Кто такие шорцы происхождение
В юго-восточной части западной Сибири, преимущественно на юге Кемеровской области, проживает небольшой тюркоязычный народ, о котором даже в России мало кто знает. Это шорцы. Они, в свою очередь, делятся на этнические группы.
Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи — у алтайцев и хакасов он примерно такой же. А вот по культуре шорцы все же ближе к чулымцам.
Основные поселения шорцев расположены в бассейне реки Томь, в среднем ее течении. К началу XX века все эти люди официально считались православными, хотя на самом деле информация не соответствовала действительности, так как многие шорцы даже не скрывали, что сохраняют свои традиционные верования и обычаи, унаследованные от предков. Они почитали верховных божеств Ульгеня и Эрлика, верили в личных и родовых духов-покровителей. Посредниками между мирами духов и людей выступали шаманы.
Южные шорцы, в основном, занимались охотой и рыболовством, также собирали в лесу кедровые орехи — постепенно собирательство превратили в промысел. А вот северные шорцы предпочитали кочевое скотоводство. Проживающие в горных районах освоили подсечно-огневое земледелие — сеяли ячмень, обрабатывая поля мотыгами. В начале XVIII века шорцы стали засевать и пшеницу, а скотоводы-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, предпочитая больше заниматься разведением крупного рогатого скота.
Агысом называлось зимнее жилище. Это уже была каркасная постройка из бревен, жердей и досок. Она представляла собой усеченную пирамиду, которую также крыли берестой или ветвями. В центре устанавливался очаг — дым выходил через крышное отверстие.
Современные шорцы проживают в рубленых деревянных избах, к которым их приучили русские. Юрты используются как летняя кухня.
Сегодня шорцы, по большому счету так и не принявшие христианство, с удовольствием отмечают свои языческие праздники. До наших дней, например, дошел Мылтык-Пайрам — главное праздничное событие для всей народности. В этот день принято объедаться пельменями. Но смысл состоит не в том, чтобы наесться до отвала так, что дышать трудно, а в том, чтобы найти внутри пельменя некий знаковый предмет (их туда, само собой, закладывают повара), символизирующий то или иное событие, которое непременно случится в ближайшей перспективе.
Шорцы — кузнецкие люди
Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:
Где живут
Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.
Название
Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.
Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.
Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:
Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.
История
С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.
Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.
С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.
Религия
Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.
Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.
В кухне шорцев существует три вида супа:
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.
Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.
Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:
Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.
Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой —кюрмек.
Внешность
Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.
Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.
Жилище
Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.
Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.
В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.
Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.
Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.
На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.
Жизнь
Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.
На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.
Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.
В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.
На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.
Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.
Культура
Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:
Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:
К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.
Традиции
У народа есть свои праздники:
Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.
Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).
Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.
На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.
Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.
Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.
В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.
Кто такие шорцы происхождение
«Нынешнего поколения раньше, древнего поколения позже, когда Земля создавалась, земля с водой боролась. Когда мешалкой земля разделялась, камышом вода разделялась — времена были. Верхушки берез расщепляя, время зеленым листьям распускаться было. Зеленея, зеленой траве время расти было. На верхушках берез сорока птицам время щебетанья было. На верхушках зеленой травы синим соловьям время пения было. С сорока перевалами синяя гора на земле была. У основания синей горы синее море течет.
Улген и Эрлик создают человека (аналог инь-ян)
На берегу синего моря улус-народ живет, белый скот с сотворения ходит. В середине улуса на берегу синего моря, под луной и солнцем сияя, большие и маленькие дворцы стоят. Перед большим золотым дворцом у основания золотой коновязи, которую конь не может выдернуть, треухий темно-синий конь стоит. В золотом дворце заполнивший своим рождением весь белый свет Көк Кан жил, оказывается».
Это традиционный зачин для эпоса, записанный от последнего известного кайчы (сказителя героического эпоса – «алыптығ ныбақ» и мастера горлового пения – «кай») шорцев В.Е.Таннагашева из деревни Курья (Кӧлдағал), которой сейчас нет.
Шорцы – коренное население Кемеровской области и смежных районов Хакасии, Алтая, Красноярского и Алтайского края. Общая численность шорцев в России около 13 тысяч человек. Самоназвания (шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар).
Шорцы (1913 год)
За время с момента создания шорской национальной автономии в 1926 году и создания единого этнонима количество шорцев не изменилось. Горно-Шорский национальный район был общей площадью 30 тыс. кв. км., численностью 23 тысячи человек, из которых в лучшие времена шорцы достигали до 16 тысяч. Однако в 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидирован в связи с тем, что промышленное освоение и индустриальная колонизация края уменьшало процент коренного население. Впрочем, это был всего лишь повод.
Численность шорцев в России
Шорцы как и алтайцы, хакасы и тувинцы состоят из сёоков – родов.
Шорские рода-сёоки: Аба, Ак-Шор, Кара-Шор, Карга (Суг-Карга, Таг-Карга), Калар, Кереш, Кечин, Кобый, Кызай (Кызыл-Гая), Кый (Кой), Сары-Шор, Себи, Тарткын, Таяш (Таеш), Чедибер (Чедвер), Челей, Чорал.
Шорские сёоки кумандинского происхождения: Алтына Куманды, Карга, Кузен, Оре Куманды, Солуг, Тастар, Тоон, Чедибер, Челей
Шорцы челканского происхождения: Шакшалыг, Шалгыннык
Шорцы издревле использовали лыжи для передвижения по тайге и горам. Сегодня в Горной Шории существуют лыжные курорты, известные по всей России. Шорка Екатерина Тудегешева является одной из сильнейших сноубордисток мира, обладательницей кубка мира по сноуборду 2011 года.
Екатерина Тудегешева
Шорцы также по праву гордятся своим земляком Юрием Арбачаковым, который стал первым российским чемпионом мира среди профессионалов в 1992 году в наилегчайшем весе по версии WBC.
Достижения отдельных представителей шорского народа дают надежду на возрождение духа народа, который находится на грани исчезновения. С 1930-х годов, когда была ликвидирована Шорская автономия, вплоть до 1980-х годов не было издано ни одной книги на шорском языке. Язык практически исчез.
Шорские дети (начало ХХ века)
Из-за индустриальной колонизации в советское время шорцы лишились своих традиционных занятий – охота, рыболовство, собирательство (кедровые шишки) и были вынуждены работать на тех шахтах, из-за которых они и лишились земель и образа жизни. Переселение в города убыстряло процессы ассимиляции небольшого народа. После начала перестройки в 1990 году в Новокузнецке состоялся 1-ый съезд шорского народа. На нем была создана Ассоциация шорского народа и началось движение за возрождение шорского народа. Но проблемы сохранения мест традиционного обитания все еще актуальны для шорцев и для них борьба за свои земли становится борьбой за собственное будущее.
Шорские девушки
Отношение к природе, к лесу лучше всего отражает эта фотография, где шорские женщины заготавливают дрова.
Заготовка дров, начало ХХ века. Горная Шория
В прошлом и у кыргызов было запрещено рубить деревья на дрова. Брали только те деревья и сучья, которые сами падали от гнили или старости, даже если для этого приходилось идти глубоко в лес. И это несмотря на то, что в Южной Сибири и в частности в Шории (Кузбасс) была сильно развита металлургия, которая в прошлом требовала очень много древесного угля. Пожалуй, эти строки русского путешественника относятся к любому из народов, о которых упоминается в рамках публикаций «Эгизэл», так и к народам, которые относят себя к «цивилизованным».
Горная Шория
«Русское хозяйство образовалось в диком приволье, на просторе; многие века наши чернозёмные степи были заняты кочевниками, печенегами, половцами, потом татарами, а русский народ расчищал свои пашни из-под леса, выжигая его; потому и привычка к безрасчетному истреблению леса, укоренённая веками, погубила и редкие степные рощи, например, на Общем Сырту, в Самарской губернии, да что грех таить, и в Воронежской с Тамбовской; вообще, лес до сих пор не бережётся в наших южных степях, где он составляет драгоценность.
Да и в северных лесах, и в южных степях, и в южной Сибири места для земледелия сначала много: поднял новь, выпахал, испортил землю, — можно бросить, поднять другую новь, и привычка к такому хищническому хозяйству переживает первоначальное приволье и удерживается и при относительно густом населении, как в наших средних губерниях.
Такую бестолковую растрату даров природы приписывают невежеству, недостатку знания, но весьма неосновательно. В Северной Америке знания в простонародье больше, чем где-нибудь, но и там хозяйство скваттеров долго было таким же хищническим; расчистил землю, вспахал, истощил и бросил, чтобы занять новую, так делалось, пока впереди был простор западной нови за хребтом Аллегани, делается и теперь западнее Миссисипи, в Far West.
Мордор вместо тайги
А с другой стороны, обитатели Средней Азии бережливы на дары природы, стараются извлечь большие урожаи с клочков земли, берегут новь для пастбищ, как иссык-кульские киргизы, садят деревья в степи, разводят строевой и дровяной лес, как узбеки, и по их примеру киргизы же у Арыса и Чирчика; а на Тянь-Шане, где лес есть, киргизы его берегут; берегли до сближения с нами леса и в Зауральской степи, боры Наурзум, Аманкарагай и прочие. Неужели киргизский игенчи, бедняк-земледелец, пашущий деревянным крюком, цивилизованнее не только русского мужика, но североамериканского скваттера, не только грамотного, но сплошь да рядом изобретательного механика?» [Северцев Н.А. Путешествия по Туркестанскому краю и исследование горного края Тянь-Шаня. Санкт Петербург. Часть вторая, глава вторая, 1873.]
Уничтожение шорской деревни Казас
Почему же разрушение творений человеческих называется «варварством», «дикостью», а разрушение природы, которая трудилась над своими творениями миллионы лет – называется «цивилизацией»? Та же Курья – родовое село сказителя Таннагашева или современной певицы-кайчы Чылтыс Таннагашевой, было уничтожено ради добычи угля.
Чылтыс Таннагашева
Шорское село Казас было также вытеснено. Дома несогласных переселиться сожгли. Эти проблемы были озвучены недавно в ООН. Яна Таннагашева, член общественной организации «Возрождение Казаса и шорского народа», выступила 23 ноября в Женеве на консультации Комитета по ликвидации расовой дискриминации с гражданским обществом под названием «Возьмёмся за руки и покончим с расовой дискриминацией».
С уничтожением традиционных мест обитания многие традиции переходят в ряд этнографической истории. При всем этом даже остатки некогда богатой культурной истории сегодня возрождаются при помощи энтузиастов. Этнографические записи показывают, что уважение к тайге, горам и хозяевам местностей были неким ограничительным средством, которое сохраняло природу вплоть до прихода индустриальной колонизации.
Угольные разрезы вместо священных гор шорцев
Л.П.Потапов, хакасский этнограф, побывавший в Горной Шории в тридцатых годах, так описывал обряды, связанные с охотой: «Кропление талканом с водой или абырткой совершалось дереву, вокруг которого делали шалаш. При этом произносили такое благожелание — алгыш: «Пай торум салдобур, парак паштыг пай кузук / богатый шишками с мохнатой вершиной богатый кедр, пис чакшы табан / мы хорошо добудем». После строительства одага приносили жертву огню, бросали кусочки пищи в него вечером со словами «отус паштыг от эне, от эне алтын тонду от эне / сорокоголовая мать огня, в золотой шубе мать огня».
Огонь считался посредником между охотником и духами — «хозяевами-тайги». Старший артели охотников угощал хозяина гор — таг ээзи, говоря: «Абыр черерги небе табарга, тиин одарга (с миром ходить, что-нибудь добыть, белку подстрелить)». По окончании охоты благодарили «хозяина тайги». А может и хозяйку.
Памятник хозяйке тайги (Золотая Шория)
Памятник «Золотая Шория» бурятского скульптора Даши Намдакова, стал одной из достопримечательностей Горной Шории
Другой достопримечательностью Шории являются необычные скалы, которые напоминают стены, построенные циклопами
Ученые настаивают на их природном происхождении, но, возможно, это духи гор (Таг ээзи) их сотворили.
Хочется надеется, что духи тайги, огня, гор, предков помогут сохранить шорский народ, природу Горной Шории и они не исчезнут и не станут легендами этого края, как йети, мифы о которых привлекают сюда туристов.