Дом напротив храма христа спасителя
Тайны дома-сказки в центре Москвы: Почему архитектор утопил здесь свои картины, а Троцкий забрал квартиру хозяина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дом-сказка
Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.
Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.
Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.
Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.
Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.
Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.
В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.
Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…
Люди и судьбы
Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.
Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.
В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.
Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.
Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома чернокожего слугу, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.
Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.
К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.
Хранит свои старинные истории и память о великих людях и знаменитый московский Дом-комод.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Памятник архитектуры «Дом Перцовой»
Дом, построенный по эскизам автора русской матрешки
Памятник архитектуры «Дом Перцовой»
Адрес
Подробнее о памятнике архитектуры «Дом Перцовой»
Узнаёте этот дом? На набережной возле Храма Христа Спасителя, напротив Красного октября.
У него интересная история: создан по эскизам автора русской матрёшки, Сергея Малютина, в начале XX века.
Господин Перцов хотел построить дом, выражавший все своеобразие русской культуры. И построил. Все замыслы заказчика сумел воплотить в жизнь Сергей Малютин — создатель самой знаменитой русской игрушки — матрешки. Присущий автору стиль вылился в гармоничное сочетание архитектуры, прикладного и изобразительного искусства.
Дом просто соткан из различных форм. Здание венчают несколько башнеобразных крыш разной высоты и формы. Окна и балконы не только расположены ассиметрично, но еще разного типа. Фасад украшен красивым майоликовым панно с изображениями птиц, рыб, змей, солнца, медведя и быка. Балконы оформлены в древнерусских мотивах, с примесями северного модерна — кронштейны выполнены в виде драконов.
Создавался дом, как доходный и принадлежал жене инициатора стройки — Зинаиде Перцовой. Семья занимала всего лишь часть дома. В остальных комнатах и квартирах жили арендаторы. На верхних этажах было организовано несколько светлых мастерских для художников, а в подвале работало артистическое кабаре «Летучая мышь». С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов, сесть в тюрьму и навсегда лишиться дома в 1922 году. После этих событий в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился сам Лев Троцкий.
В дом уже давно не пускают любопытных. Теперь тут находится Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса.
Окна дома выходят на Москву-реку, Храм Христа Спасителя и остров Балчуг.
Построенный в начале XX века дом и сегодня поражает своей архитектурой и богатством декора. За свою причудливость москвичи прозвали его «Дом-сказка». Он воплощен в древнерусских мотивах — балконы-теремки, майоликовые панно с изображениями животных, балконные кронштейны — в виде драконов. Дом закрыт для посещений.
Дом Перцовой
Дом Перцовой (иногда встречается Перцевой) — архитектурное творение, заслуживающее внимания даже самых искушённых туристов. Охраняется государством и часто вводит в заблуждение своими названиями. Наряду с официальным, можно встретить вариант дом Перцова/Перцева. Москвичи нарекли здание Домом-сказкой и Сказочным теремом, отводя ему роль самого красивого и необычного исторического строения российской столицы.
Впрочем, так будущий объект культурного наследия прозвали ещё в начале прошлого века. А с подачи известного искусствоведа Сергея Глаголя достопримечательность уже тогда стала считаться самой оригинальной постройкой, возведённой за последние десятилетия, и была включена в путеводитель «По Москве» издательства братьев Сабашниковых.
История дома Перцова в Москве
Зинаида Перцова, официальная владелица архитектурного шедевра, была женой мецената и железнодорожного магната Петра Перцова. Предприниматель задумал построить доходный дом, одна часть которого предназначалась бы для талантливых художников и артистов, вторая — для собственного проживания.
Задуманное воплотилось благодаря коллекционеру Ивану Цветкову, который жил возле храма Христа Спасителя в особняке псевдорусского стиля. Ценитель живописи помог Петру Николаевичу подобрать подходящий участок поблизости, но с одним условием: строение должно быть выдержано в русском стиле.
В 1905 году был проведён закрытый конкурс на лучший проект здания. План должен был соответствовать духу Москвы и требованиям времени. Жюри, состоящее из выдающихся художников и архитекторов, выбрало Аполлинария Васнецова. Однако сам Пётр Николаевич отдал предпочтение работе Сергея Малютина.
«Сказочный терем» строился под руководством инженера Бориса Шнауберта и архитектора Сергея Жукова, который объединил художественный замысел автора в единый гармоничный ансамбль.
Весной 1907 года доходный дом уже встречал своих жильцов. Большую его часть занимали арендаторы, среди них были художники и театральные деятели: Наталья Альтман, Борис Пронин, Александр Куприн, Роберт Фальк и другие.
Здесь же, в подвальном помещении, с 1908 по 1909 год размещалась закрытая площадка для капустников мхатовцев «Летучая мышь». Его сцена видела Станиславского, Шаляпина, Собинова и других великих артистов.
В 1922 году железнодорожного предпринимателя арестовали, а дом национализировали. Поводом послужило содействие церкви — Пётр Николаевич хранил ценности храма Христа Спасителя. В особняке поселился Лев Троцкий и другие военные деятели.
В 30-х годах прошлого века постройки вблизи храма Христа Спасителя намеревались снести. К счастью, проект так и не реализовали.
Архитектура доходного дома Перцовой
Необязательно быть знатоком архитектуры, чтобы оценить необычный внешний вид особняка. Самый выдающийся ракурс в этом плане — угол Соймоновского проезда и Курсового переулка. Здесь возникает чувство, что видишь три фасада одновременно. Это достигается за счёт соединения двух фронтонов общим коньком, расположенным по диагонали. Такая обратная перспектива и делает доходный дом Перцовой неорусским. Среди других характерных черт модерна — асимметричное расположение балконов, окон, башнеобразные выступы кровли.
Всю постройку можно считать сочинением Сергея Малютина на тему Древней Руси. Об этом нам говорят и многочисленные декоративные элементы. Сквозной темой выступает славянское язычество, отсылающее ко времени крещения Руси. Одна из самых ярких деталей — яркое солнце из майоликовой мозаики, красующееся на торце.
Путешественники, побывавшие в талашкиновском комплексе «Теремок», наверняка узнают знакомые мотивы в виде драконов. Компанию этим мифологическим персонажам в доме на Пречистенской набережной составляют мифические птицы. Так, сирин, феникс и гамаюн пристально следят за подъездами здания. Сова, очертания которой внимательные наблюдатели узнают в дымоходе, напротив, изображена спящей.
Интерьер дома Перцова на Пречистенской набережной
Мотивы славянского фольклора прослеживаются и в убранстве особняка. Уже известный нам райский сирин запечатлён на деревянной резьбе прямо у входа в хозяйскую часть дома. Фигурки сов зорко наблюдают за происходящим, сидя на балясинах красивой широкой лестницы. Она, кстати, тоже не лишена декоративных элементов. Витиеватые деревянные листья и ягоды украшают и лестницу в доходной части постройки.
Продуманностью интерьера поражала и столовая с дубовыми панелями, майоликовой мозаикой и обильной резьбой. Здесь же некогда висел витраж «Въезд Победителя». Его выполнили по эскизам Михаила Врубеля мастера Строгановского училища. В расположенной рядом комнате была размещена картина Николая Рериха «Заморские гости», в кабинете Перцова — полотно «Мужик» кисти Филиппа Малявина.
Экскурсии
Достопримечательность включают во многие пешеходные экскурсии по российской столице, например, «Волшебные дома Остоженки. Московский модерн». К большому сожалению, рассматривать объект федерального значения можно только снаружи.
Внутри особняка с 1970-х годов располагается ГлавУпДК МИД России. Поэтому гостям здесь не рады. Если верить редким современным кадрам, сделанным внутри, от первозданного интерьера там осталось немного: лестницы, двери, кое-какие декоративные элементы и шкаф для одежды в вестибюле, изнутри обитый линолеумом.
Дом Перцевой на панораме Yandex: вид снаружи
Как добраться
Знаменитое четырёхэтажное здание возвышается на пересечении Соймоновского проезда, Курсового переулка и Пречистенской набережной. Точный адрес: пер. Курсовой, 1. Территориально относится к району Хамовники, Центрального административного округа. Удобнее всего добираться на метро, но есть и другие варианты.
На метро: в 400 метрах находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии. В километре с небольшим расположена станция «Парк культуры» Кольцевой линии.
На автобусах: до остановки «Пречистенская набережная» довезёт № 255, до «Метро „Кропоткинская“» — № А, «Музея изобразительных искусств имени Пушкина» — № м3.
Пешком: от храма Христа Спасителя идите на юго-запад в сторону Соймоновского проезда.
На машине: из САО поезжайте по Ленинградскому проспекту или ТТК. По ТТК можно добраться и из ЮАО. Парковки для авто оборудованы со стороны Курсового переулка.
На такси: до места назначения домчат «Максим»,«Яндекс. Такси», Uber, Gett, «Везёт», «Ситимобил».
Видеоэкскурсия по дому Перцовой:
Дом напротив храма христа спасителя
Доходный дом Перцовой расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Здание представляет собой образец неорусского модерна. Дом был построен в 1905-1907 году архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, инженером П.Н. Перцовым по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Дом Перцовой находится напротив храма Христа Спасителя, главный фасад здания выходит на Москву-реку.
История появления дома Перцовой в Москве началась с того, что известный инженер П.Н. Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале 20 века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.
Прежде чем приступить к постройке дома, Перцов провел закрытый конкурс, участвовать в котором пригласил художников А.М. Васнецова и С.В. Малютина, архитектора А.И. Дидерихсу и архитектора-художника Л.М. Браиловского. Главным условием было, чтобы проект соединял в себе дух преданий древней Москвы и в то же время, отвечал современным тенденциям. Первая премия исчислялась 800 рублями, а вторая – 500. причем, заказчик оставлял за собой право воспользоваться любым из понравившихся ему проектов. В жюри конкурса вошли такие именитые мастера как пригласил В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. Первую премию получил А.М. Васнецов, а вторую – Малютин, но проект Васнецова показался Перцову слишком стандартным, и он остановил свой выбор на варианте Малютина.
Строительство дома продолжалось 11 месяцев. Это было здание, полностью отвечавшее требования модерна в отношении сочетания изысканного декора и новейших технологий. В здании не было деревянных перекрытий, электрическая проводка была скрытая, нигде не портили вид и водопроводные и канализационные коммуникации.
Дом отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили разнообразные приемы, присущие модерну – это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармоничного сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами – тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух.
Фронтоны, а также простенки между окнами 4-го этажа, перила балконов и углы здания облицованы майоликой. Майолику по заказу Перцова изготовила артель молодых художников Строгановского училища, объединенных в фирму «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находилась под угрозой закрытия. Перцову не пришлось жалеть о выборе фирмы, задание было выполнено точно в срок. Также были соблюдены все пожелания в отношении оттенков, а качество майолики было отличным.
По первоначальному замыслу парадные внутренние помещения были украшены росписями и деревянной резьбой. До нашего времени дошли резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, а также декор парадной лестницы.
В подвале доходного дома Перцовой с 1908 по 1912 год работало артистическое кабаре «Летучая мышь», где можно было увидеть мхатовских знаменитостей в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав заведения гласил «Не обижаться».
MR Group построит элитное жилье у храма Христа Спасителя
MR Group может построить элитный жилой комплекс напротив храма Христа Спасителя: компания хочет стать fee-девелопером проекта, который планировала в Соймоновском проезде структура экс-владельца банка «Уралсиб» Владимира Когана. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к разным сторонам переговоров, а также два консультанта, работавших с владельцем участка. Они уточняют, что договор между MR Group и владельцем площадки пока не подписан, но он будет заключен в ближайшее время.
Чем был известен Коган
MR Group – один из крупнейших девелоперов Москвы, в портфеле – около 6 млн кв. м. Среди проектов – жилые комплексы «Павелецкая сити», «Метрополия», «Фили сити», «Фили град», бизнес-центр iCity и проч. Владельцы компании – Роман Тимохин и Виктор Лабуздко.
Команда MR Group действительно ведет работы по проекту в Соймоновском проезде, подтвердила директор по маркетингу компании Евгения Старкова. По ее словам, проект может войти в новое направление бизнеса девелопера – элитной недвижимости. Оно будет работать на рынке под брендом MR Private. Другие проекты в этом сегменте – клубный дом «Абрикосов» (около 5000 кв. м, партнер – миноритарий «Магнита» Алексей Богачев) в Потаповском переулке и Bulgari Hotel & Residences Moscow (также с Богачевым) на Большой Никитской улице.
Общая площадь жилого комплекса в Соймоновском проезде составит 37 000 кв. м. Инвестиции в его строительство партнер Colliers International Владимир Сергунин оценивает в 11 млрд руб., включая отделку. Одни строительные работы на площадке могут обойтись в 5–6 млрд руб., добавляет директор департамента элитной и городской недвижимости Est-a-Tet Алексей Сидоров. Выручка от продажи апартаментов составит 27–29 млрд руб., подсчитал Сергунин. Таким образом, по его словам, для собственника площадки строительство проекта может оказаться более выгодным, чем его продажа.
Выбор MR Group в качестве fee-девелопера проекта в Соймоновском проезде очевидный, полагает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков: у компании большой опыт в получении всех согласований, ее часто приглашают частные инвесторы на площадки, которые требуют доработки документов. Сидоров напоминает, что у этого проекта есть очень жесткие ограничения, связанные с высотностью.
Проект в Соймоновском проезде – один из самых ожидаемых жилых комплексов как для «золотой мили» (район Остоженки), так и для всего элитного рынка Москвы, говорит Сидоров. В этом районе давно не было объектов такой площади и с таким расположением. В последние годы в районе Остоженки были представлены, к примеру, комплексы Nabokov (девелопер – Vesper), Villa Grace («Электра» Владимира Семенихина), но новый проект более удачно расположен – напротив храма Христа Спасителя.
MR Group в последние годы активно участвует во многих крупных проектах как fee-девелопер. Она еще в 2015 г. договорилась с Coalco Василия Анисимова об управлении 1 млн кв. м. MR Group также будет строить для ВЭБ.РФ многофункциональный комплекс «Слава», для неизвестной компании «Айс девелопмент» – жилой квартал на территории завода «Фазотрон» у Белорусского вокзала, а для бизнесмена Дениса Бородако – премиальный комплекс Hide в 1-м Сетуньском проезде. Кроме того, MR Group будет помогать «Яндексу» со строительством штаб-квартиры на месте гостиницы «Корстон» у Воробьевых гор.