Дмитровский монастырь в москве
Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров
Московский патриархат Московская Епархия
Фильм ТРК «Щёлково» о первых русских святых — братьях Борисе и Глебе и основанном в их честь в начале 12 века монастыре в подмосковном городе Дмитров. История монастыря отражает жизнь Русской Православной Церкви, Отечества и народа. Пережив польско-литовское нашествие, антицерковные реформы времён Петра I и Екатерины II, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну, гонения на христиан 20 века, сегодня Борисоглебский монастырь вновь является надёжной опорой, источником духовной помощи и поддержки, центром, несущим людям свет православной веры.
Престольный праздник
Шестое августа — день памяти первых русских Святых благоверных князей — страстотерпцев Бориса и Глеба. В этот день в Борисоглебском монастыре города Дмитрова празднуется престольный праздник.
На праздник обители прибыл преосвященнейший Фома, епископ Сергиево — Посадский и Дмитровский, который совершил вместе с собором духовенства Божественную литургию.
После литургии состоялся крестных ход, на котором вокруг обители был пронесен ковчег с частицей мощей святых князей Бориса и Глеба. Ковчег с мощами несли благочинный Дмитровского округа прот. Афанасий (Чорногуз) и Валерий Васильевич Гаврилов.
Настоятель Борисоглебского монастыря иг. Августин (Шорников) после богослужения преподнёс Владыке картину дмитровского художника с изображением Борисоглебского монастыря на память о первом посещении обители.
Владыка в своей проповеди затронул тему настоящей христианской любви и привел в пример святых Бориса и Глеба, которые положили свою жизнь за ближних. Также Владыка пожелал духовного возрастания и прибавления числа братии.
Всем прихожанам и паломникам после богослужения были предложены квас и пироги. Владыка впервые посетил святую обитель, и иг. Августин показал ему все храмы, хозяйство монастыря, братский корпус, воскресную школу и гостиницу. Владыка Фома, уезжая из обители, высказал намерение еще не раз приехать для совершения совместной молитвы.
Престольный праздник
Сегодня Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святых мучеников благоверный князей страстотерпцев Бориса и Глеба (в Святом Крещении Романа и Давида).
В Борисоглебском монастыре прошел престольный праздник. Божественную Литургию совершил настоятель монастыря игумен Августин, которому сослужили священнослужители Дмитровского района.
На праздник пришли гости и постоянные прихожане монастыря. После торжественной Литургии и крестного хода, на котором звучало праздничное «Христос Воскресе!», гости монастыря обратились с поздравительным словом.
Многие отметили, что монастырь является духовным центром Дмитрова, оазисом в городе, полном шума и суеты. Пожелали увеличения числа братии и укрепления в их непростом служении.
После Божественной Литургии по давней традиции всем были предложены угощения.
Христос Воскресе!
В эти святые дни весь православный мир торжественно и радостно отмечает Пасху Христову.
Пасха Христова – это один из самых величайших праздников Православной Церкви. Это «праздников праздник и торжество есть торжеств» – так именует его христианская традиция. Суть этого праздника заключена в дивных словах, которые мы с чувством духовного восторга вместе со всей Церковью неустанно повторяем: «Христос Воскресе!» – эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова: «Воистину Воскресе!»
Пасхальная радость о воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души и несет духовное обновление другим людям. Слова «Христос Воскресе!» не имеют равных себе на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви ко Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему.
Пасха Христова является центральным событием в спасительной истории человечества. Ее смысл в реальной победе жизни над смертью, добра над злом. «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» – воспеваем мы.
Пасха Христова – это исторический факт и основание нашей веры. Апостол Иоанн Богослов пишет: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Эта божественная жизнь явилась в лице Христа Спасителя, пострадавшего и умершего за нас ради величайшей Своей любви к роду человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, – говорит Писание.
Но Христос был не просто Человеком, Он был Богочеловеком и поэтому смертность была преодолена в Нем Самом, сила диавола была уничтожена, грех пригвожден ко Кресту и жизнь восторжествовала. Он – начаток, первенец из мертвых, – говорит нам Евангелие. Своим воскресением Он доказал Свое Божественное достоинство и даровал залог нашего будущего воскресения. Христос стал родоначальником нового, обновленного человечества. В Боге мы все едины, и если воскрес Он, воскреснем и мы.
Апостол Павел учит нас: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес, и эту веру в распятого и воскресшего Христа доказали тысячи и тысячи мучеников и исповедников, которые перед лицом смерти явили пример неустрашимого мужества и самоотвержения.
Событие Воскресения – это вневременный акт, который в полной мере относится к метаистории. Но и сейчас здесь, на земле, миллионы христиан приобщаются живой истине Воскресения через личный духовный опыт, святые Таинства и литургическую жизнь Церкви.
Воскресший Христос должен воскреснуть в душах каждого из нас, чтобы еще здесь, на земле, мы получили залог Вечной жизни.
Но для христиан Воскресение Христово не является просто историческим фактом, для них истина Воскресения Христова лежит в основе всего их мировоззрения, является ключевым звеном во всей системе их жизнепонимания. Первыми, кто проникся таковым глубоким пониманием значения Воскресения Христова, были апостолы, а за ними и все истинно верующие люди.
Пасха Христова – это начало новой жизни во Христе. Переживая Пасху здесь, на земле, мы входим в средоточие Божественной жизни и непостижимым для нас образом приобщаемся вечной и нескончаемой Пасхе Христовой.
Нет ничего важнее для каждого из нас, православных людей, чем наше вечное спасение. И путь к нему теперь доступен каждому из нас силой Воскресения Христова.
С тех пор как Ангел при гробе возвестил женам-мироносицам дивную весть, что Христос воскрес, прошло уже две тысячи лет, но эта вечная новость не перестает быть жизненной силой верующих людей на протяжении столетий.
Слова «Христос Воскресе!» сделались победным гимном христианства и тем основанием, на котором стоит Церковь Христова.
Сегодня мы преисполнены светлой пасхальной радости. И эту радость разделяет с нами видимый и невидимый мир.
Сегодня Небо и земля торжествуют и ликуют о воскресшем Христе Жизнодавце, и этой радостью мы должны делиться друг с другом.
Пусть эта светлая пасхальная радость будет источником желанного для всех нас спасения. Аминь.
Требы онлайн
На время сложной эпидемиологической ситуации принято решение временно осуществлять приём пожертвований на банковскую карту
Сбербанк: 5469 4000 1244 8317 (Ростислав Николаевич.М)
Имена сродников для проскомидии с указанием требы присылайте на номер:
+7(999) 003-13-18
(Алтарник Александр) (СМС или WhatsApp).
Требы: записки о Здравии или Упокоении, заказные записки, панихиды, молебны (с указанием имени Святого), сорокоуст (указать о здравии или упокоении)
Борисоглебский монастырь (Дмитров)
Борисогле́бский монастырь, монастырь святых Бориса и Глеба — мужской православный монастырь в Дмитрове. Точной даты основания монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века. Есть предание, связывающее возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.
Содержание
История [ править ]
По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.
Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.
Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.
Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.
В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.
В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.
В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.
Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.
В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.
К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.
Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.
В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.
Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.
С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.
Современное состояние [ править ]
Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.
31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.
6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.
Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.
Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.
Храмы [ править ]
Cобор свв.кн. Бориса и Глеба [ править ]
Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.
Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца [ править ]
Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.
Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим.
Часовня Сошествия Святого Духа [ править ]
Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова.
Святыни [ править ]
Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Минина, 4
Паломнику [ править ]
В надвратной церкви свт. Николая Чудотворца в настоящее время действует трапезная, которая открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно.
«Преображение» [ править ]
При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение». Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.
Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.
Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.
Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.
Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:
— младшая (с 5 до 8 лет);
— средняя (с 9 до 13 лет);
— старшая (с 14 до 17 лет);
Сроки обучения каждой группы — 3 года.
Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное. Прием осуществляется на основе собеседования.
Фото [ править ]
Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа
Собор Бориса и Глеба
Часовня Сошествия Святого Духа
Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца