Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей

Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных школьников

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни.

Исходя из этого, при организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Это нацеливает педагогов на усиленные поиски возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это кружковая и клубная работа, организация предпрофильной подготовки учащихся и курсов по выбору, развитие исследовательской деятельности школьников; групповые занятия с одаренными учащимися; конкурсы, олимпиады и спартакиады; работа по индивидуальным планам и т.д.

Такая образовательная среда преследует следующие принципы:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в организации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества;

· принцип «ускорения» (более высокий уровень знаний и развития – ускоренное формирование базовых навыков);

· принцип «обогащения» (включение учащихся в исследовательскую работу);

· принцип «междисциплинарного обучения» (обеспечение взаимосвязи между разными предметами).

Работа с одаренными детьми, как правило, требует дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися, следующие:

• учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые;

• программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию;

• учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.

Этим принципам, прежде всего, следует организация обучения учащихся в инвариантных учебных заведениях (гимназиях, лицеях), профильных классах специализированных школ.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, целесообразно организацию работы по обучению и развитию одаренных детей осуществлять на основе содействия учителями каждому одаренному ученику в построении его индивидуальной образовательной траектории.

В педагогической теории и практике индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его организационно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. В педагогическом процессе эта проблема решается через индивидуализацию обучения (организацию личностно ориентированного образования) школьников.

Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этом должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения образования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития личности, что предполагает диверсификацию (разнообразие) целей, содержания и программ учебной деятельности учащихся путемвнедрения в учебный процесс вариативных учебных планов и разноуровневых программ.

Вариативность образовательной среды при этом обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и программами их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ролей, многообразием применяемых технологий, а также разработкой и реализацией каждым одаренным учеником собственной «Я-концепции» творческого саморазвития. При этом под «Я-концепцией» творческого саморазвития понимается стратегия саморазвития личности, системообразующими компонентами которой выступают интергративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности (В.И. Андреев). Помощь учителя при этом может заключаться в следующем:

– углубление представлений учащихся об особенностях их мышления, потребностях, мотивах, способностях;

– содействие учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и стремлений;

– побуждение учащихся заниматься самообразованием, саморазвитием, как в общем плане, так и в сфере специальных способностей;

– помощь в построении каждым учеником собственной карты «Я-концепции» творческого саморазвития, примерное содержание которой может быть следующим:

Вопросы для размышления«Я-концепция»
Я в прош-ломЯ сегод-няЯ в буду-щемСтепень и характер самораз-вития
1. Мои приоритетные цели 2. Мои типичные проблемы и трудности 3. Способы преодоления трудностей, которые я использовал 4. Способы преодоления трудностей, которым я хотел бы научиться 5. Мои успехи и творческие достижения 6. Уровень моих творческих способностей 7. Мои планы на будущее в области саморазвития 8. Программа моих ближайших действий в области самообразования 9. Программа моих перспективных действий в области самообразования

Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей. Смотреть фото Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей. Смотреть картинку Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей. Картинка про Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей. Фото Дифференцированное и индивидуальное обучение одаренных детей

Оригинальной формой изучения и формирования мотивации одаренных школьников, их самопознания и саморазвития может стать портфолио достижений. «Портфель личных достижений» (портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнооб-разных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуни-кативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио позволяет отследить развитие способностей учащихся, изменение познавательных интересов, является визуальной констатацией успехов ребенка, что способствует повышению его самооценки. Такую работу с одаренными учениками целесообразно начинать уже в начальных классах.

Рассмотрим примерный вариант структуры портфолио ученика.Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования и т.д.

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

Портфолио оформляется самим учеником в соответствии с принятой в школе структурой в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

Подводя итог вопросу об индивидуальной образовательной траектории, следует отметить, что одаренные учащиеся могут получать общее среднее образование, изучая предметы на базовом уровне (общеобразовательный минимум), а также интересующие их предметы на повышенном (базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания) или углубленном (повышенный уровень изучения учебного предмета с усложнением его содержания и увеличением объема) уровнях. Старшеклассники могут обучаться в общеобразовательной школе, получая интересующие их знания через систему факультативных занятий, а также в профильных классах в условиях гимназий и лицеев, что предусмотрено Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (Глава 23, статья 156 «Учреждения общего среднего образования»).

Таким образом, личностно ориентированное образование содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию одаренных учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; обеспечивает готовность данной категории школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Работа с одаренными детьми в школе на основе дифференциации и индивидуализации обучения

Работа с одаренными детьми в школе на основе дифференциации и индивидуализации обучения

Педагог- психолог Нагорнова О.Н.

Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно- ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

В настоящее время очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Обращение Президента РФ к Федеральному собранию 5 ноября 2008 года является сегодня основополагающим в сфере образования по отношению к одаренным детям: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Перед современным учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Введение в практику новых образовательных технологий повлекло за собой рост потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, привносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать задачи, относящиеся к будущему. В связи с этим стратегической целью современной системы образования является создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной творческой личности.

Для этого необходимо наращивать творческий и интеллектуальный потенциал страны, создавать необходимые условия для развития одаренных детей и молодежи. На современном этапе традиционная система образования направлена на развитие способности понимать научные знания, но не применять их. Традиционная классно-урочная система ориентирована на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, что не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Поэтому в условиях общеобразовательной школы и при переходе на ФГОС появилась необходимость выдвижения требований индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания педагога должна быть личность обучаемого, его склонности, интересы, творческие способности и т.п. Учет этих свойств – важнейшее условие формирования личности ребенка, развития его творческого мышления, задатков, талантов и интеллекта.

Целью работы с одаренными детьми является развитие творческих способностей в условиях дифференцированного обучения.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

-знакомство педагогов с данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми;

— выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, олимпиад, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности,

— знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения,

-выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка,

-длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;

-формирование банка данных;

-разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

В условиях обычной общеобразовательной школы наиболее эффективной технологией работы с одаренными детьми является дифференцированное обучение.

1) это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решения, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса

Она позволяет создавать педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. В образовательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, имеющими различные склонности, интересы, потребности и мотивы, особенности темперамента, свойства мышления и памяти, эмоциональной сферы, способности к научению и др., что никак не отражается на особенностях общения.

Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель и организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах.

Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность, в каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Задания программы «С» должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступать к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводится дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают, как функционируют и применяются понятия. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она дает развивающие сведения, углубляющие материалы, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Иерархия мотивов в разработке трехмерной методической системы предполагает максимальный учет мотивационных воздействий при отборе содержания образования. Исходя из этого, при конструировании уровневых заданий используются задания с занимательным и игровым содержанием, обеспечивающим творческое решения задания.

Успешное развитие познавательного интереса и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебно-образовательный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей; только зная его интересы и потребности, уровень интеллектуальной подготовленности, познавательные особенности можно эффективно использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развитии способностей.

Использование дифференциации в работе с одаренными детьми позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного процесса. Более того, при отборе содержания образования учитываются дидактические возможности данной технологии, что положительным образом влияет на качество знаний учащихся.

Дифференцированное обучение позволит достичь более высокого уровня развития внимания, памяти и мышления одаренных школьников. Оно активизирует работу ребенка на уроке, повышает интерес к предмету и стремление к самостоятельной работе.

Эффективность самостоятельной и тем более творческой работы учащихся полностью зависит от эффективности работы педагога по руководству ею. Но наличие у учителя высокой квалификации – еще не все. Главное – это желание работать и доброжелательное отношение к ученику, желание помочь ученику в развитии способностей и склонностей Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также массовой общеобразовательной школы, принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит:

— стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

— предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

— учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);

— обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

— поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

— гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

— предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

— обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

— способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

— включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при отсутствии учета специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *