Кто такой абай нанбаев
Абай Кунанбаев: что известно о великом казахском поэте
Портрет Абая Кунанбаева: Wikipedia
Когда вся страна в 2020 году отмечала 175-летие великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева, в РК установили новый праздник — День Абая. Теперь дата 10 августа — это особый повод вспомнить его биографию, прогрессивные взгляды и почерпнуть мудрость казахского философа, знаменитого на весь мир.
Жизненный путь Абая Кунанбаева
Кто такой Абай Кунанбаев? Его считают родоначальником казахской литературы, великим философом и просветителем своего времени. Биография культурного деятеля прольет свет на его судьбу и творчество.
Становление поэта и философа
Когда и где родился Абай Кунанбаев? Будущий поэт появился на свет 10 августа 1845 года в Чингизских горах (ныне — село Карааул Абайского района в Восточно-Казахстанской области). Интересно, что при рождении мальчику дали имя Ибрагим. Но бабушка Зере называла внука Абаем, что значит ‘осторожный’, ‘внимательный’.
Кунанбаев принадлежал к знатному роду Тобыкты из казахского племени Аргын:
Абай Кунанбаев: творчество: YouTube/Tigran Zhampeissov
Благородное происхождение позволило Кунанбаеву получить хорошее образование. С 9 лет он обучался в медресе имама Ахмет-Ризы — мусульманской духовной школе в Семипалатинске. Можно сказать, что здесь и начался творческий путь Абая:
Отец хотел, чтобы Абай знал и русский язык. Поэтому параллельно юноша посещал русскую приходскую школу.
Кунанбаеву было суждено стать новым правителем рода. Когда ему исполнилось 13, отец решил передать сыну все необходимые знания. Он видел в юноше большой потенциал: к 20-ти Абай стал известным оратором, умел блестяще справиться с родовыми распрями.
В 28 лет Кунанбаев понял, что власть его не интересует. Он хотел путешествовать, учиться и заниматься творчеством. В этом возрасте Абай начал активную деятельность:
Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы: Wikipedia
Последнее десятилетие XIX века стало для поэта самым плодотворным. Он много размышлял о жизни казахов, строе общества, равенстве. Свои рассуждения Абай записывал в прозе и позже собрал в «Слова назидания».
Семья и последние годы жизни
В те времена многоженство было разрешено, поэтому у Абая было три супруги:
Абай Кунанбаев с сыновьями: YouTube/COVID-19 TV
Абай рано стал отцом: в 17 лет родился его первенец Акылбай. Всего у Кунанбаева было 10 детей от двух старших жен.
Многие из детей Абая выросли творческими, одаренными людьми. Некоторые из них писали свои произведения, были достойными судьями и военнослужащими. Отец любил детей и гордился ими. Именно их потеря стала для поэта фатальной.
Философия и взгляды
Чем известен Абай Кунанбаев? Он был не только одаренным поэтом и композитором. В свои произведения автор закладывал философские идеи, размышления о жизни и будущем казахов, напутствия для будущих поколений.
Его «Слова назидания» стали жемчужиной казахской литературы и источником безграничной мудрости. Предлагаем ознакомиться с главными идеями, которые пропагандировал поэт в своем творчестве.
Абай Кунанбаев: YouTube/Хроники Архивариуса
Порицание лени и призыв к самосовершенствованию
В «Словах назидания» он поднимал эту тему особенно усердно. Именно в лени поэт видел корень коррупции и кумовства в обществе.
По мнению автора, именно труд делает человека богатым духовно и материально. Эту мысль он стремился донести в первую очередь молодому поколению. Поэт ме чтал, ч то родители будут с детства прививать детям любовь к учебе и труду.
Цитата Абая Кунанбаева: NUR.KZ
Общественный строй и демократия
Свое отношение к власти Кунанбаев высказывал смело и категорично — ему претили пороки, которыми обладали должностные лица:
Пользуясь непросвещенностью простых людей, чиновники и духовенство обманывали и грабили их. Более того, свои должности они получали подкупом, из-за этого впоследствии должны были пресмыкаться перед «царизмом». Такое поведение Кунанбаев высмеивал в жесткой сатирической форме.
Цитата Абая Кунанбаева: NUR.KZ
Права женщин
Абай выступал за образование казашек, стремился к тому, чтобы казахская женщина стала в обществе наравне с мужчиной, могла занимать государственные должности. Кунанбаев уделял особое внимание жизни простой женщины, ее переживаниям и внутреннему миру — как в своих произведениях, так и в переводах мировой классики.
Так, при работе над переводом «Евгения Онегина» Пушкина поэт делал особый акцент на героине Татьяны, которая не побоялась первой признаться в чувствах мужчине. В казахском обществе того времени такое невозможно было даже представить.
Стоит сказать, что просветительская деятельность и прогрессивные идеи Кунанбаева не всем были по душе. Вокруг поэта плелись интриги, его творчество практически не распространялось. При жизни всего несколько стихотворений его авторства были напечатаны на страницах газет.
Прошли годы, и идеи Абая стали достоянием народа. Его произведения остаются актуальными, из них сможет черпать мудрость еще не одно поколение казахстанцев.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Абай Кунанбаев
Фото Все
Видео Все
«Тайны. Судьбы. Имена.». Абай Кунанбаев
Абай Жизнь и творчество (1983)
Абай Кунанбаев — биография
Абай Кунанбаев – первый классик казахской литературы, поэт, просветитель, композитор, мыслитель, общественный деятель.
Абай Кунанбаев жил в очень сложное и неспокойное время, ознаменовавшееся усилением феодального и колониального гнета, упразднением ханств и установлением нового правления. Происходила непримиримая борьба за власть, вражда, поддерживаемая принципом «разделяй и властвуй». Но, несмотря на все усилия местных и колониальных властей, казахская художественная литература и прогрессивная общественная мысль начали развиваться быстрыми темпами. В это время зародилась национальная реалистическая литература, у истоков которой стоял Абай Кунанбаев.
Детство
На самом деле выдающегося казахского поэта звали Ибрагимом, именно такое имя он получил при рождении. «Абаем» называла его родная бабушка Зере, которая души не чаяла во внуке. Она растила его с ранних лет, внимательно следила за его развитием и первыми проявлениями характера. Она и дала ему это прозвище, которое в переводе на русский звучит как «осторожный». Старушка даже представить не могла, что под этим именем он войдет не только в историю своей страны, но и прославится на весь мир.
Историки выяснили родословную Кунанбаева, начиная с прадеда – славного батыра Ыргызбая. Он родился в XVIII веке, отважно сражался с джунгарами. В преклонном возрасте его выбрали народным судьей(бием), в компетенции которого было решение мелких бытовых ссор между соплеменниками.
Портрет Абая Кунанбаева в детстве
Где-то в конце 1870-х у Ыргызбая родился сын Оскембай. По наследству ему досталось место бия, которое ранее занимал отец.
Сын Оскембая – Кунанбай кажы родился в 1804-м, занимал еще более высокое положение в обществе. Его назначили на должность старшего султана Каркаралинского внешнего округа. Прожил долгую жизнь, умер в 1886-м, в возрасте 82 лет.
Маму Абая звали Улжан, она принадлежала к роду каракесек из племени Аргын.
Как уже говорилось ранее, воспитывала мальчика бабушка Зере, и именно она сыграла в его жизни ключевую роль. Это она придумала ему прозвище, под которым его знает весь мир. Это она учила его родному языку, тогда как отец очень хотел, чтобы в первую очередь мальчику прививали знание русского языка.
Родился Ибрагим Кунанбаев 10 августа 1845 года в урочище Жидебай Чингизской волости Семипалатинского уезда Восточного Казахстана. Вначале мальчик получал образование у местного муллы, но когда ему исполнилось 9 лет, его отправили в город Семипалатинск, где определили в медресе. Там он активно занимается изучением арабского и персидского языков. Одновременно с этим, мальчик учится в русской школе, вместе с детьми военных и чиновников, служивших в Казахстане. После ее окончания мальчик попробовал свои силы в поэтическом творчестве – он пишет первые стихотворения, хоть и пытается скрыть свое авторство.
Когда Абай еще был тринадцатилетним мальчишкой, его отец пытался приучить к обязанностям, которые выполняет глава рода. Абай продолжал эту деятельность на протяжении 15 лет, но к 28-ми годам отошел от нее, чтобы посвятить свою биографию самообразованию и поэзии. Однако его первая взрослая поэзия появилась только ближе к 40 годам. Среди знакомых Абая появилось много просвещенных людей, он охотно общался с Н.Долгополовым, С Гроссом, Е.Михаэлисом.
Еще одним пристрастием Абая стало чтение, он любил Лермонтова, Пушкина, Байрона, Гете, Крылова. Произведения великих европейских классиков он читал в переводе на русский, благодаря которому постепенно просвещался и развивался, научился тонко чувствовать прекрасное.
Кунанбаев хотел познакомить с европейской культурой свой народ, и ему это удалось.
В свое время Гете написал стих под названием «Ночная песня странника», который так поразил русского поэта Михаила Лермонтова, что он перевел его на русский и выпустил адаптированную версию под названием «Горные вершины спят во тьме ночной». Через полстолетия этот стих попался на глаза Кунанбаеву, и он решил сделать его перевод на казахский. Так появилось стихотворение «Горы дремлют в темной ночи», ставшее впоследствии народной композицией и получившее большую популярность.
Абай Кунанбаев умер 6 июля 1904 года, на тот момент ему исполнилось 58 лет.
Абай Кунанбаев
Биография
18 февраля 2021-го на ютьюб-канале Maman Academy появились первые выпуски уникального видеопроекта, посвященного жизни и творчеству Абая Кунанбаева. Публикации касались мировоззрения, «Слов назидания», философии казахского поэта и мыслителя, его стихотворных произведений и последователей. Контент был рассчитан на широкую аудиторию, ведь годился и для школьных занятий и студенческих лекций, и для самообразования.
Детство и юность
10 августа 1845-го по новому стилю Улжан, одна из четырех жен крупного бая, принадлежащего к местной знати, Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева), подарила мужу сына Ибрагима.
По некоторым сведениям, имя для младенца привиделось отцу во сне, когда к нему явился великий представитель его рода Тобыкты племени Аргын — мыслитель и философ Анет Баба Кишикулы. Однако прославился он под прозвищем Абай («осторожный», «внимательный» или «милый»), данным еще в детстве бабушкой Зере (Токбалой) Бектемиркызы, ставшей первым учителем и воспитателем.
Мнения источников о том, где именно ребенок появился на свет, разошлись. Одни утверждали, что это был город Семей, другие — урочище Жидебай в Чингизских горах, тогда относившееся к Бийскому уезду Томской губернии Российской империи. Дед Оскенбай (Оскембай) и прадед Иргизбай (Ыргызбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.
Получив домашнее образование, будущий основоположник казахской письменной литературы учился в медресе в Семипалатинске, где преподавали восточные языки. Параллельно с этим ученик посещал и русскую школу, где пробовал сочинять стихи, приписывая авторство другу.
Глава семейства поспособствовал развитию в наследнике таких личных качеств, как человечность, целеустремленность и справедливость. От матери, баловавшей старинными поэмами и айтысами акынов, тот перенял остроумие и способность в саркастической форме высмеять людские недостатки.
Творчество
С подросткового возраста отец приобщал сына к деятельности главы рода, но тот в 28 лет отошел от нее, полностью погрузившись в самообразование. Только к 40 годам им были созданы первые серьезные поэтические произведения.
На формирование его мировоззрения повлияли гуманистические идеи Низами Гянджеви, Алишера Навои, Фирдоуси и других, взгляды русских демократов, труды русских классиков и в целом европейская литература. Он переводил на родной язык Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова, Иоганна Гете и Джорджа Байрона, общался с политическими ссыльными Евгением Михаэлисом, Нифонтом Долгополовым, Северином Гроссом.
Новатор казахской поэзии, некоторое время побывший волостным управителем, ввел новые размеры, рифмы и формы в казахское стихосложение, яркий пример тому — стихотворения, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»). Абай прославился как знаток народной жизни, обычаев и судейских решений и автор сатирических сочинений и поэм, в своих «Словах назидания» высказав просветительские идеи.
Огромное внимание в работах Кунанбаева уделялось нравственному и трудовому воспитанию молодежи, где решающая роль отводилась семье и положительному примеру родителей и старших родственников. В духовном совершенствовании человека особое значение придавалось поэзии и музыке, а благородство зависело от развитости чувства прекрасного.
Мыслитель выступал и помогал распространению русской и европейской культуры среди казахов, являлся композитором, оказав влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков.
Личная жизнь
Абай имел трех жен, которые жили не вместе, а в разных аулах. Первая, Дильда, подарившая мужу шестерых детей, происходила из знатного рода и являлась внучкой бия Алшынбая. По соглашению отцов, пара вступила в брак в 15 лет.
Самая любимая супруга — Айгерим (настоящее имя Шукиман), прозванная мужем луноликой красавицей. Она пришла в этот мир на 11 лет позже избранника (свадьба состоялась, когда просветителю исполнилось 30 лет), родила 4 наследников и восходила корнями к национальному герою, защитнику казахов от джунгар Мамай-батыру.
Еркежан стала третьей героиней личной жизни Кунанбаева после смерти своего мужа Оспана в 1892-м, приходившегося ему братом. Общих сыновей и дочерей у них не было.
Абай Кунанбаев с сыновьями Акылбаем и Турагулом / «ВКонтакте»
В исторических документах чаще всего упоминается о 4 сыновьях «ювелирного мастера художественного слова». Акылбая (1861–1904), создавшего произведения «Дагестан», «Зулус» и «Жарах», в ранние годы отдали младшей жене Кунанбая. Абдирахман, или Абиш (1868–1895) окончил реальное училище в Тюмени, Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге и умер от туберкулеза.
Магауия, или Магаш (1870 –1904) обучался в Семипалатинске, писал поэмы, служил судьей в родном ауле. Турагул (1875–1934) — общественный деятель партии «Алаш Орда», поэт, писатель и переводчик.
Смерть
В 2019-м Ляйля Баймагамбетова, проживающая в Нур-Султане, рассказала в интервью местной газете о малоизвестных фактах биографии и причине смерти прапрадеда:
«Похоронив Магаша, Абай заболел сам. Ни с кем не разговаривал, как будто бы он уже был мертв внутри. Ему скажут сесть, он сядет, встать — встанет. Родной брат Танирберди со слезами на глазах обращался к нему: «Нас у матери было четверо, лишился я двоих младших братьев, теперь и без тебя останусь?». Абай произнес: «У труса тысяча смертей, у батыра одна»».
Через 40 дней после ухода младшего сына, 6 июля 1904-го не стало и великого поэта и мыслителя. Сначала его тело хотели предать земле в селе Акшокы, где покоились отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш, но в итоге похоронили в Жидебае. Сейчас там находится Мавзолей Абая, где также нашли последнее убежище брат Кунанбаева Оспан, племянник Шакарим и сын последнего Ахат.
В расположенном неподалеку зимовье Абая на Жидебае организована музейная экспозиция, хранящая книги просветителя, личные вещи, редкие фотографии, предметы домашнего обихода и мебели.
Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев
Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.
Абай Кунанбаев: биография выдающейся личности Казахстана
У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их.
Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.
Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.
Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана. Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.
Фото: aktasalga.blogspot.com: UGC
Абай Құнанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы. Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.
Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.
Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи. Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана.
Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов. Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана. Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.
Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука.
Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.
К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.
Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.
Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду. Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.
Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы. Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.
По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики. Первыми среди них стали его трое сыновей.
Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.
Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца. Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни.
Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу. Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.
Абай Кунанбаев: философские взгляды
Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.
У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»). Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.
Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:
Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности. Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются.
Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.
Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных. Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить.
Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» — познание душой. Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный.
Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами. Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.
Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей. Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» — ‘Будь человеком!’.
В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию. Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.
Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.
Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего. Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь. Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть. Так же и с богатством, и с бедностью.
Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы. Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.
Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе. Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.
Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее. О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.
Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.
От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли. Высоконравственные люди — основа счастливого общества.
Абай Кунанбаев: стихи
Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов. Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории. Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.
Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева. Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.
Фото: kaktakto.com: UGC
Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий. Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие. Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты.
Они вдохновенны и исполнены истинного чувства. Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:
Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем. Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.
Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна. », «Когда станет длинною тень. ».
В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства. Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.
Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула. Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей. Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.
Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа. В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека. Его судьба — одиночество и борьба за души людей.
Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева. О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план. Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского. Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком. Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению. Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.
В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.
Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост. Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.
А какие выдающиеся личности Казахстана интересуют вас?
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора