Диспут как метод обучения

Диспут как метод обучения

Диспут как метод обучения. Смотреть фото Диспут как метод обучения. Смотреть картинку Диспут как метод обучения. Картинка про Диспут как метод обучения. Фото Диспут как метод обученияВнизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть Материал подготовила Валентина Гатауллина, студентка факультета Истории и права (3 курс, з/о)

Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение. Таким образом, если при организации беседы им достаточно пассивного следования ходу мысли педагога, то диспут представляет собой поиск самостоятельного решения проблемы в споре с помощью сопоставления различных точек зрения.

Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин».

Однако более высокие, чем при беседе, требования к развитию мышления и коммуникативных способностей воспитанников делают этом метод доступным для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особенно хорошо соответствует особенностям старшеклассника, так как. личность, которая формируется на этой ступени развития, не стремится верить на слово, ней скорее проявляется желание сравнивать факты в поисках смысла жизни.

Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например:
— Почему поведение не совпадает с требованиями жизни?
— Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?
— Как стать кузнецом своего счастья?
— Откуда берутся равнодушные?

Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей).

Для данного способа организации общения требуется тщательная подготовка как воспитателя, так и воспитанников. Вопросы готовятся заранее, к их подготовке полезно привлечь самих участников.

В ходе диспута педагог должен уметь преподнести все так, чтобы воспитанники почувствовали его личность, волю, культуру. Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. Данная манера поведения никого не унижает, не отбивает желания участвовать в полемике и высказывать свою точку зрения.

Но и молчание для педагога непозволительно, поскольку всякая недоговоренность оставляет возможность для искаженных догадок, домыслов, неправильных толкований. Кроме того, спор есть спор, и задача педагога состоит в том, чтобы столкновение мнений и естественное желание воспитанников победить сохраняли общение в рамках культурных норм. Для этого заранее вводятся правила диспута, и педагог следит за их неукоснительным выполнением, вмешиваясь в спор, если нарушены эти правила (повторение уже высказанного без новых аргументов, «переход на личности», угрозы и оскорбления участников в адрес друг друга и т.д.).

Диспут развивает умение мыслить логически и критически, учит владеть устной речью, организовать свои мысли, быть уверенным в собственных силах, работать в группе, сосредоточиться на сути проблемы, держаться на публике.

Источник

Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения

Диспут как метод обучения. Смотреть фото Диспут как метод обучения. Смотреть картинку Диспут как метод обучения. Картинка про Диспут как метод обучения. Фото Диспут как метод обучения Людмила Царегородцева
Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения

Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.

Такую форму общения можно практиковать на собраниях с родителями своей группы. Так как в ходе диспута можно выявить реальное отношение родителей к тому или иному вопросу.

Я предлагаю провести диспут на актуальную тему «Ребенок и компьютер». В отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашего диспутамы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

— Компьютер является интерактивным средством.

— Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

— Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

— Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Каждая позицию, если проводится диспут с родителями, можно пояснить, чтобы им было понятно, о чем идет речь.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка.Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста.А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

Дискуссия воспитателей (родителей).

Что ж, и в нашей небольшой аудитории мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг».

Проводился диспут «Компьютерный ринг»

Вызывает положительный интерес к новой технике;

Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

Развивает творческие способности;

Устраняет страх ребенка перед новой техникой;

Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;

Воспитывает внимательность, сосредоточенность;

Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;

Помогает овладеть чтением и письмом;

Развивает быстроту действий и реакций;

Тренирует внимание и память; Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;

Полностью захватывает сознание ребенка;

Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

Отрицательно влияет на физическое развитие детей;

Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

Ухудшает зрение ребенка;

Способствует возникновению нарушений осанки;

Способствует развитию гиподинамии;

Как видите, у компьютера есть и положительные и отрицательные стороны.

Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной,заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Спорящие логически (родители) правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Акт обследования семьи группы риска с целью выявления условия жизни 16 марта 2018г. с. Вострецово Охотского района Хабаровского края Комиссия в составе (ФИО, должность): 1. Бондарева Г. Х.. – воспитатель;.

Аналитический отчёт как форма оценки качества работы педагога МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 СТАНИЦЫ АНАСТАСИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН» Аналитический отчет о педагогической работе.

Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное внимание на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных.

Диспут как метод обучения. Смотреть фото Диспут как метод обучения. Смотреть картинку Диспут как метод обучения. Картинка про Диспут как метод обучения. Фото Диспут как метод обученияКоллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей наше учреждение использует такую форму как коллекционирование.

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения.

Технология коллекционирования — эффективная форма взаимодействия с родителями Педагогическая статья. Опыт работы. Тема: «Технология коллекционирования – эффективная форма взаимодействия с родителями» Автор: Гривко.

Диспут как метод обучения. Смотреть фото Диспут как метод обучения. Смотреть картинку Диспут как метод обучения. Картинка про Диспут как метод обучения. Фото Диспут как метод обученияЭкскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос.

Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями Ефремова Людмила Сергеевна Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 78» г. Энгельса Имидж педагога дополнительного образования.

Источник

Доклад из опыта работы «Учебно-методический метод диспут».

Выступление на тему:

« Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) «

Подготовила: Максимова Евгения Павловна

учитель начальных классов

Выступление на тему:

» Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) «.

( Слайд № 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Все вы в своей педагогической деятельности активно применяете педагогические методы и технологии.

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя воспринимать как нарушение дисциплины, я не исключение: я задумалась над этим и чтобы исправить это положение выбрала один из видов занятий диспут, дискуссия. (Слайд №2,3,)

1. Диспут требует долгой и тщательной подготовки.

2. Нельзя урок превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).

3.Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.

4.Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.

5. По поручению учителя или самостоятельно учащиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.

Мой опыт работы учителя начальных классов не столько велик, он составляет всего 2 года.

В 1 классе я применяла групповую форму работы, которая помогает ребенку создать условия для формирования ключевых компетенций, таких как: коммуникативная (формирование речи), информационная и умение работать в команде. (Слайд № 7).

Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, а следовательно обогащению словарного запаса, а так же развивать умение слушать и слышать. Эта работа учит ребенка оценивать результаты своей деятельности и являются подготовительным этапом к такой методике, как диспут.

В 1 классе кругозор у учащихся узкий и для участия в диспуте недостаточно информационной среды учащихся. Поэтому понятия и выводы осуществляются под четким моим руководством

Во 2 классе я разработала для них памятки:

«Я участник диспута».

2.Подбор вопросов по этой теме.

4.Грамотное эстетическое оформление речи. (Слайд № 9).

«Как вести дискуссию»

1. Думай, как спорить.

2. Выскажи свое мнение и докажи его.

3. Говори просто и последовательно.

6. Уважай того, кто спорит с тобой. (Слайд № 10).

Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий к дискуссии. А мне, как учителю остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, выставлять баллы и провести рефлексию.

Применение данной технологии помогли мне достичь следующих результатов:

1. Сплоченность коллектива.

2. Обогащение словарного запаса детей.

3.Оценка результатов своей деятельности учащимися.

4. Воспитать в детях культуру общения.

Говорить на эту тему можно бесконечно. Для меня главное все, что я делаю, должно работать на личный рост учеников. Я стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе было интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. И данная форма работы позволяет мне насыщать информационное поле ребенка позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.

Источник

Современные педагогические и психологические технологии обучения в условиях групп (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

Для более точного учета специфики аудитории лектор должен уметь работать в нескольких ролях, исполняя различные функции и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические обязанности.

Необходимо владеть всеми возможными формами проведения занятий, чтобы профессионально подбирать лучшую для каждого конкретного случая.

Работа в группе принципиально занимает больше времени и очень влияет на соотношение время-результат. Для групповой работы необходимо затратить больше времени. Не больше двадцати минут. Кроме того, все рабочие фазы работы в группе должны быть хорошо подготовлены, чтобы стать понятыми слушателям. Надо иметь под рукой и все вспомогательные материалы.

Новые методы возникают постоянно. Особенно часто появляются новые творческие техники для преподавателей, методы, стимулирующие воображение слушателей. Это и давно известный метод мозговой атаки, и психотехники, переключающие внимание слушателей на новые разделы темы, и методы поиска нестандартных решений. Хорошо себя зарекомендовали различные видеопросмотры и видеотренинги. Они включают в себя получение отзыва о просмотре, обсуждение и анализ видеоматериалов. Такой материал, в зависимости от целей обучения, может быть подготовлен заранее, а может быть снят на самом занятии. Этот метод может служить хорошим способом наблюдения и оценки собственного поведения и включает в себя попытки изменения нежелательного поведения.

Речь идет о таком типе собрания, на котором задачей небольшой группы людей является продуцирование идей. Этот метод основан на творческой силе группы и в своем выражение близок к мозговой атаке, когда из столкновения идей рождается истина. Правило игры простое: надо коллективно найти ряд решений какой-то вполне определенной проблемы. Ни ведущий, ни участники не должны никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу одной какой-либо конкретной проблемы. Последняя должна быть относительно простой, т. е. неразлагаемой на ряд отдельных вопросов.

Ход брейнсторминга. Различают три фазы такого рода собраний:

а) вступительная фаза, длящаяся примерно 115 минут. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и, наконец, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения;

б) узловая фаза брейнсторминга. Это основная фаза собрания длится около часа. Это наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идея высказывается свободно;

в) заключительная стадия. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения. Если у участников собрания под влиянием брейнсторминга возникнут еще какие-нибудь идеи, они могут сообщить о них письменно в течение суток.

Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Психологи взяли на вооружение основные положения дидактики для разработки рекомендации при использовании современных технологий обучения, в частности в группах.

Столкновение мнений с целью формирования суждений оценок, которое отличает диспут от беседы с лекцией как нельзя лучше отвечает обостренной потребности аудитории стремлению вникнуть в суть проблемы, обозначить свою позицию, детерминировать частности. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований.

Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от того, кто его проводит тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для аудитории тематику и по-настоящему волновали их. В то же время диспут – это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации. Педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы аудитория почувствовала в его слове волю. Культуру, личность. настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения. Не позволяют себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса и в частности в конкретной аудитории, в конкретном классе, когда обучаемые работают на определенном пределе умственных возможностей.

Еще Ушинский сравнивал развитие интеллекта с физическим развитием человека. И предупреждал, что без постоянного напряжения интеллект может уподобиться дряблым мускулам человека. Не занимающегося физическими упражнениями.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил. Естественно, что предельный уровень трудности сочетается с принципом доступности. И конечно, важна при этом профилактика переутомления учащихся.

Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут являются системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод иначе можно назвать информационно-рецептивным. Он состоит в том, что обучаемый сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают, и фиксируют эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова. Печатного слова. Наглядных средств, практического способ показа деятельности.

Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Репродуктивный метод используется для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает здание, а обучающийся их выполняет – решают сходные задачи, составляют планы.

Оба метода обогащают учащихся знаниями, навыками, умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), но не гарантирует развитие творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами, о которых будет рассказано в следующей главе.

Важнейшее требование к педагогу и непременное условие научно-технического прогресса и социального прогресса – формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, сто при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления. Изобретательность. Интуиция, т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении учебной можно выделить четыре главных этапа (стадии):

1) создание проблемной ситуации,

32) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы,

3) решение проблемных задач путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки,

4) проверка решения проблемы.

Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):

– оптимальная трудность проблемы,

– значимость для обучаемого результата разрешения проблемы,

– наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли. чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

Соревнование – стремление к первенству. Приоритету. Самоутверждение свойственно всем людям. Но особенно молодежи. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов. Развитие инициативы и ответственности.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того образа действия и того отношения к действию. Которые избраны и реализуются учащимися.

Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом. Чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с несмелыми застенчивыми учениками.

Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Реализацию целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и обучающихся именуют методом обучения.

При выборе форм и методов убеждения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Психологическая структура личности обучаемого должны учитываться при выборе методов обучения. Форм и средств убеждения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дискуссия, брейншторминг, тренинг, письменная дискуссия, полилог, диалог, монолог.

ГЛОССАРИЙ

Брейншторминг – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждениях и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей.

Тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

Методология – путь исследования или познания, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Принцип системности – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Социально-психологические условия работы в аудиториях.

2. Методы эффективного обучения и их организация.

3. Проведение брейншторминга, дискуссии и тренингов.

4. Виды дискуссии. Правила проведения письменной дискуссии.

5. Своеобразие педагогического общения в процессе обучения.

6. Социально-психологическая значимость методы дискуссии.

7. Правила проведения дискуссий в малых и больших группах.

8. Технология проведения брейншторминга.

9. Методы эффективного проведения дискуссии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *