Дистанционное обучение актуальность во время пандемии
Дистанционное обучение актуальность во время пандемии
Весной 2020 года система образования по всему миру пережила колоссальную встряску. Вместе с системой стресс пережили и родители, чьи дети перешли на дистанционное обучение. Согласно исследованиям, 84% учителей, 73% детей и 68% родителей испытывали стресс от онлайн-обучения во время карантина. Поскольку ни школы, ни вузы не были готовы к нему, переход прошел в экстренном режиме, а качество обучения в большинстве случаев оставляло желать лучшего.
Но были и плюсы: обстоятельства вынудили профессоров из самых престижных университетов мира, выдающихся педагогов и всех учителей планеты вложить свой творческий и профессиональный потенциал в онлайн-образование. Никогда еще научное сообщество не тратило столько сил на то, чтобы придумать эффективные модели дистанционного обучения.
Онлайн-обучение менее эффективно, чем очное?
Исторически принято противопоставлять онлайн и классическое очное обучение. За последние десятилетия ученые неоднократно пытались измерить, какой из форматов лучше. В результате можно найти сотни исследований, утверждающих, что онлайн-обучение эффективнее классического. и столько же научных изысканий, доказывающих обратное.
Сегодня эксперты сходятся во мнении, что сравнивать онлайн и офлайн в принципе некорректно. У обоих форматов есть свои неоспоримые плюсы, а эффективность будет разной для каждого конкретного случая. Результат зависит от контекста, предмета, целей обучения, личных характеристик ученика, качества реализации учебного продукта и бесконечного множества менее очевидных факторов.
Неслучайно после первой волны пандемии подавляющее большинство ведущих университетов мира заявили о планах по внедрению комбинированного обучения (blended learning), когда классические очные занятия дополняются работой на онлайн-платформе.
Это решение вызвано не только необходимостью подготовиться к возможному продолжению пандемии, но и объективными причинами: согласно проведенному в США опросу, 81% студентов считают, что использование вспомогательных цифровых инструментов существенно улучшает их успеваемость в вузе.
В будущем онлайн вытеснит традиционные формы обучения?
В эпоху life-long learning, когда нам необходимо регулярно осваивать новые знания и навыки, успевая при этом работать и жить, онлайн-обучение становится очень важным инструментом. Дистанционный формат удобен для повышения квалификации, развития конкретных узких навыков, знакомства с новыми программами и цифровыми инструментами.
Быстрое освоение специфических навыков очень пригодилось во время самоизоляции. Представители глобальной образовательной платформы Udemy отмечают, что в первую волну пандемии в числе наиболее популярных курсов оказались уроки по проведению видеоконференций в Zoom и управлению виртуальной командой.
В то же время, многие специальности требуют фундаментального образования, часто с использованием сложной научно-технической базы. Вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, получившего диплом дистанционно, даже если он тренировался на самых современных симуляторах. Кроме того, у классического образования есть неоспоримое преимущество – живой контакт участников. Современные технологии бесконечно далеки от того, чтобы создавать настоящее «ощущение присутствия». Харизма преподавателя, невербальное общение, атмосфера класса вдохновляют и вовлекают в процесс обучения. Во время очных занятий лучше работает нетворкинг, именно поэтому традиционный МВА востребован работодателями намного больше, чем дистанционный.
Отдельная сложность возникает с онлайн-обучением детей. Чем младше ребенок, тем выше его потребность в движении, осязании и физическом, а не виртуальном контакте с учителем и одноклассниками. Перевод младших школьников на «дистант» оказался самым проблематичным. Несмотря на то, что к повторному карантину (если он случится) школы подойдут более подготовленными, онлайн-обучение в начальной школе по-прежнему навряд ли приблизится по качеству к очному, просто потому что комфортная образовательная среда для ребенка предполагает живое общение.
Удобство и низкая стоимость – главные преимущества онлайн-обучения?
Безусловно, возможность учиться в любое время и из любой точки мира – именно то, о чем думают люди, делающие выбор в пользу онлайн-обучения в «некарантинных» условиях. Дополнительным бонусом оказывается цена: как правило, дистанционные курсы стоят дешевле, чем их очные аналоги. Существуют и другие, менее очевидные, но не менее важные плюсы.
С переходом на дистанционное обучение многие школьные учителя заметили неожиданный эффект: в то время, как у большинства учеников результаты ухудшились, у некоторых, напротив, произошел прорыв. Похоже, радикальная смена формата способна творить чудеса, когда привычное обучение заходит в тупик.
Заниматься онлайн можно в своем ритме. Благодаря возможности в любой момент вернуться к изученному, задержаться на сложной теме и быстро проскочить уже знакомый материал, взрослые ученики тратят на 25-60% меньше времени на обучение по сравнению с классическим форматом.
При этом, низкая стоимость и доступность онлайн-образования имеют и обратную сторону. По статистике, больше половины зарегистрировавшихся на онлайн-платформах никогда не начинают обучение, а среди начавших до конца доходят всего 20-60% пользователей. У классических очных курсов процент учеников, успешно завершивших обучение, значительно выше. Онлайн-обучение менее персонифицировано, его проще проигнорировать, ведь ученик несет ответственность за результат только перед собой, а обучение всегда можно отложить «на потом».
Онлайн-образование не котируется на рынке труда?
Безусловно, если говорить о фундаментальном образовании, таком как бакалавриат, магистратура или программы МВА, ценность традиционного диплома в глазах работодателя по-прежнему несопоставимо выше.
Если же речь идет о программах дополнительного образования, упоминание пройденного онлайн-курса точно не испортит резюме. Изучение иностранных языков, освоение новых программ и платформ, развитие дополнительных навыков – все это демонстрирует работодателю заинтересованность соискателя в личном и профессиональном развитии.
К тому же, важно помнить, что всё больше работодателей (в т.ч. такие гиганты, как Apple, IBM, Google) меняют свои практики найма, ставя в приоритет фактические навыки соискателя, а не формальные дипломы и сертификаты. Так что, в первую очередь, имеет значение, чему вы научились, а не где и как.
Качество онлайн-курсов оставляет желать лучшего?
Начнем с того, что и очное образование не значит качественное: встречаются как высококлассные, зарекомендовавшие себя программы, так и совершенно невостребованные, малоэффективные, а иногда даже шарлатанские. То же самое можно сказать об онлайн-образовании.
Существует множество онлайн-курсов и их число растет с каждым днем. По сути, любой человек, независимо от его уровня экспертизы, может запустить собственный курс. Отсутствие ценного контента, бессистемность, низкое качество материалов, тотальное непонимание даже базовых принципов обучения, – все эти проблемы действительно характерны для некоторых онлайн-программ. Однако не стоит судить об онлайн-образовании в целом на основе продуктов от недобросовестных создателей.
Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация или новые возможности?
Онлайн-образование или домашнее обучение?
Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.
То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.
На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.
Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:
Как частные и обычные школы справлялись с дистанционкой?
В сентябре на дистанционное обучение перешли 95 российских школ. Но во время первой волны на удаленный формат работы были переведены до 90% школ. Такой формат оказался большим стрессом для всех — включая родителей, которые вынуждены были и работать, и активно участвовать в процессе обучения. Неудивительно, что повторные ограничения жители Москвы и регионов встретили крайне негативно.
Алексей Парабучев озвучил главные проблемы, связанные с дистанционным обучением на дому:
Все эти проблемы приходится решать прямо сейчас, и многие совсем не готовы к такому стрессу. Поэтому инновации действительно получились шоковыми.
Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда», поделилась опытом частных калининградских школ, которые работали в формате дистанционного обучения. Они сделали ставку не на жесткое выполнение учебных планов, а на коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Главной целью было сформировать внутри школы сообщество, основанное на взаимной поддержке и комфорте каждого из участников. Вот конкретные шаги, которые помогли пережить дистанционное обучение в пандемию:
По мнению Дианы Королевой, директора Центра инноваций в образовании ВШЭ,
60% образовательных стартапов смогли адаптироваться к текущей ситуации. При этом они хорошо знали о мерах поддержки на федеральном и муниципальном уровне, но совсем не пользовались международными грантами и помощью фондов. Сложнее всех пришлось тем проектам, которые не зависят от вузов и школ: им практически не на что было рассчитывать. Другими словами, государству и фондам стоит присмотреться к EdTech-стартапам как к ценному ресурсу.
Зарубежный опыт: кейсы Италии и Сингапура
По словам Паоло Ландри из Национального исследовательского совета Италии, их школам тоже пришлось пройти через ускоренную трансформацию в период пандемии. Но есть положительные итоги.
К примеру, многократный рост и развитие онлайн-платформ — таких, как Duolingo или Google Classroom. Правительство и крупные корпорации стимулировали сотрудников активно пользоваться видеоконференциями — Zoom, Google Meets. В итоге онлайн-сервисы набрали очень много полезных данных, которые помогут им стать эффективнее.
К сожалению, пока в онлайн можно перевести только частные школы, и далеко не все процессы можно автоматизировать. Возможно, нужен какой-то смешанный вариант и более гибкие подходы к сочетанию разных форматов в обучении.
Профессор Наньянского технологического университета Лоои Чи-Кит поделился опытом Сингапура. Здесь были готовы и к дистанционному, и к онлайн-обучению. В первом случае полезным было то, что школы в некоторых провинциях не работают до 50 дней в году из-за сильных морозов. Во втором помог запуск единой образовательной онлайн-платформы.
Министерство образования Сингапура постаралось сделать так, чтобы все ученики могли комфортно заниматься дома во время самоизоляции. Им организовали бесконтактную доставку учебников, а до конца года обещали обеспечить всех нуждающихся ноутбуками.
Стоит отметить, что система образования в Сингапуре — самая молодая и одна из самых продвинутых. В начальной школе (с 6 до 12 лет) дети проходят общие дисциплины, а затем (с 12 до 17 лет) получают специальную подготовку на разных уровнях. Его определяют исходя из рейтинга студента, который складывается из оценок за все годы обучения.
Среднее образование здесь бесплатное, а студенты вузов могут пройти практику в Кембридже и получить деньги на обучение от крупных инвесторов или в виде грантов.
Как устроен рынок EdTech
Какие инновации нужны EdTech сегодня?
По словам Исака Фрумина, научного руководителя ВШЭ, инновации в обучении из-за пандемии стали настоящим шоком. До сих пор неясно, какие результаты это принесет для всей системы в целом. Появился целый ресурс — PostPandemic University — посвященный тому, как будут развиваться вузы после пандемии.
Паоло Ландри и Диана Королева считают, что инновации в онлайн-образовании нужно внедрять во взаимодействии с учителями, выясняя их проблемы и потребности. Вполне вероятно, что педагогам важнее автоматизировать рутину: составление тестов и контрольных, проверку заданий, выставление оценок, заполнение журналов и отчетов. Тогда как футуристичные форматы — вроде VR или робототехники — им не так уж необходимы. Особенно если речь идет о регионах с ограниченными техническими возможностями.
Нужно универсальное решение, чтобы общаться внутри образовательной системы — по аналогии с транспортом, чтобы добраться из одной точки в другую.
Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. Лоои Чи-Кит, к примеру, предполагает, что весь образовательный процесс можно разбить на модульные курсы для развития конкретных навыков. По окончании курсов учащиеся будут получать сертификат.
Алексей Парабучев отмечает, что впервые за 300 лет, со времен классно-урочной системы Каменского, появилась возможность полностью изменить образовательный процесс. И теперь самое время взглянуть на образование как на трансляцию культурного опыта от одного человека к другому. Отношения учеников и учителей могут в корне измениться: если последние транслируют некие общие знания и опыт, то первые могут научить их техническим тонкостям и навыкам онлайн-общения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Дистанционное образование в условиях пандемии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дистанционное обучение Подготовила: педагог дополнителього образования МБУДО ЦДО «Созвездие» Боклашова Маргарита Владимировна Воронеж 2020
Содержание Определение ДО Правовые акты, регламентирующие ДО Задачи ДО Основные компоненты технологий ДО Формы обучения Средства обучения Система Дистанционного Обучения Разработка учебного курса на базе новых технологий
Образовательный процесс не только в нашей стране, но и в мире с марта 2020 года претерпел кардинальные изменения. Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угрозы пандемии коронавируса (COVID 19).
Смирнова Елена Алпатова Татьяна Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: «образование для всех» и «образование через всю жизнь». Дистанционное обучение через Интернет
Мега-университеты Многие страны уже используют различные термины, понятия, определения дистанционного образования и обучения, такие как виртуальное, открытое, онлайновое, электронное, а Вузы, в которых дистанционно обучаются более 100000 студентов из различных стран мира, относятся к мега-университетам.
Правовые акты, регламентирующие ДО Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 09ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства образования и науки от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий,; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Задачи дистанционного обучения Доступность и открытость обучения – возможность учиться удаленно от места, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться без командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью.
Плюсы дистанционного обучения: Плюсы ДО
Минусы дистанционного обучения: Минусы ДО
Минусы дистанционного обучения: Отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Если рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для ДО необходима самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом. Обучающие программы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за недостатка квалифицированных специалистов.
Структура дистанционного курса 1 Средства доставки учебных курсов 2 Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися. 3 Методы оценки знаний обучающих. 4 Уровень подготовки преподавателей. 5 Основные компоненты технологий ДО
1. Структура дистанционного курса Структуризация курса должна обеспечивать возможность вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, т.е. осуществление процесса учения, а не преподавания. Курс должен быть структурирован не только по темам, но и по уровням сложности, с учетом различной степени подготовки обучающихся.
2. Средства доставки учебных курсов В настоящее время существует множество различных средств доставки учебного материала: электронная почта, приложения, социальные сети, ютуб каналы, поисковые и спутниковые системы, а также образовательные платформы.
3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Технологии ДО подразумевают множество средств обратной связи (телефон, электронная почта, приложения и прочее) и способов взаимодействия (синхронных и асинхронных) преподавателя и обучающихся.
Синхронные способы основаны на одновременном участии преподавателей и обучающихся в процессе обучения в реальном времени. 3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Доставка знаний обеспечивается видеоконференциями и спутниковыми образовательными системами и прочее.
Асинхронные способы взаимодействия предоставляют возможность обучаться по индивидуальному расписанию в удобное время. 3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Доставка знаний обеспечиваться за счет телефона, электронной почты и прочее.
4. Методы оценки знаний обучающихся. Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный (встроенный в обучающий материал и контроль со стороны преподавателя), так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, самостоятельная работа, реферат)
Формы обучения видеоуроки, слайдлекции; самостоятельные работы (письменные или устные); аттестация по изучаемой программе; консультации;
Разработка образовательной программы на базе новых технологий Определение: целии задач программы; путей достиженияреализации программы; способов предоставления материала; методов обучения; типов заданий, упражнений; вопросов для обсуждения; способов взаимодействия.
Вывод Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе, с целью повышения эффективности образования.
Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии
Содержание
Часть 1. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: технологический аспект
Часть 2. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект
Введение
Кризис, вызванный новым опасным коронавирусом, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. Такая установка, в принципе, соответствует современному уровню доступности цифровых технологий для большинства населения страны. Кроме того, абсолютное большинство общеобразовательных учреждений в соответствии аккредитационными требованиями обязаны иметь подключение к сети интернет, что является базовым критерием для оценки возможности школы работать в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий.
Представляем оценку реальной физической доступности информационных технологий для всех участников образовательного процесса как одного из ключевых факторов формирования практики работы общеобразовательных организаций в кризисный период.
Этот материал предназначен для руководителей образования, педагогов-практиков и исследователей, интересы которых лежат в области цифровой трансформации общего образования. Факты, приведенные в исследовании, могут быть использованы для оценки реальной ситуации и ближайшей перспективы с обеспеченностью доступа образовательных учреждений и учащихся к цифровым технологиям через телекоммуникационные сети при проектировании изменений и планировании деятельности, предполагающей применение таких средств, а также для оценочного сравнения с аналогичными данными, полученными иными способами.
При подготовке материала были использованы открытые данные портала государственных закупок и сайта Комитета государственной статистики РФ.
Оценка возможностей доступа образовательных учреждений, учителей и учащихся к телекоммуникационным технологиям необходимым для реализации дистанционного обучения
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 – 2008 годах все общеобразовательные учреждения России были подключены к сети Интернет, и доступ в Интернет появился в тех населенных пунктах, где об этом практически ранее не знали.
Синергетический эффект такого события оказался очень сильным, поскольку для решения поставленных задач потребовалось развитие инфраструктуры связи, а операторы связи появились в новых местах и, кроме подключения школ, стали оказывать свои услуги предприятиям и населению.
Аналогичный эффект, но уже на более высоком качественном уровне, следует ожидать и от реализации начатого в 2019 году в рамках национальной программы «Цифровая экономика» подключения к сети Интернет социально-значимых объектов (СЗО), до 2021 года на эти цели выделяется 72 млрд рублей. По завершению мероприятий ожидается, что абсолютное большинство СЗО, вошедших в проект, будут подключены к единой сети передачи данных по оптическим линиям связи.
В перечень СЗО вошли государственные и муниципальные учреждения, реализующие программы общего и среднего специального образования и их обособленные подразделения. Для подключения СЗО строятся многокилометровые телекоммуникационные магистрали, модернизируются и развиваются сети доступа к услугам связи в населенных пунктах. Эта современная инфраструктура позволит значительно улучшить доступность и качество услуг связи и другим категориям пользователей, в том числе учителям и учащимся образовательных учреждений в домашних условиях.
Для оценки имеющихся возможностей доступа образовательных учреждений, учителей и учащихся к технологиям дистанционного обучения проведем анализ данных о параметрах существующих подключений СЗО из документации электронных аукционов, проведенных в 2019 году Министерством цифрового развития РФ. Целью такого анализа будет выявление практического доступного уровня использования цифровых технологий различными общеобразовательными организациями.
Рассмотрим количество СЗО, являющихся образовательными учреждениями или их обособленными подразделениями (филиалами), подключенных к сети Интернет на момент проведения аукционов по спутниковым каналам связи.
Количество общеобразовательных учреждений и их обособленных подразделений в федеральных округах,
подключенных к сети Интернет по спутниковых каналам связи
(По данным закупочной документации аукционов на подключение СЗО к телекоммуникационным сетям,
объявленных Министерством цифрового развития РФ в 2019 году, с сайта https://zakupki.gov.ru/)
Всего в закупочной документации фигурирует 1898 спутниковых подключений во всех федеральных округах. Наибольшее количество объектов расположены в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Для выяснения возможностей этих школ следует, во-первых, учитывать, что особенностью спутникового подключения является асимметричность канала связи. При небольшой скорости нисходящего (направленного к пользователю) потока данных (как правило не более 1 Мбит/с) исходящий поток в 2, 4 или более раз медленнее. Таким образом, возможности использования коммуникационных сервисов в реальном времени очень ограничены.
