Кто такие сельджуки и откуда они взялись
История сельджуков
Слово «сельджуки» нередко приходится слышать, когда путешествуешь по Турции, знакомясь с ее прекрасными историческими и культурными памятниками. Ведь речь идет о легендарных предках турецкого народа, который по праву гордится историей своей страны. Давайте же посмотрим, откуда взялись сельджуки и какое отношение они имеют к современным туркам.
Почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как «кыпчаки» («кипчаки» или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев.
Другая ветвь тюрков, южная, получила название «огузов», занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом «туркмены». Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племен, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племен, которых и стали называть «сельджуками», а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды.
Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.
В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).
Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул «малик (т.е. царь) Востока и Запада». В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.
Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами «данышменди», «ак-коюнлу», «сельджук» проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.
А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).
Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.
Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо «весной Сельджукской династии». Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк («Устроитель державы») провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.
Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.
Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.
Упадок Газневидов и расцвет Сельджуков
Несмотря на военный успех на полуострове Индостан, Газневиды были неспособны контролировать подвластных им сельджуков, и в 1040 году последние восстали. Сельджуки отвоевали у Газневидов Харезм, Согдиану и Бактрию, а в 1055 году захватили Багдад, в котором располагался трон халифов Аббасидов.
Карта: империя Сельджуков во второй половине XI века
Как и Газневиды, Сельджуки были суннитами и непреклонными противниками шиитов и исмаилитов. Они стремились прекратить влияние шиитов-Буидов Ирана на халифов. В 1062 году они наконец завоевали царство Буидов, а на следующий год провозгласили собственную империю. Остатки империи Сельджуков просуществовали до их подчинения монголам в 1243 году.
Видя неотвратимость поражения в войне с Сельджуками, Газневиды отступили к востоку от гор Гиндукуш. Под их властью остались лишь Газна, Кабул и Пенджаб. Они поддерживали численность своих войск, принимая в армию различные тюрко-мусульманские горные племена, проживавшие в их владениях, а также, чтобы финансировать свое государство, обложили налогами богатых немусульман полуострова Индостан. Политика Газневидов в связях с Кашмиром ясно иллюстрирует их отношение к другим религиям.
Как появились турки
История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.
В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.
Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.
Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.
Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.
Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.
Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.
Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.
Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.
Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.
По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.
На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.
Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.
Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.
На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.
После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.
Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.
Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.
Сельджуки
Название
язык огузский (т.к. сельджуки – часть огузов) огузской группы тюркской языковой семьи. Ныне считается мертвым.
Время существования
985 г. побег основателя орды Сельджука от своего сюзерена. Примерно до 1308 г., когда последний сельджукид был убит монголами.
Происхождение
Сельджуки вышли из племени кынык (одно из племен огузов). В составе же огузов они в 689 г. переселились из Семиречья (Жетысу) в область среднего течения Сырдарьи, вытеснив оттуда племена канглов (по одной из версий, будущих печенегов). Сельджуки, как самостоятельный элемент проявили себя в 985 г., когда полулегендарный основатель орды Сельджук, опять же по одной версии, ушел (вместе со своим отцом Токаком) от своего хазарского покровителя [Райс]. По другой версии, Сельджук в это время уже перешел на службу к огузкому хану, правителю Янгикента, и уже оттуда бежал на юг (ввиду придворных интриг ханши, опасавшейся его возвышения), в области севернее Бухары и Самарканда.
История
689 г. В составе 24 огузских племен (баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара-булак, алка-булак и др.), племя кынык переселилось из Семиречья в область среднего течения Сырьдарьи.
712 г. Дальнейшей продвижение Огузов в области Приаралья и Каспийского моря.
920-960 гг. В некоторых тюркских (огузских) племенах утверждается ислам суннитского толка [по мнению Райс].
985 (986) г. Сельджук во главе 100 всадников покинул своего сюзерена ябгу (йябгу) Али, правителя города Янгикента.
Сельджуки в конце X — начале XI вв.
999 г. Караханиды взяли Бухару, последний оплот Саманидов, династия прекращает существование, хотя последний Саманид — Исмаил II Нуxy ал-Мунтасир еще пытается сопротивляться.
1003 г. Сельджук посылает своего сына Арслана (Исраила) на помощь Исмаилу II Нуxy ал-Мунтасиру.
1004 г. Ситуация повторяется как и годом ранее.
1005 г. Падение Саманидов. Их земли поделены между Караханидами и новой династией – Газневидами (977 – 1186 гг.). Сельджуки подчиничились Караханидам.
1026 г. Махмуд Газневи, увидев силу сельджуков, решил их переселить в Хоросан. Первоначально он взялся за орду Исраила (Арслана), но сельджуки отказались переселяться, но Махмуд «настоял» на своем. Переселено было 4 тыс. семей сельджуков во главе с эмирами Йагмуром, Бугой, Кек-Ташем, Кызылом, Мансуром и Анас-оглу. И расселили их в разных частях Хорасана — рядом с областями городов Фарава, Серахс и Абивард.
В этом же году Исраил (по другой версии его брат – Микаил) попал в плен к Газневидам, был заключен в тюрьму, где и скончался через 7 лет.
Оставшиеся за Амударьей сельджуки, в районе Нуристанских гор (в те времена эта область носила название – «Голодная степь», в советское время это искусственное озеро Айдаркуль), были разбиты Махмудом, и их тоже постепенно начали насильственно переселять в Хоросан.
1030 г. Новый султан Масуд Газневи (1030-1041) пытаясь привлечь на свою сторону сельджуков, нанимает их в свои войска (из племенных групп эмёиров Йагмура, Буги, Кызыла, Кёк-Таша). Но они не получали жалования и вскоре организовали заговор против султана, за что поплатились жизнями. В этом же году погиб в бою с «неверными» тюрками Микаил.
1031, 1033-1034 гг. Произошло несколько выступлений сельджуков, находившихся как на службе у Газневидов, так и кочевавших в Хорасане. Однако все эти выступления были жестоко подавлены.
Завоевания сельджуков в 1035-1092 гг. Перод их максимального могущества.
1035 г. В Хорасан переселилась новая орда огузов, возглавляемая сыновьями Микаила. Против них была двинута хорошо оснащенная газневидская армия во главе с полководцем Бектугдаем. В ответ 10 тыс. сельджукских всадников, под началом Тогрул-бека и его братьев выступили навстречу. Сражение состоялось в пустыне между Фаравой и Шахристаном. Сельджуки одержали победу.
После этого газневидский султан Масуд должен был заключить с Сельджуками мир и уступил им область Нисы, Феравы и Дихистана. Таким образом, они получают частичный контроль над Хорасаном, и объявляют себя защитниками Аббасидов, которые правили тогда только в Багдаде и практически не имели какой-либо власти и политического влияния.
1036 г. Сельджуки пишут письмо султану с просьбой предоставить им большей земель, чем они владеют к этому моменту и также передать в их управление «небольшие городки» – Мерв, Серахс и Абивард. В это же самое время сельджукский Дауд-бек (Чагры-бек) вторгся в Хоросан и начал грабежи. Масуд Газневи решает наказать сельджуков и высылает войска. Началась новая война.
1037 г. Сельджуки рассеялись по Хорасану и разграбили город Тун. Был взят Мерв.
1038 г. Сельджуки разграбили Талакан и Фарйаб и осадили Рей. В ответ султан Масуд Газневи послал войска во главе с Сю-Баши. Однако, последний потерпел поражение в битве близ Серахаса, которая длилась весь день.
Главным в роде сельджуков провозглашен Тогрул-бек. Тогда же он занимает город Нишапур.
1039 г. Против Сельджуков двинулся с большой армией сам султан Масуд. Кровопролитное сражение в песчаной степи около селения Дих-и Базарган, неподалеку от реки Теджен, не дало победителя. Противники вновь заключили мир, по условиям которого Мерв вернулся под власть Газневидов. Но едва Масуд увел свои войска, Сельджуки опять овладели городом.
Дауд-бек разбивает войска эмира Гузгана (область Балх-Талакан-Фарайб).
1040 г. Решающее сражение между сельджуками и Газневидами произошло близ Данданакана. В трехдневной битве победу одержали сельджуки, разбив 100-тысячное войско Газневидов и захватив большое количество золота и скота. Сам же султан Масуд едва спасся бегством. После этого Тогрул-бек был провозглашен султаном и снова занял, покинутый до этого, Нишапур.
Чуть позже сельджуки захватили ряд территории Газневидов в районе Балха и Герата.
В этом же году произошло еще два сражения, и вновь удача была на стороне сельджуков. Был разгромлен сын Масуда – Маудуд.
Победа под Данданаканом открыла дорогу к дальнейшим завоеваниям сельджуков, которые фактически устранили Газневидов с исторической сцены.
1041 г. Султаном Газневидов стал Маудуд Газневид, после того как случился переворот и его отец был убит его же дядей. Дауд-бек взял Балх.
1042 г. Вторжение сельджуков в Табаристан. Захват города Рей. Поход Дауд-бека на Хорезм, но неудачно.
1043 г. Тогрул укрепляет свои позиции в Табаристане и переносит столицу в Мерв. Маудуд Газневид терпит существенное поражение от Арп Арслана – сына Дауд-бека, племянника Торгул-бека. Дауд-бек захватывает Кят – столицу Хорезма, и ставит своего наместника. Теперь ничто не мешает сельджукам продвигаться в своих завоеваниях. Их силы разделяются – часть идет на запад, в Армению, часть начинает захват земель Хамадана и Ирака.
1044 г. Попытка Маудуда Газневи отвоевать Балх и Тохаристан у сельджуков, но неудачно.
1045 г. Захват сельджуками Хамадана. Тогрул-бек перенес столицу в Рей. Вторжение в Армению. Сельджуки дошли до озера Ван и до Карса.
1046 г. Отряды под командованием Ибрахима ибн Инала овладели Керманшахом, вторглись в Луристан и захватили Хульван. Тогда же Тогрул отправил большое войско под командованием своего двоюродного брата Куталмыша для завоевания «горных областей Армении и Азербайджана». Куталмыш осадил столицу Шаддадидов Гянджу, но не смог ее взять.
Началось планомерное наступление сельджуков из области Керманшаха, Луристана и Хузистана на Арабский Ирак. Обстановка в этом регионе была весьма тревожной и неустойчивой из-за грабительских налетов огузов и сторонников фатимидского халифа Египта. Мосул, Дийар Бакр и другие области Ирака были разорены огузами, проникшими сюда из Закавказья еще до сельджуков.
1047 г. Новая война сельджуков против Армении. Осада армянского города Гянджи, но неудачно.
1048 г. Прорыв обороны Эрзерума сельджуками, жители вырезаны.
1049 г. Сельджуки разграбили Ани (столица области Карс). Кавурд (сын Дауд-бека) захватил область Кирман, где создал полузависимое от сельджуков государство.
1050 г. Большая сельджукская армия под командованием Ибрахима ибн Инала опять вторглась в Закавказье. В окрестностях Вананда произошло решительное сражение с армяно-грузинским войском, которым командовал Липарит Орбелиани. Огузы одержали победу и опустошили область Васпуракан.
1051 г. Захват Исфахана. Сюда же переносится столица сельджуков.
1053 г. Вновь нападение на Карс.
1054-1055 гг. Вассалами Сельджуков стали правившие в Южном Азербайджане и Арране Раввадиды. Тогда же покорились Шаддадиды, с почетом встретившие Куталмыша у ворот Гянджи. Султанская армия прошла через Закавказье в Анатолию и достигла города Манцикерта (около озера Ван).
1055 г. Захват сельджуками Багдада по «приглашению» правивших там Аббасидов. За это они попадают к ним в милость, после того как наделяют Аббасидов духовной властью. Тогрул-бек провозглашен «царем Востока и Запада».
1056 (1058) г. Сельджуки взяли Мелитену (Малатья).
1058 г. Ибрахим, брат Тогрул-бека восстал против него, но был пленен Арп Арсланом и позднее казнен.
1059 г. Умер Дауд-бек. Набег на Севастию.
1060 г. Сельджуки терпят поражение от грузинских войск. Арп Арслан попадает в плен, но впоследствии его выкупает его же тесть — армянский царь.
На востоке заключен мир с Газневидами, граница между государствами определена по Гиндукушскому хребту.
1062 г. Захват Омана. Захват Шираза.
1063 г. Завоеван Тебриз. После этого все арабские эмиры признали власть Тогрул-бека, но в этом же году он умер.
Сельджукские эмиры провозгласили султаном Арп Арслана, вопреки воле умершего Тогрул-бека, который назначил своим приемником Сулеймана. Визиром (важнейшая должность при сельджуках) при новом султане стал Низам аль-Мульк (перс по происхождению), один из самых видных политических деятелей Древнего Востока. Он оставался на должности, вплоть до своей смерти от рук убийцы в 1092 г.
1064 г. Восстание Куталмыша ибн Арслана. Он собрал огромное войско и двинулся на Рей. Близ селения Милх произошло ожесточенное сражение, в котором султанское войско одержало победу. Куталмыш погиб, множество подвластных ему огузов и туркмен было истреблено, а их имущество и скот — разграблено.
Султанская армия предприняла грандиозный поход в Закавказье и Восточную Анатолию. Достигнув крепости Нахичевань, сельджукское войско разделилось на две части: одна вторглась в Грузию, а другая направилась к границам Византии. Алп-Арслан прошел через Джавахети и Лори, захватил Ани и Карс. Вся страна была опустошена, церкви обращены в мечети, а жители большей частью перебиты или обращены в рабство.
1065 г. Поход в Сирию и Палестину. Взятие Алеппо. Захват Мекки и Медины [по некоторым данным, источник уточняется].
1066 г. Поход к низовьям Сырьдарьи. Захват Дженда.
1067 г. Победа сельджуков над византийцами у Левитане в Севастии.
1069 г. Арп Арслан напал на Иконий (Конью) и взял его.
1070 г. Атакован Хонас на берегу Эгейского моря.
1071 г. Битва при Манцикерте. Сельджуки разбивают византийцев, после измены части печенежских войск в составе византийской армии. Император Роман попадает в плен. Эта победа открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии.
Битва при Манцикерте 1071 г. Автор Бокаччо, XV век, Париж.
1072 г. Был заключен мир с византийцами и Арп Арлан обратил свои взоры на восток, чтобы привести к покорности поднявшегося хорезмийского шаха. Будучи в походе, Арп Арлан был убит одним из пленных, когда пытался самолично его казнить.
Султаном стал его сын Мелик-шах, который в этом же году подавил восстание своего дяди Кавурда – правителя Кирмана. Битва состоялась у Хамадана.
Султан отправил армию во главе с Атсызом ибн Уаком для овладения Сирией. Атсыз с помощью туркменских ополчений вторгся в Палестину, захватил Рамлу, осадил Иерусалим.
1074 г. Султанская армия двинулась на Самарканд, находившийся под властью караханида Шамс ал-Мулька. Недалеко от современного Карши ханское войско было разбито, и Сельджукиды овладели Бухарой и Самаркандом.
1076 г. Захват Дамаска.
1077 г. Сельджуки овладевают Никеей, затем Иконией. Впоследствии, Никея стала основой Румского Султаната.
1079 г. Состоялся поход в Армению и против усилившегося Грузинского царства.
1086 г. Новый поход в Закавказье, закончившийся полным покорением Шаддадидов и ширваншахов.
1089 г. Новая военная кампания против Ахмад-шаха (Западно-караханидское ханства), во время которой войско Мелик-шаха захватило Фергану и достигло границ Восточного Туркестана. Западно-караханидское ханство становится вассалом сельджуков. Восточно-караханидское ханство также признает власть Малик-шаха.
1090 г. Сельджукский наместник Аламута (крепость находится на северо-запад от Рея, в 100 км) Алави Махду сдал крепость лидеру исмаилитов (низаритов) Хасану ибн Саббаху за 3000 золотых динаров. Захват Аламута и долины реки Рудбар положил начало исмаилитскому государству в сельджукских владениях. В течение нескольких лет приверженцы Хасана ибн Саббаха захватили множество городов (Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур) и крепостей (Ламасар, Гирдкух, Танбурак) в Кухистане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране.
Появления этого государства стала постоянной головной болью для сельджукидов, которые так и не смогли полностью истребить «исмаилитскую ересь» в своем государстве. Конец ей положило только монгольское нашествие.
Восстание в Хорасане. Восстал дядя Беркиярука – Арслан Аргун, предъявивший свои претензии на область Хорасана. Он сравнительно легко овладел Мервом, Серахсом, Балхом и Термезом.
1094 г. Состоялось решающие сражение между сторонниками двух правителей. Победили те, кто поддержал Беркиярука. Он и был признан верховным правителем Сельджукской империи.
В это же время поднял мятеж родной дядя Беркиярука – Татуш, правитель Сирии и части Палестины. Но мятеж был подавлен, решающая битва произошла около Рея.
1095 г. Войска Беркярука терпят поражение в Хорасане от Арслана Аргуна. Но позднее он был убит своим рабом и Хорасан перешел в руки Санджара – сына Мелик-шаха.
1099 г. Восстание Мухаммада, также известного как Мелик-шах II (брат Беркиярука) – правителя Азербайджана и Аррана. Он занял Рей и был провозглашен верховным султаном.
1100 г. Большое сражение между Беркияруком и Санджаром в Хорасане. Беркиярук разбит.
1104 г. После ряда сражений с переменным успехом между Беркияруком и Мухаммадом было заключено мирное соглашение. Беркярук сохранил большую часть Западного и Центрального Ирана, Персидского и Арабского Ирака. Мухаммад прибавил к своим владениям северо-западные области Ирана, Мосул, Сирию. Согласно договору верховным султаном был объявлен Беркиярук, а наследником его власти — Мухаммад.
1118 г. Умер Мухаммад, считавшийся верховным правителем всей Сельджукской державы. Наследником трона стал его сын Махмуд, претендовавший на титул «великого» султана. Однако против него выступил Санджар, управлявший восточными областями. Основным ядром основанного им нового государства стал Хорасан. В его руках оказались также Балх, Хорезм и Гурган – богатая провинция на юго-восточном побережье Каспийского моря. Сам Санджар считается последним Великим Сельджуком. Правил он до 1153 г., а умер в 1156 г.
С приходом Махмуда к власти некогда обширная Сельджукская держава фактически распалась на три крупные части:
1141 г. Вторжение каракитаев на территории Мавераннахра и Хорезма. Они наносят сокрушительное поражение Санджару и указанные области отходят в их владения.
1153 г. Восстание огузов, кочевавших близ Балха. Они также наносят поражение Санджару и берут его в плен, но впоследствии он бежит. После победы над Санджарам огузы разорили весь Хорасан (сожжены Мерв и Нишапур).
Далее рассматривать историю сельджукских султанатов не входит в первоначальные задачи нашего описания кочевых народов, т.к. сельджуки фактически осели на землю. Но дальнейшие события не менее интересны, чем описанные выше. Подробнее изучить данный вопрос можно тут – Райс Т. Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии (хотя изложение достаточно сумбурное и имеющие некоторые нестыковки), либо — История Востока. Т.2 Восток в средневековье. В этой же книге можно найти описание построенной сельджуками государственной машины и расцвета при них культуры и искусства.
К этому можно также добавить, что держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов. Т.е. государства сельджукидов превратились из единой «кочевой» империи в обычные государства восточного типа, где основа населения – это земледельцы.
Можно выделить некоторые основные факторы раскола Сельджукского государства:
Военная тактика
За время перехода орды сельджуков Амударьи и начала схватки с Газневидами и до создания ими огромной империи прошло менее 60 лет (с 1035 до 1092 г.). Но за это время произошел и переход от использования народного ополчения (состоящего из простых кочевников) до создания регулярной армии.
К тому же, в отличие от предшествующих государств Саманидов и Газневидов держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах, как уже было сказано, являлись ополчения кочевников — туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов.
С началом походов в Грузию и Азербайджан мы наблюдаем следующую тактику ведения войны. Разграбление и захват территорий происходил рейдами. Участники рейда собирались на заранее условленном месте, где их делили на четыре равные по силе группы. Затем группы выстраивали по сторонам квадрата, соответствующим сторонам света. После этого каждая группа выдвигалась в заранее обусловленную точку, где группу вновь делили, на этот раз уже на три равные по численности подгруппы. Со своих позиций все войско выступало одновременно, направление его движения было подобно направлению лучей раскрытого веера. Продвигаясь вперед, разбившееся на группы войско грабило и уничтожало все попадавшиеся на его пути селения до тех пор, пока намеченная цель не была достигнута. Затем сельджуки быстро отступали с награбленным, вновь собираясь в единое войско в полном соответствии с тем же принципом, согласно которому они выстраивались перед рейдом.
Общественное устройство
Как видим, сельджукское нашествие не было единовременным актом, а осуществлялось в несколько этапов. Завоевательные войны оказали влияние на судьбы не только покоренных сельджуками стран, но и самих кочевников, участвовавших в создании нового государства. Заметные перемены в жизни огузо-туркменских племен, происходили по мере расселения их в Хорасане, Иране, Ираке, Сирии, Закавказье и Малой Азии. Наблюдался переход компактных групп кочевников к полуоседлому и оседлому быту и земледельческому хозяйству. Распадались старые родо-племенные связи; новый стимул к дальнейшему развитию получили феодальные отношения, хотя еще длительное время сохранялись пережитки архаических институтов. Сельджукская знать начинает постепенно сливаться с феодальной аристократией покоренных стран. В значительной степени этому содействовала раздача племенным вождям пастбищ и земель на правах частной собственности (мильк) и условного держания (акта).
В результате сельджукских завоеваний прежние органы власти, существовавшие у огузов и туркмен, оказались непригодными для осуществления господства над покоренными странами. Появляется необходимость создания более развитого и действенного феодально-бюрократического аппарата. Складывание новой государственной системы начинается еще в 30-х годах XI в. и завершается в основном в правление Мелик-шаха.
Политика и политическое управление (начиная с XII века)
Во времена Сельджукидов было принято передавать трон от отца к сыну – как правило, старшему, хотя случалось, что кто-то из членов семьи султана вдруг вспоминал о древней традиции огузов, согласно которой, как и в Киевской Руси, престол передавался старшему брату покойного правителя, а не его старшему сыну. Когда претенденты начинали активные действия в этом направлении, проблему обычно решали путем применения силы и трон получал победитель. В Персии после смерти Малик-шаха ослабевшая центральная власть больше не могла осуществлять полный контроль над своими вассалами, поэтому многие из них превратились в самодержавных правителей довольно больших территорий. Некоторые взяли себе титулы атабеков (что означает «князь — отец»), совершенно не задумываясь о том, что данный титул был изобретен Алп Арсланом для Низам ал — Мулька, когда того назначили наставником юного Малик-шаха. Следующие султаны также воспринимали данный титул как прерогативу человека, занимавшего на тот момент пост наставника наследника престола, – на эту должность султан всегда назначал того, кому больше всего доверял – это был министр-администратор. Даже в последние десятилетия существования империи, когда мелкие князьки брали себе титулы, на которые не имели никакого права, султаны — Сельджукиды не давали этого почетного титула никому из своих подчиненных, кроме визирей. Один из последних случаев вполне правомочного присвоения данного титула – это когда Кейкубад дал его своему кади, или верховному судье, при назначении того на пост визиря. То, что министр был достоин чести его носить, подтвердил тот факт, что он погиб, защищая своего суверена во время случайной стычки с монголами.
В XIII веке функции визиря, или премьер-министра, у сельджуков исполнял перване, или лорд-канцлер; кроме того, перване возглавлял государственный совет – диван. По поручению султана он отвечал за внутренние дела страны, а в отсутствие суверена должен был председательствовать на заседаниях кабинета. Вторым по значению после визиря был главнокомандующий. Следом за ним в иерархии шел кади, или верховный судья, который обычно был из Багдада; поскольку в основе правовой системы Сельджукидов лежал Коран, кади либо совмещал этот пост с должностью главного муфтия – верховного религиозного деятеля страны, либо, согласно положению в иерархии, делил обязанности судьи с муфтием – в этом случае они решали различные административные вопросы вместе. Когда кади совмещал эти должности, его политический вес в Малой Азии возрастал настолько, что практически достигал уровня влияния Шейх Уль-Ислама в мусульманском мире.
Однако своим духовным вдохновителем народ считал не этих должностных лиц, а султана; прекрасным примером в этом смысле был Ала ад-дин Кейкубад I. Он верил глубоко и истово, его благочестие было подлинным, каждое утро он читал утреннюю молитву шафии и 5 молитв ханифы; перед подписанием ежедневных эдиктов дивану он совершал омовения, поскольку в представляемых ему на подпись документах упоминалось имя Аллаха. За главным кади и муфтием следующими в иерархии были эмиры, возглавлявшие различные войсковые соединения. Эти официальные лица входили во внутренний кабинет, а на заседаниях дивана к ним присоединялись некоторые представители высшей знати и племенные вожди – это был своего рода консультативный совет.
Религия
Четыре сына и преемника Сельджука – Микаил, Юнус, Муса и Исраил укрепили свою власть в Бухаре и Самарканде. Факт выбора еврейских имен для двоих сыновей, похоже, подтверждает предположение Д. Данлопа о том, что Сельджук вместе с несколькими придворными вполне мог последовать примеру дружески относившихся к его отцу хазар и принять иудаизм.
Однако некоторые российские ученые [Гумилев] считают этот факт свидетельством того, что религией сельджуков стало христианство. Точный ответ на этот вопрос дать сложно отчасти потому, что с очень ранних времен все племена огузов стали жертвой миссионеров различных мастей. Сначала это были буддисты, пришедшие в III веке нашей эры в Среднюю Азию из Индии, – тогда для записи текстов огузы начали использовать индийский алфавит, но вскоре отказались от него ради согдийского, или древнеперсидского письма.
За буддистами к огузам пришли манихеи, а вскоре после них христиане. Вполне возможно, что представителям каждой из этих религий удалось обратить в свою веру какую-то часть кочевников. Как бы то ни было, христиане никогда не пользовались среди них особым влиянием, даже буддисты не смогли закрепиться там надолго и сдали позиции под напором религии Сасанидов, а ее, в свою очередь, в VII и VIII веках сменила религия торговцев-арабов, которые во все более возрастающих количествах устремлялись через Среднюю Азию в Китай. Хотя присутствие арабов в Средней Азии положило конец персидскому господству там, сначала они не могли оказывать влияние на религиозные воззрения огузов, большинство которых, вероятно, были шаманистами. Однако неуклонный рост численности арабов постепенно начал давать знать о себе, и к середине IX века расположенные по берегам Окса крупные города были вынуждены строить мечети для проживавшего в них арабского населения. Так огузы познакомились с исламом, и к концу X века – где-то между 920 и 960 годами – сельджуки стали ревностными сторонниками Мухаммада [Т. Райс].