Дидактические игры в обучении истории
Дидактические игры на уроках истории
Использование инновационных технологий на уроках истории. Дидактические игры на уроках истории.
Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для учащегося,
потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе».
Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания.
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.
Преимущество предложенных вариантов игр — простота использования для учителя и интерес их для учащихся. Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала на комбинированном уроке истории.
Предложенные игры приближенны к тем, в которые дети играют на улицах, в летних лагерях отдыха. Много игр не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть, часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.
Эта игра актуальна при работе с терминами. Трудности усвоения разных дефиниций обуславливаются сложностью научного языка. Чаще всего учащиеся просто запоминают исторические определения, не понимая их содержание. В процессе игры учащимся предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: «Разночинцы — межсословная категория населения, преимущественно занимающиеся умственной работой = люди разного чина, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, поплнявших ряды русской интеллегенции». Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные могут записываться в специальный исторический разговорник, который можно разместить, например, на стенде исторической информации в кабинете.
Игра «Три предложения»
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры — работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения учащиеся могут записать в тетрадь. В этом случае проще определить победителя.
Эта игра помогает развивать очень важное умение — выделять главное, на котором базируются и навыкивыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.
Игра «Ожившая картина»
Учащимся предоставляются задания изобразить какое- либо историческое событие ( «Сбор дани», «Продажа крепостных», «Декабристы на Сенатской площади» и т. д.) или другую известную картину на историческую тему: «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни» и т.п.
Учитель, объясняя новый материал, может «рисовать живую картину» с помощью учащихся. Например, при изучении темы «Реформы 60-70-хх гг. ХIХ века в России», раскрывая суть судебной реформы, учитель «рисует» картину пореформенного суда: учащейся, сидящий за первой партой среднего ряда назначается судьей, 12 человек назначаются присяжными заседателями. Из оставшихся учащихся выбирают в соответствии с ситуацией прокурора, защитника, подсудимого.
Игра «Реставрация» ( «Зашифрованный текст» )
Эта игра формирует одно из важных дидактических умений — умение составлять конспект. Конспект — это короткое изложение материала. Во-первых, необходимо научиться сокращать слова, выделять главное и избегать второстепенного; во-вторых, необходимо уметь расшифровывать конспект, то есть по короткой записи восстановить весь текст, максимально приближенный к исходному.
Для игры на доске или на карточке пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, без запятых, с пропусками слов. Учащимся необходимо восстановить текст. Приведем пример нескольких вариантов игровой задачи:
«Представьте себе, что вы работаете в архиве и нашли древние документы, которые почернели от влажности и выцвели. Вам необходимо восстановить текст».
Или, «Перед вами зашифрованный текст. Некоторые слова сокращены. Некоторые слова пропущенны. Вам необходимо из минимального текста сделать максимальный».
Или, «Представьте себе что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но наконец вам попалась шпаргалка. Ваша задача ее расшифровать и сделать из сокращенного текста связный ответ». Игра может происходить в группах или индивидуально. Когда игра происходит впервые, необходимо показать, что означает «расшифровать текст».
При проверке работ учитель ознакамливает учащихся с интересными вариантами различных ответов. Проведение этой игры подготавливает учащихся к игре другого типа: зашифровать текст, сократить слова и мысли насколько это возможно, но так, чтобы по ним можно было бы воссоздать первичный вариант, то есть, организовывается работа по составлению конспекта. Выполняя ее в форме игры, учащиеся проявляют заинтересованность, внимание, творчество, способствующие успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.
Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она может быть использована при изучении нового материала, если прежде чем искать ошибки, учащиеся ознакомились с этим текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.
Учащиеся могут работать с ними индивидуально и разделившись на пары или на группы по 4 человека (объединяются две парты). Учитель объясняет суть игры: « У каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит текст. Вы должны внимательно ознакомиться с содержанием текста. На эту работу вам отводится 10 минут. Разрешается делать записи в тетради. Через 10 минут этот текст у вас заберут, и вы получите другой похожий текст. Только в нем будут ошибки, которые надо найти. Победит тот (или та группа), кто быстрее и правильнее найдет большее количество ошибок».
Игра «Из уст в уста»
Игру можно проводить со всем классом. Вызываются 4 человека. Три из них должны не надолго выйти из класса. Тот, кто остался, вместе со всем классом должен внимательно выслушать рассказ, который учитель зачитывает перед всем классом, и пересказать его одному из участников, вышедших за дверь. Рассказ должен быть коротким, интересным и содержать максимум дат и терминов. Как только рассказ зачитан, преглашается другой участник, выходивший за дверь. Его задача внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику, который потом делится информацией с четвертым. Последний (четвертый) участник рассказывает классу о том, что он понял из рассказа третьего участника (важно, чтобы игра проходила динамично: пересказывать надо в быстром темпе, без пауз). После этого учитель медленно читает первый вариант рассказа, а потом помогает учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.
Эту игру можно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, подняв руку и назвав любую историческую особу, жившую в эпоху правления Ивана IV. Учащиеся называют известные им имена современников Ивана Грозного и записывают их на доске (для этого назначается один из учащихся). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент спада активности участников аукциона учитель бьет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).
Второй вариант. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся выбранной темы. На эту работу выделяется время, например, 5 минут. Через 5 минут начинается аукцион. Предлагается стартовая цена (скажем, 2 условные единицы). « Кто может предложить больше?»
Участники называют свои числа (по количеству имен в списке).
Победитель получает оценку «5» (или приз).
Игра «Историческая цепочка»
Игра пройдет более организованно, если попросить всех игроков выйти к доске и стать в одну линию. Тот кто ошибается или делат очень долгую паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линия перед доской быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске созданный исторический ряд и определяет ошибки. Игроки стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видят только учитель и те, кто выбыл из игры. Игра заканчивается беседой, в которой
определяется взаимосвязь слов, создавших историческую цепочку.
Игра «Историческая азбука»
Задается буква, например «П». Учащимся по одному, группой или парами предлагается за определенный промежуток времени написать список, состоящий из слов, начинающихся на эту букву или тесно связаных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.
Игра «Отгадай героя»
Один из участников (ведущий) выходит из класса. Учащиеся загадывают имена исторических деятелей. Ведущий должен их отгадать. Ему позволяется задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы могут быть только: «да», «нет», «частично».
Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить следующие условия: между ответом и вопросом проходит не более минуты, ограничить количество ответов до 10 (то есть, тот, кто в ответах на 10 вопросов не угадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукционна имен», когда на доске записан большой список имен, что способствует большему разнообразию и меньшей стереотипизации при выборе героя, задав определенное количество вопросов. Игра приучает учащихся логически мыслить, правильно задавать вопросы, искать правильные ответы, делать выводы.
Игра «Отгадай термин»
Эта игра проводится также, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает любое историческое понятие, касающееся заданной темы.
Реферат «Дидактические игры на уроках истории»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ………………………………. 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ…………………………………………. 5
Игры при изучении нового материала……………. 8
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Игра есть свободная деятельность ребёнка…
В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
В наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
В отечественной педагогике серьезно рассматривали проблему игровых педагогических технологий Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Газман О.С., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И. и др.
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать эффективность использования дидактических игр на уроках истории.
мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра позволяет увлечь, сделать интересным, а самое главное, более эффективным, сам процесс обучения. Именно в этом и заключается интерес к игре, как методу педагогического обучения. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.
Учитель может использовать дидактические игры, задачи для организации активной познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока, для развития логического мышления, формирования содержательных, общеучебных и специальных умений и навыков.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Подводя итог, необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы ребёнка.
Дидактические игры на уроках истории
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.
Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)
Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.
Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.
Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.
Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.
Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:
В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.
Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.
Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.
Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.
а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)
б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)
а) предложение игры детям
б) объяснение правил игры
в) выбор участников игры
Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
а) начало игры (уточнение нюансов)
б) развитие (кульминация)
в) заключение (важно вовремя поставить точку)
Оценка и поощрение школьников
Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.
Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.
В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)
Игр может быть множество:
Классификация исторических игр
Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”
Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.
Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,
Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением( на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.
Класс заранее делится на 3 команды ( разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)
Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!
Итак, первое испытание, оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”
Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.
Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)
Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”
Задание оценивается в 3 балла.
Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время его правления.
Конкурс 3. “О ком? О чем?”
Задание оценивается в 5 баллов.
1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?
(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)
2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение : “ С ним или на нем:”?
(Вернись победителем или погибни со славой).
3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?
5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?
(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).
6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?
7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?
8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?
Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”
Задание оценивается в 3 балла.
(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)
Конкурс 5. Кроссворд
По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”
Конкурс 6. “Головоломка”
Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)
(Их главное достоинство – мужество)
Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.
Конкурс 7. “Блеф–клуб”
1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)
2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?
(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)
4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?
(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)
5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.
(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)
6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?
7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?
(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)
Конкурс 8.“История оружия”
Конкурс оценивается в 3 балла
1. Как назывались первые русские воины?
(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)
3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?
4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?
5. Как называется здание, в котором живут солдаты?
6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?
Конкурс 9. “Гонка за лидером”
По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.
Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.