Диспут как метод обучения
Диспут как метод обучения
|
Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение. Таким образом, если при организации беседы им достаточно пассивного следования ходу мысли педагога, то диспут представляет собой поиск самостоятельного решения проблемы в споре с помощью сопоставления различных точек зрения.
Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин».
Однако более высокие, чем при беседе, требования к развитию мышления и коммуникативных способностей воспитанников делают этом метод доступным для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особенно хорошо соответствует особенностям старшеклассника, так как. личность, которая формируется на этой ступени развития, не стремится верить на слово, ней скорее проявляется желание сравнивать факты в поисках смысла жизни.
Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например:
— Почему поведение не совпадает с требованиями жизни?
— Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?
— Как стать кузнецом своего счастья?
— Откуда берутся равнодушные?
Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей).
Для данного способа организации общения требуется тщательная подготовка как воспитателя, так и воспитанников. Вопросы готовятся заранее, к их подготовке полезно привлечь самих участников.
В ходе диспута педагог должен уметь преподнести все так, чтобы воспитанники почувствовали его личность, волю, культуру. Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. Данная манера поведения никого не унижает, не отбивает желания участвовать в полемике и высказывать свою точку зрения.
Но и молчание для педагога непозволительно, поскольку всякая недоговоренность оставляет возможность для искаженных догадок, домыслов, неправильных толкований. Кроме того, спор есть спор, и задача педагога состоит в том, чтобы столкновение мнений и естественное желание воспитанников победить сохраняли общение в рамках культурных норм. Для этого заранее вводятся правила диспута, и педагог следит за их неукоснительным выполнением, вмешиваясь в спор, если нарушены эти правила (повторение уже высказанного без новых аргументов, «переход на личности», угрозы и оскорбления участников в адрес друг друга и т.д.).
Диспут развивает умение мыслить логически и критически, учит владеть устной речью, организовать свои мысли, быть уверенным в собственных силах, работать в группе, сосредоточиться на сути проблемы, держаться на публике.
Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения
Людмила Царегородцева
Диспут как эффективная форма общения педагога и родителей с целью выявления истины различных точек зрения
Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.
Такую форму общения можно практиковать на собраниях с родителями своей группы. Так как в ходе диспута можно выявить реальное отношение родителей к тому или иному вопросу.
Я предлагаю провести диспут на актуальную тему «Ребенок и компьютер». В отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашего диспутамы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?
Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.
В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.
— Компьютер является интерактивным средством.
— Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
— Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
— Компьютер – многовариативный дидактический материал.
Каждая позицию, если проводится диспут с родителями, можно пояснить, чтобы им было понятно, о чем идет речь.
Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка.Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста.А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?
Дискуссия воспитателей (родителей).
Что ж, и в нашей небольшой аудитории мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг».
Проводился диспут «Компьютерный ринг»
Вызывает положительный интерес к новой технике;
Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
Развивает творческие способности;
Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
Помогает овладеть чтением и письмом;
Развивает быстроту действий и реакций;
Тренирует внимание и память; Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;
Полностью захватывает сознание ребенка;
Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;
Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
Ухудшает зрение ребенка;
Способствует возникновению нарушений осанки;
Способствует развитию гиподинамии;
Как видите, у компьютера есть и положительные и отрицательные стороны.
Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной,заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
Спорящие логически (родители) правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.
Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.
Акт обследования семьи группы риска с целью выявления условия жизни 16 марта 2018г. с. Вострецово Охотского района Хабаровского края Комиссия в составе (ФИО, должность): 1. Бондарева Г. Х.. – воспитатель;.
Аналитический отчёт как форма оценки качества работы педагога МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 СТАНИЦЫ АНАСТАСИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН» Аналитический отчет о педагогической работе.
Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное внимание на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных.
Коллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей наше учреждение использует такую форму как коллекционирование.
Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения.
Технология коллекционирования — эффективная форма взаимодействия с родителями Педагогическая статья. Опыт работы. Тема: «Технология коллекционирования – эффективная форма взаимодействия с родителями» Автор: Гривко.
Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос.
Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями Ефремова Людмила Сергеевна Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 78» г. Энгельса Имидж педагога дополнительного образования.