Еще сложнее дело обстоит с доступом учителей и школьников этих школ к телекоммуникациям из дома. Стоимость спутникового Интернета довольно высокая. Чтобы оказывать услуги физическим лицам по приемлемым ценам, операторы связи предлагают приобретать ограниченные пакеты трафика, а скорость доступа зависит от загрузки общего канала связи, то есть того сколько пользователей одновременно работает. Доступ чаще всего организуется по технологии Wi-Fi, но в крупных поселениях, находящихся в удаленных районах, может использоваться телефонная сеть общего доступа, построенная на медных линиях связи как, например, в поселке Охотск Хабаровского края. В этих случаях доступ к телекоммуникациям может осуществляться по технологии ADSL. Скорость доступа пользователей в Интернет здесь ограничивается шириной общего спутникового канала связи, однако для доступа к информационным ресурсам, локализованным в информационных системах на территории населенного пункта может не ограничиваться.
Первый этап исполнения контрактов Министерства цифрового развития на подключение СЗО предусматривает, что до декабря 2019 года 26% от всех включенных в технические задания объектов должны были подключиться к сети по высокоскоростным каналам. Однако в документации не оговаривается какие именно. Поскольку спутниковые объекты находятся в удаленных точках, то оптимистичным прогнозом будет их уменьшение на 10% (180-200 школ). При этом улучшение условий доступа для учителей и учащихся из дома к началу карантина можно оценить только в 5% (90-100 населенных пунктов из 1898), а сильные ограничения возможностей для работы с телекоммуникациями имеют учителя и учащиеся около 1800 школ и их обособленных подразделений.
Очевидно, что такие условия оказывают значительное влияние на выбор способа организации учебного процесса в дистанционном режиме и требуют особых решений для обеспечения его устойчивого функционирования.
К другой категории проблемных с точки зрения доступа к телекоммуникациям объектов следует отнести образовательные учреждения имеющие низкоскоростные подключения, либо такие, в которых на момент подготовки закупочной документации подключение к сети Интернет отсутствовало. Здесь низкоскоростными предлагаем считать подключения с нисходящей скоростью менее 3 Мбит/с. Выбор такой величины скорости подключения для выделения группы проблемных школ объясним тем, что в начале процесса перехода в дистанционный режим эффективными средствами индивидуальной и групповой работы было принято считать видеоконференции и вебинары в реальном режиме времени. Многие из сервисов для их реализации доступны бесплатно как самостоятельные продукты, другие интегрированы в функциональность отечественных образовательных платформ. Однако для использования таких технологий предъявляются высокие технические требования как к оборудованию, так и к каналам связи. Так, например, на сайте техподдержки сервиса ZOOM (https://support.zoom.us/hc/ru) указано, что для передачи высококачественного изображения в групповой видеоконференции требуется исходящая скорость 3,0 Мбит/с, а для его получения, 2,5 Мбит/с. При худших параметрах видеоизображения можно видеть «говорящую голову», а мелкие детали иллюстраций или текст, написанный на доске, будут плохо различимы. Следует отметить, что одновременное использование сервисов несколькими пользователями из одной точки требует кратного расширения ширины полосы подключения к Интернет.
Таким образом, для учреждений с низкими скоростями подключения к сети Интернет возникают ограничения в выборе инструментов для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Данные о количестве таких объектов приведены на следующей диаграмме.
Количество общеобразовательных учреждений и их обособленных подразделений в федеральных округах,
в которых скорость подключения к сети Интернет не превышает 3 Мбит/с, либо подключение отсутствует
(По данным закупочной документации аукционов на подключение СЗО к телекоммуникационным сетям,
объявленных Министерством цифрового развития РФ в 2019 году, с сайта https://zakupki.gov.ru/)
Планом первого этапа проекта развития телекоммуникационной инфраструктуры предусмотрено, что 26% всех СЗО должны были быть переключены на высокоскоростные каналы в 2019 году. Соответственно, в начале 2020 года объектов образования, неподключенных к интернету или имеющих низкие скорости, остается около 11 000, что составляет около 25% процентов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений страны.
Отдельно стоит рассматривать вопросы, связанные с доступностью телекоммуникаций для учащихся и учителей из дома. Строительство сетей доступа для населения федеральным финансированием в рамках проекта подключения СЗО не предусматривается, мероприятия по подключению проводятся при наличии коммерческой целесообразности, и, как правило, после окончания основного этапа. Проект подключения СЗО будет мощным акселератором повышения доступности Интернета для населения, но это произойдет через некоторое время после его завершения. В настоящее же время сплошного покрытия доступным населению широкополосным Интернетом всей территории Российской Федерации нет.
В подтверждение высказанных положений приведем данные Комитета государственной статистики РФ о подключении домохозяйств к сети Интернет по результатам выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
Доля домашних хозяйств в федеральных округах, имеющих доступ к сети Интернет
(по данным Комитета государственной статистики РФ за 2019 год, форма № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей»)
Эти данные получены в 2019 году и с учетом бурного развития телекоммуникационной инфраструктуры являются индикативными, однако инерционность освоения людьми новых технологий сохраняет неравенство возможностей доступа жителями разных районов страны к использованию телекоммуникаций в дистанционной форме обучения. Учитывать так же стоит и наличие у семей финансовых средств на оплату услуг широкополосного доступа к сети Интернет.
Основным выводом, следующим из рассмотренных фактов, является наличие неоднородности для образовательных организаций, учителей и учащихся как доступности, так и качественных характеристик телекоммуникационных услуг связи, необходимых для эффективной работы в дистанционном режиме.
Оценка наличия у учителей и учащихся компьютерной техники, необходимой для реализации дистанционного обучения
Цифровыми устройствами для коммуникации и работы с информационными ресурсами располагают большинство жителей страны. Замечательным фактом является мировое лидерство России в развитии доступного населению по техническим и финансовым характеристикам высокоскоростного мобильного Интернета, что способствует широкому распространению мобильных устройств: смартфонов и планшетных компьютеров (не учитывая ноутбуки). Однако планшет или смартфон могут применяться в дистанционном учебном процессе для реализации ограниченного числа функций: обмена сообщениями, передачи файлов, просмотра видео, формирования фотоизображений и записи видеороликов. Этим их возможности не ограничиваются, но для удобной работы с тестами и тренажерами, подготовки текстов и презентаций и выполнения других видов учебной деятельности предпочтительным, а по санитарно-гигиеническим требованиям обязательным является персональный компьютер с определенными техническими параметрами.
Ниже приведем данные Комитета государственной статистики РФ о наличии в домохозяйствах России персональных компьютеров по результатам выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
Из диаграммы следует, что наличие в доме компьютера не является популярной практикой во многих регионах России. Отчасти это следствие широкого распространения мобильных устройств, кроме того, владение компьютером, в отличии от смартфона или планшета, требует дополнительных усилий и затрат на программное обеспечение для него.
Доля домохозяйств в федеральных округах, имеющих персональный компьютер
(по данным Комитета государственной статистики РФ за 2019 год, форма № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей»)
По данным социологического исследования, проведенного сотрудниками лаборатории медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»[1] эта проблема также является острой для учителей и учащихся. Так на отсутствие технической возможности работать с образовательными платформами указывают 16% опрошенных учителей. При этом техническая возможность для использования технологий видеоконференций оказалась доступна только 44% опрошенных учителей. По данным этого же исследования, 62% опрошенных учителей указывают, что не все их подопечные могут использовать образовательные платформы для выполнения домашних заданий по техническим причинам. На невозможность доступа всех учащихся к видеоконференциям из-за отсутствия нужного оборудования указывают 89% опрошенных учителей.
Особенно трудное положение может быть в тех семьях, где несколько детей посещают школу. Проблема обеспечения компьютерной техникой учителей, как известно частично решается путем передачи им домой во временное пользование школьного оборудования.
Поскольку практика организации дистанционного учебного процесса должна учитывать интересы всех его участников, выбор оптимального набора средств и методов работы является сложной задачей.
Заключение
В качестве общего вывода отметим, что приведенные данные подтверждают неоднородность доступности тех или иных цифровых технологий как учащимся, так и учителям. Этот фактор должен быть учтен в практике организации обучения в дистанционном режиме для обеспечения условий доступа всех учащихся к образованию.
Для предоставления возможности максимальной компенсации ущерба образовательным результатам учащихся из-за прекращения нормального учебного процесса возможным подходом может быть разделение учащихся на группы в соответствии с имеющимися у них техническими условиями для дистанционного обучения. Такой подход, однако, приведет к усилению неравенства доступа к образованию, а также к увеличению нагрузки на учителей из-за необходимости отдельно работать с каждой группой.
В заключение отметим, что кризис, выведший учебный процесс в дистанционный режим, стал мотивом для переоценки средств и инструментов цифровых технологий, внедренных в школы ранее. В связи с этим актуальными задачами могут быть разработка критериев для отбора образовательных цифровых инструментов, применимых в конкретных технических условиях школы и населенного пункта, где она расположена, и разработка методик их внедрения в педагогическую практику.
[1] Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).
Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект
Введение
Кризис, вызванный новым опасным коронавирусом, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса школ в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. При анализе технических условий, необходимых для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме с использованием информационных технологий, обнаруживается наличие неоднородности доступа учителей и учащихся к качественным телекоммуникационным услугам из дома, а также в обеспеченности персональными компьютерами. Следует предположить, что для соблюдения интересов всех участников образовательного процесса организаторам дистанционного образования придется ориентироваться на учащихся с наихудшими техническими возможностями в цифровых технологиях. Такой подход приведет к ограничению спектра используемых на практике инструментов и информационных ресурсов. В данном исследовании мы ставим задачи рассмотреть примеры школьных практик организационно-педагогических решений при переходе в дистанционный режим работы и выявить используемые наборы информационных инструментов и организационно-педагогических методов, а также выяснить насколько определяющим при этом является такой технический фактор как характеристики подключения школы к сети Интернет.
Этот материал предназначен для руководителей образования, педагогов-практиков и исследователей, интересы которых лежат в области цифровой трансформации общего образования. Факты, приведенные в исследовании, могут быть применены при проектировании изменений и планировании деятельности, предполагающей применение цифровых технологий и телекоммуникаций для оценки готовности образовательных учреждений и учащихся к использованию таких средств.
Практический опыт может быть полезен для применения в образовательных учреждениях в критических ситуациях, а также для поддержки учащихся, временно находящихся по каким-либо причинам вне школьных классов.
Для выявления разнообразия реализованных школами решений мы изучили информацию более 50 случайно выбранных школьных сайтов в сети Интернет. Особенностью такого подхода является взгляд на дистанционный учебный процесс с той точки зрения, как он предоставляется ученикам и их родителям.
Организационные решения, принятые общеобразовательными учреждениями при переводе учебного процесса в дистанционный режим
Рассмотрим далее организационно-педагогические решения, которые возникли в реальной практике образовательных организаций.
Для реализации учебного процесса в дистанционной форме образовательным организациям необходимо было решить несколько основных задач:
Мы перечислили минимальный набор задач, которые необходимо было решить для начала учебного процесса в дистанционной форме.
Приведем некоторые конкретные характерные примеры реализации дистанционного режима обучения, выбранные при изучении сайтов общеобразовательных организаций.
Пример 1. Школа города Рязань (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению. Раздел содержит нормативную документацию, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве общей платформы используется информационная система «БАРС. Образование-Электронная Школа». Дневник является представлением классного электронного журнала, который ведут учителя.
Работа школьников. На сайте школы приведен алгоритм работы ученика: 1. Открыть электронный дневник. 2. Выбрать день недели. 3. Выбрать предмет (появляется домашнее задание). 4. Нажать на значок «скрепка», появится документ, где размещены все обучающие материалы и ссылки по данной теме. 5. Если скачать документ, то будут активны рабочие ссылки по обучающей теме. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами. Ссылки на ресурсы содержатся в заданиях.
Обратная связь. Результаты выполнения работы переводятся в электронный формат и высылается учителю через электронную почту, интегрированную в систему «БАРС. Образование-Электронная Школа». Кроме изображений используются видеоотчеты.
Оценки выставляются в журнал и отображаются в дневнике. Для обратной связи в направлении от учителя к ученику также может использоваться электронная почта. Некоторые результаты публикуются на сайте школы как образцы творческого подхода к выполнению заданий.
Резюме. Решение является прагматичным, использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Работа учащегося определяется понятным алгоритмом.
Основным инструментом организации учебной работы учащихся является электронный дневник.
Пример 2. Школа города Южно-Сахалинск (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется АИС «Сетевой город. Образование», имеющая в своем составе функциональность электронного дневника. Формы ведения учебной деятельности:
— урок в форме видеоконференции на платформе ZOOM;
— урок, подготовленный на одной из платформ (Учи.Ру, РЭШ, ЯКЛАСС);
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами, а также с готовыми уроками на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, ЯКЛАСС. По расписанию проводятся видеоуроки на платформе ZOOM. Информация для подключения учеников доводится через электронный дневник.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку (по эл почте, через используемую платформу, WhatsApp и другие мессенджеры). Оценки выставляются в журнал и отображаются в дневнике. Через электронную почту и мессенджеры осуществляется взаимодействие педагогов с учениками и родителями по актуальным вопросам, в том числе консультации по выполнению заданий.
Резюме. В решении использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Учитываются интересы учащихся, не имеющих возможностей для электронного обучения. Используются технологии видеоконференций и образовательные платформы для проведения электронных уроков.
Пример 3. Школа города Биробиджан (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создана специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется электронный дневник, предоставляемый сервисом «Дневник.ру». Задания дублируются на сайте школы в виде текстовых файлов, содержащих указания по работе с учебниками и цифровыми ресурсами, включая задания для текущего контроля.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, коллекциями роликов на видеосервисе Яндекса. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле недельного расписания. Там же указаны формы и сроки отчетов о самостоятельной работе.
Обратная связь. Результаты выполнения письменных заданий высылаются учителям на проверку (по эл. почте, через WhatsApp и другие мессенджеры). Результаты выполнения тестов на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ доступны учителю. Оценки выставляются в электронный дневник. Мессенджеры используются для оперативной связи.
Резюме. Школа демонстрирует прагматический подход. В решении использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Активно используется сайт школы в качестве инструмента организации учебного процесса в дистанционной форме.
Пример 4. Школа города Краснодар (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Ссылка для перехода на главной странице. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется электронный дневник АИС «Сетевой город. Образование». Ссылки на расписание расположены на сайте школы. Электронное расписание организовано в виде файлов, хранящихся на облачном диске Майл.ру.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, видеоуроками на различных видеохостингах. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле недельного расписания. Там же указаны формы и сроки отчетов о самостоятельной работе. Облачное хранилище используется для доступа к авторским развернутым методическим указаниям для выполнения заданий по отдельным предметам, разработанным учителями.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте. Оценки выставляются в электронный дневник. Мессенджеры используются для оперативной связи.
Резюме. Особенностью подхода является использование облачного файлового хранилища, а также расширенный формат заданий для учащихся. Таблица расписания включает графы «Тема урока», «Вид деятельности обучающихся», «Электронный ресурс», «Сроки и форма сдачи домашнего задания». Используются разработанным учителями развернутые методическим указаниям для выполнения заданий по отдельным предметам.
Пример 5. Школа города Курган (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется сайт школы. Электронное расписание организовано в разрезе учителей-предметников. В расписании публикуются задания от учителя
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле, создаваемом учителем. Используются облачные хранилища для заданий и цифровых ресурсов. Цифровые ресурсы выбираются из различных источников.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте. Адреса электронной почты учителей опубликованы на сайте школы.
Резюме. Особенностью подхода является преимущественное использование сайта школы в качестве инструмента организации учебного процесса, активное применение облачного файлового хранилища.
Пример 6. Школа города Хабаровск (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве основного координатора дистанционного учебного процесса используется сайт школы. На сайте публикуется расписание со ссылками на информационные ресурсы или платформы. Для организации самостоятельной работы используются электронный дневник «Дневник.ру», а также платформа Moodle.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами, в том числе собственными курсами на платформе Moodle. Для занятий в синхронном режиме применяется сервис ZOOM и платформа вебинаров BigBlueButton.
Обратная связь. Используются сервисы платформы Moodle. Для оценки результатов учебной деятельности применяются, в частности, инструменты для контроля знаний платформы Moodle. Указанные инструменты используются и в обычной (очной) практике работы школы.
Резюме. Образовательное учреждение является региональной экспериментальной площадкой, имеет собственные серверные мощности и персонал, обеспечивающий функционирование инфраструктуры и развитие цифровой образовательной среды учреждения. Используются технологии и инструменты ранее внедренные в постоянную практику работы школы в том числе образовательная платформа Moodle и сервис для проведения вебинаров BigBlueButton, развернутые непосредственно на школьных серверах.
Пример 7. Школа поселения в Неклиновском районе Ростовской области (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. На сайте публикуется расписание занятий и задания для самостоятельной работы. Используется облачное хранилище для размещения текстов заданий. Самостоятельная работа в основном проводится с учебниками.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками. Есть проектная работа.
Обратная связь. Для предоставления результатов учебной работы используется электронная почта, адреса почты учителей приведены на сайте школы.
Резюме. Реализован прагматичный подход с минимальными ресурсами.
Пример 8. Школа села в Завьяловском районе Удмуртской республики (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется сайт школы. Опубликовано расписание уроков. В дополнение к расписанию ежедневно публикуются задания для самостоятельной работы во всех классах по всем предметам учебного дня.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные на сайте. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле, создаваемом учителем. Цифровые ресурсы выбираются учителями из различных источников.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте, в мессенджере или через социальную сеть. Реквизиты для сообщений учителям указываются в заданиях для самостоятельной работы. Для проведения тестов используются средства GoogleDoc и другие бесплатные инструменты, освоенные учителями.
Резюме. Особенностью подхода является преимущественное использование сайта школы в качестве инструмента организации учебного процесса, активное применение разнообразных технологий и инструментов, освоенных учителями.
Пример 9. Школа села Тындинского района Амурской области (Низкоскоростной проводной интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы имеется информация о переходе на дистанционный режим обучения. Нормативные документы.
Организация учебного процесса. Учебная работа в период карантина организуется путем передачи заданий через мессенджеры и по телефону. Учащимся при наличии доступа в Интернет из дома предлагается использовать образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения. При отсутствии доступа работа по учебникам в тетрадях.
Работа школьников. Информация отсутствует
Обратная связь. Информация отсутствует
Резюме. Аналогичная ситуация была отмечена в малокомплектных школах из других регионов. Количество учащихся не превышает 60 человек, наполняемость классов от 1 до 9 человек. На одного педагогического работника приходится 3-4 ученика. По данным опросов, в таких школах организована самостоятельная работа школьников с учебниками, задания выполняются в тетрадях, которые сдаются на проверку.
Пример 10. Школа села в Александрово-Заводском районе Забайкальского края (Спутниковый интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы имеется информация о переходе на особый режим обучение.
Организация учебного процесса. На сайте имеется информация, из которой следует, что обязанности по выбору и применению форм дистанционной работы возлагаются на учителей.
Работа школьников. Информация отсутствует
Обратная связь. Информация отсутствует
Резюме. Ситуация аналогична описанной в предыдущем примере.
Мы привели кейсы школ, имеющих различные условия доступа к сети Интернет, по организации дистанционного учебного процесса в условиях пандемии коронавируса. Мы не распространяли настоящий обзор на регионы, в которых проведено тотальное внедрение собственных или приобретенных образовательных платформ.
Выделим инструменты и технологии, использованные в рассмотренных организационно-педагогических решениях, и представим результаты обзора в форме матрицы.
Используемые инструменты и технологии