Кто такие хазары и кто их современные потомки
Хазары
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Хазары — это кочевые племена, населявшие районы Нижней Волги, Дона, Северного Кавказа и часть Северо-Каспийской низменности. В VII — X веках эти племена образовали государство — Хазарский каганат. Единственный достоверный письменный хазарский источник — это переписка между раби Хисдаем ибн Шапрутом и хазарским царем Йосефом, из которой стало известно, что царский род хазар и некоторая часть высшей знати приняли иудаизм, и что в течение многих поколений Хазарский каганат был еврейским государством.
Оглавление
Кто такие хазары? [↑]
Относительно происхождения хазар и их прародины среди ученых нет единства. Кто-то считает их потомками гуннов, кто-то — уйгуров, кто-то — эфталитов. По поводу времени возникновения Хазарского каганата споров нет, и вероятнее всего, он стал полноправным наследником распавшегося в 650-х годах Западно-Тюркского каганата.
После разгрома хазарами Великой Булгарии в Приазовье около 680 г. Хазарский каганат стал единственным политическим образованием на юге Восточной Европы и утвердил свою гегемонию в этом регионе. Окружавшие Хазарию племена платили ей дань, а она за это предоставляла им гарантию безопасности от внешних нападений и сохранения собственной структуры власти, судопроизводства и свободы вероисповедания.
В период расцвета Хазарии ее власть на запад простиралась до Дуная, на восток — до Хорезма и Гургана, на север — до Верхней Волги, на юг — до Дербента. Но вот в X веке Хазарский Каганат распадается, дав дорогу новому каганату — Киевской Руси.
В мировой истории было немало народов, которые, сыграв свою роль, исчезали навсегда. Многие государства, согласно пророчеству, восходили по лестнице Яакова и нисходили по ней. Эдом, Хеттское царство, Месопотамия, Вавилон, Древняя Греция, Древний Рим — давным-давно исчезли с карт…
С Хазарским каганатом случилось то же самое. Но с его существованием связано столько легенд, загадок, противоречащих друг другу теорий, что до сих пор среди ученых нет согласия: кем же были хазары и куда они подевались. А все потому, что несмотря на многократное упоминание хазар летописцами разных стран, археологические находки, связанные с каганатом весьма скудны, а немногочисленные письменные документы, связанные с Хазарским каганатом, в научном мире именуются «еврейско-хазарской перепиской».
Переписка раби Хисдая ибн Шапрута с Йосефом бен Аароном [↑]
Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут в X веке н.э. возглавлял еврейскую общину Андалузии и был главным визирем при халифе арабской Испании того времени.
Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, раби Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, Йосефу бен Аарону. Вернее будет сказать, что Йосеф в письме называет себя царем (мелех), но на самом деле он был беком, царем-заместителем — то есть фактическим правителем.
Раби Хисдай писал, что, если сведения о еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».
Из письма бека Йосефа мы узнаем, что хазары вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Б-жией прогнали их и заняли их страну. Те бежали, а они преследовали их, пока не принудили их перейти через большую реку по имени «Дуна»
(видимо, Дунай).
Йосеф сообщает, что хазары происходят от потомства Яфета (то есть не от Шема, как евреи), и даже более конкретно — от его внука Тогармы, — и рассказывает историю своего предка — царя Булана, который добровольно перешёл в иудаизм и прогнал гадателей из страны, таким образом устранив язычество.
Когда стало известно, что хазарские владыки стали иудеями, пришли посланцы «царя Эдома и царя измаильтян», чтобы отговорить их от этого и склонить к своей вере. Затеялся диспут между сторонниками разных религий. Хазарский князь спрашивал посланцев из Византии, какая религия лучше: мусульманская или иудейская, — и те вынуждены были признать, что иудейская лучше. Также он спрашивал у посланцев измаильтян, какая лучше религия: эдомская (христианская) или иудейская. И те также вынуждены были признать, что иудейская лучше. Подобные схемы диспутов в видоизмененной форме потом будут использованы у других народов при принятии разных религий, например, киевским князем Владимиром.
И вот «князь хазарский со своими приближенными вошли под крылья Шхины». Соседи хазар им подчинились и стали платить им дань (Йосеф все эти народы перечисляет).
Йосеф пишет также о потомке Булана — Овадии, правившем несколько поколений. Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв. Овадия боялся Бога и любил законы и заповеди».
Как мы видим, крупные религиозные реформы, проведенные Овадией, сделали хазарский иудаизм ортодоксальным. С него начинается непрерывный перечень имён двенадцати (в другом варианте — одиннадцати) последовательно правивших царей. Род самого Йосефа происходил от брата Овадии — Ханукки.
Йосеф описывает хазарские города, их население и дает множество других сведений, представляющих богатую почву как для исследований, так и для предположений. Причем состояние Хазарского Каганата, как его описывает Йосеф бен Аарон, похоже на расцвет, и тем не менее, Йосеф был последним беком каганата, который вскоре был полностью разгромлен.
После того, как хазары победили и обложили данью многие славянские племена, пришлось, как мы знаем из сочинения А.С. Пушкина, вещему Олегу «отмстить неразумным хозарам», ведь «Их села и нивы за буйный набег, Обрек он мечам и пожарам». Имя предводителя русов в письме Йосефа написано буквами «хет-ламед-гимел-вав», что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское имя «Хельги» и русское «Олег».
После распада каганата некоторым хазарам, из тех, кто принял иудаизм, удалось бежать в еврейские общины, размещавшиеся вдоль побережья Средиземного моря, — до Испании, и там они растворились в еврейской среде. Какой-либо «компактной» группы хазар-евреев после разгрома их царства не осталось. «Простой народ» в еврейство так и не перешел, поэтому после падения каганата хазары затерялись среди славян и туркменов.
Хазары: теории и инсинуации [↑]
Последнее упоминание о хазарах мы находим в летописях 1246 года. Но вопрос о том, какая часть хазар приняла в свое время иудаизм, — до сих пор горячо обсуждается учеными. Российские и украинские специалисты традиционно считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. А западные и израильские историки настаивают на широком бытовании иудаизма среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
Исторических данных о хазарах ничтожно мало, поэтому можно строить сколько угодно догадок. Некоторые, например, считают, что донские хазары — это предки донских казаков. Другие — что волжские хазары перешли в ислам и ассимилировались в золотую орду, а еврейская верхушка бежала на Кавказ к своим единоверцам — горским евреям. А некоторые вообще предлагают всех европейских евреев считать потомками хазар.
Особенно прославился исследованиями Хазарии авторитетнейший в ученом мире историк Лев Гумилев. Его публицистическая книга «Зигзаг истории», написанная в 1981-м, но изданная в СССР лишь в годы перестройки, в 1987-м году, предоставила антисемитам и любителям конспирологических теорий замечательный материал.
Вот что пишет Гумилев: «В Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии. Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрыты множеством легенд, которые все без исключения представляются вымышленными с одной целью — утаить от народа и истории истинное положение дел».
То есть Гумилев из текста письма хазарского бека Йосефа делает вывод, что в Хазарии руками немногочисленной группы пришельцев-евреев был произведен государственный переворот, вся власть перешла в руки евреев, которые вскоре, конечно, «развалили страну». После публикации этой книги нашлись люди, которые стали использовать этот «хазарский след», находя аналогии с революцией 1917-го года, когда «пришедшая к власти группа евреев разрушила великую Российскую Империю».
Идея о том, как евреи захватывают страны и контролируют все, что происходит в мире, уже со времен «Протоколов Сионских мудрецов» была чрезвычайно популярна, а тут появилась еще одна история, в которой фигурируют евреи, заговоры и попытки утаить истину…
Хазары и Кузари [↑]
В истории еврейской философской и мировоззренческой мысли Письмо Йосефа в Испанию во многом стало основой великой книги поэта и мыслителя XII века, уроженца Южной Кастилии, раби Йеуды Алеви.
Эту книгу, написанную на арабском языке под названием «Довод в защиту униженной веры», перевел на иврит в середине XII века Йеуда бен Тибон, который назвал ее «Книгой Кузари» (кузари — житель Хазарии). Книга построена как вымышленный диалог между еврейским мудрецом и правителем Хазарского царства. По существу, она представляет собой развернутую апологию иудаизма, выдержанную в духе полемики с идеями христианства и мусульманства, а также воззрениями Аристотеля.
Именно раби Йеуда Алеви впервые четко сформулировал «традиционное» доказательство существования Б-га и исторической достоверности Торы и объяснил сущность иудазима. Будучи написанной более восьми веков назад, книга «Кузари» до сих пор является одним из популярнейших (также и среди не евреев) трудов по еврейскому мировоззрению.
Хазары: куда исчез могущественный народ
В истории как нашей страны, так и иностранных государств хватает упоминаний о древних цивилизациях, которые когда-то проживали на нынешних территориях. Так, в последние годы значительно возрос интерес к хазарскому царству, которое в начале нашей эры располагалось где-то в низовьях Волги. Интерес к этой теме так велик, что лучшие научные журналы отдают под публикации, посвященные этой теме, свои первые полосы. Основная загадка этого народа в том, что ученые до сих пор спорят, кем по происхождению являлись хазары.
фото: Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.
Может быть, ими бы не интересовались с такой страстью, если бы не предположение, что именно хазары являлись предками современных евреев. Многие ученые сходятся в том, что именно они являются прародителями этого народа. Это мнение значительно подкрепляется последними археологическими данными, которые позволяют достоверно говорить о том, что знаменитого исхода евреев с территории Египта не было. Народ есть, но его происхождение не выяснено до конца.
Именно поэтому в последние два десятка лет к изучению хазар приступили с удвоенным рвением. Принято считать, что первое достоверное сообщение о хазарах датируется примерно 550 годом нашей эры, когда они начали активно проявлять себя на международной арене тех лет.
фото: Карта Хазарского каганата около 820 г. н.э.
Кроме того, все тот же Даль утверждает, что слово «отхазовать» равноценно словам «ходить, слоняться». Так как же тогда интерпретировать термин «хазары»? Значение слова невозможно узнать, если не попытаться разобрать этимологию. Если разбить это слово на три составные части, то есть на «ха», «з» и «ар», то мы наверняка будем весьма близки к тому смыслу, который в этот термин вкладывали наши предки. В случае если перевести его как «идущие за Аром (Ярилой)», то получается, что слово «хазары» вполне можно трактовать как «идущие с Востока».
Так кем по происхождению являлись хазары? Достоверно известно, что они представляли собой классическую кочевую народность тюркского происхождения. Первоначально они жили на территории, расположенной между Черным и Каспийским морями. Исторические документы говорят о том, что после вторжения гуннов хазары появились в Восточной Европе. Вот только сочетание «появились после гуннов» очень расплывчатое, а авторы солидных научных трактатов хранят на этот счет поистине партизанское молчание.
Вполне возможно, что осевшие в тех местах гунны и тюркоязычные народы внезапно стали именоваться хазарами, но и прочие варианты также не исключены. Так что этот период в их истории является едва ли не самым таинственным.
фото: П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».
Кстати, а кто такие сами гунны? Это также кочевой народ, который сформировался во II-IV вв. в Приуралье. Предками их были все те же тюркоязычные народы (народность хунну), которые прибыли туда ко второму веку из Центральной Азии. Кроме того, свою лепту в возникновение нового народа внесли местные угры и сарматы. Сами же хунну имеют довольно любопытное происхождение, так как они являются предками европеоидных выходцев из Северного Китая, которые ушли оттуда примерно за тысячу лет до начала нашей эры.
Но исследования китайских археологов говорят о том, что до Приуралья хунну если и добрались, то в виде разрозненных полиэтнических групп, по пути превратившихся в классический кочевой народ. Дело в том, что в Северном Китае эта народность катастрофически быстро исчезала, не выдерживая конкуренции с сильными племенами. Таким образом, гунны явно были сформированы преимущественно уграми. Это обобщенное название тех манси и хантов, которые в то время проживали на этой территории. Скорее всего, эти народности обособились еще в третьем тысячелетии до нашей эры.
Изначально угры жили в лесостепях Западной Сибири, в некоторых местах доходя до Иртыша. Сарматы также внесли не слишком большой вклад в формирование хазарского народа.
Примерно в шестом веке нашей эры хазары были покорены могучим Тюркским каганатом. Как ни странно, но исследователи не нашли никаких упоминаний о межэтническом сплаве, хотя такое явление вполне могло быть.
Именно в этой местности и появился сильный кочевой народ, который известен нам как «тюрки». Обобщенное название этих племен происходит от русского слова «тюря», которым наши предки именовали самую простую еду: крошеный хлеб или сухари с квасом и луком (или вариации). Проще говоря, к тому времени тюрки состояли разве что из угров и сарматских племен, разбавленных полумифическими ашинами.
В 545 году этот народ разгромил войска уйгуров, а в 551 году отомстил за выселение жужаням. В истории тех лет особенно отметился вождь Бумын, который еще при жизни провозгласил себя каганом. Это звание было принято только среди иудеев. Уже в 555 году все местные народы оказались под тюркской властью. «Верховная ставка» каганата была перенесена в верховья реки Орхон, где и обосновались практически и все хазары. Народ этот активно развивался и накапливал военную мощь.
Уже в середине шестого века нашей эры в зависимость от кагана попали почти все народы Северного Китая. Вскоре тюрки заключают военный союз с Византией, после чего они совместными силами начали войну с Ираном за контроль над Великим Шелковым путем. Уже в 571 году граница каганата проходила по Амударье. Всего через пять лет тюрки сумели взять Боспор (Керчь), а в 581 году оказался полностью блокированным Херсонес.
Возвратимся к хазарам. Они-то здесь при чем? Дело в том, что у историков есть немало доказательств того, что к тому времени в составе тюркского каганата уже имелся хазарский «филиал». Вот только кто и по какой причине дал завоеванному народу такие вольности? Тюрки уже точно не приветствовали такую демократию, да и логических обоснований для создания Хазарского каганата нет. Впрочем, есть одно мало-мальски внятное объяснение…
Дело в том, что до распада тюркского государства оставалось всего 100 лет. Нарастали внутренние проблемы, были трудности с удержанием границ. Быть может, подчиненный этнос настолько лояльно относился к тюркам, что те позволили им создать свое государство хазар в обмен на гарантии их преданности в дальнейшем.
Но и здесь полно противоречий. Дело в том, что современники отзывались о хазарах только как о кочевниках, которые могли быть грозной силой в момент набегов, но толкового взаимодействия между ними не было. На страницах практически всех трудов их современников мы видим, что образ жизни и занятия хазар были типичны для кочевников: скотоводство, постоянные набеги на врагов, внутренние распри.
Да, у них имелась столица, наличествовал каган. Но он был всего лишь «первым среди равных», да и сил приказывать представителям крупных родов у него попросту не было. Сомнительно, что тюрки могли заключить с ними столь важное соглашение. Все же хазары – народ довольно специфичный, как и все кочевники.
фото: Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век
Как бы там ни было, но в VII-VIII веке нашей эры они уже смогли завоевать Киев и Крым. Многие историки утверждают, что в те времена славянские племена начали выплачивать им дань. Вот только сами хазары не имели ничего, что хоть как-то бы походило на сильное центральное государство хазар. Как они могли собирать эту самую дань, если у них в принципе не было более-менее развитой административной системы?
В конце концов, до уровня Золотой Орды им было очень и очень далеко. Скорее всего, под «данью» понимались те эпизоды, когда жители осажденных городов предпочитали откупиться от очередного набега кочевников. Да и сам образ жизни и занятия хазар не способствовали установлению серьезной власти над другими народами: каганат был чрезвычайно неоднороден, а потому правитель тратил больше времени на удержание этой рыхлой структуры в рамках хотя бы относительного порядка.
Во главе хазарского народа тогда стоял хакан и его «заместитель» бег. Столицей каганата был город хазар Валангиар (Астрахань), а потом Саркел (был полностью разрушен в 1300 году). Известно, что в те времена они вели активную торговлю с Индией. В 965 году войска хазар терпят поражение от войск князя Святослава. В 1016 году они были разбиты объединенными войсками русских и греков, которыми командовал Мстислав Тмутараканский.
Многие исторические источники сообщают, что в восьмом веке хазары приняли иудаизм. Но возвратимся к началу статьи. Видные израильские ученые сообщают, что процесс слияния евреев и хазар произошел только в 1005 году. Но как тогда Бумын принял иудаизм за 500 лет до этого? В связи с этим у историков возникает масса вопросов. Вот наиболее распространенные из них:
К сожалению, на все эти вопросы пока нет внятных ответов. Скорее всего, здесь имеется какая-то путаница. Если это так, что ничего удивительного в этом нет: с тех времен осталось так мало внушающих полное доверие документов, что историкам приходится довольствоваться в основном летописями. А уж они-то точно не отражают всей сути происходившего, так как неоднократно переписывались в угоду правящим лицам.
Так что даже сейчас мы не можем с абсолютной уверенностью говорить, кем по происхождению являлись хазары, так как с их вероисповеданием все не так просто. Если они не исповедовали иудаизм, то евреев среди их предков не было.
фото: работорговля, хазария
Историки не израильского происхождения высказывают весьма любопытное предположение. Они считают, что распад каганата был вызван принятием иудаизма, которое произошло во времена правителя Обадии. Предположительно, что этот каган начал свою миссионерскую деятельность где-то на рубеже IX-X века. Упоминания о его деятельности можно встретить в «Житии Иоанна Готского».
Арабский ученый Масуди писал о том, что после принятия иудаизма каганом в его царство начали стекаться иудеи со всего мира. Евреи быстро заселили большие кварталы практически всех хазарских городов, причем особенно много их стало в Крыму, да и столица хазар (Валангиар) переживал настоящий «бум» миграции. Очень многие осели в Итиле. По утверждениям современников, «евреи взяли в осаду трон Обадии». Они свидетельствуют о том, что каган дал евреям много привилегий, позволил селиться в любых городах. Каган способствовал строительству синагог и духовных школ, тепло встречал иудейских мудрецов, щедро одаривая их деньгами.
Евреи были образованными, отлично разбирались в торговле… но их вера оказалась губительной для каганата. Мы уже говорили о том, что хазарское государство и без того не отличалось особенно развитым административным устройством. Принятие же верховной знатью иудаизма отвратило от них большую часть подданных, которые и без того относились к верховной власти без всякого пиетета. Для большинства хазар ключевым было мнение старейшин, а они не питали особенной любви к иудеям.
Началась борьба за власть в каганате. Возникла междоусобица, часть хазар объединилась с турками и венграми, которые жили на печенежской земле. Они заключали взаимовыгодные военные и политические союзы. Современники прозвали их «кабарами». Об этом, в частности, нередко писал Константин Порфирородный.
Неудивительно, что в пламени гражданской войны сгорел как сам Обадия, так и оба его наследника: Езекия и Манассия. Власть над обескровленным государством взял в свои руки Ханукка, приходившийся родным братом Обадии. К тому времени Крым, в котором проживало много «провинциалов», осуждавших сближение с Иудеей, перешел под протекторат Византии. В это время на земли хазар уже наступали орды печенегов, которым политические и религиозные распри были абсолютно неинтересны.
Вы должны понимать, что без знания всех этих перипетий вы не сможете понять, кем по происхождению являлись хазары. В последние годы существования каганата его этнический состав стал удивительно пестрым. Если вы внимательно читали статью, то и сами наверняка поняли, что хазары никогда не были особенно цельным этносом. Превалирующие народы и религии сменялись в каганате с невероятной скоростью.
Чтобы вы окончательно в этом убедились, приведем примеры из жизни позднего каганата. Итак, в 730 году каган Булан принимает иудаизм. В 737 году, всего через семь лет, хазары уже исповедовали ислам. С 740 по 775 год они становятся истовыми христианами под патронажем византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 год – снова ислам. На этот раз с благословения багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 годы известный нам каган Обадия вновь активно продвигает «иудаизм в массы».
Этнографы считают, что менее чем за 100 лет хазары настолько ассимилировались с народностями, исповедовавшими христианство и ислам, что от их первоначального этноса практически ничего не осталось. Окончательный же разгром хазарского каганата (точнее, его самоуничтожение) еще раз убедительно доказал, что для формирования действительно мощного государства нужна крепкая центральная власть, которая, ко всему прочему, умеет учитывать желания всех своих подданных.
фото: Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).
Всего лишь через год после последнего принятия иудаизма началась медленная агония государства: с 810 по 820 годы его терзали восстания уже известных нам кабаров; с 822 по 836 годы происходили постоянные вторжение венгров. С 829 по 842 год правил византийский император Феофил, который внес в уклад хазарского каганата окончательный разлад. В 965 году Святослав громит хазарские войска, после чего каган Булан III уже в третий раз провозглашает государственной религией иудаизм. Как же произошел полный разгром хазарского каганата?
К концу десятого века вся эта этническая и религиозная чехарда закончилась тем, что хазары окончательно были ассимилированы с мусульманами. Таким образом, бывшие тюркские племена, которые смогли создать довольно значимое государственное образование, полностью утратили свою самостоятельность и собственные земли.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Хазария вполне могла существовать в реальности. Кроме того, каганат и в самом деле мог быть исторической родиной евреев. Теологи же считают, что истоками иудаизма (равно как и христианства с исламом) в этом случае был шаманизм, широко распространенный у кочевых племен. Это, к слову говоря, очень сильно отражено и в христианстве: мы не знаем имени Бога, но предполагаем, что он есть Все, и Благодать его повсюду. Таким образом, тюркские племена сыграли чрезвычайно важную роль в развитии современной цивилизации, ибо они дали человечеству монотеизм.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов