Кто такие юные натуралисты

15 июня. День создания юннатского движения

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Официальная дата создания первой Станции юных любителей природы — 15 июня 1918 года. Именно в этот день родилось юннатское движение. Начало было положено первой экскурсией, которая прошла в дачном пригороде Москвы, Сокольниках. Уже через год при станции было организовано три кружка — биологи работали в «Огородниках», орнитологи в «Птичниках», энтомологи в «Насекомниках», для гидробиологов было создано объединение «Водолюбы». Эта первая юннатская станция позднее стала называться Центральной биостанцией юных натуралистов имени Тимирязева.

Идея юннатского движения быстро распространилась по всей стране — в числе первых юннатские станции были открыты в Ленинградской, Ивановской и Омской областях. В Советском Союзе станции и кружки юных натуралистов работали практически при каждой школе или Дворце пионеров. Стать членом такого кружка можно было начиная с 6 класса. Юннаты совершали экспедиции и экскурсии на природу, посещали лесхозы, ботанические сады и зоопарки. Их приглашали в гости питомники и научно-исследовательские институты, где детей знакомили с достижениями ученых в области изучения природы.

Юннатское движение призвано воспитывать в детях интерес и любовь к природе, расширять детские знания в области естествоведения. Этой замечательной педагогической идеи уже больше века, а она не утратила своего значения. В наши дни юннатское движение еще и наполнилось экологическим содержанием — теперь оно направлено и на эволюцию человеческого сознания.

«Природа – это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем» — писал Л.Н.Толстой.

Для юннатских идей в детских садах создана благодатная почва. Дети искренне интересуются миром природы и дошкольные педагоги поддерживают и развивают этот интерес. У юннатов-дошколят много дел — они наблюдают за природными явлениями, ставят опыты, проводят исследования, активно участвуют в природоохранных акциях.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Детсадовцы посещают юннатские теплицы и учатся там правильно ухаживать за цветами. Дошколята с большим усердием и заботой чистят листочки, поливают и опрыскивают цветы.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Во время экскурсий на станцию юных натуралистов дошкольники знакомятся не только с наиболее типичными животными и растениями родного края, но и экзотическими «гостями» из других уголков планеты.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Дошкольные педагоги вместе с детьми и их родителями оказывают юннатским станциям посильную помощь, собирая корм для обитателей мини-зоопарков. Ребята идут в гости к зверятам не с пустыми руками, а с пакетами вкусных овощей, семян и фруктов.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Работники станции разрешают гостям из детского сада участвовать в кормлении своих питомцев. Дети с большим удовольствием кормят зверей и птиц и наблюдают за их повадками.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Знакомство с обитателями юннатской станции — важная часть экскурсии. Дошколят очень интересует, как живут питомцы юннатов.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Юннаты рассказывают гостям из детского сада, как они заботятся о животных, как ухаживают за ними и чем их кормят.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Во время экскурсий на юннатскую станцию дошколята могут не только увидеть животных и птиц, которых они раньше видели только на картинках, но также погладить их и подержать в руках.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Знакомство с хорьком. Экскурсии на юннатскую станцию становятся для дошкольников ярким и запоминающимся событием.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Детсадовцы ведут юннатскую работу и на своем участке. Юные натуралисты не только наблюдают за зелеными друзьями, но сами сажают растения и ухаживают за ними.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Дошколята исследуют жизнь насекомых на своем участке. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Юные натуралисты в индивидуальных дневниках наблюдений фиксируют изменения, которые происходят с растениями — от посадки семян до высадки рассады в почву и сбора урожая.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Исследования живой природы продолжаются и на тематических занятиях. Юные натуралисты проводят опыты по изучению кленового листа, сравнивая экземпляры, принесенные с участка, и образцы из гербария.

Источник

Детский мир

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралистыПо мере общего развития ребенка, у него постепенно развивается стремление к познанию внешнего мира. Ребенок редко удовлетворяется одним лишь поверхностным разглядыванием предметов и явлений, окружающих его, и старается, насколько возможно, близко ознакомиться с ними. Встречаясь с красивыми представителями растительного и животного царства, с минералами т.п., ребенок, — стремиться при всяком удобном случае, приобрести некоторые экземпляры и сохранить их надолго.

Иногда дети до того увлекаются прекрасными произведениями природы, что становятся страстными «собирателями» их, иногда в ущерб своим школьным занятиям. По поводу этого рассказывают о знаменитом естествоиспытателе Линнее следующее: в ранней юности Линней совершенно пренебрегал своими школьными обязанностями, самым излюбленным его занятием было блуждать по лесу, по полям и собирать попадавшиеся ему по пути растения, минералы, камни и прочее.

Возвращаясь, домой с такой добычей, мальчик с необыкновенной любовью разглядывал, сортировал и изучал ее, не прибегая к посторонней помощи.

Отцу его такая любовь к природе казалась бессмысленной, и он стал помышлять о том, чтобы поместить сына в башмачную мастерскую…

К счастью, его затее помешал интеллигентный человек, со стороны наблюдавший в течение продолжительного времени маленького Линнея. Этот человек оценил любовь мальчика к природе, заметив в нем необыкновенную любознательность и способности, и позаботился о его дальнейшем образовании.

Благодаря своим врожденным богатым способностям и бескорыстной любви к природе, Линней впоследствии сделался знаменитым ученым, совершившим переворот в науке.

Далеко не все юные натуралисты, всей душой любящие природу, сделаются в будущем Линнеями, — во всяком случае, стремление поближе изучить явления природы следует, во что бы то ни стало поощрять в ребенке.

Собирание различных коллекций полезно для него во многих отношениях, если, конечно, производится под руководством опытного лица.

При этом упражняться все органы чувств ребенка, развивается наблюдательность и изящный вкус. Ребенок, не приучившийся к этому, не имеющий влечения к собиранию коллекций, равнодушно гуляет по зеленому лугу, не видя в нем никакого интереса для себя; между тем, как юный натуралист-собиратель – в сплошной зелени того же самого луга сумеет разглядеть различные виды трав, разнообразные красивые цифры и пр.

Кроме того, прогулки, совершаемые по лесам и полям, с натуралистической целью, приносят детям громадную пользу, — они гуляют в таких случаях не по заказу, а с любовью и охотой, стараясь не прозевать ничего по пути!

Глаза детей загораются – при виде каждого красивого жучка, растения, камня и пр. Собранные на прогулках предметы дети, по возвращении домой, приводят в строгий порядок. Камни, растения, бабочки, жучки, все внимательно пересматриваются и группируются в собственных папках или коробочках.

Источник

Как начиналось юннатское движение

Это было в начале 1918 года. Молодого учителя Бориса Васильевича Всесвятского вызвали в Сокольнический районный совет. Председатель Совета, профессиональный революционер Иван Васильевич Русаков, по образованию детский врач, предложил создать школу – биологическую станцию в лесу. Он сказал, что дети любят птиц, рыб, растения, и эту любовь хорошо использовать в воспитательных целях. А поскольку Всесвятский был биологом и педагогом, Русаков предложил возглавить такую школу именно ему.

Обстановка тех дней была суровой. Всесвятский понимал всю серьёзность этого вопроса, и поэтому он, не задумываясь, согласился возглавить школу. И вот, недалеко от Москвы, на окраине Сокольнического леса, создаётся необычная школа. Сокольнический совет выделил для станции реквизированную купеческую дачу, стоящую на берегу реки Яузы, где сходятся Сокольническая роща и большой лесной массив — Погонно-Лосиный остров, где была богатая наземная и водная фауна и флора.

Правда, по словам Бориса Васильевича, Биостанция вышла внешне очень потрёпанной, с покосившимися заборами и зданиями, с облупившимися стенами и крышами, с крайней скудностью научного инвентаря и убожеством обстановки. Однако, даже в то нелегкое время, у них были, например, цейсовские микроскопы.

В мае 1918 года в Сокольниках появилось объявление, приглашавшее детей записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы. На него откликнулось 17 детей.

15 июня 1918 года сотрудники Станции для своих практикантов и всех желающих провели первую официально организованную экскурсию. Это стало официальной датой организации в Сокольниках первой Станции юных любителей природы (БЮН), впоследствии выросшей в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. С созданием этого первого учреждения внешкольного образования и воспитания детей в нашей стране было положено начало юннатскому движению.

В первое время каждый практикант под руководством педагогов Станции индивидуально вел в природе и на территории учреждения наблюдения, которые были ему интересны — над птицами, зверями,насекомыми, растениями. Педагогический метод в школе был по существу один: самое уважительное отношение к маленькому человеку, без назидательности и сюсюканья — педагогика, основным фактором которой было не поучение, а личный пример наставника.

Борис Васильевич Всесвятский был не только основателем биостанции, он был её душой. К началу 20-х годов Всесвятский организовал из подобных себе энтузиастов дружный коллектив сотрудников. Это Н. И. Дергунов, Е. А. Флерова, З. Г. Сердюкова, В. В. Бурдакова, П. И. Суворова, А. А. Щиголев, С. И. Исаев и др.

Необходимо отметить, что Б. В. Всесвятский и его ближайший помощник, заведующий школой юннатов Пётр Петрович Смолин никогда не давили на школьников авторитетом. Наоборот, они всячески старались развивать у школьников самостоятельность и ответственность каждого колониста не только за порученное ему дело, но и за жизнь и работу всего коллектива.

Вся деятельность биостанции под бессменным руководством Б. В. Всесвятского была посвящена решению выдвинутых им трёх основных задач:

Работа Станции в первые годы проходила под лозунгом «Ближе к природе! ». Главными факторами воспитательного процесса на Станции считались: соприкосновение с живой природой, самостоятельные наблюдения и опыты, участие в общем физическом труде, пользование специальной литературой, общественно-полезная работа, участие в пропаганде натуралистических знаний.

В апреле 1919 года при Станции была открыта летняя школа-колония с общежитием на 35 человек. Вместо постоянно сменяющих друг друга детей-практикантов, с которыми трудно было вести плановую образовательно-воспитательную работу, появились постоянные юннаты-колонисты.

По мере овладения юннатами методами исследования и знаниями в области биологии, работа уже стала выходить за рамки обычной школьной программы. Силами юннатов и лаборантов выполнялась вся техническая работа по обработке агроучастков, содержанию животных, уходом за растениями, обслуживанию оборудования, поддержанию чистоты и порядка. Младшие юннаты вели наблюдения и простейшие опыты. Старшие юннаты проводили коллективную исследовательскую работу по конкретной тематике, которая часто давала новые, ценные и практические результаты. Их доклады завоёвывали признание на научных совещаниях и съездах по биологии, зоологии и др.

Юннаты станции не только сами хорошо и дружно работали, но и активно пропагандировали натуралистические знания, проводя собрания кружка юных натуралистов с открытыми докладами о проведенных наблюдениях, а также выделяя из своих членов «летучие отряды». Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. В 1922 году 25 кружков юных натуралистов практически работали под ее руководством.

В те годы одна за другой создавались станции юных натуралистов — в Малаховке, в Орехово-Зуево, в Реутове, в Ленинграде. Юннатское движение быстро распространялось по всей стране, захватывая все большее и большее число юннатов, вовлекая их в активную, творческую натуралистическую работу, работу по увлечению, работу по призванию. К 1924 году в республике насчитывалось уже 259 кружков юннатов в Москве, Омске, Архангельске, Одессе и других городах.

Вскоре биостанция стала центром юннатской работы не только в Москве, но и во всем Советском Союзе. Научно-педагогические подразделения биостанции установили широкие связи с кружками юных натуралистов, научными и производственными организациями, расположенными в разных пунктах СССР.

Биостанция устраивала сельскохозяйственные выставки, посвящённые « Дню Урожая». Ежегодно на биостанции проводились курсы для переподготовки учителей-биологов и руководителей юннатских кружков, приезжающих со всего Советского Союза.

По инициативе Б.В. Всесвятского в 1924 году был созван Первый Всесоюзный съезд юных натуралистов, проходивший в старом здании Московского университета. Почётным председателем съезда был избран Борис Васильевич.

С 1924 года издавался двухнедельный научно-педагогический журнал «Листки биостанции», не только обобщавший опыт работы БЮН, но и служивший трибуной для кружков юннатов и советского учительства.

В 1928 году по инициативе Бориса Васильевича Всесвятского был создан журнал «Юный натуралист». Замечательные писатели, поэты, публицисты, художники, крупные ученые, блестящие популяризаторы науки, артисты, педагоги, космонавты сотрудничали с ним за время 80-летней истории журнала. Вот уже более 80 лет длится это волшебное путешествие в удивительный и бесконечно разнообразный мир природы.

В 1929 году биостанции было присвоено звание Центральной.

Биостанция всегда поддерживала тесный контакт с научными учреждениями своего профиля и видными учёными: Н. И. Вавиловым, А. Г. Лорхом, И. В. Мичуриным и многими другими.

За первые двенадцать лет своего существования школа-колония при Центральной биостанции,которую возглавлял Всесвятский, дала целую плеяду учёных.

В 30-40е годы биология как наука вступила на тернистый путь. Академик Т. Д. Лысенко, ставший фаворитом Сталина, отвергал классическую генетику и другие основы биологии. Учёных, которые были не согласны с его учением, всячески преследовали и подвергали репрессиям.

В то время переживало кризис и юннатское движение. Постепенно глохли яркие костерки. На смену творчеству приходила бездумная зубрёжка. Во многих школах юннатское движение превращалось в принудиловку. На биологические факультеты шли в основном неудачники, те, кто провалился или знал, что провалится в техническом вузе.

В 1932 году была закрыта школа юннатов. Биостанция без неё начала превращаться в бюрократическое учреждение. Возглавлявший Центральную биостанцию Б. В. Всесвятский перешёл на работу в Московский педагогический институт. А Петр Петрович Смолин стал главным хранителем Дарвиновского музея.

В 1939 году был репрессирован и расстрелян первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. В. Косарев. Это отрицательно сказалось на всём юннатском движении, так как в начале 30-х годов Центральное бюро юннатов было передано в ведение ЦК ВЛКСМ.

Произошла смена названий биологических кружков и станций молодёжи на сельскохозяйственные. Нередко их творческие коллективы распадались или перерождались в принудительно-бюрократические организации.

Однако Петр Петрович Смолин с трудом, но сохранил свою новую гвардию юннатов, но теперь уже при Дарвиновском музее. Там продолжали работать творческие кружки юннатов, устраивались интересные экскурсии в Подмосковье.

В послевоенные годы Петр Петрович Смолин или ППС, как называли его ученики, руководил научной работой известного кружка юных биологов зоопарка (КЮБЗа), а в 50-60е годы вел кружок юннатов при Всероссийском обществе охраны природы.

Прошли годы, и, наконец, биология дождалась своего часа. Формальная генетика праздновала победу. Первокурсники с благоговением произносили имя Николая Ивановича Вавилова. Биология снова стала «модной» наукой. Среди поступающих на биофак особенно выделялись своими неожиданно глубокими познаниями питомцы П. П. Смолина.

К 1968 году армия юных натуралистов насчитывала уже свыше трёх миллионов человек.

Источник

Птичники, насекомники, водолюбы. Как в Москве появились юннаты

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

В СССР тысячи детей и подростков в возрасте от пяти до 15 лет называли себя юннатами — юными натуралистами. Биологические станции и кружки, на базе которых воспитывались будущие биологи, действовали по всей стране. Москва была на передовой — первыми работу с подрастающим поколением начали сотрудники биологической станции в парке «Сокольники».

О том, с чего началось юннатское движение в России, кто стоял у его истоков и при чем здесь Николай Дроздов, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Первые шаги

15 июня 1918 года в северной части парка «Сокольники», на границе с Лосиным островом, открылась первая в стране Станция юных любителей природы (сейчас — Федеральный детский эколого-биологический центр). Инициаторами открытия стали педиатр, председатель совета рабочих депутатов Сокольнического района, революционер Иван Русаков и учитель-биолог Борис Всесвятский, на много лет возглавивший биостанцию.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Юннатское движение создавалось в трудное для формирующейся Страны Советов время: Гражданская война, голод, рост количества беспризорников. В дореволюционной России не было организаций или учреждений, которые могли бы прививать детям и подросткам интерес и любовь к природе. Первым таким местом стала Станция юных любителей природы в Сокольниках. Вот какой афишей станция объявила набор практикантов:

«Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу и желающие ее изучать, приглашаются записываться практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограниченно».

По задумке основателей биостанции, юные практиканты должны были пройти путь от созерцания природы до любви к уходу за растениями и животными. Они ставили простейшие эксперименты под руководством наставников, занимались физическим трудом, изучали научную литературу, выполняли общественно полезную работу, а также вели пропаганду знаний среди школьников.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Руководители первой биостанции юных натуралистов среди прочего видели своей целью подготовку кадров для сельскохозяйственных, биологических и педагогических вузов. Однако предполагалось, что полученные знания будут полезными в жизни каждого юнната вне зависимости от того, какую профессию он выберет.

В первое время биологическая станция привлекала внимание экскурсиями для детей, рабочей молодежи, учителей и воспитателей детских домов. Ученые-энтузиасты знакомили всех желающих с миром природы в лесном питомнике и на водоемах. Основными темами экскурсий были «Жизнь птиц», «Цветение растений», «Жизнь общественных насекомых (пчел, муравьев)». Собранных во время экскурсий насекомых, а также растения дети забирали с собой, чтобы создавать в школах и детских домах уголки живой природы.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Постепенно на биостанции сформировалась группа практикантов из детей и подростков, которые проводили ежедневные наблюдения и ухаживали за птицами, насекомыми, обитателями аквариумов и растениями.

Восемь заповедей юнната

Состав практикантов постоянно менялся, поэтому выстроить четкую системную работу не получалось. Так родилась идея создать летнюю колонию для юных любителей природы. Инициативу поддержал совет рабочих депутатов Сокольнического района, и уже зимой 1919 года из работавших на станции детей летом выбрали первых натуралистов в возрасте 10–15 лет, наиболее интересовавшихся природой. Долгожданное открытие состоялось 7 апреля 1919 года.

Среди первых юннатов было много сирот и детей, чьи родители не могли их содержать. Биостанция стала для них домом и многим дала путевку в жизнь. По воспоминаниям первых натуралистов, условия не сильно отличались от детдомовских, но зато дети были вовлечены в научную деятельность.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Ребята делали обходы окрестностей, наблюдали за жизнью растений и животных, а полученные данные записывали в специальный дневник. Вот так выглядели наблюдения:

«Всю ночь на участке Биостанции пела болотная камышовка. В 1 час. 30 мин. послышалась первая песня самой ранней певицы — горихвостки. В 1 час. 47 мин. запели зарянки и певчие дрозды. В 2 час. закуковала кукушка. В 2 ч. 04 мин. послышались призывные звуки синицы-гаички. В 2 ч. 11 мин. пробудились пеночка-пересмешник, садовая славка, славка-мельничек. Послышались крики ворон. В 2 ч. 30 мин. слетел со своего гнезда сокол-сапсан, издав резкий крик: “кьяк, кьяк, кьяк”».

Со временем юннаты разделились по интересам, поэтому возникло четыре кружка: ботаников, которых называли огородниками, орнитологов (птичников), энтомологов (насекомников) и гидробиологов (водолюбов).

Дети обустраивали живые уголки и полностью брали на себя уход за флорой и фауной. С первого дня существования колонии они активно занимались сельскохозяйственными работами — сажали овощи, цветы и деревья, набивали парники навозом, работали на огородах и в садах биостанции.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

А еще они много думали о том, каким должен быть юный натуралист и какие перед ним должны стоять задачи. Результатом размышлений стали заповеди юного натуралиста, которые дети записали сами. Заповеди гласили:

Примечание: не исполняющий этих заповедей-правил не может считать себя натуралистом.

Биошкола и юннаты-комсомольцы

Осенью того же года было решено открыть круглогодичную школу-колонию, которая официально заработала уже в октябре. Детей поделили на старшую и младшую группы — в зависимости от уровня знаний. Занятия проводили научные сотрудники, которые работали на биостанции. Кроме естественно-научных предметов дети изучали математику, родной язык, литературное чтение, гигиену и другое.

