги.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

4. Усадьба Богословка

Недалеко от Петербурга, на правом берегу Невы, занимая часть территории Невского лесопарка — когда-то земельные и охотничьи угодья усадьбы «Богословка» — в 2003 году был создан этнографический парк.

Целью этнопарка является создание культурно-исторической, архитектурной, просветительской среды. В этнопарке представлены выполненные на научной основе реконструкции деревянных построек, отражающих традиционную культуру Севера России (Петербургская, южная часть Олонецкой губернии, Каргополье и Северо-Запад).

Воссозданный собор Покрова Пресвятой Богородицы, являясь архитектурным экспонатом этнопарка, живёт той жизнью, для которой он первоначально создавался. В нём проходят церковные службы, совершаются все таинства и обряды Русской Православной церкви. В состав ансамбля этнографического парка деревянного зодчества — «Усадьба Богословка» входят:

Старинная деревянная церковь во Всеволожском районе была построена ещё в Петровскую эпоху. Это был уникальный памятник деревянного зодчества — настоящие Кижи под Петербургом. Был, потому что в конце 1960-х годов он сгорел. На террасе Невы были выстроены здания, которые на картах обозначались как почта.

В XIX веке архитектор Беретти построил тут деревянную усадьбу в стиле классицизма, по соседству в 1835 году он выстроил павильон — Голландский домик, а вскоре тут появились и два небольших дачных здания. В начале 2000-х годов его всё же восстановили, и теперь это парковый комплекс, в котором бережно воссоздана старинная древнерусская архитектура.

Уникальна здесь Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм является воссозданной копией Покровской церкви постройки 1708 года, находившейся до 1963 года в Вытегорском погосте в Анхимове. Проект восстановления был разработан Александром Ополовниковым сразу после гибели храма по обмерам, произведённым им в 1956 году. Однако на прежнем месте храм так и не был построен.

Восстановление церкви на новом месте осуществлялось по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина.

16 ноября 2003 года храму было передано напрестольное Евангелие, напечатанное в 1701 году по указу Петра I в московской типографии для Покровской церкви Вытегорского погоста; храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы (копия XXI века, оригинал Покровской иконы находится в запасниках Русского музея Петербурга); Азовская икона Божией Матери (копия XXI века, оригинал иконы находится в Вытегорском краеведческом музее); «Спас на бересте» (часовня погоста, копия иконы «Спас из Звенигородского чина»); Соловецкий крест; чтимые иконы Успения Божией Матери и свв. страстотерпцев Бориса и Глеба.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

5. Сказочный терем Месмахера

Терем расположен неподалёку от входа на территорию усадьбы Воронцовой-Дашковой. Скрытый от посторонних глаз зарослями кустарника возвышается деревянный двухэтажный дом под высокой крышей — дача Месмахера, она была названа по имени владельца или «Жёлтая дача» по цвету внешней отделки.

Дача была спроектирована в 1870-х и построена в 1900-1902 годах построили благодаря таланту и усилиям известного архитектора Максимилиана Месмахера для брата Георга, работавшего в Санкт-Петербурге юристом. Дом до сих пор хранит аристократический оттенок и восхитительно сохранилось.

Двухэтажный терем обильно декорирован многочисленными эркерами, башенками, балкончиками и шпилями. Его стиль трудно определить, в нём есть элементы русского терема и швейцарского шале. Дача была прекрасно вписана в ландшафт и является примером талантливого продолжения романтического стилизаторства в поздней эклектике.

Владельцем дачи был Георг Георгиевич Месмахер — юрист по образованию, служил в Центральном Училище технического рисования барона Штиглица, где директором был его брат. До постройки дачи Георг Георгиевич не имел своего постоянного места жительства и скитался по съёмным квартирам в Петербурге.

Здание главным фасадом обращено на восток, стоит на высоком цоколе. В архитектурную композицию первого этажа архитектор включил прямоугольные окна со ставнями, во второй — балкон, трёхгранный и прямоугольный эркеры на консолях, и три окна со сложными фронтонами и колонками по бокам.

Вполне оправдано в этой постройке зодчего обращение к дереву. Необычен деревянный декоративный фриз, обегающий здание и состоящий из цветных геометрической формы накладных деталей. Дом красив, наряден и, похож на сказочный терем, вызывает в памяти ассоциации, связанные с древнерусским зодчеством ХVII века.

Дача сохранилась до нашего времени, но она заметно обветшала и требует реставрации. В 2001 году здание было включено в список выявленных объектов культурного наследия. Сейчас в нём проживает сторож, охраняющий культурное достояние от мародёров. До сих на здании можно увидеть исторические надписи.

На металлическом флюгере указаны инициалы владельца дачи Георга Месмахера «GM», а центральная зона между кронштейнами карниза эркера сохраняет полустертую надпись: «A.D.» и «МСМ». «A.D.» — принятое в немецком языке сокращение «год от рождества Христова», «МСМ» — римские цифры, обозначающие 1900. Сопоставляя цифру под кровельным гребнем —1902 с 1900 — на торцовом фасаде, можно сделать вывод, что это даты начала и окончания строительства.

Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть фото Деревянные храмы ленинградской области. Смотреть картинку Деревянные храмы ленинградской области. Картинка про Деревянные храмы ленинградской области. Фото Деревянные храмы ленинградской области

+ 15 шедевров деревянного зодчества в Санкт-Петербурге

В рамках нашей темы ещё есть немало интересных и красивых построек, которые можно при желании и при первой возможности также осмотреть по очереди или вразброс, чтобы у вас создалась полная картина шедевров деревянного зодчества в Санкт-Петербурге и Ленобласти:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *