Кого или что в древней руси называли словом буй
10 всем знакомых слов, которые в Древней Руси имели совершенно другое значение
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слова, которые современные люди используют в ежедневном общении, во времена Древней Руси имели иное, а иногда и совершенно противоположное значение, утверждают учёные-лингвисты. Впрочем, подтверждение этому могут найти даже историки-любители, почитав берестяные грамоты.
Бумага для письма появилась на Русь только в 15-ом веке и достаточно быстро вытеснила пергамент и бересту. Некоторые лингвисты считают, что слово «бумага» пришло в русский язык из позднелатинского – «bombacium» означало хлопок. Бумага в смысле «документ» и бумажник в смысле место хранения денег – явлении более позднее.
Слово «жиръ» в древнерусском языке было связано со словом «жить» и означало «богатство, нажитое, роскошь, изобилие». Это слово считалось хорошим предзнаменованием для ребенка, поэтому многие древнерусские имена содержали этот корень: Домажир, Жировит, Жирослав, Нажир. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Игорь погружает жиръ (т.е. богатство) на дно половецкой реки Каялы.
В древнерусском языке слово «присягнуть» означало только «дотронуться» и «прикоснуться». В значении «поклясться в верности» это слово начало употребляться уже в 16 веке под влиянием польского словам «przysięgać».
Слово «убить» на Руси означало не только «убить до смерти», но ещё и «поколотить». В одной из берестяных грамот, где женщина жалуется влиятельному родственнику, говорится: «Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есьмъ)».»
Произнося слово «целовать», люди на Руси вовремя необязательно имели ввиду прикосновения губ. Слово это означало в первую очередь «приветствовать». Ещё в одном контексте словам «целовать» означало «чтить и поклоняться». В летописях часто говорится о том, что князья «целовали Богородицу», но потом это целование нарушали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
35. В. Агошков. Неведомая старина. Буйный, ободрит
35. В.Агошков.
Неведомая старина.
Буйный,
ободриты.
БУЙНЫЙ. БУРЯ. П.Я. Чёрный предлагает слово БУЙНЫЙ. Наш читатель, надеемся, связывает слова БУЯН и БУЙНЫЙ. Учёный даёт к буйный и такие значения, которые вряд ли способствовали проявлению любви к «сказочному острову Буяну»:
БУЙНЫЙ – бурный, в высшей степени возбуждённый, неистовый, непокорный, бунтующий. Сюда же буйство, буян, отсюда буянить. Впрочем, в других славянских языках буйный означает: крупный (белорусский), пышный, полный жизни, бурнорастущий, плодородный, обильный, густой (три последних слова – из польского).
Да и у нас на Орловщине буйная зелень означает густая зелень.
Однако в древнерусском и старославянском языках (с XI в) слово БУЙ /буйный/ означало: глупый/?!/, дерзкий, сильный.
В «Слове о полку Игореве» встречаем выражение: буй-тур Всеволод, что может обозначать сильный, могучий на все стороны. БУЙСТВО – простота, невежество. БУЕСТЬ – безумие, запальчивость. Буй-тур и вдруг «глупый»: скорее всего, свой взгляд на сильных язычников стали внедрять в народное сознание церковные служители.
Связывает П.Я. Черных со словом буйный (бурный) и БУРЯ. Здесь мы также не находим в других языках слов, которые бы обозначали буря, но начинались бы с начального звука /Р/.
Правда, если в норвежском языке мы видим bure – «реветь в ярости» (о быке), то в латинском – furo – «неистовствую, беснуюсь», furor – «ярость, бешенство».
Поэтому не советуем молодым людям производить фурор! Всё это, согласитесь, не хочется связывать со своей «сказочной родиной» – Россией. Хотя мы помним вещего Бояна из «Слова о полку Игореве».
Южнее Курска есть г.Обоянь, название которого производят от Боян. В Станово-Колодезьском сельсовете имеется свой топоним Буян (недалеко от дер. Пилатовка).
Может быть, что-то прояснит цепочка: Рюген – Руйен – Рубен – Руссия; русы – руйяны – рутены.
Я бы обратил свой взор на Восток, к арабам, тем более что у А.С. Пушкина рядом с Буяном упоминается царь Салтан – имя явно восточное. Корабельщики отвечали князю Гвидону:
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток, (выделено нами. – В.А.)
Мимо острова Буяна, // В царство славного Салтана.
ОБОДРИТЫ – крупное славянское племя, пишет С. Перевезенцев, в VI веке поселилось у берегов Балтики, а к VIII жили уже на территории от реки Одер до р.Эльбы. В VIIIв подчинили себе многие соседние славянские и неславянские племена.
Столица ободритов – город Велиград (Рерик). Наши читатели помнят легенду, которую приводил С. Лесной: новгородские старейшины обратились за помощью к славянам-ободритам, и те выслали к словенам трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Казалось бы, зачем спорить, если и столицу ободритов называли Рериком, или Великим градом.
Однако С. Перевезенцев, несмотря на подобные сведения по поводу названия столицы Рериком, счёл нужным заметить:
«Интересно, что в Германии в XVIIв считалось – Рюрик и его братья были сыновьями ободритского князя Готлейба. На самом деле точная родословная Рюрика нам не известна».
Увы, учёный не разъяснил, почему так он думает. Мало того, чуть впереди данного заключения, он сообщил следующее:
«Рюрик /Рорик/ – имя, известное в Европе с IVв, происходит от названия кельтского племени «руриков» или «рауриков». Известно, что князья с именем Рюрик /Рорик/ жили в VIII – IX вв. на Ютландском полуострове близ Вагрии. Синеус – это имя, скорее всего, образовано от кельтского слова «sinu» – старший.
Трувор – это имя происходит также из кельтского языка, в котором слово-имя «Тревор» означает «третий по рождению».
РЮРИК И РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. Напомним, что КЕЛЬТЫ – (галлы), древние индоевропейские племена, обитавшие во 2-й половине I-го тысячелетия до н.э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, Италии, северной и западной Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. К середине Iв до н.э. покорены римлянами. Так сообщает СЭС (1982г).
Наверное, можно было бы согласиться с автором, если бы кельты обитали в Европе «во второй половине 1 тысячелетия», но не до н.э., а нашей эры, т.е. в то время, когда словенами призывались князья. К тому же, если Синеус – старший, то почему правил Рюрик – «второй» по рождению?!
Заканчивает свою небольшую, но, как видим, ёмкую по содержанию книгу С. Перевезенцев шестой частью: «Древняя Русь».
Вновь автор рисует старейшину, который повествует о том, почему «нашу землю Русской называют?»
«…А когда умер князь Рюрик, то остался после него малолетний сын Игорь. Тогда страной управлял его родственник – князь Олег. Он и объединил славянские земли, а Киев сделал столицей державы (882г) Потому и говорят нынче: Киев – мать русских городов. От тех русов, которые у славян князьями стали, и прозвались наши славянские земли Русской землёю, или Русью».
Заканчивает С. Перевезенцев свою книгу таким абзацем: «Старик смотрел им (ребятам. – В.А.) вслед и улыбался – множится славянский род, растут кормильцы и защитники земли Русской!»
ВЕРСИИ О НАЧАЛЕ РУСИ. Послесловие к этой книге дал доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Московского Педагогического Государственного университета (так, с больших букв назван вуз в тексте. – В.А.) А.Г. Кузьмин. Он написал, что «не познав прошлого, нельзя познать самих себя. Но познание прошлого – бесконечно».
Далее А.Г. Кузьмин напомнил о том, что в «Повести временных лет» приведены совершенно разные версии о начале Руси.
Один из летописцев считал, что «русь – это поляне, вышедшие из Норика, римской провинции на Дунае, а первыми русскими князьями в Киеве были Кий и его братья.
Другой летописец утверждал, что русь – это варяги, которые пришли в середине IX века к северо-западным славянским племенам, установили господство над ними, а затем спустились вниз по Днепру и обосновались в Киеве».
Данный учёный уверен, что «вопрос о начале славянства и руси настолько сложен, что вряд ли в ближайшем будущем найдётся общепринятое решение, такое, которое бы устроило всех».
Что касается книги Сергея Перевезенцева, то её он считает «очень интересной». А.Г. Кузьмин соглашается с тем, что «вплоть до X века большинство древних авторов утверждали, что русь и славяне представляют собой два разных народа.
И если руги – русы были известны ещё римлянам, то славяне появились на карте Европы только в VI веке. Хотя, скорее всего, они жили в местах своего расселения и раньше, просто были известны под другими именами».
Кого на Руси называли «лохами» и «лахудрами»
Зачастую слова в русском языке имеют удивительную историю происхождения. Это касается также нецензурной лексики и бранных выражений, которые изначально не имели никакого негативного смысла.
О том, кого называют сейчас «лохами» и «лахудрами», знают все, но мало кто знаком с тем, откуда эти слова пришли в наш язык.
Фактрум рассказывает об истории двух бранных слов, которые в начале своего существования не обозначали ничего дурного.
Есть теория, согласно которой слово «лох» пошло с территории современной Архангельской области, населённой поморами — этносом, образованным от смешения русского и карельского народов. Одним из главных занятий представителей этой народности была рыбалка, а «лохами» называли глупых и неповоротливых рыбин, которых можно было без труда выловить. Обычно это относилось к сёмге во время нереста. Согласитесь, одновременно и далеко от современного значения и в то же время довольно близко? Поморы определили главную черту любого современного лоха — глупость и лёгкое попадание на крючок.
Далее, спустя годы, это слово стали использовать бродячие торговцы — офени или, как их ещё называли в западных областях России, коробейники. Пройдохи, мошенники и авантюристы, они знали множество способов относительно честного отъёма денег у покупателей. Одной из хитростей, превратившей коробейников в закрытую касту и помогавшей им проворачивать всякие тёмные делишки, был собственный выдуманный язык, который назывался «феня». Да-да, именно он со временем и превратился в современный уголовный жаргон, а многие слова дошли до нас в неизменном виде.
Так вот, лохами офени называли крестьян. Любых, а не только тех, кто легко вёлся на обман. Однако, если учесть, что торговцы считали себя хитрее, умнее и изворотливее селян, то можно сделать вывод, что у этого слова уже начало проявляться современное значение.
Позднее, уже в двадцатом веке, слову «лох», что называется, подвели теоретическую базу и придумали расшифровку: «Лицо, обманутое хулиганами». Якобы милиционеры так писали в своих протоколах. Эта теория не выдерживает никакой критики, поскольку такая формулировка нигде не встречалась, но значение слова поменялось и прижилось. Таким оно остаётся и по сей день, обозначая доверчивого человека, которого легко обвести вокруг пальца.
Лахудра
Что касается «лахудры», то насчёт происхождения этого слова есть несколько теорий, и одна другой интереснее.
Первая и, пожалуй, самая правдоподобная, гласит, что слово произошло от объединения двух древнерусских слов — «лахон» (обрывки, лохмотья) и «кудри». Получается как раз то, что мы представляем при слове «лахудра»: лохматый человек в обносках. Необязательно женщина, потому что вплоть до начала двадцатого века это слово вполне применялось и к неопрятным мужчинам. Об этом свидетельствует «Белая Гвардия» Михаила Булгакова, где так называли одного из персонажей, полковника Щеткина.
Вторая теория говорит нам, что «лахудра» пришла из финского языка, где существовало слово «laahutra» — жалкий оборванец. Однако эта теория не получила подтверждения, ведь как раз на границе Руси с Финляндией это слово встречалось достаточно редко. Впрочем, сторонники теории утверждают, что «laahutra» могло быть занесено торговцами сразу в центральные области Руси, где впоследствии и прижилось.
Есть и третья, совсем экзотическая теория: якобы слово пришло к нам из Италии, где в пятнадцатом веке стервозных незамужних женщин называли «La Hydra» (то есть, Гидра). В период активной торговли итальянские купцы вполне могли привезти это слово на Русь, где оно и ассимилировалось, превратившись в знакомую нам «лахудру».
Как можно увидеть, на протяжении времени значение слова не менялось. Что в древней Руси, что в царской России, что в Советском Союзе слово «лахудра» обозначало одно и то же — неопрятного и лохматого человека, бродягу и так далее. Даже попадание слова в уголовный жаргон лишь немного скорректировало его применение и перевело в ранг чисто женских оскорблений.
Кого на Руси называли «царские бирючи», и Почему это была работа для избранных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такие царские бирючи и какие требования к ним предъявлялись
Упоминание о глашатаях исследователи нашли в Лаврентьевской летописи. Там говорится о том, что они были «посланы по полкам». Сделал это князь Владимир, чтобы найти добровольцев для поединка с богатырем печенежским. А еще раньше, в далеком 1148 году, Изяслав Мстиславович использовали глашатаев для того, чтобы пригласить новгородскую знать на пир.
Работали бирючи и при царях. Они были своеобразным «телефоном» между народом и правителем. Глашатаи выходили на людное место и громко выкрикивали последние новости. Это могла быть информация о розыске беглых преступников, наборе на войну, о том, что запрещены медные деньги и даже об установке капканов.
Чтобы стать бирючем, недостаточно было одного желания. Следовало знать грамоту: глашатай зачитывал царский указ, и делать это следовало внятно, громко, без запинки. При этом в случае возникновения вопросов нужно было уметь доходчиво объяснить людям, о чем идет речь. Робкий мужчина, имеющий слабый голос, заикающийся или с дефектами дикции рассчитывать на такую должность не мог. Как бы сказали сейчас, вакансия на государевой службе для него была закрыта навсегда.
Воеводы и наместники так же нанимали бирючей, порой несколько, причем требования были такими же строгими. Что касается статуса, то он был таким же, как у тюремщиков и палачей. Бирючам неплохо платили. Со стороны попасть на такую работу было непросто даже тем, у кого был громкий голос и разборчивая речь: обычно нанимали проверенных людей, высоко оценивая верность
Глашатаи, слово божье несущие и зазывалы как прообраз современных рекламщиков
Прибегали к услугам глашатаев и церковнослужители. Они желали повысить охват населения и донести Слово Божье, а проповедей было недостаточно. Тут возникало еще одно требование: следовало не только бегло читать, но и знать Закон Божий. Бирюч должен был иметь незапятнанную репутацию, в ином случае поучать и наставлять прихожан он не имел права. Через некоторое время, на Стоглавом Соборе 1551 года глашатаев приравняли к несерьезным людям, скоморохам, обманщикам и мошенникам. Считалось, что они могут начать «петь, скакать, да пети сотонинские песни».
Были и вольнонаемные глашатаи, то есть те, которые не состояли на государственной и церковной службе. Их приглашали на ярмарки предприимчивые лавочники и купцы. Звали таких бирючей зазывалами, и выбирали для работы ловких, сообразительных и пронырливых работников. От профессионализма зазывалы зависел доход торговца. Глашатай должен был разбираться в человеческой психологии и рекламировать товар так, чтобы покупатель обязательно обращал на него внимание. Использовались музыкальные инструменты, а речь зазывал изобиловала прибаутками.
На ярмарках использовали рекламные картинки, но без зазывалы они особо не интересовали посетителей. Существовала забава «раек», то есть народный театр, состоящий из ящика с увеличительными стёклами впереди, внутри которого меняются картинки. Когда работал зазывала, желающих посмотреть на изображения было больше. Рисунки могли быть не только развлекательными, но и сообщали свежие новости, освещали важные политические события.
Красивые спортсмены – так бы их сегодня назвали и почему это было очень важно в древности
Чтобы глашатая было хорошо видно, его облачали в яркий (обычно красный) кафтан и выдавали жезл с колокольчиками. Не меньшее значение имела внешность. Преимущества имели высокие, представительные, широкоплечие глашатаи, которые выглядели ухоженно, опрятно. Никаких крошек в нечесаной бороде!
Историки утверждают, что профессия бирючей стала формироваться еще во времена язычества. В то время за распространение информации отвечали калики перехожие, из которых и «выросли» в дальнейшем глашатаи. Чтобы работать с отдачей, требовалась недюжинная физическая сила, выносливость, потому что калики покрывали огромные расстояния.
Важна была и такая черта как коммуникабельными, способность расположить к себе народ. Чтобы привлечь аудиторию, использовались не только жезлы с колокольчиками, но и музыкальные инструменты (гусли). Артистичность помогала удержать внимание населения.
Такое качество как физическая крепость и выносливость позднее ценилась и у государевых людей. Они ведь могли пропадать на работе неделями, а то и месяцами, обходя территории, питаясь кое-как и, не имея возможности отдохнуть как следует.
Какие опасности подстерегали глашатаев
Разумеется, были и другие способы распространения информации до телеграфа, кроме устной речи. Например, барабаны, дым и другие варианты коммуникации в древние эпохи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кого называли волхвами в Древней Руси, что умели эти люди? Упоминание в Библии и чародейство в наши дни
О тех, кого славяне называли волхвами, осталось очень мало задокументированных сведений – при этом они являлись героями легенд и устных преданий, окруженные мистическим ореолом. Волхвов считали любимцами богов, им благоволил сам повелитель мудрости Велес – кто же они?
Кого так называли в Древней Руси — определение
Несмотря на то что одной из функций древнерусских ведунов было осуществление поклонения богам, выполнение треб (подношений) и уход за капищами, было бы неправильно назвать их жрецами – между этими классами существовал ряд отличий.
Волхвов считали наделенными сверхъестественными способностями, благодаря которым они имели способность врачевать болезни, предсказывать судьбу, давать магическую защиту.
Волхование или волшба – по определению примерно то же самое, что колдовство, предсказание, чародейство. За помощью и советом к волхвам могли прийти как простые крестьяне, так и влиятельные люди, представители власти.
Где жили и чем они занимались?
Уважение к ведунам на Руси было огромным – к их мнению могли прислушиваться сильнее, чем к княжескому слову. Несмотря на такую всенародную любовь и почтение, селиться славянские чародеи предпочитали вдали от селений, в лесах, неподалеку от алтарей и капищ. Некоторые волхвы жили в деревнях – тогда они выбирали себе жилище на окраине.
Круг обязанностей славянских волхвов в дохристианские времена был очень обширным:
Исследуя мифы и легенды древних славян, можно сделать вывод, что волхвы – это не просто мудрецы, наделенные особыми знаниями, их наделяли магическими качествами, доверие к ведунам было практически безграничным.
Сохранились упоминания не только о мужчинах-волхвах. Ведуньями (или влхвами, волхидами) могли быть и женщины. Различие между ними заключалось в том, что мужчины решали более глобальные вопросы общины, в то время как женщины были сосредоточены на проблемах семей, сельского и домашнего хозяйства.
Что умели?
Для того, чтобы называться волхвом, полагалось обладать очень большим объемом знаний и умений. Зачастую старцы и мудрецы готовили себе последователей, выбирая наиболее смышленых маленьких мальчиков, которых затем обучали – это считалось крайне почетной судьбой.
В первую очередь, ведун должен был знать все тонкости поклонения богам, доскональный ход всех ритуалов и обрядов, правила порядка на капищах. В традиции это прежде всего верное соблюдение всех ритуалов Годового Круга, связанных с почитанием тех или иных божеств.
Это включало также подробное знание символов и знаков, обережных орнаментов, рунического алфавита для гаданий и составления амулетов. Волхвы помнили наизусть огромное количество текстов песнопений и заговоров на все случаи жизни – от гимнов на великие празднества до нашептываний на исцеление от недугов.
Также волхв должен был обязательно знать методы лечения при помощи трав, правила приготовления отваров и настоев, сочетания тех или иных натуральных лекарственных компонентов. Других врачей, помимо волхвов, у древних славян не было, поэтому именно на ведунах лежала ответственность за здоровье подопечных крестьян.
Наши предки верили, что ведуны наделены знаниями о том, как обращаться в животных и управлять погодой, по поверьям они могли вызывать дожди и укрощать метели.
Агмы: что это такое и работа с энергией
В жреческой и мистической практике волхвы использовали слова власти или агмы – что это такое, потребуется разобрать немного более подробно, чтобы иметь представление о деятельности древнерусских ведунов.
Итак, агмы – это слова или сочетания слов, а также особые комбинации звуков, направленные на обращение к высшим силам с целью получения защиты и помощи.
Волхвы на Руси знали, что через тело человека проходит определенная энергия, и умели с этой энергией работать – на такой практике и строилось врачевание и защита от дурных влияний. Агмы они использовали в качестве одного из самых сильных инструментов воздействия, с их помощью можно было управлять внутренними и внешними энергетическими потоками, упорядочивать их и направлять нужным образом.
Также волхвы знали определенные правила чтения агм – обладали сведениями о том, как должно быть очищено пространство при проведении ритуала, как правильно дышать в ходе чтения и многое другое.
Маги в Библии
Три волхва, пришедших с дарами к младенцу Иисусу – это маги с востока («волхвы» в данном случае – это русский перевод с греческого языка, магами же называли жрецов, пророков и звездочетов у персов). Согласно библейскому преданию, эти языческие мудрецы принесли Божьему сыну священные дары:
Так, образ восточных мудрецов перекликается со славянским описанием волхвов в древних преданиях. Нет известной информации о том, сколько именно было волхвов в Библии, поэтому традиционно их число определяется по количеству поднесенных даров – три. Именно так их изображают на картинках и библейских иллюстрациях.
Существует также другая версия, согласно которой этими магами были жрецы другой монотеистической религии – зороастризма, которая также предполагает приход Мессии и Спасителя.
Волхование в наше время
Сегодня большая часть знаний древних славян, особенно касающихся волшбы и колдовства, утеряна, поэтому современные практики нельзя в полной мере считать аналогичными тем, которые существовали до Крещения Руси.
Несмотря на это, по сей день в деревнях, где влияние цивилизации проявляется не очень сильно, существуют хранители знаний, передаваемых из поколения в поколении.
Волхвы, ведуны, хранители тайных знаний – этот образ до сих пор остается наиболее загадочным, однако он хорошо известен нам по былинам, преданиям и легендам. Даже с учетом того, что в современном мире такие понятия, как ведовство и волшба в их исконном понимании, сохранились слабо, они все равно помогают поддерживать славянское самоосознание и связь с предками.