Кто такие оглашенные в православной церкви

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть фото Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть картинку Кто такие оглашенные в православной церкви. Картинка про Кто такие оглашенные в православной церкви. Фото Кто такие оглашенные в православной церкви

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Источник

Оглашенные

Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катеху­мены, иногда «слу­ща­ю­щие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — после­до­ва­тели Христа, еще не при­няв­шие Кре­ще­ние, но про­хо­дя­щие под­го­товку к нему. Гре­че­ское слово «катеху­мены» явля­ется при­ча­стием от гла­гола «κατηχέω», обо­зна­ча­ю­щего «огла­шать», то есть зву­чать вслух, или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии»2. В хри­сти­ан­стве за этим тер­ми­ном посте­пенно закре­пи­лось зна­че­ние «настав­лять в исти­нах веры».

Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть фото Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть картинку Кто такие оглашенные в православной церкви. Картинка про Кто такие оглашенные в православной церкви. Фото Кто такие оглашенные в православной церкви

Фор­ми­ро­ва­ние инсти­тута огла­шен­ных в Древ­ней Церкви

Несмотря на то, что об огла­ше­нии в широ­ком смысле иногда гово­рят как о явле­нии, свя­зан­ном с про­по­ве­дью апо­сто­лов и самого Гос­пода Иисуса Христа3, инсти­тут огла­шен­ных в клас­си­че­ском, узком смысле, то есть как особый поря­док настав­ле­ния в вере для осо­знан­ного ее испо­ве­да­ния при вступ­ле­нии в Цер­ковь, рас­про­стра­ня­ется в древ­ней Церкви лишь с начала III в.

Однако, и ранее этого вре­мени встре­ча­ются упо­ми­на­ния о под­го­товке к Таин­ству Кре­ще­ния через пост, молитву и нрав­ствен­ные настав­ле­ния. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содер­жа­щую нрав­ствен­ное учение, автор этого древ­ней­шего памят­ника хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, пред­пи­сы­вает пре­по­дать кре­ща­е­мым (Дидахи 7)5. Св. муче­ник Иустин Фило­соф, постра­дав­ший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апо­ло­гии» (1 Апол. 61) сооб­щает о пред­кре­щаль­ном посте и молитве, как самих гото­вя­щихся при­нять таин­ство, так и сочув­ству­ю­щих им хри­стиан7. Тер­тул­лиан, чей актив­ный период твор­че­ства при­шелся на рубеж II и III вв.8, впер­вые упо­ми­нает слово «сathechumeni» и счи­тает необ­хо­ди­мым для огла­шен­ных пост, молитву, бодр­ство­ва­ние и коле­но­пре­кло­не­ние (О Кре­ще­нии 20)9.

Огла­шен­ные в III в. согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию»

Подроб­ное опи­са­ние огла­ше­ния содер­жится в «Апо­столь­ском пре­да­нии», авто­ром кото­рого долгое время счи­тался св. Иппо­лит Рим­ский. Этот текст пока­зы­вает цер­ков­ную жизнь III в., однако, может содер­жать допол­не­ния, сде­лан­ные сто­ле­тием позже10. Согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 15–22), жела­ю­щий стать хри­сти­а­ни­ном при­во­дился вместе с вос­пре­ем­ни­ком, сви­де­тель­ство­вав­шим о его готов­но­сти к слу­ша­нию, к учи­те­лям. Послед­ние зада­вали вопросы о при­чине обра­ще­ния к вере, семей­ном поло­же­нии, соци­аль­ном ста­тусе, образе жизни. Для раба, при­над­ле­жа­щего хри­сти­а­нину, тре­бо­ва­лось допол­ни­тель­ное сви­де­тель­ство гос­по­дина. Также «Апо­столь­ское пре­да­ние» при­во­дит целый список про­фес­сий, кото­рые пре­пят­ство­вали вклю­че­нию в число огла­шен­ных. Кроме оче­видно невоз­мож­ных для хри­сти­а­нина, таких как вла­де­лец пуб­лич­ного дома, блуд­ница, язы­че­ский жрец, изго­то­ви­тель и страж идолов, в их число вхо­дили актер, гла­ди­а­тор, наезд­ник, участ­ву­ю­щий в состя­за­ниях. Запре­щено было даже наме­ре­ние стать воином, лишь в каче­стве исклю­че­ния допус­ка­лось учить детей. В число огла­шен­ных могла быть вклю­чена рабыня-налож­ница, но име­ю­щий налож­ницу гос­по­дин должен был «взять жену по закону».

Период огла­ше­ния про­дол­жался три года, однако, в случае доб­ро­де­тель­ной жизни огла­шен­ного «при­ни­ма­лось во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние». Про­то­пресв. Нико­лай Афа­на­сьев отме­чает, что это могло озна­чать также сокра­ще­ние срока вслед­ствие болезни и уве­ли­че­ние его, напри­мер, для бывших жрецов11.

Каждое поуче­ние огла­шен­ных завер­ша­лось молит­вой, где катеху­мены моли­лись отдельно от верных, муж­чины отдельно от женщин. Молитва огла­шен­ных, в отли­чие от молитвы верных, не завер­ша­лась «лоб­за­нием мира». После молитвы учи­тель, кото­рый мог быть и миря­ни­ном, воз­ла­гал на огла­шен­ных руки. Хри­сти­а­нин, став­ший муче­ни­ком в период своего огла­ше­ния, как отдельно ука­зано в «Апо­столь­ском пре­да­нии», «принял Кре­ще­ние своею кровью».

В том случае, если огла­шен­ный про­во­дил в доб­ро­де­тель­ную жизнь, по завер­ше­нию вре­мени кате­хи­за­ции и руча­тель­ству о его досто­ин­стве вос­при­ем­ника, он мог быть допу­щен к слу­ша­нию Еван­ге­лия на бого­слу­же­нии и посту­пить в число «избран­ных». На таких пере­шед­ших в новое каче­ство огла­шен­ных «еже­дневно воз­ла­га­лись руки, пока закли­нали их». С при­бли­же­нием дня Кре­ще­ния епи­скоп вновь испы­ты­вал досто­ин­ство и чистоту огла­шен­ного. При поло­жи­тель­ном реше­нии катеху­ме­нам пред­пи­сы­ва­лось омыться в пятый день недели, поститься нака­нуне суб­боты, а в саму суб­боту собраться и при­нять закли­на­ние от епи­скопа, кото­рый вслед за этим при­сту­пал непо­сред­ственно к чину Кре­ще­ния.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая)12. Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима13. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского14. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах15. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись16.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния17.

Огла­шен­ные в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В XX в. инте­рес к древ­ней прак­тике огла­ше­ния возрос как на Западе, так и на Востоке. После паде­ния Совет­ской власти в России мно­го­кратно воз­росло число жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одно­вре­менно появи­лась воз­мож­ность раз­ви­тия рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния. Вслед­ствие этого стали появ­ля­ется мно­го­чис­лен­ные курсы кате­хи­за­ции и под­го­товки кате­хи­за­то­ров. В насто­я­щее время поло­же­ние огла­шен­ных регу­ли­ру­ется при­ня­тым в 2011 г. поло­же­нием «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»18. Непо­сред­ственно огла­ше­нию в нем посвя­щен первый пара­граф вто­рого раз­дела. Огла­ше­ние опре­де­ля­ется как «сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Святое Кре­ще­ние»19. Огла­шен­ными могут стать жела­ю­щие при­нять святое Кре­ще­ние старше семи лет. В случае Кре­ще­ния мла­денца огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся для его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, что в какой-то сте­пени застав­ляет вспом­нить визан­тий­скую прак­тику. В случае Кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти огла­ше­ние может быть совер­шено после Кре­ще­ния. Про­дол­жи­тель­ность пери­ода огла­ше­ния опре­де­ляет свя­щен­ник или кате­хи­за­тор.

Доку­мент также опре­де­ляет при­мер­ное содер­жа­ние огла­ше­ния. Беседы (не менее двух) должны позна­ко­мить огла­шен­ного с Сим­во­лом веры, неко­то­рыми отрыв­ками из Свя­щен­ного Писа­ния, осно­вами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной жизни Церкви. От огла­шен­ного тре­бу­ется вера и пока­я­ние, а также осо­зна­ние смысла таин­ства Кре­ще­ния. Доку­мент также выра­жает надежду на воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики Кре­ще­ния нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и в Вели­кую Суб­боту ради уча­стия в таин­стве всей общины, в кото­рую всту­пает ново­кре­щен­ный.

При­ме­ча­ния:

«Слово κατηχούμενοι, нахо­дя­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии ( Рим.2:18 ; Гал.6:6 ; ср. Деян.18:25 ; 1Кор.14:19 ), обо­зна­чает тех лиц, кото­рые, чтобы быть при­ня­тыми в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь, должны изу­чать хри­сти­ан­ское учение ( Мф.28:19 ; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Сле­до­ва­тельно, это были, так ска­зать, кан­ди­даты на кре­ще­ние. Обу­че­ние хри­сти­ан­скому учению назы­ва­лось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учи­тель лиц, гото­вя­щихся к кре­ще­нию, назы­вался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где про­ис­хо­дило обу­че­ние, назы­ва­лось κατηχουμενείον.
Огла­шен­ные, или кати­ху­мены, раз­де­ля­лись обычно на несколько раз­ря­дов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы при­дер­жи­ва­емся мнения сред­не­ве­ко­вых гре­че­ских ком­мен­та­то­ров: Зонары, Валь­са­мона, Ари­стина и Матфея Вла­старя, кото­рые под­раз­де­ляют их на два раз­ряда. В тол­ко­ва­нии дан­ного Никей­ского пра­вила Ари­стин гово­рит: “есть два рода огла­шен­ных, одни – только что всту­пив­шие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, кото­рые сде­ла­лись более совер­шен­ными (τελεώτεροι), так как доста­точно обу­чены исти­нам веры.” То же гово­рят Зонара и Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии 5‑го пра­вила Неоке­са­рий­ского Собора и то же повто­ряет в тол­ко­ва­нии этого пра­вила Ари­стин. Ссы­ла­ясь на тол­ко­ва­ния упо­мя­ну­тых ком­мен­та­то­ров, то же гово­рит и Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме. Сле­до­ва­тельно, огла­шен­ные раз­де­ля­ются на два раз­ряда. Когда какой-либо языч­ник или еврей заяв­лял о своем жела­нии всту­пить в число огла­шен­ных, то он должен был обра­титься к какому-либо хри­сти­а­нину из мирян или же к диа­кону, кото­рый, руча­ясь за его доброе наме­ре­ние, при­во­дил его к под­ле­жа­щему пре­сви­теру или епи­скопу (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32). Епи­скоп или пре­сви­тер, убе­див­шись в добром наме­ре­нии тако­вого, читал ему пред­пи­сан­ную молитву, осенял его кре­стом и вводил его в первый разряд огла­шен­ных, кото­рым пре­по­да­ва­лись первые истины хри­сти­ан­ского учения. Они назы­ва­лись άκροώμενοι (audientes), так как им раз­ре­ша­лось при­хо­дить в цер­ковь к литур­гии и слу­шать чтение Свя­щен­ного Писа­ния и Еван­ге­лия, после чего они тотчас должны были выхо­дить из храма. В первом раз­ряде огла­шен­ные обык­но­венно оста­ва­лись три года (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32), хотя это время могло быть сокра­щено или про­дол­жено сооб­разно с усер­дием и пове­де­нием дан­ного лица. В тех слу­чаях, когда кати­хит видел, что его уче­ники доста­точно озна­ком­лены с началь­ными све­де­ни­ями из хри­сти­ан­ского учения и что они достойны по своему доб­рому пове­де­нию, он раз­ре­шал им перейти во второй разряд огла­шен­ных, где послед­ним обширно изла­га­лось хри­сти­ан­ское учение и осо­бенно изъ­яс­нялся со всеми подроб­но­стями символ веры. Они назы­ва­лись έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с вер­ными и после Еван­ге­лия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что пре­кло­няли колена, когда им во время литур­гии чита­лась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оста­ва­лись в церкви до тех пор, пока диакон во время литур­гии не обра­щался к ним со сло­вами: “огла­шен­ные изы­дите,” после чего они уда­ля­лись из храма. Про­дол­жи­тель­ность их пре­бы­ва­ния на этой сте­пени также зави­села от их усер­дия к учению и от их пове­де­ния. Огла­шен­ным пер­вого и вто­рого раз­ряда в церкви было отве­дено место вместе с каю­щи­мися второй сте­пени, т.е. в при­творе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назна­чен­ным для кре­ще­ния (κολυμβήθρα), близ глав­ного входа в цер­ковь».
Пра­вила Святой Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Епи­скопа Нико­дима (Милаша). Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров Свя­того Пер­вого Все­лен­ского Собора, Никей­ского. Тол­ко­ва­ние на Пра­вило 14

Источник

Верные, об оглашенных помолимся…

Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть фото Кто такие оглашенные в православной церкви. Смотреть картинку Кто такие оглашенные в православной церкви. Картинка про Кто такие оглашенные в православной церкви. Фото Кто такие оглашенные в православной церкви

Оглашенные как чин у нас отсутствуют. Не у нас одних. Вообще отсутствуют и давно. Не знаю, возможно ли в нашем информационно передозированном, урбанизированном, а значит густонаселенном, торопливом мире, полном одновременно и суеты, и отчуждения, воссоздать оглашенных как чин. То есть не просто батюшке учить и готовить к крещению людей на приходе, что необходимо, а собрать их вместе, внести в списки, регулярно изучать догматы и знакомиться с Писанием. Научить регулярно посещать богослужение и смиренно уходить на словах «Оглашенные, изыдите», а потом крестить всех подготовленных в Великую субботу и подвести к Евхаристии в белых одеждах и со следами мира на омытом теле к радости всей общины. Всё это в полноте и всюду воссоздать трудно, особенно в масштабах такой огромной Поместной Церкви, как Русская. Трудно как для духовенства (уж очень специфичен труд учительства и тайноводства), так и для мирян. Для последних потому, что, как сказано выше, живем мы в мире быстром и пустом, напичканном событиями, но бессодержательном. И от Церкви множество людей на каком-то подсознательном, столетиями воспитанном уровне ожидает треб, а не мудрости; обряда и кратковременного умиления, а не учения о новой жизни и соответствующей практики. Но молитвы об оглашенных у нас есть.

А раз молитвы есть, то нужно наполнить их каким-то практическим смыслом, чтобы не бились слова в потолок, чтобы не блуждало сердце на молитве. Какой же смысл привязать к этой ектении?

Если у кого-то есть друг (друзья), которые годами ходят вокруг да около храма, но внутрь не заходят, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении? Яко да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды… Они, положим, слышали уже о Христе, быть может уже и веруют, но мучатся, как в свое время блаженный Августин, от того, что не готовы отдать Богу сердце и жизнь. Таких людей с двоящимся сердцем и пытливой душой много. Молитва толкнет их, придаст то мягкое ускорение, которого всем не хватает для последнего решительного шага. Давайте поэтому подумаем: может, в самый раз поминать их в указанное время Литургии? Поминать в голос с именами.

Или еще одна распространенная ситуация. У кого-то (много таких) родственник – сын, брат, жена – отошел от Церкви и пристал к какой-то религиозной группе вне Православия. Родственники традиционно переживают и спрашивают: как молиться? Давайте подумаем: может, не обязательно служить только специальные молебны? Может, на Литургии вместе с оглашенными поминать таких людей в том случае, если не ушли они в сатанисты, или иеговисты, или сайентологи (список нужно внимательно уточнять)? В число верных их включать нельзя, да и сами они уходом в страну далече себя из списков верных на время вычеркнули. Но и вовсе чуждыми их Христу и Церкви считать никак нельзя в случае ухода, скажем, в баптисты. Все-таки крещены и от Крещения не отказывались. Конечно, каждый случай – отдельный. И разбираться нужно со всеми случаями отдельно, рассуждать, что тоже труд немалый, и ложится он целиком на священников. Общие правила, которые работали бы безотказно, вывести трудно.

И есть у меня еще одна мысль в контексте начатой темы. Кто не рассуждал с выплеском самых разных эмоций на тему множества приезжих в Москве. Те из приезжих, чья кожа иного цвета и чей говор несет в себе ноты степи или ветер с гор, чаще всего мусульмане. Ну, не христиане точно, за исключением грузин и армян. Вокруг этого явления плотно роятся вопросы и проблемы. Как сделать мультикультурное общество мирным? Как помочь пришельцам инкультурироваться? Как самим у себя на Родине не раствориться в иноплеменном море? Эти вопросы должно ставить и решать государство. Но и у христиан есть свои вопросы к теме. В каком-то смысле люди иной культуры, проживающие в христианской стране, – это оглашенные. И чем более страна заслуживает имени христианской, тем больше происходит это мягкое оглашение через повседневное общение, через слух и зрение, через атмосферу праздников и будней, через саму жизнь.

Мигранты разнообразны, как сама жизнь. Некоторые из них, быть может, так и не выучат язык, так и закроются в своих кварталах или уедут, заработав денег, домой. Особенно в первое время по приезде они будут жаться друг к другу, искать своих, сильно скучать и проч. Но постепенно многие из них разговорятся, привыкнут, найдут друзей среди местных; создадутся и смешанные семьи. И здесь уже есть смысл говорить о возможном оглашении. Отметим, что в каждом народе есть люди более и менее чуткие к нравственным вопросам, люди более и менее открытые к поиску Бога и общению с Ним. Вот те, что более открыты, будут прислушиваться и присматриваться, заходить в наши храмы, брать со временем книги. И вот думается мне: не попробовать ли подумать о множестве людей, которых мы привычно считаем чужаками, как о возможной пастве? А если получиться выдавить из себя подобные мысли (ибо это нелегкая задача), то не думать ли о них на той самой ектении об оглашенных? Например (про себя) вот так: «Помяни, Господи, большое множество иноплеменных и иноверных рабов Твоих, среди нас поселившихся, имже отверзи умные очи к познанию Тебе, Истинного Бога и Спасителя. Научи нас всех братской любви друг ко другу и приложи спасаемых к Святой Твоей Церкви».

Безусловно, вопросы поднятые непросты, и мы ничего не решаем окончательно в этих строках, но лишь предлагаем тему для размышления и обсуждения. Однозначно лишь то, что жизнь движется мыслью, и силу мысли недооценивать нельзя. Как только мысль начинает двигаться в ту или иную сторону с постоянством, вся жизнь разворачивает свой курс в сторону, указанную мыслью. Какие же мысли движут нами внутри поднятой темы? Их немного, и вот они: 1) желание, чтобы слово Божие росло и люди от всех племен и языков входили в Церковь и 2) стремление насытить пониманием и личным отношением всякое слово и действие в Божественной Литургии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *