Кто такие улемы в османской империи

Значение слова «улем»

Кто такие улемы в османской империи. Смотреть фото Кто такие улемы в османской империи. Смотреть картинку Кто такие улемы в османской империи. Картинка про Кто такие улемы в османской империи. Фото Кто такие улемы в османской империи

Право называться улемами всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, правоведами-факихами и др. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания и т. д. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XVI века улемы постепенно превращаются в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама в лице Османской империи шиитскому исламу, провозглашенному официальной формой исповедания ислама в Сефевидском Иране.

В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), которых в совокупности часто называли улемами.

В Османской империи была учреждена должность официального главы улемов, которым являлся муфтий Стамбула, носивший титул шейх-уль-ислам.

В условиях ослабления мусульманских государств в новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации социальной жизни и образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется неоднородность улемов как социальной силы.

уле́м

1. религ. знаток теоретических и практических сторон ислама

Источник

Кто такие улемы в османской империи

Кто такие улемы в османской империи. Смотреть фото Кто такие улемы в османской империи. Смотреть картинку Кто такие улемы в османской империи. Картинка про Кто такие улемы в османской империи. Фото Кто такие улемы в османской империи

Кто такие улемы в османской империи. Смотреть фото Кто такие улемы в османской империи. Смотреть картинку Кто такие улемы в османской империи. Картинка про Кто такие улемы в османской империи. Фото Кто такие улемы в османской империи

Уле́мы (араб. علماء ‎‎ — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم ‎‎ — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.

Право называться улемами всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, правоведами-факихами и др. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания и т. д. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XVI века улемы постепенно превращаются в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама в лице Османской империи шиитскому исламу, провозглашенному официальной формой исповедания ислама в Сефевидском Иране.

В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), которых в совокупности часто называли улемами.

В Османской империи была учреждена должность официального главы улемов, которым являлся муфтий Стамбула, носивший титул шейх-уль-ислам.

В условиях ослабления мусульманских государств в новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации социальной жизни и образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется неоднородность улемов как социальной силы.

В настоящее время среди улемов есть как сторонники модернизации общества, так и последователи консервативных, «фундаменталистских» течений. [источник не указан 1304 дня]

Источник

Роль шейх уль-ислама в Османской империи

Кто такие улемы в османской империи. Смотреть фото Кто такие улемы в османской империи. Смотреть картинку Кто такие улемы в османской империи. Картинка про Кто такие улемы в османской империи. Фото Кто такие улемы в османской империи

Шейхуль-Ислам в Османской империи: его стату и роль

В Османской империи было два важнейших государственных поста – великого визиря и шейхуль-ислама. Великий визирь управлял страной, а шейхуль-ислам был лидером «ученого сообщества» (ильмие) членами которого были, прежде всего, улемы. В Османской империи представители ильмие занимались образованием, вопросами законодательства, занимали важные чиновничьи должности в государственном аппарате.

С точки зрения западных представителей при османском дворе шейхуль-ислам был теневой фигурой в политической системе империи, но обладал при этом значительной властью, так как сфера его деятельности находилась в области религии, о которой иностранцы имели мало представления. И великий визирь, и шейхуль-ислам назначались непосредственно султаном. На официальных церемониях они находились вместе. Некоторые султаны ставили шейхуль-ислама выше великих визирей.

Титул шейху-ль-ислам присваивался тем людям, которые обладали выдающимися познаниями в исламе, его учении и практике его применения. Этот титул появился в 10 веке и использовался наряду с титулами Камаль-аль-ислам и Шамсу-ль-ислам. Ученые-теологи ханафитского мазхаба использовали почетные звания чаще других, и поэтому ко времени возникновения Османской империи в 13-14 веках на ее территории было довольно много теологов с титулом шейхуль-ислам.

Первым официальным шейхуль-исламом, возглавившим религиозных деятелей Румелии – европейской части Османской империи стал Мевляна Элван Факих. Титул шейхуль-ислама был выше звания муфтия (богослова, который имел право толковать законы ислама и выносить по ним соответствующие решения) и скорее служил своеобразным признанием заслуг в сфере богословия. Шейхуль-ислам должен был издавать религиозные постановления по различным вопросам, указывая, что те или иные действия совершаются в соответствии или противоречат исламскому вероучению.

Возможно, должность шейхуль-ислама при дворе султана существовала и до правления Мехмеда Фатиха (1451-1481), но на это время приходятся самые известные первые религиозные постановления высших представителей исламского богословия: первое из них утверждает, что убив своих братьев, султан Мехмед не совершил греха, так как этот его поступок обеспечил стабильность государства. Согласно второму религиозному постановлению (фетве) он получил право на казнь короля Боснии в 1463 году, не смотря на тот факт, что король сдался на милость победителя и признал себя вассалом Османской империи. За время своего правления Фатих назначил трех шейху-ль-исламов.

Со временем у шейху-ль-исламов появились дополнительные обязанности. Он руководил муфтиями, отвечал за обучение и контролировал вакфы, принадлежавшие султану. В конце 16 века он получил право назначать и смещать судей, преподавателей и шейхов суфийских тарикатов. Это было особенно важным, так как эти полномочия давали ему возможность установить за этими людьми финансовый контроль. Жалование и пенсии улемам платило государство. Например, комплекс зданий мечети предусматривал строительство рядом с ним магазинов и бань и деньги, получаемые от их работы могли идти на содержание самой мечети и тех, кто в ней работал.

Улемы могли назначаться на должности, которые хорошо оплачивались, если они своими религиозными наставлениями способствовали поддержанию порядка в обществе. В последующие годы число претендентов на такую работу значительно превысило число возможных вакансий и поэтому улема, который плохо исполнял свои обязанности можно было заменить другим. Уходящему со своего поста можно было назначить специальную пенсию, если он был стар или слаб физически. Эта же выплата могла быть своеобразным пособием по безработице, если увольняемый был молод и мог быть назначени на другую должность.

Наиболее известным из османских шейхуль-исламов является Эбуссауд Эфенди. Он занимал этот пост около 30 лет (1545-1574) во время правления Сулеймана Кануни и его сына Селима II. Он принимал участие в разработке законов, а также был судьей в Бурсе и Стамбуле. Он привел местные законы в соответствие с шариатом, а будучи шейхуль-исламом следил за тем, чтобы указы султана так же соответствовали мусульманскому законодательству. Обладая правом смещать и назначать на должности, он мог определенным образом влиять на события в государстве. Например, он издал фетву, которая позволила султану Сулейману казнить двух лидеров дервишей – шейхов Мухиддина Карамани и Хамзу Бали. Он же другой фетовй разрешил употребление кофе и представление кукольного театра Карагез.

Историки по-разному объясняют факт того, что шейхуль-ислам не входил в состав Дивана. Некоторые указывает на то, что шариатское право было уже представлено казакскерами и надобности в третьем представителе не было.

У шейхуль-ислама было свое управление делами – Баб-и-мешихат и собственный штат служащих, в том числе и чиновник для поддержания связи с великим визирем, а также особый служитель, надзиравший за работой различных фондов, находящихся в его подчинении.

Так как в Коране нет прямых указаний на религиозную иерархию, которая де-факто имела место в Османской империи, то для существования титула шейхуль-ислама выдвигались разные оправдания.

В частности это объяснялось необходимостью того, чтобы указы султана соответствовали законам шариата. Оценка того или иного закона шейхуль-исламом предшествовала его окончательному принятию.

В теории власть шейхуль-ислама была даже выше чем власть султана, так как он мог объявить тот или иной его указ не соответствующим шариату. Однако на практике султан мог сместить не угодного ему шейхуль-ислама и назначить на этот пост более «договороспособного» человека. Но уже к восемнадцатому веку по мере ослабления абсолютной власти султана шейхуль-ислам мог в ряде случае заручиться поддержкой среди высших государственных сановников и населения столицы, чтобы отстаивать свои решения перед главой государства.

В период танзимата, когда была принята европейская система управления, шейхуль-ислам входил в состав совета министров в ранге члена кабинета.

Пост шейхуль-ислама был ликвидирован в 1924 году, когда в Турции было образовано Управление по делам религии.

Источник

Кто такие улемы в османской империи

УЛЕМЫ, улама (араб. – знающие, ученые) – собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем слово «улем» стало уважительным прозвищем. Право называться «улемом» всегда оспаривалось знатоками Корана и преданий, факихами, мутакаллимами. Улемы противопоставлялись философам и суфиям. Они подразделялись на сообщества по профессиональным занятиям, принадлежности к богословско-правовым школам (мазхабам), по месту проживания. Эти сообщества не имели, однако, четких организационных форм. Но с XV в. начинается процесс консолидации разнородных элементов улемов в единую социальную силу. Этому способствовало резкое противопоставление суннитского ислама (см. Сунниты) в лице Османской империи шиитскому исламу (см. Шииты), провозглашенному официальным вероисповеданием Сефевидского Ирана. Именно в Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных деятелей (от муджтахидов до мулл), общим названием которых часто служило слово «улем». В Османской империи была учреждена должность официального главного улема, им являлся муфтий Константинополя, носивший титул шейх-уль-ислам. В условиях ослабления мусульманских государств в Новое время в них возрастала роль различных объединений улемов, становившихся порой ведущей силой в жизни этих стран. Однако по мере секуляризации (обмирщения) социальной жизни и развития образования в ряде мусульманских стран социальная база улемов сужается. В этих условиях проявляется их неоднородность как социальной силы. В одних странах они выступают сторонниками преобразований, в других – защитниками консервативных традиций ислама. См. также Исламское духовенство.

Источник

УЛЕМЫ

Смотреть что такое «УЛЕМЫ» в других словарях:

УЛЕМЫ — в Турции ученая богословская степень мусульман, окончивших медрессе (см. это слово) и организованных в ряд сплоченных корпораций с шейк уль исламом во главе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. УЛЕМЫ… … Словарь иностранных слов русского языка

УЛЕМЫ — (араб. улам а ученые). сословие мусульманских богословов и законоведов. Обычно занимают посты судей и юрисконсультов … Юридический словарь

УЛЕМЫ — (араб. улама ученые) в точном смысле сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называют все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых… … Большой Энциклопедический словарь

Улемы — (ар. улама – ученые) – в точном смысле – сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами называют все категории мусульманских духовных наставников, всех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых… … Энциклопедия культурологии

Улемы — (араб. улама ученые) в точном смысле сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называют все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых… … Политология. Словарь.

Улемы — (арабское улама ученые), сословие мусульманских богословов и законоведов. Улемами часто называют также духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

улемы — ов; мн. Сословие мусульманских богословов и законоведов; все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку. * * * улемы (араб. улама учёные), в точном смысле сословие мусульманских богословов и… … Энциклопедический словарь

улемы — ulemos statusas T sritis zoologija | vardynas taksono rangas gentis atitikmenys: lot. Ulaema rus. улемы ryšiai: platesnis terminas – geridinės siauresnis terminas – ulema … Žuvų pavadinimų žodynas

Улемы — (арабское улама, множественное число от алим, буквально знающий, учёный) мусульманские богословы и законоведы. В средние века в ведении У. находились мусульманские религиозные учреждения, школа, право, суд; они распоряжались также… … Большая советская энциклопедия

Улемы — см. Турция … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *