Кто такие якуты их происхождение

Якуты — “полубоги”, пришедшие из долины Енисея

Якуты представляют самый многочисленный народ Сибири. Сегодня насчитывается около 500 тысяч человек, причисляющих себя к этому этносу. Издавна якутские племена населяли свою родину, выживая в суровых условиях этого края и занимаясь развитием традиционных направлений деятельности человека.

Этот народ принадлежит к достаточно молодым — впервые об их предках упоминается в XIV веке. Как ни странно, но изначально прародители якутов жили на совсем других территориях, а в нынешние владения перешли не так давно. Каким же было прошлое народа саха, как называют себя сами якуты? Как складывались их взаимоотношения с соседними племенами и происходило формирование самой народности?

Якуты — саха и “полубоги”

Среди якутов более распространённым является их старинное самоназвание — саха или сахалар. Порой они называют себя уранхай, однако это самоназвание уже практически не используется, сохранившись лишь в местном фольклоре. Этноним этот созвучен со словом “урянхай”, каким называли древние монгольские племена. Такое сходство указывает на давнюю связь предков якутов и монголов.

Относительно происхождения якутов существует немало версий. И если одни из них основываются на сведениях археологов и исторических фактах, то другие более напоминают мифы.

Кто такие якуты их происхождение. Смотреть фото Кто такие якуты их происхождение. Смотреть картинку Кто такие якуты их происхождение. Картинка про Кто такие якуты их происхождение. Фото Кто такие якуты их происхождениеЯкуты из книги «Этнографическое описание народов России»

Авторами древнейшей гипотезы стали сами якуты. Среди этого народа в старину было распространено предание, что первыми людьми мира стали представители их народа. Первый мужчина Эр Соготох Эллэй был небожителем, спустившимся с небес.

От его брака с земной женщиной и появились первые якуты. Интересно, что по сей день у якутов есть слово, определяющее их племена. В переводе с их наречия оно значит “полубоги”. Конечно, не слишком скромно, однако такая преданность старинным верованиям вызывает невольное уважение.

Формирование народа

Но я предлагаю вернуться к официальной науке. Большинство исследователей склоняется к тому, что основными предками народа стали племена курыканов. Они представляли собой народность, проживавшую на территории Сибири.

Предположительно курыканы были разделены на три подгруппы, от которых в дальнейшем и произошли родственные народы. Изначально предки якутов населяли долину Енисея, однако вынуждены были переселиться в район Байкала. Что стало причиной перехода? Как считает историк В.А.Степанов, подтолкнуть курыканов к поиску новых земель могли междоусобицы в племенах, а также притеснявшие их воинственные соседи.

Кто такие якуты их происхождение. Смотреть фото Кто такие якуты их происхождение. Смотреть картинку Кто такие якуты их происхождение. Картинка про Кто такие якуты их происхождение. Фото Кто такие якуты их происхождениеЯкутский старейшина Саха, начало 20 в., Якутия

В ходе миграции курыканы смешиваются с местными народностями, становясь основой для появления нового этноса — якутов. В XV веке якутские племена переселяются из Забайкалья в бассейн Лены, Алдана и Вилюя. Там они ассимилируются с коренными жителями, но части общин удаётся вытеснить эвенков и закрепиться на их землях.

Деятельность якутов

В непростых условиях северных регионов якуты сумели развить коневодство и скотоводство. Была выведена особая порода коров — якутская — что идеально подходила для жизни в суровом климате Севера. В XVII веке общины якутов сумели распространить разведение крупного рогатого скота в арктические районы своих земель.

При этом параллельно развивалось оленеводство, принципы которого якуты переняли у тунгусов. Этот период стал временем расцвета якутского народа. Его называют эпохой Тыгына Дархана, правителя племён якутов известного по многочисленным преданиям. Его можно назвать истинным национальным героем этого народа.

Академик А.П.Окладников в своей книге “История Якутии” пишет:

“Фигура Тыгына — мудрого старца, владыки и грозного воина, каким представляли его сородичи, уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и божеств”.

Якутия в составе России

С 1623 года начинается освоение Якутии русскими. Первыми в этом крае появились казаки Пантелея Пянды, что спустились по течению Лены. В 1632 году Петром Бекетовым был основан первый русский город Якутии, Ленский острог. С этого периода земли якутов стали частью России.

Стоит отметить, что власть русских якуты приняли неоднозначно. Якутский острог (тот, что прежде назывался Ленским) в 1634 году был осаждён крупным отрядом местных жителей. Якуты хотели выселить казаков, однако их атака была отражена. В дальнейшем сопротивление продолжалось, а часть якутов вынуждена была отступить в отдалённые районы.

Не стоит считать, будто власть русских в Якутии принесла лишь негативные перемены и ущемление прав местного населения. Распространение христианства способствовало повышению уровня образованности и развитию просветительских идей среди якутов.

От русских народ Якутии перенял принципы земледелия, которые стали успешно реализовывать на своих землях. Стали появляться крупные поселения и города, развитие которых основывалось на постоянной торговле с русскими.

Кто такие якуты их происхождение. Смотреть фото Кто такие якуты их происхождение. Смотреть картинку Кто такие якуты их происхождение. Картинка про Кто такие якуты их происхождение. Фото Кто такие якуты их происхождениеДелегация Якутской области, прибывшая в г.Иркутск в июне 1891 г. (встреча с цесаревичем и Великим князем Николем Александровичем

Новые времена для якутов

Развитие промышленного потенциала Якутии приходится на советский период. В 1920-е годы начинается разработка алтайских золотоносных месторождений. Значительную роль в жизни Якутии сыграло сооружение морского порта Тикси, благодаря чему судоходные трассы стали связывать труднодоступные регионы края.

В середине прошлого века якутами было открыто несколько алмазных месторождений, что дало начало развитию алмазодобывающей промышленности. В 1991 году край якутов был провозглашён Республикой Саха (Якутия). В ту пору происходит переход к рыночным принципам экономики, происходит приватизация предприятий, появляются различные формы собственности, существующие по сей день.

Кто такие якуты их происхождение. Смотреть фото Кто такие якуты их происхождение. Смотреть картинку Кто такие якуты их происхождение. Картинка про Кто такие якуты их происхождение. Фото Кто такие якуты их происхождениеЧлены Якутского Комсомольского интернационального отряда в ноябре 1977 года.

Источник

Происхождение якутов саха

Якуты. Сибирские инородцы тюрко-татарского племени. 227384 душ, в бассейне р. Лены, на вотсок до Охотского моря, на запад почти до Енисея. Большинство якутов кочевники, живут в юртах. Занимаются скотоводством, отчасти земледелием и торговлею; разделяются на улусы, наслеги и роды; язык якутский, тюркское наречие, является главным разговорным языком в Восточной Сибири, на котором русские объясняются с инородцами; якуты официально православные, сохранили местами шаманство. (1896).[Брокгаузъ on-line]

В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими
тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине II тыс. н.э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценральноазиатского и местного байкальского компонентов.

Язык якутский: Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отражает сложность процесса формирования народа. Полиморфизм якутского языка фиксируется в огузской принадлежности в грамматике, огузо-уйгурской и отчасти кыпчакской в лексике, многочисленных монгольских заимствованиях, элементах тунгусского происхождения.
Письменность
Якутский язык, в связи с проблемами истории якутского народа, начал изучаться еще в XVII-XVIII в. (Н.Витзен, Ф.Страленберг Ф.Табберт, П.Паллас, Г.Миллер, Г.Стеллер, Я.Линденау и др.).

В прикладном значении якутский язык начал использоваться миссионерами c середины XIX в. Священник Михаил Ощепков перевел на якутский язык “Краткий катехизис” — первое печатное издание на якутском языке.
В первые послереволюционные годы графической основой якутской письменности послужил алфавит якутского лингвиста С.А.Новгородова, составленный на
основе международной фонетической транскрипции. Этот алфавит применялся до конца 20-х гг. ХХ в. С 1929 г. для всех тюркоязычных народов был рекомендован унифицированный тюркский алфавит, составленный на латинской основе. С 1939 г. якутский алфавит был переведен на русскую графическую основу.
В это время в школах Якутии широко внедрялось преподавание якутского языка (1922/23 гг. — 1-2 кл., 1926-1930 гг. — вся начальная школа, 1933/1934 — 5-7 кл.). Учебный процесс был обеспечен учебниками на якутском языке.

Религия
Православие: Православные.
Этногенез и этническая история
Якуты существенно отличаются от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Её основу cоставляет интеграция различных этнокультурных традиций. Истоки якутского скотоводства прослеживаются в региональной культуре кочевников Центральной Азии и Южной Сибири начиная со скифского времени, а формирование ряда этноспецифических элементов якутской культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и связывается с телесскими племенами.

Следующий этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка. Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене.

Традиционные поселения и жилища
Якутские поселения ыал делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились на местах удобных для выпаса скота и были более крупными, чем зимники.
Якутская усадьба состояла из жилой постройки(балагана) и нескольких хозяйственных построек — хотонов для содержания скота, амбаров и подвалов-ледников. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы —cэргэ.

Жилища якутов отличаются разнообразием. Наиболее распространенным типом традиционного стационарного жилища является балаган — каркасная постройка пирамидальной формы, стены которой изготавливались из тонких бревен внакат и сверху покрывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиционным летним жилищем якутов в прошлом была ураса. Внешне она напоминает чум, но ее деревянная основа состоит из двух конструктивных элементов. Во-первых, это цилиндрическая часть, которую образуют вертикальные столбы, поставленные по окружности и соединенные вверху горизонтальными планками. Во-вторых, коническая жердевая конструкция, которая опирается на цилиндрическую часть урасы. Покрышки изготовлены из двух слоев бересты. Внутри, по периметру стен располагаются нары, очаг размещается в центре. Диаметр основания урасы около 5 метров, высота — до
10 метров.

Прочие жилища являются временными (сезонными) и довольно сильно варьируют по конструкции. Северные якуты-оленеводы в качестве жилища использовали «тунгусский» или «самодийский» чум. На территории расселения якутов широко распространен региональный тип жилища — голомо.

Автор данной книги также считает, что предки древних тюрков, в древнейшие времена (более 12 тысяч лет тому назад), жили в каком-то районе Передней Азии и поэтому в те времена они могли контактировать с народами, входящими в ностратическую языковую общность. Эта территория земли, скорее всего,
расположена в восточной части Передней Азии, и её можно считать первой прародиной тюрков. Однако об этом мы подробно поговорим в следующей главе. А теперь, исходя из того, что некоторые учёные утверждают, что предки древних тюрков, наряду с индоевропейцами, прауральцами, прадравидами, входили в ностратическую общность, то я хотел бы познакомить читателей с «историей ностратиков» в интрепретации известного учёного А.Б.Долгопольского. В тоже время я хочу отметить, что некоторые сторонники ностратической гипотезы, в отличие от

А.Б.Долгопольского, не столь категоричны в своих высказываниях в отношении существования отдельной алтайской языковой семьи в составе ностратической общности. Так, например, один из основных, на сегодняшний день, последователей В.М.Иллич-Свитыча российский лингвист В.А.Дыбо пишет, что «Ряд исследователей считают недоказанным существование алтайской семьи языков. Однако статус алтайской семьи не затрагивает существа ностратической гипотезы: если тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки не образуют единой прасемьи, то те древнейшие схождения между ними, которые установлены сторонниками алтайской теории, окажутся сближениями ностратического уровня».

1.Слова, которые есть в общеностратическом словаре. Ведь если в каком-нибудь праязыке есть названия жирафа и бегемота, то прародину нельзя искать в тундре, ибо в тундре жирафы никому не известны. Изучая ностратический словарь, мы узнаем, какие явления природы, животные, растения и т.д. были известны на искомой территории.

А тут вдруг взял и написал книгу «Алтайская проблема и происхождение японского языка». В самом начале этой книги С.А.Старостин так объяснил свой интерес к «алтайским языкам»: «Меня первоначально занимала лишь проблема внешних связей японского языка, и с самого начала теория его принадлежности к алтайской семье представлялась наиболее вероятной. Однако на пути доказательства алтайского происхождения японского языка встает одно весьма существенное препятствие: не прекращающиеся споры о существовании самой алтайской семьи как генетического единства языков. Действительно, если тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские и корейский языки не связаны между собой генетически, то вопрос об «алтайском» характере японского языка автоматически снимается». (С.А.Старостин, 1991).
Прочитав эти слова, я понадеялся, что высококлассный лингвист С.А.Старостин, будучи объективным и не ангажированным учёным, наконец-то, разберется в этой надуманной проблеме и окончательно закроет так называемую «алтайскую гипотезу». Единственно настораживало то, что далее С.А.Старостин заявлял, что он является сторонником ностратической теории и к решению алтайской проблемы подходит как к чему-то в целом уже доказанному и писал по этому поводу следующее: «Aвтор является сторонником ностратической теории, всесторонне обоснованной в трудах В. М. Иллич-Свитыча. Согласно этой теории, алтайские языки вместе с уральским, индоевропейскими, дравидийскими, картвельскими и афразийскими (семито-хамитскими) входят в одну макросемью, названную В. М. Иллич-Свитычем (вслед за Х.Педерсоном) ностратической. Hекоторые детали ностратической теории, конечно, можно оспаривать, но в целом она представляется нам уже вполне убедительно доказанной».
Видимо, это «заинтересованное» отношение С.А. Старостина к алтайской гипотезе подметил и российский лингвист А. А. Кибрик, который, правда, не называя имени С.А.Старостина, всё же именно его, как мне кажется, имел
ввиду, когда писал: «Для одних лингвистов алтайская макросемья (включающая, по крайней мере, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки) – очевидность,
всего лишь один элемент гораздо более объемного ностратического объединения, для других –недостоверная или даже неверная гипотеза». (А. А. Кибрик, 2002)

Во вступительной части книги «Алтайская проблема и происхождение японского языка» С.А.Старостин заявляет о том, что «для констатации генетического родства двух или более языков необходимы следующие условия:

1) наличие между этими языками системы регулярных фонетических соответствий;

2) наличие достаточно большого количества совпадающей базисной лексики, на множестве которой выполняются упомянутые регулярные фонетические соответствия;
3) желательно также наличие достаточно большого числа совпадающих грамматических морфем, на множестве которых также выполняются регулярные фонетические соответствия. Последнее условие, впрочем, в общем случае не является необходимым и достаточным». (С.А.Старостин,1991). Итак, С.А.Старостин проблему родства тюркских и японского собирался решать путём определения наличия
«между этими языками системы регулярных фонетических соответствий» и… «достаточно большого количества совпадающей базисной лексики».
Как известно в тюркологии по некоторым явлениям фонетики тюркских языков до сих пор имеются дискутируемые вопросы. Среди них наиболее известными являются: ротацизм, ламбдаизм, проблема характера пратюркского начального й, первичность глухих или звонких согласных, первичность долгих гласных и другие. Вместе с тем, необходимо отметить, что среди лингвистов тюркологов, по большинству из этих проблем имеются также и общие согласованные мнения. Так, например, в вопросе первичности глухих или звонких согласных большинство тюркологов склоняются к общему мнению, что первоначально в древнетюркском языке вначале слова возобладали глухие согласные: п, т, к, с, ч, й. Так, известный российский лингвист Э.Р.Тенишев пишет, что «Глухие звуки, как известно, признак древности языка. Следовательно, алт., шор. (пар) и чуваш. (пыр-) исторически более ранее явление, чем фонетический вариант со звонким началом бар-. Озвончивание этого глагола началось до ВЫ-ВЫЫЫ вв. н.э. как показывают тюркские рунические надписи, в языках которых бар-полнозначный глагол. Азербайджанский и турецкий –вар-является дальнейшим развитием варианта бар-, который из языков юго-западной группы удержался в туркменском языке». (Э.Р.Тенишев, Глаголы движения в тюркских языках).
Большинство тюркологов считают, что долгие гласные тюркских языков, вторичны, и они в значительной части возникли из стяжения гласных соседних слогов после выпадения находившихся в интервокальном положении сонантов.
С.А.Старостин, однако, выдвигает собственную «модификацию» фонетических соответствий, которые механически начинает применять к «реконструированным» им тюркскому и японскому «праязыкам». Вот что об этом пишет сам С.А.Старостин: «В настоящей работе мы используем реконструкцию праяпонской фонологической системы, предложенную нами в статье [Старостин, 1975], но с некоторыми модификациями…Соответствия японских фонем алтайским предлагались во многих работах, но наиболее подробному рассмотрению японо-алтайские фонетические соответствия были подвергнуты в основополагающей работе [Miller 1971]; сводка этих соответствий приведена также в [Miller-Street 1975, 147-149]. Поскольку Р. A. Миллер опирался строго на праалтайскую систему, принятую в [Poppe 1960], эти соответствия сейчас нуждаются в некоторых модификациях». (С.А.Старостин,1991).

Источник

От кого произошел народ якутов?

Почти полмиллиона якутов живет на далеком северо-востоке России в условиях экстремально холодного климата!
При этом, они отличаются долголетием, ведут крепкое хозяйство в родном краю и как кажется совсем не замечают суровости их края.
Откуда же взялся этот удивительный народ?

Языковая маскировка якутов

Несмотря на свой выраженный северный монголоидный антропологический тип, якуты говорят на несомненно тюркском языке!

Это послужило отличной нитью для понимания генезиса этого народа, ведь явно указывало на гораздо более южное происхождение.

Вероятно, далекие предки якутов имели прямое отношение к Тюркским каганатам на Алтае и в западной Монголии.

В 10 веке тюркское население Прибайкалья подверглось атаке монгольских племен. Это было самое начало триумфального вхождения монголов в мировую историю и тюрки Байкала стали первой их жертвой.

Племя курыканы, или уч-курыканы проиграв битву монголам было вынуждено спасаться бегством. И не в степи, где их легко настигнут бывалые степняки-монголы, а в тайге, уходя все дальше на север.

Курыкане известны китайцам, как сильный народ, имевший тысячи тяжелых пехотинцев и живших у «северного моря» (Байкал). Их знали в Тюркском каганате и даже в Персии, как народ «фури».
Народ этот дик, буен нравом, очень воинственен.
Тем ни менее, даже археология подтверждает, что культура курыкан была заменена на явно монгольскую культуру хори, что означает изгнание или истребление первой.

Прибыв в современную Якутию, тюрки-курыкане на две головы были сильнее и прогрессивнее местного населения, близкого к эвенкам.
Они без труда подчинили аборигенов, дали им свой язык и культуру и за 400-500 лет смешались с ними в один народ.

Конница тюрок на Байкале

Якуты, вернее еще тюрки в процессе адаптации, создали много новинок в образе жизни традиционного населения. Вывели морозоустойчивые породы лошадей, собак и коров, научились запрягать оленей и упряжки степного типа.

Антропологически якуты типичные северные монголоиды центральноазиатского типа: крупные, высокорослые, с выраженной складкой века, широким и плоским лицом, пониженным ростом бороды у мужчин. Почти ничего не выдает в них более южное, тюркское происхождение.

Генетики говорят о доминировании гаплотипа N1A1 также типичного для восточной Азии. У современных якутов часто встречается и группа R1A которую связывают со славянским населением и метисами между якутами и русскими.
Собственно, последних называют «сахаляр», в том время как самих якутов «сахалар».

Переход якутов в Россию был сложным. Казаки, которые первыми пришли в Якутию, отличались крайней жестокостью к населению, якуты платили тем же. До сих пор слово «казак» в якутском является синонимом «злой дух».
Якуты поднимали восстания, откочевывали на север и восток, но бунты подавлялись, а в новые кочевья вскоре приходила царская власть.

Источник

Кто такие якуты их происхождение

Существуют три версии о происхождении якутов. Авторами первой и древнейшей из них были так называемые дорусские якуты. Согласно ей, якуты — первооснова всего человечества, ибо северные Адам и Ева (Эр Соготох Эллэй со свое женой) являются самыми первыми людьми на планете Земля, от которых и возник весь род человеческий. Изначальный мужчина Эр Соготох Эллэй — небожитель. Он, спустившись на землю, женился на одной из двух дочерей землянина Омогоя. И чтобы Элляя с женой оставить единственными предками рода человеческого, в легенде сознательно умерщвляются Омогой с женой и вторая их дочь. Памятуя о небесном происхождении Элляя, якуты по сей день называют себя «айыы айма5а», т.е. полубогами. Данное мнение не могло возникнуть на пустом месте. Оно явно происходит от знания Диринг Юряха и представления о роли диринго-дюктайского первоцентра в возникновении человечества северного полушария.

Второе мнение о происхождении

якутов исходит опять таки от самих якутов — только послерусского периода. Все

якуты без исключения считаются произошедшими от Тыгына — человека времен

прихода русских. Во всех генеалогических таблицах, собранных кем бы то ни было,

таблицу возглавляет один Тыгын, иногда с кивком в сторону Элляя. При этом

примечательно, что в качестве отца Тыгына упоминается майаат Бадьаайы, и в

число его сыновей входят тунгус и ламут (Лабынха Сюрюк). Тот же майаат Бадьаайы

по сей день числится как родоначальник кобяйских якутов.

Подобно Манасу и Джангару, Тыгын

здесь осознанно выставлен как телесный, точно хронологизированный и

персонифицированный создатель и организатор якутского народа. При этом весь

дорусский период назван «неякутским периодом», т.е. «кыргыс

уйэтэ»,что в дословном переводе означает «век кровавых распрей».

Народ живо иллюстрирует его легендами о распрях самостийных, никому не

подчинявшихся глав суверенных родов — боотуров и хосуунов. Эти роды тыгынские

якуты считают не якутами, не тунгусами, не ламутами, т.е. лишенными этнической

принадлежности. Отсюда и безэтносный термин «кыргыс уйэтэ». Термин

этот начисто вычеркивает этническую принадлежность всех родов Якутии до-русского

времени, называя их «простейшими драчунами».

проиллюстрирована характерными рассказами. Чего стоят такие боотуры, как Легой

борогонский. Ни племени, ни рода легои не признавали. Легоевщина была типична

для всей дорусской «кыргысовой» Якутии, когда безэтносные драчливые

петухи — боотуры и хосууны ради своих личных амбиций препятствовали процессу

попыток формирования этносов. Поэтому ни в одной из легенд о хосуунах и

боотурах во всей Якутии ничего не упоминается об их этносе и фигурируют лишь

имена боотуров и название рода. Попытки этнонимизировать «кыргыс» тут

фольклора края. Безэтносность легенд о хосуунах и боотурах — всеобщая

особенность дорусского фольклора всей Якутии. Таким образом, датировка

возникновения якутов какими-то, высосанными из пальца 11—15-—16 веками — не что

времени, вплоть до 1917 г. По их мнению, дата рождения якутского народа ясна и

точна — это приход в Якутию русских казаков и служилых людей.

Почему эту дату считали решающей,

понять нетрудно. Толчок к консолидации по этносам дало именно появление

русского фактора. Без подобного фактора невозможно объяснить формирование в

народы суверенных родов. С другой стороны, по мере продвижения на восток, для

удобства управления по всей Сибири чисто административным путем этносы и народы

создавало царское правительство. В документах сохранилось даже упоминание о

принципах создания этносов и народов Сибири: язык, основной род деятельности.

Такие этносы, как юкагиры, чукчи, чуванцы создавались также при помощи метода искусственного

администрирования. Все это превосходно учло всенародное мнение якутов

тыгыновского и послетыгыновского времени.

Авторами третьего мнения невольно

стали малограмотные землепроходцы 17 в. Они предположили, что якуты, возможно,

являются ордынскими татарами. Это простонародное гадание, попав на Запад, уже в

утвердительной форме было опубликовано Витзеном. Слово Запада и тогда обладало

силой инструкции, Так, опираясь на чужие слухи, на далеком Западе возникла

основа будущей версии о якобы «южном» татарском происхождении якутов.

Сплошь неграмотная масса якутов, не зная о ней, до советской власти продолжала

твердить о своем происхождении от Тыгына и Элляя. Правда, миссионеры успели

превратить небожителя Элляя в татарина. К концу 19 в. и в начале 20 в. версия о

татарском происхождении якутов зашла в такой тупик, что ее выкинули вон, и

навсегда прекратили поиски на юге участков, пригодных для «прародины»

якутов, затем, для перелицовки версии, татар пошли заменять кем попало: и

тюрками, и хунноуграми, и самоди, и тунгусами Юч Хоро Ханами из Усть-Куты.

Все эти нововведения с радостью подхватила сегодняшняя якутская интеллигенция.

Этнос болен, и эта болезнь

началась из-за утраты якутским языком своих кормящих качеств. К тому же язык

сам раздробился на языки городские и сельские, язык фольклора и полуобрусевших

якутов, литературный язык. Двуязычные родители стали учить своих детей только

русскому, ускоряя обрусение якутов. На этом фоне в душе якута-интеллигента

появился скрываемый от всех стыд за свой этнос, Именно из-за этого стыда — быть

якутом — народ стал усиленно выдавать себя за кого угодно в прошлом. Не больные

таким недугом, досоветские якуты, тем не менее с гордостью называли себя

якутами, потомками собственных пращуров.

Сгоряча, разумеется, мои

соплеменники примутся хором отрицать наличие у них внутреннего стыда за свой

прошлый этнос. Однако, когда остынут, поймут, что и этнос болеет, как сам

человек. Указанная болезнь находится на начальной стадии. Поэтому при желании

она может быть излечима. А если заупрямится, то надо бы вспомнить, что многие

из ушедших в небытие этносов в прошлом погибли по причине бегства застыдившихся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *