Дневник практики помощник врача педиатра в стационаре
Дневник-практики-помощник-врача-детской-поликлиники. Специальность 31. 05. 02. Педиатрия 5 курс 2018
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПОМОЩНИК ВРАЧА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Специальность 31.05.02. ПЕДИАТРИЯ
1. Цель практики «Помощник врача детской поликлиники»
Целью производственной практики является овладение общекультурными и профессиональными компетенциями врача педиатра, подготовка студентов 5 курса педиатрического факультета к следующим видам профессиональной деятельности врача педиатра участкового:
5) научно-исследовательской.
2. Задачи практики
4. В результате прохождения данной практики студенты 5 курса должны приобрести следующие практические навыки, умения:
5. Содержание производственной практики студентов 5 курса
Производственная практика проводится на базе педиатрических отделений детских поликлиник г. Ростова-на-Дону. Работая в качестве помощника врача педиатра, обучающиеся изучают принципы организации работы, функциональные обязанности врача педиатра участкового. Работая совместно с врачом педиатром участковым, обучающиеся овладевают методами оказания профилактической и лечебной помощи здоровым и больным детям и подросткам в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения, а также неотложной помощи при различных экстренных состояниях у детей, знакомятся с оснащением кабинета врача педиатра участкового для оказания неотложной помощи. Выполняют дежурства в отделении неотложной помощи поликлиники, а также в процедурном кабинете.
Работая с участковым врачом педиатром, обучающиеся принимают участие в проведении приёмов в поликлинике и обслуживании вызовов на дому к заболевшим детям; проведении санитарно-просветительной работы, оказании неотложной помощи, оформляют дневник практики.
По окончании практики каждый студент оформляет дневник практики и получает производственную характеристику с оценкой его деятельности по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), подписанную зав. педиатрическим отделением и руководителем практики.
При оценке работы наибольшее внимание уделяется грамотности ведения записей в дневнике, объему самостоятельно выполненной работы, правильности выбранной тактики при оказании медицинской помощи здоровым и больным детям и подросткам.
В последний день практики каждый студент сдает зачет. Зачет проводится в три этапа: 1) оценка качества ведения дневника производственной практики, 2) оценка владения умениями и практическими навыками, полученными обучающимся во время работы в детской поликлинике, 3) оценка ответа по контрольным вопросам билета (представлены ниже).
Список отчетной документации по производственной практике:
1. Дневник производственной практики.
2.Производственная характеристика студента.
Дневник практики включает характеристику педиатрического участка (план-схема участка, численность детского населения, его возрастная структура, численность детей инвалидов, детей, состоящих на диспансерном учете с хроническими заболеваниями).
Дневник производственной практики и характеристика на студента заверяется заведующим педиатрическим отделением поликлиники.
Виды учебной работы во время летней производственной практики Помощник врача педиатра (в стационаре)
ГБОУ ВПО НИЖГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ
ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Помощник врача педиатра (стационар)
Учебно-методическое пособие
Для студентов 4 курса
Педиатрического факультета
Нижний Новгород, 2012
Производственная практика является важнейшим разделом подготовки специалистов педиатрического профиля и проводится в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия».
Организационно-методическое руководство летней производственной практикой на педиатрическом факультете осуществляют деканат производственной практики, кураторы профильных кафедр, врачи-специалисты лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), ответственные за проведение практики.
Базы производственной практики утверждаются приказом ректора. Иногородним студентам разрешается проходить практику по месту жительства при наличии гарантийного письма из ЛПУ от имени главного врача и заявления самого студента на имя декана, курирующего летнюю производственную практику. Базами практики могут быть многопрофильные больницы, оснащенные современным оборудованием, имеющие в штате врачей высшей и первой квалификационных категорий.
Цельлетнейпроизводственной практики по педиатрии студентов 4 курса педиатрического факультета состоит
— в закреплении, углублении теоретической подготовки по разделу «Факультетская педиатрия»,
— в приобретении опыта самостоятельной профессиональной деятельности, путем непосредственного участия в работе врача-педиатра в стационаре,
— в развитии социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами летней производственной практики являются:
1. Практическое применение знаний о содержании работы врача-педиатра: изучение особенностей диагностической, лечебной, профилактической, противоэпидемической работы в стационаре.
2. Формирование способности решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
— профилактическая и противоэпидемическая деятельность: проведение санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни; проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;
— диагностическая деятельность: диагностика заболеваний различных органов и систем у детей и подростков в условиях стационара;
— лечебная деятельность: лечение заболеваний различных органов и систем у детей и подростков в условиях стационара;
— организационно-управленческая деятельность: изучение организации труда медицинского персонала стационара педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления; организация мероприятий по охране труда и технике безопасности;
— научно-исследовательская деятельность: изучение и анализ научной литературы; подготовка рефератов и докладов по актуальным проблемам педиатрии.
Летняя производственная практика является продолжением учебного процесса. Качественная подготовка будущего врача-педиатра невозможна без практического применения теоретических знаний об основных закономерностях клинического обследования больного, алгоритма проведения дифференциального диагноза, составления плана диагностических и лечебных мероприятий, прогнозирования возможных осложнений.
К прохождению летней производственной практики в качестве помощника (дублера) врача педиатра допускаются студенты, закончившие программу обучения на 4-м курсе педиатрического факультета, успешно сдавшие сессию, прошедшие медосмотр и имеющие медицинские книжки установленного образца.
Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и семинарские занятия, и самостоятельной работы.
Виды учебной работы во время летней производственной практики Помощник врача педиатра (в стационаре)
Основное учебное время выделяется на самостоятельную практическую работу под руководством куратора летней практики и зав. отделением педиатрического стационара.
При прохождении производственной практики необходимо использовать полученные теоретические знания и освоить практические умения (перечень прилагается).
В процессе прохождения летней производственной практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактических учреждений. Рабочий день начинается с 8 часов утра. Студенты должны принимать участие в утренних конференциях отделений и общебольничных конференциях. Перед началом работы студенты знакомятся со структурой и организацией работы лечебно-профилактических учреждений, отделений.
Все виды процедур и манипуляций студенты выполняют под контролем врачей и зав. отделением, организационные вопросы решает куратор производственной практики из НГМА.
В условиях летней производственной практики студенты впервые самостоятельно работают с больными детьми и их родителями, имеют возможность стать составной частью больничного коллектива, познакомиться со спецификой и трудностями своей будущей профессии.
За время летней производственной практики студент должен помнить и выполнять основные положения деонтологии: показывать пример чуткого и внимательного отношения к больному ребенку и его родственникам, строго соблюдать принципы профессиональной этики. Недопустимо комментировать диагноз, результаты исследований, план обследования и лечения без согласования с лечащим врачом.
Особое внимание во время практики уделяется ведению медицинской документации, которая включает: заполнение паспортной части истории болезни, составление выписки из истории болезни, запись анамнезов жизни и заболевания, объективных данных, полная формулировка клинического диагноза, составление этапного и выписного эпикризов.
За все действия студентов несут ответственность заведующий отделением больницы и вузовский куратор производственной практики, которые систематически проверяют работу студентов.
Студент при прохождении практики обязан:
— полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
— подчиняться действующим в лечебном учреждении правилам внутреннего трудового распорядка;
— изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
— нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
— активно участвовать в общественной жизни коллектива медицинского учреждения;
— участвовать в научно- исследовательской работе по заданию кафедры;
— вести дневник, в котором фиксируется вся деятельность за время практики;
— представить вузовскому руководителю практики дневник, отчет о выполнении программы практики, характеристику непосредственного руководителя (из ЛПУ) и сдать экзамен по каждому разделу практики.
Студент работает ежедневно по 6 часов в отделении стационара 5 дней в неделю (10 рабочих дней), кроме того выполняет 1 дежурство (вечернее или субботнее – 2 ч) в приемном покое или в отделении стационара. Во время летней производственной практики в дополнение к основной самостоятельной работе проводятся семинары (всего 6 часов) и лекции (всего 4 часа) по расписанию, подготовленному кураторами НГМА. Для иногородних студентов теоретическая часть представлена в электронном варианте на сайте кафедры, а также доступно заочное консультирование через электронную почту.
Работая в отделении педиатрического стационара студент курирует не менее 3-4-х больных и выполняет следующий объем работ:
— оформляет врачебную документацию: историю болезни (жалобы, анамнез жизни/заболевания, объективный статус, план обследования, план лечения, динамический/выписной эпикриз);
— проводит полное клиническое обследование больного;
— ежедневно делает обход курируемых больных, записывает дневники, делает лечебные и диагностические назначения по согласованию с лечащим врачом, самостоятельно выполняет некоторые лечебные и диагностические манипуляции: определение АД, группы крови и резус-фактора, внутривенные инъекции и инфузии, проводит оценку лабораторных и инструментальных данных,
— участвует в инструментальном обследовании курируемых больных, например: снятии и расшифровки ЭКГ, проведении функциональных проб, ЭХО-КГ, УЗИ, ФГДС, бронхоскопии, спирографии, урологическом обследовании, КТ и др.
Во время прохождения производственной практики студенты активно проводят санитарно-просветительную работу с детьми и родителями, сопровождают больного на инструментальное обследование.
Во время дежурства в отделении студенты работают в качестве помощника дежурного врача: делают обход, участвуют в приеме поступивших больных и оформлении документации (первичный осмотр, план обследования, лечебные назначения), знакомятся с алгоритмом обследования и методами оказания помощи при неотложных состояниях, принимают личное участие в диагностических и лечебных манипуляциях.
Во время дежурства в приемном покое студенты работают в качестве помощника врача приемного покоя: знакомятся с направлением, справками и выписками из других стационаров, проводят сбор эпиданамнеза, получают сведения о начальных симптомах заболевания, применявшихся методах лечения, проводят объективное обследование ребенка. На основании клинико-анамнестических и лабораторно-инструментальных данных студент должен установить предположительный диагноз, сделать назначения (режим, диета, медикаментозная терапия, методы лабораторного и инструментального обследования, консультации специалистов).
Во время работы в приемном покое студент знакомится с содержанием работы врачей приемного отделения, документацией (журнал госпитализации, отказов, выписки, консультаций, санитарный), оснащением приемного отделения.
Каждый студент во время производственной практики ежедневно ведет дневник, в котором
· отражает работу, проделанную за день
· отмечает выполненные практические умения.
Во время дежурств выделяется заголовок «Дежурство».
Образец оформления дневника практики:
1. Титульный лист (Ф.И.О., номер группы, сроки практики)
2. Краткая характеристика лечебной базы – полное название, перечень отделений, число коек, руководитель – главный врач, зав. отделением, непосредственные кураторы из ЛПУ и/или НГМА.
3. Перечень практических навыков, которые необходимо освоить (см.ниже).
4. Непосредственно дневниковые записи по ниже представленному образцу
Дата | Содержание работы | Практические навыки | Подпись руководителя практики |
5. Отчет (на базе какого отделения проходил практику, сколько больных курировал, освоенные практические навыки, трудности при прохождении практики).
6. Характеристика руководителя (оформляется куратором НГМА или куратором ЛПУ, подписывается главным врачом или зам.гл.врача по педиатрии, заверяется печатью ЛПУ). При написании характеристики руководитель должен отразить следующие показатели:
1. Уровень теоретической подготовки.
2. Владение практическими навыками.
3. Инициативность, творческий подход, коммуникабельность.
4. Соблюдение трудовой дисциплины, требований к внешнему виду.
5. Соблюдение этики и деонтологии.
6. Посещаемость теоретического курса.
Дневник ежедневно проверяется и подписывается куратором ЛПУ или НГМА. Вузовский куратор практики не менее 2-х раз в неделю проверяет правильность оформления дневников, контролирует студентов по всем разделам работы.
Перечень практических навыков по разделу «Помощник врача педиатра»:
1. Сбор анамнеза и объективное обследование больного.
2. Оценка физического и нервно-психического развития.
3. Ведение медицинской документации: оформление первичного осмотра, дневника, динамического/выписного эпикриза, направления на консультацию, выписка и расчет доз лекарственных препаратов.
4. Описание рентгенограмм легких, урограмм, цистограмм.
5. Оценка результатов общего анализа крови, мочи.
6. Оценка результатов копроскопии.
7. Оценка пробы по Зимницкому, Нечипоренко, Аддис-Каковскому, Реберга, Шварца, суточной протеинурии.
8. Оценка биохимических показателей сыворотки крови.
9. Оценка коагулограммы.
10. Оценка иммунограммы.
11. Оценка результатов серологического исследования.
12. Оценка результатов бактериологического исследования различных биологических субстратов.
13. Оценка результатов УЗИ органов брюшной полости и почек.
14. Оценка результатов ЭКГ, Эхо-КГ, Холтер-ЭКГ, суточного мониторинга АД.
15. Оценка результатов ФГДС, рН-метрии, дуоденального зондирования.
16. Оценка результатов пикфлоуметрии, спирографии.
17. Подбор диеты и питьевого режима при различных соматических заболеваниях детям разных возрастных групп.
18. Расчет инфузионной терапии.
19. Расчет доз антибактериальных препаратов.
20. Назначение этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии при различных соматических заболеваниях.
21. Выбор немедикаментозного лечения (физоилечение, ИРТ, ЛФК) при различных соматических заболеваниях.
Обязательным разделом работы студента является учебно-исследовательская работа. Она выполняется по одной из профильных дисциплин (по выбору куратора с учетом пожеланий студента) и проводится в следующих формах:
— письменное реферативное сообщение (литературный обзор) объем не менее 10-12 страниц,
— участие в научно-исследовательской работе кафедры или ЛПУ,
— устный доклад/сообщение (10-15 мин.) с оформлением презентации (случай из собственной практики).
Выполненная работа оценивается вузовским куратором по профильной дисциплине при подведении итогов практики.
Примерная тематика рефератов:
1. Актуальные вопросы диететики детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
2. Адаптированные молочные продукты в питании детей раннего возраста.
3. Железодефицитные состояния: вопросы профилактики, трудности диагностики и лечения.
4. Актуальные вопросы детской аллергологии.
5. Современные проблемы детской ревматологии.
6. Врожденные пороки сердца: вопросы профилактики, диагностики и лечения. Современной состояние проблемы в России и мире.
7. Хроническая болезнь почек: современное состояние проблемы. Диагностика и подходы к терапии.
8. Белково-энергетическая недостаточность у детей раннего возраста: вопросы профилактики, диагностики и лечения.
9. Функциональные нарушения ЖКТ у детей: возрастной аспект патологии, вопросы профилактики, диагностики и лечения.
10. Рациональная антибактериальная терапия в педиатрии.
Семинарские занятия проводятся в виде обсуждения предложенной темы с заслушиванием кратких сообщений по теме выполненного реферата, разбора конкретных клинических случаев из собственной практики студентов и решения ситуационных задач.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарам и включает чтение литературы, изучение нормативной документации, подготовку к тестированию и разбору ситуационных задач, подготовку реферата или устного сообщения с разбором клинического примера (из собственной практики).
Написание реферата способствуют формированию навыков работы с литературой, систематизации полученных знаний, статистической обработки данных, знакомит с принципами доказательной медицины.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе семинарских занятий, во время клинических разборов на семинарских занятиях, при решении типовых ситуационных задач.
В конце прохождения производственной практики проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.
Сдача экзамена по летней производственной практике производится в последний рабочий день на базе ГБУЗ НОДКБ. Прием экзамена осуществляет комиссия, назначенная деканатом производственной практики. В ходе экзамена осуществляется оценка ведения дневника, оценка характеристики, оценка ответов по билетам, ситуационным задачам, тестам. Общая оценка за подписью ответственного руководителя практики вносится в зачетную книжку студента.
Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший неудовлетворительный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче экзамена, направляется повторно на практику во время студенческих каникул.
Методические рекомендации и дневник производственной практики «Помощник врача детской поликлиники» студента (ки) 5 курса _ группы педиатрического факультета ДГМА
ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная
медицинская академия» МЗ РФ
УМО по производственной практике
студента (ки) 5 курса ____ группы
(Фамилия, имя, отчество)
Составил: Начальник УМО по производственной практике
Рецензент: зав. кафедрой факультетской и госпитальной педиатрии
ДГМА, д. м.н. профессор
«Методические рекомендации» и «Дневник» по производственной практике для студентов 5-го курса педиатрического факультета составлены в соответствии с новой учебной программой в качестве «Помощник врача детской поликлиники» для студентов высших медицинских учебных заведений.
Автор переработал и конкретизировал требования новой программы обучения, применительно к данному виду производственной практики.
Рекомендовано ЦКМС Даггосмедакадемии для печати и использования в учебном процессе протокол № 5 от 17 февраля 2015 г.
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 5-го КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
студенту, обучающемуся по специальности высшего профессионального образования «Педиатрия» о прохождении производственной практики «Помощник врача детской поликлиники»
Производственная практика «Помощник врача детской поликлиники» проводится 5 курсе в 10 учебном семестре в соответствующих отделениях лечебных учреждений, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по терапии, хирургии, педиатрии и акушерству и гинекологии.
Продолжительность практики – 4 недели (144 часов).
Студенты проходят практику в качестве помощника врача по 6 часов в день согласно составленному в отделении графику. Непрерывная продолжи-тельность рабочей недели не должна превышать 36 часов.
Не допускается работа в форме суточных дежурств, а также сокращение продолжительности практики за счет увеличения продолжительности рабочего дня.
Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедр академии и руководители практики от лечебного учреждений.
С момента выхода студента в период практики на рабочие места на него распространяются правила охраны труда, техники безопасности и правила внутреннего распорядка, действующие в лечебном учреждении. Данные о прохождении соответствующего инструктажа оформляется в организации в установленном порядке и отражается в дневнике по практике.
Студент ведёт индивидуальный дневник производственной практики, в котором отражает работу, проделанную за каждый день с обязательным перечислением лечебных и/или диагностических мероприятий, в которых он участвовал или которые выполнял самостоятельно. Дневник ежедневно подписывается руководителем практики.
По окончании практики студенты представляют руководителю практики от академии заполненный дневник и отчет, заверенный руководителем практики и руководителем лечебного учреждения.
Практика завершается итоговым контролем в виде аттестации. Аттестация по практике проводится комиссией в составе руководителя практики от академии, профессора, доцента или преподавателя, уполномоченного кафедрой и декана (заместителя декана) факультета на основании отчета студента по контролирующим материалам, утвержденным в установленном порядке, с выставлением «зачёт» или «не зачёт».
2. Общие положения плана прохождения производственной практики
Время прохождения практики: с ____/ ____/ 20___г. по ____/ ____/ 20___г.
Начало практики в ___ ч. ___ мин, окончание в___ ч.___ мин.
Дежурства в клинике
Место прохождения практики:
Куратор практики (для студентов, проходящих практику на базах ДГМА)
__________________________________________________________________
(подпись, Ф. И.О.)
Инструктаж по технике безопасности при прохождении практики в ЛПУ
Инструктаж по технике безопасности прошел
Подпись непосредственного руководителя практики_______________
3. Организация прохождения практики
Производственная практика (ПП) является одним из важнейших звеньев профессиональной подготовки студентов медицинских вузов и составляет неотъемлемую часть учебного процесса.
Объем практики определен федеральными государственными образова-тельными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Цели и задачи ПП установлены соответствующими ФГОС ВПО и программами практики, рекомендуемыми соответствующими УМО ПП.
Общая цель ПП для студентов педиатрического факультета состоит в закреплении знаний, полученных при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, совершенствовании раннее приобретенных практических навыков, ознакомление с организацией лечебного дела и условиями работы врача детской поликлиники, а также с основами организации здравоохранения и противоэпидемической деятельности.
4. Задачи производственной практики:
1. Изучение основных обязанностей врача-педиатра и условий работы в
2. Владение правилами приема и ведения пациентов, поступивших в детскую поликлинику.
3. Закрепление правил опроса и физикального обследования пациентов-детей и анализа их результатов.
4. Обучение тактике диагностического поиска у пациентов в детской поликлинике.
5. Овладение умением назначению плана обследования и лечения в зависимости от особенностей клинического хода заболевания у детей и подростков.
6. Умение трактовать общие принципы лечения, реабилитации и профи-лактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов у детей и подростков.
7. Участие в оказании неотложной медпомощи при ургентных состояниях.
8. Выполнение необходимых медицинских манипуляции.
9. Владение правилами заполнения и ведения медицинской документации.
10. Знание морально-деонтологических принципов медицинского специалиста и принципов профессиональной субординации в амбулаторно-поликлинических условиях.
5. Порядок и формы проведения практики
Рабочий день студента на практике соответствует рабочему дню врача. Студенты работают в качестве помощника врача 36 часов в неделю. Студент работает в качестве помощника врача под руководством врача поликлиники или заместителя заведующего поликлиники, руководи-тель практики корректирует и контролирует деятельность студента. Студент участвует в работе на утренней конференции. Ежедневно студент ведет 5 диспансерных больных. Все манипуляции у курируемых больных студент проводит самостоятельно (забор крови, внутривенные инфузии и т. д.) Студент ведет дневник, где фиксирует кроме паспортных данных больного-ребёнка, основные результаты сбора информации, используемой для обоснования органной и нозологической диагностики, принципы терапии, характер и результаты оказания экстренной помощи, правильно оформленный диагноз. Во время практики студент проводит санитарно-просветительную работу среди детского населения, больных детей лечебных учреждений: беседы, лекции, выпуск санитарных бюллетеней, что отражает в дневнике по практике.
Учебно-исследовательская работа студентов направлена на повышение академической активности студентов, получение более глубоких теоретических знаний и освоение практических навыков, элементов научного исследования под руководством ассистента, освоения дополнительных методов исследований и навыков, не предусмотренных учебной программой.
1. Ежедневный контроль за работой студента осуществляют врач поликли-ники и руководитель практики.
2. Во время практики студент регулярно ведет дневник, в котором отражает условия и характер работы, конкретные навыки, уровень усвоения (знает как делать и видел практическое исполнение, выполнял самостоятельно под контролем врача, освоено на уровне навыка) и количество выполненных манипуляций. Ежедневные записи в дневнике подписывает врач, под контролем которого студент работает.
3. Заведующий соответствующего отделения или его заместитель, где студент проходил практику, выдает характеристику его работы с указанием степени усвоения практических навыков.
7. В итоге производственной практики в поликлинике студент должен:
— основные этапы работы врача в первичном звене здравоохранения в амбула-
— этиологию, патогенез, клинику и диагностику изученных форм заболеваний
внутренних органов, основные вопросы врачебно-трудовой и медико-соци-
— оказывать лечебно-профилактическую помощь детского населения в
— правильно сформулировать диагноз, определить характер лечебных мероп-
риятий, оформить медицинскую документацию (в том числе оформление
— характер и содержание реабилитационных мероприятий, первичной и
вторичной их профилактики.
8. Перечень практических навыков, приобретённых при прохождении производственной практики «Помощник врача детской поликлинике»
Перечень выполненных манипуляций
Уровень усвоения/ количество выполненных манипуляций
Знакомство с приказами, регламентирующими работу детской поликлиники и участкового педиатра
Оформление медицинской документации:
-медицинской карты 9 ф. ( 026/у)
— экстренного извещения (ф. 058/у)
— талона амбулаторного пациента (ф. 025/у-06)
— бланков на госпитализацию (консультацию) (ф.028/у)
-направление в процедурный кабинет, в
Оформление больничных листов по уходу за больным ребенком
Оформление номерной справки для учащихся Вузов, ССУзов
Написание эпикризов и составление планов
наблюдения в истории развития здоровых
детей и детей с различными заболеваниями
Проведение санитарно – просветительной
работы (беседы, лекции и др.)
Антропометрическое обследование ребенка
(взвешивание, измерение длины тела, окруж-ности головы, груди) и оценка физического развития
Оценка психомоторного развития детей,
определение группы НПР
Клиническое обследование здорового и
больного ребенка : осмотр, пальпация,
Определение групп здоровья детей
Определение групп направленного риска
Оценка результатов анализов
-анализы мочи по Нечипоренко,
Оценка результатов биохимических методов
исследования крови при соматических и
Обоснование противопоказаний для проведения профилактических прививок
Направление детей на профилактические
Наблюдение за детьми в поствакцинальном
Учет реакции Манту с 2 ТЕ
Взятие мазков из зева и носа, на кишечную
Оформление рецептов на бесплатные
Промывание желудка при острых отравлениях
Подкожные и внутримышечные инъекции
Взятие крови из вены
Обработка пупочной ранки у новорожденного
Проведение туалета новорожденного
Назначение комплекса массажа и гимнастики здоровым детям раннего возраста
Назначение режимов закаливания, определе-ние групп закаливания, по физкультуре
Методы легочно-сердечной реанимации при остановке сердечной деятельности и дыхания
Первая помощь при лихорадке и гипертермическом синдроме
Первая помощь при судорогах различной этиологии
Первая помощь при обмороке
Первая при анафилактическом шоке
Первая помощь при сердечной недостаточности
Первая помощь при приступе бронхиальной астмы
Первая помощь при остром обструктивном бронхите (о. бронхиолите)
Первая помощь при нейротоксикозе
Первая помощь при токсикозе с эксикозом по гипотоническому типу
Первая помощь при токсикозе с эксикозом
по гипертоническому типу
9. Перечень практических знаний и умений, которые должен освоить студент при прохождении производственной практики по курсу
1. Основные задачи и направления деятельности детской поликлиники.
2. Типы, категории, структура и штаты детских поликлиник.
3. Функциональные обязанности участкового педиатра.
4. Организация приема детей в поликлинике. Нормативы приема участкового врача. Оснащение кабинета участкового педиатра.
5. Профилактиктическая деятельность участкового педиатра. Ее содержание.
6. Основные виды лечебной работы участкового педиатра.
7. Порядок оказания помощи детям на дому в случае возникновения острого заболевания.
8. Принципы организации «стационар на дому»
9. Бесплатное лечение, принципы его организации и учета. Контингенты льготного детского населения, категории заболеваний. Правила выписывания рецептов.
10. Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспо-собность родителей и подростков.
11. Основные формы отчетно-учетной документации в работе участкового педиатра.
12. Служба неотложной помощи детям на догоспитальном этапе. Принципы ее организации. Штаты, задачи, функции врача отделения неотложной помощи детской поликлиники.
13. Служба скорой помощи (СП). Принципы ее организации. Штаты, задачи, функции педиатрической бригады СП.
14. Показания к экстренной госпитализации в стационар больных при неотложных состояниях
15. Определение, причины, клиника и первая врачебная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности у детей.
16. Первая врачебная помощь при судорогах различной этиологии у детей.
17. Определение, причины, клиника и первая врачебная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности у детей.
18. Первая врачебная помощь при анафилактическом шоке у детей.
19. Обструктивный бронхит. Определение, причины, клиника диагностика неотложная помощь.
20 Острый бронхолит. Определение, причины, клиника, диагностика, неотложная помощь.
21. Бронхиальная астма у детей. Клиника приступного периода. Критерии степени тяжести приступа бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия. Неотлож-ная помощь
22. Астматический статус. Определение, причины, клиника, оказание неотложной помощи при различных стадиях астматического статуса.
23. Токсикозы у детей раннего возраста. Определение, клиническая картина нейротоксикоза. Неотложная помощь. Причины инфузионной терапии.
24. Токсикоз с экзикозом по вододефицитному типу. Причины, клиника, основные принципы оральной регидратации и инфузионной терапии.
25. Токсикоз с эксикозом по соледефицитному типу. Причины, клиника, диагностика. Основные причины инфузионной терапии.
26. Одышечно-цианотические приступы при тетраде Фалло. Определение, клиника, диагностика, неотложная помощь.
27. Геморрагическая болезнь новорожденных в позднем неонатальном периоде. Определение, клиника, диагностика. Неотложная помощь при кровотечениях.
10. Отчёт о прохождении производственной практики «Помощник
врача детской поликлиники»
Сбор анамнеза, общеклиническое обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), проведение антропометрического обследования детей и подростков на приёме и на дому
Составление плана обследования детей в поликлинических условиях, включая необходимые лабораторные и инстру-ментальные исследования, консультации специалистов. Интерпретация полученных результатов обследования (оценка клинического анализа крови, мочи, биохимическо-го анализа крови, копрологического исследования, КЩС, оценка ЭКГ)
Формулировка предварительного и окончательного диагнозов в соответствии с международной классификацией болезней
Назначение лечения, контроль результатов терапии, проведение коррекции лечения основных заболеваний, встречающихся в амбулаторно-поликлинических условиях
Проведение профилактической работы на врачебном участке.
Планирование профилактических прививок и составление индивидуального плана вакцинации соответственно календарю
Проведение расчета и коррекции питания детей первого года жизни, больных детей различных возрастов и групп здоровья
Определение группы здоровья, группы диспансерного наблюдения детей и подростков
Ведение медицинской документации: оформление истории развития ребёнка, медицинской карты амбулаторного больного, заполнение документов экспертизы нетрудоспо-собности, оформление направлений на стационарное обследование и лечение, оформление рецептов на лекарственные препараты и молочную кухню и т. д.
Оказание медицинской помощи при неотложных состоя-ниях у детей и подростков на догоспитальном этапе
11. Дневник производственной практики «Помощник врача детской поликлиники»
Образец заполнения дневника:
Содержание работы: (описание своей работы в течение дня)
Дневник производственной практики (образец)