Доклад из опыта работы «Учебно-методический метод диспут».
Выступление на тему:
« Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) «
Подготовила: Максимова Евгения Павловна
учитель начальных классов
Выступление на тему:
» Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) «.
( Слайд № 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Все вы в своей педагогической деятельности активно применяете педагогические методы и технологии.
Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя воспринимать как нарушение дисциплины, я не исключение: я задумалась над этим и чтобы исправить это положение выбрала один из видов занятий диспут, дискуссия. (Слайд №2,3,)
1. Диспут требует долгой и тщательной подготовки.
2. Нельзя урок превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).
3.Нужно требовать от детей доказательств их точки зрения.
4.Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
5. По поручению учителя или самостоятельно учащиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.
Мой опыт работы учителя начальных классов не столько велик, он составляет всего 2 года.
В 1 классе я применяла групповую форму работы, которая помогает ребенку создать условия для формирования ключевых компетенций, таких как: коммуникативная (формирование речи), информационная и умение работать в команде. (Слайд № 7).
Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, а следовательно обогащению словарного запаса, а так же развивать умение слушать и слышать. Эта работа учит ребенка оценивать результаты своей деятельности и являются подготовительным этапом к такой методике, как диспут.
В 1 классе кругозор у учащихся узкий и для участия в диспуте недостаточно информационной среды учащихся. Поэтому понятия и выводы осуществляются под четким моим руководством
Во 2 классе я разработала для них памятки:
«Я участник диспута».
2.Подбор вопросов по этой теме.
4.Грамотное эстетическое оформление речи. (Слайд № 9).
«Как вести дискуссию»
1. Думай, как спорить.
2. Выскажи свое мнение и докажи его.
3. Говори просто и последовательно.
6. Уважай того, кто спорит с тобой. (Слайд № 10).
Таким образом, у детей вырабатывается порядок действий к дискуссии. А мне, как учителю остается направлять их, почувствовать момент окончания дискуссии, подвести итоги, выставлять баллы и провести рефлексию.
Применение данной технологии помогли мне достичь следующих результатов:
1. Сплоченность коллектива.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3.Оценка результатов своей деятельности учащимися.
4. Воспитать в детях культуру общения.
Говорить на эту тему можно бесконечно. Для меня главное все, что я делаю, должно работать на личный рост учеников. Я стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе было интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. И данная форма работы позволяет мне насыщать информационное поле ребенка позитивными образами, которые расширяют кругозор его знаний и побуждают его к созидательной деятельности.
Современные педагогические и психологические технологии обучения в условиях групп (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Для более точного учета специфики аудитории лектор должен уметь работать в нескольких ролях, исполняя различные функции и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические обязанности.
Необходимо владеть всеми возможными формами проведения занятий, чтобы профессионально подбирать лучшую для каждого конкретного случая.
Работа в группе принципиально занимает больше времени и очень влияет на соотношение время-результат. Для групповой работы необходимо затратить больше времени. Не больше двадцати минут. Кроме того, все рабочие фазы работы в группе должны быть хорошо подготовлены, чтобы стать понятыми слушателям. Надо иметь под рукой и все вспомогательные материалы.
Новые методы возникают постоянно. Особенно часто появляются новые творческие техники для преподавателей, методы, стимулирующие воображение слушателей. Это и давно известный метод мозговой атаки, и психотехники, переключающие внимание слушателей на новые разделы темы, и методы поиска нестандартных решений. Хорошо себя зарекомендовали различные видеопросмотры и видеотренинги. Они включают в себя получение отзыва о просмотре, обсуждение и анализ видеоматериалов. Такой материал, в зависимости от целей обучения, может быть подготовлен заранее, а может быть снят на самом занятии. Этот метод может служить хорошим способом наблюдения и оценки собственного поведения и включает в себя попытки изменения нежелательного поведения.
Речь идет о таком типе собрания, на котором задачей небольшой группы людей является продуцирование идей. Этот метод основан на творческой силе группы и в своем выражение близок к мозговой атаке, когда из столкновения идей рождается истина. Правило игры простое: надо коллективно найти ряд решений какой-то вполне определенной проблемы. Ни ведущий, ни участники не должны никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу одной какой-либо конкретной проблемы. Последняя должна быть относительно простой, т. е. неразлагаемой на ряд отдельных вопросов.
Ход брейнсторминга. Различают три фазы такого рода собраний:
а) вступительная фаза, длящаяся примерно 115 минут. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и, наконец, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения;
б) узловая фаза брейнсторминга. Это основная фаза собрания длится около часа. Это наиболее творческая стадия, когда активность участников максимальна и идея высказывается свободно;
в) заключительная стадия. Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения их реального применения. Если у участников собрания под влиянием брейнсторминга возникнут еще какие-нибудь идеи, они могут сообщить о них письменно в течение суток.
Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Психологи взяли на вооружение основные положения дидактики для разработки рекомендации при использовании современных технологий обучения, в частности в группах.
Столкновение мнений с целью формирования суждений оценок, которое отличает диспут от беседы с лекцией как нельзя лучше отвечает обостренной потребности аудитории стремлению вникнуть в суть проблемы, обозначить свою позицию, детерминировать частности. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований.
Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от того, кто его проводит тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для аудитории тематику и по-настоящему волновали их. В то же время диспут – это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации. Педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы аудитория почувствовала в его слове волю. Культуру, личность. настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения. Не позволяют себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения.
Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса и в частности в конкретной аудитории, в конкретном классе, когда обучаемые работают на определенном пределе умственных возможностей.
Еще Ушинский сравнивал развитие интеллекта с физическим развитием человека. И предупреждал, что без постоянного напряжения интеллект может уподобиться дряблым мускулам человека. Не занимающегося физическими упражнениями.
Принцип обучения на высшем уровне трудностей побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил. Естественно, что предельный уровень трудности сочетается с принципом доступности. И конечно, важна при этом профилактика переутомления учащихся.
Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут являются системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод иначе можно назвать информационно-рецептивным. Он состоит в том, что обучаемый сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают, и фиксируют эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова. Печатного слова. Наглядных средств, практического способ показа деятельности.
Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.
Репродуктивный метод используется для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает здание, а обучающийся их выполняет – решают сходные задачи, составляют планы.
Оба метода обогащают учащихся знаниями, навыками, умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), но не гарантирует развитие творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами, о которых будет рассказано в следующей главе.
Важнейшее требование к педагогу и непременное условие научно-технического прогресса и социального прогресса – формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, сто при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления. Изобретательность. Интуиция, т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.
Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении учебной можно выделить четыре главных этапа (стадии):
1) создание проблемной ситуации,
32) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы,
3) решение проблемных задач путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки,
4) проверка решения проблемы.
Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):
– оптимальная трудность проблемы,
– значимость для обучаемого результата разрешения проблемы,
– наличие у учащихся познавательной потребности и познавательной активности.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли. чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
Соревнование – стремление к первенству. Приоритету. Самоутверждение свойственно всем людям. Но особенно молодежи. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов. Развитие инициативы и ответственности.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того образа действия и того отношения к действию. Которые избраны и реализуются учащимися.
Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом. Чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с несмелыми застенчивыми учениками.
Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Реализацию целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и обучающихся именуют методом обучения.
При выборе форм и методов убеждения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Психологическая структура личности обучаемого должны учитываться при выборе методов обучения. Форм и средств убеждения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Дискуссия, брейншторминг, тренинг, письменная дискуссия, полилог, диалог, монолог.
ГЛОССАРИЙ
Брейншторминг – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждениях и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей.
Тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.
Методология – путь исследования или познания, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Принцип системности – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Социально-психологические условия работы в аудиториях.
2. Методы эффективного обучения и их организация.
3. Проведение брейншторминга, дискуссии и тренингов.
4. Виды дискуссии. Правила проведения письменной дискуссии.
5. Своеобразие педагогического общения в процессе обучения.
6. Социально-психологическая значимость методы дискуссии.
7. Правила проведения дискуссий в малых и больших группах.
8. Технология проведения брейншторминга.
9. Методы эффективного проведения дискуссии.