Принимали в школу-колонию с испытательным сроком, за время которого дети имели возможность ознакомиться со всеми сторонами жизни учреждения. Главным условием приема был интерес к природе. Все бюновцы — так воспитанники биостанции, юные натуралисты, называли сами себя — были равны. Ни у кого из них не было личных вещей — все было общее, за исключением белья.

В 1923 году основали комсомольскую ячейку, и юннаты стали активно участвовать в жизни не только родного города, но и страны. Бюновцы устраивали городские праздники, организовывали работу на школьных приусадебных участках, ездили в экспедиции по всем регионам Советского Союза.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

О деятельности и достижениях бюновцев писали газеты «Московский комсомолец», «Пионерская правда» и «Молодой ленинец». Дети со всей страны присылали на станцию письма, в которых делились своими успехами и наблюдениями за живой природой, описаниями живых уголков в своих школах и детских домах. Корреспонденции приходило так много, что у директора биостанции Бориса Всесвятского появилась идея создания собственного издания — так в июле 1928 года вышел первый номер всем известного журнала «Юный натуралист», который выпускается и сегодня.

КЮБЗ

Идею создания секций для юных любителей природы постепенно подхватывали другие ученые. В 1923 году выдающийся натуралист, орнитолог и педагог Петр Смолин открыл свой первый кружок юных натуралистов в Московском зоологическом саду. В то время директором зоопарка был основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс.

В 1924-м в зоопарке сменилось руководство, и Петр Петрович вынужден был уволиться. В том же году на базе его кружка был организован КЮБЗ — кружок юных биологов зоопарка, который существует до сих пор.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Смолин же перебрался на биостанцию в «Сокольниках», а с ним — и большая часть его учеников. Методика его работы во многом была схожа с принципами бюновцев. Петр Петрович говорил о своей тактике преподавания следующее: «Книжных знаний поменьше, природы побольше, не забывая о связи с современностью. Мы не знаем, какие знания пригодятся в жизни, поэтому я предпочитал не накапливать знания, а совершенствовать способы получения знаний. И природа дает в этом отношении ряд удачных примеров».

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Под его руководством на биостанции были придуманы общегородские праздники День птиц и День леса. Ученый способствовал популяризации кольцевания птиц, а также всестороннему изучению в области орнитологии.

Юннаты в Дарвиновском музее

После биостанции в «Сокольниках» Смолин работал еще на нескольких станциях в разных уголках Советского Союза, пока в 1939 году Александр Котс не пригласил натуралиста в Дарвиновский музей на должность экскурсовода. Параллельно с работой в музее Смолин проводил занятия с детьми в разных московских биологических кружках.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

В конце 1949 — начале 1950 года Петр Петрович создал юношескую секцию при Всероссийском обществе охраны природы. Вскоре она была преобразована в биологический кружок при Дарвиновском музее, но кружок сохранил самоназвание ВООП. Вооповцы занимались самостоятельной работой в заповедниках и экспедициях, готовились к Всесоюзным биологическим олимпиадам школьников. Показателем успешных результатов занятий в кружке считалось в том числе поступление юнната в высшее учебное заведение, особенно на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Петра Смолина не стало в 1975 году. Многие из его учеников связали жизнь с наукой — несколько десятков человек получили степень доктора наук, более сотни человек стали кандидатами наук, доцентами. Одним из учеников Петра Петровича был известный ученый-зоолог, телеведущий и популяризатор науки Николай Дроздов.

Кто такие юные натуралисты. Смотреть фото Кто такие юные натуралисты. Смотреть картинку Кто такие юные натуралисты. Картинка про Кто такие юные натуралисты. Фото Кто такие юные натуралисты

Созданный Смолиным кружок ВООП при Дарвиновском музее и сегодня продолжает принимать детей и подростков в свои ряды. В наши дни в ВООП занимаются ребята, которые любят природу, начиная с пятого класса средней школы. Занятия стартуют в сентябре — на первой встрече все рассказывают о своих летних поездках, связанных с полевыми исследованиями. Весь сентябрь новички считаются гостями. Войти в ряды вооповцев они могут после собеседования, на котором нужно доказать, что месяц, проведенный в компании юннатов и руководителей, прошел для них с пользой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *